Подготовка локальных нормативных актов как предмет деятельности корпоративного юриста. Юридическая техника при подготовке локальных (внутренних) нормативных правовых актов организации: состав реквизитов, оформление


Тема 2. Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных правовых актов предприятия

1. Локальные нормативные правовые акты и порядок их принятия.

2. Участие юридической службы в подготовке и принятии коллективного договора. 3.Участие юридической службы в разработке и принятии правил внутреннего трудового распорядка.

2.1. Локальные нормативные правовые акты и порядок их принятия.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000г. 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» локальный нормативный правовой акт (далее – ЛНА) – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. На каждом предприятии складывается индивидуальная система подготовки, принятия и исполнения ЛНА. Это зависит от видов деятельности, осуществляемых предприятием, его организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, подчиненности и пр.

Локальные нормативные правовые акты носят подзаконный характер, они не могут противоречить законам и другим подзаконным актам. При принятии локального акта издающих их органы не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий.

При разработке проектов ЛНА следует исходить из того, что подготавливаемые акты должны способствовать повышению эффективности производства, обеспечивать четкое функционирование механизма управления производственно-хозяйственным комплексом, правильное соотношение прав и ответственности во всех его звеньях, нацеленность на достижение конечных результатов производства.

В начале работы над проектом необходимо изучить действующее законодательство, нормативные правовые акты субъекта хозяйствования по вопросам относящихся к содержанию проекта нормативного правового акта и практику их применения.

Можно выделить следующие этапы подготовки и принятия локальных нормативных правовых актов: - принятие уполномоченным органом управленческого решения о необходимости разработки соответствующего акта, четкое определение круга вопросов, которые должны быть решены с его принятием, определение сроков разработки проекта ЛНА, ответственных за это лиц; - определение структурных подразделений и лиц, чьи функции затрагивают принятие этого акта, проведение необходимых консультаций; - анализ существующей базы локальных нормативных правовых актов предприятия, во избежание противоречий и повторений; - разработке проекта текста ЛНА, согласование проекта с заинтересованными структурными подразделениями, должностными лицами, путем визирования с отражением согласия или несогласия, составления заключений к проекту. В необходимых случаях согласование с профсоюзом; - выработке предложений с приведением в соответствие ранее изданных ЛНА (внесение изменений, дополнений, отмена); - обсуждение проекта с учетом поступивших замечаний, выработка итогового текста ЛНА; - утверждение либо подписание акта, вступление акта в силу, введение в действие; - доведение ЛНА до сведения работников предприятия. Юридическая служба предприятия в соответствии с Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.12.1998 №371 (п.2.4,3.6,3.7): - осуществляет контроль за соответствием локальных нормативных правовых актов законодательству; - подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или фактически утративших силу ЛНА, а в случае противоречия нормативных актов законодательству вносит предложения об их отмене; - ведет систематизированный учет поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов. Формы участия юридической службы в разработке ЛНА могут быть разными. Как непосредственное составление проекта акта, так и совместное составление его с другими службами, так и дача заключения по составленному акту (правовая экспертиза). По поручению руководства субъекта хозяйствования юридический отдел (юрисконсульт) может контролировать ход работы над проектом.

Юридическая служба согласовывает (визирует) проект акта в последнюю очередь, при наличии всех виз с соответствующими службами и проверяет: - правомочие субъекта на ведомственную (локальную) регламентацию данного круга вопросов; - соответствие проекта требованиям действующего законодательства; - согласован ли проект со всеми заинтересованными подразделениями предприятия; - взаимосвязь с другими локальными нормативными правовыми актами; - правильность ссылок на нормы законодательства; - правильно ли избрана форма акта. При несоответствии данных проекта установленным требованиям начальник юридического отдела (юрисконсульт), не визируя проект, дает мотивированное заключение с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов. Должны быть соблюдены требования к форме ЛНА. Текст акта должен быть изложен логически последовательно, не должно быть противоречия внутри акта, краткость и компактность изложения, один и тот же термин должен применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия.

Каждый ЛНА имеет свое наименование, которое соответствует его содержанию. Обязательные реквизиты ЛНА и порядок их расположения определены Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, государственных комитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утв. Комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 23 мая 1995, №13.

Подготовленный и завизированный соответствующими службами локальный нормативный правой акт подписывается руководителем и приказом по предприятию вводится в действие.

Локальный нормативный правовой акт может быть введен в действие только после ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется. Изменение локальных нормативных актов осуществляется в том же порядке, что и их принятие. К локальным нормативным правовым актам относятся уставы, положения, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о формах и системах оплаты труда, положения и инструкции по охране труда и технике безопасности, должностные инструкции работников, и другие акты.

