Политика холодной войны в 1953 1964.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
« Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия»
В поисках новой стратегии. Молотов Маленков, позднее Хрущёв Предлагал сделать перерыв в « холодной войне», но при этом сохранить жёсткое противостояния двух систем. Обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма, выступали за мирное сосуществование
Отношения с Западом. В 1953 году Советский Союз достиг компромисса в США, результатом которого стало перемирие в Корее. Корейская война 1950-1953 гг.
Отношения с Западом. В 1954 году были достигнуты соглашения о прекращении войны в Индокитае. По результатам переговоров, французские войска покинули Индокитай Война в Индокитае 1946 -1954 гг.
Отношения с Западом. В 1955 году страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел свои войска с её территории. В 1955 году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 году – с Японией.
Отношения с Западом. В марте 1954 года Маленков подчеркнул не только то, что нужно бороться за мир, но и заговорил о недопустимости возникновения мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Г.М. Маленков
мирном существовании и соревновании двух систем; возможности предотвращения войн в современную эпоху; многообразии форм перехода различных стран к социализму; XX съезд КПСС закрепил тезисы о:
В качестве 3 главных направлений обеспечения мира Хрущёв выделил: - создание системы коллективной безопасности в Европе, - затем в Азии, - а также разоружение. Основные направления, выделенные Хрущёвым
Взаимное недоверие лидеров стран Отсутствие средств контроля за ядерным оружием противника Договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он не стоит ничего. Сложности отношений с Западом
Изменение военной доктрины В 1956 году Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переход от массового применения войск к ракетно – ядерному противостоянию
1957г. – испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты. Оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно – ядерного подводного флота В нач.60-х гг. – достижение временного приоритета над США
Из-за жёсткой позиции Н. Хрущёва провалом закончилась встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Н.С. Хрущёв и Д. Кеннеди на встрече в Вене
… Бог свидетель, что я не изоляционист, но кажется чрезвычайной глупостью рисковать жизнью миллионов американцев из-за спора о правах доступа по автобану… или из-за того, что немцы хотят объединения Германии. Должны быть гораздо более крупные и важные причины, чем эти, если мне придется грозить России ядерной войной. Ставкой должна быть свобода всей Западной Европы, прежде чем я припру Хрущева к стенке и подвергну его окончательному испытанию Дж. Кеннеди после встречи вспоминал:
Берлинский кризис. В нач. 1960-х гг., когда в ГДР обострилась обста- новка и тысячи людей бежали в ФРГ, было принято решение о возведении в Берлине стены.
Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. Мир оказался на пороге ядерной войны. Громыко и Добрынин на приеме у Кеннеди уверяют его, что на Кубе нет наступательного оружия СССР Карибский кризис
Фидель Кастро и Н.С. Хрущев Советские ракеты на острове Свободы. Аэрофотосъемка ВВС США Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважения её суверенитета. Итоги: Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважения её суверенитета.
СССР и социалистические страны
Многообразия форм перехода стран к социализму – налаживание отношений с Югославией 1956г. – демонстрации в Польше 1956г. – введение советских войск в Венгрию Противостояние с Китаем ОВД 1955г. в составе СССР, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Албания, ГДР, Болгария НАТО (в 1955 вступила ФРГ) Советские танки на улицах Будапешта СССР и социалистический лагерь
1955г. – визиты Хрущева в Индию, Бирму, Афганистан 1957-1964гг. – переговоры с лидерами 30 развивающихся стран Предоставление им льготных кредитов и безвозмездной помощи, поставки техники Хрущев в Индии Хрущев в Афганистане СССР и страны Третьего мира
Во второй половине 1953 г. до конца 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Однако они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом.
Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства предметов потребления.
Аграрная реформа
Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы - зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов, там создавались зерновые совхозы.
Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников («тридцатитысячников»). Более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата были переведены на работу в село.
В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), разбудит инициативу колхозников.
В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и разрешили в пять раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать колхозникам паспорта; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Экономика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 гг. составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.
Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономическое реформирование перешло в административную тряску.
Два сильных удара сверху сорвали процесс расширенного воспроизводства на селе. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Вначале освободив приусадебное хозяйство от налогов и, увеличив его размер, вскоре объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С.Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из села Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и жить стали лучше, перестав разрываться между общественной нивой и личным двором. По предложению секретаря ЦК Л.И. Брежнева пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.
Началось новое раскрестьянивание селян. В результате, к середине 1960-х гг. ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.
