Показатели эффективности деятельности органов государственного самоуправления. Эффективность деятельности органов местного самоуправления


Перечень показателей для анализа деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий

Анализ осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий производится по показателям, на значение которых деятельность органов местного самоуправления влияет непосредственно или косвенно.

Объективность анализа обеспечивается использованием для расчета показателей исходных данных из ежегодных форм отчетности о выполнении органами местного самоуправления переданных полномочий, утвержденных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, определенными законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Сопоставимость показателей для сравнительной оценки обеспечивается преобразованием абсолютных значений исходных данных в относительные показатели, имеющие однотипную единицу измерения (процент).

Для каждого переданного полномочия сформулированы критерии эффективности, на основании которых определены базовые показатели результативности, дополнительные показатели результативности и показатели эффективности. Значения базового показателя результативности и/или показателя эффективности является основанием для присвоения органу местного самоуправления одной из трех категории результативности (эффективности) деятельности по анализируемому показателю: высокая (3 балла), средняя (2 балла), низкая (1 балл).

Отнесение органа местного самоуправления к высокой, средней или низкой результативности осуществления переданного полномочия в целом производится по итоговой оценке результативности. Для органов местного самоуправления, отнесенных по итоговой оценке результативности к категории низкой результативности, проводится анализ дополнительных показателей результативности, характер изменения которых может повысить итоговую оценку результативности.

Показатели эффективности характеризуют эффективность использования переданных для осуществления полномочий ресурсов с учетом уровня их обеспеченности.

Организация досуговой и социально-воспитательной работы

с населением по месту жительства

Критерий эффективности: максимальный охват населения, в том числе несовершеннолетнего, досуговой и социально-воспитательной работой и эффективности использования переданных для осуществления полномочий ресурсов с учетом уровня их обеспеченности

1 . Удельный вес населения, занимающегося в досуговых кружках, клубах, творческих объединениях муниципальных учреждений, организаций (физических лиц), заключивших договоры с муниципалитетами (далее досуговые кружки) (% от численности населения ВМО).

2. Удельный вес населения, принявшего участие в массовых досуговых мероприятиях (% от численности населения ВМО).

3. Удельный вес несовершеннолетних, занимающихся в досуговых кружках (% от численности несовершеннолетних, проживающих на территории ВМО).

Показатели 1,2 характеризуют в целом результат деятельности органа местного самоуправления по организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства.

Показатель 3 характеризует социальный аспект деятельности органа местного самоуправления по проведению воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними.

4 . Удельный вес населения, занимающегося в досуговых кружках на бесплатной основе (% от численности населения, занимающегося в досуговых кружках).

5. Удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), занимающихся в досуговых кружках (% от численности несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП).

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

Критерий эффективности: максимальный охват населения, в том числе несовершеннолетнего, физкультурно-оздоровительной и спортивной работой и эффективности использования переданных для осуществления полномочий ресурсов с учетом уровня их обеспеченности.

Базовые показатели результативности.

6. Удельный вес населения, занимающегося физической культурой и спортом в физкультурно-оздоровительных и спортивных секциях, группах муниципальных учреждений, организаций (физических лиц), заключивших договоры с муниципалитетами (далее – спортивные секции, группы) (% от численности населения ВМО).

7. Удельный вес населения, принявшего участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях (% от численности населения ВМО).

8. Удельный вес несовершеннолетних, занимающихся в спортивных секциях, группах (% от численности несовершеннолетних, проживающих на территории ВМО).

Показатели 6, 7 характеризуют в целом результат деятельности органа местного самоуправления по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

Показатель 8 характеризует социальный аспект деятельности органа местного самоуправления по проведению воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними.

Дополнительные показатели результативности.

9. Удельный вес населения, занимающегося в спортивных секциях, группах на бесплатной основе (% от численности населения, занимающегося в спортивных секциях, группах).

10. Удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП, занимающихся в спортивных секциях, группах (% от численности несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП).

Показатели эффективности использования ресурсов, переданных органам местного самоуправления для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

11. Эффективность использования нежилых помещений

Удельный вес населения, занимающегося в досуговых кружках, спортивных секциях, группах в нежилых помещениях (% от численности населения ВМО);

Обеспеченность нежилыми помещениями, переданными в безвозмездное пользование и используемыми фактически для занятий в досуговых кружках, спортивных секциях, группах (% от нормативной обеспеченности).

12. Эффективность использования спортивных площадок для занятий в спортивных секциях, группах

Для расчета показателя используются данные:

Удельный вес населения, занимающегося в спортивных секциях, группах на спортивных площадках (% от численности населения ВМО);

Обеспеченность спортивными площадками, переданными в безвозмездное пользование и используемыми фактически для занятий в спортивных секциях, группах (% от нормативной обеспеченности).

Показатель рассчитывается делением первого данного на второе.

13. Регулярность использования спортивных площадок (%)

Для расчета показателя используются данные:

Количество спортивных площадок, переданных муниципалитетам в безвозмездное пользование (единиц);

Количество спортивных площадок, переданных муниципалитетам, используемых круглогодично (единиц).

Показатель рассчитывается делением второго данного на первое.

Рост показателей использования материальных ресурсов характеризует повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления.

Опека и попечительство

Критерий эффективности: увеличение численности детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в родную семью или воспитывающихся в семьях граждан.

Базовый показатель результативности.

14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в родную семью или устроенных на воспитание в семьи граждан (% от численности выявленных в отчетном периоде детей, оставшихся без попечения родителей).

Дополнительный показатель результативности

15. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе местного самоуправления (% от численности несовершеннолетнего населения ВМО).

Образование и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Критерий эффективности: создание органом местного самоуправления необходимых условий для организации деятельности КДНиЗП.

Базовые показатели результативности.

16. Кадровая обеспеченность реализации полномочия (% от штатной численности);

17. Обеспеченность материально-техническими, методическими и информационными ресурсами для организации деятельности КДНиЗП (% от количества требований к ресурсам, установленным в отчете о реализации переданного полномочия).

Методика анализа деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий

При наличии государственного задания на значение базового показателя результативности, установленного уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющем контроль реализации органом местного самоуправления переданного полномочия, анализ осуществляется сравнением фактически достигнутого значения со значением, заданным в государственном задании.

При фактическом значении базового показателя результативности равном или большем 95% от заданного значения государственное задание считается выполненным, высокорезультативным и оценивается в 3 балла. При фактическом значении базового показателя результативности в диапазоне от 90% до 95% от заданного значения государственное задание считается в целом выполненным и оценивается в 2 балла как среднерезультативное. При фактическом значении базового показателя результативности меньшем 90% от заданного значения выполнение государственного задания оценивается в 1 балл как низкорезультативное.

При отсутствии государственного задания оценка базового показателя результативности осуществляется согласно изложенным ниже правилам.

В сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

При уменьшении значения базового показателя результативности деятельность органа местного самоуправления по данному показателю оценивается в 1 балл.

Увеличение значения базового показателя результативности характеризует улучшение деятельности органа местного самоуправления. Для совокупности базовых показателей, имеющих положительную динамику, рассчитывается среднее значение.

При значении базового показателя результативности большего или равного среднему значению деятельность органа местного самоуправления по анализируемому показателю оценивается в 3 балла.

При значении базового показателя результативности меньше среднего значения деятельность органа местного самоуправления по анализируемому показателю оценивается в 2 балла.

Оценка результативности осуществления в целом переданного полномочия производится по итоговой оценке результативности, рассчитываемой суммированием присвоенных при анализе баллов базовых показателей результативности по анализируемому полномочию.

Деятельность органа местного самоуправления оценивается как высокорезультативная, если сумма набранных баллов равна или больше 7. При итоговой оценке результативности равной 6 или 5 деятельность органа местного самоуправления оценивается как среднерезультативная.

При итоговой оценке результативности равной 4 или 3 деятельность органа местного самоуправления оценивается как низкорезультативная. В этом случае производится анализ дополнительных показателей результативности, в случае роста значений которых итоговая оценка результативности увеличивается на один или два балла.

Для оценки эффективности использования нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, рассчитываются показатели эффективности использования нежилых помещений по всем внутригородским муниципальным образованиям в городе Москве (далее – ВМО). Рассчитанные показатели упорядочиваются от максимального значения до минимального и подразделяются на три группы – высокой эффективности, средней эффективности, низкой эффективности.

В зависимости от фактического значения показателя эффективности использования нежилых помещений орган местного самоуправления относится к одной из групп и оценивается в 3 (высокая эффективность), 2 (средняя эффективность) или 1 (низкая эффективность) балл.

Для оценки эффективности использования спортивных площадок для занятий в спортивных секциях, группах рассчитываются показатели по всем ВМО. Рассчитанные показатели упорядочиваются от максимального значения до минимального и подразделяются на три группы – высокой эффективности, средней эффективности, низкой эффективности.

В зависимости от фактического значения показателя орган местного самоуправления относится к одной из групп оценивается в 3, 2 или 1 балл.

Оценка деятельности органа местного самоуправления по обеспечению регулярности использования спортивных площадок производится по следующим правилам.

При фактическом значении показателя меньше 20% деятельность органа местного самоуправления оценивается в 1 балл. При фактическом значении показателя от 20% до 50% деятельность органа местного самоуправления оценивается в 2 балла. При фактическом значении показателя равном или большем 50% деятельность органа местного самоуправления оценивается в 3 балла.

Общая оценка осуществляется суммированием присвоенных при анализе баллов эффективности и регулярности использования спортивных площадок. При итоговом значении равном 6 или 5 баллам деятельность органа местного самоуправления оценивается как высокоэффективная. При итоговом значении равном 4 деятельность органа местного самоуправления оценивается как среднеэффективная. При итоговом значении равном или меньшем 3 баллов деятельность органа местного самоуправления оценивается как низкорезультативная.

Эффективность использования нежилых помещений дополняет оценку результативности деятельности органа местного самоуправления по организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением.

Итоговая оценка эффективности и регулярности использования спортивных площадок дополняет оценку результативности деятельности органа местного самоуправления по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

В сфере опеки и попечительства.

Увеличение значения базового показателя результативности характеризует эффективную деятельность органа местного самоуправления и оценивается в 3 балла.

При уменьшении значения базового показателя результативности поводится его сравнительный анализ со значением дополнительного показателя результативности. При одновременном уменьшении их значений деятельность органа местного самоуправления оценивается в 1, в противном случае – в 2 балла.

В сфере создания и организации деятельности КДНиЗП

При одновременном значении базовых показателей результативности равных 100% деятельность органа местного самоуправления по созданию необходимых условий для организации работы КДНиЗП оценивается в 3 балла.

При значении одного из двух базовых показателей результативности меньше 100% деятельность органа местного самоуправления по созданию необходимых условий для организации работы КДНиЗП оценивается в 2 балла.

При одновременном значении базовых показателей результативности меньших 100% деятельность органа местного самоуправления по созданию необходимых условий для организации работы КДНиЗП оценивается в 1 балл.

6.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

Эффективность деятельности органов местного самоуправления следует рассматривать как уровень соответствия результатов деятельности по решению вопросов местного значения поставленным целям и задачам. Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является, с одной стороны, неотъемлемой составляющей процесса управления, позволяющей получить информацию о результатах, проблемах управления, достижении плановых показателей в деятельности органов местного самоуправления и т.п., с другой, является требованием ст. 18.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии со статьей, во-первых, оценка деятельности органов местного самоуправления должна проводиться по утвержденным показателям и в установленной форме; во-вторых, порядок утверждения перечня показателей определяется Президентом РФ; в-третьих, субъекты РФ могут оказывать содействие в целях достижения наилучших показателей, а также в качестве поощрения, предоставляя за счет средств регионального бюджета гранты муниципальным образованиям.

В 2008 году в целях реализации п. 1 ст. 18.1 Указом Президента РФ № 607 утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Оценка осуществляется по тридцати показателям как количественным (например, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования; доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу; удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в ЕГЭ; число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения; доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя; уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и др.), так и качественным (например, удовлетворенность населения услугами, предоставляемыми муниципальными учреждениями). Утвержденная система показателей направлена на оценку работы органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В соответствии с указом, органы местного самоуправления по итогам года представляют отчет о результатах проведения оценки эффективности в органы исполнительной власти субъекта РФ. Последние должны проводить мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, по итогам мониторинга определять условия предоставления грантов. Текст доклада о результатах проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления размещается на официальном сайте субъекта РФ.

Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет определить приоритеты социально-экономического развития муниципального образования; выявить проблемы, требующие решения программным методом; определить направления муниципальной социальной политики.

Предыдущая

Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Оценка эффективности деятельности ОМСУ будет проводиться по единой методике, в нее включены 30 показателей, характеризующих уровень развития здравоохранения, дошкольного и школьного образования, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, малого предпринимательства и др.

23. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере экономики и финансов

1. Тепы роста(снижения) доходов местного бюджета.

2. темп роста и снижения налогов и неналоговых доходов

3. объем доходов, поступаемых в консолидируемый бюджет области в расчете на 1 жителя

4. темп роста или снижения недоимки(недоплаты) по налоговым доходам.

5. темп роста или снижения кредиторской задолженности бюджетных учреждений мун.образования

6. темп роста или снижения инвестиций в основной капитал по средним и крупным предприятиям.

7. объем отгруженных товаров и услуг собственного производства по крупным и средним предприятиям на душу населения.

8. уровень доходности от использования мун.имущества в том числе от использования земельных участков.

9. темп роста или снижения валового производства в сель.хозе.

24. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере социальной политики

1. естественный прирост или убыль населения

2. уровень безработицы

3. расходы местного бюджета в расчете на одного обучающего

4. охват детей дошкольного возраста в дошкольных образованиях.

5. охват организационными формами отдыха детей в каникулярное время.

6. обеспеченность библиотеками на 1 тыщ жителей.

7. обеспеченность клубами и культурными учреждениями на 1 тыщ.

8. спортзалы на 10 тыщ

9. охват детей и взрослых, занятых спортом и физкультурой.

10. расходы местного бюджета на проведение молодежной политики в расчете на 1 человека с 14 до 30 лет

11. охват семейной формы устройства детей и сирот.

12. количество торговых, продуктовых точек на 100 жителей

13. количество организаций общепита на 1 тыщ

14. количество точек бытового обслуживания на 1 тыщ

15. доли семей, получающих субсидии по мун.району.

25. Показатели эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в сфере жкх, благоустройства, энергетики, строительства и жилищной политики

1.Ввод жилья на 1 жителя

2.Уровень обеспеченности населения жилой площадью

3.Удельный вес жилой площади, обеспеченность горячим водоснабжением, отоплением и водоотведением

4.Уровень газификации по всем населенным пунктам

5.Уровень электрофикации по всем населенным пунктам

6.Уровень освещаемости улиц.

7.Обеспеченность домом домовыми знаками и указателями улиц.

8.Площадь парков, садов и тд в расчете на 1000 жителей.

9.Транспортная подвижность населения.

10.Обеспеченность населенным пунктом дорог твердым покрытием

Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607
"Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

б) обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе дополнительных показателей, предусмотренных настоящим пунктом, в федеральную программу статистических работ на 2009 год и последующие годы с учетом установленных настоящим Указом сроков представления докладов.

3. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети "Интернет", а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.

4. Сводный доклад субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" до 1 октября года, следующего за отчетным.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять из бюджетов субъектов Российской Федерации гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не допускается.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Перечень
показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
(утв. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607)

С изменениями и дополнениями от:

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).

6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год.

9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).

10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

Информация об изменениях:

Перечень дополнен пунктом 14 с 1 января 2019 г. - Указ Президента РФ от 9 мая 2018 г. N 212

14. Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в указанных сферах за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований.

На современном этапе реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации одной из актуальных задач, обуславливающих дальнейший ход самой реформы, является необходимость внедрения института оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. Проведение оценки в общероссийском масштабе, учитывая существующие различия сложившихся параметров и потенциала муниципалитетов в разных регионах России, требует разработки и установления единой системы показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий и дающих предпосылки для их комплексного анализа и инновационного развития, в том числе в сфере развития малого предпринимательства.

