Понятие национальной безопасности, ее структура и уровни. Система обеспечения национальной безопасности россии


Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Сущность и содержание национальной безопасности

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.

Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в . В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.

В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

  • безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
  • общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;
  • государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».

В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией, «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

В соответствии с теориями государства и права, а также управления любая сложная система (к которым относится и система национальной безопасности РФ) должна обладать определенной структурой, которую составляют: объекты и субъекты безопасности, а также реализующие ее силы и средства.

При этом обеспечение национальных интересов страны от угроз внешнего и внутреннего характера является «постоянной необходимостью» и одновременно целенаправленной, широкомасштабной и многоплановой деятельностью основных субъектов безопасности. Реализация этой необходимости как раз и обусловливает организацию системы безопасности.

Субъектно-объектная структура НБ выражается в том, что ее субъект и объект взаимно предполагают друг друга и даже могут совпадать, а различия между ними относительны, определяются их функциями в системе и возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением безопасности .

Государство и общество как субъекты безопасности зависят от событий, в совокупности составляющих элементы сохраняющейся структуры безопасности. Личность также является действительной частью системы безопасности целостного общественного состояния, и она связана с другими субъектами безопасности таким образом, что их взаимные влияния совместно воздействуют на систему безопасности, существующую как неразрывное правовое отношение целого к его частям. Субъект безопасности существует как часть объекта безопасности, который в свою очередь, является частью субъекта. Они (по теории) должны обладать специфической чувствительностью к изменению целостности друг друга.

В эффективных системах безопасности эта чувствительность упорядочена юридическими нормами так, что части (например, силы и органы безопасности) приспосабливают и совершенствуют себя для того, чтобы сохранить стабильность и управляемость всей системы НБ. Отношение части к целому в системах безопасности имеет особое взаимодействие, ассоциирующееся со здоровым организмом, в котором каждая часть служит целому, а целое – каждой части.

Таким образом, суть субъектно-объектного понимания безопасности состоит в отнесении и приспособлении различных субъектов к сохраняющимся в целостности объектам НБ.

Объект безопасности – это то, что надо обезопасить . По теории многообразие объектов безопасности бесконечно. Но право занимается главным образом задачами и объектами, возникающими из практической природы общественных отношений. Поэтому в праве должна существовать теоретически обоснованная классификация объектов безопасности, причем она не может быть исчерпывающей. Сегодня она фактически уже существует, но перечень и характеристики объектов безопасности распылены по множеству источников права (что станет ясно после изучения следующей темы).

Как уже было сказано ранее, к основным объектам национальной безопасности относятся (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» ): личность – ее права, свободы и здоровье; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъект безопасности – это тот, кто может себя или кого-либо обезопасить . Государство или сообщество государств, общество и личность как субъекты безопасности призваны обезопасить себя и друг друга. Это и есть разумная безопасность.

Правосубъектность в области безопасности существует в двух измерениях: в национально-правовом и международно-правовом, и оба представляются довольно сложными. Так, субъекты международного права являются носителями прав и обязанностей в области безопасности, возникающих в соответствии с нормами международных договоров или общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом выделяют две основные разновидности таких субъектов: первичные и производные.

Первичными субъектами международного права и безопасности являются государства, обладающие всей полнотой прав и обязанностей. При этом принято считать, что производные субъекты (международные организации и др.) обладают ограниченной правосубъектностью по сравнению с первичными (государствами). Однако именно международное право наделяет производный субъект – Организацию объединенных наций (ООН) в лице ее Совета Безопасности (в соответствии с гл. VI и VII Устава ООН) – наивысшей правосубъектностью в области международной безопасности.

В сфере национальной безопасности – все наоборот: ведущим и первичным субъектом, как правило, является государство, которое и наделяет правами и обязанностями свои части – органы власти, юридических лиц (организации) и граждан (физических лиц). Следовательно, отношение части к целому в международной системе безопасности и в национальной правовой системе имеет различающееся взаимодействие.

