Положение о судоустройстве 1922 г рсфср.


  • Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
  • Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
  • Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

    Судебная реформа 1922г.

    В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР , положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система:

    1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

    2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    3) губернский суд;

    4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

    Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)].

    Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы.

    Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников).

    Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов - кассационной, по делам об особо опасных преступлениях - первой инстанцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках.

    Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

    Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

    Прокуратура и адвокатура.

    В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре . При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали - вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали - местным исполкомам.

    В.И. Ленин возражал против принципа ≪двойного подчинения≫, настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

    ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

    На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)

    Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

    Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре.

    При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

    В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имуществен-ных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

    ОГПУ.

    В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал Декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД.

    На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению ≪враждебной деятельности антисоветских элементов≫, охрана ≪государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров≫ за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.

    Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.

    На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на железнодорожных и водных транспортных путях - транспортные отделы. Аналогичные реформы органов госбезопасности были проведены в других республиках (Украине, Белоруссии).

    Конституция СССР 1924 г. ≪в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом≫ учреждала при СНК СССР Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК с правом совещательного голоса. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора Верховного суда СССР.

    В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик, особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Был создан мощный единый орган государственной безопасности.

    В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии имели целью унификацию идеологической сферы, уничтожение политической и идейной оппозиции.

    Читайте также:
    1. C. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
    2. IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
    3. Автоматич. линии; гибкие производственные системы. Их стр-ра, возможности использования в техпроцессах.
    4. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
    5. Базовые показатели функционирования информационной системы.

    31 октября 1922 года ВЦИК утверждает положение о судоустройстве РСФСР, принятие которого и положило начало новой судебной реформы. Данное положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. В результате была создана единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР.

    Губернский суд являлся кассационной инстанцией, наделялся функцией надзора за народными судами. Губернский суды разбирали дела, ранее подсудные революционным трибуналам. Состав губернского суда – председатель, 2 заместителя председателя и 12 постоянных членов и народных заседателей. Председатель и заместители д.б. иметь опыт работы в должности народного судьи не менее 3 лет, члены губернского суда – не менее 2 лет.

    Параллельно с единой системой народных судов действовали специальные суды, военные трибуналы, воен-трансп трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при совете труда и обороны и губернских экономических совещаниях.

    34. Система народных судов. Верховный суд РСФСР: его коллегии, структура, состав, компетенция.

    Народный суд действовал в составе 1 постоянного народного судьи и 2 народных заседателей. Народные судьи д.б. иметь стаж ответственной политической работы в течение 2 лет или 3-х летний опыт работы в юстиции. Народный суд являлся основным звеном судебной системы и рассматривал основную часть уголовных и гражданских дел.



    Верховный суд РСФСР являлся высшей судебной инстанцией, осуществлял общее руководство, направлял деятельность судов, обобщал судебную практику, осуществлял надзорные и кассационные функции, мог выступать в качестве суда первой инстанции в исключительных случаях. Состав: президиум, пленум, 7 коллегий – по уголовным, по гражданским делам, две кассационные, военная, военно-транспортная, дисциплинарная. Состав верховного суда избирал ВЦИК. В соотв со ст. 3 положения устранялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов, однако сохранялись военные трибуналы, что рассматривалось как временная мера, однако они просуществовали в течение довольно продолжительного времени и позднее были заменены военными судами.

    35. Прокуратура, её задачи, структура и порядок деятельности в соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г.



    25 мая 1922 г. ВЦИК принял положение о прокурорском надзоре. В наркомате юстиции создается отдел прокуратуры. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции, ему непосредственно подчинялись прокуроры губерний и областей, прокуратура автономных республик была подотчетна и подчинялась прокурору РСФСР, прокуроры автономных республик назначались и отзывались ЦИК республик. В соответствие с положением о прокурорском надзоре на прокуратуру возлагалось осуществление следующих полномочий: осуществление надзора за законностью всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания, перераскрытие преступлений; осуществление наблюдения за деятельностью главного политического управления; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. При Верховном суде СССР состояли: прокурор Верховного суда СССР и его заместитель, которые назначались ВЦИК СССР. Органы прокуратуры в соответствие с положением не подчинялись местным советским органам. Таким образом, учреждением Прокуратуры нарушался один из главных принципов построения советсткого государственного механизма – принцип полновластия советов. Прокуратура учреждалась как орган осуществляющий надзор за соблюдением законности всеми гос органами, физич и юридич лицами. А кроме того, под надзор Прокуратуры было поставлено главное политическое управление.

    С переходом к НЭПу 11 ноября 1922 г. ВЦИК принял Положение о судоустройстве РСФСР. В соответствии с этим положением устанавливалась единая система судебных учреждений, включающая: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

    Народные суды являлись основным звеном судебной системы, в отношении них губернские суды действовали в качестве кассационных судов, высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Верховный Суд осуществлял функции надзора за всеми судами республики. Состав судов избирался местными, губернскими Советами и ВЦИК.

    С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Так, Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а вносил лишь ходатайство во ЦИК. Таким образом, судебная власть не была независимой и находилась под контролем государственных органов. 29 октября 1924г. ЦИК утвердил "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", в соответствии с которыми система судебных учреждений включала: народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды Союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы.

    Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов.

    В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами (например, судебной коллегией ОГПУ). По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполнял такой орган, как Особое Совещание при НКВД СССР, а на местах специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров вплоть до исключительной меры наказания. Функционирование подобных органов выполняло политический заказ, отражало политическую конъюнктуру и не имело ничего общего с законностью.

    В соответствии с Законом "О судоустройстве союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г. была конкретизирована система судебных органов:

    * Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик;

    * краевые и областные суды;

    * суды автономных республик и автономных областей;

    * окружные суды;

    * специальные суды СССР, создаваемые по Постановлению Верховного Совета СССР;

    * народные суды.

    Вышестоящие суды выполняли функции кассационных инстанций в отношении нижестоящих. В сравнении с предшествующим судебным законодательством низовое звено - народные суды были несколько демократизированы и избирались населением. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами и естественно не могли быть от них независимыми.

    В ведении народных судов находились уголовные дела, не имеющие политической окраски и гражданские дела по искам физических лиц. Краевые, областные, окружные суды, суды автономных республик и областей рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, об опасных преступлениях против порядка управления и хищениях социалистической собственности. Эти суды рассматривали гражданские дела по искам юридических лиц и организаций. Контроль за деятельностью судов республики осуществлял Верховный Суд республики.

    Кроме того, действовали специальные суды:

    * военные трибуналы;

    * линейные суды (железнодорожного и водного транспорта).

    До 1938 г. Верховный Суд СССР, кроме функций надзора за судами в масштабах Союза, выполнял еще и функции конституционного суда. С 1938 г. он стал высшим судебным органом СССР, осуществляя контроль за судопроизводством. Функции конституционного суда у него отпали.

    В целом судебная система СССР в 20-30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.

    С 1922 г. в РСФСР была восстановлена адвокатура, однако после революции она так и не поднялась до роли публично-правового института, а ограничивалась оказанием юридической помощи гражданам и защиты их интересов в суде.

    Также с 1922 г. для разрешения споров между социалистическими организациями был учрежден государственный арбитраж.

    Прокурорский надзор

    Декретом о суде N 1, принятым СНК РСФСР 24 ноября 1917 г. прокурорский надзор, институт присяжных заседателей и адвокатура были упразднены.

    До 1922 г. в советских республиках не было органа высшего надзора за законностью. Функции надзора с равным успехом выполняли Советы, Наркомюст, Наркомат Госконтроля и др. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система, наделенная полномочиями:

    * осуществлять надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

    * возбуждать уголовное преследование при выявлении преступлений;

    * наблюдать за деятельностью органов следствия и дознания;

    * участвовать в распорядительных заседаниях судов;

    * приносить кассационные протесты и протесты в порядке надзора;

    * наблюдать за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В качестве Прокурора республики состоял Нарком юстиции, назначаемый и отзываемый ВЦИКом. Губернские, областные прокуроры и прокуроры автономных областей назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности Прокурором республики, в непосредственном подчинении которого они находились. В автономных республиках прокурор назначался и отзывался ЦИК республики.

    Помимо общей, была учреждена и военная прокуратура. При революционных военных трибуналах состояли военные прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики, состоявшему при Верховном трибунале ВЦИК. Ст.10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК.

    Создание СССР требовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был промежуточный этап образования общесоюзной прокуратуры.

    С 1933 г. прокуроры республик были подчинены уже не республиканским Верховным Судам, а Прокурору СССР. 20 июля 1936 г. прокуратура была выведена из Наркомата юстиции.

    Произошла и реорганизация центрального и местного аппаратов. К концу 1936 г. в Прокуратуру СССР входили: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура ж/д транспорта, Главная прокуратура водного транспорта, отделы общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный по специальным делам, по надзору за местами заключения, по жалобам.

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    О СУДОУСТРОЙСТВЕ Р.С.Ф.С.Р.

    IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, выслушав 31-го октября 1922 г. доклад Народного Комиссариата Юстиции по проекту о судоустройстве и предлагаемые Комиссией поправки к проекту, постановила:

    1. Внесенный Советом Народных Комиссаров проект с поправками принять и ввести в действие на всей территории РСФСР с 1-го января 1923 года.

    Сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предлагает Центральным Исполнительным Комитетам всех договорных республик ввести принятый сессией законопроект равным образом и на территории этих республик.

    2. Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Народному Комиссариату Юстиции поручить в соответствии с принятым законопроектом к тому-же сроку переработать Уголовно-Процессуальный Кодекс.

    3. Озабочиваясь, одновременно, поднятием на должностную высоту личного состава судебных работников, сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

    а) обязать Совет Народных Комиссаров соответствующим серьезности задач, возложенных на судебных работников, улучшением материального положения тех из них, кои оставлены на государственном снабжении, а все губисполкомы - о таком же обеспечении полностью судебных работников тех учреждений, кои переведены на местные средства;

    б) обязать Народный Комиссариат Юстиции и Главный Комитет Профессионально-Технического Образования в кратчайший срок разработать и внести в Совет Народных Комиссаров законопроект об открытии в течение 1923 года не менее 10 юридических школ на местах и одной высшей юридической школы в Москве для своевременной подготовки достаточного кадра опытных судебных работников.

    Председатель

    Всероссийского Центрального

    Исполнительного Комитета

    М.КАЛИНИН

    Народный Комиссар Юстиции

    КУРСКИЙ

    Секретарь

    Всероссийского Центрального

    Исполнительного Комитета

    А.ЕНУКИДЗЕ

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О СУДОУСТРОЙСТВЕ Р.С.Ф.С.Р.

    Раздел I

    Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Ст. 1. В целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений, действует на территории РСФСР следующая единая система судебных учреждений:

    1. Народный Суд в составе постоянного народного судьи.

    2. Народный Суд в составе того-же постоянного народного судьи и двух народных заседателей.

    3. Губернский Суд.

    4. Верховный Суд РСФСР и его коллегии.

    Ст. 2. Для рассмотрения дел специальных категорий, ввиду особой сложности таковых дел, необходимости специальных знаний и навыков для их рассмотрения и по соображениям особой опасности отдельных категорий преступных деяний для военной мощи республики или его хозяйственного преуспеяния, - наряду с единой системой народных судов РСФСР, временно действуют следующие специальные суды: а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи красной армии, - военные трибуналы , б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту, - военно-транспортные трибуналы, в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде - особые трудовые сессии народных судов, г) по делам земельным - земельные комиссии и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами - состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях центральная и местные арбитражные комиссии. Порядок организации и деятельности этих судов определены в разделе IV, гл. XII настоящего Положения.

    Ст. 3. Народный судья, действующий единолично или совместно с двумя народными заседателями, осуществляет свою деятельность в пределах уездного или городского района, каковой ему определен. В этих пределах он ответственен за свою деятельность исключительно по суду или в нижеперечисленном порядке перед вышестоящими судебными учреждениями РСФСР.

