Подростковая наркомания. Наркомания подростков


– патологическая зависимость от наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в результате взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию, психотерапию и фармакотерапию.

Общие сведения

Причины подростковой наркомании

Исследователи различают три группы факторов развития подростковой наркомании: биологические, психологические и социальные. К числу биологических факторов относятся наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию и стремительному формированию компульсивного влечения. Вероятность возникновения подростковой наркомании выше у лиц с акцентуациями характера и психопатиями , сопровождающимися расстройствами влечений, а также у больных олигофренией , шизофренией и маниакально-депрессивным психозом .

Психологическими факторами развития подростковой наркомании являются недостаточная психологическая зрелость, отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий. Толчком к возникновению подростковой наркомании часто становятся психологические проблемы, обусловленные как искажениями воспитания и нездоровой семейной атмосферой, так и возрастными эмоциональными и психологическими особенностями пубертатного периода.

Подростковый возраст – период быстрого изменения тела, психики, гормонального фона, социального положения, семейных отношений и образа себя. Быстрые перемены создают благоприятные обстоятельства для развития подростковой наркомании. Ребенок превращается во взрослого, этот процесс сопровождается бунтарством, борьбой за независимость, резкими колебаниями самооценки от «я ничтожество» до «я невероятно крут», потребностью в необычных новых впечатлениях, активным построением социальных контактов и повышенной конформностью по отношению к ровесникам.

К числу социальных причин возникновения подростковой наркомании относят желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих. Определенное значение имеют культурные особенности среды – как семейной, так и социальной. Подростковая наркомания чаще развивается при отсутствии достаточного контроля со стороны родителей и вхождении в асоциальные группы. При этом специалисты отмечают, что периодическое потребление без развития выраженной зависимости обычно в большей степени обусловлено социальными факторами, а тяжелая подростковая наркомания – психологическими и биологическими.

Стадии подростковой наркомании

Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании. Первая стадия – первый прием (или несколько приемов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.

Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.

Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.

Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы (ломка). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.

Признаки подростковой наркомании

Клинические проявления подростковой наркомании варьируются в зависимости от вида наркотика, однако есть определенные общие признаки, позволяющие родителям заподозрить наркоманию у подростка. Первым признаком становится изменение поведения. Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям.

Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. Если родители запрещают покидать дом или общаться с новыми друзьями – убегает, иногда на несколько дней. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию.

Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными руками, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос , бледный или сероватый оттенок кожи. О подростковой наркомании могут свидетельствовать нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.

В разговорах с друзьями ребенок, страдающий подростковой наркоманией, может употреблять такие слова, как «космос», «мулька», «эфенди», «джеф», «коктейль», «винт», «лошадка», «кислота», «марафет», «терьяк», «султыга», «чек», «соломка», «химка», «опилки», «травка». В среде больных подростковой наркоманией также часто используются слова «крэк», «марафет», «ханка», «анаша», «дурь», «план» и «ширнулся», однако в последние годы они стали хорошо известны благодаря фильмам и сериалам. Подростки это прекрасно знают и потому избегают использовать подобный сленг при родителях, находя новые слова и выражения для обозначения наркотиков.

В мусорном ведре, ящиках стола, сумке и карманах ребенка, страдающего подростковой наркоманией, можно обнаружить коробочки с маком (цельным или измельченным, в виде светло-коричневой массы), кусочки прозрачной пленки с коричневым веществом, смолообразное коричневое вещество (опий), зеленоватые бруски или комочки с пряным запахом (гашиш), зеленоватую измельченную массу с пряным запахом (марихуана), различные лекарственные препараты в порошках, флаконах и ампулах. У больного подростковой наркоманией также могут быть найдены приспособления и химические вещества для приготовления и приема наркотиков: марганцовка, ложка с обломанной ручкой, шприцы, иглы, обожженные купюры (их используют в качестве мундштука при курении марихуаны), посуда для проведения химических опытов и т. д.

Последствия подростковой наркомании

Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин , прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла . При подростковой наркомании, как у девочек, так и у мальчиков, возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства.

Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотических препаратов, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса , ВИЧ , гонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Риск развития сифилиса, ВИЧ и гепатита В еще больше увеличивается при инъекционном способе употребления.

