Подлежащее и его способы выражения. Главные члены предложения в русском языке


Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое .

Подлежащее

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значенииимени существительного)
Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину.
(К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь . (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым .
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

Подлежащее и сказуемое - это те члены предложения, без которых главная синтаксическая единица несостоятельна. Помимо их определения и обозначения, в схеме существует еще одна трудность - пунктуационная. Тире между подлежащим и сказуемым зачастую пропускается, что приводит к ошибкам и снижению баллов. Рассмотрим главные члены предложения в свете синтаксиса и пунктуации.

Подлежащее

На предмет речи указывает в предложении подлежащее. Оно всегда стоит только в именительном падеже. К примеру, "На смену летним денькам приходит осенняя прохлада". Задав вопрос, о чем здесь говорится, можно легко найти подлежащее. Говорится о прохладе. Употреблено слово в форме именительного падежа, соответственно, ход мыслей верный.

Чаще всего подлежащим бывают:

  • Имена существительные в форме именительного падежа.
  • Местоимения (близки по морфологическим признакам к существительным): Все задумались о поездке после случившегося инцидента.
  • Инфинитивы: Трудиться - главное правило успешной карьеры.
  • Словосочетания: Трое братьев стояли чуть поодаль.

Сказуемое

Сказуемое представлено в русском языке более обширно. Оно указывает на то, что повествуется в предложении о предмете речи. Ошибочно полагать, что этот член обозначает исключительно действие. Оно может обозначать, каков предмет, кто и что он такое.

Например: Я завтра побеседую с директором по твоей проблеме. Предикатив "побеседую" указывает на действие.

Деревья стали серебряными от первого снега и легкого морозца. Предикатив "стали серебряными" указывает, каков предмет речи.

Тигр - зверь хоть и опасный, но исключительно милый. Предикатив "зверь" говорит, кто выполняет действие.

Различают сказуемые простые и составные. Первые состоят из одного или нескольких слов и заключают в себе и лексическое, и грамматическое значение. "Я учусь в лучшем институте страны" - сказуемое "учусь" выражено глаголом настоящего времени, состоит из одного слова. "Я буду учиться в лучшем институте страны". Здесь предикатив состоит из двух слов, являющихся формой сложного будущего времени.

Составное сказуемое включает в себя два и более слов. Его главное отличие от простого в том, что каждая из частей несет в себе или лексическую, или грамматическую составляющую. "Я хотел учиться в лучшем институте страны" - здесь предикатив состоит из двух слов, одно из которых (хотел) указывает грамматические признаки: ед.ч, м.р., прош. время, а второе (учиться) стоит в форме инфинитива, однако заключает в себе смысловое содержание.

Следует отметить, что подлежащее и сказуемое - равноправные члены предложения. Между ними не существует подчинительной связи. Иными словами, словосочетанием они не являются. Однако согласованность в числе либо числе и роде все-таки присутствует.

Тире ставится когда?

Обычно подлежащее и сказуемое не разрываются знаками препинания. Однако существуют ситуации, когда без вспомогательной части в составе грамматической основы содержатся существительные, инфинитивы либо имена числительные. В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Разберем эти случаи, приведем примеры.

  1. Подлежащее и сказуемое - имена существительные. В данном случае имеет место составное именное сказуемое без вспомогательного глагола: "Кошка - домашний питомец, прирученный много тысяч лет назад". Подлежащее - "кошка" (имя существительное), сказуемое - "питомец" (имя существительное).
  2. Главные члены предложения - инфинитивы. Здесь представлено составное глагольное сказуемое без глагола-связки: "Учиться - делать вклад в собственное будущее". Подлежащее - "учиться" (глагол в начальной форме), сказуемое - "делать" (глагол в начальной форме).
  3. Подлежащее и сказуемое - имена числительные. "Пятью десять - пятьдесят". Часть до тире - это подлежащее, "пятьдесят" - сказуемое.
  4. Грамматическая основа: существительное в качестве подлежащего и глагол-инфинитив - сказуемое. "Ваша обязанность - помогать сослуживцам". Подлежащее - "обязанность" (существительное), "помогать" - предикатив в форме инфинитива.
  5. Случай, обратный предыдущему: подлежащее - глагол-инфинитив, сказуемое - имя существительное. "Помогать сослуживцам - ваша обязанность". "Помогать" - подлежащее в форме инфинитива, "обязанность" - сказуемое, выраженное существительным.

