Порядок лицензирования транспортной деятельности. Связанной с осуществлением транспортного процесса Какие виды деятельности лицензируются на автомобильном транспорте


Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Как получить лицензию на перевозку более 8 пассажиров автомобильным транспортом?

Утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров (более 8 человек) автомобильным транспортом. Речь идет о перевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лицензирующий орган – Ространснадзор.

К соискателю лицензии (лицензиату) предъявляются следующие требования. В частности, это наличие принадлежащих ему помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Последние с 1 января 2013 г. обязательно должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха. Кроме того, в штате организации должны быть водители, с которыми заключен трудовой договор, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы.
Для получения лицензии необходимо подать заявление. При ее переоформлении следует указать сведения о новых видах работ, которые лицензиат намерен выполнять.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата на бумажном носителе уплачивается госпошлина.

Порядок принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, а также формы контроля определены федеральным законодательством. Сведения об этом размещаются на Едином портале государственных услуг.
Прежнее положение утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711); пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316); пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076); постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552). 3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 г. 4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров). 2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. 4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров; г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования. 7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения. 8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. 12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

В рыночной экономике предприятия и предприниматели самостоятельно определяют профиль своей деятельности. Задача государства - обеспечение безопасной, квалифицированной и надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) деятельности транспортных операторов в выбранном ими сегменте.

Решение этой задачи начинается с допуска организаций и предпринимателей к осуществлению автотранспортной деятельности, основой которого во всем мире является система лицензирования.

Лицензией называется выданное уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование неразрывно связано с описанной в параграфе 6.1 системой структуризации транспортной деятельности и направлено, прежде всего, на четкую идентификацию положения транспортного оператора на рынке.

Вид выдаваемой лицензии зависит от экономических и технологических особенностей сегмента, в котором намерен осуществлять свою деятельность оператор. Набор требований к соискателю лицензии может изменяться от простейшей заявительной регистрации до необходимости доказать свою профессиональную пригодность, финансовую состоятельность, хорошую репутацию, наличие необходимого персонала, транспортных средств и оборудования и т.д. Это зависит от характера деятельности в соответствующем сегменте, от уровня потенциальных рисков, с которыми она сопряжена, а также от задач, которые ставит государство в отношении того или иного сегмента рынка. Так, для стимулирования притока операторов в определенный сегмент планка лицензионных требований может быть снижена; для повышения уровня безопасности перевозок могут быть ужесточены соответствующие требования к транспортным средствам и подготовке персонала, и т.п.

В зависимости от перечисленных факторов лицензирование может быть:

  • - разрешительным. В этом случае для получения лицензии необходимо предоставление определенных документов, иногда - сдача экзаменов. В выдаче лицензии может быть отказано из-за несоответствия соискателя лицензионным требованиям;
  • - заявительным (уведомительным). В этом случае для получения лицензии достаточно направить в уполномоченный орган определенную информацию о соответствующем бизнесе. Оператор, уведомивший государство о начале своей деятельности, вносится в соответствующий реестр и с этого момента его деятельность считается легитимной, что, однако, не освобождает его от проверки соответствия установленным лицензионным требованиям.

Некоторые виды транспортной деятельности могут осуществляться без лицензии. Обычно это услуги, предоставление которых сопровождается минимальными коммерческими или физическими рисками, и (или) услуги, неразрывно сопряженные с другими, лицензируемыми видами деятельности. Так, в некоторых странах экспедиторы не должны получать лицензию и могут свободно выполнять целый ряд услуг по оформлению документов, планированию перевозки, временному хранению грузов и т.д. (см. врезку 7.1). Однако если в набор услуг экспедитора входит перевозка, то он обязан либо иметь соответствующую лицензию (если выполняет перевозку сам), либо привлекать к выполнению перевозки только лицензированного оператора.