Диагностика и лечение подростковой наркомании

Диагноз выставляется на основании внешних признаков, беседы с больным и его родственниками и специальных тестов. При осмотре пациентов с подозрением на подростковую наркоманию обращают особое внимание на локтевые сгибы и внутреннюю поверхность бедра (возможные места инъекций) и на слизистую оболочку носа (возможны повреждения при вдыхании наркотика). Следует учитывать, что подростки обычно категорически отрицают употребление наркотических препаратов, а внешние признаки при небольшой длительности подростковой наркомании могут отсутствовать. Самым надежным методом диагностики является тестирование: тесты на наличие наркотических веществ, анализ волос на наркотики, определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Тактику лечения подростковой наркомании определяют с учетом вида наркотика, длительности и тяжести наркотизации. При периодическом употреблении возможно амбулаторное лечение, при развитии психической и физической зависимости требуется длительная госпитализация в стационар или реабилитационный центр . Больным подростковой наркоманией проводят детоксикацию , затем осуществляют медицинские мероприятия по коррекции работы всех органов и систем.

Пациентов направляют на групповую и индивидуальную психотерапию . Важнейшим элементом лечения детей, страдающих подростковой наркоманией, является изменение круга общения, прекращение контактов с друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики. Прогноз зависит от вида и тяжести подростковой наркомании, длительности употребления, наличия первичных и вторичных психопатологических изменений, атмосферы в семье, степени нарушения соматического здоровья и некоторых других факторов.

Статистика – вещь упрямая. Но в наше время все чаще статистика является не только упрямой, но и устрашающей. Почти 70 процентов из всех употребляющих наркотические средства – это молодежь и подростки, утверждают статисты. И еще называют не менее страшные цифры: больше половины подростков-мальчиков пробовали хотя бы раз в жизни наркотик, пятая часть девочек знает вкус токсического вещества. Более того, регулярно принимать токсические препараты решается уже 45 процентов тинэйджеров мужского пола, и практически каждая пятая девчонка – также наркоман со стажем… Наркомания среди подростков приобретает признаков эпидемии. И это не преувеличение.

Наркотики как часть «элитной» жизни

Разные специалисты называют разные причины популяризации подростковой наркозависимости. Но абсолютно соглашаются в одном: среди нынешней молодежи считается немодным не принимать наркотики. Для тинэйджеров наркосредства стали частью повседневной жизни. Меньше, чем десятилетие тому назад подросток-наркоман был чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня зависимых тинэйджеров подсчитывают уже сотнями. Они – это треть всех наркоманов, решившихся обратится за помощью к врачу. И это не может не ужасать.

Дорогой автомобиль, престижная марка телефона, элитный жилой квартал… Теперь к этому списку удачливости «золотая молодежь» обязательно добавляет и наркотики. Уровень благополучия определяется «престижностью» употребляемого нарковещества, а «кайф» становится неотъемлемой частью «элитной» жизни. И все это подается под не менее модным «соусом» философской концепции обретения духовного опыта. Подростки, принимавшие наркотики, обмениваются друг с другом своими эмоциями, ощущениями, переживаниями от принятия того или иного химического вещества. Они, восхищающиеся творчеством Кастанеды, мечтают также попасть в «волшебный мир» Дона Хуана. Они ищут свой мескалин, боготворят «дымок» и… невероятно быстрыми темпами превращаются в наркоманов со стажем…

Достаточно недолгого разговора со старшеклассником, чтобы понять: он достаточно хорошо осведомлен в вопросах, касающихся наркотических веществ. Подросток вполне доходчиво и очень детально рассказать о разнице между наркотиками, описать ощущения под тем или иным препаратом. И что самое ужасное, большинство из этой информации – не прочитанное в Интернете, а его личный опыт. Многие школьники владеют блестящими знаниями в области фармакологии, зачитываются литературой по наркологии. Большинство из них знает, как и от чего можно получить «кайф». Они без труда покупают желаемые препараты через всемирную сеть, а в аптеках безо всякого рецепта могут приобрести средства, содержащие наркотические вещества.

Бытует мнение, что наркоманами становятся в основном дети из неблагополучных семей, неудачники по жизни. Это заблуждение, основано на истории. Первый мировой всплеск популярности наркотиков произошел еще в 20 годах прошлого столетия. Тогда под влиянием кокаина были в основном беспризорники. Через 70 лет история повторилась, но тогда в наркобизнес уже были вовлечены и дети других категорий. А в нынешнее время значительная часть старшеклассников элитных учебных заведений – опытные наркоманы. Они продолжают верить, что впереди у них светлое будущее, хотя на самом деле в лучшем случае их ждет больничная койка, в худшем… Ладно, не будем о худшем.