2.2. Участие юридической службы в подготовке и принятии коллективного договора. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящихся к компетенции этих подразделений), ст.361 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). Согласно п.3.2 Типового положения о юридической службе предприятия (объединения) в республики Беларусь утвержденных приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.12.1998 №371 (далее - Типовое Положение) участие юридической службы (юрисконсультов) в процессе разработки и принятия коллективных договоров осуществляется в рамках работы по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия. Формы участия юридической службы могут быть различными это: - консультации сторон коллективных переговоров по вопросам правового регулирования отношений, связанных с ведением коллективных переговоров; - непосредственное участие в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и разработке условий коллективного договора. Порядок заключения коллективных договоров содержится в разделе IV ТК Республики Беларусь. Положения коллективного договора ухудшающего положение работника по сравнению с законодательством являются недействительным (ст.362 ТК). Действующее законодательство не предусматривает каких- либо типовых форм коллективного договора, обязательных для сторон. Нормы о содержании коллективного договора сформулированы законодателем как управомочивающие, а не обязывающие. Коллективный договор должен основываться на нормах Генерального, Тарифного и местного соглашений и в соответствии с Трудовым кодексом он также не должен ухудшать правовое положение работников по сравнению с соглашениями. Заключение коллективного договора осуществляется совместно с профсоюзом. Сторонами коллективного договора являются работники предприятия в лице их представительного органа и наниматель в лице уполномоченного им представителя. При разработке данной статьи коллективного договора следует учесть ряд норм ТК Республики Беларусь: ст. 363 «Стороны коллективного договора», ст. 354 «Представительство интересов работников» и ст. 355 «Представительство интересов нанимателя». Заключение коллективного договора проходит несколько стадий: 1. Подготовительная стадия. Каждая из сторон имеет право направить письменное требование о начале переговоров другой стороне (ч.1 ст.357 ТК). На практике требование о проведении коллективных переговоров чаще всего поступает от профсоюзов, которые в основном и представляют интересы работников в трудовых коллективах. Сторона, получившая предложение о начале ведения коллективных переговоров по заключению, изменению или прекращению коллективных договоров, должна начать такие переговоры в семидневный срок. Невыполнение обязанности о начале ведения коллективных переговоров является односторонним отказом от ведения коллективных переговоров, что запрещено (ч.4 ст.357 ТК). На этой стадии стороны с участием юридической службы тщательно подбирают и анализируют законодательные акты, нормативные правовые документы, в том числе генеральные, тарифные и местные соглашения; анализируют результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перспективы его развития, критически оценивают позитивные и негативные стороны предыдущего коллективного договора, а также коллективно-правовую практику прошлых лет в отрасли; организуют сбор предложений всех работников, включаемых в проект коллективного договора; всесторонне и полно оценивают эти предложения, путем разделения их на «самые значимые и принципиальные», которые на переговорах будут оставаться до конца и ни «компромиссные» по которым можно уступить. Анализ практики показывает, что коллективные переговоры эффективны и результативны только тогда, когда полно и качественно проведена подготовка к ним. 2.Стадия коллективных переговоров. Законодатель не регламентирует процесс коллективных переговоров. Для ведения коллективных переговоров на равноправной основе стороны создают комиссию из уполномоченных представителей, определяя состав комиссии, сроки и место проведения переговоров. В зависимости от объема и сложности коллективных переговоров они проводятся путем последовательных заседаний, оформляются протоколами заседаний. Переговоры могут приостанавливаться для уточнения позиций сторон. Коллективные переговоры заканчиваются составлением проекта коллективного договора. Структура коллективного договора на каждом предприятии разрабатывается индивидуально. В коллективном договоре могут содержаться разделы: - производственно-экономическая деятельность организации. Повышение эффективности труда. Организация труда; - оплата труда работников; - дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работником; - рабочее время и время отдыха; - охрана труда и экологическая безопасность; - дополнительные гарантии работникам при трудоустройстве, контрактной системе найма и увольнении с работы. Повышение квалификации; - гарантии и льготы в области жилищных отношений, санаторно-курортного и медицинского обслуживания; - гарантии прав работников при разгосударствлении и приватизации, реорганизации и смене учредителей организации; - развитие социального партнерства в организации. Гарантии прав работников в коллективных трудовых отношениях; - ответственность сторон за неисполнение коллективного договора; - процедурные вопросы разработки, заключения и исполнения коллективного договора. К коллективному договору необходимо разработать приложения, которые являются неотъемлемой частью договора. В качестве приложений к коллективному договору могут быть: - Правила внутреннего трудового распорядка; - Положение об оплате труда; - Перечень работников с ненормированным рабочим днем с указанием продолжительности предоставляемых им дополнительных отпусков; - Перечень должностей и профессий работников, имеющих право на доплаты (надбавки) в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; - Положения о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогом работы за год; - Порядок обеспечения жильем работников; - Смета расходования средств на охрану труда; - Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени; - План мероприятий по охране труда; - Перечень профессий и должностей работников, которые имеют право на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда; - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Это примерный перечень приложений к коллективному договору. Коллективный договор может содержать и другие приложения. Юридическая служба предприятия обеспечивает включение в коллективный договор положений, переданных законодателем на локальное регулирование. Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен. 3.Стадия обсуждения проекта коллективного договора. Проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия. После обсуждения комиссия дорабатывает проект с учетом поступивших замечаний, предложений и дополнений. Решение принимается комиссией путем достижения единогласного соглашения между представителями сторон, а не большинством голосов. После принятия комиссией проекта договора, он направляется сторонам нанимателю и в профсоюз. Если обе стороны или одна из них не согласны с предлагаемым комиссией проектом, коллективный договор не заключается, переговоры продолжаются разногласия между сторонами разрешаются в порядке рассмотрения коллективных трудовых споров. При такой ситуации сторон, как правило, продолжают переговоры для выработки компромиссного решения. Окончание переговоров зависит от того, когда стороны придут к взаимному согласию по содержанию коллективного договора, который в последующем выносится на рассмотрение и утверждение общего собрания (конференции). Законом не предусмотрена процедура созыва общего собрания, условия его полномочности. Эти вопросы решает комиссия по ведению переговоров, она же и созывает собрание. По решению коллектива работников, проект договора может обсуждаться на собраниях коллективов подразделений организации (особенно на крупных предприятиях). В этом случае свои постановления по коллективному договору выносит собрание работников каждого структурного подразделения. Доработанный проект коллективного договора выносится на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) трудового коллектива. 4.Стадия подписания коллективного договора. После обсуждения коллективного договора общим собранием (конференцией) работников, стороны собираются для подписания полного текста договора. Коллективный договор подписывается представителями сторон, причем подпись ставится на каждой странице договора(ст. з69 ТК). Со стороны нанимателя обычно договор подписывает руководитель организации, со стороны работников - председатель выборного профсоюзного органа. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового договора, если в нем не предусмотрено иное. 5.Стадия регистрации коллективного договора. Статья 370 ТК предусматривает обязательную регистрацию коллективного договора в местном исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Зарегистрированный коллективный договор подлежит хранению в течение 5 лет после истечения срока его действия. 6.Стадия ознакомления работников с действующим коллективным договором. Все работники (не только члены профсоюза), включая вновь принятых на работу должны быть, ознакомлены с коллективным договором. Коллективный договор заключается сроком не менее чем на 1 год и не более чем на 3 года. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон. Они вносятся в порядке, установленном для его заключения. Юридическая служба предприятия обеспечивает соответствующие действующему законодательству вносимых изменений и дополнений в коллективный договор. Не реже одного раза в полугодие стороны информируют работников, от имени которых заключен коллективный договор, о его исполнении. Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами и специально уполномоченным государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы также вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора. В случае нарушения условий коллективного договора профсоюзы вправе направить стороне коллективного договора представление об устранении этих нарушений. Юридическая служба оказывает правовую помощь нанимателю, профсоюзному органу в исполнении коллективного договора участвует в проверках выполнения условий коллективного договора. Лица виновные в неисполнении условий коллективного договора несут ответственность в соответствии с законодательством. 2.3. Участие юридической службы в разработке и принятии правил внутреннего распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный правовой акт предприятия (ПВТР), регулирующий внутренний трудовой распорядок работников при выполнении работы у нанимателя под его руководством и контролем. Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка. Типовые ПВТК утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 г. №46. Положения Типовых ПВТР обязательны при разработке и принятии ПВТР. Форма участия профсоюза в принятии ПВТР законом не урегулирована. Как правило, на практике, ПВТР согласовываются с профсоюзом и в тексте ПВТР делается надпись об их согласовании с профсоюзом, при отсутствии профсоюзов, ПВТР принимаются единолично нанимателем. ПВТР, как локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовой распорядок, не может ухудшать положение работников по сравнению с ТК Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере (ст.194 ТК). Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются юридической службой совместно с кадровой службой предприятия и отделом труда и зарплаты. При разработке ПВТР необходимо привлекать также профсоюз. Так как правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются на основе Типовых ПВТР и они обязательны для сторон трудовых отношений, то юридической службе (юрисконсульту) необходимо определить соответствуют ли они Типовым ПВТР. Разрабатывая ПВТР юридическая служба должна учитывать особенности условий конкретного предприятия, виды его деятельности при установлении обязанностей участников трудовых отношений, поэтому к участию в разработке этого акта следует привлекать и специалистов соответствующих структурных подразделений по принадлежности. ПВТР на предприятии принимаются с целью обеспечения труда, укрепления трудовой дисциплины, рационального использования рабочего времени, улучшения качества работ, содействие росту производительности труда. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателя. Содержание ПВТР включает в себя несколько разделов: - Общие положения; - Порядок приема и увольнения работников; - Обязанности работников; - Обязанности нанимателя; - Рабочее время и его использование; - Поощрения за успехи в работе; - Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. ПВТР не должны противоречить законодательству о труде, Типовым ПВТР и в то же время в них должна быть отражена специфика условий труда у конкретного нанимателя. Наличие ПВТР на предприятии обязательно, что предусмотрено ст. 195 ТК. Утверждение ПВТР должны быть вывешены над нанимателем на видном месте. При приеме на работу каждый работник должен быть ознакомлен с ПВТР под роспись. Вопросы к семинарскому занятию 1. Понятие локального нормативного правового акта. 2.Участие юридической службы в подготовке и принятии ЛНА предприятия (формы участия и роль). 3. Порядок разработки и принятия ЛНА. 4. Понятие и стороны коллективного договора. 5. Порядок заключения, изменения и дополнения коллективного договора. 6. Формы участия юридической службы предприятия в разработке условий коллективного договора, внесения изменений и дополнений. 7. Порядок принятия правил внутреннего трудового распорядка(ПВТР) нанимателем. 8. Соотношение условий ПВТР и Типовых ПВТР. 9. Формы участия юридической службы в разработке условий (содержания) ПВТР. 10. Разработка проектов ЛНА (правил внутреннего трудового распорядка, коллективные договора и др.). Литература:

1. Войтик А.А., Томашевский К.Л. Примерная форма коллективного договора (с практическим комментарием) // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес.- 2007.-№1.- с. 4-68;