Наличие у транспортных операторов лицензий позволяет:

  • - государству - обеспечивать безопасное и качественное транспортное обслуживание, оценивать и регулировать соотношение спроса и предложения на различных сегментах, управлять внутривидовой и межвидовой конкуренцией;
  • - лицензированным операторам - рассчитывать на защиту государства от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
  • - клиентам - рассчитывать на получение услуг от надежных квалифицированных операторов, а также ориентироваться на рынке, получая четкую информацию о количестве операторов, действующих в различных сегментах рынка, об услугах, которые они, в соответствии со своими лицензиями, могут или обязаны предоставлять, об их ответственности и т.д.

Врезка 7 .1. Нужно ли лицензировать грузовые перевозки?

На начальном этапе рыночных преобразовании в Российской Федерации на транспорте была создана система лицензирования, которая охватывала практически все виды перевозочной деятельности и была построена на основе общепринятых в мире подходов. Однако на определенном этапе реформ в контексте необходимости либерализации рыночной деятельности и ликвидации административных барьеров в экономике начался демонтаж этой системы.

В настоящее время1 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 9Э-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"> в секторе перевозок грузов лицензированию подлежат только перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд), а также перевозки и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте.

Очевидно, этот перечень далеко не охватывает всех видов грузовых перевозок. В частности, полностью отсутствует лицензирование на грузовом автомобильном транспорте - наиболее массовом виде транспорта, где обеспечение безопасности и защита рынка от недобросовестных предпринимателей представляются особенно важными. Не подлежат лицензированию даже автомобильные перевозки опасных грузов.

Решения о ликвидации системы лицензирования нередко обосновываются ссылками на опыт развитых стран, где либерализация экономики якобы сопровождается отменой лицензирования и государственной системы допуска в бизнес вообще. Существует мнение, что государственное лицензирование операторов может быть заменено страхованием, добровольной сертификацией либо аттестацией, проводимой саморегулируемыми организациями. Однако предметный анализ опыта развитых стран опровергает эту точку зрения.

В международной практике процедура допуска не всегда буквально именуется "лицензированием", но в любом случае основана на жесткой системе требований, которым должен отвечать претендент на работу в том пли ином сегменте рынка транспортных услуг.

Ниже описаны действующие в ЕС и в США требования по допуску операторов на рынок грузовых автомобильных перевозок.

В Евросоюзе в соответствии с директивой Совета ЕС 96/26/ЕС предприятия, намеренные выполнять автомобильные перевозки грузов, должны иметь хорошую репутацию, иметь надежное финансовое положение и удовлетворять требованиям профессиональной компетентности.

Для подтверждения хорошей репутации проверкой устанавливается, что лицо или компания не подвергались судебному преследованию, в частности, коммерческого свойства, а также не были признаны в установленном порядке неспособными к осуществлению бизнеса в секторе грузовых перевозок.

При проверке надежности финансового положения компетентный орган должен проанализировать годовой отчет компании (если таковой имеется), а также финансовое обеспечение, включая банковские активы, кредитное состояние и историю, материальные активы, которые могут рассматриваться как финансовое обеспечение бизнеса, издержки (включая затраты на приобретение транспортных средств) и собственные оборотные средства. Бизнес должен иметь капитал и резервы в размере не менее 9 тыс. евро при наличии одного грузового автомобиля и по 5 тыс. евро на каждый дополнительный автомобиль.

Профессиональная компетентность подтверждается наличием у соискателя специальных знаний, состав которых определен директивой. Уровень компетентности проверяется на основе обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен собеседованием. К перевозчикам опасных грузов предъявляются дополнительные требования, установленные специальной директивой Совета ЕС 94/55/ЕС.

В США компании, выполняющие междуштатные перевозки грузов, должны получить регистрацию в Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков (Federal Motor Corner Safety Administration - FMCSA) и, кроме того, получить в министерстве транспорта США (Department о/ Transportation) регистрационный номер, который является уникальным идентификатором данного оператора для статистического наблюдения, аудита, рассмотрения претензий и исков, анализа. Все компании, впервые пол) чающие peгистрацию, должны пройти специальный аудит по безопасности и в течение 18 месяцев работать без происшествий для того, чтобы получить постоянную регистрацию.

