По предупреждению и ликвидации чрезвычайных. Основные мероприятия рсчс по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


Мероприятия по предупреждению ЧС :

· организация мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за окружающей природной средой и потенциально опасными объектами;

· прогнозирование ЧС;

· оценка риска возникновения ЧС;

· организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

· организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

· планирование и осуществление мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;

· создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;

· экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

· создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.

Мероприятия по ликвидации ЧС:

· локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов;

· ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;

· рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;

· укрытие в защитных сооружениях;

· обеспечение средствами индивидуальной защиты;

· медицинские (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется :

· локальной - силами и средствами организации;

· муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

· межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

· межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

· трансграничной осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.

Контрольные вопросы

1. Что такое Чрезвычайная ситуация (ЧС)?

2. Что такое ЧС для здравоохранения?

3. Что такое авария?

4. Что такое стихийные бедствия?

5. Что такое катастрофа?

6. Как классифицируются ЧС по ВОЗ?

7. Что такое предупреждение ЧС?

8. Что такое ликвидация ЧС?

9. Что такое зона ЧС?

10. Что такое медико-санитарные последствия ЧС?

11. Что такое поражающие факторы источников ЧС?

12. Какие бывают поражающие факторы источников ЧС?

13. Какие бывают поражения людей?

14. Какие бывают людские потери?


15. Что такое структура санитарных потерь?

16.Что включают элементы медико-тактической характеристики

17. Какие задачи у РСЧС?

18. Назовите принципы построения и функционирования РСЧС?

19. Из чего состоит РСЧС?

20. Какие бывают функциональные подсистемы РСЧС?

21. Что создается на каждом уровне единой системы РСЧС?

22. Кто входит в состав РСЧС и какие имеет задачи?

23. Что относится к координационным органам РСЧС?

24. Что относится к постоянно действующим органам РСЧС?

25. Что относится к органам повседневного управления РСЧС?

26. Что относится к силам и средствам наблюдения и контроля?

27. Что включают силы и средства ликвидации ЧС?

28. Что включают силы и средства ликвидации МЧС РФ?

29. Какие задачи выполняют войска гражданской обороны МЧС

30. Какие задачи выполняет Центроспас МЧС РФ?

31. Какие задачи выполняет поисково-спасательная служба МЧС

32. Какие задачи выполняет центр специального назначения

33. Какие задачи выполняет авиация МЧС РФ?

34. Что включают основные мероприятия РСЧС по

предупреждению и ликвидации последствий ЧС?

35. Какими силами осуществляется ликвидация ЧС на каждом

уровне организации РФ?

Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

Мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
декларированию промышленной безопасности;
лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

Мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

Оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И УМЕНЬШЕНИЮ ИХ МАСШТАБОВ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери. К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7–9 баллов, как правило, должны планироваться одно-двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель гражданской обороны

директор МОУ «Иншинская ООШ»

Е.А.Шелобанова

Раздел 1. Характеристика школы и краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться в школе и вблизи её

Школа – типовое двухэтажное блочное здание, расположена в 15 км на восток от г. Егорьевска в д. Иваново.Она обеспечена теплом, водой и электричеством. При нарушении правил эксплуатации возможно возникновение пожаров и взрывов. Наиболее опасными являются кабинеты химии, физики, технологии и столовая с её электрооборудованием.

Радиационно-опасным объектом является Обнинская АЭС, в случае аварии, на которой возможно радиоактивное загрязнение местности.

Наибольшую непосредственную опасность для школы представляют газопровод, проходящий в 200м.

Для нашего района типичны чрезвычайные ситуации природного характера, такие как лесные и торфяные пожары, ураганы, крупный град, сильные морозы, метели.

Возможности школы по защите учащихся и постоянного состава.

Приказом директора школы созданы формирования из постоянного состава школы и учащихся: спасательная группа, пост радиационного и химического наблюдения, команда пожаротушения, группа охраны общественного порядка, санитарный пост, которые могут быть использованы при возникновении ЧС.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций)

1. При радиоактивном загрязнении. С получением сообщения об угрозе или выпадении радиоактивных осадков выполнить пункты 1-7 календарного плана (приложение № 1). С введением вышестоящим органом управления по делам ГО и ЧС режима защиты населения получить указания по учебному процессу в отделе образования района.

2. При аварии на химически опасном объекте. С получением сообщения об аварии на химически опасном объекте выполнить пункт 8 календарного плана (приложение № 1).

Штабу по делам ГО и ЧС, учителям (преподавателям, воспитателям) в течение 30 минут после ликвидации очага заражения проветрить помещения, провести контроль химического заражения и только после этого разрешить входить в них учащимся.

3. При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству.