Государство обладает монополией на принуждение. Используя его, а также опираясь на систему права, материальные и силовые ресурсы, государство использует их в интересах обеспечения национальной безопасности. Для этого оно располагает специальными органами, но реализует свое участие и через деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Субъектом обеспечения НБ могут быть и различные объединения граждан: политические партии, общественные организации, коммерческие структуры и другие организованные группы. Однако их участие в ОНБ в значительной степени ограничено их правовым статусом и нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность в области обеспечения НБ (например, законом «О частной детективной и охранной деятельности») .

Большое значение сегодня приобретает создание гражданами самодеятельных общественных структур для поддержания общественного порядка, самозащиты граждан и самого общества (групп самообороны, структур в поддержку деятельности правоохранительных органов, природоохранных общественных организаций и т. д.). На государство же в этом случае возлагается обязанность стимулировать коллективное участие граждан в обеспечении НБ. Следует отметить, что в настоящее время в России наметилась тенденция возрастания роли общественных структур в обеспечении национальной безопасности, что имеет и определенные отрицательные стороны. В частности, происходит «выход» некоторых негосударственных структур безопасности (как правило, охранных организаций, создаваемых на профессиональной основе) за рамки своих полномочий и иногда даже сращивание их с преступным миром. В результате эти структуры могут превращаться в свою противоположность – в источники угроз национальной безопасности.

Субъектом ОНБ могут быть и отдельные российские граждане. Участие граждан в обеспечении НБ определено существующим законодательством. Так, в частности, уголовно-правовыми институтами, регулирующими право участия граждан в обеспечении национальной безопасности, являются: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника и оправданный риск. Кроме того, ОНБ со стороны граждан заключается в их участии в выборах во все представительные органы государственной власти и управления. Можно также отметить, что эффективность деятельности государственных органов, направленной на обеспечение НБ, во многом зависит именно от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах и оказании помощи государственным органам, на которые возложена обязанность обеспечивать НБ (например, оказание содействия в оперативо-розыскной деятельности).

Все вышеуказанные субъекты образуют систему обеспечения национальной безопасности , под которой принято понимать совокупность подчиненных общей цели обеспечения национальных интересов России и связанных между собой органов государственной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждан, принимающих участие в ОНБ в соответствии с Законом, а также концептуальные основы (установки) и нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере обеспечения безопасности .

В ранее указанном Законе РФ «О безопасности» существует специальный раздел II «Система безопасности Российской Федерации». В нем установлены основные элементы этой системы (ст. 8), образующие три основные ее подсистемы: а) концептуальную, б) нормативную и в) институциональную.

Концептуальная подсистема есть необходимое условие сведения к минимуму (а лучше – к исключению) стихийности в организации и развитии системы ОНБ, недопущения «гипертрофии субъективного момента» в этом процессе. Эта подсистема представлена Концепцией национальной безопасности РФ, которая отражает новые подходы к обеспечению безопасности, сложившиеся в России в 90-е годы XX века.

Нормативно-правовая подсистема представлена законодательством в сфере обеспечения НБ, характеризующимся определенным отставанием в ряде его областей от существующих реалий, отсутствием необходимой упорядоченности и наличием в ней элементов стихийности. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем научно-теоретической проработки ряда базовых положений Закона о безопасности, отсутствием в течение длительного времени четкого определения на государственном уровне основных национальных интересов страны, несформированностью государственной программы развития законодательства в этой области.

Основы институциональной подсистемы определяются Конституцией РФ, тем же законом о безопасности и ее Концепцией, а проявляются в наличии соответствующих государственных и общественных структур ОНБ.

Характерно, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Статья 10 Закона «О безопасности» определяет разграничение полномочий государственных органов власти в системе безопасности.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере по уровням.

К федеральному уровню полномочий отнесены:

Определение приоритетов в защите жизненно важных интересов объектов безопасности (в основном Президент РФ);

Разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности (в основном Федеральное Собрание РФ);

Установление и поддержание порядка организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также осуществление контроля за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности (в основном Правительство РФ и Совет Безопасности при Президенте РФ).

К компетенции Федерального Собрания РФ относится:

Заслушивание доклада Президента России об обеспечении безопасности РФ (не реже одного раза в год);

Определение бюджетных ассигнований на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере НБ;

Разработка и принятие федеральных законов, ратификация и денонсация международных договоров и соглашений РФ по вопросам ОНБ.