Кроме того, компании, работающие по найму и подпадающие под юрисдикцию Бюро наземного транспорта (Surfасе Transportation Board) министерства транспорта США, должны получить специальное разрешение на работу в междуштатном сообщении. Разрешение определяет вид перевозок, разрешенные маршруты и вид перевозимого груза, а также условия выполнения перевозки (в частности, уровень ответственности и размер страхового покрытия). Поэтому компании, работающей па различных маршрутах, может понадобиться несколько подобных разрешений.

Наконец, компании, намеренные выполнять перевозку опасных грузов, должны получить специальное разрешение министерства транспорта (Hazardous Materials Safety Permit).

Таким образом, в развитых странах развитая система лицензирования грузовых автомобильных перевозчиков применяется не только для обеспечения необходимою уровня безопасности транспортной деятельности, но и для защиты всех субъектов рынка от деятельности ненадежных и неквалифицированных операторов.

Следствием ликвидации лицензионной системы на грузовом автотранспорте в России стало существенное снижение квалификации многих транспортных операторов, недобросовестная конкуренция, демпинг, падение уровня качества обслуживания. Следует ожидать, что по мере развития рыночных отношений в России будут реализованы все общепринятые в мире принципы допуска к транспортной деятельности.

Введение

транспортный рынок государственный

Государственное регулирование транспортной деятельности представляет собой достаточно сложный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение необходимого уровня транспортного обслуживания во всех регионах, отраслях экономики и секторах социальной сферы. Для достижения этой цели в странах с развитой экономикой применяют различные основные формы влияния (регулирования) государства на работу транспорта. Кратко охарактеризуем их.

Мероприятия по организации транспортного рынка включает в себя разделение транспортного рынка на секторы со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями, определение правил обслуживания клиентуры и правил конкуренции в отдельных секторах транспортного рынка. Деление транспортного рынка на сектор осуществляется с целью создания равных условий для транспортных предприятий, работающих на различных видах перевозок, различных маршрутах, с разными группами клиентов.

К мероприятиям по организации транспортного рынка относятся также создание специальных органов, осуществляющих лицензирование, и разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В ряде случаев такие правила сводятся к процедуре формальной регистрации. Хотя чаще всего (и в первую очередь это относится к предприятиям, работающим по найму) при подаче тем или иным предприятием заявки на получение разрешения существует принципиальная возможность отказа.

Лицензирование на автомобильном транспорте

Под лицензированием понимают разновидность контроля осуществляемого государством, который направлен на защиту прав, здоровья и нравственности граждан, а также их законных интересов, обеспечивает безопасность и оборону страны.

Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:

* перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

* перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Закон Украины "Об автомобильном транспорте" (ст. 44) предусматривает, что пассажирский перевозчик на автобусном маршруте общественного пользования определяется на конкурсных принципах, при этом условия конкурса и перевозок координируются заказчиками, то есть - исполнительными органами городского совета соответствующего населенного пункта.

Таким образом, именно государство в лице соответствующих органов несет ответственность за безопасность пассажирских перевозок и контролирует услуги лиц, для которых осуществляет лицензирование перевозок.

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Главной государственной инспекцией на автомобильном транспорте.

Также Закон требует от владельцев транспортных средств, которые осуществляют международные автомобильные перевозки, начиная с 1 июня 2013 года, установки автоматических бортовых технических приборов - ТАХОГРАФОВ, которые предназначены непрерывно регистрировать пробег, скорость движения, периоды труда и отдыха водителя.

Кроме того, Закон запрещает нерезидентами Украины перевозки из третьей страны и (или) в третью страну без получения соответствующих разрешений.

Лицензирование перевозок пассажиров и опасных грузов осуществляется в отношении следующих видов работ:

1. услуги по внутренней автобусной перевозке пассажиров;

2. услуги по внутренней перевозке пассажиров на такси;

3. услуги по внутренней перевозке пассажиров на заказ легковыми автомобилями;

4. услуги по внутренней перевозке опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

5. услуги по международным автобусным перевозкам пассажиров;

6. услуги по международным перевозкам пассажиров на такси;

7. услуги по международным перевозкам пассажиров на заказ легковыми автомобилями;

8. услуги по международным перевозкам опасных грузов автомобилями, прицепами и полуприцепами.

Орган лицензирования обязан принять решение о выдаче лицензии или об отказе в её выдаче не позднее, чем в течение 1 месяца с даты поступления заявления.

Лицензирование международных перевозок пассажиров или опасных грузов дает право автомобильному перевозчику осуществлять также внутренние перевозки пассажиров или грузов.

Лицензирование перевозок пассажиров и опасных грузов автомобильным транспортом предполагает наличие приложения к лицензии в виде лицензионных карточек на каждое автомобильное транспортное средство.

Лицензионные карты на такси выдаются в случае его соответствия требованиям определения «такси», изложенным в законе.

Для оформления лицензии на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов к заявлению, прилагаются следующие документы:

1. Ведомости за подписью заявителя - субьекта хозяйствования (по форме, установленной лицензионными условиями) о:

1.1. Наличии собственной либо арендованной материально-технической базы, необходимой для проведения технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств, проверки их технического состояния, сохранности, обеспечения проведения медицинского осмотра водителей либо заключения договоров о закупке данных услуг с представлением их заверенных копий (для автомобильных перевозчиков, использующих труд наёмных водителей).

1.2. Собственных транспортных средствах (автобусах, грузовых и легковых автомобилях, грузопассажирских автомобилях, такси, прицепах, полуприцепах) либо транспортных средствах, используемых на иных законных основаниях (для автомобильных перевозчиков, желающих предоставлять услуги по внутренним перевозкам пассажиров, багажа, опасных грузов), с указанием их типа, марки, модели, государственного номера, полной массы (пассажировместимости), года выпуска, реквизитов регистрационного документа.

1.3. А также иные документы предусмотренные в Постановлении Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 года № 756 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности».

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии на перевозку или об отказе в её выдачи не позднее 30 календарных дней с даты поступления заявления о выдачи лицензии и документов, прилагаемых к заявлению.

Лицензия на предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров или опасных грузов даёт право автомобильному перевозчику предоставлять услуги по внутренним перевозкам пассажиров или грузов.

Лицензионная карточка на такси предоставляется при условии подтверждения в установленном порядке соответствия его обустройства требованиям определения «такси», изложенным в статье 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте».

Субьект хозяйствования обязан получить одну лицензию на перевозку, а лицензионную карточку - на каждое транспортное средство (и на собственное и на арендуемое).

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

    Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов

    Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве

    Защита интересов потребителей транспортных услуг

    Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения

    Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции

    Регулирование количества и структуры подвижного состава

    Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

    Снижение аварийности на транспорте

    Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

    Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

    Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом

    Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

    Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

    Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

    Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

    Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.

    Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

    Заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять.

    Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

    Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

    Копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

    Копии документов подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом).

    Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием даты приема.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве, при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не чаще одного раза в 2 года.

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, оставляется акт (протокол) в двух экземплярах.

К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (протокол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и представляется руководителю этого органа.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требовании и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушении, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В процессе производства транспортных услуг люди и предприятия вступают в определенные отно­шения друг с другом. Для осуществления этих отно­шений устанавливается порядок и правила поведе­ния людей и коллективов предприятий, организаций. Эти правила поведения называются правовыми нор­мами.

Для обеспечения возможности применения право­вых норм и выполнения установленных в них требо­ваний эти нормы выражаются в письменном виде в определенной форме. Такие документы называются нормативными актами и могут иметь вид законов, при­нимаемых высшими органами государственной влас­ти, постановлений, принимаемых соответствующими министерствами, а также других документов (инструк­ций, приказов и т. п.), принимаемых соответствующи­ми департаментами.

