Правовое регулирование архивного дела. Законодательное регулирование архивного дела в российской федерации Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела
Архивное законодательство - это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.
Так как отношения присущи любой сфере общественной жизни, то архивное законодательство создано для регулирования отношений в одной из важных общественных сфер - сфере архивного дела. Следовательно, предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела можно определить как отношения, которые возникают в процессе деятельности по организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и гражданина, и на которые воздействуют нормы отраслей публичного и частного права.
Объектом архивного права является документная информация, документы, Архивный фонд Российской Федерации.
Субъектами архивного права являются органы государственной власти или местного самоуправления, юридические или физические лица, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами архивного права общественных отношений.
Правовые отношения в архивном праве строятся вокруг архивного документа. Архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. Архивные документы сегодня понимаются как информационные ресурсы, поэтому архивное право тесно связано с информационным правом. Архивное право отвечает за ту область информационных отношений, которая касается вопросов организации хранения, учета и использования архивных документов.
Под источниками архивного права понимаются внешние формы выражения архивно-правовых норм. Основу источников архивного права составляют нормативно-правовые акты архивного законодательства.
Нормативно-правой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1. Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт.
2. Федеральные конституционные законы, принимаемые в соответствии с Конституцией и посвящены правовым основам общественного и государственного строя.
3. Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
4. Законы субъектов Федерации, издаваемые их представительными органами и распространяемые только на соответствующую территорию.
Средством реализации законодательных норм являются подзаконные акты, которые конкретизируют нормы законов или устанавливают новые нормы, но при этом соответствуют законам и не противоречат им:
1. указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2. постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства;
3. приказы, инструкции, положения министерств, регулирующие, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4. решения и постановления местных органов государственной власти;
5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
7. локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
Структура архивного законодательства может быть представлена следующей совокупностью архивных правовых норм и актов архивного законодательства:
архивно-правовые нормы международных актов;
архивно-правовые нормы Конституции РФ (ст. 24, 29, 33, 44);
нормативные правовые акты отрасли архивного законодательства (Федеральный закон № 125 от 24 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации»);
архивно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
В свое время А.Н. Артизов, руководитель Федерального архивного агентства, предложил классификацию правовых актов архивного законодательства по тематическому признаку и условно разделил их на три самостоятельные группы:
1) акты фундаментального характера, регламентирующие весь комплекс вопросов, относящихся к компетенции архивного законодательства;
2) акты по вопросам комплектования, хранения, учета и вывоза архивных фондов;
3) акты о доступе к архивным документам и правилах их использования Артизов А.Н. Архивное законодательство России: проблемы и перспективы // Вестник архивиста. 2002. № 2. С. 100-104..
Исходя из предложенной тематики классификации, группы документов можно представить следующим образом.
Первую группу представляет главный архивный закон страны - Федеральный закон от 24 октября 2004 г. № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации». По своему содержанию к нему примыкают законы об архивном деле субъектов РФ, которые в совокупности составляют региональный уровень архивного законодательства России.
Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств, в тексте которых упоминаются условия функционирования их собственных архивов (главным образом, заявляется право на долговременное и депозитарное хранение архивных документов). Это федеральные законы «О внешней разведке» (июль 1992 г., новая редакция - январь 1996 г.), «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (апрель 1995 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994 г.), а также утвержденные президентским указом от 11 июля 2004 г. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации и распоряжением от 25 марта 1994 г. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации и о Президентском архиве, принятое Правительством Российской Федерации 13 декабря 1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (апрель 1993 г., новая редакция - июль 2009 г.) и постановление Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы Великой Отечественной войны», устанавливающие порядок вывоза архивных фондов за рубеж.
Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее акты регламентируют не только и даже не столько доступ к архивным документам и правила их использования, сколько рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечения информационной открытости общества, соблюдения тайны личной жизни, коммерческой и государственной тайны. Сложность объекта правового регулирования в этой сфере порождает своеобразное взаимопроникновение и перекрещивание между законами, когда для принятия ответственного решения приходится обращаться к нормам двух-трех и более правовых актов. Важнейшие акты этой группы: это федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности» (август 1995 г.), «О государственной тайне» (июль 1993 г.), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (июль 2006 г.), указы Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий», от 8 ноября 1995 г. «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны», от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» и от 20 января 1996 г. «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны», постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», от 20 февраля 1995 г. «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» и от 4 сентября 1995 г. «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», от 09 февраля 2009 г. Федеральный закон Российской Федерации № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ряд других нормативных документов.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» - это основной нормативный документ, очень подробно регулирующий вопросы хранения, комплектования, учета и использования всех архивных документов независимо от того, в каком предприятии они образовались и хранятся - государственном, муниципальном или частном.
Функциональное назначение закона, это, в первую очередь, регулирование отношений в сфере организации хранения архивных документов (независимо от их форм собственности), а также «...отношений в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства» (ст. 1 Закона). Во-вторых, одновременно закон призван выполнить роль правового стержня отечественного законодательства об архивном деле. Подчеркнем, что нормы, зафиксированные в законе, имеют правовой приоритет в отношении положений других законов, нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов, а также муниципальных правовых актов об архивном деле (ст. 2 Закона). В-третьих, закон устанавливает базовую терминологию, применяемую в области архивного дела. И, наконец, закон разграничивает полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований в области архивного дела.