Почему подростки стают наркоманами

Почему все больше детей из вполне удачливых семей становятся наркозависимыми? Почему тинэйджеры мечтают попробовать наркотик? Почему школьники создали из «химии» культ?

Взросление. Психологи утверждают, что в первую очередь причины проблемы стоит искать в эмоциональной составной. Подросток – это еще не сформированная личность. Он все еще любопытен и бесстрашен, желает попробовать что-то новое, не понимая, чем грозит такой опыт. Во-вторых, дети мечтают как можно быстрее повзрослеть, и наркотик, в их понимании, это часть взрослой жизни. Но подростки не в состоянии понять одного, самого главного – такое «взросление» способно погубить всю жизнь.

В большинстве случаев свою первую дозу старшеклассники употребляют в компании друзей. И сделать это он может как на дискотеке, так и в учебном заведении. Первый прием наркотика – первое понимание, что такое на самом деле «кайф», о котором так много рассказывали более «опытные» друзья. Но тинэйджер, как и все начинающие наркоманы, еще не понимает, что наркотический «кайф» быстро заканчивается, но вернуться к обычной жизни после него не так и просто. Не понимает подросток и того, что наркоманы «со стажем» принимают наркотик не ради минутного удовольствия – их главная цель – вернуться к нормальному состоянию обычного здорового человека. Но сделать это им не так легко.

Личные проблемы. Еще одна причина, называемая психологами, – желание избавиться от личных проблем. Но подросток в состоянии психологического расстройства из-за проблем в личной жизни, не желает или не способен понять, что наркотик, как и алкоголь, не способен решить вопрос. Зелье сознает иллюзию, мир без проблем, которого нет на самом деле. И это состояние «затягивает» подростка в пропасть, из которой порой нет дороги назад.

Поиски удовольствия. Эту причину психологи называют самой коварной. Подросток, попробовавший раз психотропное вещество, испытав первый «кайф», желает продлить эти ощущения, повторить их как можно быстрее. И это самая большая опасность – психическая зависимость от наркотиков развивается очень быстро, а лечится труднее всего. Ребенок может еще не ощущать физической «ломки» в отсутствии дозы, но психическая «ломка» заставляет его идти на поиски очередной «дозы кайфа».

Дружба с плохими парнями. Подростковый возраст – это тот этап, когда одним из главных авторитетом для детей являются их друзья. Вот почему столь важно знать с кем дружат ваши дети, где они проводят время, чем занимаются, когда вы их не видите. Если в родном доме старшеклассник не находит понимания, он ищет его среди сверстников и старших товарищей. Не исключено, что кто-то из них может предложить подростку заглушить душевный боль, чувство обиды и непонимания с помощью синтетического средства…

Но не стоит забывать и об иной ситуации. Ребенок может быть из примерной семьи и дружить с хорошими ребятами, но в какой-то день ему захочется стать уважаемым лидером, обрести качества, которых нет ни у кого с его сверстников, и он пробует наркотик, алкоголь, табак… Еще вчера примерный ребенок становится «плохим парнем», но «взрослым» и «уважаемым» в компании тинэйджеров.

Приходилось ли вам видеть 7-летнего ребенка с сигаретой в руках? Еще несколько десятилетий тому назад врачи сказали бы, что это не возможно. Сегодня все мы знаем, что это вполне возможно. Но первоклассник с сигаретой – это не просто малолетний курильщик, это потенциальный наркоман. Родителям ребенка со склонностями к наркотической зависимости нельзя ни дня медлить, надо как можно быстрее обратиться к врачу и обследовать дитя, во-вторых – срочно пройти курс реабилитации у психолога. Если родители смогут вовремя среагировать, шансы уберечь ребенка достаточно высоки.

Родители должны помнить, что зависимость от наркотического вещества, особенно синтетического происхождения, может развиться уже после первого употребления, а первые признаки наркомании – уже через неделю.

Первым «звоночком» должны послужить такие изменения:

  • ребенок начал плохо учиться;
  • учителя жалуются на его поведение;
  • родители и друзья заметили агрессивность в общении;
  • подросток начал приходить домой позже обычного, часто вообще не бывает дома;
  • прогуливает уроки;
  • у ребенка появились новые подозрительный (часто намного старше него) друзья;
  • тинэйджер стал замкнутым и малообщительным;
  • ухудшился аппетит;
  • частое желание «побыть одному»;
  • нарушение сна;
  • резкое и частое изменение настроения без видимых причин.

