Прямая демократия понятие. Конституционное право


Для воплощения в жизнь вышеперечисленных признаков необходимо существование всеобщих институтов демократии.
Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.
К организационным формам относятся: выборность высших органов государства; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.
В соответствии со способом осуществления народом своей власти, выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную); косвенную (представительную).
Прямая (непосредственная) форма демократии.
Характерной чертой этой формы демократии является то, что в ее рамках народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть.
Институтами прямой демократии являются собрания, митинги, шествия, демонстрации, обращение в органы власти (петиции), пикетирования, народное обсуждение важнейших вопросов.
Косвенная (представительная) форма демократии.
Характерной чертой этой формы демократии является то, что народ осуществляет свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший и представительный (выборный) орган власти в стране.
Недостатками представительной демократии являются:
фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
неизбежная бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;
широкие возможности для подкупа должностных лиц;
слабая легитимность власти вследствие почни полного отчуждения от нее граждан;
нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов и др.

Современная демократия существенно отличается от демократии античной. Однако вместе с этим может быть интерпретировано по-разному. Сегодня все чаще используется такой термин, как "прямая демократия". В широком смысле означает наличие у граждан права участвовать в разработке решений по основным государственным вопросам. Реализуется это право в форме общенародного голосования. Прямая демократия является следствием как собственной инициативы, так и исполнения обязательных конституционных положений, то есть не зависит от воли правительства или парламента.

Указанное выше определение выражает первый обязательный критерий народного права. Так, прямая демократия не действует по отношению к отдельным личностям. Активность в данном случае направлена на решение ключевых государственных вопросов. Например, прямые выборы президента или мэров - не проявление прямой демократии.

Вторым обязательным критерием является наделение граждан властью. При этом процедуры прямой демократии направлены на разделение этих властных полномочий. Разделение полномочий, как правило, обозначает, что конкретное число граждан (количество человек в группе определяется законодательно) может инициировать процедуру реализации народного права вне зависимости от желания законодательной или исполнительной власти. Другими словами, плебисциты (общенародные голосования), инициированные не гражданами, а властными органами, также не относятся к прямой демократии. На основании этого критерия определяется различие между референдумом и плебисцитом.

Прямая демократия включает три типа процедур: референдум, встречное (альтернативное) предложение и инициативу. Каждому типу соответствует свой способ реализации. Для всех способов существуют разные институты прямой демократии.

Референдумом называют отклонить либо принять решение властного органа. Данное право реализуется при помощи общенародного голосования. В случае, когда голосование инициируется по решению власти, говорят не о референдуме, а о плебисците.

Инициативой называют право конкретного числа граждан на предложение всем избирателям ввести новый закон или изменить уже существующий. Решение при этом принимается на основании результатов общенародного голосования.

Граждане, организующие инициативу, могут добиваться проведения референдума по своим предложениям (при условии, если данная инициатива формально принята). Граждане также имеют право на отзыв своего предложения. Это условие должно допускаться в законодательстве.

Встречное предложение от граждан формулируется в рамках референдума или процедуры организации инициативы. После этого решение по альтернативному предложению (так же, как и по исходному) принимается в соответствии с результатами голосования.

Характер и степень применения процедур прямой демократии зависят от определенных факторов. Большое влияние оказывают существующие традиции по разрешению различных ситуаций в обществе, то есть его (общества) и число самих конфликтов. Немаловажное значение имеет и степень сложности структуры в данном обществе, и расстановка политических сил в нем.

От объективности и полноты соблюдения базовых условий зависит эффективность функционирования прямой демократии. При этом, с другой стороны, существует также и зависимость от конкретных форм инструментов гражданского права и их применимости на практике. Как известно, демократия не может существовать там, где используются насильственные методы. Кроме того, недоработанные и применяемые некорректно процедуры могут быть не только неэффективны, но и в некоторых случаях являться контрпродуктивными.

Прямая (непосредственная) демократия в России

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы".

В нашей стране референдум есть форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №2. Ст. 22. провозгласила две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, - устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума.

Конституция РФ в ст. 3 предусматривает те же формы осуществления народовластия.

