Понятие готовности к изменениям в психологической науке.


Современное общество переживает период резких политических и экономических перемен, природных и геополитических катаклизмов, растущей миграции населения. Для жизни человека становятся характерными ситуации потери работы, резко падающие и взлетающие уровни жизни, рвущиеся родственные связи и т.д. Последствия вынужденных изменений образа жизни проявляются в росте негативных психологических проявлений, повышении уровня психоэмоционального напряжения, развитии и широком распространении таких неблагоприятных для здоровья психических состояний, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции. Этот психологический фон способствует алкоголизации и наркотизации населения (Н.П. Абаскалова, Ж.Г. Агеева, М. Вайтхед, А.В. Гнездилов, Е.В. Заикина, Г.В. Залевский, В.Н. Ирхин, Г.А. Калачев, O.K. Копина, Т.Д. Марцинковская, Е.А. Суслова и др.) 19.

Учитывая эмпирически устанавливаемое разнообразие людей по параметру трудности (легкости) их вхождения в новый образ жизни, можно полагать, что готовность к изменению является той характеристикой человека, которую необходимо учитывать как при прогнозировании психологических последствий социальных, политических, природных и других катаклизмов, так и при оказании конкретной психологической помощи людям, оказавшимся втянутым в эти процессы. Иными словами, психологическая проблема готовности человека к изменению становится все более значимой по мере того, как все большее число людей начинают испытывать состояние, которое В. Франки (1954) определил словами «потеря уклада всего существования».

К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности … деятельности . По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Ситуативная готовность -- это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент .

По мнению Б.Д. Парыгина (1991) , на пути поисков выхода из кризиса, т.е на пути изменения, одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» ).

Рассматривая психологическую готовность как внутреннее функциональное комплексное состояние, направленное на внешнее поведение (деятельность) и обеспечивающее его в настоящий момент, неразрывно, т.е. вне временного континуума, можно выделить основные критерии, являющиеся фокусными точками воздействия для формирования такой готовности и одновременно индикаторами личности, находящейся в активной фазе принятия (готовности), т.е. осуществляющей успешное поведение.

С позиции психологической составляющей науки инноватики применительно к организационным, т.е. к системным и комплексным изменениям, инновационная готовность - важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям; совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению .

В диссертационном исследование (Фаерман М.И., 2007) нам удалось систематизировать параметры готовности к изменениям на личностном, групповом и системном (организационном) уровнях:

Личностный уровень (психологическая готовность): определенность, обучаемость, своевременность, реальная активность (действия, поступки, деятельность), психологическая защищенность, стремление к новому, чувствительность, наличие субъективной значимости изменений, когнитивная сложность, склонность к эксперименту, высокая креативность и гибкость мышления; интернальность и др.;

Групповой уровень (социально-психологический): социально-психологическая общность, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; общность интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, обычаев и привычек; расчлененность групповых ролей; привлекательность группы; престиж члена группы; способность открыто обсуждать, принятие ошибки, способность к конфронтации (по П. Сенге) и др.;

Системный уровень (организационный): инновационность, обучаемая организация, открытость изменениям (мышления, поведения, продукта); проактивность управления и др.

На наш взгляд, существуют и другие подходы к пониманию сущности психологической готовности к изменению. Так, в ряде концепций, в том числе интегративной, чью позицию мы разделяем, готовность встраивается в процесс изменения на личностном, групповом и системном уровнях и представляется в виде одного из элементов цикла или разворачивающихся во времени и психической реальности этапов. В качестве примера такого цикла можно представить этапы креативного ситуативного процесса решения творческих задач (по А. Матвееву,) :

1) Осознание и формулировка проблемы (осознание, что ситуация перестала быть удовлетворяющей).

2) Первичный (ложный) инсайт (первая мысль или проблеск мысли, связанный с возникновение оригинальной идеи; переживается как краткосрочное вдохновение, предвкушение).

3) Поиск вариантов (характеризуется анализом ситуаций и попыткой подобрать подходящее решение).

4) Фрустрация (возникает при тупиковой ситуации поиска; переживается как напряжение, разочарование, раздражение, скука, усталость, апатия).

5) Инкубация (прекращение сознательного поиска решения проблемы при сохранении мотивации к ее решению).

6) Истинный инсайт (момент обнаружения решения; переживается как восторг, эйфория, бурная радость).

7) Разработка (проверка) логического решения логическими средствами, приведение его в форму, доступную пониманию другим.

Готовность к изменениям (психологическая готовность) является сложным комплексным конструктом, возникающим на определенном этапе психологического процесса изменений. И, с позиции интегративного процесса, готовность к изменениям - это категория субъективной психологической реальности, и представляет активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий. Как раз наоборот, готовность к изменениям является, с одной стороны, последствием или результатом ориентировочного поискового волевого поведения - поведения, ведущего к накоплению ресурсов, расширению мотивационной структуры, энергетическому богатству, и не всегда способствующему из-за своей ограниченности желаемым изменениям. И, с другой стороны, является толчком или причиной осознания и поведения, ведущих к эффективным изменениям в субъективной и объективной реальностях клиента, т.е. к свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению. Именно несформированная психологическая готовность (ее отсутствие) делает волевое поисковое поведение неэффективным, вызывает внутренние сопротивления изменениям, выдает неверные ошибочные стратегии, поведенческие паттерны. Напротив, сформированная или активная готовность расширяет поведенческие паттерны, расширяет спектр решений, путей достижения, обогащает мотивационную сферу.

Любая программа планируемых изменений требует проведения тщательной оценки готовности человека к изменениям. Двумя важными аспектами готовности к изменениям являются: (1) степень его удовлетворенности существующим состоянием дел и (2) воспринимаемым личным риском при возможном проведении изменений.

Рисунок 1. Психологические аспекты готовности к изменениям по О.С. Виханскому .

На рисунке 1 показана возможная комбинация этих аспектов. Когда человек недоволен существующей ситуацией и чувствует, что мало чем рискует от предлагаемых изменений, готовность к изменениям будет достаточно высокой. И наоборот, когда человек доволен ситуацией и опасается изменений, уровень готовности к изменениям существенно снижается.

Для определения понятия психологической готовности к переменам были использованы данные эмпирических исследований, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом были получены исследовательские данные показателей индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS («Личностного опросника на готовность к переменам »), и определяющие, по их мнению, суть понятия психологической готовности к переменам. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте.

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики PCRS со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ).

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность» и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики ZTPI).

Таким образом, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантно-адаптивный тип» не опирается на будущее, а в своей основе имеет интуитивные механизмы. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый - активный, расширяющий пространство субъекта, то второй - стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные ситуации, уровни развития требуют от личности различных способностей и действий.

Вы когда-нибудь пытались начать жизнь с чистого листа? Ваш ответ скорее всего – да. Вы обещали себе измениться, стать лучше, избавиться от вредных привычек и наконец-то полюбить спорт? Только вот обещанием все и закончилось. В чем же причина? Может, вы просто были не готовы к изменениям всерьез и надолго?

Братья Хиз, преподаватели Высшей школы Стэнфорда,известные мыслители и авторы бестселлера «Ловушки мышления» всерьез изучили тему изменений и написали об книгу «Сердце перемен». В ней они приводят тест, который поможет определить, готовы ли вы начать новую жизнь.

Простой тест

Прочтите следующие четыре предложения и отметьте, согласны вы с ними или нет.

  1. Вы - человек определенного склада, и это почти невозможно изменить.
  2. Неважно, какой вы человек, - всегда можно сильно измениться.
  3. Вы способны действовать по-разному, но это вряд ли по-настоящему изменит ключевые элементы вашего «я».
  4. Если понадобится, вы можете фундаментально изменить свою личность.

Если вы согласны с первым и третьим пунктом, то вы - человек с «фиксированным складом ума». А если вам ближе второй и четвертый, вы склонны иметь «установку на рост». Если вам близко и первое, и второе, вы запутались.

Именно склад ума определяет, как легко вы справляетесь с неудачами и насколько настойчиво вы будете пытаться внедрить изменения. Он может даже определить успешность карьеры. Итак, определились с типом склада ума – узнайте, что же вам свойственно.

Люди с фиксированным мировоззрением

Люди с фиксированным мировоззрением полагают, что их способности в своей основе статичны: человек считает себя неплохим оратором, средним менеджером и превосходным организатором. Если у вас фиксированное мировоззрение, вы думаете, что эти навыки можно немного улучшить или ухудшить, но в целом они отражают фундаментальное устройство вашей личности. Таким образом, ваше поведение свидетельствует о врожденных способностях, как вкус первого глотка вина отражает содержимое купленной бутылки.

Человек с фиксированным мировоззрением склонен избегать вызовов, опасаясь, что неудача поставит под сомнение его истинные способности и его начнут считать неудачником (подобно тому как первое впечатление от глотка вина способно заставить отказаться от покупки бутылки). Негативные отзывы таких людей пугают.

Люди с установкой на рост

Напротив, люди с установкой на рост считают, что способности - как мускулы, которые накачиваются упорными тренировками: если поднапрячься, можно научиться лучше писать, водить машину или внимательнее слушать супруга.

Человек с установкой на рост более склонен принимать вызовы, несмотря на риск неудачи. В конце концов, когда вы в спортзале безуспешно пытаетесь взять больший вес и у вас не получается, вы не беспокоитесь о том, что все вокруг начнут высмеивать «прирожденного слабака».

Такие люди ищут «развивающие» задания на работе и спокойно принимают критику в свой адрес, потому что в итоге такая критика делает нас сильнее. Даже если пока я не так хорош, как другие, размышляет «растущий» человек, в долгосрочной перспективе может повториться история с Ахиллесом и черепахой.

Кто вы?

Какой вы человек - фиксированный или растущий? Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфордского университета, посвятила карьеру изучению этих жизненных установок. Результаты однозначны: если вы хотите полностью реализовать свой потенциал, нужна установка на рост.

Дуэк исследовала, как установки влияют на результативность спортсменов-олимпийцев, музыкантов-виртуозов и обычных бизнесменов. Она доказывает, что установка на рост делает человека успешнее практически во всем. Люди, растущие над собой, рискующие, принимающие критику и смело смотрящие вперед, не могут не продвигаться по жизни и в карьере.

Познакомившись с этими концепциями, вы сразу начинаете замечать, что повсюду царит фиксированное мировоззрение. Посмотрите, как большинство родителей хвалит детей: «Ты такой умный!», «Ты так хорошо играешь в баскетбол!» Это топливо для фиксированного мировоззрения. Комплимент с установкой на рост подчеркивает ценность усилия, а не естественного навыка: «Я тобой горжусь - ты так упорно работаешь над проектом!», «Сразу видно, что ты слушал тренера, - сегодня ты гораздо лучше держал локоть при броске».

Человек с установкой на рост не бросает начатое на полпути и не станет ожидать быстрых успехов в новом деле. Не зря говорится: «Тише едешь, дальше будешь». Придерживайтесь установки на рост, только с ней вы сможете добиться прочных изменений надолго.

Для того, чтобы успешной и конкурентоспособной организации необходимо проводить изменения, развиваться, формировать новое организационное устройство, адекватное происходящим изменениям во внешней среде. Организационные изменения сопровождаются переломом привычных разделяемых сотрудниками ценностей, шаблонов и норм, а также традиционных способов принятия решения, если они являются препятствием при адаптации организации к темпам и направлениям преобразований на рынке.

Процесс организационного развития включает несколько стадий:

  • выявление потребности в изменении, диагностика проблем,
  • изучение функциональных организационных зон и факторов окружающей среды,
  • планирование деятельности и формирование готовности к изменениям,
  • реализация изменений, переход в новое состояние,
  • оценка, закрепление и контроль.

Сущность определения готовности организации к изменениям

Перед любыми организационными преобразованиями важно оценить, насколько они необходимы и значимы. Необходимо учесть стадию жизненного цикла, на которой организация находится. С данной целью определяется показатель эффективности ее функционирования, оценивается его динамика на протяжении прошедшего периода, а на основании этого экспертным путем делаются выводы.

Чем размер организации больше, тем проведение изменений сложнее и тем выше степень сопротивления со стороны персонала. Размер связан отчасти со стабильностью самой организации и отчасти - с длительностью ее существования. В некоторой степени и то, и другое связано со своеобразной «кристаллизацией» в штате персонала, который более или менее положением дел удовлетворен.