Среди физических симптомов, указывающих на пристрастие к наркотикам, называют:

  • плохую память и состояние перманентной депрессии;
  • бледность кожи;
  • неясную и невыразительную речь;
  • зрачки – суженные или расширенные при любом осветлении;
  • координация движений – нарушенная.

Есть еще множество других признаков, но эти должны насторожить родителей в первую очередь.

Что делать, если заметили за ребенком неладное?

Самое первое и самое важное, что стоит запомнить все родителям, это то, что ни в коем случаи нельзя делать – паниковать и устраивать истерики. Такое поведение родных только еще больше усугубит проблему, сделает ребенка еще больше замкнутым, он еще больше времени будет проводить с теми, кто его «понимает» и «утешает».

Холодный разум – вот что поможет в такой ситуации. В первую очередь, родителям стоит немедленно понять суть ситуации: как долго ребенок принимает наркотические вещества, какие именно препараты отравляют подростка и как он сам оценивает ситуацию. Возможно, тинэйджер попробовал наркотик только раз и он ему не понравился, а значит, у вашего ребенка нет ни малейшего желания продолжать опасные опыты. Тогда родителям надо только поддержать свое чадо, проводить с ним больше времени, деликатно окончательно убедить его, что наркотики – это зло. Лучше всего, если этой работой займутся профессионалы – медики, психологи, работники реабилитационных центров.

Профилактическая работа

Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют Препарат "Алкобарьер" . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Алкобарьер запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

Наверное, никто не будет отрицать тот факт, что возраст употребляющих алкоголь, табак и наркотики резко помолодел. Теперь начинающие наркоманы – это не 30-летние, а школьники, уже успевшие до этого узнать вкус сигареты и водки. И это проблема. Проблема, которую можно пустить на самотек, а можно постараться решить. Но самый верный способ решения любой проблемы – не допустить ее возникновения.

Конечно, вы можете быть глубоко уверенны в том, что ваши дети самые умные, и они то точно никогда не додумаются пробовать наркотическое зелье. Дай Бог. Но за такой слепой уверенностью можно пропустить момент, когда подросток начнет путь к «скатыванию», а потом будет уже слишком поздно для спасения. Зато профилактика еще никому не помешала.

Так что же делать, чтоб подросток не решился в поисках новых ощущений на курение зелья?

1. Родители, избавьтесь от собственных вредных привычек.

Если ребенок с рождения наблюдает за курящим отцом или матерью, у него возникает понимание, что это идеальная модель поведения. Курение и алкоголь для него не являются вредными привычками, а частью обычной повседневной жизни. Помните, сознание вашего чада начинает формироваться с первых ней жизни, и только от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок, что для него будет нормой, а что – плохим поведением. Не программируйте малыша на пристрастие к вредным привычкам. Объясните ему, что иллюзия никогда не заменит реальный мир, что проблемы под воздействием алкоголя и наркотиков не исчезают, что мгновенной наслаждение не стоит того, чтобы губить всю свою жизнь.

2. «Фильтруйте» то, что смотрит и читает ребенок.

Средства массовой информации, интернет, книги – все это очень активно влияет на психическое развитие ребенка. Информация, полученная от СМИ, надолго «заседает» в голове подростка. Вот почему столь важно следить за тем, что смотрит и читает ваш ребенок. Постарайтесь, чтоб ему на глаза попадалось как можно больше впечатляющих фильмов и лекций, рассказывающих о вреде наркотиков на реальных примерах реальных людей. Тинэйджеры должны понять, что наркотик – это не просто зло в масштабе одной конкретной жизни, а это пусть к исчезновению всего человечества, это вырождение нации, это проблема не одной отдельно взятой семьи, а все страны, всего мира.

3. Любите своего ребенка.

Психологи утверждают, что большинство глупостей человек совершает из-за непонимания. Взрослые не слышат детей, дети – взрослых. Каждый живет в своем мире, а когда эти миры пересекаются – скандала не миновать… Это самый простой способ толкнуть своего ребенка в мир «волшебства» и «дымка». Там подросток будет искать понимание и любовь, которых недополучил в родном доме от родных людей. Общайтесь со своими сынами и дочерями, говорить им о том, как сильно их любите, гордитесь ими, желаете им только добра и счастья. Общайтесь искренно и без масок. Объясните подростку, что мир прекрасен без наркотика и его минутного «кайфа», мир красив без дополнительных «стимуляторов», а иллюзия, созданная зельем – не что иное, как обман, который рано или поздно развеется, оставив по себе только горечь, боль и сломанную жизнь…

Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

Подростковый возраст – период, когда хочется попробовать всё: сигареты, алкоголь и прочие запрещенные для детей вещи. Наркомания подростковая появляется из-за интереса к новому, неизвестному. Пробуя наркотические вещества, дети еще не осознают, какой вред они причиняют здоровью.