    Ст. 4. Губернский суд распространяет свою деятельность на территорию той губернии или области, в которой он учрежден, и сверх дел, ему подсудных, имеет надзор за всеми действующими на территории губернии или области судами, кроме выездных сессий Верховного Суда и военных и военно-транспортных трибуналов.

    Ст. 5. Верховному Суду РСФСР принадлежат: судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке решенных губернскими судами дел и в порядке надзора всех дел, разрешенных любым судом республики, и рассмотрение, в качестве суда первой инстанции, дел особой государственной важности по особо установленной законом подсудности таковых дел Верховному Суду РСФСР.

    Ст. 6. Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура.

    Ст. 7. Для предварительного расследования подлежащих судебному рассмотрению преступных действий, в пределах вверенных им участков и при отдельных судебных учреждениях, под наблюдением прокуроров и губернских судов, действуют народные следователи.

    Ст. 8. В целях обеспечения трудящимися юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде при губернских судах, под наблюдением последних, действуют коллегии защитников.

    Ст. 9. Для проведения в жизнь судебных решений при губернских судах и народных судах действуют судебные исполнители и для выполнения указанных в законе действий - нотариат.

    Ст. 10. Пределы компетенции, действия и ответственность всех вышеуказанных учреждений и должностных лиц определяется соответственными разделами и статьями настоящего Положения.

    Глава II. О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ И ОТЗЫВА НАРОДНЫХ СУДЕЙ

    И ОБ УЧАСТКАХ НАРОДНОГО СУДА

    Ст. 11. Народным судьей может быть всякий неопороченный по суду гражданин и гражданка РСФСР, отвечающий следующим условиям:

    а) иметь право избирать и быть избранным в советы;

    б) иметь не менее двухгодового трудового стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или трех лет стажа практической работы в органах советской юстиции, на должностях не ниже народного следователя.

    Примечание. Лица, исключенные из общественных организаций за порочащие поступки, не могут быть народными судьями.

    Ст. 12. Народные судьи избираются губернскими исполнительными комитетами, по представлению губернского суда или Народного Комиссариата Юстиции, по числу участков или районов народного суда данной губернии.

    Ст. 13. Народные судьи избираются сроком на один год и могут быть переизбираемы. Отзыв народного судьи до срока или его перемещение в пределах губернии может иметь место исключительно постановлением губернского исполнительного комитета, его избравшего, по предложению Народного Комиссариата Юстиции или по собственной инициативе губисполкомов . В последнем случае, однако, с обязательным одновременным сообщением подробных мотивов отзыва Народному Комиссариату Юстиции. Смещение с должности народного судьи может иметь место исключительно по суду или в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 - 84 настоящего Положения.

    Ст. 14. Определение количества участков народного суда в губернии и границ участков совершается каждый раз постановлением губернского суда и утверждается губисполкомом и Народным Комиссариатом Юстиции. Народный Комиссариат Юстиции имеет право, в случае несогласия с распределением районных участков, требовать установления определенного минимума участков народного суда для данной губернии.

    Глава III. О НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ И ПОРЯДКЕ ПРИЗЫВА

    ИХ К ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕЙСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

    Ст. 15. Народными заседателями могут быть все трудящиеся граждане РСФСР обоего пола, имеющие право избирать и быть избранными в местные советы.

    Ст. 16. Не имеют права быть народными заседателями лица, опороченные по суду, либо исключенные из общественных и профессиональных организаций постановлениями последних за позорящие поступки и поведение.

    Ст. 17. Каждый народный заседатель не может принимать участия в судебных заседаниях более, чем в продолжении шести дней в году, и принимает участие в заседаниях беспрерывно в течение указанного периода.

    Примечание. Исключения из этой статьи указаны в Уголовно-Процессуальном Кодексе.

    Ст. 18. Списки народных заседателей для каждого участка народного суда составляются согласно расчета по три человека на неделю, считая двух членов суда и одного запасного, итого (52 x 3) 156, с прибавкой 25% запасных на случай неявок - 39 человек, а всего - за округлением, по двести человек на участок нарсуда в год.

    Ст. 19. Списки народных заседателей составляются однажды в год на 1-ое декабря. За месяц до срока в каждом уездном (районном) центре особая комиссия разверстывает соответствующее количество заседателей - по числу участков народного суда - по промышленным предприятиям, волостям и воинским частям, расположенным на территории уе зда.

    Ст. 20. Комиссия по разверстке состоит под председательством члена местного уездного исполкома из местного помощника губернского прокурора и одного из народных судей уезда. Разверстка производится примерно из расчета: 50% заседателей из рабочей среды, 35% из селений и волостей и 15% из воинских частей. Составленные разверсточные ведомости посылаются соответствующим участковым народным судьям, фабрично-заводским комитетам, комиссарам частей и волисполкомам по принадлежности.

    Ст. 21. По получении повестки фабрично-заводские комитеты и иные, указанные в предыдущей статье учреждения, производят выборы кандидатов, сообразуясь со степенью их политической подготовленности, списки коих вывешиваются во всеобщее сведение в помещениях фабрик, волисполкомов, рабочих клубов и т.д., причем в течение недели каждый трудящийся вправе заявить отвод в учреждение, составляющее списки, против отдельных лиц с указанием мотивов такового. По обсуждении отводов, списки препровождаются соответствующими учреждениями народному судье.

    Ст. 22. Отведенные из списков граждане вправе обжаловать указанные действия учреждения, составляющего список, в недельный срок, в высшее аналогичное учреждение - в соответствующий профсоюз, уисполком или политотдел более крупной военной единицы и т.д., каковые обязаны в тот-же срок рассмотреть жалобу.

    Ст. 23. По получении списков народный судья препровождает их в копии для утверждения председателю уездной комиссии и, не ожидая окончательного утверждения, призывает народных заседателей к исполнению судейских обязанностей в порядке алфавитной очереди таковых.