Также тире между подлежащим и сказуемым необходимо поставить, если в составе сказуемого употребляются указательные частицы: "Доброта - это луч света в мире бездушия"; "Надежда - вот что остается после множества разочарований".

Тире не ставится

Иногда, неверно определяя подлежащее, сказуемое, тире ставят ошибочно.

Разберем случаи, когда этот пунктуационный знак не нужен:

  1. Если сказуемое содержит отрицание (частицу "не"). Жара не повод оставаться дома.
  2. Если наблюдаются сравнительные частицы, примыкающие к сказуемому. Лес как волшебная сказка.
  3. При подлежащем местоимении сказуемое не отделяется тире. Он талантливый врач общей практики.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Подлежащее – это синтаксический термин. Им называют главный член предложения, который обозначает предмет-субъект, о котором говорится в предложении. Подлежащее, как правило, отвечает на вопросы именительного падежа – «кто? - что?».

Обратите внимание

Присутствие этого члена в предложении не всегда обязательно. В тех случаях, когда его нет, объект можно определить исходя из контекста.

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения и несут основную смысловую нагрузку. Подлежащее в предложении обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Что?» и «Кто?», сказуемое же связано с подлежащим и указывает на его действия, либо состояние.

Все внимание - на активность

Правила согласования подлежащего и сказуемого очень просты, невзирая на кажущуюся витиеватость их формулировок. Если в состав подлежащего входят слова «ряд», «множество», «меньшинство», «большинство», «часть» и управляемое числительное в родительном падеже, стоит определить - ли активность лиц в данном случае: «Часть учеников сдалИ домашнее задание на 5!»

Если подчеркивается пассивность указанного предмета, то используется единственное число: «Ученики не сдали домашнее задание. Большинство из них стояло, понурившись, в стороне». Также единственное число используется, если речь идет о неодушевленном предмете: «Ряд книг в библиотеке так и остался нетронутым». Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (шесть человек, девять минут), то следует обратить внимание на то, активно ли оно.

Сравните: «Двадцать пять двоек по «Русскому языку» красовались в дневнике у Пети» и «Шесть учеников ожидало оценок». Сказуемое в единственном числе будет смотреться, как влитое, если: оно указывает на пассивность действия («Шесть учеников ожидало оценок»); относится к подлежащему, обозначающему неодушевленные предметы, либо животных («После открытия в городе лотка с «Шаурмой», на улицах из тридцати кошек не осталось ни одной»); сказуемое при составном числительном, оканчивающемся на «один» («Тридцать кошек убегают от продавца «Шаурмы»/ Тридцать одна кошка убегает от продавца «Шаурмы»»).

Но вот если кошки с собаками объединятся против злостного торговца, то речь уже пойдет о «равноправности и активности действующих лиц». Вывод – при работе в команде и совместных действиях употребляем множественное число («Кошки с собаками загнали продавца «Шаурмы» на дерево»).

Если же главное действующее лицо одно – то и сказуемое ставим в единственном числе («Продавец «Шаурмы» со своим поваром гонялся за кошками целый день, но так и не догнал ни одной»). В том случае, если при подлежащем появилось приложение, то оно никак не повлияет на согласование («Продавцы ларька «Шаурма» готовят вкусно. Но «Шаурма» была вкусная»).

Если подлежащих несколько

Несколько подлежащих в предложении - также не проблема. Если используется прямой порядок слов, то сказуемое будет стоять во множественном числе. Обратный порядок – сказуемое в числе единственном. Сравните: «И кошка, и собака сбежали от продавца» и «От продавца сбежала и кошка, и собака».

Видео по теме

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее - одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...