Ответственность за ограничение конкуренции по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры


На основании статьи 7 федерального закона 223-ФЗ законодатели приняли Закон № 122-ФЗ, определивший редакцию «административного» кодекса с 16 мая 2014 года. С этого момента, ответственность заказчиков нашла своё отражение в административной плоскости, УК РФ остался без изменений.

Также с 1 января 2017 г. вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, ужесточающая требования к закупкам у организаций малого, а также среднего предпринимательства (СМП и ССП). Подробнее систему наказаний заказчиков в области закупок по 223-ФЗ рассмотрим в статье.

Виды наказаний по 223-ФЗ

КоАП по 223-ФЗ предусматривает ответственность заказчика в виде штрафов , налагаемых органами ФАС и другими контролирующими закупки органами. Их размер может достигать 50 тысяч рублей для должностных (ответственных) лиц заказчика и 500 тысяч рублей для самого заказчика (юрлиц).

Также для должностных лиц существует административная ответственность в форме дисквалификации. Перед наложением штрафа по 223-ФЗ ФАС обязан провести соответствующие процедуры по Разделу IV кодекса (Письмо ФАС России от 04.06.2014 № АЦ/22726/14).

Заказчик несет ответственность за исполнение норм 223-ФЗ до истечения 1 года от дня нарушения. По самостоятельно определяемым нормам заказчик обязан соблюдать своё положение о закупках.

Взаимодействие между заказчиком и поставщиком управляется как с помощью штрафов КоАП РФ, так и положениями других кодексов и законов, если такое взаимодействие попадает в сферу их влияния.

Можно привести пример статьи 395 ГК РФ, предусматривающей выплату неустойки заказчиком при несвоевременной оплате поставщику по договору закупки.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Должностные лица, попадающие под штрафы

  • работники, в чьи должностные обязанности входят закупки по 223-ФЗ;
  • члены комиссий по 223-ФЗ.

В противном случае должностным лицом будет выступать руководитель организации. Ответственность должностного лица увольнением не прекращается .

Таблица штрафов по 223-ФЗ

В КоАП штрафам заказчикам по 223-ФЗ посвящены 3 статьи, подробнее смотрите их в таблице.

Суть нарушения

Размер штрафа на

ответственное лицо

организацию

Статья 7.32.3 - некорректное оформление и проведение закупок

Ошибочный выбор неэлектронной формы закупки

10-30 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Выявление нарушения по предыдущей строке более двух раз

40-50 тыс. руб.

или отстранение на 6 мес. - 1 год

не предусмотрено

Игнорирование требований 44-ФЗ для:

Закупок у СМП и ССП;

Определения поставщиков во всех закупках до даты размещения положения о закупках в ЕИС

20-30 тыс. руб.

50-100 тыс. руб.

Отсутствие в ЕИС документации и прочей информации по закупке по частям 5 и 6 ст.4 223-ФЗ (например, извещения, проекта договора, протоколов и пр.)

30-50 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Размещение в ЕИС информации об изменениях в положении о закупках сверх установленного срока (15 дней от дня утверждения)

5-10 тыс. руб.

10-30 тыс. руб.

Штрафы по 223-ФЗ Практика применения Закона №223-ФЗ о закупках в 2014 году: обзор основных изменений законодательства

Спикер: В.В. Дон
03.07.2014 г.


16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . В соответствии с этим законом в КоАП РФ появились следующие принципиальные изменения:

1. Вводится понятие « в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок». Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок - это ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПО КоАП РФ (см. прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, организациям, работающим по 223-ФЗ , необходимо отдельным приказом назначить лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, которое и будет приравниваться к должностному лицу по КоАП и нести административную ответственность. Таких сотрудников может быть в том числе несколько, с распределнием обязанностей. Тогда на каждого из них должен быть приказ. Если такого приказа нет, то должностным лицом, несущим ответственность за проведение закупок, является руководитель организации.

2. Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения (см. часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). При этом не имеет значения, продолжает ли работать должностное лицо, ответственное за совершение правонарушения, в этой организации или нет, оно все равно привлекается к административной ответственности.

3. Вводится 11 новых составов административных правонарушений за нарушение законодательства о закупках (статья 7.32.3, часть 7 и 7.2 статьи 19.5, статья 19.7.2-1 КоАП РФ). Установлена компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и его должностных лиц при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях (статьи 23.83, 28.3, 28.7 КоАП РФ).

1-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о размещении информации о закупках товаров, работ, услуг

  • Административные правонарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации о закупках

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).


Заказчик обязан размещать в единой информационной системе (ЕИС)

1. Правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность заказчика:

При закупках до 100 тыс. руб. заказчик вправе вообще не составлять документацию о закупке и не размещать информацию в единой информационной системе.

  • Административные правонарушения, связанные с непредоставлением, нарушением сроков предоставления информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) и недобросовестных участниках закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(статья 19.7.2-1 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренному Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в Реестр вносятся сведения:

Об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;

О поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211). См. п. 3, 4 и и 5 указанных правил.

Сведения об уклонении от заключения договора должны быть направлены в течение 30 календарных дней.

В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сведения направляются в течение 10 рабочих дней.

2-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства о закупках в части соблюдения порядка размещения информации о закупках и форм процедур закупок

  • Административные правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства о соблюдении электронной формы закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме (часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз (часть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Формы процедур закупок

В электронной форме

Не в электронной форме

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" закупка следующих товаров, работ, услуг производится в электронной форме:

Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93

Наименование

Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них (кроме кода 2109350)

Полиграфическая и печатная продукция (кроме кодов 2221020,2221637)

Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника

Оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи

Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и кино-аппаратура, часы (кроме кодов 3311000, 3313050,3321000,3322010)

Автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование

Транспортные средства, не включенные в другие группировки

Канцелярские принадлежности (3699110)-(3699135)

Природная вода и лед

Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования

Услуги по уборке зданий

Случаи, когда закупки, указанные в Перечне, могут осуществляться не в электронной форме :

  1. Если информация о закупке, в соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, не подлежит размещению в единой информационной системе;
  2. Если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения ;
  3. Если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.

Особенности проведения закупок в электронной форме:

  • Форма подачи заявок на закупку данной продукции, за исключением случаев, определенных Постановлением № 616, должна быть исключительно электронно й.
  • Нет определения «электронная форма закупки»: заказчик имеет возможность принимать заявки от участников закупок через электронную почту (подписанные электронной подписью) либо может разместить закупку на одном из интернет-ресурсов, реализующих возможность размещения закупок в соответствии с положениями ФЗ № 223;
  • Пока нет требования о размещении закупок в электронной форме на электронной торговой площадке.

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке
(часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .

Чтобы приступить к эффективным закупкам, достаточно аккредитоваться на площадке OTC-tender. Аккредитовавшись, вы сможете легко и удобно проводить аукционы, конкурсы, а также запросы цен и предложений. Простая выполняется всего за 2 шага!

Когда заказчики в рамках 223-ФЗ обязаны применять положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе?

1. Когда заказчиком в рамках 223-ФЗ не было утверждено и размещено в установленные законом сроки Положение о закупке.

2. При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности автономными учреждениями и унитарными предприятиями.

3. Закупки, осуществляемые за счёт субсидий и средств полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) заказчиками-бюджетными учреждениями, принявшими решение о переводе части своих закупок на положения 223-ФЗ.

Часть 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

«4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям… унитарным предприятиям … капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок».

К заказчикам формально не отнесены, но отдельные свои закупки при этом осуществляют по Закону № 44-ФЗ

  • учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч.4 ст.15) - на указанных лиц не распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие исполнение контракта.
  • Юридические лица, не являющиеся гос. или мун. учреждениями, ГУПами или МУПами, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций, предоставленных таким лицам в соответствии с БК РФ (ч.5 ст.15 Закона № 44-ФЗ).
  • Бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, отдельные заказчики (государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления) передали безвозмездно свои полномочия на осуществление закупок в рамках заключенных договоров (соглашений) (ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ ПО 223-ФЗ

Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2014 года раскрывается понятие капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Под этим понятием понимаются капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 и статья 79 Бюджетного кодекса РФ).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности (далее — капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) за счет бюджетных ассигнований могут осуществляться в форме:

1. Субсидий на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В обоих указанных случаях капитальные вложения предоставлятся:

1. Государственным и муниципальным автономным учреждениям.

  1. Государственным и муниципальным бюджетным учреждениям.
  2. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Особенности этих форм капитальных вложений

1) При предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений государственный или муниципальный заказчик (орган госвласти, орган местного самоуправления, орган управления внебюджетным фондом) на основании соглашения безвозмездно передаёт свои полномочия заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов.

Таким образом, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие не является заказчиком. Заказчиком здесь выступает соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование).

2) При предоставлении субсидий на капитальные вложения бюджетному или автономному учреждению, унитарному предприятию передаются только бюджетные ассигнования. При этом последние являются заказчиками и расходуют средства на основании соглашения о предоставлении субсидии.

3) Исходя из содержания п. 4 ст. 78.2 и п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов капитального строительства.

Таким образом, субсидии на капитальный ремонт объектов капитального строительства, предоставляемые государственным и муниципальным автономным учреждениям под требования части 4 статьи 15 ФЗ-44 не подпадают . Эти закупки должны осуществляться автономными учреждениями по правилам ФЗ-223, а не ФЗ-44.

4) До 01.01.2017 г. субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляемые государственным или муниципальными предприятиям выведены из под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (часть 26 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями

Бюджетные учреждения вправе применять Закон 44-ФЗ или Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (решение принимается до 01.04.2013 г. и размещается в ЕИС (часть 2 статьи 15 Закона 44-ФЗ) для следующих видов закупок:

. Закупки за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями в качестве исполнителя по контракту (привлечение субподрядчиков);

Закупки за счет средств, полученных при осуществлении бюджетными учреждениями иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц , в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (ИСКЛЮЧЕНИЕ - средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В отношении закупок, осуществляемых в 2014 году, бюджетное учреждение может разработать Положение о закупках по 223-ФЗ и разместить его на официальном сайте до 01.04.2014 г. (часть 25 статьи 112 Закона 44-ФЗ).

Содержание извещения о закупке (ч.ч. 8,9 ст.4 ФЗ-223)

В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

Способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

Предмет договора;

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Содержание документации о закупке - ч.10 ст.4

Техническое задание (требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам продукции, к ее безопасности, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования)*;

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки;

Инструкция по заполнению заявки участниками закупки;

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги*;

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

Критерии оценки и сопоставления заявок;

Порядок оценки и сопоставления заявок.

Особенности формирования извещений о закупке

«IV. Порядок размещения извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора

21. Представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Федерального закона. В случае если установлен иной способ закупки, представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные для данного способа закупки положением о закупке наряду со сведениями, предусмотренными частью 9 статьи 4 Федерального закона.

22. С извещением о закупке на официальном сайте размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке».

Требования к протоколу закупки

Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908):

«VII. Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора

34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

35. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

36. Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения».

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3-я группа административных правонарушений


Административные правонарушения, связанные с неисполнением предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок

(часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок (часть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Важнейшие изменения законодательства о закупках, внесённые Федеральным законом от 28.12.2006 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в 223-ФЗ:

1. Понятие «официальный сайт» заменено на «единую информационную систему» (часть 2.1 ст.1, ст. 4, часть 10 ст.8).

2. С 01.01.2015г. вводится в действие Реестр договоров, заключенных заказчиками по 223-ФЗ (ст.4.1).

Федеральным законом от 28.12.2013 № № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.2015 года вводится обязательный для заказчиков по 223-ФЗ Реестр договоров, заключаемых заказчиками. В указанный Реестр договоров будут вноситься сведения о заключении договоров, их изменении, а также о результатах исполнения договоров заказчиками по 223-ФЗ.

Статья 4.1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ:

«В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора».

3. «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета» (часть 8 ст.3 Федерального закона 223-ФЗ).