Правовая основа для осуществления оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ заложена Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" . В данном нормативном документе сформулирован базовый инструментарий оценочного процесса, а именно утвержден основной перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, в том числе в сфере малого предпринимательства: доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций субъекта РФ; доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

В дальнейшем задача практического внедрения оценочного процесса была транслирована на муниципальный уровень. Основополагающим документом в этом отношении стал Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" , во многом аналогичный Указу № 825. Основной перечень показателей включает следующие характеристики социально-экономического развития муниципалитетов в сфере малого предпринимательства:

  • - число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения муниципального района (городского округа);
  • - доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;
  • - доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета муниципального района (городского округа) на оказание таких услуг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р , принятым в развитие норм Указа № 607, утверждены следующие инструменты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ):

  • а) перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;
  • б) типовая форма доклада глав местных администраций о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
  • в) методика мониторинга эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов;
  • г) методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов МСУ.

В состав дополнительных показателей оценки включена стоимостная величина, характеризующая структуру расходной части местного бюджета, а именно доля расходов на развитие и поддержку малого предпринимательства в общем объеме расходов бюджета муниципального образования. В структуру ежегодного доклада глав местных администраций включен подраздел "Развитие малого и среднего предпринимательства" (раздела I "Экономическое развитие"), который предполагает изложение следующих показателей эффективности деятельности:

  • - число субъектов малого предпринимательства на 10000 человек населения муниципального района (городского округа);
  • - доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций муниципального района (городского округа).

Кроме того, раздел IV доклада "Дошкольное и дополнительное образование детей" включает показатель доли детских дошкольных муниципальных учреждений в общем числе организаций, в том числе , оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг (в процентах). Раздел IX доклада "Организация муниципального управления" включает финансовый показатель, относящийся к исполнению местного бюджета: общий объем расходов бюджета муниципального образования, в том числе на развитие и поддержку малого предпринимательства, из них:

  • - в расчете на одно малое предприятие муниципального образования;
  • - в расчете на одного жителя муниципального образования.

Указанные показатели также свидетельствуют о наличии единого подхода во внедрении оценочных процедур на региональном и муниципальном уровнях, что способствует унификации целевых установок деятельности органов исполнительной власти и повышению качества агрегации данных об итогах социально-экономического развития регионов. Для примера, в инструкции по подготовке доклада высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период (разработана Центром публичных реформ - некоммерческой организацией, осуществляющей экспертную поддержку разработки и проведения реформ в России) даются рекомендации по подготовке следующих данных:

  • - доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций региона;
  • - доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;
  • - расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку и развитие малого предпринимательства.

В утвержденной Распоряжением № 1313-р методике мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления сопоставление отчетных показателей происходит в том же отраслевом разрезе, что и при разработке ежегодного отчетного доклада, а именно по следующим направлениям: экономическое развитие, уровень доходов населения и здоровья, здравоохранение и образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика, организация муниципального управления.

При характеристике экономического развития муниципального образования методика предполагает расчет показателей, утвержденных упомянутым Указом Президента РФ № 607 в составе основного перечня - число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 человек населения, доля среднесписочной численности работников малых предприятий в численности работников всех предприятий. Динамика роста этих показателей должна свидетельствовать об эффективности деятельности органов МСУ в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Характеризуя уровень экономического развития, эти показатели рассматриваются в совокупности с показателем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства. Рассчитываемые величины отражают уровень развития малого предпринимательства и его роль на рынке труда, а также позволяют дать оценку эффективности и достаточности мер, принимаемых органами МСУ, по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.

Социальной роли малого предпринимательства отводится приоритетное значение при расчете показателя, характеризующего уровень развития образования, прежде всего, дошкольного и дополнительного. Показатель доли детских дошкольных муниципальных учреждений, в том числе субъектов малого предпринимательства , оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг, в общем числе организаций характеризует уровень развития услуг по дошкольному образованию в муниципальных образованиях. К числу социально-ориентированных показателей можно также в перспективе отнести и величины долевого представительства субъектов малого и среднего бизнеса в таких отраслях, как: здравоохранение, предоставление коммунальных услуг населению, управление жилищным фондом.

В рассмотренной выше группе нормативных документов федерального уровня четко сформулирована роль органов исполнительной власти нижестоящих уровней не просто как субъекта оценки, а как активного участника и администратора информационной базы для оценочного процесса. Как следствие, это привело к принятию, практически, во всех субъектах РФ региональных нормативных актов, реализующих принципы, определенные в профильном федеральном законодательстве, конкретизирующих инструментарий оценки и устанавливающих ряд дополнительных показателей оценки деятельности исполнительных органов.