Основными нормативными актами на автомобиль­ном транспорте являются: Устав автомобильного транспорта, правила перевозки пассажиров и бага­жа автомобильным транспортом, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов ав­томобильным транспортом, Правила дорожного дви­жения, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Устав автомобильного транспорта регламентирует деятельность АТП, организаций и клиентов, пользую­щихся услугами автомобильного транспорта. Устав регламентирует не все, а наиболее важные вопросы автомобильного транспорта. Поэтому для конкретиза­ции отдельных моментов, вытекающих из специфики перевозок грузов, разрабатываются подставные нор­мативные акты: правила перевозок, инструкции, прика­зы и т. п.

Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом состоят из следующих разделов: Пра­вила заключения договора на перевозку, Правила принятия груза к перевозке, Правила маркировки груза, Правила складирования груза, Правила пере­адресовки груза, расчеты за перевозки, Правила составления актов, Правила представления и рас­смотрения претензий, Правила перевозок основных видов грузов.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществ­ляется на основании договора перевозки.

По договору об организации перевозки груза пе­ревозчик обязуется в установленные сроки прини­мать, а грузовладелец - предоставлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об орга­низации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспорт­ных средств и представление грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные установки органи­зации перевозок. По договору перевозок пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставляет багаж в пункт назначения и вы­дать уполномоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленный тариф за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В заключение договора перевозки пассажира удос­товеряется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Заключение договора перевозки груза подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Товарно-транспортная на­кладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит сведения об исполнении договора. Товарно-транспортная накладная является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транс­портной работы и расчетов за перевозки. Также ос­новным перевозочным документом является путевой лист, который определяет показатели технической работы подвижного состава и водителя, статистичес­кой отчетности, начислений заработной платы води­теля, расчетов за перевозки грузов.

Общие положения лицензирования перевозочной деятельности.

Переход к рыночным отношениям потребовал прин­ципиально новых форм государственного регулиро­вания деятельности транспортного комплекса и бо­лее развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользо­вания, ведомственного, кооперативного, частных вла­дельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных изздержках. Однако свобода пред­принимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следователь­но, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью опреде­ленного вида. Ее задачами являются:

Контроль за исполнением перевозчиками транспорт­ного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов;

Снижение транспортных издержек в народном хозяй­стве;

Защита интересов потребителей транспортных услуг;

Стимулирование деятельности перевозчиков, направ­ленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сер­висного обслуживания организацией населения;

Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкурен­ции;

Регулирование количества и структуры подвижного состава;

Уменьшение вредного воздействия транспорта на ок­ружающую среду;

Снижение аварийности на транспорте;

Обеспечение необходимого профессионального уров­ня работников транспорта.

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомо­бильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной вла­сти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями в связи с осуще­ствлением лицензирования отдельных видов деятель­ности. При этом принимаются следующие основные понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществ­ление конкретного вида деятельности при обяза­тельном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юри­дическому лицу или индивидуальному предприни­мателю;

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельнос­ти, на осуществление которого на территории Рос­сийской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

Лицензирование - мероприятия, связанные с пре­доставлением лицензий, переоформлением доку­ментов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицен­зий, аннулированием лицензий и контролем лицен­зирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирова­ния следующих видов деятельности при осуществ­лении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

а) перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспор­том, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Мини­стерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый ли­цензируемый вид деятельности предоставляется соот­ветствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов авто­мобильным транспортом являются:

а) выполнение требований, установленных феде­ральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации в области лицензи­руемого вида деятельности;

б) соответствие автотранспортных средств, заяв­ленных для выполнения перевозок, в том числе нахо­дящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспор­том и допуска автотранспортных средств к эксплуа­тации;

в) соответствие индивидуального предпринимате­ля и работников юридического лица квалификаци­онным требованиям, предъявляемым при осуществ­лении соответствующих перевозок автомобильным транспортом;

г) наличие в штате юридического лица должност­ных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствую­щей должности.


Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...