Проверка в образовательном учреждении: что необходимо знать директору школы и заведующему ДОУ. Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования Периодичность проверок в образовании


1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер.

3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

7. В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Н. Н. Сибилева , главный бухгалтер Управления по надзору и контролю
в сфере образования Курской области, к. э. н.

Журнал «Учет в сфере образования » № 11, ноябрь 2010 г.

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Что проверяют контролеры

Региональные власти имеют право проверять учебные заведения, которые находятся на подведомственных им территориях. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации обрасти.

Прежде всего органы контроля проверяют то, как учреждения соблюдают законодательство в области образования. При этом учебные заведения, которые перечислены в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), контролеры проверять не вправе. Например, вузы. Проверкой таких учебных заведений занимается Рособрнадзор.

Региональные власти могут проверить то, как учреждения соблюдают правила лицензирования и аккредитации, провести контроль качества образовательных услуг.

Проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок бывают

Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения.

При «камералках» проверяющие изучают документы учреждения на своей территории.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Более того, контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово региональные органы образования могут проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки. Также внеплановая проверка может быть проведена по поручению Рособрнадзора и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Ход проверки

На проведение проверки у контролеров должен быть приказ их руководителя или его заместителя. Там должны быть зафиксированы цель контрольных мероприятий, их объем, а также срок проверки. Для проверки обычно создается комиссия, назначается ее председатель и издается план-задание по контрольным мероприятиям.

И еще. Помните, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Непосредственно процедура проверки зависит от ее целей и задач.

Контролеры имеют право:

– посещать проверяемую образовательную организацию;

– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;

– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

– проводить экспертизу документов;

– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;

– проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Контролеры не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. На выездную проверку контролерам отводится 20 рабочих дней. Но при этом установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Контролеры имеют право затребовать учредительные документы, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации. Также они могут попросить внутренние нормативные документы учреждения, которые регламентируют:

– структуру управления деятельностью организации;

– права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;

– внутренний распорядок организации;

– прием в организацию;

– организацию и осуществление образовательного процесса;

– оказание платных услуг;

– отчисление учащихся, восстановление и перевод;

– методы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

У учреждения могут быть затребованы документы по учету и хранению бланков аттестатов, а также документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Сроки уведомления четко оговорены

Проверяющие должны уведомить о предстоящих контрольных мероприятиях заранее. Если речь идет о проверке на предмет соблюдения законодательства РФ об образовании, то это они должны сделать за пять рабочих дней. В адрес учреждения направляются уведомление, копия приказа и план-задание проверки. В такой же срок учебное заведение уведомляют, если проверка связана с вопросами лицензирования и аккредитации. В случае если мероприятие проводится в целях контроля качества образовательных услуг, уведомят учреждение за полтора месяца. Но только если проверка предусматривает тестирование, опрос учащихся либо иные формы контроля качества подготовки школьников. В противном случае учреждение извещается в стандартные сроки – пять рабочих дней.

Результаты проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. Второй – остается у контролеров, на нем руководитель ставит подпись. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

Обратите внимание: если этого не сделать своевременно, то отстоять свою правоту в суде будет сложно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. №А13-8136/2009).

На основании акта оформляется отчет о проверке, а также определяются меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

За нарушения могут наказать

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений. Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30. Учреждение может быть привлечено к ответственности и за невыполнение в срок предписания контролеров (ст. 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

Срок выездной проверки составляет 20 рабочих дней. Уведомить о начале проверки учреждение должны за пять дней. Если во время контрольных мероприятий будет проводиться тестирование учащихся, то срок уведомления о проверке составляет полтора месяца.

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

1.1. В случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

11.1. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).

11.2. Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

11.3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями , определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления вида государственного регионального контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.4. При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

11.5. При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.

Различные органы публичной администрации ежегодно проводят в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций мероприятия по для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности , предоставляемых услуг или реализуемых ими товаров, обязательным требованиям действующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрена периодичность проведения в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора). Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне. Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Органы публичной администрации в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций проводят и в и . Периодичность проведения проверок зависит от вида проверки. Действующее законодательство четко регламентирует периодичность проведения плановых проверок. Понятие «периодичность проведения проверок» имеет большее практическое значение и применяется скорее именно к плановым проверкам. В отношении внеплановых проверок корректнее говорить о возникновении .

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической не чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный , государственный не чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи органы, осуществляющие , и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года
Оказание органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях не чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствами органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в 2 года

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года .

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

На основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода, отнесены федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий и многие другие виды контроля.

При этом периодичность проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода установлена на основании положений соответствующих видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности проверяемого лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности. К примеру:

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск — ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся.

Мораторий на проведение плановых проверок

Обращаем Ваше внимание на то, что с «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

  • проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащим нормы трудового права (Роструд);
  • государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (Роскомнадзор);
  • государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно — эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи;
  • и иные.