2.2 Оценка эффективности МСУ в Ленинградской области

В качестве примера остановим свой выбор на нормативной базе субъекта РФ - Ленинградской области .

В регионе развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства: в составе областного правительства создан комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, координирующий реализацию мер соответствующей государственной поддержки; созданы и функционируют Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства, Ленинградское областное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ОАО "Агентство кредитного обеспечения". В муниципальных образованиях области создано 36 специализированных структур поддержки предпринимательства (фонды, бизнес-инкубаторы, ресурсные и социально-деловые центры), более 20 некоммерческих объединений предпринимателей.

Региональными программами предусмотрены такие финансовые меры поддержки малого бизнеса, как: предоставление льготных займов; предоставление на конкурсной основе стартовых пособий; предоставление субъектам малого предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, процентов по займам и лизинговым платежам; предоставление поручительств при отсутствии достаточного залогового обеспечения; компенсация расходов, связанных с получением международных сертификатов и участием в выставочных мероприятиях.

В целях реализации норм федерального законодательства в сфере реформы местного самоуправления в Ленинградской области уже в августе 2007 года были приняты основные нормативные акты, касающиеся оценки эффективности работы органов исполнительной власти и устанавливающие расширенный перечень показателей оценки с учетом региональной специфики. Это, прежде всего, Постановление правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 г. № 224 "Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области", которым установлен следующий перечень показателей в сфере малого, среднего бизнеса и потребительского рынка для структур государственной власти:

  • 1) доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;
  • 2) доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;
  • 3) расходы консолидированного бюджета Ленинградской области на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • 4) индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли и объема платных услуг относительно прожиточного минимума в области;
  • 5) динамика оборота малых предприятий;
  • 6) динамика доходов консолидированного бюджета от деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Ленинградской области, к которым применяется единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН);
  • 7) динамика объема финансовых ресурсов, полученных субъектами малого предпринимательства с использованием поручительств ОАО "Агентство кредитного обеспечения";
  • 8) динамика оборота розничной торговли по Ленинградской области;
  • 9) динамика объема оказания бытовых услуг населению;
  • 10) объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, получивших поддержку в рамках региональных целевых программ, на один рубль средств государственной поддержки, оказанной субъектам малого предпринимательства в рамках региональных целевых программ из областного бюджета.

Следует отметить, что приведенный в областном постановлении перечень показателей оценки сравнительно шире базового перечня, установленного Указом Президента № 825. Также очевидна ориентация на объемные показатели работы малых предприятий области за отчетный период, а показатели 7 и 10 отражают эффект от реализации инструментов государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренных для областных предпринимателей в региональной целевой программе.

Поскольку в Ленинградской области сформирована разветвленная система местного самоуправления, а именно 222 муниципальных образования, в т. ч. 17 муниципальных районов, 1 городской округ, 62 городских поселения, 142 сельских поселения, для обеспечения комплексной оценки результатов их деятельности было издано Постановление правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 г. № 225 "Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области". В этом документе, в отличие от вышеуказанных федеральных актов, нашла отражение двухуровневая структура организации органов местного самоуправления (показатели оценки сгруппированы в два блока - для муниципальных районов и городского округа, а также для городских и сельских поселений).

Показатели для оценки эффективности деятельности органов МСУ муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в сфере малого, среднего бизнеса потребительского рынка:

1. Динамика доходов консолидированного бюджета области от деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального района (городского округа), находящихся на ЕНВД и УСН.

Формула расчета:

Тмр 1 = (S1/S0) x 100 %,

где Тмр 1 - темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального района и находящихся на ЕНВД, УСН (в процентах).

S1 - сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального района и находящихся на ЕНВД, УСН, за отчетный период. местное самоуправление принцип эффективность

S0 - сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального района и находящихся на ЕНВД, УСН, за аналогичный период предыдущего года.

2. Обеспеченность торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей муниципального района.

Формула расчета:

Тмр 2 = (О т/п факт./О т/п расч.) x 100 %,

где Тмр 2 - показатель соотношения фактической и расчетно-нормативной обеспеченности торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей муниципального района (в процентах).

О т/п факт. - фактическая обеспеченность торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей муниципального района (кв. м).

