Подлежащее и его способы выражения. Главные члены предложения в русском языке
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое .
Подлежащее
Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употребленная в значенииимени существительного) |
Метель
надвинулась сразу. (Н. Островский) Собравшиеся обсуждали повестку дня. |
2. Местоимение в именительном падеже | Каждый
отправился в комнату, ему предназначенную. (А. Пушкин) |
3. Неопределенная форма глагола | Охранять
природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский) |
4. Фразеологизмы | В поле вышли от мала до велика. |
5. Собственное наименование | Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь . (В. Арсеньев) |
6. Синтаксически цельное словосочетание | Мы с бабушкой
уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький) |
Сказуемое
Сказуемое
- это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?
и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым
и составным
.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым
.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.
Составным
называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным
и именным
. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть
и вспомогательные глаголы.
Составным глагольным
называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен
и др.) и служебного глагола-связки быть
в форме одного из наклонений.
Составным именным
называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть
, выражающий только грамматические значения.
Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться
и др.; сидеть, стоять
и др.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно
, вносящие в сказуемое значение сравнения.
Подлежащее и сказуемое - это те члены предложения, без которых главная синтаксическая единица несостоятельна. Помимо их определения и обозначения, в схеме существует еще одна трудность - пунктуационная. Тире между подлежащим и сказуемым зачастую пропускается, что приводит к ошибкам и снижению баллов. Рассмотрим главные члены предложения в свете синтаксиса и пунктуации.
Подлежащее
На предмет речи указывает в предложении подлежащее. Оно всегда стоит только в именительном падеже. К примеру, "На смену летним денькам приходит осенняя прохлада". Задав вопрос, о чем здесь говорится, можно легко найти подлежащее. Говорится о прохладе. Употреблено слово в форме именительного падежа, соответственно, ход мыслей верный.
Чаще всего подлежащим бывают:
- Имена существительные в форме именительного падежа.
- Местоимения (близки по морфологическим признакам к существительным): Все задумались о поездке после случившегося инцидента.
- Инфинитивы: Трудиться - главное правило успешной карьеры.
- Словосочетания: Трое братьев стояли чуть поодаль.
Сказуемое
Сказуемое представлено в русском языке более обширно. Оно указывает на то, что повествуется в предложении о предмете речи. Ошибочно полагать, что этот член обозначает исключительно действие. Оно может обозначать, каков предмет, кто и что он такое.
Например: Я завтра побеседую с директором по твоей проблеме. Предикатив "побеседую" указывает на действие.
Деревья стали серебряными от первого снега и легкого морозца. Предикатив "стали серебряными" указывает, каков предмет речи.
Тигр - зверь хоть и опасный, но исключительно милый. Предикатив "зверь" говорит, кто выполняет действие.
Различают сказуемые простые и составные. Первые состоят из одного или нескольких слов и заключают в себе и лексическое, и грамматическое значение. "Я учусь в лучшем институте страны" - сказуемое "учусь" выражено глаголом настоящего времени, состоит из одного слова. "Я буду учиться в лучшем институте страны". Здесь предикатив состоит из двух слов, являющихся формой сложного будущего времени.
Составное сказуемое включает в себя два и более слов. Его главное отличие от простого в том, что каждая из частей несет в себе или лексическую, или грамматическую составляющую. "Я хотел учиться в лучшем институте страны" - здесь предикатив состоит из двух слов, одно из которых (хотел) указывает грамматические признаки: ед.ч, м.р., прош. время, а второе (учиться) стоит в форме инфинитива, однако заключает в себе смысловое содержание.
Следует отметить, что подлежащее и сказуемое - равноправные члены предложения. Между ними не существует подчинительной связи. Иными словами, словосочетанием они не являются. Однако согласованность в числе либо числе и роде все-таки присутствует.
Тире ставится когда?
Обычно подлежащее и сказуемое не разрываются знаками препинания. Однако существуют ситуации, когда без вспомогательной части в составе грамматической основы содержатся существительные, инфинитивы либо имена числительные. В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Разберем эти случаи, приведем примеры.
- Подлежащее и сказуемое - имена существительные. В данном случае имеет место составное именное сказуемое без вспомогательного глагола: "Кошка - домашний питомец, прирученный много тысяч лет назад". Подлежащее - "кошка" (имя существительное), сказуемое - "питомец" (имя существительное).
- Главные члены предложения - инфинитивы. Здесь представлено составное глагольное сказуемое без глагола-связки: "Учиться - делать вклад в собственное будущее". Подлежащее - "учиться" (глагол в начальной форме), сказуемое - "делать" (глагол в начальной форме).
- Подлежащее и сказуемое - имена числительные. "Пятью десять - пятьдесят". Часть до тире - это подлежащее, "пятьдесят" - сказуемое.
- Грамматическая основа: существительное в качестве подлежащего и глагол-инфинитив - сказуемое. "Ваша обязанность - помогать сослуживцам". Подлежащее - "обязанность" (существительное), "помогать" - предикатив в форме инфинитива.
- Случай, обратный предыдущему: подлежащее - глагол-инфинитив, сказуемое - имя существительное. "Помогать сослуживцам - ваша обязанность". "Помогать" - подлежащее в форме инфинитива, "обязанность" - сказуемое, выраженное существительным.