Более эффективной является та корпоративная культура, организационные изменения в которой перестают рассматриваться как вынужденное приспособление к изменяющейся среде и начинают анализировать в качестве способа постоянного обеспечения организационного эффективности.

Диагностика представляет собой установление и изучение факторов, признаков, описывающих состояние объекта, с целью определения возможных отклонений, причин возникновения их и предотвращения ключевых нарушений в нормальном его функционировании.

Процесс диагностики готовности предприятия к проведению изменений является наиболее важным этапом их реализации, так как именно здесь появляется возможность предприятия осуществить ранее намеченные мероприятия по трансформации структуры системы управления или другие преобразования.

Модель поля сил

Модель поля сил К. Левина - это один из инструментов диагностики, в основе которой - положение о том, что каждая ситуация в любой момент времени не является статичной, а находится в динамическом равновесии, управляемом множеством факторов, которые оставляют все в виде, как есть.

Само понимание изменений подразумевает осознание понятия стабильности. Анализируя вопрос о силах, которые приводят к установлению и поддержанию равновесия, модель рассматривает факторы, к изменениям «подталкивающие», и силы, направленные на сохранение стабильности. Автором они названы соответственно «побуждающими» (или движущими) и «ограничивающими» (или сдерживающими) силами. При равенстве таких сил в организации появляется равновесие. На рисунке 1 графически факторы-силы представлены стрелками, отображающими направленность их, а толщина и длина стрелки характеризует силу и продолжительность ее влияния.

Рис. 1. Модель поля сил

Реализация изменений подразумевает возрастание значения побуждающих факторов или уменьшение ограничивающих, или некоторую комбинацию взаимодействий, нарушающую их баланс. Менеджер, стремящийся процесс изменений «подтолкнуть», должен сосредоточиться на уменьшении влияния ограничивающих сил, что должно способствовать снижению напряжения, при этом увеличение побуждающих сил сопротивление только усиливает.

Позитивное или негативное отношение людей к переменам определяется не столько результатами перемен, сколько тем, были ли удовлетворены потребности людей в контроле ведущей к переменам ситуации. Восприятие успеха перемен обусловлено не столько реальным состоянием дел, сколько отличиями в восприятии людей или организаций того, чего ждали они от перемен, и того, что произошло в действительности, с их возможностью приспособиться к изменяющейся ситуации.

Существует много движущих и сдерживающих сил. В случае одного только усиления движущие силы могут достаточно хорошо стимулировать перемены, но также при этом растет и напряжение за счет возникновения новых сил сопротивления. В случае, если были усилены движущие силы перемен, такой новый уровень баланса сил нуждается в постоянной поддержке, или же может быть утерян эффект перемен.

Построение и анализ поля сил подразумевает исследование имеющегося множества факторов, оказывающих влияние на текущее состояние, группировку факторов и оценку характера влияния их. Из - за этого может происходить разделение и систематизация факторов на сдерживающие и побуждающие к изменениям таблица 1).

Таблица 1 - Группировка факторов, поддерживающих стабильность положения организации

Итак, готовность организации к изменениям базируется не только на установке. Она основана на осознании содержания нововведений, их коллективной и личностной значимости, способах и целях участия коллектива или личности в нововведениях.

Готовность организации может быть также частичной, основываться лишь на некоторых выше перечисленных составляющих, но в таком случае сформировать устойчивое активно позитивное отношение к нововведениям, по существу, не представляется возможным. Существенное влияние на формирование готовности к изменениям оказывает информированность персонала, его участие в подготовке нововведений, выбор исполнителей нововведения, подбор методов мотивации.

В силу того, что деятельность любой организации является достаточно специфичной, то формирование универсальной методики оценки готовности ее к реализации изменений является сложнейшей задачей. Описанные положения оценки имеют своей целью разработку общих принципов и условий проведения исследования, а конкретные критерии оценки и показатели определяются спецификой функционирования каждой анализируемой организации.