4. С 01.01.2016 вступает в силу ч. 8.1 статьи 3 223-ФЗ: «8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющем функции и полномочия учредителя государственного или муниципальнорго бюджетного учреждения (часть 3 ст.2).

6. Уточнены случаи, при которых бюджетное учреждение вправе применять 223-ФЗ (пункт 4 части 2 ст.1).

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок с 01.01.2014 г. распространяются и на запросы предложений, проводимые в рамках 44-ФЗ (части 1-4 ст.17).

2. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок, запросу предложений в рамках 44-ФЗ с 01.01.2014 г. распространяются и на все закупки в рамках 223-ФЗ (часть 5 ст.17).

Изменились сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Право бюджетного учреждения принять положение о закупке по 223-ФЗ - до 01.04.2014 (часть 25 статьи 112).

Вопросы слушателей


Вопрос:
Обязательно ли размещать каждое отдельное изменение в Положении о закупках отдельным документом или достаточно разместить в единой информационнной системе новую редакцию Положения о закупках со всеми изменениями?
Ответ: Допустимы оба варианта.

Вопрос: Можно ли в оценке заявок установить, что победителем является тот, кто предложит самую низкую цену без НДС?
Ответ: Можно.

Вопрос: Контракт на 3 месяца, объем меняется ежемесячно, а дополнительное соглашение заключено по истечение 3 месяцев. Когда наступает срок размещения изменений?
Ответ: Сроки исчисляются с момента заключения дополнительного соглашения. Для того, чтобы внести изменения у заказчика есть 10 календарных дней.

Вопрос: Если в Положении определен срок рамещения извещения о закупке у единственного поставщика, в случае его нарушения будет ли штраф?
Ответ: Да.

Вопрос: План закупок утверждается приказом?
Ответ: 223-ФЗ этот вопрос не регламентирует.

Вопрос: По какому закону проводятся закупки за счет средств ФМС.
Ответ: Закупки за счет средств ФМС бюджетными учреждениями проводятся по 44-ФЗ.

Вопрос: Можно ли нулевой план по закупке высокотехнологичной продукции размещать на 4 года, т.е. обозначить 2014-2018 гг.?
Ответ: Да, план по закупке высокотехнологичной продукции нужно размещать на 4 года.

Вопрос: Может ли ГБУ в течение года заключить 2-3 договора до 100 тыс. руб. на покупку ГСМ? Будет ли за это штраф?
Ответ: Если заказчик работает по 223-ФЗ и в его Положении о закупке предусмотрены такие виды закупок, то штрафа за это не будет.

Вопрос: Может ли аптека размещать один план вместо двух?
Ответ: Закон предполагает размещение двух планов - плана закупок и плана закупок высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, в том числе для аптек.

Вопрос: Как проводятся закупки по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ?
Ответ: Закупки производятся в том порядке, который действовал до вступления в силу закона 223-ФЗ.

Вопрос: Какая может быть ответственность за неправильный выбор участников запроса котировок? Можно ли признать запрос котировок несостоявшимся, если поступила одна заявка, и закупить у этого поставщика как у единственного поставщика?
Ответ: Административная ответственность за неправильный выбор участника запроса котировок для должностных лиц составляет от двух тысяч до трех тысяч рублей, для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Для того, чтобы заказчик мог закупить у единственного поставщика в ситуации, описанной в вопросе, необходимо прописать в положении о закупках, что в случае несостоявшейся процедуры закупок по любым основаниям заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.

Вопрос: Является ли нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки?
Ответ: В настоящее время ответственность за нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки законодательством не предусмотрена.

Вопрос: Если договор заключен на сумму до 100 тыс. рублей и сумма, на которую он был заключен, истекла, будет ли нарушением заключить новый договор?
Ответ: Нет, не будет нарушением.

Вопрос: При наличии годового плана закупок по 223-ФЗ, нужно ли размещать отдельный план закупок на аудторские услуги по 44-ФЗ или можно включить эту закупку в план по 223-ФЗ?
Ответ: Закупка аудиторских услуг не подпадает под действие 223-ФЗ. По этой причине в план закупок по 223-ФЗ заказчик не может включить аудиторские услуги.В законе об аудите указано, что аудиторские услуги закупаются по закону о контрактной системе 44-ФЗ. Соответственно при закупке аудиторских услуг заказчик либо проводит только процедуру закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, либо полностью соблюдает 44-ФЗ. В соответствии с 44-ФЗ у заказчика нет обязанности составлять и размещать план закупок аудиторских услуг.