    Ст. 24. По получении списков от всех нарсудей уезда, уездная комиссия (ст. 20) составляет общий список, причем может исключить из списка лиц, почему-либо не удовлетворяющих требованиям, предъявленным к нарзаседателям , и составляет из включенных в список особый список нарзаседателей - для участия в судебных заседаниях выездных сессий губернского суда.

    Ст. 25. Лица, исключенные уездной комиссией из списков нарзаседателей , имеют право таковое исключение обжаловать в местный исполком, решение такового по данному вопросу окончательно.

    Ст. 26. По прибытии нарзаседателей в нарсуд, народный судья обязан, разъяснив нарзаседателям их права и обязанности, отобрать от каждого в таковом разъяснении подписку и торжественное обещание судить по совести.

    Ст. 27. На все время присутствования в качестве заседателей за последними сохраняется их заработная плата по месту работы, включая и время, необходимое для проезда туда и обратно. Лица, получающие средства существования от сельского труда или домашнего ремесла, получают суточные, согласно минимума заработной платы данной местности, из средств уисполкома , по ордерам нарсудьи .

    Ст. 28. В случае болезни и других законных причин неявки народного заседателя в очередь, таковая механически переносится в конец списка, о чем заседатель извещается народным судьей.

    Глава IV. О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ КАМЕРЫ

    НАРОДНОГО СУДЬИ И СОСТОЯЩЕЙ ПРИ НЕЙ КАНЦЕЛЯРИИ.

    ОБ ОТЧЕТНОСТИ НАРОДНОГО СУДЬИ

    Ст. 29. Местонахождение камеры народного судьи публикуется во всеобщее сведение. Штаты канцелярии народного суда определяются Народным Комиссариатом Юстиции. Содержание канцелярии относится на средства местных губернских исполнительных комитетов, каковые средства и отпускаются через губернский суд по соответствующим сметам.

    Ст. 30. При каждом участковом (районном) народном суде состоит секретарь суда, утверждаемый в должности губернским судом по представлению народного судьи. Лица, опороченные по суду, либо исключенные из общественных организаций за позорящие поступки и поведение, не могут занимать должности секретаря народного суда.

    Ст. 31. Непосредственный надзор за деятельностью народного судьи, в том числе и за технической постановкой дела, принадлежит губернскому суду, коему народный судья подчинен и в порядке дисциплинарном. Формы, сроки и порядок материальной, денежной и всякой иной отчетности народного судьи определяется инструкциями Народного Комиссариата Юстиции и указаниями и распоряжениями губернского суда.

    Глава V. О НАРОДНЫХ СЛЕДОВАТЕЛЯХ

    Ст. 32. Народные следователи состоят:

    а) при соответствующих следственных участках;

    б) при губернском суде по уголовному его отделению;

    в) при Верховном Суде РСФСР;

    г) при отделе прокуратуры Народного Комиссариата Юстиции для производства срочных расследований по важнейшим делам.

    Ст. 33. Следователи при следственных участках именуются "народными следователями", следователи при губернских судах "старшими следователями", следователи при Верховном Суде и отделе прокуратуры Народного Комиссариата Юстиции - следователями по важнейшим делам.

    Ст. 34. Не могут быть следователями:

    а) лица, опороченные по суду или исключенные из среды общественных организаций за порочащие поступки и поведение;

    б) не имеющие, по крайней мере, двухлетнего стажа работы по советской юстиции в должностях не ниже секретаря народного судьи или не сдавшие соответствующего испытания при губернском суде;

    в) не имеющие права избирать в местные советы;

    г) лица, замеченные во время гражданской войны в нелойяльном отношении к советской власти или причастности к антисоветским партиям.

    Ст. 35. Распределение следственных участков и назначение народных следователей производится определением губернского суда и утверждается губисполкомом и Народным Комиссаром Юстиции. Отстранение нарследователей от должности производится простым определением суда по его инициативе или по предложению губисполкома или Народного Комиссара Юстиции.

    Ст. 36. Старшие следователи и следователи по важнейшим делам назначаются, перемещаются и отстраняются от должности определениями тех учреждений, при которых состоят. Означенные следователи действуют на всем протяжении тех территорий, на которые распространяется ведение того учреждения, при котором следователь состоит.

    Ст. 37. При районном народном следователе состоит секретарь и рассыльный. Средства на содержание народных следователей и их канцелярий отпускаются так-же , как и расходы на содержание нарсудей , распоряжением губернского суда по сметам из местных средств. Остальные следователи получают содержание из общегосударственных средств.

    Ст. 38. В своих взаимоотношениях с судами, прокуратурой, органами дознания и иными властями следователи руководствуются соответствующими разделами Уголовно-Процессуального Кодекса и инструкциями и указаниями Народного Комиссариата Юстиции и губернских судов.

    Раздел II

    Глава VI. О СОСТАВЕ ГУБЕРНСКОГО СУДА

    Ст. 39. Губернский суд действует:

    а) в качестве судебного центра губернии и органа непосредственного надзора за деятельностью подведомственных ему народных судов;

    б) в качестве органа кассационного рассмотрения восходящих до него кассационных жалоб и протестов на приговоры и решения подведомственных ему народных судов и частных жалоб на определения тех-же судов;

    в) в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным законом к ведению губернского суда.

    Ст. 40. В соответствии с этим губернский суд состоит из председателя губернского суда и двух его заместителей - одного по гражданскому, другого по уголовному отделу губернского суда, двенадцати постоянных членов губернского суда и, призываемых в указанном ниже порядке для участия в заседаниях губернского суда, губернских народных заседателей с необходимым для деятельности губернского суда и состоящих при нем учреждений, положенных по штату, количеством секретарей губернского суда и иных должностных лиц.

    Ст. 41. Председатель и заместители председателя губернского суда, сверх тех требований, коим должны удовлетворять народные судьи (ст. 11 Положения), должны иметь не менее трех лет стажа практической судебной работы по должности народного судьи или члена революционного трибунала. Членами губернского суда могут быть только лица, проработавшие не менее двух лет в тех-же должностях.

    Примечание. Отступления от этого правила могут иметь место только с разрешения Народного Комиссариата Юстиции.

    Ст. 42. Председатель, его заместители и члены губернского суда избираются губернским исполнительным комитетом сроком на один год и утверждаются Народным Комиссаром Юстиции, имеющим право предлагать, равным образом, своих кандидатов на должность председателя, заместителя и членов губернского суда. По истечении срока те-же лица могут быть вновь переизбираемы. Однако, отзыв, смещение председателя (или заместителей) губернского суда до срока односторонним постановлением губисполкома , без санкции Народного Комиссара Юстиции, кроме случаев отстранения по суду или в порядке дисциплинарного производства в Верховном Суде, совершенно не допускается. В отношении членов губернского суда действуют те-же правила.

    Ст. 43. В случае неутверждения Народным Комиссаром Юстиции кандидатов на должность председателя (и заместителей) губернского суда и неимения у губисполкома иных, отвечающих требованиям закона лиц, таковые могут быть определены Народным Комиссаром Юстиции в порядке назначения.

    Ст. 44. Народные заседатели для участия в судебных заседаниях губернского суда призываются по особому списку из граждан, имеющих не менее двухгодового стажа работы в общественных и профессиональных организациях. Списки таковых лиц составляются по предложению губернского суда особой комиссией в составе председательствующего в комиссии специально для сего выделенного члена губисполкома по назначению губисполкома , двух членов губернского суда по назначению председателя последнего, губернского прокурора и трех членов губпрофсовета по выбору последнего. Списки подлежат утверждению губисполкомом , имеющим право отвода отдельных лиц, каковой отвод никакому дальнейшему обжалованию не подлежит.

    Ст. 45. Губернские народные заседатели избираются в количестве не менее 200 человек, из коих не менее 25 нарсудей , для преимущественного участия в заседаниях гражданского отделения губернского суда. Требования, изложенные в ст. ст. 15, 16, 17, 24, 25, 27 и 28 настоящего Положения, относящиеся к народным заседателям нарсудов, имеют силу и в отношении заседателей губернских судов.

    Ст. 46. Секретарями отделений губернского суда могут быть исключительно лица, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым для занятия должности не ниже народного следователя.

    Один из секретарей именуется старшим секретарем губернского суда.

    Ст. 47. Остальные состоящие при губернском суде учреждения и должностные лица действуют на основании особо утвержденных правил.

    Глава VII. О ФУНКЦИЯХ ГУБЕРНСКОГО СУДА

    Ст. 48. Председатель и его два заместителя несут всю ответственность за правильную и целесообразную постановку всей работы в губернском суде и за точное и неуклонное исполнение существующих законоположений и распоряжений, как в самом губернском суде, так и во всех подчиненных ему учреждениях.

    Ст. 49. В соответствии с этим к ведению председателя суда относятся:

    а) Назначение и распределение обязанностей между членами губернского суда по отделениям, представление на утверждение в губисполком народных судей и народных следователей и наблюдение за своевременным и соответствующим требованием закона, составлением списков народных заседателей, наблюдение за своевременным финансированием народных судов и народных следователей и истребованием от них отчетности; составление и представление отчетности по губернскому суду и нарсудам в губисполком и Народный Комиссариат Юстиции; наблюдение за деятельностью канцелярии и состоянием денежной, материальной и иной отчетности по губернскому суду и все отношения по делам суда с Народным Комиссариатом Юстиции и иными ведомствами; наблюдение за деятельностью нотариата и коллегии защитников.

    б) Созыв пленарных заседаний губернского суда, председательствование в таковых и предварительный просмотр вносимых и внесение по своему почину всех материалов для решений на пленумы губернского суда по всем вопросам ведения последнего, в том числе: подготовка материалов, касающихся дисциплинарной ответственности народных следователей, нарсудей , членов коллегий защитников и иных должностных лиц, наложение дисциплинарных взысканий на нарсудей , нарследователей и иных должностных лиц в пределах предоставленной председателю власти.

    Ст. 50. Пленум губернского суда составляется из всех наличных в данный момент членов губернского суда, но, во всяком случае, не менее половины, при обязательном участии губернского прокурора или его помощника, и ведает:

    а) Рассмотрением всех вопросов, связанных с определением границ и числа участков нарсуда, перемещением нарсудей в пределах подведомственного губернскому суду района, распределением и определением границ и числа участков нарследователей , назначением и перемещением последних, рассмотрением отчетности нарсудей по докладам отдельных членов губернского суда по назначению председателя, назначением ревизий нарсудов и нарследователей и заслушанием докладов по ним и выработкой наказов и инструкций в пределах ведения губернского суда.

    б) Рассмотрением всех вопросов, связанных с возбуждением дисциплинарной ответственности против нарсудей и нарследователей и иных должностных лиц, подведомственных губернскому суду, в том числе и членов самого губернского суда, вынесение определений о временном отстранении от должности нарсудей и нарследователей , впредь до решения дела о привлеченных лицах, и выборами дисциплинарной коллегии губернского суда.

    в) Рассмотрением отдельных, вносимых председателем губернского суда или отдельным составом судебного или кассационного заседания губернского суда, или губернским прокурором, вопросов, связанных с неясностью или неполнотой действующих законов, всякий раз, однако, исключительно в связи с каким-либо конкретным делом или решением, и представлением своих соображений по этим вопросам в Верховный Суд.

    Ст. 51. При согласии председательствующего в заседании с решением пленарного заседания, кроме случаев, предусмотренных п. "в" предыдущей статьи, решение пленарного заседания немедленно проводится в жизнь, и, при несогласии, весь материал подлежит передаче на разрешение Народного Комиссариата Юстиции или в Верховный Суд или губисполком по принадлежности. В случае протеста прокурора против решения пленума губернского суда, таковой протест не приостанавливает проведение решения губсуда в жизнь.

    Ст. 52. Состав уголовного отдела губернского суда определяется в 7 человек постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом - заместитель председателя губсуда , и разделяется на кассационно -уголовное и уголовное отделение. Судебные заседания кассационного отделения имеют место в составе трех постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом, заместитель председателя губсуда и судебные заседания уголовного отделения - в составе одного постоянного члена губсуда и двух губернских народных заседателей, призываемых к заседанию постановлением распорядительного заседания уголовного отделения, согласно находящегося в губсуде списка. Назначение и распределение отнесенных к уголовному отделу членов губернского суда в составы кассационных и судебных заседаний отдела, как равно назначение председательствующих для выездных сессий уголовного отделения производится заведующим отделом - заместителем председателя, по соглашению с председателем губернского суда. От председателя губсуда зависит принять на себя председательствование по любому делу, разбираемому в кассационном отделении уголовного отдела губсуда .

    Ст. 53. Состав гражданского отдела губернского суда определяется также в 7 человек, в том числе заведующий отделом - заместитель председателя, и разделяется на гражданское кассационное и гражданское отделение. Первое - в составе трех постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом - заместитель председателя губсуда , и второе - в составе одного председательствующего постоянного члена и двух народных заседателей преимущественно из числа входящих в список народных заседателей - народных судей уезда (ст. 45 Положения). Определение и назначение отнесенных к гражданскому отделу членов губсуда для участия в кассационных и судебных заседаниях отдела или председательствование в выездных сессиях производится определением заведующего отделом по соглашению с председателем губсуда . Вызов народных заседателей производится распорядительным заседанием судебного отдела, состоящего, однако, исключительно из постоянных членов губсуда . Председатель губсуда вправе принять на себя председательствование по любому делу, разбираемому в кассационном порядке в гражданском отделе губернского суда.

    Примечание. В зависимости от количества дел, перераспределение членов губсуда по отделениям, формирование особых составов для слушания отдельных дел из числа членов суда, не входящих в то или иное отделение, как равно возбуждение ходатайств перед Народным Комиссариатом Юстиции об увеличении общего количества членов губсуда для обслуживания нужд губернии, производится соглашением председателя губернского суда и обоих его заместителей.

    Ст. 54. Состав дисциплинарной коллегии в губернском суде определяется в три лица, в том числе председатель или один из заместителей губернского суда - все по выбору пленума губернского суда.

    Раздел III

    Глава VIII. О ВЕРХОВНОМ СУДЕ РСФСР

    Ст. 55. Верховный Суд РСФСР (ст. 5 Положения) действует в составе:

    а) президиума Верховного Суда;

    б) пленарного заседания Верховного Суда;

    в) кассационных коллегий Верховного Суда по уголовным и гражданским делам;

    г) судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии Верховного Суда;

    д) дисциплинарной коллегии Верховного Суда.

    Ст. 56. Председатель и члены Верховного Суда утверждаются Президиумом ВЦИК. Председатель Верховного Суда, его заместитель и председатели судебной, военной и военно-транспортной коллегии назначаются Президиумом ВЦИК непосредственно, прочие-же члены Верховного Суда по представлению Народного Комиссара Юстиции. Члены военной и военно-транспортной коллегии назначаются Президиумом ВЦИК по представлению Революционного Военного Совета Республики и Народного Комиссариата Путей Сообщения с заключением о них Народного Комиссара Юстиции.

    Ст. 57. Председатель и члены Верховного Суда не могут быть ни отозваны, ни отстранены от должности, иначе, как Президиумом ВЦИК.

    Примечание. Все остальные, состоящие при Верховном Суде и его отделениях ответственные должностные лица, прокуроры, секретари судебных коллегий и следователи по важнейшим делам назначаются и отстраняются, согласно действующих о них правил и законоположений.

    Ст. 58. В автономных республиках, областных объединениях могут быть открываемы по специальному постановлению Президиума ВЦИК областные отделения Верховного Суда, члены которых назначаются ЦИКами соответствующих республик, либо согласно особому о них положению, утверждаемому Президиумом ВЦИК; председатель и заместитель этих отделений обязательно утверждаются, однако, Президиумом ВЦИК.

    Глава IX. О ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДИУМА

    И ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

    Ст. 59. Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатель судебной коллегии и председатели военной и военно-транспортной коллегии составляют Президиум Верховного Суда, который ведает:

    1. По управлению Верховного Суда и состоящих при нем учреждений и должностных лиц:

    а) распределением обязанностей между членами Верховного Суда;

    б) просмотром и утверждением отчетности отдельных коллегий и составлением отчетности по Верховному Суду.

    2. По надзору за судебными местами:

    а) назначением специальных ревизий губернских судов и иных приравненных к ним по положению судов по предложениям Прокурора Республики и заслушанием результатов этих ревизий;

    б) возбуждением дисциплинарных производств пр отив членов Верховного Суда, председателей губернских судов и равных им судов, их заместителей, как в результате ревизий судов, так и по отдельным сообщениям Прокурора Республики, и наложением дисциплинарных взысканий на них в пределах предоставленной Президиуму власти;

    в) созывом пленарных заседаний Верховного Суда.

    Примечание. На заседаниях Президиума обязательно присутствует, с правом совещательного голоса, Помощник Прокурора Республики (Прокурор Верховного Суда), состоящий при Верховном Суде.

    Ст. 60. Пленарные заседания Верховного Суда состоят из всех наличных членов Верховного Суда, но не менее половины всего количества членов Верховного Суда, под председательством председателя или его заместителя и при обязательном присутствии Прокурора Республики или Старшего Помощника Прокурора Республики и ведают:

    1. Правильным истолкованием законов по вопросам судебной практики, возбуждаемым отдельными коллегиями или отдельным составом судебного заседания той или иной коллегии, или по предоставлению Президиума Верховного Суда, Прокурора Республики или его помощника, состоящего при Верховном Суде.

    2. Рассмотрением, отменой и изменением приговоров судебных и кассационных коллегий Верховного Суда и любого иного суда республики по предложениям Президиума ВЦИК, Прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях этих коллегий или их прокуроров.

    3. Выборами дисциплинарной коллегии Верховного Суда.

    4. Рассмотрением всех остальных вопросов, вносимых в пленум Верховного Суда.

    Глава X. О СОСТАВЕ КАССАЦИОННЫХ И СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ

    ВЕРХОВНОГО СУДА

    Ст. 61. Кассационные коллегии действуют под личным наблюдением и руководством председателя Верховного Суда. В качестве непосредственных помощников его по кассационному отделу состоят председатели кассационных коллегий Верховного Суда по уголовным и гражданским делам. Председатель имеет право принять на себя председательствование по любому делу, рассматриваемому в кассационных коллегиях.

    Ст. 62. Состав судебного заседания кассационной коллегии определяется в три лица, в том числе один председательствующий и два члена из восьми постоянных членов кассационных коллегий (по четыре на каждую коллегию).

    При уголовной и гражданской кассационных коллегиях состоят по два помощника прокурора Верховного Суда.

    Ст. 63. Заместитель председателя Верховного Суда возглавляет собою всю судебную часть Верховного Суда по делам, разбираемым в Верховном Суде в качестве суда первой инстанции, и имеет в качестве своих непосредственных помощников председателя судебной коллегии и председателей военной и военно-транспортной коллегий Верховного Суда.

    Ст. 64. Судебная коллегия состоит из председателя судебной коллегии и четырех членов судебной коллегии. Судебное заседание происходит в составе трех лиц, считая председательствующего. Председательствовать в судебной коллегии может и заместитель председателя Верховного Суда.

    При судебной коллегии состоят два помощника прокурора Верховного Суда.

    Ст. 65. Военная и военно-транспортная коллегии каждая состоит из председателя, его заместителя и четырех членов Верховного Суда.

    Состав судебного заседания каждой коллегии определяется также в три лица, в том числе председательствующий и два члена, призываемые в заседания в порядке, устанавливаемом председателем каждой коллегии.

    При военной и военно-транспортной коллегиях состоят два помощника прокурора Верховного Суда по одному на коллегию.

    Ст. 66. Для судебных коллегий Верховного Трибунала устанавливается единая следственная часть из следователей по важнейшим делам, единый учет всех следственных дел под наблюдением прокурора Верховного Суда и заместителя председателя, ведающего всей судебной частью Верховного Суда.

    Ст. 67. Порядок утверждения и назначения составов, отчетности и надзора за действиями подчиненных военной и военно-транспортным коллегиям местных военных и транспортных судебных учреждений определен ниже особым положением (гл. XII).

    Ст. 68. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда состоит из трех лиц из числа членов Верховного Суда, в том числе обязательно председательствующий член Президиума, все по избранию пленарного заседания Верховного Суда.

    Глава XI. О ПОРЯДКЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    СУДЕБНЫХ РАБОТНИКОВ

    Ст. 69. Прокурор Республики имеет право возбудить в дисциплинарном порядке производство в отношении всех без исключения лиц, работающих в судебных учреждениях РСФСР.

    Ст. 70. Председатель Верховного Суда и состоящий при Верховном Суде помощник Прокурора Республики имеет право возбудить дисциплинарное производство в отношении всех судебных работников, работающих в учреждениях, находящихся в ведении Верховного Суда, т.е. председателей коллегий и членов коллегий Верховного Суда, председателей и заместителей председателей губернских судов и равных им судов, губернских прокуроров и их помощников и всех состоящих при губернском суде должностных лиц.

    Ст. 71. Председатели губсудов и губернские прокуроры имеют право возбуждения дисциплинарного производства против всех лиц, работающих в подведомственных губсуду учреждениях.

    Ст. 72. Председатель и прокуроры военной и военно-транспортных коллегий Верховного Суда имеют право возбуждения дисциплинарного производства против всех лиц, работающих в подчиненных им учреждениях.

    Ст. 73. Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

    а) Проступки, поведение или действия судебных работников, хотя-бы и не наказуемые уголовными законами, но несовместимые с достоинством и назначением судебных деятелей, имевшие место как при исполнении ими служебных обязанностей, так и вне их.

    б) Отмена Верховным Судом ряда приговоров и решений, вынесенных судебными работниками, по несоответствию таковых общему духу законов РСФСР и интересам трудящихся масс.

    Ст. 74. В порядке дисциплинарного производства могут быть налагаемы взыскания:

    а) замечание;

    б) выговор;

    в) перемещение и смещение на низшую должность;

    г) отстранение от службы с запрещением работы в судебных должностях на срок.

    Ст. 75. Дисциплинарное производство может быть возбуждено не позднее одного года со времени совершения проступка.

    Ст. 76. Дисциплинарное производство, возбужденное по жалобе частного лица, не может быть прекращено по просьбе жалобщика о прекращении.

    Ст. 77. Предварительно разбора дела в дисциплинарной коллегии, последняя собирает необходимые справки, требует объяснения от обвиняемого и может персонально поручить произвести расследование члену коллегии, или члену губернского суда, или нарсудье , по принадлежности.

    Ст. 78. О времени рассмотрения дела дисциплинарная коллегия извещает обвиняемого, который может явиться в заседание для дачи личных объяснений.

    Ст. 79. В случае необходимости, дисциплинарная коллегия может вызвать обвиняемого ко времени разбора дела. Явка обвиняемого в последнем случае обязательна.

    Ст. 80. Дисциплинарная коллегия не связана никакими формальностями, порядок разбора дела всецело зависит от усмотрения коллегии, но с непременным условием, если коллегия выслушает заключение прокурора, то после него предоставляется слово обвиняемому.

    Ст. 81. Отвод членов коллегии происходит на общих основаниях.

    Ст. 82. Решения дисциплинарной коллегии именуются постановлениями, протокол заседания коллегии ведется по форме протоколов распорядительных заседаний суда, с указанием лиц, присутствовавших на заседании.

    Ст. 83. Постановления дисциплинарных коллегий губернских судов могут быть обжалованы в семидневный срок в Верховный Суд. Постановления дисциплинарной коллегии Верховного Суда никакому обжалованию не подлежат.

    Ст. 84. Дисциплинарная коллегия, если усмотрит в рассматриваемых деяниях признаки уголовно-наказуемого деяния, обязана, приостановив производство, передать дело по подсудности следственным властям.

    Раздел IV

    Глава XII. О СПЕЦИАЛЬНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОСОБЫХ КАТЕГОРИЙ

    Ст. 85. Военные и военно-транспортные судебные учреждения РСФСР, всех союзных и автономных республик действуют под общим контролем и наблюдением Народного Комиссариата Юстиции и Верховного Суда РСФСР. Организация и ближайший надзор за деятельностью военных и военно-транспортных судебных учреждений возлагается на военную и военно-транспортную коллегию Верховного Суда.

    Ст. 86. Военные судебные учреждения состоят:

    а) при революционных военных советах военных округов или фронтов - военные трибуналы военного округа или фронта;

    б) при корпусах - военные трибуналы корпуса;

    в) при дивизиях - дивизионные отделы окружных трибуналов.

    В военное время или в районах боевых действий могут быть учреждаемы, сверх того, военные трибуналы армий или укрепленного района и отделы корпусного военного трибунала при действующих дивизиях. Количество действующих военных трибуналов как в военное, так и в мирное время определяется всякий раз постановлением Президиума Верховного Суда по представлению военной коллегии Верховного Суда.

    Ст. 87. Транспортные трибуналы состоят:

    в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону, Омске, Ташкенте и Смоленске.

    Ликвидация действующих транспортных трибуналов и учреждение новых производится всякий раз постановлением Президиума Верховного Суда по представлению военно-транспортной коллегии Верховного Суда.

    Ст. 88. Военный трибунал округа или фронта состоит из председателя, его заместителя и четырех членов, представляемых военной коллегией из числа кандидатов, выдвигаемых революционным военным советом округа или фронта или командующим войсками и утверждаемых приказом военной коллегии по соглашению с Революционным Военным Советом Республики.

    Военный трибунал корпуса состоит из председателя и четырех членов, утверждаемых военной коллегией Верховного Суда из числа кандидатов, выдвигаемых революционным военным советом округа или фронта.

    Военный трибунал дивизии состоит из председателя и его заместителя и четырех членов, утверждаемых военным трибуналом округа или фронта.

    Ст. 89. Транспортные трибуналы состоят из председателя, его заместителя и четырех членов, выдвигаемых уполномоченными Народного Комиссариата Путей Сообщения по округу и утверждаемых приказом военно-транспортной коллегии Верховного Суда по соглашению с Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

    Примечание. По отдельным транспортным трибуналам, в зависимости от количества дел, число членов трибунала может быть увеличено до семи постановлением Президиума Верховного Суда.

    Ст. 90. Военной и военно-транспортной коллегиям Верховного Суда принадлежит право смещения, перемещения председателей и членов военных и транспортных трибуналов во всякое время, с доведением о сем до сведения соответствующих революционных военных советов или Народного Комиссара Путей Сообщения.

    Ст. 91. В порядке дисциплинарного производства военные трибуналы при округах, корпусах и армиях, и транспортные окружные трибуналы подчинены дисциплинарной коллегии Верховного Суда, военные трибуналы при дивизиях - дисциплинарным коллегиям военных трибуналов при округах и корпусах.

    Ст. 92. Трудовые сессии народных судов образуются при каждом губернском суде в составе одного постоянного народного судьи и двух постоянных членов суда, одного - по избранию местного губпрофсовета и другого - от местного губернского отдела труда и действуют в том-же порядке и по тем-же правилам, что и народные суды.

    Ст. 93. Кассационное обжалование приговоров трудовой сессии имеет место в обычном порядке в губернский суд, коему принадлежит ближайший надзор и наблюдение за деятельностью трудовых сессий нарсуда (ст. 4 Положения). Требования для занятия должности народного судьи, председательствующего в трудовых сессиях, и порядок его назначения и смещения, тот-же , что и для остальных народных судов губернии.

    Ст. 94. Образуемые для разрешения споров о земле и имущественных споров между государственными органами земельные и арбитражные комиссии (декрет от 24 мая 1922 г. - Собр. Узак ., 1922, ст. 428, и декрет от 21 сентября 1922 г. - Собр. Узак ., 1922, ст. 769), действуют согласно опубликованным о них положениям и в порядке надзора подчиняются Народному Комиссариату Юстиции и его органам: на местах - пленарным заседаниям губернских судов и прокурорскому надзору, в центре - Верховному Суду и Прокурору Республики (ст. ст. 4, 5, пп . 2 ст. 60 Положения).

    Магистрант Серков Алексей Анатольевич

    Место учебы: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный юридический институт»

    · Декрет о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. (создание окружных народных судов, Верховного судебного контроля);

    · Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (введение вместо судебного контроля временного Кассационного суда состоящего из гражданского и уголовного отделений в г. Москве);

    · Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. (образование единого народного суда в рамках РСФСР, Совета народных судей).

    В первые годы после установления советской власти сложилась достаточно сложная судебная система, требующая совершенствования. Однако гражданская война (1918-1921 гг.) затруднила дальнейшее становление и развитие судебной системы первого советского государства . Новый этап в строительстве судебной системы связан с НЭПом и проведением судебной реформы 1922 г. Согласимся с мнением А. Смыкалина, который в качестве основных причин судебной реформы называет следующие: наличие большого массива плохо систематизированного нормативного материала, существование пробелов в законодательстве, регламентировавшем судебную систему, широкое применение аналогии .

    В ходе судебной реформы 1922 г. была предпринята попытка существенной перестройки сложившейся в первые годы советской власти судебной системы РСФСР. Судебная реформа 1922 г. проводилась на основе «Положения о судоустройстве РСФСР» , принятого на IV сессии ВЦИК IX созыва. В соответствии с Положением 1922 г. на территории РСФСР создавалась единая судебная система, включавшая в себя следующие судебные учреждения:

    8. Смыкалин А. Судебная реформа 1922 г. // Российская юстиция. 2002. № 4.

    9. Суд и правосудие в СССР . Под общ. ред. А. Т. Бажанова, В. П. Малкова. Казань. 1980. // http://www.pravo.gov.ru // Официальный интернет-портал правовой информации.

    Выбор редакции
    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...