Органы исполнительной власти:

Обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

Организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

Осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

В соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы:

Обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе РФ;

Осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

Обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Статья 11 Закона определяет руководство государственными органами обеспечения безопасности. При этом общее руководство государственными органами ОНБ осуществляет Президент РФ.

Президент Российской Федерации, осуществляющий общее руководство органами ОНБ:

Возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

Контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

В пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

Совет Министров Российской Федерации (Правительство РФ):

В пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;

Организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и другие органы исполнительной власти РФ:

В пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

На основании указанного Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Статья 12 Закона «О безопасности» определяет силы и средства обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы (1,2 млн военнослужащих),

Федеральные органы безопасности (75 тыс. человек непосредственно в ФСБ и 220 тыс. человек в ее Пограничной службе),

Органы внутренних дел и внутренние войска (1,2 млн служащих МВД),

Органы внешней разведки (численность СВН засекречена),

Органы налоговой службы,

Органы обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, а также органы юстиции, в том числе ГУИН (Главное Управление исполнения наказаний – 300 тыс. сотрудников, которые обеспечивают соблюдение режима для одного миллиона заключенных и подследственных);

Государственную противопожарную службу;

Органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

Службы обеспечения безопасности средств связи и информации (ФАПСИ), таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы органов безопасности Российской Федерации, МВД Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с законами, решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения НБ.

Существует своя система органов безопасности на региональном уровне (в федеральных округах и субъектах РФ).

Организационная структура системы НБ. Организационная структура управления национальной безопасностью обычно рассматривается в двух аспектах : в широком - как единство всех структур, участвующих в ОНБ (подход, содержащийся в Законе «О безопасности»), и в узком - как часть системы исполнительной власти.

В качестве звеньев этой структуры выделяются:

Президент РФ;

Совет безопасности (СБ) с его межведомственными комиссиями ;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ с их комитетами;

Правительство РФ со своими коллегиями;

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы исполнительной власти субъектов РФ;

Органы местного самоуправления (например, в ЗАТО).

Выделение звеньев оргструктуры государственного управления НБ позволяет вырабатывать для каждого из них типовые правовые статусы, типовые «внутренние» структуры, взаимосвязи и соответственно анализировать и оценивать их рациональность и эффективность. Следует обратить внимание, что организационная структура ОНБ – это не только совокупность органов власти, но и система организационных связей, влияющих на управление.

Особенности статуса, состава СБ и порядка его формирования (включая межведомственные комиссии и аппарат) , основные задачи, порядок принятия решений представлены в специальном разделе III Закона «О безопасности» (ст. 13–19) и названных указах Президента РФ .

Детали компетенции и полномочий федеральных органов исполнительной власти (по новой структуре), а также организации их деятельности в области ОНБ могут быть рассмотрены на семинаре.

Дополнительные сведения по этому вопросу можно найти в работах .

1. Что входит в понятие «структура национальной безопасности»?

2. Что относится к объектам НБ?

3. Как разграничены компетенция и полномочия органов власти в области НБ?

4. Каковы организационная структура и взаимодействие органов, осуществляющих ОНБ?

5. Подготовьтесь к семинару, рассмотрев в качестве дополнительного задания функции органов исполнительной власти в области НБ и ОНБ по новой структуре федеральных органов.

Для того, чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определить в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика.Не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности.

Безопасность в социальной ступени эволюции материи обычно связывается с состоянием нормального функционирования общественных институтов и других форм социальной деятельности, с защищенностью объекта (системы) от внешних и внутренних негативных воздействий, угроз, опасностей и т.д. При этом основными объектами, на которые направлены меры по обеспечению безопасности, т.е. прежде всего, защитные меры, являются общество, государство и человек (личность).

Первые документально зафиксированные поиски безопасности велись ведущими государствами еще в начальный период формирования государственности в мире, и заключались они в стремлении договориться между собой для поддержания определенного статус-кво. Поиски безопасности уже в XX веке привели к формулировке понятия «национальная безопасность», а также и к развитию различных политических и научных концепций по этому вопросу.

Идея национальной безопасности в современном ее понимании ведет отсчет с 1947 г., когда в США были созданы Совет национальной безопасности при президенте, а также ЦРУ,

Вопрос национальной безопасности является одним из актуальных в современном политическом процессе для большинства стран мира, стремящихся сохранить свою самобытность и суверенитет в условиях глобализации.

В результате научного осмысления категории национальной безопасности была выработана точка зрения о взаимосвязи между безопасностью и нацией, то есть национальную безопасность стали определять с конкретной территориальной, государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и религиозных связях. Таким образом, происходит расширение понимания понятия национальная безопасность. Речь идет не только об угрозе военной безопасности нации, но и об угрозе национальной безопасности от неравномерного экономического развития.

Сегодня национальная безопасность в западном ее понимании - «это безопасность nation-state, то есть некоего единства территории, общества и образа жизни, где государство - инструмент поддержания такого единства, обеспечивающий нормальное функционирование и развитие общества, экономики, культуры». Косолапов Н. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость или противоречивость?//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №9. - С.7. Учитывая эти критерии, национальная безопасность определяется как стабильное состояние достаточной защищенности от наиболее существенных угроз и опасностей. «Субъектом национальной безопасности, видимо, должна признаваться социально-территориальная система - единство территории, ее постоянного населения и форм социальной организации последнего для определенного образа жизни, но не государство, общество, политико-экономическое устройство по отдельности». Косолапов Н. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость или противоречивость?//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №9. - С.8.

Обеспечение национальной безопасности является не только актуальной, но и принципиально важной проблемой. К сожалению, масштабы современных макроэкономических показателей для большинства стран евроазиатского континента и прогрессивная динамика роста микроэкономических показателей отдельных развитых стран не привели к улучшению стабильной ситуации на уровне консолидации средств, ресурсов обеспечения национальной безопасности, особенно в Российской Федерации.

Рассматривая вопрос обеспечения национальной безопасности в России, следует подчеркнуть, что и формирование структур гражданского общества, и консолидация взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти в Российской Федерации будут являться лишь начальным этапом на пути проведения эффективной политики обеспечения национальной безопасности страны.

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность включает в себя:

Государственную безопасность

Общественную безопасность

Техногенную безопасность

Экологическую безопасность

Экономическую безопасность

Энергетическую безопасность

Информационную безопасность

Безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрана общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Обеспечение национальной безопасности

Механизм обеспечения национальной безопасности.

Закон "О безопасности” определяя систему безопасности, относит к ней органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Являясь основным субъектом обеспечения национальной безопасности, выступает ее гарантом и, следовательно, осуществляет основные функции организации и руководства данной сферой деятельности.

Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно - правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей.

Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов - в этом проявляется сущность государственного регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества, и составляет государственно-правовой механизм обеспечения безопасности страны.

Основываясь на понятии механизма правового государства, можно определить механизм обеспечения национальной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают.

Функции национальной безопасности

Выявление, объективный и всесторонний анализ, прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внутренней и внешней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства;

Организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти России по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Успешное функционирование системы безопасности предполагает активную управленческую и иную деятельность государственных структур, наделенных строго определенными полномочиями.

Задачи национальной безопасности

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Важную роль в системе обеспечения безопасности страны играет Совет Безопасности. Основное назначение Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, экологической, оборонной, пограничной и иных сферах;

вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности страны по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет безопасности Российской Федерации ответствен перед Президентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз национальной безопасности России, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации, необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции Российской Федерации и Закона "О безопасности”.

Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе, Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете Безопасности России, утверждаемым Президентом.

Для организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Совета Безопасности создан аппарат Совета Безопасности, структура которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1997 года №793.

Действующий Совет Безопасности Российской Федерации образован Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года.

Основной объем работы, связанный с непосредственным обеспечением национальной безопасности возлагается на органы исполнительной власти - Эти органы в системе механизма обеспечения безопасности занимают важное место и являются основными силами и средствами решения практических вопросов, возникающих в сфере обеспечения безопасности страны.

Силы обеспечения национальной безопасности

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы органов безопасности России, министерства внутренних дел и иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Все они под руководством Совета Безопасности Российской Федерации, на основе Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов России нацелены на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Заключение

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безо¬пасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчи¬вом развитии; имеет свою историю, закономерности и зако¬ны развития. В демократических странах безопасность лич¬ности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъ¬ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государ¬ственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточ¬ность сил и средств, гуманность, своевременность и адекват¬ность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутрен¬них угроз национальным интересам.

Список используемой литературы

1. Основная литература:

А.Э. Арустамов, учебник безопасности жизнедеятельности. М.: издательство «Просвещение» 2008 год – 176 страниц.

2. Дополнительная литература:

Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

Закон Российс¬кой Федерации "О безопасности".

Интернет сайт: http://www.nsnbr.ru/

Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз в экономической, политической, военной и других областях.

Национальная безопасность как система является сложным, многоплановым и многоканальным образованием.

В широком смысле о

Безопасность

личности

Безопасность

общества

Безопасность

государства

Интегрированность

в системе военно-политических союзов

Военная мощь

государства

Соотношение военно-политических сил

на отражает состояние защищенности национальных жизненно важных интересов (политических, экологических, информационных, научно-технических, культурно-интеллектуальных) от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее устойчивое прогрессивное развитие и ста­бильное удовлетворение жизненных потребностей личности, общества и государства. В узком - она означает состояние отсутствия опас­ности для конкретных объектов или субъектов системы национальной безопасности, которыми одновременно являются личность, общество и государство. В свою очередь, каждая из них относительно са­мостоятельна, имеет сложнейшую структуру и специфику проявления. Так, личность входит в качестве общего, базового элемента в остальные системы и оказывает на них определяющее влияние. Об­щество в целом выступает главным создателем и хранителем нацио­нального достояния, является стержневым объектом национальной бе­зопасности, определяющим ее параметры как системы. Государство в силу присущих ему функций управления и защиты выступает главным регулятором внутренних и внешних взаимосвязей нацио­нальной безопасности, ее основным субъектом.

Система национальной безопасности - совокупность взаимосвязанных между собой видов и уровней национальной безопасности, опасностей и угроз жизненно важным интересов личности, общества и государства, а также органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

Система национальной безопасности включает себя целый ряд подсистем и сама является элементом систем более высокого поряд­ка:

а) регионов - систем, включающих в себя весь спектр взаимоотношений народов и государств определенного района земного шара. Для нашей страны - это регионы Закавказья, Средней Азии и Европы. Она должна обеспечиваться политическими договоренностями и соглашениями, выработкой международным сообществом единых "правил" поведения государств, которые бы исключали саму возможность перерастания политических конфликтов в военные, прекращение конфликтных ситуаций с помощью межгосу­дарственных вооруженных сил быстрого реагирования, как это осу­ществлено в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии и др.

б) системой высшего порядка выступает международная (глобальная) система безопасности мирового сообщества, объединяющая все государства, все народы планеты. Она складывается на основе национальной безопасности отдельных стран и народов, безопасности региональной группы государств и районов мира. Кроме того, международное право предусматривает создание систем коллективной безопасности, призванных обеспечивать общую безопасность государств в региональном или глобальном масштабе их совместными усилиями (например, ООН).

В национальной безопасности различают три уровня: безопасность личности, общества и государства.

Безопасность государства предполагает состояние государства, его экономики и вооруженных сил, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов страны и ее граждан в экономической, политической, социальной, гуманитарной, экологической, военной и других областях. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать действиям, ведущим к расколу общества.

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.

Для истинно демократической страны безопасность государства и общества не являются самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах, к которым относятся :

Во-первых, национальные интересы, составляющие ее первооснову. Они складываются из интересов отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом. Государство необходимо рассматривать как инструмент, обеспечивающий наилучшие условия для развития человека, общества и самого государства, условия, которые зависят от всего спектра действующих геополитических факторов.

Вторым базовым элементом национальной безопасности является наличие угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Третьим базовым элементов выступает защита (обеспечение) национальной безопасности, которая, применительно к России, достигается путем целенаправленной совместной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, являясь обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов.

К числу основных направлений деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности концепция НБ РФ относит:

Объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

Определение критериев НБ и их пороговых значений, выработку

комплекса мер и механизмов обеспечения безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

Организацию работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности РФ имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности России участвуют:

1) Президент Российской Федерации, который руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах;

2) Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) – на основе Конституции РФ формируют законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий координирует деятельность федеральных органов (и субъектов РФ) исполнительной власти, обеспечивает выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области национальной безопасности;

4) Совет Безопасности РФ – проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит предложения по уточнению отдельных положений Концепции НБ, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ решений в этой области.