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

Действующее законодательство, как уже отмечалось ранее, не предусматривает периодичность проведения внеплановых проверок. Иными словами, внеплановая проверка проводится в отношении медицинской и (или) фармацевтической организации всякий раз при возникновении оснований для проведения проверки, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ:

  • Истечение срока исполнения медицинской (фармацевтической) организацией ранее выданного ;
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде..., а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ...возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Необходимо отметить, что в отношении некоторых видов контроля могут быть предусмотрены иные или дополнительные основания для проведения внеплановых проверок. Например, в соответствии с п. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основаниями для проведения внеплановых проверок лицензирующим органом могут являться:

  • Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения ;
  • Поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 данного Федерального закона;
  • Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • Поступление заявления от соискателя лицензии или лицензиата о получении или ;
  • Наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Должностные лица органов надзора могут начать проведение проверки в отношении медицинской (фармацевтической) организации ранее установленного срока (с нарушением периодичности проведения проверок). В данном случае медицинская (фармацевтическая) организация имеет право либо не допустить должностных лиц органов контроля (надзора) до проведения проверки, либо как проведенной с грубыми нарушениями.

Закон № 294-ФЗ устанавливает санкции за нарушение периодичности проведения плановых проверок. Проведение плановой проверки с нарушением установленной законом периодичности ее проведения является грубым нарушением действующего законодательства (п.1 ч.2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). В данном случае результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения медицинской (фармацевтической) организацией обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Заявления, поданные в Арбитражный суд, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разделе 3 АПК РФ.

КОТОВА

ЕВГЕНИЯ

ВИКТОРОВНА,

Доцент кафедры

управления и экономики

Академии постдипломного

педагогического

образования. Генеральный

директор ООО «АУДИТ-

ЭВРИКА». Арбитражный

заседатель Арбитражного

суда СПб и ЛО. Кандидат

экономических наук

Основания проведения проверки

статьях 28, 28.1, 29, 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Далее - Закон) перечислены полномочия различных ветвей органов власти в области образования. В соответствии с Законом, функции по контролю и надзору в сфере образования возложены на специальный федеральный орган исполнительной власти - Рособрнадзор.

Надзор в сфере образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В свою очередь, Министерством образования и науки РФ издан Приказ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента Рособрнадзора», который устанавливает правила проведения проверок конкретно в этой сфере.

Обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» усилены, меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ «Об образовании».

Подробно в новой редакции Закона регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон «Об образовании» включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования.

Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений.

Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора и контроля качества образования, главным об­разом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет и определен перечень размещаемой на сайте информации.

Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. В нем также установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.

Объекты проверки

В рамках исполнения государственной функции Рособрнадзор осуществляет надзор по следующим вопросам:

■ государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений;

подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Порядок и сроки проведения мероприятий по надзору

При проведении проверок Рособрнадзор руководствуется Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ. По данному закону проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. В свою очередь эти проверки делятся на документарные (камеральные) и выездные.

Плановые и внеплановые проверки

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утверждены сроки и периодич­ность проведения плановых проверок. В частности, там указано, что органы, осуществляющие контроль за лицензированием образования, могут проводить проверки не чаще чем 1 раз в 2 года. Мероприятия по надзору в образовательных учреждениях проводятся в плановом и внеплановом порядке. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком надзора, который составляется с учетом:

даты проведения последней проверки данной организации;

поручений органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

выявленных нарушений за предшествующий 5-летний период, полноты и своевременности их устранения.

При проведении выездной проверки не позднее чем за 5 рабочих дней до ее начала в организацию по почте или факсимильным сообщением направляется уведомление о проведении проверки с приложением плана-задания проверки.

Внеплановая проверка

Основаниями для принятия решений о проведении внеплановых проверок являются:

■поступление жалоб на действия (бездействие) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

■проверка исполнения предписаний.

О проведении внеплановой проверки руководителя образовательного учреждения должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки.

В ходе проверки председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:

запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;

проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с обучающимися, воспитанниками должны проводиться в присутствии их родителей (законных представителей).

Выездные и документарные (камеральные) проверки

Инспекторы имеют право проводить проверки в образовательных организациях по вопросам полноты и качества осуществления образовательных услуг.

Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

выездных (инспекционных) проверок проводятся на основании приказа Рособрнадзора по месту нахождения образовательных учреждений и осуществляются комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором.

Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся на основании распоряжения Рособрнадзора по месту нахождения проверяющего органа посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений. Такие проверки могут осуществляться комиссией или одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.

Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением, при необходимости, в ее состав квалифицированных экспертов.

Что должно быть указано в приказе или распоряжении?

В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:

номер и дата приказа или распоряжения о проведении проверки;

состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей ее членов, или фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;

наименование организации, в отношении которой проводится проверка;

цели, задачи и предмет проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания проверки.

В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом (распоряжением) Рособрнадзора утверждается также план-задание проверки.

С чего начинается проверка?