Я была огорчена, когда узнала, что более трети женщин среднего возраста, участвующих в исследовании Американской ассоциации пенсионеров, сообщали о своем разочаровании в жизни. Некоторым казалось, что они к пятидесяти или к шестидесяти годам могли бы достичь более существенных целей. Одни хотели бы иметь более счастливую личную жизнь, а другие считали, что их финансовые перспективы были мрачными, поскольку их сбережения не способны были обеспечить им безбедную старость.

Большинство женщин задавали себе три вопроса: «Каково мое положение в жизни сейчас?», «Что я чувствую?» и «Что мне поможет?» Многие говорили, что они не хотят, чтобы их воспринимали как стереотипных людей среднего возраста, плавно приближающихся к закату жизни. Некоторые чувствовали на себе давление, подталкивающее их к уходу с хорошо оплачиваемой, но напряженной работы, которое зачастую исходило от руководства, стремящегося к омоложению штата сотрудников. Все женщины соглашались с тем, что хотели бы вести размеренную жизнь, иметь время для развития, быть независимыми и сохранять радостное настроение. Они хотели быть привлекательными за счет их собственной силы, эффективности и проявления их внутреннего вдохновения. Именно для тех женщин, которые испытывают ощущение безнадежного топтания на одном месте, и тех, которые говорят о желании иметь более полноценную и интересную жизнь, я решила написать о создании изобилия, комфорта и свободы в полном жизни и более пластичном пространстве.

Готовность и способность подвергнуться риску жизненных перемен зависит от предыдущего опыта. Азиатские философы полагают, что личная история каждого человека развивается по спирали. Если в раннем возрасте мы подвергались воздействию нисходящей энергии, то мы будем постоянно воссоздавать ощущения, возвращающие нас к старой истории жизни. Вместо этого мы можем решить подняться на самый верх спирали, где увидим огромное количество возможностей и с готовностью воспримем преобразования и присоединение к движению в потоке изобилия.

Преобразование часто ускользает от нас, так как укоренившиеся модели поведения не позволяют нам полностью доверять процессу самопознания. Как мы убедились на примерах Кэтрин Грэм и Валери Плейм Уилсон, события, находящиеся за пределами их контроля, заставили их прислушаться к внутреннему голосу и на основе творческого подхода создать совершенно новые истории жизни. Точно так же может поступить каждый из нас, когда сталкивается с бесперспективной работой, исчерпанными отношениями или ухудшением финансового положения. Мы способны понять, что подобные события и обстоятельства чудесным образом могут раскрыть перед нами совершенно новую область возможностей.

Приветствую вас, друзья!

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый человек хочет, чтобы его жизнь становилась лучше. Не важно, какой у вас уровень достатка, условия жизни и общественный статус. Всегда найдётся та область вашей жизни, которую вы хотели бы улучшить. Это совершенно нормально – стремление к лучшему. Более того, это очень полезное желание, потому что оно побуждает вас не останавливаться в своём развитии. Но есть один нюанс, который очень часто мешает людям привносить в свою жизнь позитивные изменения. Я говорю о таком состоянии, как готовность к переменам, вернее, о его отсутствии.

Есть одно очень мудрое высказывание, дословно я его не помню, но суть такова – нет ничего глупее, чем делать одно и то же, надеясь при этом получить другой результат. В теории мы все это прекрасно понимаем. Но, как ни странно, очень и очень часто многие люди в своей жизни надеются на перемены, продолжая тем не менее, жить по старому алгоритму. Не верите? Простой пример – человек хочет много денег, но при этом не желает ничего менять в своём жизненном укладе. Он продолжает ходить на ту же самую работу, читать те же книги или смотреть те же передачи, общаться с теми же людьми и т.д. И при этом он страстно желает значительно повысить свой доход. Но на все , которая получила его запрос и пытается его реализовать, он реагирует негативно, отвергая их – ведь следование этим подсказкам привело бы его к переменам и выходу из , а он этого не хочет. Вот и получается, что буквально он требует следующее: «Чтоб всё осталось как есть, но поменялось!» (ведь получение большего дохода – это перемены, да ещё какие!). Абсурд? Да. Но тем не менее, это достаточно частая ситуация.

Готовность к переменам – это весьма продуктивное состояние, которое очень сильно помогает проявиться в вашей жизни . Потому что готовность к переменам по сути является вашей готовностью ПРИНЯТЬ эти перемены.

