Постановление правительства о порядке проведения собрания кредиторов. Какие вопросы могут подниматься на собрании


Для эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо юридически грамотно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Сложно переоценить важность данного мероприятия, так как именно собрание кредиторов влияет на судьбу должника, определяя последующую процедуру банкротства, выбирает кандидатуру арбитражного управляющего или СРО, определяет порядок реализации имущества, утверждает или изменяет планы внешнего управления, формирует комитет кредиторов, решает многие другие не менее значимые вопросы в банкротстве. Собрание кредиторов одновременно является и центром власти, и площадкой для урегулирования споров между кредиторами, уполномоченным органом, должником, трудовым коллективом.
Нормативное регулирование, устанавливающее регламент проведения и компетенцию собраний кредиторов, определяется ст. ст. 12, 18 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), применительно к первому собранию кредиторов добавляются ст. ст. 72 - 74 Закона о банкротстве. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 56 утверждены Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов. Во исполнение данного Постановления Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 01.09.2004 N 235 разработаны и утверждены Типовые формы бюллетеней для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов. Вместе с тем при достаточном нормативном регулировании процедуры арбитражными управляющими нередко допускаются нарушения и недостатки при проведении собраний кредиторов.
Согласно п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.
В силу п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве участником собрания кредиторов без права голоса является в том числе представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Нередки случаи неуведомления о проведении собраний кредиторов органа по контролю (надзору). Непринятие арбитражными управляющими мер по извещению контролирующего органа о времени и месте проведения собрания кредиторов лишает контролирующий орган возможности выполнения полномочий, возложенных на него Законом, препятствует реализации одной из мер государственного контроля в указанной сфере.
Кроме того, распространены случаи несвоевременного уведомления контролирующего органа о проведении собраний, что также является нарушением Закона о банкротстве, а именно п. 1 ст. 13, которым установлено, что надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Часто временными управляющими допускаются нарушения п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве, согласно которой первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Состав данного правонарушения является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к формальным требованиям публичного права.
Случаи воспрепятствования арбитражными управляющими ознакомлению с материалами собрания конкурсным кредиторам, уполномоченным органам. Данный факт нарушения прав кредиторов выражается в непредставлении материалов согласно порядку ознакомления, а также неуказании в уведомлении о проведении собрания кредиторов самого порядка ознакомления с материалами: места, времени, контактных телефонов. Как правило, участниками собрания кредиторов являются юридические лица, государственные органы, процесс формирования позиций которых носит трудоемкий характер и требует значительных временных затрат. Поэтому, действуя добросовестно и разумно в интересах кредиторов, арбитражному управляющему следует заблаговременно раскрывать и документально обосновывать всю информацию, которая может иметь существенное значение для принятия решений по повестке дня собранием кредиторов.
Как следует из ст. 14 Закона о банкротстве, дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторов или их представителей, а также иных лиц, имеющих право принимать участие в собрании кредиторов. Эта же законодательная норма предоставляет арбитражному управляющему право самостоятельно определять место проведения собрания кредиторов в случае невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или его органов управления. В указанных случаях необходимо обоснование такой невозможности с указанием конкретных доказательств. Тем не менее злоупотребления арбитражными управляющими предоставленным правом, когда собрания кредиторов назначаются на удаленном расстоянии от местонахождения должника и его кредиторов, имеют место.
В процедуре конкурсного производства арбитражный управляющий обязан с установленной Законом или собранием кредиторов периодичностью отчитываться перед собранием кредиторов о своей деятельности, о ходе процедуры конкурсного производства должника и об использовании денежных средств должника. Зачастую арбитражными управляющими не соблюдаются установленные сроки. Более того, конкурсными управляющими непосредственно на собраниях кредиторов не предоставляются документы, подтверждающие информацию, указанную в отчетах, что является нарушением п. п. 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299.
Согласно п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с Законом о банкротстве на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Тем не менее распространенным нарушением является неявка арбитражных управляющих на созываемое ими собрание кредиторов либо передача полномочий по проведению собрания представителю по доверенности.
В заключение хотелось бы заметить, что арбитражным управляющим следует с должным вниманием отнестись к подготовке и проведению собрания кредиторов. Ведь при грамотном подходе к делу можно предопределить то или иное решение собрания кредиторов, используя различные организационные аспекты проведения собрания.
Следует учесть, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, утвержденные собранием кредиторов. Поэтому протокол собрания кредиторов, имеющийся в деле, - это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения (определения).