При возникновении загорания в зданиях школы прекратить учебный процесс и вывести учащихся в безопасный район, продублировать вызов пожарной команды по телефону 001.

При возникновении пожара на объекте по соседству и угрозе перехода пламени на здание школы вывести учащихся в безопасное место. Выполнить пункты 9-12 календарного плана (приложение № 1).

В случае чрезвычайной ситуации жителей оповестят сирены, по радиотрансляционной и телевизионным сетям будет передан сигнал "Внимание всем!" и далее следует текст:

Пример: "Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС района. Граждане! Произошла авария на (таком-то объекте) с выбросом химически опасного вещества - аммиака. Облако заражённого воздуха распространяется в направлении... Всем, находящимся в районе, немедленно покинуть жилые дома, организации, учреждения, учебные заведения, детские сады и ясли и выйти в район... (Может быть указано где, когда и кому укрыться, что выполнить, а кому оставаться на месте).

Примечание: примерно такие тексты будут объявляться при других чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах и стихийных бедствиях).

4. При угрозе взрыва в школе. Выполнить пункт 13 календарного плана (приложение № 1).

5. Организация управления, оповещения и связи.

При угрозе возникновения ЧС природного характера действовать в соответствии с указаниями органа управления по делам ГО ЧС района. Выполнить пункты 14-15 календарного плана (приложение № 1).

Приложение №1

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

основных мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий МОУ «Иншинская ООШ»

Мероприятия

Сроки Проведения

Ответственные за выполнение

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГО И ЧС В ШКОЛЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А. При аварии на радиационноопасном объекте (радиоактивном загрязнении):

Осуществить сбор руководящего и преподавательского состава, должностных лиц ГО и ЧС школы для доведения обстановки и постановки задач.

"Ч"+0,5 ч в нераб. время

Директор школы, звено связи и оповещения

Запретить выход из помещений (без крайней необходимости) учащихся и постоянного состава до получения указаний по режиму защиты

Зам. директора по безопасности, учителя и классные руководители

Загерметизировать окна и двери

Завхоз, учителя и классные руководители

Выставить пост радиационного и химического наблюдения

Завуч школы, начальник поста

Организовать изготовление учащимися ватно-марлевых повязок и накидок из плёночных материалов

Учителя, классные руководители

Раздать йодистый препарат постоянному составу

Зам. директора по безопасности

Выполнить мероприятия по режиму защиты, который будет объявлен

НШ ГО и ЧС школы

Б. При аварии на химически опасном объекте (химическом заражении)

Оповестить весь коллектив школы о химическом заражении путём передачи речевой информации.

До получения указаний о выходе из района заражения:
- собрать всех учащихся в здании школы;

Загерметизировать окна, двери

В. При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству

Директор школы, классные руководители

Организовать работу противопожарного звена по наблюдению за пожарной обстановкой и ликвидацией отдельных загораний с помощью огнетушителей

Зам. директора по безопасности, командир противопожарного звена

Привести в готовность спасательную группу и санитарный пост для оказания помощи пострадавшим от угарного газа и ожогов

Командир спасательной группы

Проветрить учебные классы и возобновить учебный процесс

После ликвидации пожара

Г. При угрозе взрыва в школе

Вывести учащихся из здания в безопасное место

Директор школы, учителя

Д. При возникновении ЧС природного характера

Оповестить весь коллектив школы путём передачи речевой информации.

действовать в соответствии с указаниями органа управления по делам ГО ЧС района.

Директор школы, учителя, классные руководители

Они могут быть различного характера, а от этого зависят последствия. Существуют мероприятия по защите и устранению подобных ситуаций.

Законодательные нормы

В законе есть правила поведения при наступлении ЧС, а также рекомендации по их предотвращению. У всех предприятий, учреждений, организаций появилась обязанность по планированию защиты от неблагоприятных последствий.

Министерство гражданской обороны включает план действия по предупреждению и ликвидации ЧС. В документе обозначены объем, порядок, способы и время выполнения мероприятий по защите людей от аварий и катастроф. Правила поведения в таких ситуациях помогут действовать организованно.

Правила планирования

Предупреждение чрезвычайных ситуаций предполагает тщательную подготовку к подобным мероприятиям. Важно выбрать должностные лица, которые будут осуществлять эту работу. Обязательно организуются собрания по теме действий при ЧС.

При подготовке определяется методика прогноза аварий. Природные ЧС обычно анализируют на основе многолетних наблюдений, статистики. Получить необходимую информацию можно из Роскомгидромета. Для работы задействуют членов КЧС объекта. Для подготовки документа привлекаются:

  • главные специалисты объекта;
  • руководители подразделений;
  • председатель эвакокомиссии;
  • начальники спецслужб.

На завершающем этапе происходит согласование и утверждение документа. Его создают с ГОЧС, начальник которого подписывает план.

