Почему спас называют яблочным и что нужно знать об этом празднике.


Ореховый Спас - это народно-церковный праздник, который отмечается в конце лета и посвящен встрече осени. В этом празднике сплелось множество традиций, которые переходят из поколения в поколение.

Дата празднования Орехового Спаса постоянная — 29 августа. Они не меняется из года в год, потому что в этот же день отмечается христианский праздник Спас Нерукотворный . Эти два празднества не обходятся друг без друга, и потому они являются симбиозом народной мудрости и христианской религии. Это последний из трех Спасов, завершающий череду праздников, посвященных прощанию с летом. Медовый Спас , Яблочный и Ореховый — это три самых лучших дня в августе для освящения плодов природы.

История праздника Третий Спас

Ореховый, Третий, Хлебный или Последний Спас празднуется одновременно с Перенесением Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Городом Едессой во времена жизни Христа правил Авгарь, который был тяжело болен. До Сирии дошли слухи о Спасителе, и Авгарь уверовал в него. Он послал помощника, чтобы тот нашел Иисуса и нарисовал его картину. После проповеди он сам подошел к художнику и протянул ему письмо, в котором была благодарность за веру и обещание прислать ученика для исцеления. Далее Иисус попросил принести полотенце и воду. Он умылся и оставил изображение своего лика. После того, как правитель получил исцеление, ученик Христа окрестил всех жителей города, а тот самый нерукотворный образ Христа Авгарь украсил и поставил на ворота города.

В настоящее время неизвестно нахождение Нерукотворного Образа, поскольку его утратили еще в начале предыдущего тысячелетия. В 944 году он был перенесен в Константинополь, после чего дальнейшая его судьба покрыта тайной. Этот образ стал прообразом одноименной иконы, которая очень почитается в православии. В честь перенесения реликвии праздник был назван Спасом на холсте. Этот образ спасал множество жизней и использовался русскими полководцами в боях против заклятых врагов святой русской земли.

Традиции и приметы Орехового Спаса 2016 года

Практически по всей стране 29 августа люди будут отмечать праздник Спаса на холсте. В этот день существует множество примет и традиций, придуманных людьми и пришедших к нам из Библии:

  • Читаются молитвы перед иконой «Спас Нерукотворный»: «Живые помощи» , «Отче наш», «Символ веры» и многие другие. Женщины молятся о семье, о счастье и о здоровье своих детей.
  • Люди ходят в храм на богослужение, посвященное празднику перенесения реликвии.
  • Торгаши любили продавать картины в этот день. На Руси 29 августа люди обменивались иконами.
  • Собираются и заготавливаются лесные орехи, поэтому Спас прозвали Ореховым. Пекли хлеб и пироги, освящали колодцы и природные источники.
  • Сеяли озимые культуры.
  • Птицы на Ореховый Спас начинали перелеты на юг.
  • Люди провожают лето.
  • Если рано утром увидеть журавлей, летящих на юг, то это к большой удаче и к хорошему будущему урожаю.
  • Каждая традиция и каждая примета живут много веков, поэтому нет смысла им не доверять. Церковнослужители говорят, что этот день очень важен для каждого уважающего себя православного христианина, поскольку данный праздник доказывает и показывает нам, насколько вера спасает в лечении недугов и в исцелении души. Человек, который только слышал о Христе, избавился от страданий и спас себе жизнь крепкой верой. Это говорит нам о том, что каждый из нас может спастись, искренне поверив в силу Спасителя.

    29 августа не входит в список 12 главных православных праздников , но значение этого дня все равно огромно. Это радостный день, так как Успенский пост к этому времени уже заканчивается. Можно отдохнуть, повеселиться и расслабиться, прочитав молитвы перед сном и с утра, а также сходив в церковь на богослужение. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    22.08.2016 04:04

    Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Яблочный Спас 2016 года какого числа празднуется, интересует многих. Яблочный Спас относится к одним из любимых в народе праздников, которые отмечают, как верующие люди, так и те, кто далеки от религиозных воззрений. История праздника, традиции, обряды, приметы и рецепты к праздничному столу можно узнать из данной статьи.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды. Яблочный Спас наиболее популярен из трех спасов. Он отмечается через пять дней после первого, Медового Спаса. Дата праздника не меняется, каждый год он празднуется 19 августа. В этот день отмечается также большой христианский праздник Преображение Господне. Языческий и православный праздник соединились в один, и люди стали нести в храм яблоки нового урожая для освящения. На Руси издревле Яблочный Спас был связан со сбором урожая. Православным запрещалось употреблять в пищу плоды до 19 августа. Зато с этого дня яблоки и приготовленные из них блюда начинали есть в больших количествах.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды. 19 августа во всех храмах проводится божественная Литургия. Верующие в этот день должны явиться в церковь в белых одеждах. Главный обряд на Спас – это освящение плодов. Считалось, что яблоки, окропленные святой водой, имеют аромат плодов, произраставших в Эдемском саду. В этот день каждый должен угостить фруктами нищих и больных, а также посетить могилы близких и оставить несколько яблочек там. По древним поверьям, сходив в церковь на Спаса, после этого можно загадать желание. Для этого нужно откусить от освященного яблока и подумать о своем желании. По приметам, на Яблочный Спас нельзя отгонять мух, так как в этот день они приносят удачу. В Древней Руси верили, что муха, сев на одежду или руки, может принести человеку удачу. На Яблочный Спас можно было узнать погоду на осень и зиму. Если 19 августа идет дождь, то осень и зима также будут слякотными, а если в праздник на улице солнечно и тепло, то осень ожидается сухой, а зима малоснежной.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, приметы и обряды, рецепты к праздничному столу. На Яблочный Спас все хозяйки старались приготовить вкусные блюда к праздничному столу. И, конечно, в составе большинства из них присутствовали яблоки. Яблоками, яблочными пирогами, вареньем и другими блюдами угощали всех пришедших в гости, а также просто прохожих на улице. Считалось, что это приносит удачу на весь год. В этот день женщины стряпали вкуснейшие яблочными пироги, варили варенье, компоты, делали заготовки на зиму. Также готовили запеченные яблоки, которые очень нравятся детям. Рецепты запеченных яблок к праздничному столу достаточно просты к исполнению, а о пользе яблок знают все без исключения.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: рецепты к праздничному столу. Для приготовления запеченных яблок с медом и корицей нужно взять 4 яблока среднего размера, 4 столовые ложки меда, 4 грецких ореха, 2 чайные ложки корицы и один стакан воды. Из промытых и обсушенных полотенцем плодов нужно вырезать сердцевину так, чтобы из яблока получился своеобразный стаканчик. Затем внутрь каждого яблока кладется по пол чайной ложки меда и пол чайной ложки корицы. Яблоки выкладываются в форму, сверху присыпаются измельченными грецкими орехами и заливаются оставшимся медом. Запекать блюдо нужно в течение 20 минут при температуре 200 градусов.

Дата празднования праздника Ореховый Спас

С давних пор у славян были летние праздники, связанные со жнивой, проводами лета, встречей осени и зимы. С принятием христианства они обрели новое значение, традиции и обряды.

Ореховый или Третий Спас отмечают 29 августа по новому стилю. В этот день была передана нерукотворная икона, которую создал сам Сын Божий, в Константинополь (944 год). Это постоянная дата, каждый год Ореховый Спас празднуется в один и тот же день — 29 августа и в 2015 году, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и во всех последующих годах.

Умываясь, Иисус обтер лицо полотенцем, где и был запечатлен Его образ. В связи с этим, праздник называют еще Нерукотворным Спасом. Еще одно название – Спас на Холсте. Перед этим праздником люди отмечают Успение, связанное с окончанием сбора хлебного урожая. Ореховый Спас называют также Хлебным Спасом.

Ореховым его называют потому, что к этому дню приходится созревание орехов, начинается их сбор. В этот праздник провожают лето, чествуют осень. Такого размаха, как на празднование Яблочного и Медового Спаса, люди, особенно деревенские, позволить себе не могут – слишком много еще нужно успеть сделать при подготовке к предстоящей осени и зиме. Но найти время на выполнение обрядов и традиций находили всегда.

Традиции на Ореховый Спас

На Третий Спас нужно посетить церковь, посвятить воду, она обретет целебные свойства. Святят также пищу – хлеб, фрукты, овощи.

В старину сбор орехов начинала уважаемая в селении женщина, и только потом в лес отправлялись остальные женщины. Они приносили урожай на заранее расстеленный ковер, а потом устраивали песнопения, танцы. Гуляния, уже вместе с мужчинами, длились до рассвета.

Заготовка орехов – одно из первоочередных занятий для людей в это время. Считается, что чем больше орехов приготовлено на зиму, тем богаче будет урожай пшеницы в будущем году. Поэтому в народе говорят, что под орехи нужно готовить мешки.

На Ореховый Спас принято кушать много орехов. Их можно добавлять в любые блюда, выпечку, готовить из них сладкие десерты. Предварительно их нужно посвятить в храме.

Из орешника принято изготавливать веники для бани – они обладают целительными свойствами. Если кто-то из семьи заболеет в грядущем году, с помощью этих веников можно избавиться от любой хвори. Прежде чем срезать их с дерева, нужно попросить у него прощение. Срезая, нужно произносить молитву (любую), а закончив процедуру, обязательно сказать дереву слова благодарности. Из этих же веток изготавливают талисманы, обереги, амулеты. Сделанный из них крест вешают над входом в жилище, чтобы он защищал его обитателей от плохого глаза, порчи, нечисти. С этой же целью веткой ореха чертят круг вокруг дома.

На Третий Спас крошками испеченного хлеба нужно покормить ласточек. Считается, что они, улетая, встречаются с душами умерших. Накормленная птица передаст послание живых мертвым.

Ореховый Спас во все времена был днем ярмарок. На них продавали не только продукты, но и ткани. Из купленной материи женщины шили одежду для своего самого младшего ребенка. Она приносит здоровье и успех.

Этот праздник – лучший день в году для торговли.

На Хлебный Спас принято святить в церкви разные материалы, вещи, выполненные рукодельницами вручную.

Люди пекут хлеб не только для своей семьи, но и раздают его бедным.

В день праздника нужно обязательно что-нибудь купить – сувенир, вещь, статуэтку и т.д. В противном случае, в следующем году будут финансовые проблемы. Покупка не обязательно должна быть дорогой.

Одна из традиций на Третий Спас – чистка колодцев.

С этого дня перед ужином в старину начинали зажигать лампады и свечи, чтобы не принимать пищу в темноте.

Праздник Преображения Господня или яблочный Спас будет праздноваться 19 августа. Согласно народным приметам, это «граница» между летом и осенью. Также яблочный Спас - своеобразный праздник завершения сбора урожая.

Кстати, этот день называется в народе и по-другому. Почитают его как Спас на горе, потому что в Евангелии описано, как Спаситель поднялся на гору для молитвы. Также именуют его средним Спасом за то, что находится посередине между медовым и ореховым Спасами. Как пишет журнал "Прекрасная половина ", день 19 августа называют праздником первых плодов, потому что фрукты созревают к этому времени. Еще его величают Осенинами за то, что с праздником этим приходит встреча с осенью.

История праздника: яблочный Спас или Преображение Господне

Евангелие повествует о том, что Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иоанна и Иакова отправился молиться на гору в Галилее. Именно там, на вершине во время молитвы произошло преображение: лицо спасителя стало светиться, а одежда вдруг стала ослепительно белого цвета и засияла. Это произошло, когда послышался божественный голос и появилось светлое облако, принесшее ветхозаветных пророков, Илию и Моисея. Иисус долго беседовал с ними об Исходе. С этого момента он знал о своей мучительной кончине, и прошёл свой путь до конца: умер и воскрес из мертвых.

Отмечать праздник начали православные люди в Палестине IV века после того, как на горе Фавор был возведён храм Преображения. По одной из версий, именно здесь молился с учениками Иисус.

Согласно Евангелию, Христос молился за сорок дней до Пасхи, следовательно, событие происходило в феврале, но в эти дни проходит Великий пост, по этой причине дата праздника назначена Православной церковью на 19 августа, на время Успенского поста.

Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

Название связано с тем, что к этому дню как раз созревали яблоки. Их приносили в церковь, чтобы освятить и только после этого разрешалось есть фрукты. Православные люди видели в этом обычае также преображение. Неспелые яблоки кислые и резкие на вкус, созревая, наливаются соком. Так и человек в земной жизни грешен и некрасив, но обращаясь к нравственным началам, прикасается к божественному свету, его дух светлеет и преображается.

Съесть яблоко до Спаса считалось грехом. Люди верили, что на том свете райские яблочки раздают детям. Родители умерших детей несли в этот день плоды на их могилки.

В народе верили, что в день второго Спаса яблоки обладают чудодейственной силой. Впервые попробовав плод свежего урожая, загадывали желание и ждали, что оно обязательно исполнится.

С яблочного Спаса начинали собирать фрукты и заготавливать их на зиму. Особенно любили крестьяне мочёные или сушёные яблоки, а кроме того варили варенье, компоты, сиропы.

Что готовить на яблочный Спас

В этот праздник хозяйки готовят различные блюда с яблоками, а также с прочими фруктами, грибами и ягодами, собранными в лесу, саду или огороде. Обязательным угощением является выпечка - блины и пироги.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...