Вопрос: Нужно ли размещать план закупки, если общая сумма закупок не превышает пятьсот тысяч рублей, отдельные договора - до сорока тысяч рублей?
Ответ: По 223-ФЗ в любом случае нужно размещать план закупок.

Вопрос: Вправе ли заказчик принимать котировочные заявки по электронной почте?
Ответ: Вправе, если это предусмотрено Положением о закупке.

Штрафы по 223-ФЗ Практика применения Закона №223-ФЗ о закупках в 2014 году: обзор основных изменений законодательства

Спикер: В.В. Дон
03.07.2014 г.


16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . В соответствии с этим законом в КоАП РФ появились следующие принципиальные изменения:

1. Вводится понятие « в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок». Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок - это ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПО КоАП РФ (см. прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, организациям, работающим по 223-ФЗ , необходимо отдельным приказом назначить лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, которое и будет приравниваться к должностному лицу по КоАП и нести административную ответственность. Таких сотрудников может быть в том числе несколько, с распределнием обязанностей. Тогда на каждого из них должен быть приказ. Если такого приказа нет, то должностным лицом, несущим ответственность за проведение закупок, является руководитель организации.

2. Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения (см. часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). При этом не имеет значения, продолжает ли работать должностное лицо, ответственное за совершение правонарушения, в этой организации или нет, оно все равно привлекается к административной ответственности.

3. Вводится 11 новых составов административных правонарушений за нарушение законодательства о закупках (статья 7.32.3, часть 7 и 7.2 статьи 19.5, статья 19.7.2-1 КоАП РФ). Установлена компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и его должностных лиц при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях (статьи 23.83, 28.3, 28.7 КоАП РФ).

1-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о размещении информации о закупках товаров, работ, услуг

  • Административные правонарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации о закупках

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).


Заказчик обязан размещать в единой информационной системе (ЕИС)

1. Правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность заказчика:

При закупках до 100 тыс. руб. заказчик вправе вообще не составлять документацию о закупке и не размещать информацию в единой информационной системе.

  • Административные правонарушения, связанные с непредоставлением, нарушением сроков предоставления информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) и недобросовестных участниках закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(статья 19.7.2-1 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренному Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в Реестр вносятся сведения:

Об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;

О поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211). См. п. 3, 4 и и 5 указанных правил.

Сведения об уклонении от заключения договора должны быть направлены в течение 30 календарных дней.

В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сведения направляются в течение 10 рабочих дней.

2-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства о закупках в части соблюдения порядка размещения информации о закупках и форм процедур закупок

  • Административные правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства о соблюдении электронной формы закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме (часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз (часть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Формы процедур закупок

В электронной форме

Не в электронной форме

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" закупка следующих товаров, работ, услуг производится в электронной форме:

Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93

Наименование

Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них (кроме кода 2109350)

Полиграфическая и печатная продукция (кроме кодов 2221020,2221637)

Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника

Оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи

Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и кино-аппаратура, часы (кроме кодов 3311000, 3313050,3321000,3322010)

Автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование

Транспортные средства, не включенные в другие группировки

Канцелярские принадлежности (3699110)-(3699135)

Природная вода и лед

Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования

Услуги по уборке зданий

Случаи, когда закупки, указанные в Перечне, могут осуществляться не в электронной форме :

  1. Если информация о закупке, в соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, не подлежит размещению в единой информационной системе;
  2. Если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения ;
  3. Если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.

Особенности проведения закупок в электронной форме:

  • Форма подачи заявок на закупку данной продукции, за исключением случаев, определенных Постановлением № 616, должна быть исключительно электронно й.
  • Нет определения «электронная форма закупки»: заказчик имеет возможность принимать заявки от участников закупок через электронную почту (подписанные электронной подписью) либо может разместить закупку на одном из интернет-ресурсов, реализующих возможность размещения закупок в соответствии с положениями ФЗ № 223;
  • Пока нет требования о размещении закупок в электронной форме на электронной торговой площадке.

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке
(часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .

Чтобы приступить к эффективным закупкам, достаточно аккредитоваться на площадке OTC-tender. Аккредитовавшись, вы сможете легко и удобно проводить аукционы, конкурсы, а также запросы цен и предложений. Простая выполняется всего за 2 шага!

Когда заказчики в рамках 223-ФЗ обязаны применять положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе?

1. Когда заказчиком в рамках 223-ФЗ не было утверждено и размещено в установленные законом сроки Положение о закупке.

2. При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности автономными учреждениями и унитарными предприятиями.

3. Закупки, осуществляемые за счёт субсидий и средств полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) заказчиками-бюджетными учреждениями, принявшими решение о переводе части своих закупок на положения 223-ФЗ.

Часть 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

«4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям… унитарным предприятиям … капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок».

К заказчикам формально не отнесены, но отдельные свои закупки при этом осуществляют по Закону № 44-ФЗ

  • учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч.4 ст.15) - на указанных лиц не распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие исполнение контракта.
  • Юридические лица, не являющиеся гос. или мун. учреждениями, ГУПами или МУПами, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций, предоставленных таким лицам в соответствии с БК РФ (ч.5 ст.15 Закона № 44-ФЗ).
  • Бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, отдельные заказчики (государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления) передали безвозмездно свои полномочия на осуществление закупок в рамках заключенных договоров (соглашений) (ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ ПО 223-ФЗ

Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2014 года раскрывается понятие капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Под этим понятием понимаются капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 и статья 79 Бюджетного кодекса РФ).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности (далее — капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) за счет бюджетных ассигнований могут осуществляться в форме:

1. Субсидий на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В обоих указанных случаях капитальные вложения предоставлятся:

1. Государственным и муниципальным автономным учреждениям.

  1. Государственным и муниципальным бюджетным учреждениям.
  2. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Особенности этих форм капитальных вложений

1) При предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений государственный или муниципальный заказчик (орган госвласти, орган местного самоуправления, орган управления внебюджетным фондом) на основании соглашения безвозмездно передаёт свои полномочия заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов.

Таким образом, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие не является заказчиком. Заказчиком здесь выступает соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование).

2) При предоставлении субсидий на капитальные вложения бюджетному или автономному учреждению, унитарному предприятию передаются только бюджетные ассигнования. При этом последние являются заказчиками и расходуют средства на основании соглашения о предоставлении субсидии.

3) Исходя из содержания п. 4 ст. 78.2 и п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов капитального строительства.

Таким образом, субсидии на капитальный ремонт объектов капитального строительства, предоставляемые государственным и муниципальным автономным учреждениям под требования части 4 статьи 15 ФЗ-44 не подпадают . Эти закупки должны осуществляться автономными учреждениями по правилам ФЗ-223, а не ФЗ-44.

4) До 01.01.2017 г. субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляемые государственным или муниципальными предприятиям выведены из под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (часть 26 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями

Бюджетные учреждения вправе применять Закон 44-ФЗ или Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (решение принимается до 01.04.2013 г. и размещается в ЕИС (часть 2 статьи 15 Закона 44-ФЗ) для следующих видов закупок:

. Закупки за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями в качестве исполнителя по контракту (привлечение субподрядчиков);

Закупки за счет средств, полученных при осуществлении бюджетными учреждениями иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц , в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (ИСКЛЮЧЕНИЕ - средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В отношении закупок, осуществляемых в 2014 году, бюджетное учреждение может разработать Положение о закупках по 223-ФЗ и разместить его на официальном сайте до 01.04.2014 г. (часть 25 статьи 112 Закона 44-ФЗ).

Содержание извещения о закупке (ч.ч. 8,9 ст.4 ФЗ-223)

В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

Способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

Предмет договора;

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Содержание документации о закупке - ч.10 ст.4

Техническое задание (требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам продукции, к ее безопасности, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования)*;

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки;

Инструкция по заполнению заявки участниками закупки;

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги*;

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

Критерии оценки и сопоставления заявок;

Порядок оценки и сопоставления заявок.