Основные особенности функционирования системы национальной безопасности:

1.Формирование комплексов правовых и нравственных норм, которые позволили бы ей развивать и реализовать свои потребности и интересы, не испытывая противодействие со стороны общества и государства.

2.Предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать свои права и свободы всех групп населения и противоборствовать действиям, ведущим к расколу общества.

3.Предполагает состояние государства, его экономики и ВС, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, духовной, военной и других областях.

Виды безопасности по характеру источников угроз и опасностей:

    Внешняя безопасность

    Внутренняя безопасность

    Трансграничная безопасность

По сферам общественной жизни и человеческой деятельности:

    Экономическая безопасность

    Социальная безопасность

    Политическая безопасность

    Экологическая безопасность

    Духовная безопасность

    Военная безопасность

    Информационная безопасность

    Энергетическая безопасность

    Технологическая безопасность

Военная безопасность – это составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности, которая определяет состояние обороноспособности страны и ее возможности по обеспечению защиты государственных интересов средствами вооруженного насилия. Она характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.

Военная безопасность предполагает решение следующих основных задач:

1) обеспечение вооруженной защиты территориальной целостности, национальной независимости и суверенитета государства;

2) создание военных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддержание правопорядка, гражданского мира в стране;

3) противодействие вооруженным террористическим действиям политических и криминальных групп и др.

В современных условиях необходимое состояние военной безопасности России достигается комплексом как чисто военных, так

и политико-дипломатических, международно-правовых, торгово-

экономических, информационных, идеологических и других усилий.

В военной безопасности выделяются две стороны: внутренняя и внешняя. Есливнутренняя сторона безопасности характеризует возможность исключения внутренних деструктивных проявлений: появление социальных или конфликтных межнациональных ситуаций, втягивание армии в политические процессы и т.п., товнешняя отражает способность страны противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа, что предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности. Законодательно государственное управление по обеспечению военная безопасности применительно к России закреплено Конституцией РФ, Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной Российской Федерации и пакетом федеральных законов по обороне и безопасности. В них сформулированыосновные принципы допустимости применения военной силы для обеспечения безопасности современной России:

Применение всех имеющихся в распоряжении государства сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

Применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строй;

Конверсия оборонного комплекса (ОПК) должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники;

Создание всех необходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела 1 и др.

Одной из основных проблем государственного управления в военной сфере является установление правильного соотношения приоритетов обеспечения видов безопасности страны.

Военная безопасность государства – сложное системное образование . Она складывается из большого числа компонентов военного, экономического, политико-дипломатического и морально-психологического характера.

Военная безопасность включает:

    Собственно военный компонент

    Политико-дипломатический компонент

    Военно-экономический компонент

    Морально-психологический компонент

Военный компонент безопасности включает в себя военную организацию государства, представляющую собой «совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов, организаций и учреждений государства занимающихся военной деятельностью. Назначение военной организации зависит от характера и целей политики государств и тех социальных групп, которыми она создается и интересы, которых выражает. Ее структура и функции определяются органами государственной власти и управления в соответствии с военной доктриной государства, состоянием военно-политической обстановки в мире и регионе, экономики, социальной и духовной жизни общества, историческими и национальными традициями, другими объективными условиями и факторами» 2 . Деятельность военной организации обеспечивает поддержание на необходимом уровне обороноспособности государства, его военной мощи и боевой мощи вооруженных сил. Ее структурными формами (институтами) являются Вооруженные Силы государства, вооруженные формирования Пограничных, Внутренних войск, Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций, железнодорожных войск; органы спецслужб: Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, ФАПСИ, Госохр. и др.

Цели и направления государственного управления по обеспечению военной безопасности России определены в Военной доктрине Российской Федерации. Они соответствуют положениям Устава ООН, Хельсинкским соглашениям 1975 и 1992 гг., Парижской Хартии 1990 г. и другим международным договорам и соглашениям.