За семидесятилетний период существования СССР всенародное голосование было проведено лишь однажды - 17 марта 1991 г. Была поставлена задача - выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента РСФСР. По первому вопросу из 143 миллионов голосовавших, внесенных в списки для голосования, 70,12% ответили "да", а 28,36% - "нет" Официальный сайт Президента РФ: http://президент.рф/.. Таким образом, граждане СССР высказались за сохранение его территориального единства. Следует оговориться, что органы государственной власти Коми АССР и Северо-Осетинской АССР, а также Смоленский областной Совет народных депутатов приняли решение о неучастии данных регионов в голосовании Независимый информационно-аналитический портал о выборах "Выборы-20…".: www.vibori.unfo.. Но все же подавляющее большинство граждан СССР высказались за сохранение единого федеративного государства.

В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. Таким образом, референдум 1991 г. был единственным, первым и последним референдумом в истории СССР. Хотя единственный советский референдум оставил достаточно тяжелое и противоречивое впечатление, политическая жизнь в последующий период характеризуется активным использованием референдума. Он становится конституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов и национальностей в вопросах государственного строительства. Так, на территории Российской Федерации в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т.д.

Что касается референдума по вопросу о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием, - 69,85% высказались утвердительно Официальный сайт Президента РФ: http://президент.рф/.. Неучастие в голосовании таких регионов, как Северо-Осетинская АССР, Татарская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Коми АССР и Тувинский автономный округ не повлияло на исход голосования по этому вопросу Независимый информационно-аналитический портал о выборах "Выборы-20…".: www.vibori.unfo.. В результате референдума был введен пост Президента РФ.

Принципы проведения референдума, закрепленные в ст. 2 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" Российская газета. 30.06.2004; 30.04.2008. (далее - Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"), основаны на положениях Конституции РФ: всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании; свобода и добровольность участия; гарантированность; открытость, гласность.

В отношении международных стандартов прежде всего следует указать на ст. 21 Всеобщей декларации прав человека Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217A (III) от 10.12.1948 // Российская газета. 05.04.1995., согласно чч. 1 и 3 которой каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа" Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. №6. С. 2-3. решен ряд вопросов, касающихся проведения референдума в Российской Федерации. В частности, признано соответствующим Конституции Российской Федерации положение п. 6 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", согласно которому не могут выноситься вопросы о принятии и изменении федерального бюджета, об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования данные законоположения, не допуская вынесения на референдум вопросов, связанных с бюджетными обязательствами Российской Федерации, не предполагают запрет вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств РФ, за пределами срока действия Федерального закона о федеральном бюджете.

Заметим, что реальная политическая практика пока имеет мало общего с конституционными декларациями и идет совершенно другим путем: в то время как представительная демократия уже утвердилась, а выборные институты обрели полноценную биографию, за почти 18 лет действия Конституции РФ ни одного референдума на федеральном уровне не проводилось На основе действующего Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" неоднократно вносились инициативы со стороны граждан, однако до назначения референдума дело так и не дошло.. При этом фактором, препятствующим развитию института референдума, является не Конституция, а именно Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". В.Н. Руденко отмечает, что "провести референдум конструкция Федерального конституционного закона фактически не позволяет. Вряд ли это свидетельствует о демократизме норм, предусмотренных Федеральным конституционным законом" Цит. по: Ильин Н.Ю. Референдум как институт демократии в российской и европейской действительности // Евразийский юридический журнал. 2009. №16. С. 68.. Е.А. Лукьянова утверждает, что "в стране фактически уничтожен институт референдума. Правовое регулирование порядка его инициирования и назначения доведено до состояния реальной невозможности ни инициировать всенародное голосование, ни назначить его без политической воли "сверху" Цит. по: Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2009. №1. С. 176..

Вместе с тем, в настоящее время имеется довольно богатая правоприменительная практика проведения региональных референдумов по объединению субъектов РФ. Так, по результатам решений региональных референдумов были образованы новые субъекты Федерации - Пермский край, объединенный Красноярский край, Камчатский край, Забайкальский край. Явка избирателей во всех регионах превысила 70 процентов Независимый информационно-аналитический портал о выборах "Выборы-20…".: www.vibori.unfo..

В статье 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" речь идет о такой форме непосредственной демократии, как местный референдум, который представляет собой одну из форм непосредственного выражения народовластия. Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Однако нельзя утверждать, что это наиболее часто используемый и эффективный способ решения проблем местного уровня. Скорее его можно назвать факультативным инструментом осуществления местного самоуправления Евлаш Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление реализации населением права на местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №2. С. 15..

Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения - органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Вопросы проведения местного референдума регулируются: Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации", Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциями, уставами, а также нормами законов субъектов Российской Федерации об организации местного самоуправления. Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований.

Предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории. Это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 "По делу о проверке конституционности положений ст. 4, 13, 19 и 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. №8. С. 3-4.. Право на референдум является неотчуждаемым правом народа, важнейшим практическим инструментом реализации его суверенитета. Референдум как всенародное голосование по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства являются высшими формами непосредственной демократии, которые равноценны, взаимосвязаны, дополняют друг друга, несмотря на то, что каждая имеет собственное предназначение в процессе осуществления народовластия.

Следующая форма прямой (непосредственной) демократии - правотворческая инициатива. В юридической литературе можно встретить множество определений термина "правотворчество", в частности, такое: "правотворчество - организационно-правовая форма деятельности субъектов непосредственного народовластия" Касаева Т.В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. №2. С. 207.. Следует подчеркнуть, что правотворчество и законотворчество - неравные понятия. Законотворчество - это процесс создания компетентными органами законов. В РФ исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, обладает Федеральное Собрание РФ, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Из самого понимания сущности демократии следует, что правотворческая инициатива должна принадлежать непосредственно народу (как единственному источнику и носителю власти) или выборному представительному органу государства (парламенту - основным предназначением которого является выражение воли народа посредством осуществления правотворческого процесса).

Правотворческая инициатива граждан представляет собой право граждан в установленном порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.

Конкретизирован институт народной правотворческой инициативы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" этот существенно (ст. 26). Регламентированы вопросы численности инициативной группы, предлагающей проект нормативного правового акта, определены условия его рассмотрения органами местного самоуправления. Вместе с тем практика реализации института народной правотворческой инициативы на местном уровне отсутствует. Такое положение дел, по мнению ведущих специалистов Хохлова Е.А. Народная (законодательная) правотворческая инициатива в России и Италии // Конституционное и муниципальное право. 2010. №3. С. 56., объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, органы местного самоуправления вправе отказать гражданам в принятии их инициатив без всяких оснований, сославшись на нецелесообразность. Во-вторых, использование механизма правотворческой инициативы граждан в целях внесения проекта правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления будет неоправданно сложным.

Например, если правотворческая инициатива вносится в местную администрацию, то глава администрации вправе по своему усмотрению утвердить или отклонить ее, как любое другое обращение, направленное на его имя, сколько бы подписей граждан ни стояло под соответствующим проектом (ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Мотив может быть самым простым: принятие данного муниципального правового акта нецелесообразно.

Субъектом правотворческой инициативы является группа граждан РФ, зарегистрированных в установленном законом порядке, имеющих место жительства на территории муниципального образования и обладающих активным избирательным правом на выборах местных органов самоуправления Шаклеин Н.И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. №9. С. 11..

Реализация права народной правотворческой инициативы осуществляется путем формирования инициативных групп на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, заседаниях органов местного самоуправления, на сходах граждан и во время проведения общественно-политических акций. Инициативная группа в составе определенного законом количества человек регистрирует народную правотворческую инициативу в органе местного самоуправления. Для этого в орган местного самоуправления передаются: текст петиции, текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого к принятию, и список членов инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, мест работы, адресов, телефонов.

Для признания народной правотворческой инициативы, успешно осуществленной в ее поддержку, необходимо собрать определенное количество подписей. Оригиналы подписных листов вместе с окончательным текстом петиции и проектом нормативного правового акта направляются на имя руководителя органа местного самоуправления. Право проверки правильности оформления подписных листов и представленных в них сведений может принадлежать специальной комиссии органа местного самоуправления либо территориальной избирательной комиссии соответствующего уровня. В случае обнаружения в подписных листах определенного законом процента фальсифицированных подписей соответствующая комиссия вправе отказать инициативной группе в регистрации всех ее подписных листов. Решение об официальной регистрации петиции должно приниматься на заседании органа местного самоуправления в присутствии уполномоченных представителей инициативной группы.

При условии успешного осуществления народной правотворческой инициативы орган местного самоуправления обязан принять соответствующий нормативный правовой акт. Рассмотрение проекта нормативного правового акта, внесенного в порядке реализации народной правотворческой инициативы, должно быть проведено органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня его внесения.

На заседании органа местного самоуправления при рассмотрении проекта нормативного правового акта, предложенного в порядке осуществления народной правотворческой инициативы, вправе присутствовать и выступить с докладом один из представителей инициативной группы.

Гарантией осуществления народной правотворческой инициативы должна быть гласность. Она проявляется в том, что все решения органа местного самоуправления, касающиеся осуществления народной правотворческой инициативы, подлежат опубликованию в печати в течение установленного Законом срока. Традиционной гарантией является возможность обжалования решения органа местного самоуправления по вопросам осуществления народной правотворческой инициативы в суд.

Итак, народная правотворческая инициатива граждан - это новый институт непосредственной демократии. Это форма непосредственного осуществления контроля определенной законом группой граждан местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятие представительным органом местного самоуправления.

Рассмотрим иные формы непосредственной демократии.

Непосредственная демократия находит выражение в ряде организационно-правовых форм. К ним, помимо названных выше, необходимо отнести сходы, собрания, конференции жителей, территориальное общественное самоуправление жителей, публичные слушания, опросы, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Общественное самоуправление жителей обеспечивается также посредством форм корпоративной демократии: негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих объединений. Среди некоммерческих объединений следует выделить общественные, религиозные объединения, СМИ.

Раскроем подробнее сущность некоторых из иных форм непосредственной демократии.

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) является одной из форм народовластия, посредством которого осуществляется местное самоуправление. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следующим образом определяет ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. То есть ТОС - это своего рода "местное самоуправление", которое осуществляется посредством институтов непосредственной демократии (собрания, конференции граждан). Организация и деятельность ТОС регулируется такими нормативными актами, как Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В ряде субъектов РФ уже приняты специальные законы, регулирующие общие принципы, вопросы и формы организации ТОС, полномочия и виды деятельности органов ТОС, их права и гарантии. В некоторых субъектах вопросы организации ТОС решаются специальными законами, а также законами о местном самоуправлении.

Специфика деятельности ТОС состоит в том, что на этом уровне осуществления местного самоуправления не требуются механизмы публично-властного воздействия и наличие правотворческих полномочий. Для ТОС достаточно механизмов самоорганизации населения.

Конституция РФ в ст. 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Российская газета. 05.05.2006; 30.07.2010. (далее - ФЗ об обращениях) более подробно раскрывает право граждан на обращение: Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ФЗ об обращениях и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные ФЗ об обращениях (ст. 3 ФЗ об обращениях).

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций: во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.

В ст. 4 ФЗ об обращениях раскрываются понятия "обращения граждан", предложение, "заявление", "жалоба", "должностное лицо".

Под обращением граждан понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой, а по форме допустимы как письменные (или в форме электронного документа), так и устные обращения.

Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

По сути, предложение представляет собой документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, о различного рода преобразованиях в обществе. Статья 8 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН // http://www.consultant.ru. указывает, что каждый человек имеет право индивидуально и совместно с другими иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает право индивидуально и совместно с другими представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод.

Предложения по совершенствованию законодательства изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами и должностными лицами и могут учитываться при разработке законопроектов, а также при составлении программ законопроектных и нормотворческих работ. Предложение - конечно, действенный инструмент участия гражданина в политическом процессе, однако, даже если на предложение гражданина и обратят внимание (что несвойственно отечественным чиновникам), в нашей стране любые благие начинания имеют опасность завязнуть в "болоте" бюрократического аппарата Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. 2007. №8. С. 11..