Виды чрезвычайных обстоятельств

План действия по предупреждению и ликвидации ЧС требуется использовать в случае:

  • стихийных бедствий;
  • аварий;
  • экологических катастроф;
  • военных, политических, социальных бедствий.

Любые из оказывают губительное действие на состояние людей, поскольку это выводит из строя различные сферы жизнедеятельности. После этого требуется достаточно длительное восстановление.

Особенности техногенных ЧС

Полностью удовлетворить потребности человека очень сложно, но все же для этого создаются условия. Поэтому развивается множество предприятий, которые оказывают губительное действие на жизнь и здоровье граждан. Техногенные ЧС представлены в виде аварий. Это может быть поломка транспорта, линий передач, коммуникационных конструкций, а также повреждение промышленной техники.

К неблагоприятным явлениям относят выбросы химических средств, которые наносят огромный вред человеку и природе. Крупнее аварии считается катастрофа. Опасными являются экологические техногенные ЧС, при которых происходят изменения в природе из-за деятельности предприятий.

Принципы ликвидации

План действия по предупреждению и ликвидации ЧС включает выполнение аварийно-спасательных работ, необходимых для спасения людей, снижения размера ущерба, локализации участков опасностей. При таких необходимы следующие мероприятия:

  • выбор маршрутов движений и территорий работ;
  • локализация пожаров;
  • подавление негативных факторов;
  • извлечение пострадавших людей;
  • выполнение медицинской помощи;
  • санитарная обработка людей.

Аварийно-спасательная деятельность выполняется за короткое время. Это связано с необходимостью оказания быстрой медицинской помощи пострадавшим, с уменьшением количества разрушений.

Правила защиты от ЧС

В план действия по предупреждению и ликвидации ЧС входят правила защиты населения от подобных явлений. Они предполагают учет возможных опасностей, природно-климатических условий. Защита осуществляется благодаря предприятиям, учреждениям, организациям, где появилась угроза. К необходимым мероприятиям относятся:

  • об угрозе;
  • эвакуация;
  • предотвращение радиационной и химической угрозы;
  • медицинская помощь;
  • подготовка людей.

Это основные мероприятия, необходимые для защиты населения от опасностей. Обучение правилам поведения при ЧС начинают еще в школе. Грамотное поведение позволит избежать многих неприятных ситуаций.

Защитные сооружения

Укрытия необходимы в мирное и военное время для защиты людей от опасностей. Это позволяет снизить степень угрозы для населения. Сооружения позволяют эвакуировать большое количество людей. Укрытия разделяются по:

  • назначению: для имущества, техники, людей;
  • конструкции: открытые, закрытые.

К надежному методу защиты населения относятся убежища. В течение некоторого времени люди могут находиться там в безопасности. Внутри все оборудовано для сохранения жизни и здоровья людей. С ними население защищено от радиации, химических аварий, задымлений. Убежище может содержать аварийно-спасательные отделы, места для питания, сбора пострадавших. Защитные сооружения и необходимые правила позволяют снизить воздействие отрицательных последствий.

планирование чрезвычайный угроза

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» все предприятия, учреждения и организации (далее - объекты), независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от ЧС.

План действий представляет собой документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении ЧС, привлекаемые для этого силы и средства.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстовой части и приложений.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта включает в себя два раздела и пять приложений.

Раздел I. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Общие выводы.

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС).

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4. Проведение АСДНР.

2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Ответственным за разработку плана действий, как правило, должен являться начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики (далее - разработчик плана).

В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого разработчику плана целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании. После утверждения такого приказа необходимо составить график разработки, согласования и предоставления документов плана действий.

На первом (подготовительном) этапе разработчику плана следует определиться, как и с помощью каких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Соответствующие рекомендации разработчики могут получить в управлении (отделе) ГОЧС города (района).

Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природного характера (подраздел 1.2 плана), как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистических данных. Эти данные можно получить в учреждениях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На втором этапе - практической разработки документов плана - должны быть задействованы члены КЧСиОПБ объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с Положением об объектовой КЧСиОПБ.

К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

Главных специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);

Руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;

Председателя эвакокомиссии;

Руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).

Главные специалисты объекта и их подразделения должны быть привлечены к разработке подраздела 1.2, руководители специализированных подразделений - подраздела 2.3 и приложения 2, а главный инженер - подраздела 2.4 и приложений 2 и 3.

На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализированных подразделений и специальных служб.

На третьем этапе - согласования и утверждения плана действий - документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.

Подписывает план действий объекта начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает - начальник управления ГОЧС города, на территории которого функционирует данный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа.

Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.

Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.

Количество разрабатываемых экземпляров плана определяется вышестоящим органом управления ГОЧС.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...