Как я уже неоднократно писала, любые изменения в вашей жизни являются следствием ваших внутренних изменений. Меняются ваши мысли, эмоциональное состояние, и вслед за этим меняется ваша жизнь. Только так, а не наоборот.

И поэтому состояние готовности к переменам я бы разделила условно на два «подраздела». Во-первых, это ваша готовность меняться внутренне, самому. А во-вторых, это ваша готовность ПРИНЯТЬ те внешние перемены, которые последуют за этим. Давайте разберём каждый пункт подробнее.

Очень часто многие люди «спотыкаются» именно на первом пункте. Если с внешними переменам всё более-менее понятно, то с изменениями в себе самом многие не могут согласиться. И нередко это связано с тем, что человек считает, что ему предлагается «стать кем-то другим, утратить свою индивидуальность». Но это не так. Внутренние перемены заключаются вовсе не в этом! Ваша личность не может быть подвергнута изменениям, потому что это та самая бессмертная суть, ваша Душа. Но помимо этой самой «сердцевины» вы носите в себе очень много наносного – привитые убеждения, программы, алгоритмы поведения, накопленные вами в течении жизни. И часто именно они воспринимаются вами в качестве сути вашей личности. И вы считаете, что не можете изменить «свой характер», потому что это ваша внутренняя суть. А на самом деле это работают ваши внутренние установки и убеждения, заставляющие вас реагировать на различные ситуации в определённом ключе. Если изменить убеждения, меняется и ваш «характер».

Сейчас, пройдя через достаточно долгую и серьёзную работу над собой, я могу вам точно сказать – перемены возможны. Оглядываясь на себя прежнюю, я вижу, насколько поменялось именно моё внутреннее восприятие себя, мира, жизни. Это достаточно глубокие перемены. Многое из того, что я считала индивидуальными чертами своего характера, на самом деле оказалось продуктом работы некоторых моих внутренних убеждений. Поменяла убеждения, поменялся характер. Моя суть, моё «внутреннее Я» осталось неизменным, изменения коснулись только моего отношения к жизни, а ведь именно от этого зависит, ЧТО конкретно мы получаем от Вселенной. Это всё сложно вот так рассказать, тут нужно прочувствовать на себе, чтобы понять эти внутренние перемены.

Ещё очень важно понимать (а многие как раз это не понимают!), что внутренние перемены — это именно ВНУТРЕННИЕ перемены! Я как-то в одной статье прочитала, что, мол, позитивное мышление – это полная фигня, потому что, сколько бы вы не говорили, что всё хорошо, но вы же при этом понимаете, что всё плохо, поэтому вы себя обманываете и это не работает. Друзья мои, позитивное мышление заключается вовсе не в том, чтобы злобно или отчаянно твердить «всё хорошо!» и при этом обижаться на весь мир! – это именно «позитивное» и «мышление», то есть привычка, умение, намерение, способность, желание ВОСПРИНИМАТЬ МИР ПОЗИТИВНО!!! Запомните это. Вот это и есть ВНУТРЕННИЕ перемены, когда человек меняет своё ВОСПРИЯТИЕ мира. Вместо того, чтобы видеть проблемы, он начинает видеть возможности. И этим он меняет свой мир – его проблемы действительно превращаются в возможности. Если человек начинает ОЩУЩАТЬ себя любимым, он обретёт любовь. Если богатым – обретёт процветание. А если вы твердите, что всё хорошо, но при этом внутренне уверены, что всё плохо, это вовсе не позитивное мышление!

Часто можно услышать совет: «Начните позитивно мыслить и ваша жизнь улучшится!» Абсолютно верно, только следует учитывать, что само позитивное мышление приходит как следствие перемен в вашем восприятии мира. А перемены в восприятии могут появиться лишь тогда, когда в вас есть та самая внутренняя готовность к переменам, о которой мы сегодня говорим. Осознайте, что вы способны стать другим – более радостным, позитивным, мудрым и . И при этом вы останетесь сами собой. Подобное осознание очень часто помогает обрести готовность к переменам в себе самом и начать меняться.

О внешних переменах мы поговорим в следующей статье.

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...