Патриарх сбор подписей против поправок. Митрополит иларион поставил подпись под обращением граждан за запрет абортов


Подпись Патриарха Кирилла в петиции против абортов вновь напомнила о проблеме, которая уже много лет обсуждается в нашем обществе. Впрочем, для самой Церкви тема аборта не является дискуссионной, аборт по христианскому учению - это убийство.

Почему наше общество по-прежнему сохраняет атеистический взгляд на аборты, «Русской планете» рассказал протоиерей Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей».

Вслед за Патриархом Кирилла свою подпись в петиции против абортов поставили медийные лица Григорий Лепс, Дмитрий Певцов, Оксана Федорова. Если пойти с подписным листом по артистам, то можно будет собрать серьезный список. Почему, когда многие в нашей стране против абортов, перевешивает «за», и закон о запрете абортов до сих пор не принят?

Здесь есть несколько причин. Я публично выступаю за запрет абортов с 1993 года и вижу, что поддержка в защиту жизни продвигается, но очень медленно. Часть населения нашей страны считает себя православными, но до сих пор не прониклась христианскими ценностями.

Одно дело иконку повесить у себя в квартире, другое дело серьезно пересмотреть свою жизнь и провести в ней изменения, например, отказаться от абортов. И еще, у нас очень серьезное абортное лобби. В начале 1990-х годов была создана Российская ассоциация планирования семьи (РАПС), которая является филиалом международной организации с центром в Лондоне. Этой организации, (ей, кстати, 16 октября исполняется 100 лет) удалось сформировать абортное и антисемейное лобби, которое существует до сих пор.

Сейчас эта организация перерегистрировалась как РАНИР. Другим фактором, препятствующим запрету абортов, являются либеральные тенденции. В результате за запрет абортов на законодательном уровне выступают не более 10% депутатов.

Большинство депутатов Госдумы из партий, разделяющих традиционные ценности. Там нет либералов от «Яблока» или ПАРНАСа. Как можно говорить о лобби? Или оно все-таки есть?

Несмотря на позиционирование себя патриотами и государственниками, подавляющее большинство депутатов выступают за аборты. Против абортов только Елена Борисовна Мизулина и еще несколько депутатов.

С законом об абортах происходит то же самое, что и с другими «семейными» законами. Посмотрите, что происходило с законами о так называемой ювенальной юстиции, о терроре против родителей. Русская Православная Церковь просила не принимать этот закон, но ее просьбу проигнорировали. Госдума приняла и узаконила суррогатное материнство, к мнению Церкви она также не прислушалась. Мы просили остановить закон о лишении родительских прав. Нас опять не услышали.

Можно ли назвать депутатов, выступающих за антисемейные законы агентами тех сил, что ведут против России демографическую войну?

Я бы так радикально не говорил, наши депутаты столько зарабатывают, что я не знаю, какие нужны ресурсы, чтобы их заинтересовать. Вряд ли здесь действует такая простая схема подкупа, здесь все гораздо сложнее. В первую очередь депутаты выступают как проводники либеральных тенденций или находятся под их влиянием.

Не совсем понятно, почему они выступают против семьи и за новые репродуктивные технологии, которые являются вызовом институту семьи и угрожают самому ее существованию. Проблема заключается в том, что надо менять общественное сознание, стандарты мышления и формировать новую политическую элиту. Сегодняшняя элита менять ситуацию с абортами не собирается.

Может, в борьбе с абортами имеет смысл ограничиться уже существующими мерами, противоабортным консультированием, 7 днями тишины и т.п.?

Действительно в 2012 году был принят закон «Об охране здоровья граждан РФ» женщине дается время обдумать свое решение. Это правильные шаги, но для жизни слишком медленные. Что такое российская система здравоохранения? Это огромный бюрократический механизм, в котором участвует десятки тысяч единиц. И он еще не заработал по такому принципу, что каждой женщине, идущей на аборт, скажут «Стоп!», проведут доверительную беседу и окажут реальную помощь.

Если бы это работало, мы бы получали 10-20% отказов от абортов. Но этого не происходит. Пока мы на пути к этому. Другим важным шагом является требование Патриарха Кирилла и православной общественности прекратить государственное финансирование абортов. Этим требованием мы хотим убрать юридическое препятствие, которое заключается в поддержке абортов как позитивного права.

Если государство платит за аборты, получается это хорошо? Вывод абортов из системы Обязательного медицинского страхования будет переломным моментом.

- А можно спрогнозировать, когда это случится?

Это произойдет, когда организуется все общество и заявит о своем нежелании оплачивать аборты. Отказ платить за аборты - это первый шаг к их запрету. Здесь дело не в деньгах, а в принципе. Понятно, что те средства, которые направляются с наших налоговых отчислений на аборты, ничтожны. Здесь дело принципа - аборт сначала должен перестать быть позитивной категорией.

Пока этого не произошло, как пролайф организациям, а их в России достаточно много, повысить эффективность своей работы?

В одном городе борцы за жизнь спасли 200 младенцев, в другом 100, в третьем - 300. Если суммировать деятельность российских пролайф организаций, то в масштабах страны получатся хорошие цифры - ежегодно пролайферы спасают от смерти столько детей, численность которых равняется небольшому городку.