Многие подростки пробовали наркотики

В мире детская наркомания – серьёзная проблема. Только в специализированных медицинских учреждениях было зафиксировано множество случаев обращения по поводу наркозависимости. По статистическим данным, около 50% мальчиков и 20–25% девочек в возрасте 12–15 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. И что самое ужасное – большинство из них принимали подобные вещества неоднократно.

Причины

Наркомания в подростковом возрасте – желание наследовать взрослых. Хочется быть популярными, получить признание ровесников и попробовать то, чего боятся другие. Но дети не всегда способны предвидеть последствия своих действий. Поэтому, попробовав наркотики один раз, ребенок не всегда может остановиться. Результат – наркозависимость.

Исследователи в области наркологии определяют 3 группы причин возникновения наркомании среди подростков. Это биологические, психологические и социальные факторы развития заболевания.

Социальные

К социальным относится недостаток контроля со стороны родителей за жизнью ребенка. Другие причины – вступление в асоциальные группы, желание произвести впечатление на окружающих.

Биологические

До 18 лет человек развивается быстрыми темпами. Наркотики негативно воздействуют на центральную нервную систему и процессы, происходящие в ней. В теле есть обмен нейромедиаторами. Наркотические вещества притупляют этот процесс и не позволяют ЦНС самостоятельно воспроизводить их. Результат – связь между мозгом и другими органами устраняется, т. к. поступление нервных сигналов становится невозможным. Чтобы поддерживать этот процесс, необходимо регулярно употреблять наркотики.

Повышается возможность развития наркомании подростковой у детей с психическими расстройствами:

  • фобиями;
  • олигофренией;
  • шизофренией;
  • маниакально-депрессивным психозом.

Наркоманы более восприимчивы. Приняв наркотики, одни испытывают наслаждение и удовольствие, другие – мучение, боль и головокружение. После окончания действия вещества появляются навязчивые мысли о суициде.

Психологические

В подростковом возрасте в организме быстро происходят изменения тела, психики, гормонального фона. На психику подростка негативно воздействуют незначимые факторы.

Ребенок взрослеет, но не имеет жизненных ориентиров и собственной точки зрения. У него слабая сила воли, но много проблем, которые кажутся очень серьёзными.

Хочется быть беззаботным. Так возникает большое желание получить удовольствие.

Другие психологические причины:

  • искаженное воспитание;
  • проблемы в семье;
  • насилие;
  • возрастные эмоциональные особенности развития;
  • негативное влияние ровесников и т. д.

Подросток испытывает потребность получить новые, необычные ощущения. Самый простой способ – наркотики.

Причины употребления подростками наркотических средств

Стадии развития наркозависимости

Первая стадия – первый прием. Зависимости нет, ощущение «кайфа» выражено слабо. Прием сопровождается неприятными процессами – тошнотой, головокружением, рвотой. Основное негативное значение этого этапа – устранение психологического барьера касательно запрета приема наркотиков. Подростку кажется, что ничего опасного после разовых приемов не случится.

Последующие этапы:

  1. Возникновение эйфории. Попробовав наркотические вещества во второй, третий раз, у подростка повышается чувствительность. Почувствовав экстаз, у него появляется мысль, что наркотики – простой способ получить удовольствие и забыть о проблемах. Наркозависимость еще отсутствует. Прием наркотиков обусловлен желанием вновь испытать радость и счастье.
  2. Психическая зависимость. Длительные перерывы между приемами вызывают у ребенка раздражение. Возможны агрессивные приступы. Он теряет интерес к жизни. Мотив для приема очередной дозы – устранить неприятные ощущения и испытать эйфорию.
  3. Физическая зависимость. При отсутствии в крови наркотического вещества ребенок испытывает ломку. Его трясет, ломает, появляются резкие перепады температуры, давления. Ускоряется сердцебиение, ухудшается самочувствие. Желая быстро устранить эти симптомы, он решает вновь принять дозу.

Длительность перехода между стадиями зависит от индивидуальных показателей здоровья подростка. У одних наркозависимость развивается, спустя месяц употребления наркотических веществ, у других – спустя 3–6 месяцев.

Симптомы

Наркомания среди подростков имеет идентичные проявления при употреблении различных видов наркотиков. Изначально школьник полностью теряет интерес к учебе. Постепенно отдаляется от одноклассников, желая проводить время со старшими несовершеннолетними друзьями.

Уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении, мало общается с родителями. Дома бывает редко и мало, родным не сообщает о новых знакомых.

Другие симптомы проявления наркомании среди подростков:

  1. Ухудшение семейных отношений. Ребенок отклоняется от совместного проведения времени. Отказывается исполнять домашние обязанности. Не слушается родителей, проявляет агрессию по отношению к ним. Запреты на него не действуют. Любыми методами он пытается сбежать из дома.
  2. Физические проявления. Школьник становится менее подвижным. Физическая активность вызывает стресс и панику.
  3. Эмоциональные симптомы. Настроение резко ухудшается или улучшается. Неадекватный смех сменяется заторможенностью. Веселье переходит в резкую, неконтролируемую агрессию.
  4. Внешние признаки. Ухудшается состояние волос. Они становятся сухими и ломкими. У детей кожа лица становится бледной. Появляются темные круги под глазами. Зрачки расширяются, речь становится невнятной. Даже в жаркую погоду наркозависимый подросток носит одежду с длинными рукавами.

У подростка пропадают все деньги, которые родители дают ему на карманные расходы. Бывает, что он начинает просить давать большие суммы. А также пропадают вещи, часто – дорогостоящие. Появляются нарушения координации, хотя запах алкоголя отсутствует. Результат – ребенка исключают из школы или колледжа. Даже могут забрать в детский наркологический центр.

У девочек сбивается менструальный цикл или полностью прекращаются менструации. У мальчиков происходят патологические изменения. Как результат – бесплодие у парней и возможность родить нездорового ребенка у девочек.

Расстройства белкового обмена приводят к нарушению роста и развития мышц. Поражается печень, сердце, появляются неврологические расстройства.

Страдает психика. Повышается риск иметь психические расстройства или фобии. Развивается криминогенная активность.

Желая получить очередную дозу наркотика, ребенок способен красть, воровать, грабить. Худшее действие – убийство. Девочки начинаются заниматься проституцией, парни становятся дилерами.

Последствия – ранняя беременность. Есть риск заразиться половым путем ВИЛ и СПИДом, сифилисом. Эти болезни также могут развиваться, если подросток-наркоман использует для введения наркотика шприцы. В результате этих заболеваний, передозировки или суицида ребенок умирает, если вовремя не начинается лечение.

Последствия выхода подростка из наркозависимости

Диагностика

Чтобы определить наличие наркозависимости, нужно тщательно следить за поведением ребенка. Если были заметны какие-либо изменения в поведении или выявлены типичные признаки наркомании, его необходимо срочно отвести к детскому наркологу. Диагностика проводится такими способами:

  • тест на наличие наркотического вещества в крови;
  • анализ волос;
  • определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Лечение назначают в зависимости от состава наркотика. Чем он сильнее, тем длительнее будет период реабилитации. Изначально важен этап отсидки. Ребенку необходимо воздержаться от принятия наркотиков. Он в это время должен находиться в специальном учреждении под контролем врачей.

Следующий этап – детоксикация. Это процесс очищения организма от вредных веществ: проверяют деятельность систем органов, выявляют проблемные места. Их лечением занимаются в первую очередь.

Бывает, что нужно медикаментозное лечение, когда наркозависимость развита на очень высоком уровне. Возможны сеансы физиотерапии – массажи, лазерная терапия, электросон, ксенонотерапия.

Обязательный момент – сеансы у психотерапевта. Наркомату необходима социальная адаптация, изменения в мышлении и психологическая поддержка. Это все он получает во время сеансов групповой терапии.

Если результатов нет, проводят нейролингвистическое программирование. Этот способ лечения построен на гипнозе и навязывании модели поведения.

Заключение

Наркомания среди детей подросткового возраста – обширная проблема многих стран мира. Будучи без родительского контроля и поддержки сверстников, ребенок пробует наркотики. Испытав кайф однажды, ему сложно остановиться. Результат – наркозависимость.

Худшие последствия после наркомании – бесплодие у представителей обеих полов. В поисках денежных средств на наркотики, дети занимаются воровством, грабежом, проституцией, убийством. Но если наркозависимость обнаружить вовремя, то от нее можно избавиться: необходимо привести ребенка в центр детской наркологии или реабилитации наркозависимых.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...