Такой тип обращения, как заявление, может преследовать одну из двух целей: позитивную или негативную. Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К негативной цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц Нилов Д.Г. Обращения граждан: понятие и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2010. №3. С. 12..

С помощью жалобы в государственные органы или органы местного самоуправления, а также должностным лицам гражданин стремится обеспечить защиту своего права, свободы, законного интереса или устранения уже произошедших нарушений прав Галанюк В.В. Обращения граждан - источник важной информации // Вестник АКСОР. 2010. №12. С. 233.. Гражданин может также действовать в чужих интересах или в целях прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Примером подачи такого типа обращения может служить жалоба на действия (бездействие) должностного лица, поданная в установленном порядке его руководству, в прокуратуру или в суд Гриб В.В. Обращение граждан в органы государственной и местной власти как эффективная правовая форма воздействия на публичную власть // Юридический мир. 2010. №12. С. 22..

Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой - одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства. Нередки случаи, когда только при непосредственном обращении гражданина в государственный орган можно получить информацию, непосредственно касающуюся заявителя, для осуществления им своих конституционных прав Сергеев Е.А. Принципы взаимодействия государственных органов по поводу обращений граждан // Конституционное и муниципальное право. 2009. №23. С. 7.. Однако далеко не все государственные структуры готовы предоставить законно истребуемую информацию и документы по обращению гражданина. Часто заявителю отказывают в предоставлении информации в связи "со спецификой деятельности организации", "соблюдением режима государственной (служебной, коммерческой) тайны" и т.п. Правда, в большинстве случаев отказ в предоставлении информации государственным органом является следствием невыполнения заявителем необходимых требований к обращению, что и позволяет чиновникам "отписываться" от граждан, причем на вполне законных основаниях Там же. С. 8..

Институт обращений граждан в органы государственной власти, местного самоуправления является важнейшим механизмом "обратной связи", позволяет судить о степени доверия населения, выявлять "узкие места", изучать социально-экономическое положение значительной части населения. Покажем это на примере работы с обращениями граждан в Волгоградскую областную Думу. В 2011 г. в Думу поступило 1607 письменных обращений граждан, трудовых коллективов предприятий, общественных объединений области и регионов Российской Федерации Все данные приводятся по: Итоги работы Волгоградской областной Думы, 2011 г. // http://volgoduma.ru/index.php?option.. В основном авторами поступающих писем являются представители наименее социально защищенных групп населения: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды труда и с детства, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, работники бюджетной сферы. В их обращениях отражаются наиболее важные социально-экономические проблемы и политические события в стране и за рубежом. Так, большой отклик получили выступления Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина об обеспечении участников Великой Отечественной войны жильем и автотранспортом. Таких обращений получено 339, что на 189 больше, чем в 2010 г.

Тематическое распределение поступивших в Волгоградскую областную Думу в 2011 г. письменных обращений наглядно представлено на рис. 2 в приложении 2. Отметим, что наибольшее количество обращений посвящено вопросам социального обеспечения (оказания материальной помощи, пересмотра размера пенсий, социальных пособий, и т.д.) - 32 % от общего количества (в 2010 г. - 37 %).

Помимо письменных обращений и обращений на личных приемах, с февраля 2010 г. у жителей нашей области, а также других регионов появилась возможность направить свое обращение в Волгоградскую областную Думу посредством Интернет - приемной на официальном сайте Думы. Ее создание отвечает реализации стратегии развития информационного общества в России; направлено на внедрение современных технологий и использование нового удобного и эффективного формата общения между обществом и властью. За 2011 г. через Интернет-приемную в областную Думу поступило 299 различного рода заявлений, обращений и жалоб граждан, в том числе 6 коллективных. Тематика их отражена на рис. 3 в приложении 2.

В целом, анализ поступивших в 2011 г. в Волгоградскую областную Думу обращений граждан показывает, что заявителей волнуют проблемы, касающиеся практически всех сфер жизнедеятельности. Это вопросы предоставления жилья, коммунально-бытового обслуживания, социального обеспечения и здравоохранения, образования, получения российского гражданства, трудоустройства и заработной платы, и многое другое.