Для улучшения показателей нужен стопроцентный охват всех медицинских учреждений, которые предлагают такие «услуги». Чтобы в каждом городе, в каждой деревне, женщина, решившаяся на такой поступок, встречала человека, который бы сумел ее убедить не делать этого, который бы предлагал помощь.

Также надо организовать систему просвещения, просвещение людей и передача знаний о моменте зарождения жизни произведет двойной эффект. Во-первых, люди будут отказываться от абортов и, во-вторых, они смогут влиять на законы. Но влиять на принятие законов очень трудно, гораздо труднее, чем нам кажется.

- Будет ли иметь какое-либо значение для принятия закона подписной лист с миллионом подписей?

Это акция имеет характер демонстрационный, она показывает, что часть нашего общества выступает за запрет абортов. Сторонников радикального запрета абортов порядка 20%, это означает, что нас очень много. Но не большинство. Если допустить, что сторонники абортов могут организовать всероссийский референдум о разрешении или запрещении абортов, то он может оказаться выигрышным для них и проигрышным для нас.

- Какая-то динамика в увеличении или уменьшении числа противников абортов наблюдается?

Я недавно изучал результаты общественного мнения за последние годы в отношении населения к абортам и с уверенностью могу сказать, количество противников абортов постепенно растет.

У противников абортов больше детей, у них демографическое преимущество, они таким способом влияют на демографическую ситуацию и опосредованно на результаты голосования. Эти процессы очень сильно затянуты во времени, но количество противников абортов действительно постоянно растет.

У нас есть очень серьезная юридическая проблема, пока мы не знаем, как ее решить. Это положение Конституции РФ, которое говорит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (глава 2, ст. 17). И это очень плохо.

Если было бы написано «с начала жизни», тогда была бы возможность интерпретации этого пункта, а что же является началом жизни? Но согласно главному закону нашей страны человек наделяется правами с момента первого вздоха, а не с момента начала жизни. И это положение Конституции является юридическим капканом, который будет блокировать принятие законов, направленных на защиту жизни.

Поэтому в стране нужно провести референдум, на котором нужно поставить два вопроса. Первый, дать определение брака, «Брак - это союз мужчины и женщины», второй, «Жизнь человека начинается с момента зачатия». Это краеугольные камни семьи. Это и есть те семейные самые настоящие ценности. Если наше общество впитает и усвоит их, тогда у нас будет будущее.

Фото сайта Московской патриархии

Патриарх Кирилл подписал петицию общественных православных движений за полный запрет абортов. Формулировки в петиции очень жесткие. Она не похожа на агитационные материалы прошлых лет с трогательными изображениями призрачных детей, тянущих руки к плачущим несостоявшимся матерям. Те плакаты были действительно сентиментальными, могли растрогать до слез и разбудить материнские чувства в очерствевшей душе.

Петиция, которую подписал патриарх Кирилл, приравнивает истребление плода, даже на ранних сроках беременности, к детоубийству. Она фактически называет уголовным преступлением любой способ прерывания беременности - от хирургического до медикаментозного. Это апелляция не к совести, а к городовому, к тяжелой длани закона. Это способ тоталитарного контроля над личной жизнью и совестью граждан. Он не учитывает ни эмоций людей, ни их право на выбор – но только интересы демографии, что уже нашло отражение в многочисленных комментариях общественных деятелей и чиновников. Дескать, для рождаемости это хорошо, но нельзя же так, напролом…

Кажется, подпись патриарха под этим жестким документом несколько обескуражила даже окружение главы РПЦ. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сразу после сообщений о подписании Кириллом петиции дал комментарии разным агентствам, в которых говорит, что патриарх поставил свою подпись как священник и как гражданин. Официальная позиция РПЦ состоит в том, что пока от государства она требует только выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. «Понимая непростую ситуацию в обществе, в диалоге с государством мы движемся постепенно, – пояснил Легойда в переписке с автором этого текста. – На данном этапе Церковь официально настаивает на выводе из ОМС, в качестве первого шага. Есть общественность, которая уже сейчас требует большего. Патриарх счел правильным – как священник и как гражданин – подписать бумагу с общественной инициативой. Имеет право. Официальные инициативы Церкви оформляются иначе».

Из этих комментариев можно сделать следующие выводы. Во-первых, теперь совершенно неясно, как трактовать то или иное действие патриарха. В каких случаях считать его поступки и заявления знаком общецерковной позиции, выражаемой главным администратором Церкви, а в каких – изъявлением личного мнения такого же гражданина, как и все остальные, но только облаченного в рясу и патриарший куколь.

Во-вторых, складывается впечатление, что «либеральное» требование об исключении абортов из ОМС – только первый шаг Церкви, компромиссное допущение, основанное на расчете. Чем больше будет поддаваться общество, тем глубже Церковь начнет вторгаться в частную жизнь, поставив ее под административный контроль. «Это будет первый шаг на пути к тому, что мы когда-нибудь будем жить в обществе, где, возможно, абортов не будет вовсе», – цитирует Владимира Легойду ТАСС. Впрочем, история, кажется, не знает времен, когда абортов не бывало вовсе, зато знает времена, когда из-за запрета аборты превращались в настоящее преступление, жертвами которого становились не только нерожденные дети, но и женщины.