2. Волк Е. Комиссия по ведению коллективных переговоров для заключения коллективных договоров //Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес.- 2007.-№1.-с.69-74;

3.Волк Е. Практические вопросы изменения и продления коллективного договора // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес.-2007.-№1-с.83-85;

4.Волк Е. Разграничение локальных нормативных актов и коллективных договоров (соглашений) // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес.- 2007.-№4-с.9-13;

5. Костузик А. Порядок принятия, изменения и отмены локальных нормативных актов в сфере труда.// Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес- 2007.-№4-с.18-21; 6. О коллективных договорах и соглашениях. Закон Республики Беларусь от 24.11.1992 с изменениями и дополнениями.//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; 7.Томашевский К. Практические аспекты составления правил внутреннего трудового распорядка //Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес.- 2007.-№4.-с.25-31; 8.Трудовой кодекс от 26.07.1999 с изменениями и дополнениями.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 1999.-№80.-2/70;2006.-№106,2/1230; 2007 г., №118, 2/1316, №183,2/1369; 9.Чесалина А.Л. К вопросу об изменении и действии коллективного договора.//Отдел кадров-2003.-№6.-с. 33-37; 10. Чесалина А.Л. Коллективные переговоры // Отдел кадров.-2003.-№9.-с.64-67.

Контрольные вопросы

1. Что такое коллективный договор?

2. Какие нормативные правовые акты регулируют порядок заключения коллективного договора?

3.Кто ведет коллективные переговоры?

4. Кто является сторонами коллективного договора?

5. Кем определяется содержание и структура коллективного договора?

6. Что представляет собой содержание коллективного договора?

7. На какой круг работников распространяется действие коллективного договора?

8.В какой форме участвует юридическая служба предприятия в разработке, принятии и исполнении коллективного договора?

9. Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор?

10. Кто принимает и утверждает Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)?

11.Какова роль юридической службы в подготовке и принятии ПВТР?

12.Какие разделы предусматриваются в ПВТР? 13.Каким нормативным правовым актам должны соответствовать ПВТР? 14.В чем заключается взаимодействие юридической службы с другими службами предприятия при разработке и принятии ЛНА?

15 Сен 2010 11:21

Под локальным нормативным актом понимается документ, устанавливающий обязательные в принявшей документ организации правила поведения . При этом, поскольку у настоящей книги нет задачи дать подробное описание такого рода актов, определить их природу (в частности, того, правовые они или нет), ограничимся констатацией ряда параметров.

В уставе и правилах подготовки и принятия локальных актов определяются их признаки. Качество и нормальное функционирование такой системы правил поведения в значительное мере являются сферой компетенции (руководителя юридической службы организации).

Юрист организации может принимать участие в создании локальных нормативных актов в двух основных вариантах. Первый - их разработка от начала до конца. Этот вариант хуже тем, что в данном случае на юриста ложится ответственность не только за соблюдение правовых требований, но и за эффективность предложенного механизма регулирования. Обычно этого сложно добиться без детальных знаний в предметной области. Поэтому в данном случае наиболее правильной позицией для юриста было бы потребовать от специалиста в соответствующей предметной области изложить желаемое содержание предполагаемого регулирования своими словами (желательно письменно), чтобы вслед за этим юрист "перевел" сказанное на язык правового документа.

Второй вариант - когда юрист экспертирует подготовленные кем-либо тексты локальных нормативных актов. Здесь общий методический подход таков же, как и при визировании договоров и иных документов ненормативного характера.

Предлагается выделять несколько этапов подготовки текста нормативного документа: определение адресата документа; определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам; написание текста документа; прогнозирование и анализ возможных последствий; экспертиза текста (желательная стадия); редактирование материала.

Ниже рассмотрены основные этапы процесса подготовки любого нормативного документа.

Определение адресата документа . Адресат документа - широкое понятие. Для того чтобы представить себе адресата, необходимо установить, кто будет его читать и в каких целях. К адресатам документа относятся все лица, которые когда-либо будут с ним знакомиться. Это может быть широкий круг читателей. Значит, необходимо выявить специфические особенности различных категорий адресатов, чтобы подготовленный документ был доступен всем читателям. Особенности адресата предопределяют стиль документа, используемую лексику. Кроме того, на практике важно определить отношение адресата к документу - дружественное/враждебное, образовательный уровень и жизненный опыт. От этого во многом зависят предлагаемые в документе правовые конструкции.

Определение общей структуры документа , систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам. Сбор всех относящихся к делу фактов также является решающим предварительным шагом для успешной подготовки документа. Иногда для выяснения требуемого факта достаточно позвонить клиенту. В других случаях может потребоваться дополнительное изучение вопроса, в том числе опрос участников тех или иных правоотношений. Сложно подготовить точный документ, если неизвестны все относящиеся к делу факты. А какие факты относятся к делу, легко определить шестью простыми вопросами: кто, что, где, когда, почему, как?

Ответ на вопрос "кто?" дает представление об адресате и иных лицах, которых может затронуть документ (истец или ответчик, свидетели и др.). Ответом на вопрос "что?" будут "предметы", которые должны быть освещены в документе. Ответ на вопрос "где?" зависит от типа документа (например, при составлении положения об оказании услуг потребителям имеет значение, оказываются ли они только в специализированных сервисных центрах или и в других местах). Ответ на вопрос "когда?" предполагает определение времени вступления документа в силу (например, с конкретной даты, с наступления определенного юридического факта и т.д.). Ответ на вопрос "почему?" включает как цель (или цели) документа, так и намерения стороны, отвечающей за создание этого документа. Ответы на вопрос "как?" должны прояснить механизмы достижения искомых результатов.

Теперь необходимо систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру документа на основании полученной информации, прежде чем облекать документ в текстовую форму. Тем самым удастся избежать непреднамеренных пропусков и обеспечить логическую последовательность изложения. При этом должна быть установлена не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мысли в каждом разделе.

Написание текста документа. Следует соблюдать ясность и краткость изложения, использовать соответствующую тональность (правила юридической техники см. ниже).

Прогнозирование и анализ возможных последствий . На этой стадии надо еще раз рассмотреть адресатов документа и собранные факты, варьируя их один за другим, чтобы предсказать возможные последствия, мысленно пройтись по всем операциям или событиям, чтобы убедиться, сохранит ли документ действие. Надо также подумать, безупречен ли он с точки зрения материального и процессуального права, этических норм, соблюдена ли внутренняя последовательность содержания, проверить организацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении, проверить точность, тональность и краткость языка. Нельзя упускать из вида и визуальную привлекательность документа.

Редактирование материала . Необходимо внимательно прочитать написанный текст, просмотреть расположение материала и формулировки, исправить ошибки. Затем рассмотреть документ в целом, несколько раз перечитать его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различных этапах процесса подготовки. Собственно, этот же подход используется и при экспертизе документа.

Следуя этим правилам, можно подготовить хорошо организованный, охватывающий предмет регулирования, краткий и точный документ. Но при этом, естественно, необходимо соблюдать целый ряд требований к нормативному документу, одно из которых - правила юридической техники.

При составлении и экспертировании локальных нормативных актов необходимо применять инструменты юридической техники. Их знание может помочь составлению грамотных и законных нормативных документов, уяснению содержания документов, составленных другими лицами.

Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых (а в равной мере локальных нормативных) документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности. Юридическая техника ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения, а также различными техническими приемами, средствами и правилами. Юридическую технику следует отграничивать от некоторых смежных явлений, таких как принятие (подписание) документа, экспертиза документа, правоприменительная деятельность, толкование документа, рассмотрение юридических коллизий. Однако следует отметить, что знание правил юридической техники может помочь и в этой деятельности.

Рассмотрим конкретные правила юридической техники.

Во-первых, это языковые правила. Для того чтобы адресат хорошо понимал, что он должен делать, а также знал, как был применен нормативный акт к конкретному случаю, язык нормативного документа должен отвечать трем условиям: он должен быть точным, ясным и достоверным. От качества текста документа зависит эффективность правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. К сожалению, у многих авторов нормативных текстов существует ложное представление о том, что если всю нормативную идею выразить в одном предложении, то ее коммуникативные свойства возрастут.

Языковые правила подразделяются на общелингвистические, терминологические, синтаксические и стилистические.

Важнейшее правило общелингвистического характера - создание оптимального текста для наилучшего восприятия адресатом выраженных языковыми средствами норм. Это правило является наиболее общим и в дальнейшим конкретизируется в собственно терминологических, синтаксических и стилистических правилах. К общелингвистическим правилам также относятся принципы:

перерабатываемости текста (текст закона должен максимально легко поддаваться уяснению любым адресатом);

ясности текста (в законодательных текстах должны исключаться многозначность и нелогичные связи (разрывы) между их составляющими);

экономии текста (текст закона должен характеризоваться оптимальным объемом, исключающим и недосказанность, и лексическую избыточность (но не в ущерб его ясности);

выразительности. Смысл данного принципа заключается в том, что языковые средства, используемые для выражения норм в нормативном акте, должны быть адекватны методу правового регулирования, заложенному в этом акте, должны четко отграничивать друг от друга дозволение, обязывание и запрет (особое внимание надо при этом обращать на модальные слова - "запрещается", "разрешается", "могут", "должны", "обязаны", "вправе" и т.д.);

формальной и содержательной связанности предложений в рамках абзаца или иного структурного элемента текста (части, статьи и т.д.).

К общелингвистическим требованиям относится и необходимость соблюдения в нормативном тексте грамматических правил.

Терминологические требования имеют цель обосновать употребление в законе конкретных терминов, обозначающих те или иные понятия. Под юридическим термином понимается слово либо словосочетание, с предельной точностью выражающие те или иные факты, события или явления юридической действительности и обладающие однозначностью (по крайней мере, стремящиеся к ней).

Основные требования, которым должен отвечать юридический термин, таковы.

Ясность . Содержание юридического термина должно быть понятно правоприменителю, термин не должен вызывать неоправданных усилий для уяснения и разъяснения его содержания. Каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое и только свое оригинальное и притом единственное значение.

Однозначность . Сущность данного требования состоит в том, что юридический термин должен быть однозначно истолкован по крайней мере внутри одной отрасли права. Безусловно, нужно стремиться к однозначности терминов в рамках системы локальных нормативных актов. Но достичь этого удается далеко не всегда в силу объективных или субъективных причин.

Апробированност ь. Данная характеристика термина заключается в том, что включению в нормативные акты подлежат те термины, которые прошли проверку практикой. Без особых причин следует избегать введения новых терминов взамен существующих, особенно привнесения в тексты законов заимствований из иностранных языков, если есть возможность точно отразить характеристику выражаемого понятия на русском языке. Следует избегать и "юридизации" обыденной терминологии.

Самообъяснимость . Принцип конструирования термина в идеале должен быть понятен правоприменителю. Поэтому рассматриваемый принцип органически связан с принципом ясности.

Экономичность выражения . Принцип экономии правового текста относится к числу основополагающих. В терминах его можно конкретизировать следующим образом: физический объем термина (его протяженность) не должен приводить к громоздкости. Нормотворец должен стремиться к тому, чтобы термины-слова преобладали по сравнению с терминами-словосочетаниями, а в отношении терминов-слов - к их наименьшему буквенному объему (разумеется, без ущерба для ясности термина).

Экспрессивная нейтральность . Термины, используемые в нормативных текстах, как и все иные их лексические составляющие, должны обозначать определенные устойчивые правовые явления, а не взывать к чувствам - идеологическим, религиозным и иным подобным установкам адресатов.

"Одно понятие - один термин ". Это правило означает, что как внутри одного нормативного акта, так и в рамках целой отрасли права одно и то же понятие должно последовательно и неуклонно определяться одним термином. В то же время и один термин не должен использоваться для обозначения различных не совпадающих друг с другом понятий.

Не менее важны и синтаксические требования, предъявляемые к языку нормативных актов. Все члены предложения должны быть согласованы между собой в соответствии с языковыми нормами. Конструкции предложений не должны быть ни излишне сложными, ни искусственно упрощенными. Но необходимо помнить о том, что правовая норма нередко может выражаться с помощью сложноподчиненных предложений с условными придаточными предложениями, - такая форма зачастую бывает единственно возможной с точки зрения логики. Большую роль играет пунктуация, используемая в предложении. Нормотворец должен стремиться к относительной простоте пунктуации. Если существует необходимость облечь норму в сложную синтаксическую конструкцию (например, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными), то целесообразно в процессе подготовки акта вначале изложить мысль в виде нескольких простых предложений, а затем связать их воедино сообразно требованиям языка и целям вносимого нормативного акта.

Следующей группой языковых правил законодательной техники являются правила стилистические . Основными стилистическими принципами законодательной техники необходимо признать следующие.

Для законодательного текста из всего словарного состава языка отбираются те слова, которые наиболее подходят для выражения правовых норм. В текстах законов следует избегать редко употребляемых слов и синонимов в пределах одного и того же нормативного акта.

Опасно чрезмерное увлечение сложными синтаксическими конструкциями, узкоспециальной терминологией. Правовая норма должна быть выражена наиболее полно и четко, при этом следует избегать двух крайностей - недостаточности ("недоговоренности") и избыточности ("многословия") в ее выражении.

Текст локального нормативного акта должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычно характеризуется следующим:

сжатостью, компактностью, экономичным использованием слов и выражений;

стандартным расположением материала;

использованием клише, штампов. Например, очень часто используются такие штампы, как "должностное лицо", "в соответствии с действующим законодательством" и т.п.

повествовательным характером;

тенденцией к употреблению повторов слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

слабой индивидуализацией.

Нужно говорить и об этичности изложения материала. Как и большинство морально-нравственных правил поведения, этические нормы практически не закреплены действующим законодательством, т.е. очень редко содержатся в нормах права. Поэтому их применение зависит об общего культурного уровня развития человека, его системы ценностей. Тем не менее, должно всячески приветствоваться соблюдение этических правил при составлении документов. Нормативный документ, в самом широком понимании этого слова, не должен содержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений. Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого рода документов неприемлемы жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры. Кроме того, управленческая этика не предполагает использования в нормативных документах и уничижительных, льстивых выражений.

Во-вторых, к правилам юридической техники относятся требования, предъявляемые к структурированию и оформлению нормативного акта. Преамбула, будучи составной частью нормативного акта, не содержит нормативных установлений и предписаний, но должна как минимум отвечать требованиям, предъявляемым к языку правовых документов, - быть изложенной в меру просто, логично, иметь однозначную и четкую терминологию без каких-либо лексических или синтаксических изысков. Преамбула может содержать разъяснение специфики и характера принимаемого акта, его основных задач, общей идеи.

Рубрикацией нормативного акта называется разделение его цельного текста на составные части в соответствии с логической структурой акта. Большинство нормативных документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной "структурной единицей" подразделения нормативного акта является, как правило, для локальных актов "пункт" или "параграф", хотя может использоваться и "статья". Статья должна охватывать однородный материал. Когда такой структурный элемент включает несколько юридических предписаний, он имеет внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями", реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами (подпунктами). В свою очередь, наиболее крупные структурные элементы объединяются в главы, главы - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности удобно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него довольно сложно сослаться, потому что каждый раз приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точной ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление "новой статьи" в действующий акт не влечет "перенумерации" всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс.