Организационные аспекты подготовки и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов, заседаний комитета кредиторов.

Наибольшее влияние на процесс проведения процедур банкротства кредиторы могут оказывать через собрание кредиторов. В целях обеспечения прав кредиторов имеется механизм, гарантирующих кредиторам участие в таком собрании. Основные положения о составе участников, об организации и проведении собрания, составлении документов регулируются статьими 12,13,14,15,17,18-1 закона о банкротстве ФЗ-127, в которых содержится детально проработанный правовой механизм, предоставляющий конкурсным кредиторам доступ к реализации права голоса на собрании кредиторов. Нормативое регулирование организации и проведения собраний кредиторов производится в соответсвии с Постановленим Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56"Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов". Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Важным условием проведения собраний аредиторов является механизм уведомления сторон о месте, времени и повестке в ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Уведомление участников собрания кредиторов должно быть направлено по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или не позднее пяти дней иным способом - факсимильной связью, E-mail отправление, телеграмма с обязательной обратным подтверждением получения уведомления. Если количество кредиторов превышает девятьсот, то уведомление печатается в СМИ в уполномоченном правительством РФ печатном издании (в настоящее время газета «КоммерсантЪ»).Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии в ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня. Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет более пятидесяти, собрание кредиторов может принять решение об образовании комитета кредиторов с голосами членов-представителей, пропорциональными требованиям соответствующих кредиторов. Представители кредиторов выбирают председателя комитета, который подписывает протоколы собраний комитета кредиторов.

Порядок проведения собраний кредиторов сосотит из нескольких пунктов. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий: проверяет полномочия участников собрания кредиторов, вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса, выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования, принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов. Он открывает собрание кредиторов и объявляет: об основаниях созыва собрания кредиторов; о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов; о правомочности собрания кредиторов, о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов, о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня, проводит в установленном порядке голосование, объявляет о закрытии собрания кредиторов. По окончании голосования арбитражный управляющий осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, закрывает собрание кредиторв.

Цели управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства. Обязанности арбитражного управляющего по организации управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства.

Управление должником в процедурах банкротства регулируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе проведения каждой из процедур банкротства, исходя из интересов кредиторов должника, вводится ряд ограничений на полномочия и деятельность органов управления юридического лица-должника: генерального директора (правление), совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания участников (акционеров) должника.

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влекут за собой отстранения руководителя должника. В целях предотвращения злоупотреблений, ухудшающих положение кредиторов и финансовое состояние должника, полномочия руководителя и иных органов управления должника ограничиваются путем введения контроля временного управляющего. Контроль осуществляется в отношении сделок, совершаемых должником. Временный управляющий также следит, не принимают ли органы управления решения, запрещенные Законом о банкротстве.

Контроль над сделками, предусмотренными п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, обеспечивается путем дачи согласия временного управляющего на их совершение. Сделки, совершенные без его согласия, - недействительны. В период наблюдения временный управляющий может запретить дополнительное обременение имущества либо передачу имущества другим юридическим лицам, если это не диктуется экономической целесообразностью, направленной на восстановление платежеспособности должника. Может быть запрещено также распоряжение имуществом должника в размерах, превышающих 5% балансовой стоимости его активов на дату введения наблюдения. Контроль со стороны временного управляющего над распоряжением имуществом не означает, что это препятствует нормальной хозяйственной деятельности должника.



Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности крупных и иных сделок и их последствий для имущества должника, а также учитывать, что последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника. В связи с этим его согласие требуется также на получение и выдачу займов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований и перевода долга, учреждение доверительного управления. Требование о получении согласия на совершение таких сделок, так же, как и на совершение сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, не зависит от суммы сделок. На период наблюдения органы управления юридического лица-должника не вправе принимать решения, предусмотренные п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, которые в обычных условиях находятся в их компетенции: о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах,о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, о заключении договоров простого товарищества.

Введение финансового оздоровления и назначение административного управляющего также не влечет за собой отстранения руководителя должника. Однако в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. С введением финансового оздоровления продолжают действовать запреты, установленные при введении наблюдения, в отношении: удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); выкупа должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая); выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения запрета, касающегося выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), установлены п. 5 ст. 103 Закона о банкротстве и влекут ничтожность соответствующих сделок. Нарушение должником запрета, установленного для выкупа им размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), а также запрета на выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам также влекут ничтожность соответствующих сделок на основании п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве и ст. 168 ГК РФ. Осуществляя свою деятельность в период финансового оздоровления, должник ограничивается в правах на совершение определенного круга сделок без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), а также на принятие некоторых корпоративных решений. Так, должник не вправе: - без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность; - совершать сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; - совершать сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; -совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Основаниями для отстранения руководителя должника от должности являются: -ненадлежащее исполнение им плана финансового оздоровления; - совершение действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.

Во внешнем управлении полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения судом внешнего управления, а управление делами возлагается на внешнего управляющего. Данная норма корреспондирует со ст. 278 ТК РФ, предусматривающей возможность отстранения от должности руководителя должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Для создания условий исполнения внешним управляющим своих обязанностей по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления должника, временный или административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу последнему бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 96 Закона о банкротстве). Органы управления должника не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении должника и его имущества. Большинство их полномочий переходит к внешнему управляющему. Однако законодатель в п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве в виде закрытого перечня сохранил за органами управления должника полномочия принимать отдельные решения, касающиеся главным образом серьезных изменений в имущественном положении должника, о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций, об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций, об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций, об определении порядка ведения общего собрания акционеров, об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, об избрании представителя учредителей (участников) должника, о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника, За органами управления должника сохраняется право в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве принять решение о продаже предприятия должника и об определении минимальной продажной цены, ниже которой предприятие не может быть продано. Это положение распространяется на все виды юридических лиц, в собственности которых находится предприятие как имущественный комплекс. Включить в план внешнего управления замещение активов должника - это процедура создания в ходе внешнего управления или конкурсного производства (ст. 141 Закона) на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

В конкурсном производствеп олномочия органов управления в ходе его проведения наиболее ограниченны по сравнению с иными процедурами банкротства. Это объясняется невозможностью восстановления платежеспособности должника, вследствие чего на данном этапе происходит распродажа его активов. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации. Также прекращаются полномочия иных органов управления должника, за исключением полномочий, связанных с принятием решений о заключении крупных сделок и о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. В этом случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона о банкротстве, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. И тот вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия. В случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе уголовную (ст. 195 УК РФ).

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия - собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) - орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

    Сотрудников фирмы-должника.

    Участников или учредителей компании-должника.

    Владельцев активов должника-УП.

    СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

    Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12 . Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

    Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

    Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

    Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

    Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

    Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

    Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

    Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

    Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

    Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

    Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

    Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

    Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

    Кредиторского комитета.

    Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов - только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

    1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов - образец посмотреть .

При банкротстве организации-должника ее кредиторы защищают свои права и интересы, как правило, посредством создания собрания кредиторов и комитета кредиторов. В собрании кредиторов участвуют кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования на дату проведения собрания включены в реестр требований. Эти участники обладают правом голоса. Исключение составляют , которые не по всем вопросам могут участвовать в голосовании либо должны соблюсти определенные требования, чтобы получить право голоса (п. 1 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Компетенция собрания кредиторов

Некоторые вопросы в деле о банкротстве вправе решать только собрание кредиторов. А именно принимать решения (п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления, внешнего управления, изменении срока проведения этих процедур, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • об утверждении и изменении плана внешнего управления в рамках процедуры внешнего управления;
  • об утверждении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности в рамках процедуры финансового оздоровления;
  • об утверждении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;
  • о выборе арбитражного управляющего или СРО, из членов которой судом должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • об определении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему помимо фиксированного, размер которого также может быть пересмотрен в сторону увеличения собранием;
  • о выборе реестродержателя;
  • о заключении мирового соглашения;
  • об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об образовании и др.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 ст. 14 Закона N 127-ФЗ):

  • арбитражного управляющего;
  • комитета кредиторов;
  • конкурсных кредиторов и/или уполномоченных органов, если их права требования составляют 10% или более от всей суммы требований, включенных в реестр;
  • 1/3 от общего числа участников собрания кредиторов.

При этом в требовании о проведении собрания необходимо перечислить вопросы, которые должны быть внесены в повестку (п. 2 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ). Местом проведения собрания кредиторов в общем случае является место нахождения должника или органов его управления. Если проведение собрания в таком месте невозможно, то другое место определяет арбитражный управляющий (п. 4 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Уведомление о проведении собрания кредиторов должно быть направлено лицу, имеющему право на участие в нем, не позднее чем за 14 дней до даты проведения по почте или не позднее чем за 5 рабочих дней иным способом (

Банкротство любого должника, представленного частным лицом или компанией, непременно сопровождается необходимостью оповещения о данном процессе кредиторов. Для этого размещается информация в открытых источниках, а также направляются прямые уведомления. Кредиторы имеют право отдельно выдвигать разные требования по имеющимся обязательствам должнику. Чтобы процедура не была затянута, формируется особая коллегиальная структура, называемая собранием кредиторов. Она наделяется специальными полномочиями, позволяющими защищать интересы как кредиторов, так и должников. Именно на собрании принимаются наиболее значимые и важные решения.

Полномочия и состав структуры

В собрании могут принимать участие все кредиторы. При этом все участники делятся на две группы:

  • лица, обладающие правом голоса, поэтому они голосуют за принятие того или иного решения;
  • кредиторы, не имеющие полномочия для проведения голосования.

В первую группу входят конкурсные кредиторы и разные государственные органы. Их требования обязательно вносятся в реестр требований.

Не принимают участие в голосовании сотрудники закрываемой компании, контрольно-надзорные государственные органы и СРО, из которой выбирается арбитражный управляющий. Данные лица могут участвовать в обсуждениях, но не голосуют за те или иные решения.

Какие действия выполняются?

На собрании кредиторов принимается большое количество различных решений. Они позволяют восстановить платежеспособность должника или осуществить конкурсное производство. Каждое решение должно быть направлено на возвращение средств кредиторам. Во время проведения первого собрания кредиторов или последующих собраний могут приниматься разные решения:

  • введение процесса финансового оздоровления или внешнего управления, позволяющего улучшить финансовое положение должника, что нередко приводит к тому, что он самостоятельно справляется с долгами, поэтому не требуется проводить конкурсное производство;
  • утверждение проекта санации и графика, на основании которого будут погашаться задолженности должником;
  • принятие плана внешнего управление;
  • если имеются признаки того, что должник действительно без продажи имущества сможет справиться с долгами, то составляется мировое соглашение;
  • направление ходатайств в суд о том, чтобы признать должника банкротом и начать конкурсное производство;
  • составление дополнительного списка требований, предъявляемых к управляющим;
  • выбор СРО и арбитражного управляющего;
  • контроль над деятельностью управляющего;
  • назначение реестродержателя из списка СРО;
  • организация комитета кредиторов;
  • расширение полномочий данного собрания;
  • назначение представителя.

Если собрание кредиторов считает, что назначенный ранее управляющий не справляется со своими обязанностями, то имеется возможность сместить его с должности, после чего назначается новый специалист.

Как созывается?

Именно назначенный арбитражный управляющий занимается подготовкой и проведением собраний. Дополнительно требование о проведении может выдвигаться комитетом кредиторов, голосующими участниками или остальными кредиторами, если их количество превышает треть от всех членов собрания.

При составлении требования обязательно указываются вопросы, которые будут обсуждаться. Если инициатором выступает комитет или сами участники, то арбитражный управляющий не обладает правом изменять вопросы. После получения уведомления от кредиторов, управляющий должен в течение трех недель подготовиться к собранию кредиторов. Сроки могут увеличиваться при наличии веских оснований.

Как уведомляются?

Общее собрание кредиторов требует наличия как можно большего количества участников, включенных в реестр. Поэтому все эти лица получают специальные уведомления. Они отсылаются по почте за две недели до непосредственного заседания. Допускается пользоваться для оповещения другими способами, но информация должна быть получена адресатом за пять рабочих дней до назначенного события.

Если отсутствует возможность уведомить каждого кредитора или число участников превышает 500 человек, то информация о мероприятии публикуется в открытых источниках.

Уведомление обязательно содержит следующую информацию:

  • наименование и адрес должника;
  • дата и место проведения собрания, причем не должно создаваться никаких препятствий для его посещения;
  • повестка дня;
  • порядок регистрации каждого участника;
  • правила, на основании которых будут знакомиться участники с подготовленными материалами.

Информация о событии вносится в реестр сведений о банкротстве за 2 недели до назначенной даты.

Подведение итогов

Собрание кредиторов должника считается правомочным исключительно при условии, что на нем присутствует не меньше половины всех кредиторов, находящихся в реестре. Число голосов зависит от количества финансовых претензий. Сюда входят не только непосредственные долги, но и разные неустойки, проценты за просрочку и иные санкции, которые подлежат возмещению наряду с обычной задолженностью.

Нередко в деле о банкротстве должника имеется только один кредитор. Он единолично принимает все решения по этому делу. Принятые решения могут отменяться судом, если они нарушают права других участников или неправильно оформляются итоги мероприятия.

Нюансы ведения протокола

Проведение собрания кредиторов предполагает ведение протокола собрания. К правилам его формирования относится:

  • делается в двух экземплярах;
  • к нему формируется множество приложений, к которым относятся бюллетени для голосования, документы о наличии полномочий у участников и другие материалы;
  • один экземпляра подает в суд в течение 5 дней после окончания мероприятия;
  • информация о документе вносится в реестр о банкротстве в течение 5 дней.

Именно арбитражный управляющий заботится о подготовке и проведении собрания.

Специфика первого заседания

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным во всей процедуре банкротства какого-либо должника. К его особенностям относится:

  • созывом и проведением занимается только временно назначенный управляющий, поэтому процесс выполняется в процессе наблюдения;
  • имеются определенные временные рамки для такого события, поэтому оно должно проводиться за 10 дней до завершения процедуры наблюдения;
  • протокол собрания с отчетом управляющего направляется в суд в течение 5 дней после события.

Не созывается первое собрание кредиторов, если в реестр включаются исключительно требования от сотрудников компании по зарплате или выходным пособиям. При таких условиях только суд решает, будет ли использоваться собрание или нет.

Какие рассматриваются вопросы на первом заседании?

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным событием во всей процедуре банкротства. Это обусловлено тем, что на нем решаются многочисленные существенные вопросы. К ним относится:

  • составление ходатайства в суд об использовании какого-либо этапа банкротства;
  • формирование комитета кредиторов;
  • составление графика санации и сокращения долга;
  • выявление основных требований, предъявляемых к управляющему;
  • выбор кандидатуры и СРО;
  • определение реестродержателя;
  • формирование мирового соглашение;
  • принятия решения о реструктуризации долга.

Многие кредиторы уверены, что на первом собрании дополнительно устанавливается очередность, на основании которой погашаются долги. Но на самом деле данная процедура выполняется по требованиям законодательства, а не по желанию кредиторов.

Нюансы повторных собраний

Необходимость в их проведении возникает, если отсутствуют на первом собрании кредиторы в нужном количестве или же признаются принятые решения неправомочными по разным основаниям. На событии должно присутствовать не меньше 30% кредиторов, требования которых содержатся в реестре.

Все участники должны информироваться должным образом о назначенном собрании. Решения на повторном событии принимаются на основании голосования, для чего заполняются всеми присутствующими ранее полученные бюллетени.

Сроки, в течение которых проводятся дальнейшие встречи, не определяются на законодательном уровне, поэтому могут проводиться собрания при возникновении разных проблем или для решения тех или иных задач.

Кто может участвовать?

Участие в собрании кредиторов допускается только для ограниченного количества лиц, определенных законодательством. К ним относятся конкурсные кредиторы, организации, обладающие правом голоса, а также государственные органы и частные лица, которые не могут голосовать, но могут требовать определенные денежные средства у должника.

Присутствие должника не является обязательными. Правомочность собрания зависит от количества участников, наделенных правом голоса.

Какими правами наделяются участники?

Права собрания кредиторов являются многочисленными. Но к наиболее важным возможностям относится:

  • принимаются важные решения относительно финансового оздоровления, конкурсного производства или же составления мирового соглашения;
  • выбирается или заменяется арбитражный управляющий;
  • контролируется работа специалиста;
  • направляются разные ходатайства в суд;
  • оцениваются результаты принятых решений.

За счет участия кредиторов в процессе банкротства должника удается действительно удовлетворить требования всех заинтересованных лиц.

Можно ли проводить заочно?

Допускается по закону проводить собрания заочно, поэтому не требуется личное присутствие кредиторов. Для этого выполняется электронное голосование через особые каналы связи. Операторы гарантируют, что голосование будет конфиденциальным.

Протокол собрания подписывается управляющим или организатором. При составлении уведомлений включается ссылка на сайт, где имеются данные о планируемом событии. Уведомления направляются кредиторам за 30 дней до установленной даты.

Сроки проведения

Первое собрание проводится за 10 дней до окончания периода наблюдения.

В будущем такие предприятия проводятся обычно раз в три месяца, но при возникновении срочных вопросов разрешается выполнять процесс намного чаще. Если требуется внеочередное собрание, то требование составляется кредиторами, после чего реагирует на него управляющий в течение трех недель.

Причины для отложения

Собрание допускается откладывать, если принимается соответствующее решение арбитражного суда. Обычно причиной такого решения выступает то, что имеются еще требования, не рассмотренные в суде.

Допускается даже провести собрание при наличии отказа суда, но на это должны иметься веские основания, влияющие на процедуру банкротства должника.

Когда признается собрание недействительным?

За правильностью и правомерностью банкротства должны следить арбитражные управляющие. Собрание кредиторов может признаваться недействительным в ситуациях:

  • ущемляются права участников мероприятия или третьих лиц;
  • участников меньше половины;
  • кредитор, имеющий 10 % требований, не получил уведомление о проведении мероприятия, причем у него имеются доказательства данного факта.

Обжаловать решения, принятые на собрании, могут не только сами кредиторы, но и должник или его представители. Любое решение может пересматриваться судом, а особенно это касается процедуры конкурсного производства или внешнего управления. При таких условиях обычно экстренно собирается новое собрание, где оцениваются все изменения, внесенные судом или управляющим.

Заключение

Банкротство любого должника, представленного компанией или частным лицом, считается сложным процессом. За ним следят все кредиторы, желающие получить свои средства. Поэтому ими проводятся специальные собрания, на которых принимаются важные решения относительно признания должника несостоятельным.

Самым важным считается первое собрание, причем именно кредиторы могут определять требования, предъявляемые к арбитражному управляющему. Они могут изменять его решения или влиять на должника. Не всегда решения, принятые кредиторами, удовлетворяются судом. Сроки проведения мероприятия зависят от обстоятельств конкретного дела о банкротстве.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...