Архивное дело России сегодня построено в соответствии с едиными принципами организации архивного дела, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в настоящее время создана единая нормативно-методическая база для функционирования архивных учреждений. Поэтому приведение правовой базы архивного дела в соответствие с требованиями современного гражданского общества потребует также разработать состыкованное с законодательством об архивном деле законодательство смежных отраслей (библиотечное, музейное дело и т.д.), законодательство о документообороте (или документационном обеспечении управления), в том числе электронном. Особое внимание необходимо будет уделить принципам коммерческого использования информационных ресурсов, создаваемых архивами в ходе сотрудничества с разнообразными пользователями; вопросам собственности на эти ресурсы; регламентам публичного доступа к информации, предназначенной для использования в государственных информационных сетях.
Кроме законодательных актов, в 1995 г. впервые появляется Концепция автоматизации архивного дела в России - первый документ о принципах и направлениях информатизации на уровне всей отрасли. Утверждение Концепции стало важным шагом в плане ликвидации стихийности в процессах автоматизации архивного дела в стране и послужило основой для разработки Программы информатизации архивного дела в России на 1997-2000 гг.
Главная цель Концепции - преодоление существующих различий во внедрении автоматизированных архивных технологий в различных архивах (как в теоретических подходах, так и в конкретных технологических решениях) и осуществление реальной интеграции информационных ресурсов на межархивном уровне. Особо необходимо отметить, что в Концепции впервые были сформулированы принципы информатизации архивного дела:
преемственность автоматизированных архивных технологий по отношению к традиционным;
системность в реализации принципов автоматизации (на уровне архива и межархивном уровне);
внутриотраслевая унификация автоматизированных архивных технологий;
сопряженность информационных систем вне рамок отрасли (государственных архивов и ведомственных архивов учреждений - источников комплектования, учреждений - потребителей информации, других информационных систем - национальных и международных) .
В последующем эти вопросы были сформулированы в Программе информатизации архивного дела (1997-2000), которая была нацелена на решение следующих задач: 1) организацию и проведение научных и методических разработок по проблемам информатизации отрасли; 2) подготовку компетентных кадров, владеющих современными технологиями; 3) организационные и практические работы.
Вслед за вышеперечисленными документами вопросы автоматизации архивного дела поднимаются в таких документах, как Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1997-1999 гг. (1996) с подпрограммой «Развитие архивного дела»; Федеральная целевая программа «Культура России» на 2001-2005 гг. (2000) с подпрограммой «Архивы России»; Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002- 2010 гг. (2002); Федеральная целевая программа «Информатизация Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020 гг.» (2010).
Разработка и реализация на практике положений этих документов позволили начать массовое внедрение автоматизированных технологий в деятельность архивов страны, сформировать основные направления и пути автоматизации работы архивов. Главной целью проводимых мероприятий стало создание и функционирование системы архивного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, свободный и качественный доступ к архивным документам и необходимой архивной информации, а также сохранение национального культурного наследия.
Для достижения целей информатизации необходимо было решить следующие тактические задачи:
1) внедрение информационных технологий в деятельность архивов страны, в том числе автоматизация таких направлений работы, как архивный учет, научно-справочный аппарат, поиск и пр.;
2) создание единой архивной сети, разработка интернет-сайтов федеральных и региональных архивов и развитие портала «Архивы России», в том числе и перевод его на английский язык;
3)создание полнотекстовых баз данных по архивным документам.
Вплотную к вопросам внедрения новых информационных технологий в деятельность архивов подошли в 1990-е гг., т. к. уже сложились определенные предпосылки к этому, в частности развитие автоматизированных систем управления на предприятиях и появление машиночитаемых документов, которые необходимо было сдавать на архивное хранение, а также быстрое распространение персональных компьютеров.
Основными направлениями внедрения автоматизированных технологий стало комплектование архивов, проведение экспертизы ценности документов, учет архивных документов, создание научно-справочного аппарата. Так, например, для проведения экспертизы ценности документов начали разрабатывать электронные справочники по срокам хранения документов, для комплектования - базы данных об организациях - источниках комплектования федеральных, региональных и иных архивов, и т. д. Однако основным достижением автоматизации архивов была разработка единого программного обеспечения для комплексной автоматизации всех направлений деятельности архивных учреждений. Так, стали создаваться единые базы данных для проведения комплектования архивными документами и экспертизы ценности документов; по учету документов (как внутриархивные, так и межархивные); научно-справочные аппараты в электронном виде (электронный НСА); базы данных в области учета использования архивных документов и базы данных в области управления архивами. В середине 1990-х гг. во ВНИИДАДе был разработан программный комплекс «Архивный фонд», предназначенный для автоматизации процесса учета архивных документов. Кроме того, для реализации задач ведения централизованного государственного учета, научно-справочного аппарата и контроля за обеспечением сохранности архивных документов был разработан ПК «Фондовый каталог».
Преимущества автоматизированной системы «Архивный фонд» заключались в многофункциональности, комплексном подходе к автоматизации архивных операций и выполнении таких задач, как: 1) учет документов; 2) контроль за хранением документов, наличием и физическим состоянием дел; 3) контроль за состоянием научно-справочного аппарата; 4) поиск документов (на уровне фонда, описи, дела, документа, документной информации); 5) ведение автоматизированного научно-справочного аппарата (список фондов, путеводитель, описи, каталоги).
За последнее десятилетие программа претерпела существенные изменения, и на сегодняшний день она представляет собой программный комплекс, который может работать в нескольких режимах (обслуживать пользователей различных типов), решать несколько задач одновременно и выполнять основные операции по работе с архивными документами в сетевом режиме.
Происходит постоянное наращивание количества выполняемых системой функций. Так, например, по сравнению с первоначальной версией, сегодня программа позволяет вести не только учет документов на бумажном носителе, но и кино-, видео-, аудиоматериалов на электронных носителях. Кроме того, программа позволяет работать с документами в электронном виде и в случае необходимости распечатывать, заверять их, переводить на бумажный носитель. ПК «Архивный фонд» - программное обеспечение, которое создавалось централизованно, в настоящее время является типовым для архивов страны. Этот ПК внедрен во всех 14 федеральных архивах страны, многих региональных и муниципальных архивах.
Одновременно с разработкой и внедрением АИС «Архивный фонд» велись работы над программным комплексом «Фондовый каталог» - системой, позволяющей выбирать конкретный архив, нужный пользователю, и в дальнейшем переходить к работе непосредственно с ним. Система «Архивный фонд» интегрирована в программу «Фондовый каталог»: экспорт данных проводится достаточно быстро и не требует дополнительных усилий.
Кроме того, был разработан программный комплекс «Центральный фондовый каталог», предоставляющий пользователям информацию об архивных фондах, хранящихся во всех федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации. Тестовый вариант программы был запущен в конце 2011 г. и доступен всем желающим. Он располагается по адресу: http://212.34.41.11/CFC-search/. По состоянию на начало 2013 г. в каталоге была представлена информация о 12 федеральных архивах страны.
Важным направлением автоматизации архивов стала разработка научно-справочного аппарата (НСА) к архивным документам на бумажных и электронных носителях. Следует отметить, что под научно-справочным аппаратом понимается совокупность описаний документов, помещенных в базы данных, автоматизированных средств поиска информации и представления результатов поиска. Проблема, с которой пришлось столкнуться в процессе разработки системы, была связана с унификацией архивного описания, т. к. каждая самостоятельно созданная архивами база данных учитывала свои требования к описанию документов. Разработка ПК по НСА архива подтолкнула процессы по унификации и стандартизации описания и способствовала созданию единообразного научно-справочного аппарата.
Другим значимым направлением автоматизации стало создание единой информационно-поисковой архивной системы России. Такая система включает два уровня: межархивные и внутриархив- ные базы данных. Межархивные БД - это научно-справочный аппарат по документам различных архивов, объединенных одной тематикой. Например, еще в 1980-е гг. были разработаны такие проекты, как Автоматизированная информационно-поисковая система «Победа Великой Октябрьской революции и борьба за установление и упрочение советской власти» («Документы Великого Октября»), «История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и пригородов». Они стали первым опытом межархивных систем.
Внутриархивный научно-справочный аппарат формируется из электронных каталогов, электронных путеводителей, электронных обзоров (тематических, фондовых), электронных описей, электронных каталогов, электронных картотек. Преимущество таких баз данных заключается в том, что они не только упрощают поиск необходимых документов, но и становятся основой для создания аналоговых документов. К сожалению, они доступны чаще всего для посетителей читальных залов самих архивов.
Новым направлением в автоматизации стало создание полнотекстовых баз, в которых, кроме карточек на тот или иной фонд или документ, представлены оцифрованные копии документов, снабженные пояснительной запиской и поисковыми данными.
Архивный фонд Российской Федерации как неотъемлемая часть историко-культурного наследия, важнейший информационный потенциал государства и общества обеспечивает преемственность культурно-исторических традиций, интеллектуального развития, экономического прогресса, социальных гарантий граждан России. Вхождение России в мировое информационное пространство, создание открытого правового гражданского общества, развитие информационных процессов взаимодействия интересов личности, общества, государства и неизбежное проявление угроз этим интересам, оказывают непосредственное влияние на состояние сохранности и использование документов Архивного фонда Российской Федерации. В настоящее время Архивный фонд Российской Федерации и архивы, являясь ключевыми объектами повышенной опасности в государственной инфраструктуре России, не располагают достаточными возможностями для осуществления функции системной защиты документов, в том числе по причинам недостаточной изученности проблемы, слабой нормативной, методической, технической оснащенности и ограниченности финансовых средств.
Деятельность архивных учреждений по обеспечению сохранности архивных документов исторически сложилась в самостоятельное направление, ориентированное на решение традиционных задач по созданию нормативных условий для организации хранения и поддержания архивных документов в удовлетворительном физическом состоянии. Отечественное архивоведение на основе естественнонаучных методов и накопленного опыта хранения документов успешно исследовало влияние физико-химических, биологических, эксплуатационных характеристик на материальную основу архивных документов, разработало принципы, методы, методику осуществления их защиты от проявления агрессивных факторов внешней среды. Однако принимаемые меры не охватывают проблему в ее реальных границах и не обеспечивают защиту архивных документов от иных угроз, с особой силой проявившихся в постсоветский период архивного строительства. Состояние защищенности документов во многих государственных архивах остается крайне уязвимым.
Архивное право. Терминархивное право существовал еще в прошлом веке, его определение включали в толковые словари. Так, в настольном словаре Ф.Толля (1863) было дано следующее определение архивного права: «Относящиеся к архиву законы и правила составляют архивное право». Однако данное определение, исходя из современной трактовки архивного права, более подходит к пониманию архивного законодательства.
Архивное право можно рассматривать и как научную дисциплину, и как весь аспект законодательных актов по архивному делу, включая смежные законодательства и статьи отдельных законодательных актов, связанных с архивной сферой. Поэтому понятие архивное право шире, чем понятиеархивное законодательство.
Широкое распространение термин архивное право получил в 20-е гг. XX в. в связи с постановкой вопроса о разработке Архивного кодекса РСФСР.
В существующих архивных словарях термин архивное право определяется как установленная законодательными и нормативными актами совокупность норм и правил, регламентирующих деятельность государственной архивной службы. Однако в современной России это определение не отражает в полной мере всех сфер приложения норм и правил архивного права, ибо здесь кроме государственного сектора присутствует и частный (негосударственный) архивный сектор, о чем ниже будет сказано более подробно.
Архивное законодательство. Прежде чем перейти к рассмотрению архивного законодательства, дадим определение законодательства вообще.
Законодательство- это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов. Это одна трактовка термина.
Специалисты считают, что законодательство - это система не только законов, но и подзаконных актов.
Закон- нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом (путем референдума), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам, регулирующим Наиболее важные общественные отношения.
Законы РФ подразделяются: на Конституцию РФ;
федеральные конституционные законы; федеральные законы (в том числе кодексы).
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ - основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ.
В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы, посвященные правовым основам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы - это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты - кодексы.
Кодекс - это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. К сожалению, в России нет пока Архивного кодекса, хотя вопрос о его разработке поднимался и ранее (в 20-е гг. XX в.).
Средством реализации законодательных норм являются подзаконные акты,которые конкретизируют нормы законов или устанавливают новые нормы, но при этом соответствуют законам и не противоречат им:
акты Президента РФ, принимаемые в форме указов и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ и законам РФ;
акты Правительства РФ, принимаемые в форме постановлений и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ;
акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты), издаваемые на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В соответствии с изложенным правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является государственное конституционное право, затем условно выделяется «пласт» архивного законодательства, а затем - акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в архивной среде.
Архивное законодательство практически появилось с 1918 г., с Декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела». Затем было много других декретов, постановлений, был период, когда после декретов практически все нормы регулировались совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так, положения о Государственном архивном фонде СССР 1941, 1958 и 1980 гг. вводились в действие постановлениями Совета Министров СССР.
В мировом архивном сообществе роль законодательства в архивной сфере оценивается достаточно высоко. В 1995- 1996 гг. Международный совет архивов выпустил два тома журнала «Archivum» с обзором и публикациями архивных законов и нормативных актов 98 государств и 9 международных организаций.
Появление нового архивного законодательства в России связывают с принятием 23 августа 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» - первого в отечественной истории архивного закона. Это основной закон по архивному делу, с появлением которого в общеправовом классификаторе отраслей законодательства от 16 декабря 1993 г. в разделе «Законодательство по общим вопросам народного хозяйства» была введена отдельная рубрика «Архивное дело. Делопроизводство» , что специалисты рассматривают как факт рождения нового специфического подотдела права.
Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства дореволюционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом развитии страны, а также ценный зарубежный опыт.
Позже появились подзаконные акты по архивному делу, среди которых следует назвать следующие:
акты президента (указы и распоряжения), например:
указы Президента Российской Федерации «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» (1991), «О партийных архивах» (1991); распоряжения Президента Российской Федерации «О сохранении исторических документов, связанных с деятельностью бывшего Верховного Совета Российской Федерации, а также некоторых средств массовой информациии общественных организаций» (1993) и «О создании Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС» (1994); акты правительства (постановления и распоряжения), например:
См.: АртизовА. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. -1996 . - № 4. - С.3 .
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993.-№51.
постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» (1998); распоряжение Правительства Российской Федерации «О строительстве в 1997-2002 годах в Санкт-Петербурге здания Российского государственного исторического архива» (1996); акты федеральных органов исполнительной власти, например: приказ Госстандарта России «О выполнении требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов в части неопубликованных документов» (1996); приказ Росархи- ва «Об утверждении Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (1997). Законы и подзаконные акты носят названиенормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта, в данном случае субъекта Российской Федерации.
В архивной сфере в последние годы особенно ярко обозначилось стремление отдельных регионов иметь свой архивный закон. Это объясняется тем, что в федеральном законодательстве отсутствуют или недостаточно глубоко проработаны вопросы, непосредственно касающиеся конкретных субъектов Федерации. Поэтому субъектам предоставлено право самостоятельно решать все вопросы архивного дела, за исключением тех, которые отнесены к компетенции Российской Федерации.
При этом необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.
Этический кодекс архивиста. В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом.
В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере.
Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:
защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;
осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;
защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;
обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в архивных документах;
действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;
обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий.
Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.
Основные законодательные акты в архивной сфере в 90-е гг. XX в.
Основные современные законодательные акты по архивному делу приходятся на период 90-х гг. XX в. Рассмотрим их в хронологической последовательности.
1991 г. Принято считать, что начало всем реформам в архивной сфере было положено известными августовскими указами Президента Российской Федерации «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивы документов бывшего КГБ СССР». Указ ПрезидентаРСФСРоб архивах Комитета государственной безопасности был подписан 24 августа 1991 г., Указ Президента РСФСР о партийных архивах был подписан в тот же день. Значение этих документов (и законодательных, и политических) трудно переоценить. Выделим главное: открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам; перестал существовать в стране «партийный архивный фонд» в параллели с Государственным архивным фондом страны.
Затем 12 октября 1991 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР«О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД)». На основании этого постановления на базе привилегированного Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, который позже вместе с Центром хранения документов молодежных организаций был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории (1999), а архивные комплексы ЦККПССбыли включены во вновь созданный Центр хранения современной документации, переименованный в 1999 г. в Российский государственный архив новейшей истории. Тогда же, 12 октября 1991 г., вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР». Таким образом, за один год были изданы два указа и два правительственных постановления по архивному делу.
г. За этот год были изданы два постановления: одно - Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации» от 24 июня 1992 г. и второе - Верховного Совета Российской Федерации «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г.
На основании первого постановления ранее секретный Центральный государственный (особый) архив СССР, хранивший трофейные документы, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны из Германии и других зарубежных стран, а также архивные документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, был преобразован в Центр хранения историкодокументальных коллекций (ЦХИДК) и стал публичным.
Был также определен срок (30 лет) ограничения доступа к архивным документам или архивной информации, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также срок (75 лет) доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (за исключением самих этих граждан или их наследников).
Такие четко ограниченные сроки доступа к отдельным категориям документов в нашей стране были введены впервые. Эти же сроки и порядок доступа к архивным документам отдельных категорий более четко даны в «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993).
На основании второго постановления пользователи архивных документов могут обжаловать решения и действия архивных учреждений в вышестоящий архивный орган и даже в суд.
г. Много законодательных актов было принято в 1993 г., самым важным из которых был «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 7 июля 1993 г., который и сегодня является главным действующим законодательным актом.
Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов. В Основах законодательства выделены три блока полномочий по вопросам архивного дела, отнесенных:
исключительно к ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти;
к совместному ведению Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
к самостоятельному решению вышеуказанными субъектами Российской Федерации.
В Основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ): государственная и негосударственная.
В рамках государственной части АФ РФ выделяют четыре комплекса архивных документов, фактически, а порой и юридически обособленных по следующим хранилищам: государственным архивам, ведомственным архивам, библиотекам и музеям, отраслевым архивным фондам.
Относительно последних следует отметить, что фактически документы в них хранятся постоянно, но в законодательстве впервые предусмотрено временное или депозитарное хранение документов в этих хранилищах.
Итак, в настоящее время существуют три формы хранения документов в государственной части АФ РФ:
постоянное (в государственных архивах, библиотеках, музеях, а также фактически в отраслевых архивных фондах);
депозитарное (в отраслевых архивных фондах);
временное (в ведомственных архивных и отраслевых архивных фондах).
Более подробно организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации будет рассмотрена в главе 3.
Основы законодательства в архивной сфере показывают, что страна действительно строит правовое государство. Сохраняя по ряду позиций централизованный порядок регулирования архивным делом, Основы законодательства демонстрируют и новые подходы к реалиям сегодняшнего дня.
Но жизнь не стоит на месте. Некоторые позиции, отраженные в законодательстве, требуют более детальной, глубокой проработки.
П оэтому в 1998-1999 гг. была подготовлена целая серия дополнений и изменений в Основы законодательства. В Государственную Думу был внесен проект федерального закона об изменениях и дополнениях в Основы законодательства об архивном деле 1993 г. В настоящее время Федеральной архивной службе предложено разработать новый федеральный закон об архивном деле (вместо внесения изменений и дополнений в Основы законодательства 1993 г.).
В том же, 1993 году, было принято постановление Президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.
См.: Козлов В. П. Архивная реформа: Вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. - 1994. - № 1.
Это постановление явилось одним из основных законодательных актов, принятых в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Государственной архивной службы (в настоящее время - Федеральная архивная служба) и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.
Позднее основные положения этого документа были подтверждены в таких законодательных актах, как Положение об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положение о Федеральной архивной службе России (1998).
Далее был ряд постановлений и указов Совета Министров и Правительства РФ: постановление «О реализации государственной политики в архивном деле»; Указ Президента Российской Федерации «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (первый указ был подписан б ноября 1993 г., второй, с точно таким же названием, - 24 января 1995 г., третий - 2 апреля 1997 г.).
Для примера: весь документальный комплекс Российского государственного архива древних актов включен в этот свод. Но речь идет не только об архивах. Достаточно просмотреть очень небольшой перечень. Возможен следующий такой указ - тогда государственный свод особо ценных объектов будет пополняться.
1994 г. В этом году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». Наряду с Основами законодательства данный Указ об Архивном фонде и Государственной архивной службе является основополагающим законодательным актом в архивной сфере.
В Положении об Архивном фонде Российской Федерации четко закреплен состав государственной и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральных архивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов, осуществляющих постоянное хранение документов АФ РФ, указаны порядок и сроки временного, а также депозитарного хранения документов в учреждениях, организациях и предприятиях. Именно в Положении назван полный перечень отраслевых фондов, о котором будет рассказано ниже.
Затем, в 1994 г., был принят Регламент доступа к материалам прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации. Этот очень важный документ был разработан в соответствии с Основами законодательства и законами Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О государственной тайне». Регламент был призван упорядочить доступ к архивным документам, содержащим сведения о лицах, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных, бывших в плену и угнанных в Германию и другие страны Западной Европы в период Второй мировой войны. В 1996 г. действие Регламента было приостановлено.
В прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных делах содержится информация о судьбах миллионов людей; их изучение необходимо для раскрытия полной правды о масштабе и характере массовых политических репрессий в СССРв 30-50-е гг. XX в.
Однако в этих делах имеются документы, содержащие сведения о тайне личной жизни, и иную информацию, способную нанести моральный ущерб личности, а также материалы оперативно-проверочного характера.
В Регламенте зафиксирован механизм, позволяющий репрессированному или его наследникам на определенный срок закрыть для исследователей доступ к той части документов прекращенного уголовного дела, которая непосредственно отражает поведение человека во время следствия (протоколы допросов, очных ставок, заявления). Определена также ответственность пользователя за точность передачи, обнародование сведений, затрагивающих честь и достоинство реабилитированных, их родственников, свидетелей и третьих лиц.
г. Выходит постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов». Речь идет о том, что деятельность архивных учреждений должна лицензироваться, т.е. о предоставлении права заниматься, допустим, экспертизой ценности, консервацией документов, описанием документов и т.д.
г. В этот год издаются два Указа Президента Российской Федерации: «О внесении изменений в Положение об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994 г. и «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 1 августа 1996 г., где сказано о переименовании Государственной архивной службы Российской Федерации в Федеральную архивную службу Российской Федерации.
1998 г. П остановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. утверждается Положение о Федеральной архивной службе России (вместо Положения о Государственной архивной службе России 1994 г.), в котором с учетом современной законодательной базы определены статус Федеральной архивной службы России (Росархива), ее права, функции и задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура. Особо следует выделить, что в компетенцию Росархива входит руководство как архивной, так и делопроизводственной сферой в стране.
Как известно, в России не существует федеральной делопроизводственной службы: Росархив выступает один в двух лицах.
1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 г. «О федеральных государственных архивах» была утверждена структура сети федеральных государственных архивов (см. главу 3).
2002 г. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2002 г. № 511 был введен в действие новый Классификатор правовых актов, по которому вопросы делопроизводства и архивного дела внесены в законодательство в области информации и информатизации.
2004 г. Пр инят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», в связи с чем утратили свою силу Основы законодательства 1993 г. По ряду позиций закон сохранил преемственность, но есть в нем и «потери». Он регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) и собственных архивных документов государственных и негосударственных учреждениий, организациий и предприятий.
Впервые в законе даны определения понятий «документ Архивного фонда Российской Федерации» и «документ по личному составу», тем самым повысился статус документов по личному составу в деле их упорядочения и сохранения; также даны трактовки двух понятий «временное хранение» - для архивных документов в целом и для документов АФ РФ. Введены новые понятия - «владелец архивных документов» и «пользователь архивных документов». Для документов АФ РФ нормативно подтверждены старые и закреплены новые сроки временного хранения документов в организациях до поступления в государственные или муниципальные архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных образований в области архивного дела; в ст. 6 - состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов, особенности гражданского оборота документов.
Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов возможно только в соответствии с федеральным законодательством. Изъятые как вещественные доказательства, они подлежат возврату собственнику или владельцу.
Сложным остается вопрос о создании архивов в организациях и на предприятиях. В Основах законодательства 1993 г. запрещалось создание тайных архивов, в том числе затрагивающих права и законные интересы граждан. Организации и предприятия руководствуются в работе как законодательными и нормативными правовыми актами, так и правилами, установленными архивным органом. Они обеспечивают соответствующие материальные и финансовые условия.
В законе обобщенно и достаточно подробно прописаны нормы, касающиеся сохранности документов в случае ликвидации, банкротства или реорганизации организаций и предприятий. Ряд статей посвящен порядку доступа к архивным документам и их использования, государственного учета документов АФ РФ, отнесения организаций и предприятий к числу источников комплектования.
Законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан.
Современная архивная правовая база не ограничивается лишь законодательными актами в области архивного дела. В стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы архивной сферы, - о культуре; информатизации и защите информации; государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; о правовой охране программ для ЭВМ и др.
Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации впервые прямо упомянуто о документах и правонарушениях, связанных с ними.
В ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации» прописано, что гражданин имеет право получить определенную информацию по любому законодательству (архивному и уголовному). Ст. 164 «Хищение предметов, имеющих особую ценность» содержит норму о том, что архивные документы имеют особую ценность, рассматриваемую в юриспруденции как вещь, предмет движимого имущества. Ст. 188 «Контрабанда» прописывает права граждан, вывозящих за границу документы, представляющие государственную и общественную ценность, и права таможни в этой ситуации. О противодействии преступному деянию говорится и в ст. 90 - «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран».
Ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры» - о противодействии преступлению, которое наносит урон общественной нравственности: по Закону РСФСР «О памятниках истории и культуры» 1976 г. документы были отнесены к памятникам истории и культуры. Ст. 284 - о ее содержании говорит само название: «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Ст. 324 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» - за это преступление предусмотрено наказание штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Ст. 325 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей» - амплитуда наказаний за данное преступление в совокупности может быть от 200 минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.
В своей деятельности архивы вступают в самые разнообразные отношения с другими сферами: бюджетной (действует бюджетное и налоговое законодательство), имущественной (гражданское законодательство), трудовой (законодательство о труде) и т. д.
Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, принятые в 1991 - 1996 гг. и составленные научно-справочной библиотекой федеральных архивов, в той или иной степени затрагивают архивные учреждения. Таких законов свыше 150, из них по собственно архивному законодательству несколько десятков актов, и все они условно разделяются на три группы:
фундаментальные - по всему комплексу вопросов архивной сферы;
по процессам комплектования, хранения, учета и вывода документов;
о доступе к архивным документам и их использовании.
Первую группу представляют главный архивный закон страны - Федеральный закон от 27 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» - и Положение об Архивном фонде Российской Федерации (с дополнением, внесенным Указом Президента от 1 апреля 1996 г.). К ним примыкают законы и положения об архивных фондах и архивах субъектов Российской Федерации.
Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств - об условиях функционирования их собственных архивов и главное - об их праве на долговременное и депозитарное хранение архивных документов. Это - федеральные законы «О внешней разведке» 1996 г. (новая редакция), «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1993 г., «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г., «Об обязательном экземпляре документов» 1994 г.; утвержденные Указом Президента от 14 марта 1995 г. и распоряжением от 25 марта 1994 г. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации и Положение о Президентском архиве; принятый Правительством Российской Федерации 13 декабря 1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы Великой Отечественной войны».
См.: Артизов А. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы - 1996 - КМ - С. 4-5. " " "
Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее акты рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечения информационной открытости общества, соблюдения тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны. Сложность объекта правового регулирования в этой сфере порождает своеобразное взаимопроникновение норм законов, поэтому для принятия ответственного решения приходится обращаться к нормам двух или более нормативных правовых актов.
Анализ нормативных правовых документов данной группы - тема специального разговора. Перечислим важнейшие акты: федеральные законы - «Об оперативно-розыскной деятельности» 1992 г., «О государственной тайне» 1993 г., «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.; указы Президента Российской Федерации - «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий» 1992 г., «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» 1995 г., «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» 1995 г., «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» 1996 г.; постановления Правительства Российской Федерации - «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» 1992 г., «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» 1995 г. и «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» 1995 г. и др.
Здесь достаточно неполно перечислены законодательные акты, регламентирующие действия с архивными документами и информацией из них. Но даже из указанного перечня видно, насколько сложно их применять в совокупности при решении конкретной проблемы. Поэтому необходим дальнейший комплексный анализ законодательных актов - архивных и смежных, совершенствование самого архивного законодательства и детальная разработка мер по реализации отдельных законодательных статей.
Словарь кадровика Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле) в ст. 17 устанавливает: государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в т. ч. документов по личному составу в течение сроков их хранения. Как видим, документы по личному составу особо выделены в комплексе документов, образующихся в деятельности организации.
Обратите внимание!Каждый работодатель должен обеспечить сохранность и возможность последующего использования документов как в своей текущей деятельности, так и для удовлетворения социально-правовых запросов граждан
Согласно п. 1 распоряжения Правительства РФ от 21.03.1994 № 358 - «Об обеспечении сохранности документов по личному составу» учредителям вновь образующихся юридических лиц, являющихся коммерческими и некоммерческими организациями, рекомендовано включать в свои учредительные документы положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов по личному составу, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации юридического лица.
Данные положения законодательства направлены на обеспечение сохранности документов по личному составу работников, высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также социальной защищенности граждан, выполняющих работу по трудовому договору.
Положения, предусматривающие обязанность организации хранить документы, имеются и в ряде других законодательных актов и в иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность организаций определенного типа.
СоветОсновные правила разрабатывались для архивов организаций – источников комплектования государственных или муниципальных архивов и по своему характеру являются рекомендательным документом, однако и любые другие организации вполне могут их использовать
Например, положения о сохранности документов содержатся в ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс «Об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», приказе Минфина России от 29.12.2010 № 193н «Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов» и многих других.
В ходе комплектования архива документами, учета архивных документов, обеспечения их сохранности и использования архивы организаций руководствуются Основными правилами работы архивов организаций, одобренными решением коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее – Основные правила).
Я работаю в отделе кадров негосударственного предприятия. Недавно мне поручили работу с документами, подлежащими хранению в архиве. Однако архива у нас нет. Как быть в такой ситуации? Как обеспечить сохранность этих документов? Нужно ли в таком случае создать архив, или это обязанность только государственных учреждений?
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об архивном деле только государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности документов. Что же касается негосударственных организаций, то они, как говорится в законе, «вправе создавать архивы», но «обязаны обеспечить сохранность документов». Это означает, что негосударственные организации могут создавать либо не создавать архив, но независимо от этого должны обеспечить сохранность документов.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО АРХИВНОГО И ДЕЛА
2. Пользование информационными ресурсами
4. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела
1. Понятие и виды информационных ресурсов
Институт информационных ресурсов занимает особое место в системе информационного законодательства. Этим институтом опосредуется ведущая форма организационного выражения документированной информации, которая используется при ее сборе, обработке, хранении и потреблении.
Информационные ресурсы определяются как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.
База данных – это совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях.
Информационная система – это совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.
В основу понятия «информационный ресурс» положена категория документа, рассматриваемого законодателем в качестве информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе. Указанное обстоятельство предопределяет правовой режим информационных ресурсов, который построен по модели документированной информации и базируется на использовании института вещных прав.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе имеет право:
Назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
Устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
Определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования, а также пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками информационных ресурсов. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется в целях создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информирования государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации Республики Беларусь путем внесения сведений об информационных ресурсах в Государственный регистр информационных ресурсов. Порядок государственной регистрации информационных ресурсов и порядок ведения Государственного регистра информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Порядок регистрации информационных ресурсов, формируемых органами государственной безопасности Республики Беларусь, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. Обязательной государственной регистрации подлежат государственные информационные ресурсы. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе.
2 Пользование информационными ресурсами
Право пользования информационными ресурсами является одним из правомочий, составляющих содержание этого права и означающее основанную на законе возможность хозяйственного использования информационного ресурса путем извлечения из него полезных свойств или его потребления. Правомочие пользования тесно связано с правомочием владения. Информационными ресурсами можно пользоваться только при условии фактического обладания ими. Легальной возможностью иметь информационный ресурс располагает только его собственник либо лицо, получившее у собственника соответствующее разрешение. Это разрешение, данное собственником по своей воле или по указанию закона, и следует понимать как юридически обеспеченную возможность доступа к информационным ресурсам или как право на доступ. У собственника или иного титульного владельца информационного ресурса такое право существует изначально и может быть реализовано в отношении принадлежащего ему ресурса. Для третьих лиц, выступающих в роли пользователей, закон устанавливает ряд правовых оснований для реализации права на доступ. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе:
1) законодательства;
2) уставов органов государственной власти, органов; местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, положений о них;
3) договоров на услуги по информационному обеспечению.
При этом пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного управления и самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, только если она не отнесена к разряду информации с ограниченным доступом.
Юридически обеспеченную возможность ознакомления с теми или иными документами следует рассматривать как право на ознакомление. Это право в отношении документов, содержащих сведения, затрагивающие права и свободы пользователя, непосредственно закреплено в Конституции Республики Беларусь Таким образом, право пользования информационными ресурсами не сводится к праву на доступ и праву на ознакомление с документами, хотя и тесно связано с ними. Эта связь проявляется в том, что без права на доступ право пользования и право на ознакомление не могут быть реализованы. С другой стороны, невозможно пользоваться информацией из информационных ресурсов без предварительного ознакомления с ней. Поэтому есть веские основания полагать, что стадии реализации права пользования информационными ресурсами должны предшествовать предварительные стадии доступа к информации и ознакомления с ней.
3. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
Библиотечное дело рассматривается как отрасль информационной, культурной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Институт библиотечного дела – это одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации, которое является важнейшим правом человека и гражданина. Субъектами правоотношений этого института являются: библиотеки, государство, гражданин, предприятия, учреждения, организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек. Библиотека - это организация или структурное подразделение организации, которая осуществляет сбор и обеспечивает охрану документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотеки. Публичная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондами и услугами гражданам независимо от их возраста, пола, национальности, языка, происхождения, должности, материального положения, вероисповедания, политических взглядов и других условий, а также юридическим лицам. Специальная библиотека - библиотека, которая удовлетворяет профессиональные и информационные потребности пользователей библиотеки. Центральная библиотека - библиотека, которая возглавляет сетку библиотек и может создаваться по территориальному, отраслевому и другим принципам. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Классификация библиотек:
1. По форме собственности и порядке учреждения выделяют:
Государственные;
Частные.
2. По назначению библиотеки делятся на:
Национальную;
Республиканскую;
Областные;
Городские;
Районные;
Поселковые городского типа;
Сельские.
Универсальные;
Отраслевые.
4. По предназначению:
Публичные;
Специальные.
Право на библиотечное обслуживание достигается:
1) созданием сетки публичных и специальных библиотек;
2) многообразием видов библиотек;
3) организацией доступа к национальным и мировым информационным ресурсам;
4) межбиблиотечным абонементом.
Любое физическое и юридическое лицо имеют право на создание библиотеки на территории Республики Беларусь и за ее территорией в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Граждане имеют право участвовать в деятельности попечительских и читательских советов и других объединений пользователей библиотек. Права, предоставляемые пользователям государственных библиотек:
1) бесплатно получать полную информацию о складе фондов библиотеки;
2) бесплатно получать консультационную помощь в поиске источников информации;
- Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду Гаитянский культ 4 буквы сканворд
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу
- К чему снится ива по соннику
- Туннельные войны Корея подземная война
- Сильная молитва луке крымскому перед операцией, об исцелении, выздоровлении больного и здравии Молитва луке крымскому после операции
- Как избавиться от соперницы навсегда заговор
- Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери
- Православная молитва на очищение рода от грехов Молитва за предков и освобождение рода
- Что произошло с сыном Никиты Хрущева на самом деле?
- Черепаха страхование путешественников за границу — отзывы и личный опыт
- Когда стоит открывать диспут на AliExpress, если защита заказа заканчивается
- Открываем спор AliExpress: на каком языке писать обращение в техподдержку