Также тире между подлежащим и сказуемым необходимо поставить, если в составе сказуемого употребляются указательные частицы: "Доброта - это луч света в мире бездушия"; "Надежда - вот что остается после множества разочарований".
Тире не ставится
Иногда, неверно определяя подлежащее, сказуемое, тире ставят ошибочно.
Разберем случаи, когда этот пунктуационный знак не нужен:
- Если сказуемое содержит отрицание (частицу "не"). Жара не повод оставаться дома.
- Если наблюдаются сравнительные частицы, примыкающие к сказуемому. Лес как волшебная сказка.
- При подлежащем местоимении сказуемое не отделяется тире. Он талантливый врач общей практики.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Подлежащее – это синтаксический термин. Им называют главный член предложения, который обозначает предмет-субъект, о котором говорится в предложении. Подлежащее, как правило, отвечает на вопросы именительного падежа – «кто? - что?».
Обратите внимание
Присутствие этого члена в предложении не всегда обязательно. В тех случаях, когда его нет, объект можно определить исходя из контекста.
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения и несут основную смысловую нагрузку. Подлежащее в предложении обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Что?» и «Кто?», сказуемое же связано с подлежащим и указывает на его действия, либо состояние.
Все внимание - на активность
Правила согласования подлежащего и сказуемого очень просты, невзирая на кажущуюся витиеватость их формулировок. Если в состав подлежащего входят слова «ряд», «множество», «меньшинство», «большинство», «часть» и управляемое числительное в родительном падеже, стоит определить - ли активность лиц в данном случае: «Часть учеников сдалИ домашнее задание на 5!»
Если подчеркивается пассивность указанного предмета, то используется единственное число: «Ученики не сдали домашнее задание. Большинство из них стояло, понурившись, в стороне». Также единственное число используется, если речь идет о неодушевленном предмете: «Ряд книг в библиотеке так и остался нетронутым». Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (шесть человек, девять минут), то следует обратить внимание на то, активно ли оно.
Сравните: «Двадцать пять двоек по «Русскому языку» красовались в дневнике у Пети» и «Шесть учеников ожидало оценок». Сказуемое в единственном числе будет смотреться, как влитое, если: оно указывает на пассивность действия («Шесть учеников ожидало оценок»); относится к подлежащему, обозначающему неодушевленные предметы, либо животных («После открытия в городе лотка с «Шаурмой», на улицах из тридцати кошек не осталось ни одной»); сказуемое при составном числительном, оканчивающемся на «один» («Тридцать кошек убегают от продавца «Шаурмы»/ Тридцать одна кошка убегает от продавца «Шаурмы»»).
Но вот если кошки с собаками объединятся против злостного торговца, то речь уже пойдет о «равноправности и активности действующих лиц». Вывод – при работе в команде и совместных действиях употребляем множественное число («Кошки с собаками загнали продавца «Шаурмы» на дерево»).
Если же главное действующее лицо одно – то и сказуемое ставим в единственном числе («Продавец «Шаурмы» со своим поваром гонялся за кошками целый день, но так и не догнал ни одной»). В том случае, если при подлежащем появилось приложение, то оно никак не повлияет на согласование («Продавцы ларька «Шаурма» готовят вкусно. Но «Шаурма» была вкусная»).
Если подлежащих несколько
Несколько подлежащих в предложении - также не проблема. Если используется прямой порядок слов, то сказуемое будет стоять во множественном числе. Обратный порядок – сказуемое в числе единственном. Сравните: «И кошка, и собака сбежали от продавца» и «От продавца сбежала и кошка, и собака».
Видео по теме
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).
Обратите внимание!
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .
Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).
Способы выражения подлежащего
А) Подлежащее - одно слово:
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя | |
1.1. Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
1.2. Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
1.3. Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
1.4. Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
1.5. Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Любить
(что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить. |
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного | |
3.1. Наречие | Настало и роковое послезавтра (что?). |
3.2. Предлог | «В» (что?) является предлогом. |
3.3. Союз | «А» (что?) - противительный союз. |
3.4. Частица | «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. |
3.5. Междометие | Неслось со всех сторон «ау» (что?). |
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного | «Брату»
(что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени . «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом. |
Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
Форма | Значение | Примеры |
---|---|---|
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже | Количественное значение | Пять стульев
стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены. |
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из | Избирательное значение | Двое из нас
поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. |
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) | Значение совместности | Ср.: Мать с сыном
поедут
(мн. ч.) отдыхать
. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать . |
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже | Фазисное значение | Стоял конец сентября . |
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) | Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие | Млечный путь
разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. |
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя | Неопределённое значение | Что-то неприятное было во всем его облике. |
Обратите внимание!
1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.
2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
План разбора подлежащего
Указать способ выражения подлежащего:
- Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
- Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).
Образец разбора
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Прошло около часа (Паустовский).
Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу
- К чему снится ива по соннику
- Биография, интересные факты
- К железам какой секреции относится поджелудочная железа
- Где находится кашмир. Кашмир — другая Индия. Территориальная структура Кашмира
- Родился александр александрович алябьев Сообщение о алябьев александр александрович
- Шпаргалка: Образование древнерусского государства
- Формирование древнерусского государства
- Заговоры от врагов и недоброжелателей Магия заставить замолчать завязать язык
- алоэ – амулет от всех бед на подоконнике
- Заговоры на красоту и привлекательность Заговор для красоты на мед и алой
- Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду Гаитянский культ 4 буквы сканворд
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства