Правовое регулирование экономических отношений.


Способы защиты административной правосубъектности граждан.

Административная ответственность и административные взыскания.

Государственная служба и государственные служащие.

Административно-правовые отношения.

Административно-правовые нормы.

Понятие, предмет и метод административного права.

Основы административного права

ЛЕКЦИЯ № 9

Административное право является одной из отраслей права, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения,складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов исполнительной власти, т.е. в процессе государственной управленческой деятельности.

Административное право как совокупность норм:

1. устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации (упразднения) органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру, взаимоотношений органов управления с другими с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

2. определяет правовое положение общественных объединений и граждан, правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила рыбной ловли, охоты, торговли и т.д.);

3. определяет формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

4. определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

5. устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

6. закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.

В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом правового регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений.

Предмет административно-правового регулирования – со­вокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих пред­мет административно-правового регулирования, широк и много­образен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществля­ет государственное управление:

♦ главным образом, имеется в виду властная деятельность ап­парата управления;

♦ это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руко­водя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель област­ного суда, например, организуя работу подчиненного ему ап­парата, занимается не правосудием, а управлением;


♦ по поручению государства, на основании переданных им власт­ных полномочий административную власть могут использо­вать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права явля­ются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их адми­нистративной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешневластных полномочий общественных организаций.

Методы правового регулирования общественных отноше­ний в сфере исполнительной власти это совокупность право­вых средств, способов, приемов, посредством которых регулиру­ются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административ­ного права.

Методы административно-правового регулирования представ­ляют собой приемы регулирования, исходные юридические по­зиции, определяющие главные в правовом статусе субъекты , к которым относятся:

метод централизованного, императивного регулирования (ад­министративно-правовой метод). При этом регулируются отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, т.е. положение субъектов характеризу­ется отношением субординации, прямого подчинения, нера­венства их участников и однородностью юридически власт­ных волеизъявлений одной из сторон;

метод децентрализованного, диспозитивного регулирования , т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляет­ся возможность выбора образа действий (без прямых предпи­саний и запретов) в рамках административно-правовой нор­мы. Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений гори­зонтального типа. При этом субъекты обладают равным объе­мом властных полномочий.

Говоря о методе административно-правового регулирования, следует помнить, что специфической особенностью общественных отношений, регулируемых административным правом, является неравенство сторон . Один из участников таких отношений подчинен другому, то есть, органы государственного управления в конкретных правоотношениях реализуют предоставленные им властные полномочия, которых нет у другой стороны (например, у граждан).

Административное право является самостоятельной отраслью Российского права и занимает, наряду с другими отраслями (конституционным, гражданским, муниципальным и др. правом), ведущее место в регулировании общественных отношений.

Известно, что самостоятельность отрасли права определяется собственным предметом и методом правового регулирования. Поэтому для того, чтобы определить понятие отрасли административного права, необходимо уяснить, что составляет ее предмет и метод.

Под предметом правового регулирования в теории права понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. Метод отвечает на вопрос «как» регулируются данные отношения

В самом общем виде в юридической литературе Административное право определяют как управленческое право. Нормами административного права регулируются управленческие отношения, т.е. отношения власти и подчинения, которые и составляют его предмет.

Вместе с тем, следует указать на то, что в предмет административного права включаются отношения, которые соответствуют следующим условиям:

во-первых, эти отношения должны быть непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, в которой выражается государственный (публичный) интерес. Это объясняется тем, что управленческие отношения могут возникать и в негосударственных формированиях (политических партиях, профессиональных союзах, коммерческих организациях и др.), при этом, в управленческой деятельности будет выражена воля членов или участников таких организаций. Следовательно, не все управленческие отношения могут быть отнесены к предмету административного правах;

во-вторых, эти отношения не должны быть урегулированы другими отраслями права Российской Федерации. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право и т.п. В этой связи следует отметить, что обязательным субъектом административных отношений выступает субъект исполнительной власти, который отдает распоряжения, выполняет контрольные и тому подобные функции. Поэтому, если управленческие отношения возникают в имущественной, финансовой, природоохранной, предпринимательской и иных сферах, и субъект исполнительной власти выступает обязательным участником таких отношений, то эти отношения следует включать в предмет административного права.

Отношения, входящие в предмет административного права, регулируются его нормами посредством:

определения административного статуса субъектов административного права: граждан, государства, его органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере управления;

определения порядка образования органов исполнительной власти и государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, негосударственными формированиями и гражданами;

установления условий и порядка прохождения государственной гражданской службы;

закрепления форм и методов государственного управления, процессуального порядка его осуществления;

определения способов обеспечения законности в государственном управлении;

регламентации юрисдикционной деятельности уполномоченных органов и порядок ее осуществления и т.д.

Предмет административного права условно можно поделить на две части:

В первую следует включать внутриорганизационные отношения, возникающие внутри системы исполнительной власти по поводу: организации органов исполнительной власти и службы в них; наделения компетенцией органов и служащих; взаимоотношений между органами и подчиненными им организациями и т.п.

Вторую часть составляют внешние отношения, выходящие за пределы органов власти, т.е. взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, объединениями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Если в регулировании управленческих отношений преобладают нормы, закрепляющие внутриорганизационные отношения (т.е. регулирующие разделение труда по управлению, устанавливающие власть аппарата и обязанности граждан и иных невластных субъектов), то такая система норм образует полицейское право.

Если в системе регулирования государственного управления достаточное место занимают нормы, закрепляющие права личности и гарантии от административного произвола, то такая система представляет собой Административное право.

В этой связи Д.Н. Бахрах считает, что реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Любая отрасль права имеет собственный метод правового регулирования - совокупность определенный способов воздействия на регулируемые отношения и, следовательно, на поведение их участников. В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в правовой науке выделают императивный и диспозитивный методы правового воздействия.

Императивный метод - это метод централизованного регулирования, который применяется к отношениям власти и подчинения, характеризующихся неравенством их участников, и предполагает юридически властное волеизъявление одной из сторон. Такой стороной всегда выступает орган государственной власти или должностное лицо, наделенные государственно-властными полномочиями.

Диспозитивный метод - это метод децентрализованного регулирования, с помощью которого регулируются отношения, участники которых выступают как равноправные стороны.

В зависимости от требований, закрепленных в норме права можно выделить три способа правового регулирования:

предписание, т.е. возложение юридических обязанностей совершать определенные действия;

запрет, т.е. возложение юридических обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий.

дозволение, т.е. предоставление участнику правоотношения определенных прав на совершение или отказ от совершения определенных действий по своему усмотрению.

Особенностью предмета правового регулирования административного права является то, что в него включаются отношения, возникающие в сфере осуществления государственного управления, т.е. отношения власти и подчинения, основанные на неравенстве их участников.

Исходя из этого, можно проанализировать особенности административно-правового регулирования управленческих отношений.

Во-первых, нормами административного права устанавливается определенный порядок действий, от которого субъект не имеет права отступить по своему усмотрению, и в случае его несоблюдения исключается возможность наступления последствий, предусмотренных нормой. Так, например, в соответствии со ст. 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды;об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Это означает, что лицо должно быть привлечено к административной ответственности в течение установленного срока (предписание). Превышение этого срока исключает возможность привлечения виновного к административной ответственности.

Во-вторых, нормами административного права запрещается совершение определенных действий. За нарушение таких норм лицо подвергается мерам административной или дисциплинарной ответственности. Например, ст. 12.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает запрет на управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. За нарушение данного запрета виновное лицо будет подвергнуто мерам административной ответственности.

В-третьих, административно-правовые отношения - это не всегда отношения власти и подчинения. Управление предполагает возникновение отношений горизонтального типа между субъектами, обладающими равным объемом полномочий, что обуславливает наличие диспозитивности в регулировании отношений между ними. Нормами административного права может предоставляться возможность выбора одного из предусмотренных вариантов поведения, при этом лицо не вправе уклониться от такого выбора. Например, орган, выносящий постановление по делу об административном нарушении, выбирает в соответствии с нормой вид административного наказания и его размер. В науке административного права это называется «жесткое дозволение», т.к. при наличии определенной самостоятельности орган обязан применить наказание.

Дозволение проявляется и в предоставлении управляющей либо управляемой стороне возможности выбора варианта поведения по своему усмотрению, но обязательно в рамках предусмотренных условий. Так, например, в случае, если действием или решением органа государственной власти или его должностным лицом нарушены права гражданина (условие), то последний вправе, по своему усмотрению, подать административную жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, обратиться с жалобой в суд, либо вообще не предпринимать ни каких действий - «мягкое дозволение».

Предписание и запрет наиболее часто используются в административном праве. В то же время Административное право использует и дозволение. Жесткое дозволение предполагает возможность выбора действий из вариантов, установленных административно-правовыми нормами. Мягкое дозволение предполагает возможность действовать по своему усмотрению.

Таким образом, Административное право - это система норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением негосударственными организациями отдельных государственных полномочий.

Специфичность отрасли административного права порождает тесную связь с другими отраслями права:

с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы административного права и является его основным источником;

с финансовым правом, которое регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства. Административным правом определяется компетенция финансовых, налоговых органов и регламентируется порядок их организации и деятельности, то есть регулируются управленческие отношения в сфере финансов. Кроме того, до недавнего времени финансовое право являлось подотраслью административного права;

с земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем, государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права;

с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений. Административное право регулирует имущественные отношения в области управления и распоряжения государственной собственностью. Акт управления может служить основанием как передачи имущества от одного государственного предприятия другому, так и основание заключения гражданско-правового договора;

с трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы. Исполняя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом. Вместе с тем, в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом;

с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и позволяют отграничить их от преступлений. Границы между административными и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к административным правонарушениям, могут перерастать в преступления, и наоборот.

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового регулирования.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений – отношений, которые возникают в сфере государственного управления, т.е.

В связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях России.

Любая отрасль права характеризуется двумя аспектами: предметом и методом правового регулирования. Под предметом отрасли права понимают круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли, а метод – это способ регулирующего воздействия на общественные отношения, т. е. на поведение их участников.

Предметом административного права можно назвать совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Другими словами, предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности систем исполнительной власти. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений, определяют правовое положение граждан в сфере управления; регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами; регулируют порядок прохождения государственной службы; регулируют правовое положение общественных организаций и их служащих; устанавливают формы, методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления; определяют способы обеспечения законности в государственном управлении. Ряд административно-правовых норм регулирует отношения управленческого характера, которые возникают при осуществлении законодательной и судебной деятельности. Эти положения относятся к функционированию аппаратов указанных ветвей власти. Таким образом, административно-правовые отношения – это отношения управления, управленческие отношения.

Предмет административного права включает, по существу, две группы общественных отношений управленческого характера:

1) основную, которую составляют отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т. е. возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе управленческой деятельности органов исполнительной власти, и

2) вспомогательную, которую составляют отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся: в процессе управленческой деятельности исполнительных органов муниципальных образований (поскольку в силу положений ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти); в ходе осуществления судами присущих им определенных административно-властных полномочий (например, осуществляя функции судебного контроля и реагируя на жалобы граждан и общественных объединений, суды в ряде случаев своими решениями отменяют и изменяют ранее принятые акты субъектов системы исполнительной власти, неизбежно принимая тем самым определенное участие в возникновении, изменении и прекращении административно-правовых отношений); внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе деятельности администраций предприятий, учреждений и организаций; и наконец, отношения, возникающие при исполнении обязанностей и осуществлении своих прав общественными объединениями и гражданами (так, в частности, граждане, являясь управляемыми субъектами административного права, могут в ряде случаев действовать или не действовать тем или иным образом по своему усмотрению, в том числе и быть инициатором возникновения административно-правовых отношений, например, в случае подачи ими административной жалобы, заявления о выдаче лицензии на занятие определенного рода деятельности, подачи ходатайства о признании за ними определенного статуса и пр.).

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств и способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это – методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они, как уже отмечено, дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и административное право.

Любая отрасль российского права в той или иной степени использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет и дозволение. Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запрет – это фактически также предписание, но несколько иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. А дозволение – это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Рассматривая особенности метода административного права, необходимо исходить из того, что административное право – это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения – это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона – орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая – в качестве управляемого (объект управления).

Управление всегда предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто даже и подчинение одного лица другому. Поэтому административное право изначально закрепляет принцип императивности (власти и подчинения), т.е. юридического неравенства субъектов (участников) административных правоотношений, возможности тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке, воздействовать на других (в отличие, например, от гражданского права, где преобладает принцип диспозитивности, т.е. равноправия сторон). При этом, естественно, методы административно-правового регулирования отношений предполагают односторонность волеизъявлений одного из участников управленческих отношений, характеризуются, прежде всего, средствами, рассчитанными на отношения власти и подчинения, поэтому наиболее отчетливо выражаются в правовых средствах распорядительного типа, т. е. в предписаниях и запретах.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

1) установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным конкретной административно-правовой нормой;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических мер воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой (как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора);

5) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.

Е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях (как правило, это имеет место при реализации субъективных прав).

Административное право представляет собой систему, которая состоит из отдельных административно-правовых норм и институтов. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т. е. общие для всего управления (такие нормы составляют Общую часть административного права), и на нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной отрасли или сфере управления (они составляют Особенную часть административного права). Таким образом, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В состав Общей части административного права входят следующие административно-правовые институты, т. е. группы норм, регулирующие однородные общественные отношения: нормы, закрепляющие принципы государственного управления; нормы о правовом положении граждан в сфере государственного управления; нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; нормы, определяющие формы и методы государственного управления, среди которых большую группу составляют нормы, регламентирующие порядок принятия актов управления и совершения иных процессуальных действий, т. е. административно-процессуальные нормы, регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере государственного управления; нормы об административной ответственности и ее реализации (производстве по делам об административных правонарушениях).

Нормы Особенной части административного права делятся на следующие основные группы: нормы, регулирующие управление в области экономики; нормы, регулирующие управление в области социально-культурной сферы; нормы, регулирующие управление в административно-политической сфере; нормы, регулирующие межотраслевое управление. Отдельно выделяются здесь также и нормы, регулирующие управление отдельными отраслями (промышленностью, транспортом, здравоохранением и т. п.).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т. е. нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция РФ, многие нормы которой, например, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст.ст. 22, 24-25, 27, 30-35), определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110-117), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.ст. 71-73) и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации;

2) законы Российской Федерации (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и законы ее субъектов (например, Областной закон Ростовской области от 22 января 1997 г. № 35-ЗС «О государственной службе в Ростовской области»);

3) нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;

4) нормативные Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;

5) нормативные акты министерств, государственных комитетов, комитетов, агентств и иных федеральных органов и служб Российской Федерации, а также соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

6) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае предоставления им законом соответствующими государственными полномочиями в рамках положений ст. 132 Конституции РФ;

7) отчасти также нормативные акты руководителей как государственных, так и негосударственных корпораций, концернов, предприятий и учреждений, которые, однако, носят сугубо локальный, ограниченный рамками данного коллективного образования характер (например, какое-нибудь Положение о рейтинговой системе, утвержденное приказом ректора высшего учебного заведения).

Следует также отметить, что административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях также следует рассматривать в качестве источников административного права (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.).

Многообразие источников административного права, общее количество которых вряд ли подлежит точному исчислению, остро ставит проблему его систематизации и кодификации, поскольку на сегодняшний день административное право относится к числу самых несистематизированных (некодифицированных) отраслей правовой системы Российской Федерации (по существу кодифицирован только один институт административного права – институт административной ответственности). Во многом это объясняется многопрофильностью административного права, хотя многие управленческие проблемы регламентированы и кодифицированы в других отраслях права (например, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.).

Предмет и метод административного права

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Административное право является публичным.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-организационные.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в том числе социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе;

3) существуют два элемента – субъект и объект управления;

4) управление может быть внутрисистемным и внешнесистемным;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) существует специальный субъект – орган государства, осуществляющий управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Главные признаки метода административного права:

юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник – подчиненный») или функциональным («инспектор – контролируемый»);

юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

– права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

– защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Нормы административного права:

– устанавливают формы и методы государственного управления;

– регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

– определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

– регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

1. Предмет и метод аграрного права Аграрное право– это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.Аграрное право относится к комплексным отраслям

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права 1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по

Из книги Семейное право автора Карпунина Е В

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

2. Предмет и метод семейного права Предмет семейного права представляет собой общественные отношения, которые складываются между членами семьи и регулируются нормами семейного законодательства. Семейные правоотношения возникают из брака (между супругами, а также

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

4. Предмет, метод и принципы таможенного права Таможенное право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных государством и предназначенных для регулирования широкого круга таможенных правоотношений.Таможенное право, как и любая

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

ГЛАВА II. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА § 1. Предмет трудового праваПредмет отрасли права является ее важнейшим системообразующим признаком и представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.Предмет

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

2. Предмет и метод семейного права Семейное право характеризуется особым предметом и методом правового регулирования.Предмет правового регулирования – совокупность единых по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1. Предмет, метод и система трудового права

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Предмет, метод, объекты и субъекты гражданского права Предмет гражданского права (ГП) – имущество, имущественные отношения, личные неимущественные отношения.Имущественные отношения – это общественные отношения, складывающиеся между людьми по поводу принадлежности им

Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

Административное право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:

  • 1. оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования - императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение в треугольник «конституционное право, административное право и гражданское право» формирующий фундамент всей системы российского права, показывает административное право как фундаментальную базовую отрасль права.
  • 2. административное право служит своего рода «материнской отраслью» для отраслей публичного права. Положения административного права о компетенции органов исполнительной власти находят свое отражение и воплощение в финансовом, налоговом и других отраслей права. Императивный подход административного права наиболее эффективно применяется, например, в экологическом праве как способ борьбы в настоящее время с правонарушениями в этой области общественных отношений.

Административное право регулирует вопросы, связанные с порядком формирования органов исполнительной власти, определения их структуры и компетенции, формы и методы их деятельности и др. Выступает как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть - частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. Задачей административного права является обеспечение баланса интересов в отношениях «государство - частное лицо», включая те, которые принимают конфликтную форму.

Самостоятельность административного права обусловлена целями, системным характером содержания и построения, собственным предметом и специфическим методом регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также собственной нормативной базы.

В предмет административного права входят также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний:

  • 1. Внутренний (административный) - он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами;
  • 2. Внешний за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей - судебной и законодательной.

Если категория «предмет права» определяет сферу правового регулирования, то понятие «метод права» устанавливает и раскрывает средства этого регулирования, обозначает совокупность приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие:

  • 1. Императивный метод (метод властных предписаний) предполагает:
    • - строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм; - построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта.
  • 2. Диспозитивный метод (автономный) это способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона;
  • 3. Поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот;
  • 4. Рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства;
  • 5. Согласование (координация) - используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой.

Административное право как любая отрасль права использует в качестве средства правового регулирования три юридические возможности:

Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования:

  • 1. Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только разрешенные действия, следуя правилу «запрещено все, кроме прямо дозволенного».
  • 2. Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. Стороны выступают как равные субъекты и добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, в соответствии с принципом «дозволено всё, кроме прямо запрещенного» или «разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая административное право как отрасль права ее систему можно условно разделить на две части: общую и особенную.

  • 1. Общая часть содержит положения касающиеся управления в целом, принципы и методы административного права и др. В общей части можно выделить институты, которые:
    • - устанавливают административно-правовой статус граждан и негосударственных организаций; - регулируют основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата госуправления); - обеспечивают законность деятельности исполнительной власти; - регламентируют принуждение по административному праву.
  • 2. Особенная часть относится к отдельным сферам деятельности исполнительной власти. Институты особенной части регулируют:
    • - социально-культурную деятельность; - организационно-хозяйственную деятельность; - обеспечение безопасности граждан, общества, государства и административно-политическую деятельность; - деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и других внешних связей.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...