Разумное использование приложений. Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

При этом нельзя один элемент структуры акта использовать в ущерб другим. Применение этого приема позволяет сократить основную часть документа. Именно такой пример содержит Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления". Текст закона небольшой, содержит лишь восемь статей, но к нему есть приложение, содержащее положение о выборах из 46 статей. Налицо отсутствие единообразия в способе изложения нормативного материала. В данном случае можно было бы использовать другой подход к структурированию материала: весь нормативный материал разбить на две части - общую и особенную; в общую часть включить те нормы, которые содержатся в тексте самого закона; в особенную - нормы, содержащиеся в приложении.

Использование перечня. В определенных случаях необходимо перечислять обстоятельства, причины, признаки того или иного явления. Обычно каждому элементу перечня присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.

Следует избегать открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слишком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

Использование бланкетных, отсылочных норм. Использование бланкетных и/или отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является довольно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема мы "отсылаем в никуда". Например, очень часто в тексте договора можно встретить предложение: "...ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством".

Использование примечаний. Примечание означает дополнительное объяснение, заметку позади текста или в сноске под текстом; замечание, обращение внимания. Примечание - специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве, факте, явлении, состоянии, процессе. Это конкретизация, дополнение норм. Многие примечания несут дополнительную информацию пояснительного характера. Иногда они содержат правила, которым место в самой норме, а не в примечании.

Название локального нормативного акта, а также его частей должно отражать внутреннее содержание этого акта.

В-третьих, важным элементом юридической техники является соблюдение требований формальной логики. К ним примыкает гносеологическое требование об адекватном отражении в тексте закона явлений объективной действительности.

Правильное использование юридических конструкций. Юридические конструкции - способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.п. в тексте документа. В качестве специального компонента в текст документа должны быть включены в необходимых случаях и специальные средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.п.). В основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции. Принципы - основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. Закрепление принципов осуществляется, как правило, в текстах нормативных актов и имеет существенное значение для правоприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов. Презумпция - предположение о наличии или об отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т.п. Классическими примерами юридических презумпций являются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве. Фикция - несуществующее положение, признанное при создании нормативного текста существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование.

Полнота регулирования соответствующей сферы отношений. Конечно, в идеале чем более полно урегулированы отношения, тем лучше. Однако абсолютно все предусмотреть невозможно, да и зачастую нет необходимости. Автор документа исходя из своих возможностей (таких как уровень знания предмета, срочность принятия документа) сам для себя определяет степень полноты регулирования отношений. Один документ с широким предметом регулирования иметь очень удобно, например, с точки зрения правоприменительной практики. Но выбор узкого круга регулируемых отношений приводит к необходимости принятия большого количества документов. Это может привести к их противоречиям, возникновению пробелов, хотя каждый документ в отдельности будет очень просто и быстро приниматься.

Конкретность регулирования, борьба с декларативностью. Это правило чаще всего нарушается в текстах нормативных актов. Необходимо включать в текст механизмы реализации норм, в том числе указывать, на кого возлагается организационное, материальное и финансовое обеспечение.

Системность построения: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей, логическая последовательность изложения. Использование различных приемов логики в текстах юридических документов необходимо. В отдельных случаях это диктуется здравым смыслом, в других является требованием закона.

Иные помимо юридико-технических требования, предъявляемые к локальному нормативному акту. К таким требованиям относится прежде всего требование законности. Локальный нормативный акт должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов, принятых в сфере деятельности, которой касается данный локальный нормативный акт. И здесь, с одной стороны, надо учитывать компетенцию органов публичной власти по осуществлению такого регулирования, с другой - исходить из презумпции "правильности" акта, суть которой состоит в том, что пока акт публичной власти не отменен в установленном порядке, он считается действующим.

К данным требованиям относится также соблюдение внутренней иерархии локальных актов. В каждой организации локальные нормативные акты могут (а по идее должны) иметь свою иерархию (например, акт руководителя не должен противоречить акту коллегиального исполнительного органа организации).

Юрист при подготовке локальных нормативных актов должен исходить и из необходимости обеспечить реалистичность предложенных правовых конструкций. Задача состоит в том, чтобы максимально реалистично описать имеющуюся модель деятельности в той или иной сфере, предложив, при возможности, улучшение данной модели.

При подготовке локальных нормативных актов, регулирующих какую-либо процедуру, в нормативном регулировании должен быть обеспечен полноценный процессный подход. Регулирование процедуры должно быть разделено на регулирование логически обособленных последовательностей действий. Описание каждого действия должно содержать следующие обязательные элементы: юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия; сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административного действия; содержание действия, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения; критерии принятия решений; результат действия и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, служащим основанием для начала исполнения следующего административного действия; способ фиксации результата выполнения административного действия, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административного действия, в том числе в электронных системах.

Как правило, чем крупнее организация, тем больше локальных нормативных актов в ней имеется. Рано или поздно в их системе накапливаются внутренние противоречия, да и просто становится неудобно работать с такой массой актов. Поэтому применительно к системе локальных нормативных актов на определенном этапе возникает та же потребность, что и применительно к любой системе нормативных актов, - систематизировать их. И здесь ключевую роль должен играть юрист (в данном случае - начальник юридической службы) организации. Он должен спланировать и организовать необходимую работу.

Систематизация чаще всего определяется как упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов; объединение отдельных нормативных установлений в единую, внутренне согласованную систему; целенаправленное упорядочение форм выражения права, осуществляемое с целью устранения несогласованностей между нормами права, очистки правовой системы от устаревших правовых норм и установления новых норм, соответствующих достигнутому уровню развития общества; упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Все определения систематизации, таким образом, похожи друг на друга.

Обращает на себя внимание то, что в приведенных определениях в качестве предмета систематизации (упорядочения) указываются, как правило, нормативные акты. Однако необходимость в систематизации возникает, если из-за неупорядоченности в массиве нормативных актов становится неудобным использование содержащихся в них правил. Даже если упорядочивается система актов, все равно преследуется цель - обеспечить удобство пользования правилами.

В большинстве работ в качестве форм систематизации фигурируют кодификация и инкорпорация.

Кодификация представляет собой такую форму систематизации, с помощью которой "обеспечивается системное нормативное регулирование одного вида общественных отношений путем создания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержательную и юридическую специфику структуры обособленных подразделений системы права". Таким образом, кодификация - создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта.

Юристу организации надо время от времени смотреть на локальные нормативные акты через призму их возможного объединения (укрупнения). Если в необходимых случаях это будет инициировано им, наверняка и юридической службе, и иным подразделениям будет удобнее работать с массивом локальных нормативных актов.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих нормативных правовых актов без переработки норм права, когда нормативные правовые акты помещаются в единые сборники в хронологическом, тематическом порядке (соответственно хронологическая и тематическая (предметная) инкорпорация) либо в каком-либо другом порядке. Особенность инкорпорации состоит в том, что в содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а значит, и содержание регулирования не меняется.

Инкорпорация может быть официальной (проводимой по поручению уполномоченного правотворческого органа, - в данном случае органа управления организации, - с последующим утверждением им) и неофициальной. Авторитет организации, особенно клиентоориентированной, могло бы повысить появление сборника локальных нормативных актов этой организации, систематизированных по предметному или хронологическому принципу. В идеале такой сборник мог бы быть утвержден органами управления организации в качестве официального. Однако и неофициальная инкорпорация локальных нормативных актов может пойти на пользу.

В теории систематизации иногда выделяется такая форма, как консолидация. При консолидации несколько нормативных актов объединяются в новый нормативный акт без внутренней переработки и восполнения пробелов (в отличие от кодификации).

Относят к систематизации и справочно-информационную работу, которая включает сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах, выдачу информационных данных, справок. Это вполне естественная, можно сказать, обязательная часть работы корпоративного юриста. Ее, конечно, проще делать в сотрудничестве со специалистами по информационным технологиям, чтобы учет велся и справки выдавались на основе автоматизированной информационно-справочной системы.

9350

  • Темы:
  • Делопроизводство

Состав реквизитов, применяемых при оформлении локальных нормативных правовых актов организаций (далее – ЛНА). ЛНА сложной структуры – особенности их подготовки и оформления в целом. Утверждение, согласование и регистрация ЛНА.

В статье мы последовательно рассмотрим состав реквизитов, применяемых при оформлении локальных нормативных правовых актов организаций (далее - ЛНА), и особенности их подготовки и оформления в целом .

Группы ЛНА

С точки зрения оформления, ЛНА можно разделить на две группы:

1) документы, которые оформляются в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 6.30-2003, например, положения о структурных подразделениях, коллегиальных или совещательных органах организации, должностные инструкции, должностные регламенты;

2) документы, оформление которых во многом отличается от оформления других организационно-распорядительных документов и которые можно отнести к документам сложной структуры. В оформлении этой группы ЛНА, как правило, присутствует титульный лист, а в состав документа включается перечень понятий (терминов), используемых в сфере правового регулирования, перечень сокращений и, собственно, основной текст.

Обобщая практику организаций, можно выделить следующие составные части ЛНА, относимых ко второй группе:

титульный лист;

перечень терминов и определений;

перечень сокращений;

основной текст (как правило, в составе текста выделяются раздел «Общие положения», разделы, раскрывающие основное содержание документа, заключение или заключительные положения);

приложения.

Кроме того, к подлиннику ЛНА, помещаемому в дело организации, добавляется лист согласования и, как правило, список рассылки.

Поскольку большая часть ЛНА организаций относится к документам второй группы, будем рассматривать именно эту группу документов.

ЛНА сложной структуры. Особенности оформления

При оформлении ЛНА используются следующие реквизиты: полное официальное наименование организации, сокращенное официальное наименование (если оно имеется), наименование ЛНА, гриф утверждения, регистрационный номер ЛНА, место и год издания документа, отметки о согласовании. Основная часть реквизитов ЛНА (кроме отметок о согласовании) размещается на титульном листе документа.

Примерный образец оформления титульного листа:

Открытое акционерное общество

«Производственная компания "Стройкомплект"»

(ОАО «Стройкомплект»)

Рег. № П/53

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

____________И.О. Фамилия

"___"__________________

ПОЛОЖЕНИЕ о локальных нормативных актах ОАО «Стройкомплект»

Москва - 2011

Утверждение ЛНА

Немаловажным является вопрос утверждения ЛНА. Существует несколько форм утверждения этих документов:

Утверждение руководителем организации, т. е. лицом, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и действующим на основе единоличного принятия решений;

Утверждение коллегиальным органом организации (советом директоров, правлением и др.).

В случае если документ утверждается руководителем организации (в отдельных случаях правом утверждать некоторые ЛНА может наделяться заместитель руководителя организации), также может быть два варианта утверждения: утверждение непосредственно руководителем, т. е. его собственноручной подписью в грифе утверждения, и утверждение приказом.

Решение о конкретной форме утверждения ЛНА принимается в зависимости от того, необходимо ли одновременно с утверждением ЛНА принимать дополнительные решения, связанные с этим действием, или нет. Если таких дополнительных решений принимать не нужно, ЛНА может утверждаться непосредственно руководителем. Если наряду с утверждением ЛНА нужно принять иные управленческие решения, связанные с данным документом, требуется издавать приказ об утверждении, в который, кроме пункта об утверждении, будут включены конкретные поручения исполнителям.

Гриф утверждения ЛНА

В зависимости от того, как утверждается ЛНА, грифы утверждения оформляются по-разному, например:

Отметка о конфиденциальности

Если документ содержит информацию конфиденциального характера, над грифом утверждения вверху справа на границе верхнего поля проставляется гриф ограничения доступа к документу, например:

Согласование (одобрение) ЛНА

Для некоторых видов ЛНА в организации может быть установлена в качестве обязательной процедура согласования ЛНА с совещательным (методическим или координационным) органом организации (комитетом, советом), например, Бюджетным комитетом, Инвестиционным комитетом, Научно-техническим советом и др. На практике эти грифы оформляются как гриф согласования или гриф одобрения документа:

СОГЛАСОВАНО (-А, -Ы)

решением Бюджетного комитета

(наименование организации)

(протокол от_№_)

ОДОБРЕНО (-А, -Ы)

решением Инвестиционного комитета

(наименование организации)

(протокол от_№_)

Гриф согласования (гриф одобрения), как правило, размещается на титульном листе ЛНА, в нижней части листа слева (выше указания места и года издания документа); гриф согласования может размещаться в верхней части титульного листа слева на уровне грифа утверждения документа. На практике единства в этом вопросе нет, нормативными документами это не регулируется.

Наименование ЛНА

Важным поисковым признаком ЛНА является его наименование. Наименование ЛНА включает:

Название вида документа (положение, правила, регламент и др.);

Заголовок к документу, раскрывающий его содержание, составляющий одно целое с наименованием вида документа.

Задача составителя ЛНА - сформулировать наименование ЛНА в краткой форме, но так, чтобы наименование раскрывало содержание документа, например:

ИНСТРУКЦИЯ о конфиденциальном делопроизводстве в ОАО «Стройкомплект»;

ПОЛОЖЕНИЕ о режиме конфиденциальности в ОАО « Стройкомплект».

Наименование должно быть точным, четким и информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем, чтобы работники организации могли по наименованию ЛНА определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости - быстро найти.

ЛНА со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают нормативную базу, затрудняют систематизацию и понимание нормативных документов. Они особенно неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, документах, статьях и др.

Несколько примеров неудачных заголовков ЛНА:

1. Описание унифицированного процесса подготовки, согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота

В приведенном примере, во-первых, отсутствует указание вида документа (положение, регламент, правила, инструкция или другой), лишним является указание того, что документ приводит унифицированный процесс подготовки, поскольку задача любого нормативного документа, если он регламентирует какой-то процесс, унифицировать его, иначе результат нормативного регулирования не будет эффективным. Правильным названием данного документа может быть такое:

Регламент подготовки и согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота.

2. Пошаговая инструкция о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия

В данном случае, как нам представляется, неправильно выбран вид документа. Расторжение трудового договора с руководителем унитарного предприятия - частный случай расторжения трудового договора с работниками организации, поэтому было бы правильнее назвать документ не инструкцией (тем более «пошаговой»), а порядком, тогда наименование документа было бы следующим:

Порядок расторжения трудового договора с руководителем унитарного предприятия.

3. Формы и формат сообщений и порядок их представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Здесь, как и в первом примере, вообще отсутствует наименование вида документа. В дальнейшем это создаст трудности для пользователей при необходимости сослаться на данный документ в тексте другого документа, поэтому первое, что нужно сделать, - это определить вид документа. Во-вторых, не указано, о каких сообщениях идет речь. Исправить это наименование можно следующим образом:

Положение о форме и форматах электронных сообщений (указать, каких именно) и порядке их передачи по информационно-телекоммуникационной сети.

Регистрация ЛНА

ЛНА подлежат регистрации. Вопрос регистрации ЛНА не так прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в практике делопроизводства выработалось такое правило: если документ утверждается приказом, то его датой и номером являются дата и номер приказа, поэтому ссылка на ЛНА, утвержденный приказом, в другом документе выглядит таким образом:

«В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденным приказом ОАО "Корпорация МИГ" от 12.02.2010 № 123...».

Если же ЛНА утверждается непосредственно руководителем, т. е. проставлением собственноручной подписи в грифе утверждения, то такие ЛНА регистрируются отдельно и им присваивается номер в соответствии с принятой в организации системой регистрации ЛНА, поэтому при ссылке на такие ЛНА было принято указывать только дату их регистрации, например:

«В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденным генеральным директором ОАО "Корпорация МИГ" 12.02.2010.».

Понятно, что такой подход неудобен для систематизации ЛНА, их учета, формирования единого информационного ресурса ЛНА. Именно поэтому организации, оперирующие большим объемом ЛНА, при формировании их в единый информационный массив приходят к необходимости вводить единую систему учета этих документов, при которой любому ЛНА, независимо от того, каким образом он был утвержден, присваивается индивидуальный регистрационный номер.

В состав регистрационного номера, как правило, входит порядковый учетный номер документа, к которому могут добавляться дополнительные буквенные или цифровые обозначения в зависимости от принятой в организации классификации ЛНА.

1. «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденным приказом ОАО "Корпорация МИГ" от 12.02.2012 № 123...» (при утверждении ЛНА приказом).

2. «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества от 12.02.2012 № 85-П, утвержденным генеральным директором ОАО "Корпорация МИГ"...».

«В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденным генеральным директором ОАО "Корпорация МИГ" 12.02.2012...» (оба варианта возможны при утверждении ЛНА непосредственно руководителем).

Лист согласования ЛНА

Лист согласования ЛНА является неотъемлемой частью документа, в каком бы виде не проводилось согласование документа. Если согласование проводится в системе электронного согласования, лист согласования по окончании этой процедуры распечатывается, и документ представляется на утверждение на бумажном носителе вместе с листом согласования.

После утверждения и регистрации документ с листом согласования помещается на хранение в дело (сроки хранения ЛНА устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Если согласование проводится в ручном режиме, отметки о согласовании, как правило, оформляются на отдельном листе, а не на обороте последнего листа документа, поскольку ЛНА часто имеют приложения.

Кроме сведений о лицах, участвующих в процедуре согласования документа, в лист согласования включается информация о разработчике (ответственном исполнителе) ЛНА:

Оформление приложений

Многие ЛНА содержат приложения. В приложения рекомендуется выносить материал справочного характера, унифицированные формы документов, формулы для расчетов и примеры расчетов, графики, схемы и др. Ссылка на приложение помещается в соответствующем пункте ЛНА; если приложений несколько, они нумеруются, а если приложение одно, номер приложения не проставляется, например:

«В целях учета и поиска документов в системе электронного документооборота используются обязательные сведения о документах (приложение № 13)».

Приложения помещаются после основного текста, каждое приложение начинается с новой страницы. На каждом приложении проставляется отметка о приложении по следующей форме:

Приложение

к Положению о локальных

нормативных актах

ОАО «Стройкомплект»

от 12.04.2012 № 213-П

Если внутренний нормативный документ утвержден приказом, указывается дата и номер приказа.

Заголовок к приложению располагается по центру. Заголовок приложения включается в содержание (оглавление ЛНА), если в текст ЛНА включается данный структурный элемент (структуре текста, языку и стилю ЛНА будет посвящена следующая статья).

Пример оформления приложения

Приложение

к Положению о локальных

нормативных актах

ОАО «Стройкомплект»

от 12.04.2012 № 213-П

Перечень

обязательных сведений о документах, используемых

в целях учета и поиска документов в системе электронного документооборота

1. Адресант

2. Адресат

3. Должность, фамилия и инициалы лица, подписавшегодокумент

4. Вид документа

5. Дата документа

6. Номер документа

7. Дата поступления документа

8. Входящий номер документа

Многие организации для оформления ЛНА вырабатывают свой индивидуальный корпоративный стиль оформления, выбирая определенные гарнитуры шрифта, размер шрифта, другие особенности оформления.

Порядок оформления ЛНА, так же как и порядок разработки ЛНА, требования к структуре текста, языку и стилю ЛНА, которые будут рассмотрены в следующей статье, должен быть регламентирован нормативным документом, например, как это делается во многих организациях, в Положении о ЛНА организации.



Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов

Эффективность работы любой организации, результативность ее функционирования зависит от того, как организована деятельность этой организации, насколько четко определен круг вопросов, решаемых каждым подразделением, насколько верно установлены права и обязанности сотрудников, полномочия должностных лиц, какова система разработки и принятия корпоративных актов.

Главная особенность этих актов состоит в том, что они являются внутренними документами, т.с. для того чтобы разработать

и ввести их в действие, как правило, не требуется участия сторонних организаций или представителей иных структур, - достаточно решения руководства или должностных лиц.

Корпоративный нормотворческий процесс состоит из определенных этапов, а те, в свою очередь, из стадий. При этом последние имеют конкретные цели и включают в себя относительно обособленные комплексы общественных отношений, осуществляемых при создании локальных актов, а также связанные с ними материально-технические действия.

Выделяемые этапы и стадии процесса корпоративного нормотворчества представлены на рис. 3.16.

Рис. 3.16. Этапы и стадии локального (корпоративного) нормотворчества

Сущность предпроектного этапа заключается в определении потребности в урегулировании локальными нормами общественных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации. При этом следует помнить, что проекты актов готовятся как с целью решения новых вопросов, так и для корректировки регулирования возникших ранее.

Стадия планирования предпроектного этапа нормотворчества. Разработку проектов корпоративных актов желательно осуществлять на плановой основе, которая делает возможным комплексный подход к правовому регулированию внутриорганизационных отношений с выделением его главных направлений, позволяет рационально организовывать работу.

Нормотворческие планы могут иметь вид самостоятельного документа, а могут включаться в другие планирующие документы, например, в бизнес-планы, годовые планы работы организации и др.

Причем в плане можно предусмотреть и другие мероприятия в области нормотворчества: издание сборников корпоративных нормативных актов, мероприятия по вопросам реализации данных актов.

Стадия нормотворческой инициативы. Начало процедуры подготовки проекта акта связано с выдвижением инициативы о его принятии, которая может исходить от отдельно взятого работника, представителей работников, в том числе профсоюзов, а также от органов управления организацией и ее структурных подразделений. Однако решение об издании акта принимается только двумя способами - либо коллективно (на собраниях трудового коллектива, акционеров; по согласованию с представительным органом работников), либо единолично, т.е. одним из должностных лиц. Формы нормотворческой инициативы отражены на рис. 3.17.

Рис. 3.17. Форма нормотворческой инициативы

После того как будет принято решение о необходимости разработки и принятия акта, начинается этап его подготовки.

Основными параметрами, на которые акцентируют внимание в ходе подготовки корпоративных актов, выступают законность, целесообразность и содержательность при соблюдении пределов локального регулирования.

Далее следует стадия сбора, изучения, анализа материалов, относящихся к регулируемым общественным отношениям. Здесь прежде всего необходимо определить реальное, фактическое состояние той сферы деятельности организации, к которой относится проект. Затем четко сформулировать существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общую цель предполагаемого правового регулирования.

Обычно локальный акт, который предлагается разработать, не является первым в регулировании подобных отношений, поэтому большое значение имеет информация о действующих локальных актах по данному вопросу, анализ их состояния, практики применения: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого локального нормативного акта, если принимались, то каковы их эффективность и недостатки; как предлагаемый локальный нормативный акт впишется в действующее правовое регулирование и будет взаимодействовать с сопряженными ему актами и т.п.

В зависимости от состояния корпоративных актов, относящихся к теме проекта, нужно четко определить, - можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или необходимо подготовить новый?

Разработка проектов новых актов без увязки с действующими может привести к разбалансированности и внутренней противоречивости всей системы актов. Чтобы этого избежать, нужно подготовить перед началом разработки акта справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу.

Необходимо также заранее спрогнозировать возможные последствия действия будущего нормативного акта, в том числе экономические, правовые, социальные и др., а также просчитать его ресурсозатратность.

Таким образом, главная задача этой стадии состоит в сборе, изучении и анализе всех имеющих отношение к делу материалов.

На стадии разработки проекта корпоративного нормативного акта вырабатываются основные положения будущего акта, которые впоследствии смогут обеспечить достижение поставленных целей.

Структура и содержание отдельных локальных актов установлены Унифицированной системой организационно-распорядительной документации .

Работа над конкретным проектом акта начинается с принятия соответствующего решения, подкрепленного следующими основаниями:

Поручением компетентного органа организации разработать проект;

Законодательным или локальным актом, содержащим указание о принятии корпоративного акта;

Нормотворческой инициативой.

Решение о подготовке проекта акта может предусматривать образование комиссий для выработки проекта и рассмотрения замечаний и предложений, высказанных в процессе его подготовки и обсуждения.

Разработку комплексных актов, затрагивающих интересы нескольких служб, ведет, как правило, юридическая служба организации, но сложным проектам создаются рабочие группы.

При разработке корпоративных актов помимо норм национального законодательства следует учитывать положения международно-правовых актов .

Процесс формирования собственной системы нормативных актов должен опираться на научно обоснованные принципы их разработки, к которым относят:

Гласность процесса разработки корпоративных норм;

Оперативность нормотворчества;

Законность.

Отметим, что принцип законности помимо прочего выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу, между ними должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем предприятия и, наконец, структурных его единиц. Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт, исходя из чего, можно выявить следующую иерархию этих актов:

Принятые в порядке единоначалия руководителем организации;

Принятые советом директоров;

Принятые общим собранием коллектива, по вопросам, относящимся к его компетенции.

Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчинеииости, то при равной юридической силе и одинаковом предмете регулирования, приоритет имеют изданные позднее. Следующий акт отменяет предыдущий, а специальный акт - имеет преимущество перед актом общего действия.

Обязательной предпосылкой высокого качества корпоративных актов является неукоснительное соблюдение требований правоустановительной техники.

Стадия согласования (предварительного обсуждения) проекта локального нормативного акта. Для обеспечения качества принимаемых актов, обоснованности их применения важно обеспечить творческую, деловую обстановку в работе, их широкое, гласное обсуждение па основе анализа разных точек зрения.

Предварительное обсуждение проекта осуществляется с целью высказывания предложений, поправок и замечаний по его содержанию, оформлению.

В первую очередь, проект акта должен быть направлен на правовую экспертизу в юридическую службу организации (если только она не является его разработчиком).

Правовая экспертиза предполагает оценку соответствия проекта не только нормам Конституции РФ и действующему федеральному и региональному законодательству, но и локальным нормам, а также в ее задачи входит выявление обеспеченности проектируемых норм финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности и поощрения, соблюдения правил юридической техники.

По результатам правовой экспертизы оформляется заключение, выражающее аргументированную позицию но поставленным вопросам.

Ключевым моментом, который необходимо иметь в виду на данной стадии, является максимальный учет общественного мнения, представляющего собой один из важных социальных факторов нормотворчества.

Стадия доработки проекта корпоративного нормативного акта и его визирование. По результатам обсуждения разработчик нормативного акта организует учет, обобщение и анализ поступивших предложений, а также доработку проекта в соответствии с ними. После чего проект направляется на визирование, осуществляемое должностными лицами тех структурных подразделений, которые заинтересованы в принятии данного акта, а также теми, на кого его положения будут распространяться.

Визирование проекта может осуществляться как на последнем листе первого экземпляра проекта путем написания личной подписи (с се расшифровкой) и даты, так и на оборотной стороне последнего листа или на отдельном листе согласования, прилагаемому к проекту.

После того как проект окончательно доработан, отредактирован и завизирован, нормотворческий процесс вступает в свой третий заключительный этап - принятия и официального оглашения, последовательно проходящий две стадии - стадию принятия проекта акта и стадию вступления его в силу. В этот этап также входит регистрация и официальное оглашение (рассылка) принятого акта.

Характерной особенностью стадии принятия проекта корпоративного нормативного акта (порядок принятия, подписание, регистрация) является его договорно-согласительный принцип, поскольку корпоративные нормативные акты являются, как правило, нормативными соглашениями, заключаемыми между коллективом работников (в лице их представителей) и работодателем.

Принятие корпоративного нормативного акта может происходить:

На общем собрании коллектива в форме прямого непосредственного нормотворчества;

Представителями работников и работодателей в форме представительного нормотворчества - совет директоров, совет предприятия, профсоюз, т.е. органов, выражающих интересы как работников, так и работодателя и одновременно осуществляющих контрольные или исполнительно-распорядительные функции;

Единолично исполнительными органами организации в форме опосредованного нормотворчества.

Отметим, что в самом общем виде правомочия по принятию локальных нормативных актов единолично исполнительным орга-

ном отражаются в уставе организации. Как правило, единолично руководителем решаются оперативные вопросы, требующие быстрой реакции, или специальные вопросы, требующие специальных знаний, опыта, а также текущие вопросы, не относящиеся к особо важным.

Акт считается окончательно принятым, если он подписан либо руководителем организации, либо лицом, которое принимает данный акт своим решением, имея соответствующие полномочия.

Возможно подписание корпоративного акта, например, коллективного договора, двумя сторонами - председателем профсоюзного комитета (органа, представляющего интересы работников) и руководителем организации (представителем собственника).

Ряд локальных актов обретает юридическую силу только после того, как их утвердят руководитель или должностные лица организации, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов.

Обязательному утверждению подлежат:

Положения о представительствах, филиалах и структурных подразделениях организации;

Правила внутреннего распорядка;

Инструкции, в том числе должностные;

Расценки на проведение работ и оказание услуг и др.

После подписания, а в предусмотренных случаях и утверждения, корпоративный акт подлежит обязательной регистрации, под которой понимают запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения. Таким образом, регистрация придает юридическую силу документу, подтверждая факт его создания или получения. Пока документ не зарегистрирован - он не оформлен, не учтен и как бы еще не существует.

По общему правилу делопроизводства все подписанные или утвержденные акты должны регистрироваться службой делопроизводства в день подписания или утверждения путем присвоения им регистрационного номера и проставления на них даты подписания или утверждения. Регистрация производится в пределах групп в зависимости от названия вида корпоративного нормативного акта, его автора (разработчика) и содержания. Например, отдельно регистрируются приказы руководителя, распоряжения руководителя, различные инструкции и положения. Порядковые регистрационные номера присваиваются актам в пределах каждой регистрируемой группы.

Стадия вступления в силу корпоративного нормативного акта. Но общему правилу, локальный акт вступает в силу с момента подписания, если в самом акте не установлено иное.

Относительно сроков и порядка введения в действие корпоративных актов, предусмотренных трудовым законодательством, определены следующие сроки вступления их в силу.

Статья 372 Трудового кодекса РФ устанавливает два общих срока вступления в законную силу указанных актов - пять дней - в случае согласия профсоюзного органа с проектом локального акта, и восемь дней - в случае его возражений. Статьи 103 и 162 определяют специальные сроки вступления в действие графиков сменности и норм труда - в первом случае - один месяц, а во втором случае - два месяца после извещения об этом работников.

Вступление в законную силу корпоративного акта зависит от его влияния на содержание трудовых договоров работников. Если локальные нормы изменяют их существующие условия, то акт может вступить в силу нс ранее двух месяцев со дня письменного уведомления работников о его содержании.

Принятый акт действует бессрочно, в том случае, если им не оговорено иное.

Основаниями прекращения действия корпоративных актов являются:

Истечение срока действия, на который он был принят;

Принятие нового акта;

Признание акта утратившим силу;

Признание судом акта незаконным.

  • См.: постановление Госстандарта России от 03.03.2003 К<> 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов) // М.: ИПК Издательство стандартов, 2003 (Требования к оформлению документов).
  • Например, Конвенцию № 135 Международной организации труда "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" (заключена в г. Женеве 23.06.1971) (Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 01.07.2010 № 137-ФЗ). Для Российской Федерации данный документ вступил в силу 6 сентября 2011 г.
  • Однако этот принцип нельзя понимать упрощенно. На практике его реальное воплощение сталкивается с такими обстоятельствами, как: должность, которую занимает работник организации (учреждения), квалификация работника, его стаж работы и т.п.
Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...