Особенности формирования извещений о закупке

«IV. Порядок размещения извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора

21. Представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Федерального закона. В случае если установлен иной способ закупки, представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные для данного способа закупки положением о закупке наряду со сведениями, предусмотренными частью 9 статьи 4 Федерального закона.

22. С извещением о закупке на официальном сайте размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке».

Требования к протоколу закупки

Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908):

«VII. Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора

34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

35. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

36. Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения».

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3-я группа административных правонарушений


Административные правонарушения, связанные с неисполнением предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок

(часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок (часть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Важнейшие изменения законодательства о закупках, внесённые Федеральным законом от 28.12.2006 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в 223-ФЗ:

1. Понятие «официальный сайт» заменено на «единую информационную систему» (часть 2.1 ст.1, ст. 4, часть 10 ст.8).

2. С 01.01.2015г. вводится в действие Реестр договоров, заключенных заказчиками по 223-ФЗ (ст.4.1).

Федеральным законом от 28.12.2013 № № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.2015 года вводится обязательный для заказчиков по 223-ФЗ Реестр договоров, заключаемых заказчиками. В указанный Реестр договоров будут вноситься сведения о заключении договоров, их изменении, а также о результатах исполнения договоров заказчиками по 223-ФЗ.

Статья 4.1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ:

«В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора».

3. «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета» (часть 8 ст.3 Федерального закона 223-ФЗ).

4. С 01.01.2016 вступает в силу ч. 8.1 статьи 3 223-ФЗ: «8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющем функции и полномочия учредителя государственного или муниципальнорго бюджетного учреждения (часть 3 ст.2).

6. Уточнены случаи, при которых бюджетное учреждение вправе применять 223-ФЗ (пункт 4 части 2 ст.1).

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок с 01.01.2014 г. распространяются и на запросы предложений, проводимые в рамках 44-ФЗ (части 1-4 ст.17).

2. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок, запросу предложений в рамках 44-ФЗ с 01.01.2014 г. распространяются и на все закупки в рамках 223-ФЗ (часть 5 ст.17).

Изменились сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Право бюджетного учреждения принять положение о закупке по 223-ФЗ - до 01.04.2014 (часть 25 статьи 112).

Вопросы слушателей


Вопрос:
Обязательно ли размещать каждое отдельное изменение в Положении о закупках отдельным документом или достаточно разместить в единой информационнной системе новую редакцию Положения о закупках со всеми изменениями?
Ответ: Допустимы оба варианта.

Вопрос: Можно ли в оценке заявок установить, что победителем является тот, кто предложит самую низкую цену без НДС?
Ответ: Можно.

Вопрос: Контракт на 3 месяца, объем меняется ежемесячно, а дополнительное соглашение заключено по истечение 3 месяцев. Когда наступает срок размещения изменений?
Ответ: Сроки исчисляются с момента заключения дополнительного соглашения. Для того, чтобы внести изменения у заказчика есть 10 календарных дней.

Вопрос: Если в Положении определен срок рамещения извещения о закупке у единственного поставщика, в случае его нарушения будет ли штраф?
Ответ: Да.

Вопрос: План закупок утверждается приказом?
Ответ: 223-ФЗ этот вопрос не регламентирует.

Вопрос: По какому закону проводятся закупки за счет средств ФМС.
Ответ: Закупки за счет средств ФМС бюджетными учреждениями проводятся по 44-ФЗ.

Вопрос: Можно ли нулевой план по закупке высокотехнологичной продукции размещать на 4 года, т.е. обозначить 2014-2018 гг.?
Ответ: Да, план по закупке высокотехнологичной продукции нужно размещать на 4 года.

Вопрос: Может ли ГБУ в течение года заключить 2-3 договора до 100 тыс. руб. на покупку ГСМ? Будет ли за это штраф?
Ответ: Если заказчик работает по 223-ФЗ и в его Положении о закупке предусмотрены такие виды закупок, то штрафа за это не будет.