Церковь все основательнее обеспечивает представительство своих протеже в государственных органах. Появилась команда госчиновников, которые поддерживают любую инициативу патриарха – будь то запрет абортов или «золотой список» классической литературы. Выработался уже такой чиновничий стиль – почтительно повторять за патриархом. Да, с оговорками, что нужен «системный подход» и пр., но Церкви принято поддакивать. Это поддакивание постепенно оформляется в механизм по принятию государственных решений в гуманитарной сфере.

Свежий пример, совпавший с обсуждением петиции против абортов, – одобренный правительством запрет беби-боксов, по поводу которых год назад председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов говорил так: «Беби-боксы» – это небольшой сектор той войны, которую организовал Запад против России еще много лет назад… это специально разработанная акция – отдельный вид вооружения для разрушения русской семьи».

Но даже если мы обратим внимание на «робкие» первичные требования о выведении абортов из системы ОМС, то и здесь заметим мощные общественные притязания РПЦ. Ее представители мотивируют свою позицию тем, что налогоплательщики, среди которых есть верующие, не желают, чтобы их налоги шли на аморальные операции. Однако ОМС формируется из отчислений работодателей, а не напрямую граждан. В таком случае уместно было бы узнать мнение предпринимателей. С другой стороны, государство напрямую оказывает поддержку религиозным организациям, в том числе по строительству культовых сооружений, реставрации, выделению земельных участков, охране высокопоставленных пастырей. Преимущество – и это не секрет – здесь имеет Московский патриархат. Далеко не всегда это согласуется с убеждениями налогоплательщиков. Например, мусульмане заявляют, что их права на строительство мечетей ущемляются, в то время как РПЦ при массовой застройке храмов ориентируется на размах элитарных резиденций.

Возможно, в скором времени нам следует ожидать появления петиций, авторы которых потребуют прекратить господдержку религиозных общин. Или поставить бюджет, а то и личную жизнь священнослужителей под общественный контроль. Если религиозные нормы становятся в государстве определяющими, почему бы полицейскими мерами не урегулировать соответствие образа жизни духовенства с проповедуемыми ими нормами?

29 сентября 2016 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поставил свою подпись под обращением граждан за запрет абортов. Подписание петиции состоялось в аэропорту Домодедово по прибытии митрополита Илариона из столицы Азербайджана, где председатель ОВЦС принимал участие в V Бакинском международном гуманитарном форуме.

При подписании документа присутствовали руководитель международного общественного движения «Женщины за жизнь» Н.И. Москвитина и координатор Общероссийского общественного движения «За жизнь» Е.Чесноков.

Отвечая на вопросы представителей СМИ, присутствовавших при подписании обращения, митрополит Иларион сказал: «Любая общественная инициатива, направленная на спасение жизни людей, важна и всегда своевременна. Те люди, которые оспаривают право других высказывать свое мнение по этому поводу, не заботятся о будущем нашего Отечества». Владыка подчеркнул, что главное достояние России – не нефтяные запасы и природные ресурсы, а человеческий капитал. «Я глубоко убежден, что всякий человек имеет право на жизнь. Поэтому любая инициатива, направленная на защиту жизни, всегда будет приветствоваться Церковью», – заявил председатель ОВЦС.

По словам архипастыря, «голос Церкви всегда будет в каком-то смысле гласом вопиющего в пустыне, ибо Церковь ставит такую высокую нравственную планку, на которую не всегда и не все хотят ориентироваться. Но здесь речь идет не просто о каких-то нравственных правилах, а о спасении жизни. Жизнь каждого человека имеет абсолютную ценность, и человеком мы считаем не только того, кто уже появился на свет, но и того, кто находится в утробе матери. Это неотъемлемое право каждого человека – родиться, иметь возможность вырасти и стать полноценным и полноправным членом общества».

По словам митрополита Илариона, скромные материальные условия не могут служить причиной для отказа от рождения детей. «Я, например, до 16 лет жил в коммунальной квартире, – рассказал иерарх, – вдвоем с мамой мы жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Жили на рубль в день. И я не пожелал бы себе другого детства, чем то, которое у меня было».

Председатель ОВЦС также рассказал, что в Церкви существует хорошо развитая система солидарности, когда многодетные семьи получают помощь от приходов. «Думаю, что Церковь очень многое может сделать для того, чтобы мобилизовать людей, в том числе и на помощь многодетным семьям», – заключил митрополит Иларион.

Обращение граждан за запрет абортов к настоящему времени собрало более 300 тысяч подписей. 27 сентября 2016 года обращение было подписано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В связи с неправильной интерпретацией со стороны СМИ в текст были внесены уточнения: при неприятии абортов, Церковь, однако, допускает снисхождение в отдельных случаях, в частности, при прямых медицинских показаниях – угрозе жизни матери. Согласно позиции Церкви, аборт необходимо вывести из системы обязательного медицинского страхования.

Служба коммуникации ОВЦС

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...