Военный компонент безопасности России предполагает наличие определенных количественных и качественных показателей, к которым относятся: численность вооруженных сил и вооруженных формирований государства; уровень боевой подготовки войск (сил); техническое обеспечение вооруженных сил, войск, вооруженных формирований и органов спецслужб; наличие запасов вооружения и военной техники; состояние инфрастуктуры и т.п.

Вторым структурным элементом системы военной безопасности современной России выступает политико-дипломатический компонент , обеспечивающий безопасность государства невоенными средствами – путем заключения договоров и соглашений. В сложившихся обстоятельствах он по многим параметрам становится главенствующим компонентом. Обеспечение военной безопасности России политико-дипломатическим средствами достигается:

Проведением активного внешнеполитического курса и высоким уровнем системы коллективной (международной) безопасности;

Дальнейшим развитием отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, интегрированностью государства в систему политических союзов;

Достижением прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержанием стратегической стабильности в мире;

Выполнением взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации ОМП и обычных вооружений, а также разработкой при необходимости новых соглашений по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействием созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения.

«Главной целью в данной области, – отмечается в Концепции национальной безопасности РФ 2000 г., - является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону» 3 .

Коллективные действия политиков и дипломатов в современных условиях обеспечивают более эффективную систему оборонной безопасности государства со значительно меньшими экономическими, финансовыми и научно-техническими издержками. Они позволяют упреждать, сглаживать территориальные, пограничные, этнические и другие противоречия, снижать вероятность возникновения вооруженных конфликтов и других дестабилизирующих явлений. Для современной России важное значение имеет создание системы коллективной безопасности на территории бывшего СССР - в странах СНГ.

Третьим основополагающим структурным компонентом системы обеспечения военной (оборонной) безопасности России является военно-экономическая безопасность, включающая в себя:

а) материально-финансовые возможности страны, позволяющие поддерживать на достаточном уровне обороноспособность государства, количественные и качественные параметры его Вооруженных Сил и всех других войск;

б) состояние и возможности оборонно-промышленного комплекса обеспечить всем необходимым армию и флот и другие войска, создать необходимый мобилизационный резерв вооружений и военной техники;

в) способность поддерживать необходимый уровень научно-технического потенциала, позволяющий создавать новые виды оружия и боевой техники, которые бы способствовали поддержанию стратегических сил сдерживания на достаточном уровне, значительно повышали огневую мощь, ударную силу и маневренные возможности войск. Необходимо отметить, что современная Россия по-прежнему располагает мощным научным потенциалом, который еще может обеспечить успешное решение крупных оборонных задач;

г) мобилизационные возможности промышленности, позволяющие в случае необходимости поставить вооруженным силам и другим войскам

потребное количество боевой техники и оружия.

Четвертым элементом военной безопасности является морально-психологический компонент , который включает себя:

а) качество людского потенциала, то есть духовные возможности населения страны, которые определяются степенью морального сознания и психологической подготовкой населения, находящие свое выражение в способности и готовности народа и армии выдержать все испытания войны, мобилизовать все силы для достижения победы;

б) общественный статус военнослужащих, представляющий собой совокупность прав и обязанностей, определяющий их юридическое положение в обществе и государстве. В России он закреплен в Законе Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;

в) морально-психологическое состояние командного и переменного состава.

Военная безопасность подразделяется на три уровня :международную (глобальную), региональную и национальную.

Международная безопасность представляет собой состояние международных отношений, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное сотрудничество и развитие народов, государств, межгосударственных объединений, надежная защищенность жизненно важных интересов каждого из них от возникающих угроз.

Региональная безопасность складывается и реализуется на различных уровнях: в масштабе групп стран региона, отдельных административно-территориальных единиц.

Национальная безопасность обеспечивается в основном созданием и совершенствованием необходимого военного потенциала государства, упреждением возникновения военных (вооруженных) конфликтов внутри страны.

Уровни военной безопасности зависят от:

а) от наличия и объема угроз национальной безопасности в военной сфере;

б) от наличия реальной военной мощи страны;

в) от интеграции государства в систему коллективной безопасности;

г) от наличия в мире военно-политической стабильности;

д) от уровня морально-психологического состояния населения страны, его готовности защищать свое Отечество с оружием в руках. Военная безопасность неразрывно связана с военной политикой государства.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...