Еще один канал проявления самоуправления населения - митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты, тому подобные разовые публичные акции. Целью публичных мероприятий в основном является привлечение внимания общественности к проблемам социально-экономической, политической жизни страны и местного самоуправления Сердобинцев К.С. Указ. статья. С. 100.. Конституция РФ в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Принят Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Российская газета. 23.06.2004; 10.02.2011. (далее - Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), детализировавший содержание ст. 31 Конституции РФ.

Если в Российской Федерации право на свободу собраний, митингов, демонстраций и пикетирования принадлежит только ее гражданам, то Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Так, ст. 21 Международного пакта гласит: признается право на мирные собрания. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора". Следовательно, свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вправе реализовывать в РФ не только граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. Это подтверждает признание названной свободы как естественным, неотчуждаемым правом, так и политическим, как правом человека, так и правом гражданина.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" выделяет две категории субъектов этого права: организаторы и участники собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. Роль субъектов в проведении собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований определяет круг требований, предъявляемых к ним. Согласно ст. 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организаторами собрания, митинга, шествия, демонстрации и пикетирования могут быть один или несколько граждан РФ, а также политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом организатором демонстрации, шествий и пикетирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет. Установление возрастного ценза для организаторов собраний и митингов можно объяснить тем, что по достижении 16 лет наступает административная ответственность, которая возможна для организаторов перечисленных публичных мероприятий.

Представляется не совсем оправданным установление различий в возрасте для организаторов демонстраций, пикетирования, шествий в 18 лет, а собраний и митингов - в 16. Организаторы всех публичных мероприятий обладают значительным объемом прав и обязанностей, перечисленных в ст. 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", за исполнение которых они должны нести установленную законодательством ответственность. Кроме того, вряд ли организация и проведение митинга являются менее ответственным мероприятием, чем, например, организация и проведение демонстрации. Полагаем, что возрастной ценз для организаторов всех публичных мероприятий должен быть одинаковым и равняться достижению 16 лет.

Участниками публичного мероприятия признаются согласно ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных организаций, добровольно участвующие в нем. Возраст участников публичных мероприятий не регламентирован. Численность участников публичных манифестаций также не регламентируется, что свидетельствует об уважении к конституционным правам и свободам граждан.

Членами общественных объединений, религиозных организаций могут быть иностранцы и лица без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами. Таким образом, иностранцы и лица без гражданства также могут быть участниками публичных мероприятий. Это соответствует ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953 Бюллетень международных договоров. 2001. №3. С. 3-44. (далее Конвенция о защите прав человека и основных свобод), согласно которой каждый имеет право на свободу мирных собраний.

Следует отметить, что Парламентская Ассамблея Совета Европы в Рекомендации 799 (от 15 мая 1977 г.) "О политических правах и положении иностранцев" Бюллетень международных договоров. 2002. №5. С. 3-14. предложила внести поправку в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, исключающую ограничения в отношении политической деятельности иностранцев, предусмотренные в ст. 16. Этот подход нашел отражение и в Конвенции об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне от 05.02.1992 Бюллетень международных договоров. 2000. №7. С. 5-15., где было закреплено обязательство государств-участников гарантировать иностранцам, проживающим законно на их территории, свободу мирных собраний на тех же условиях, что и гражданам страны (п. b ст. 3).

Новеллой Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" является определение понятий "публичное мероприятие", "собрание", "митинги", "шествие", "демонстрация" и "пикетирование". Вместе с тем Закон впервые содержит термин, обобщающий перечисленные формы участия граждан в общественно-политической жизни страны, - "публичное мероприятие". Оно определяется как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (ст. 2). В отличие от нормы ст. 31 Конституции РФ в приведенном определении публичного мероприятия отсутствуют слова "без оружия". Термины "мирно" и "без оружия" не идентичны, ибо возможно собрание, проводимое без оружия, но отнюдь не мирное, и наоборот. В связи с этим представляется необходимым определение публичного мероприятия, приведенное в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", дополнить словами "без оружия".