В 1959 г., находясь в США, Н.С.Хрущев обещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Однако чудо не наступило, кукуруза не смогла заменить традиционно русских культур, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г.Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы.
В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению.
Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.
Промышленность в 1950-х гг.
К середине XX в. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу «А», производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).
Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высокие темпы были достигнуты благодаря жестким методам административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном «затухании» темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду общественные науки.
Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КП CC , посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма. Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова...
Реформа управления народным хозяйством
Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х гг., была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.).
Осуществленный по этой реформе переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовал следующие задачи: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, и в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным.
Для развития реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 1930-х гг.
Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.
Наибольший успех гражданский сектор экономики имел в направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Московский район экспериментальной застройки «Черемушки» многократно повторился в других городах страны. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 1960-х гг., наша страна не знала ни до ни после этого периода.
Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Семилетка - 1959-1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. Смена плановых вех диктовалась, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсировать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, скоординировать народнохозяйственные планы стран - членов СЭВ. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы «Б» план не выполнили.
2. Общественно-политическое развитие
XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистичекие страны «в краткие исторические сроки». Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С.Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. Необходимость этого доклада Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товарищами по Президиуму ЦК КПСС.
Материалы к докладу «О культе личности и его последствиях» подготовила созданная в 1955 г. по предложению Н.С.Хрущева комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н.Поспеловым. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена культа личности Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные «враги народа» на деле были честными партийцами и советскими патриотами.
Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г.), стал главным достижением съезда. С него началось очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским.
Н.С. Хрущев настоял «сказать правду о культе Сталина» именно на XX съезде, потому что это был первый съезд после смерти Сталина. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. В этом отношении постановление сделало шаг вперед после съезда.
XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х - начале 1950-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга партийной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил Справедливость в отношении репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Была восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на историческое место жительства. В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве оккупантам. В 1967 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В кон це 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут.
Попытка переворота 1957 г.
Летом 1957 г. высшее руководство страны и партии пришло к выводу, что Н.С.Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене*.
Глава государства, председатель президиума ВС СССР маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.
С этим решением Хрущев не согласился. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители «силовых» ведомств - министр обороны маршал Советского Союза Жуков и председатель КГБ генерал Серов. На стороне Хрущева выступил пленум ЦК партии (июнь 1957 г.), который осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС.
Вскоре все выступившие против Н.С.Хрущева были отстранены от власти. Был снят со своего поста и Г.К.Жуков, проявивший наибольшую активность в борьбе за Хрущева. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. В его руках сосредоточивается необъятная, все менее контролируемая власть.
Программа КПСС 1961 г.
В 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект новой партийной программы - программы строительства коммунизма в СССР. О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И.В.Сталин в 1939 г. на XVIII съезде партии. Еще до войны была создана комиссия по подготовке партийной программы. В 1956 г. новую комиссию возглавил Н.С.Хрушев, и осенью 1961 г. проект программы был опубликован в печати для всенародного обсуждения.
В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии*.
*Первая программа (1903 г .) была направлена на совершение буржуазно-демократической, а затем социалистической революции; вторая (1919 г.) - на построение социализма.
Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил «полностью и окончательно», и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения в СССР коммунизма.
Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.
Культура
Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».
Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.
3. Внешняя политика СССР
Смягчение международной напряженности
После смерти И.В.Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, особенно с Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря.
В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название - Организация Варшавского Договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.).
В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в два раза, сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру.
К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым в США. Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя он не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный договор ядерных стран. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель.
Через пять лет, в 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями.
Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну - США состоялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита - сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С.Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения. Заявив о том, что никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома, Хрущев от имени Советского правительства изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения.
Карибский кризис 1962 г.
Визит советского лидера в США не получил продолжения. Намеченный ответный визит американского президента в СССР не состоялся. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении связей на высшем уровне. Проникновение в мае 1960 г. в советское воздушное пространство американского самолета-разведчика, уничтожение его и последующий шумный судебный процесс над летчиком - все это разрушило хрупкие контакты, обострило отношения между крупнейшими ядерными странами, которые вскоре подвели мир к черте ядерной катастрофы.
В 1962 г. советское руководство приняло решение в ответ на создание ракетной базы у границ СССР на территории Турции создать ракетно-ядерную базу на Кубе. Решение было оформлено в виде просьбы руководства Кубы во главе с Ф.Кастро помочь укреплению обороны «Острова Свободы» и закреплено советско-кубинским договором.
В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Они вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения вплоть до стремления немедленно разгромить остров всеми имеющимися средствами. Президент США Д. Кеннеди занял не менее воинственную позицию: установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД. Начался «карибский» («ракетный», «кубинский») кризис 1962 г. После корейской войны это был самый опасный международный конфликт. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны.
Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров Д.Кеннеди и Н.Хрущев руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывести свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.
Конфронтация с Китаем
В начале 1960-х гг. опрометчивая внешняя политика руководства СССР способствовала обострению отношений не только с ведущей капиталистической державой, но и с великим соседом - КНР. В последние годы жизни Сталин видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 1950-е гг. советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество социалистической системы.
Однако курс КПСС на разоблачение культа Сталина вызвал растущий протест руководства Компартии Китая. Ответом явился неожиданный и срочный вывод весной 1960 г. советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи Китаю. Процесс индустриализации Китая резко затормозился.
В дальнейшем список взаимных обид и ударов множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далеко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.
Отношения с Западом.
В 50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств. В условиях существования ядерного оружия этот тезис представлялся наиболее разумным. Он был закреплен в материалах XX съезда КПСС в 1956 году. На съезде глава государства Хрущев назвал условия обеспечения мира на планете: создание системы коллективной безопасности и разоружение.
Однако между СССР и Западом по-прежнему существовало взаимное недоверие. Обе стороны предпочитали вести внешнюю политику с позиции силы. И гонка вооружений продолжалась.
В 1956 году Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1957 году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота. В этой сфере Советскому Союзу к началу 60-х годов удалось добиться приоритета над США.
Советский Союз часто пользовался своим временным военным превосходством на переговорах с западными странами, предпочитая компромиссам жесткую позицию. Это усиливало напряженность в мире. Весьма драматичным оказался 1961 год. В июле провалом закончилась встреча Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Еще сильнее обострились отношения с Западом в августе, когда была возведена знаменитая Берлинская стена, ставшая символической границей между двумя политическими системами. В сентябре СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозой применения ракетно-ядерного оружия.
Но наиболее опасным оказался Карибский кризис, разразившийся в 1962 году. Причиной кризиса стало решение СССР разместить на Кубе ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. В последний момент Хрущеву и Кеннеди удалось найти компромисс, и ядерной войны удалось избежать. Обе стороны согласились вывести свои ракеты: Советский Союз – с Кубы, а США – с военных баз в Турции. Кроме того США гарантировали безопасность Кубы.
Карибский кризис стал апогеем противостояния Запада и СССР. После этого в отношениях Восток – Запад началась полоса относительной разрядки. Это стало возможным благодаря взаимному доверию, которое наметилось между Хрущевым и Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963 году и смещения Хрущева в 1964 году этот процесс был прерван.
Отношения с соцстранами.
Одним из важнейших направлений внешней политики СССР была поддержка союзных государств в Европе, Азии, на Кубе.
В 1955 году создан военно-политический блок соцстран во главе с СССР – Организация Варшавского договора. Договор подписали восемь стран Восточной и Центральной Европы – СССР, ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания. Участники Договора обязались оказывать друг другу взаимную военную помощь в случае внешней агрессии.
Социалистические страны Европы с воодушевлением встретили тезис XX съезда КПСС о многообразии форм перехода к социализму. В некоторых союзных государствах начались процессы десталинизации и демократизации.
В 1956 году в Польше прошли демонстрации и забастовки рабочих. В результате этих выступлений здесь сменилось руководство страны. Для подавления выступлений советское руководство готово было ввести в Польшу войска, но новому польскому руководству удалось урегулировать ситуацию.
В том же 1956 году вспыхнуло восстание Венгрии. Резкой критике была подвергнута руководящая партия труда – в том числе за ее просоветскую ориентацию. На территорию Венгрии были введены советские войска, которые подавили восстание.
Так СССР показал, что может применить оружие для защиты социализма и своего влияния в странах Восточной Европы.
Отношения с «третьим миром».
Одним из итогов Второй мировой войны стало крушение колониальных империй. В странах «третьего мира» нарастало национально-освободительное движение. XX съезд КПСС назвал его одним из ведущих сил революционного процесса в мире. Советское руководство предпринимало энергичные меры по вовлечению освободившихся стран в свою орбиту.
В 1955 году Хрущев и председатель Совета министров СССР Булганин совершили визиты в Индию, Бирму, Афганистан. В последующие годы прошли переговоры с лидерами более 30 развивающихся стран, подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. Развивающимся странам оказывалась широкая экономическая и военная помощь, советское руководство делало всё, чтобы склонить страны «третьего мира» на свою сторону и направить их развитие по социалистическому пути. Результатом этой политики стало усиление противостояния СССР и США. Западные страны назвали эти действия СССР «советской экспансией» и развернули скоординированную борьбу против нее.
Основные даты и события; 1955 г. - создание Организации Варшавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.
Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;
А. А. Громыко.
Основные термины и понятия: мирное сосуществование; Берлинский кризис; Карибский кризис.
Работа с картой: показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, страны социализма, США, Египет.
План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отнощения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Карибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) отношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внешней политики СССР в 1953-1964 годах.
Материал к ответу: После смерти Сталина серьезные изменения произошли и в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Среди высших руководителей страны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосуществование с Западом. Он поддерживал идею объединения Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторонником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее советского народа.
Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к советскому руководству с призывом изменить атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом направлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия
и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руководителей даже предлагала заключить с США договор о дружбе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтожение ядерного оружия».
После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, их вмешательство в венгерские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена стена, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону советских войск, в последний момент развернулись обратно). Самым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благодаря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.
Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более прочным - в мае 1955 г. была создана военная Органи; зация Варшавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от
внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «беспорядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. произошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.
После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководители, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Сталина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун говорил, что «советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориальные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочими партиями мира привели к открытому расколу мирового коммунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.
50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Договору. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю образовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освободившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализмом». В первую очередь стали укрепляться связи со странамилидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера
Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и экономическую помощь. В Индии строился металлургический комбинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латинской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия освободила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Египте она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на экономическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.
Таким образом, важным итогом развития внешней политики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балансирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях между Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалистической системы. В эти же годы не раз возникала опасность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убедительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.
137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х середине 1980-х годов
Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во главе КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.
Исторические деятели: Л. И. Брежнев;. Ю. В. Андропов;
Д. Ф. Устинов.
Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.
План ответа: 1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов государственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.
Материал к ответу: После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секретарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым веком,) для партийно-государственной номенклатуры, превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева «обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизненность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом расцвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст высших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Началось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Генеральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК из 22).
Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Официально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.
Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ослабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешиваться в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслуживание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко возросла численность партийно-государственного аппарата. Если
в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе управления было задействовано 18 млн. человек - каждый седьмой работник страны.
С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядерного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и руководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, возглавлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого исполнителя решений политического руководства в участника разработки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атомных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратегического назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались вооружены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не случайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.
Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о каком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной перспективе. Новая концепция пришла на смену программе «построения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строительства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об однородности построенного в стране общества, окончательном решении национального вопроса", отсутствии реальных противоречий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.
Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.
7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, давались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Был сделан вывод о советском народе как новой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношениях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены права общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получили право предлагать законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что многие права, записанные в конституции, в итоге так и остались
лишь на бумаге.. .
Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.
В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), на котором она была переименована в КПСС. Отчетный доклад делал Маленков, с докладом об изменениях в Уставе выступал Хрущев. После съезда Сталин предложил избрать узкое бюро Президиума, в состав которого не вошли ни Молотов, ни Микоян. Затем внутри Бюро создана неуставная пятерка - Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев. Готовился новый тур репрессий. Опалу чувствовали Молотов, Ворошилов и даже Берия. Однако в январе 1953 г. здоровье Сталина ухудшилось, 5 марта 1953 г. он умер.
Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась административно-командная система в эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.
Куда могла пойти страна после смерти Сталина? Возможным было либо временное продолжение сталинщины, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов, либо некоторое смягчение ее при сохранении общеполитического курса, либо поворот к десталинизации. Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинщины: освобождении репрессированных, повороте к решению наиболее острых аграрных проблем, ослаблении догматического пресса в культуре. Первый вариант был связан с перспективой прихода к власти Берии, в осуществлении второго приняли бы участие, вероятно, Молотов и Булганин, на практике же начал реализовываться третий вариант. И с ним связал себя Н.С. Хрущев.
Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, «заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей», призывая в 2-3 года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности. На закрытом совещании в Кремле Председателем Совмина был избран Маленков, МГБ и МВД были объединены под началом Берии. Хрущев, который проявил в эти дни необычайную активност, взял под контроль партийные кадры. Главное в настроениях правящей верхушки было то, что она желала сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Поскольку Хрущев имел хорошие связи с высшим военным командованием, он вместе с Жуковым подготовил акцию против Берии, который в июле 1953 г. был арестован, а в декабре того же года по приговору суда расстрелян. В сентябре 1953 г. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Начался процесс десталинизации.
Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей», пересмотрено «ленинградское дело». Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.
Во второй половине 50-х гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран.
Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х гг., в частности Рыкова, Бухарина - руководителей оппозиции Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е гг. советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.
Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Хрущев. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Маленкова, Молотова и Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.
Во внешней политике руководство страны проявляло стремление к динамизму. Были урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об оказании ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения с Югославией.
Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В1955 г. создана Организация Варшавского Договора (ОВД) для совместной оборонной политики, в которую вошли все европейские социалистические страны, кроме Югославии.
Оставалось много проблем в отношениях с Западом. Остро стояли германский вопрос и задача коллективной безопасности в Европе. В октябре 1954 г. Западная Германия была включена в военную организацию НАТО. В мае 1955 г., заручившись обещанием Австрии соблюдать строгий нейтралитет, СССР вывел из этой страны свои войска. В сентябре 1955 г. установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. «Оттепель» сняла напряженность «холодной войны», но все чаще стали появляться конфликтные ситуации во взаимоотношениях с социалистическими государствами, т.к. Советский Союз зачастую проводил в отношении этих стран политику диктата и открытого военного вмешательства. Так, например, советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии в 1956 г. В конце 50-х г.г. вновь осложнились отношения с Китаем, руководство которого, недовольное критикой культа Сталина, стало свертывать партийные и государственные связи с СССР. На этой же почве обострились отношения с Албанией. Несмотря на это, мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС считали главной задачей. За несколько лет численность Вооруженных Сил была сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек. Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Советский Союз предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации, внес предложение о всеобщем и полном разоружении.
Берлинский вопрос. После урегулирования отношений между СССР и ФРГ неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить Западный Берлин (разделенный на английскую, американскую и французскую зоны оккупации) вольным городом. Предложение не приняли. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного, и установили контрольно-пропускные пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот сконцентрировались американские танки. Им навстречу были выведены советские. Противостояние продолжалось более суток. Танки, наконец, были разведены, однако статус Берлина остался не узаконенным.
Карибский кризис. Американское и советское противостояние в значительно более серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27-28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы, а США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции.
Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в подписании первого соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
Советский Союз в 1964-1985 гг.
На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным, были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства, должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ, требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.
Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования, противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем, падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.
Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в АгроПромОбъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.
Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.
Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.
Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач.
1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении.
Сущность «доктрины Брежнева» (так ее назвали на Западе) об ограниченном суверенитете заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену (т. е. конкретной стране) братскую помощь, в том числе и военную. Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 г. вошли на ее территорию, подавили антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.
В конце 1960-х гг. отношения с Китаем стали напряженными, что привело к пограничным конфликтам. Наиболее серьезное военное столкновение произошло в марте 1969 г. на острове Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Все это заставило СССР держать крупные вооруженные формирования около советско-китайской границы.
2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли совещания коммунистических и рабочих партий (1965 г., 1969 г.), цель которых заключалась в выработке единой стратегии классовой борьбы против мира капитала.
СССР стремился расширить свое геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфиопии, Анголе, Мозамбику, Южному Йемену и др.).
Как и международное коммунистическое движение, эти действия окажутся впоследствии иллюзией.
3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности».
В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в атомной войне.
В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло программу мира.
Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:
– подписанные в 1970 г. договоры между СССР и ФРГ о нормализации отношений;
– заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;
– улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (в 1972 г.), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 в 1972 г. и ОСВ-2 в 1979 г.);
– успешное проведение в 1972–1975 гг. многоэтапного Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 г. подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ, или программы «звездных войн»). Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Р. Рейган объявил нашу страну «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся «холодной войны».
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу
- К чему снится ива по соннику
- Биография, интересные факты
- К железам какой секреции относится поджелудочная железа
- Где находится кашмир. Кашмир — другая Индия. Территориальная структура Кашмира
- Родился александр александрович алябьев Сообщение о алябьев александр александрович
- Шпаргалка: Образование древнерусского государства
- Формирование древнерусского государства
- Заговоры от врагов и недоброжелателей Магия заставить замолчать завязать язык
- алоэ – амулет от всех бед на подоконнике
- Заговоры на красоту и привлекательность Заговор для красоты на мед и алой
- Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду Гаитянский культ 4 буквы сканворд
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства