Правовое обеспечение бжд. Государственное нормативно-правовое обеспечение бжд


Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза-конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».


Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.);

Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

- «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода-тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю-щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

Нормативы качества окружающей природной среды;

Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

Механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан-дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови-ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото-рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо-вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ » (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

Установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

Государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

  • статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1.Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2.Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3.Указы и распоряжения Президента РФ.

4.Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5.Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6.Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

  • в главе Х - "Охрана труда";
  • в главе XI - "Труд женщин";
  • в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

  • признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
  • государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
  • обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
  • обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
  • гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1.Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2.Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3.Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4.Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5.Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6.Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7.Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8.Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9.Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10.Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

  • обучение работающих вопросам охраны труда;
  • обеспечение безопасности производственного оборудования;
  • обеспечение безопасности зданий и сооружений;
  • обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  • обеспечение безопасности производственных процессов;
  • нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работ;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).

Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.

У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.

Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

  • работодателем и руководителями подразделений;
  • через совместный административно-общественный контроль;
  • через контроль вышестоящей организации;
  • инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
  • инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
  • через смотры по охране труда и технике безопасности.

4. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: "Конституция РФ", федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "КЗоТ РФ", а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.

Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.

В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
  • получать информацию, приостанавливать работу;
  • выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено "Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ". В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:

  • беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
  • получать необходимую информацию.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:

  • контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
  • предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  • контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.

Список литературы

1.Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. -М.: ВАСОТ. 1993.

2.Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. -С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3.Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.--М. ВАСОТ, 1992

4.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре -М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.

5.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.

6.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1: Пер с англ. - М.: Мир, 1993.

7.Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. -Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

8.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. -М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» -Экология, 1992.

9.Русак О.Н. Введение в охрану труда. -Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи «Всеобщей декларации прав человека» как:

· статья N 3 «Каждый человек имеет право на жизнь...»;

· статья N 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия...» и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

3. Указы и распоряжения Президента РФ.

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "… Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В «Кодексе законов о труде Российской Федерации» отражены следующие вопросы:

· в главе Х - «Охрана труда»;

· в главе XI - «Труд женщин»;

· в главе XII - «Труд молодёжи».

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 года. В частности:

· признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

· государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

· обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

· обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

· гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация», которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

· обучение работающих вопросам охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с «Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда», утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

· общие требования безопасности;

· требования безопасности перед началом работ;

· требования безопасности во время работы;

· требования безопасности в аварийных ситуациях;

· требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «строго» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).

Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.

У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.

Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

· работодателем и руководителями подразделений;

· через совместный административно-общественный контроль;

· через контроль вышестоящей организации;

· инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);

· инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);

· через смотры по охране труда и технике безопасности.

4. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: «Конституция РФ», федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «КЗоТ РФ», а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.

Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с «Положением о Федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.

В соответствии с данным «Положением», государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:

· беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;

· получать информацию, приостанавливать работу;

· выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено «Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ». В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:

· беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;

· получать необходимую информацию.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 22) и «Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:

· контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;

· предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;

· контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;

· обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. –М.: ВАСОТ. 1993.

2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. –С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.–-М. ВАСОТ, 1992

4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности–наука о выживании в техносфсре –М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.

5. Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. – М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.

6. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1: Пер с англ. – М.: Мир, 1993.

7. Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. –Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

8. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. –М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» –Экология, 1992.

9. Русак О.Н. Введение в охрану труда. –Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской федерации отражены в многих нормативно-правовых актах. Конституция Российской Федерации (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством (ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46 - 54).

Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются и в ряде федеральных законов. Закон РФ "О безопасности" оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7). Понятие «безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф, безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества . В уголовном законодательстве предусмотрены многочисленные нормы напрямую защищающие безопасность личности. В целях охраны прав и свобод человека и гражданина УПК (ст. 11,166,193) в числе других мер предусматривает сокрытие данных о личности свидетеля, потерпевшего или его представителя при проведении следственных действий. Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, полицию и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере.

Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои права и интересы.
Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) принадлежит неограниченному кругу субъектов общественных отношений и не зависит от их юридического статуса. Оно распространяется на всех физических и юридических лиц, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены - в Конституции РФ, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Целым рядом законов на многие государственные структуры возложены обязанности по обеспечению безопасности личности в чрезвычайных или критических ситуациях. Ниже представлены некоторые наиболее значимые законы, необходимые для изучения и формирования культуры безопасности и способности к работе в чрезвычайных ситуациях.

ФЗ от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

В целом законодательство РФ в полной мере защищает безопасность личности. Однако правовой нигилизм, коррупция и бюрократические препятствия приводят к «бездействию права» и его неэффективности. Формирование и воспитание личности, в том числе правовой культуры, донесение знаний о законах и правовой ответственности способствует преодолению негативных проявлений в рамках БЖД. Активная жизненная позиция на правовой основе обеспечения БЖД должно является неотъемлемой частью жизни любого гражданина РФ, что в конечном итоге должно привести к формированию «личности безопасного типа». В связи с этим стоит более активно включаться в организацию мероприятий по защите населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения, что позволит сформировать «личность безопасного типа», и обеспечит безопасность общества исходя из потребностей граждан.


Похожая информация.



Опасности всегда были и остаются недружелюбными попутчиками человечества. Они, как тени, постоянно сопровождают людей, но в отличие от теней проявляют назойливость, часто перерастающую во враждебность, а то и в агрессию.

Для защиты от опасностей, преследующих современного человека, не достаточно простой индивидуальной осмотрительности, хотя, конечно, она должна иметь место; необходимо социально организованное противодействие опасностям. Обеспечение безопасности является государственно-значимой проблемой, оно должно осуществляться всеми, постоянно и повсеместно и под патронажем государственных институтов.
Проблема государственного обеспечения БЖД значительно шире излагаемой нами тематики учебной дисциплины. Однако интуитивно понятно, что нормы и правила БЖД, изучаемые в рамках учебных программ, являются продуктом государственного регулирования безопасности жизни и деятельности граждан. Поэтому представляется целесообразным кратко рассмотреть систему мер государственного регулирования безопасности и увидеть ту ее условно обособленную часть, которую здесь рассматриваем как учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельность».
Систему общегосударственных мер по обеспечению безопасность граждан в Российской Федерации можно условно представить в виде двух ее составляющих:
1) правовых нормативных актов;

2) институтов, практически обеспечивающих минимизацию рисков.
Соответствующие этому компоненты системы безопасности могут быть представлены схемой, показанной на рис. 1.25.
Конституция РФ провозглашает право каждого на безопасные условия жизни. Конечно, это право не абсолютно, оно ограничивается рамками возможностей государства, которые, кстати сказать, находят свое отражение в упоминавшейся выше концепции приемлемого риска.
Государственное видение проблемы безопасности жизнедеятельности содержится во многих общефедеральных нормативных актах. Обобщенно и конкретно на сегодняшний день эти взгляды изложены в Законе «О безопасности» № 4235-1 от 25.12.1992 и в Концепции национальной безопасности № 24 от 10.01.2000, утвержденной Президентом РФ.

Рис. 1.25

Исходным положением Закона «О безопасности» является декларирование обязательства государства обеспечить безопасность каждого гражданина, защиту интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государство возлагает на себя функции прогнозирования угроз, поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в условиях
64

чрезвычайных ситуаций. Полномасштабное обеспечение безопасности возлагается на Совет безопасности РФ, возглавляемый Президентом РФ. Совет безопасности создает постоянно действующие, а в особых случаях - временные, комиссии, которые в непрерывном режиме исполняют свои руководящие полномочия. В поле зрения Закона «О безопасности» состоят, в основном, опасности и угрозы, имеющие статус чрезвычайных или общенациональных.
Концепция национальной безопасности содержит изложение взглядов и установок по конкретным внутренним и внешним угрозам. Акцент в ней также делается на угрозах, диктующих создание силовых структур. Некоторые из перечисляемых в Концепции угроз напрямую связаны с тематикой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». К ним относятся угрозы военного характера, чрезвычайные техногенного и природного происхождения.
Законодательные акты по проблематике БЖД многочисленны, более того, любой государственный акт подвергается экспертизе по критерию безопасности жизнедеятельности в широком смысле этого термина. Приведем далеко неполный перечень законов, которые создают нормативную базу безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996. Закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон «О радиационной безопасности населения» № 03-ФЗ от 09.01.1996. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997. Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999. Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 (раздел «Охрана труда»). Закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25.07.1998.
Даже этот неполный список приведенных законов, судя по их названиям, свидетельствует об исключительно высокой значимости, которая придается в Российской Федерации проблеме БЖД. К отдельным законам еще вернемся при дальнейшем изложении нюансов конкретных опасностей и, соответственно, мер по защите от них.
Примером указов Президента РФ по проблеме безопасности могут служить Указы «Основы единой государственной политики в области обеспечения безопасности на период до 2010 года»: ядерной и радиационной - Пр - 2106 от 4.12.2003; химической и биологической - Пр - 2194 от 4.12.2003; в области гражданской обороны - Пр - 12 от 5.12.2004.
В качестве примера постановления Правительства РФ по проблеме БЖД назовем Постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.2003.
Далее обратим внимание на порядок соблюдения и исполнения правовых норм БЖД в РФ. На выполнение этих функций уполномочены практически все органы исполнительной власти РФ всех уровней, а также руководящие органы отраслей, ведомств, предприятий и прочих объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности. Обычно полномочия властных органов распространяются на соответствующие административнотерриториальные единицы, а руководящих органов производственных отраслей - на функциональные объекты хозяйственной деятельности. За повседневное проведение в жизнь законодательных норм по БЖД в РФ персонально ответственным является премьер- министр, который, кстати, в условиях военного времени становится начальником гражданской обороны. Общая координация деятельности структур государственной власти в области охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду.
Среди министерств РФ следует выделить группу таких, которые по функциональному предназначению нацелены исключительно на обеспечение безопасности жизнедеятельности на общегосударственном уровне. Такие министерства, как правило, являются силовыми, возглавляющие их министры подчиняются непосредственно Президенту РФ. К числу таких министерств относятся МВД, МЧС, МО, МИД, Минюст, ФСБ. Подчиненность силовых министров непосредственно Президенту РФ подчеркивает приоритетность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Силовые способы обеспечения безопасности не являются предметом нашего изложения. Обобщенно, в кратком изложении опишем принципы государственного обеспечения безопасности лишь для трех интересующих нас секторов проблематики БЖД. К ним относим: охрану труда; техногенные и экогенные чрезвычайные опасности; гражданскую оборону.
Государственное управление охраной труда в РФ провозглашается приоритетным принципом государственной политики в области БЖД. Государство через систему контролирующих органов ведет строгий надзор за соблюдением требований охраны труда, за соблюдением принятых правовых норм. Концентрированное изложение правовых основ охраны труда содержится в 10-й главе Трудового кодекса РФ. Конкретные обязательные общегосударственные правила обеспечения безопасности участников трудовой деятельности, сохранения их жизни и здоровья содержатся в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ), в частности, в системе ГОСТов, относящихся к 12-й группе. Полное обозначение любого ГОСТа этой группы можно понять на примере: «ГОСТ 12.1.030 - 81», в нем цифрами обозначены: 1 - правила электробезопасности; 030 - стандарты защитного заземления; 81 - год утверждения стандарта.
С принятием в 2003 г. Закона «О техническом регулировании» государственная система стандартов в значительной мере утрачивает свою приоритетность. Этим законом вводится в практику новый нормирующий документ - «регламент», который, как и ГОСТы, подлежит государственной регистрации, становится обязательным для исполнения всех заявителей, декларирующих безопасность своей деятельности.
Все требования охраны труда государством объявляются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Обеспечение безопасности трудовой деятельности является обязанностью работодателя. Для практического исполнения этих полномочий в организациях с численностью работников более 100 должна создаваться служба охраны труда или должен назначаться ответственный специалист по охране труда. За неисполнение полномочий по охране труда законом предусматривается наказание виновных вплоть до уголовного.
Государственное управление защитой от чрезвычайных опасностей в РФ осуществляется в рамках созданной в 1992 г. «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» - РСЧС. Здесь нужно снять недоразумение, которое, возможно, возникнет у пользователя данным пособием. В приведенном названии системы участвует термин «ситуация» и нет термина «событие». Придерживаясь введенной нами терминологии, с учетом фактического предназначения, данную систему можно бы назвать семантически более точно: «... системой предупреждения чрезвычайно опасных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайно опасных событий».
По установившейся терминологии опасность относится к чрезвычайной, если она может привести или уже привела к гибели людей, большому материальному ущербу или нарушению условий жизнедеятельности значительного числа людей. Численные значения критериев отнесения опасностей к чрезвычайным, используемые разными ведомствами, могут различаться. Например, в рамках МЧС РФ пороговые значения трех названных критериев составляют: два человека, 1000 МРОТ или 100 чел. соответственно.
Изучаемые чрезвычайные опасности по традиции принято подразделять на две разновидности: происходящие в мирных условиях (техногенные и экогенные); обусловленные применением средств вооруженной борьбы (подразумевается опасность поражения населения).
В наши дни «Система...» функционирует в режиме мирного времени, с объявлением войны она переводится в режим гражданской обороны с приоритетом защиты населения от средств вооруженной борьбы. Особенности поражения и защиты людей и объектов в условиях чрезвычайных опасностей будут рассмотрены нами позже, пока ведем речь о проблеме в целом.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти (от федерального до местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит защита населения в условиях чрезвычайных опасностей. Координирующим федеральным органом РСЧС является Правительственная комиссия, а головным правительственным подразделением, обеспечивающим ее функционирование, - МЧС РФ. Акцентируем факт: органы управления РСЧС замкнуты на МЧС, но по регламенту в «Системе...» могут быть задействованы силы и средства практически всех ведомств РФ, в первую очередь МВД, МО, МЗ и др.
Элементы РСЧС (штабы, центры управления, пункты постоянного дежурства, силы и средства спасения и т.д.) рассредоточены по всей территории РФ и способны оперативно реагировать на проявления опасностей. В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из трех режимов: повседневный режим - в мирное время при нормальной обстановке; режим повышенной готовности - в условиях чрезвычайно опасной ситуации; чрезвычайный режим - в условиях чрезвычайно опасного события, а также с началом войны.
Понятно, что эффективность функционирования РСЧС в большой степени определяется оперативностью реагирования на опасные случаи. Отечественная «Система...» имеет высокие показатели оперативности и организованности действий в очагах опасностей. Нередко она участвует и в проведении спасательных работ в очагах опасных событий на территории других государств.
Задачи В некотором регионе с числом жителей равным N зарегистрированы все случаи гибели людей в ДТП на протяжении двухлетнего периода; данные по ним приведены в следующей таблице:
Требуется: определить индивидуальный риск гибели жителя региона в ДТП; рассчитать и построить график социального риска гибели в ДТП жителей региона.
Числом N задаться или принять равным 107. Доля автовладельцев среди жителей региона (см. условие задачи 1.1) составляет 25 %. Средняя стоимость одного транспортного средства составляет 8 у.е. Среднестатистические данные за тот же период по материальному ущербу в связи с порчей транспортных средств в ДТП приведены в следующей таблице:
Определить: индивидуальный риск автовладельца, проживающего в регионе, повредить свое транспортное средство в ДТП (по-иному - унитарный риск повреждения в ДТП автотранспортного средства); унитарный риск утраты денег, вложенных в приобретение автотранспортного средства в результате ДТП. За прошедший год на станции регионального мониторинга зарегистрировано 100 сейсмических событий. Какова вероятность того, что за предстоящий месяц число событий окажется не менее 10, но не более 12? Расчет произвести по двум моделям - биномиальной и пуассоновской; результаты сравнить. Можно ли утверждать, что поток событий является пуассоновским, если в нем для случайного числа событий за заданный промежуток времени математическое ожидание и дисперсия равны? В каком соотношении находятся математическое ожидание и дисперсия случайного времени между событиями пуассоновского потока? Плотность распределения случайного времени между событиями потока графически изображается треугольником, катет которого соответствует отрезку (0; 1) числовой оси, вдоль которой отсчитывается значение случайной величины. Определить порядок потока Эрланга, которым можно смоделировать такой поток. Индивидуальный риск гибели человека в ДТП в некотором населенном пункте с числом жителей 106 составляет 10-5 год-1. Определить: вероятность гибели в ДТП произвольно взятого жителя населенного пункта в течение 10 лет;
интенсивность потока событий гибели людей в городе; вероятность того, что в предстоящий год в ДТП погибнет: а) ровно 10 жителей, б) не менее 10 жителей. На территории некоторого региона за год произошло 100 опасных событий. Считая, что распределение событий соответствует модели пуассоновского поля, определить вероятность того, что за предстоящее полугодие произойдет такое же число событий, причем все они окажутся сосредоточены в выделенной половине территории региона. Постоянная распада атома материнского радионуклида равна Хм. Дочерний атом является также радиоактивным, постоянная распада для него равна Хд. Атом, образующийся при распаде дочернего атома, будем называть его внучатым, является стабильным. В исходном состоянии атом находится в состоянии материнского.
Методом теории марковских процессов для каждого из трех состояний найти формулы зависимости вероятности от времени.
Ответ:

Заметим, что если задаться исходным числом N0 атомов материнского радионуклида и умножить обе части каждого уравнения на это число, то получим уравнения, описывающие изменение числа атомов каждого продукта во времени. Это следует из того, что произведение XN0 имеет смысл среднего арифметического числа атомов, оно может быть принято за математическое ожидание и по закону больших чисел обладает пренебрежимо малой дисперсией. С целью обеспечения надежности некоторого функционального блока АЭС предусмотрено его дублирование. В рабочем режиме находится лишь один из блоков, и в этом режиме его надежность характеризуется интенсивностью потока отказов X. Выход из строя блока в режиме «холодного резерва» исключается. При отказе работающего блока автоматически в работу включается резервный, а отказавший подвергается восстановлению. Время
восстановления - величина случайная, равная тХ (интенсивность потока восстановлений равна ц = 1/т). Потоки отказов и восстановлений - пуассоновские. При отказе второго блока до восстановления первого АЭС останавливается.
Найти вероятность того, что АЭС будет находиться в выключенном состоянии по причине отказа обоих блоков. Решить задачу 1.10 при условии, что в нормальном режиме оба блока постоянно включены (состояние «горячего резерва») и интенсивности потоков отказов для каждого из них равны. Для оказания скорой медицинской помощи жителям в населенном пункте создано медицинское учреждение с числом выездных бригад, равным m. За одни сутки за медицинской помощью в пункт обращается в среднем k вызовов поток обращений - пуассоновский. Продолжительность задействования бригады на обслуживание одного обращения - величина случайная, ее среднее значение равно т, поток обслуживаний - пуассоновский.
Определить вероятность того, что на обращение нуждающегося в медицинской помощи будет немедленное реагирование пункта помощи (в момент обращения на пункте будут незадействованные бригады).
Возможные значения параметров задания:

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...