О т/п расч. - расчетно-нормативная обеспеченность торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей муниципального района (кв.м), рассчитываемая по формуле:

О т/п расч. = [(280xНгор.) + 300xНсел.)]/ (Нгор. + Нсел.),

где 280 - норматив обеспеченности жителей городского поселения торговыми площадями в сфере розничной торговли из расчета 280 квадратных метров на одну тысячу жителей (- в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений").

300 - норматив обеспеченности жителей сельского поселения торговыми площадями в сфере розничной торговли.

3. Обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей муниципального района.

Формула расчета:

Т мр 3= (О р/м факт./О р/м расч.) x 100 %,

где Тмр 3 - показатель соотношения фактической и расчетно-нормативной обеспеченности рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей муниципального района (в процентах).

О р/м факт. - фактическая обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей муниципального района;

О р/м расч. - расчетно-нормативная обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей муниципального района, рассчитываемая по формуле:

О р/м расч. = [(9xНгор.) + 7xНсел.)]/ (Нгор. + Нсел.),

где 9 - норматив обеспеченности жителей городского поселения муниципального района рабочими местами из расчета 9 рабочих мест на одну тысячу жителей.

7 - норматив обеспеченности жителей сельского поселения муниципального района рабочими местами.

Нгор., Нсел. - численность населения всех городских и, соответственно, сельских поселений муниципального района.

4. Обеспеченность жителей муниципального района (городского округа) посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей. Формула расчета:

Тмр 4 = О п/м факт./40 пос. мест x 100 %,

где Тмр 4 - показатель соотношения фактической и нормативной обеспеченности посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей муниципального района (в процентах).

О п/м факт. - фактическая обеспеченность посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей муниципального района.

  • 40 пос. мест - нормативная обеспеченность посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей.
  • 5. Динамика количества субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) на одну тысячу жителей городского округа. Формула расчета: Т го = (N1 / N0) x 100 %, где:

Тго - темп роста количества субъектов малого предпринимательства городского округа (в процентах).

N1, N0 - количество субъектов малого предпринимательства на одну тысячу жителей городского округа по состоянию соответственно на конец и на начало отчетного периода.

Показатели для оценки эффективности деятельности органов МСУ поселений Ленинградской области в сфере малого, среднего бизнеса и потребительского рынка:

1. Динамика количества субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) на одну тысячу жителей поселения. Формула расчета:

Т п 1= (N1 / N0) x 100 %,

где Т п 1 - темп роста количества субъектов малого предпринимательства поселения (в процентах).

N1, N0 - количество субъектов малого предпринимательства на одну тысячу жителей поселения по состоянию, соответственно, на конец и на начало отчетного периода.

2. Обеспеченность торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей поселения.

Формула расчета:

Т п 2 = (О т/п факт./280 (300) кв.м) x 100 %,

где Т п 2 - показатель соотношения фактической и нормативной обеспеченности торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей городского (сельского) поселения (в процентах).

О т/п факт. - фактическая обеспеченность торговыми площадями в сфере розничной торговли на одну тысячу жителей городского (сельского) поселения (квадратных метров).

  • 280, 300 - нормативы обеспеченности жителей городского и, соответственно, сельского поселения торговыми площадями в сфере розничной торговли из расчета 280 или 300 квадратных метров на одну тысячу жителей.
  • 3. Обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей поселения.

Формула расчета:

Т п 3 = (О р/м факт./9(7) раб.мест) x 100 %,

где Т п 3 - показатель соотношения фактической и нормативной обеспеченности рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей городского (сельского) поселения (в процентах).

О р/м факт. - фактическая обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей поселения.

  • 9, 7 - нормативная обеспеченность рабочими местами в сфере бытового обслуживания на одну тысячу жителей соответственно для городских и сельских поселений.
  • 4) Обеспеченность жителей посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей поселения.

Формула расчета:

Т п 4 = О п/м факт./40 пос. мест x 100 %,

где Т п 4 - показатель соотношения фактической и нормативной обеспеченности посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей городского (сельского) поселения (в процентах).

О п/м факт. - фактическая обеспеченность посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей поселения.

40 пос. мест - нормативная обеспеченность посадочными местами в сфере общественного питания на одну тысячу жителей поселения.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...