Вопрос: Может ли аптека размещать один план вместо двух?
Ответ: Закон предполагает размещение двух планов - плана закупок и плана закупок высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, в том числе для аптек.

Вопрос: Как проводятся закупки по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ?
Ответ: Закупки производятся в том порядке, который действовал до вступления в силу закона 223-ФЗ.

Вопрос: Какая может быть ответственность за неправильный выбор участников запроса котировок? Можно ли признать запрос котировок несостоявшимся, если поступила одна заявка, и закупить у этого поставщика как у единственного поставщика?
Ответ: Административная ответственность за неправильный выбор участника запроса котировок для должностных лиц составляет от двух тысяч до трех тысяч рублей, для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Для того, чтобы заказчик мог закупить у единственного поставщика в ситуации, описанной в вопросе, необходимо прописать в положении о закупках, что в случае несостоявшейся процедуры закупок по любым основаниям заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.

Вопрос: Является ли нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки?
Ответ: В настоящее время ответственность за нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки законодательством не предусмотрена.

Вопрос: Если договор заключен на сумму до 100 тыс. рублей и сумма, на которую он был заключен, истекла, будет ли нарушением заключить новый договор?
Ответ: Нет, не будет нарушением.

Вопрос: При наличии годового плана закупок по 223-ФЗ, нужно ли размещать отдельный план закупок на аудторские услуги по 44-ФЗ или можно включить эту закупку в план по 223-ФЗ?
Ответ: Закупка аудиторских услуг не подпадает под действие 223-ФЗ. По этой причине в план закупок по 223-ФЗ заказчик не может включить аудиторские услуги.В законе об аудите указано, что аудиторские услуги закупаются по закону о контрактной системе 44-ФЗ. Соответственно при закупке аудиторских услуг заказчик либо проводит только процедуру закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, либо полностью соблюдает 44-ФЗ. В соответствии с 44-ФЗ у заказчика нет обязанности составлять и размещать план закупок аудиторских услуг.

Вопрос: Нужно ли размещать план закупки, если общая сумма закупок не превышает пятьсот тысяч рублей, отдельные договора - до сорока тысяч рублей?
Ответ: По 223-ФЗ в любом случае нужно размещать план закупок.

Вопрос: Вправе ли заказчик принимать котировочные заявки по электронной почте?
Ответ: Вправе, если это предусмотрено Положением о закупке.

Закон устанавливает ответственность за нарушение положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц » (далее – 223-ФЗ). Административными правонарушениями будут признаваться, в частности следующие действия/бездействия:

1. нарушение требований к содержанию извещения и закупочной документации;

2. несоблюдение заказчиком сроков размещения информации о закупке. При этом в качестве самостоятельного состава административного правонарушения выделяется нарушение сроков размещения изменений в положение о закупках (за него на должностных лиц может быть наложен более высокий штраф);

3. неразмещение заказчиком информации о закупке;

4. предъявление требований к участникам закупки, закупаемым товарам или оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

5. нарушение требования о проведении закупки в электронной форме, если обязательность проведения закупки в электронной форме установлена законодательством Российской Федерации .

6. невыполнение в установленный срок законного решения или предписания уполномоченного органа исполнительной власти об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

7. непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (ФАС России).

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлении закупок в соответствии с 223-ФЗ (включая членов комиссий по осуществлению закупок), несут административную ответственность за указанные выше правонарушения как должностные лица.

Основным видом административного наказания, применяемым за совершение правонарушений в сфере действия 223-ФЗ, является штраф. Максимально установленный размер штрафа для юридических лиц составит 500 000 рублей и может назначаться за невыполнение решения или предписания уполномоченного органа. Еще одним видом наказания, который может быть назначен за совершения административного правонарушения в сфере действия 223-ФЗ, является дисквалификация. Дисквалификация распространяется только на должностных лиц. Законом устанавливает один случай применения указанного наказания - при нарушении требований об осуществлении закупки в электронной форме (если такая форма обязательна), если ранее указанное должностное лицо было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз . Срок дисквалификации может составить от шести месяцев до одного года. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...