Перед началом проверки председатель комиссии (проверяющий) должен:

провести совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;

ознакомить руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

запросить (если это нужно) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организовать их получение.

Что должен делать руководитель?

Руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:

■организовать по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комис­
сии с руководителями основных подразделений

и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителя­ми (законными представителями);

предоставить членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;

своевременно представить по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе;

дать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;

обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Оформление результатов проверки

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит соответствующую запись в имеющемся в организации журнале учета мероприятий по контролю (надзору) (о том, как выглядит журнал учета, см. в первом номере журнала). Если в ходе проверки выявлено отсутствие в организации такого журнала, в акте о результатах проверки делается запись об этом.

Письмом Минэкономразвития от 9.02.2010 № Д05-315 установлено, что Рособрнадзор обязан по результатам проводившихся проверок составлять акты проверок по форме, установленной Приказом № 141 от 30.04.2009 (образец акта - в первом номере журнала).

В акте о результатах проверки дается вывод комиссии по проверке по результатам проведения мероприятия по надзору:

о выявлении нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения;

об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.

Акт о результатах проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.

Рособрнадзор по результатам проверки может выдавать обязательные для исполнения предписания организациям:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством;

об отстранении должностных лиц от должности.

Выдача предписания, его исполнение и последствия неисполнения

Предписание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора и направляется образовательному учреждению по почте с уведомлением о вручении.

Организация, которой было выдано предписа­ние, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указан­ных в предписании требований.

В случае неисполнения предписания об устранении нарушений руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) образовательного учреждения к ответственности, установленной законодательством РФ.

Виды ответственности

В отношении нарушителя могут быть приняты следующие меры воздействия:

1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;

2) аннулирование лицензии;

3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;

4) лишение свидетельства о госаккредитации;

5) штраф и дисквалификация должностных лиц (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере образования

Нарушение

Размер штрафа

Норма

Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, незаконные отказ в приеме в образовательное учреждение либо отчисление из учреждения

П. 1 ст. 5.57 КоАП РФ

То же действие, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц)

П. 3 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридиче­ских лиц)

П. 2 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение требований к ведению образовательной деятельности - ведение данной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушение правил оказания платных образовательных услуг

От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.30 КоАП РФ

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного про­цесса, незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 2 ст. 19.30 КоАП РФ

Выдача образовательными организациями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими госаккре­дитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным про­граммам, не прошедшим госаккредитации

50 000 руб. или дисквалификацияна срок от шести месяцев до одного года (для должностных лиц). От 100 000 до 500 000 руб. (для юридических лиц)

П. 3 ст. 19.30 КоАП РФ

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников. Нарушение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

От 3000 до 5000 руб. (для граждан). От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 4 ст. 19.30 КоАП РФ

Нарушение порядка приема в образовательную организацию

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 5 ст. 19.30 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа государственного контроля (надзора), воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб. (для граждан).„ От 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц)

П. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осущест­вляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства

От 300 до 500 руб. (для граждан). Дисквалификация на срок до трех лет либо штраф от 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц). От 10 000 до 20 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонаруше­ния

От 300 до 500 руб. (для должностных лиц)

Ст. 19.6 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. А также представление этих сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, оговоренных КоАП РФ

От 100 до 300 руб. (для граждан). От 300 до 500 руб. (для должностных лиц). От 3000 до 5000 руб. (для юридических лиц)

Ст. 19.7 КоАП РФ

Правовые нормы привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, а дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи.

Приказом Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статей 5.57, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Обжалование действий Рособрнадзора

Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора могут быть обжалованы:

вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора;

министру (заместителю министра) образования и науки РФ;

в судебном порядке.

Обращение подается в письменной форме и должно содержать:

при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество, при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

наименование государственного органа,

в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

суть заявления или жалобы;

при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;

■ дату.

К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. Срок подачи жалобы должен быть указан в решении о привлечении к ответственности.

Письменный ответ должен быть направлен автору обращения не позднее 30 дней со дня реги­страции письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России.

Нормативно-правовые документы

1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

8. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 242 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)».

10. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования ».

11. Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 № 01-298/09-01 «О направлении методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования».

12. Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».

13. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

14. Приказ Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения».

15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Из официальных источников

Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что в 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводила проверки по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Процедуру лицензирования прошли 897 образовательных учреждений, научных организаций и филиалов по 20 316 образовательным программам, 1200 образовательных учреждений - по 7970 новым образовательным программам. Было выдано 1207 лицензий и 1303 приложений к ним, а также приостановлено действие 2 лицензий.

Также Рособрнадзором было организовано 1027 процедур аккредитации образовательных учреждений и научных организаций по 9578 образовательным программам и 977 процедур аккредитации по 2554 новым образовательным программам.

О проведении проверки школы

Департаментом контроля и надзора в области образования.

Хроника событий

Ю. В. ЛЪШНА,

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное - за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

соблюдение трудового законодательства;

соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...