Признаком, объединяющим перечисленные виды публичных мероприятий, является цель - свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В.О. Матвеев в работе, посвященной анализу развития законодательства о публичных собраниях во Франции, Германии и Англии в XVIII - XIX вв., отмечал, что публичные собрания могут проводиться как в частных, так и в публичных интересах. Граждане могут собираться для обсуждения своих частных дел, не имеющих никакого отношения к политике и не представляющих никакого интереса для государственной власти, например собрания книголюбов, любителей домашних животных и т.п. Другое дело - публичные собрания, созываемые для обсуждения политических вопросов, собрания, имеющие целью создать в населении то или другое отношение к общественно значимым вопросам. Не может быть сомнения в том, что собрания такого рода представляют для государственной власти определенный интерес Матвеев В.О. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Германии и Англии. СПб., 1909. С. 103..

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Право на публичные мероприятия тесно связано с правом граждан на петиции и правом на объединение. Исторически три института неразрывно связаны: осуществление права на петиции невозможно при отсутствии права на объединение и права на публичные мероприятия.

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). По кругу субъектов публичные мероприятия являются коллективными. Исключение из общего правила составляет пикетирование, которое вправе проводить один участник, то есть оно может быть и индивидуальным.

Расширение круга принципов участия граждан в организации и проведении публичных мероприятий за счет названных идей соответствовало бы правовой позиции Европейского суда, изложенной в решении по делу Густафсон против Швеции от 25 апреля 1996 г. Суть ее состоит в том, что основной целью ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод является защита лица от произвольного вмешательства публичных властей в реализацию его прав. Однако в дополнение к этому могут предусматриваться и позитивные обязательства по обеспечению эффективного их использования. Органы власти при определенных условиях обязаны вмешиваться и в отношения между частными лицами, принимая разумные и подходящие меры для обеспечения эффективного использования негативного права на свободу собрания Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2009. №3. С. 11.. Частные интересы могут быть реализованы через публичные интересы, публичные мероприятия. "То, что Руссо называет общей волей, есть на самом деле продукт столкновения различных частных интересов и многих частных воль" Войниканис Е.А., Кочешкова Е.А. Перечитывая Руссо: история, античность и проблемы демократии // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №2. С. 37..

Публичный характер собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования определяет необходимость соблюдения требований ч. 3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Следует признать необходимость уточнения ряда положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Они должны быть формально определенными, точными, четкими и ясными, не допускающими расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2003 "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №6. С. 10-11..

Таким образом, конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

В целом, реализация различных форм непосредственной демократии - это и важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Определение непосредственной демократии

Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Методы и формы непосредственной демократии

Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:

  • императивные;
  • консультативные.

Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Референдум

Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.

Народное обсуждение и инициатива

Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.

Заключение

Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.

План
Введение
1 Характеристика непосредственной демократии
2 Соотношение непосредственной демократии и представительной
3 Методы прямой демократии
4 Исторические формы прямой демократии
5 Непосредственная демократия в современных государствах
5.1 Россия

6 Прямая демократия в идеологии
Список литературы Введение Прямая демократия (Непосредственная демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой - высшая власть) от Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии. 1. Характеристика непосредственной демократии По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:непосредственная демократия - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи. 2. Соотношение непосредственной демократии и представительной Непосредственную демократию отличают от представительной демократии , где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан - представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой - подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии. Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения) . 3. Методы прямой демократии Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

    референдум - всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами; законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) - внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть; встречное предложение - право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.
К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии. 4. Исторические формы прямой демократии Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850-1931) так описывал проявление непосредственной демократии :Самый замечательный опыт организации свободного демократического государства сделан был Афинами V и IV вв. до Р. X., и этот опыт может считаться вообще характеристичным для античного народовластия. Во-первых, демократия в древнем мире, как было уже сказано, была непосредственной, то есть в политической власти участвовал весь народ лично, так как граждане для решения государственных вопросов сами сходились на общее вече.Народные вече были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. В. И. Сергеевич считает народоправства, или веча, не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель.Интересны также Спарта с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), ранняя Флорентийская республика с её общим собранием горожан, созываемым четыре раза в год, Венецианская республика с её общим народным собранием (с конца VII века по 1423 год) или Рагуза (Дубровницкая республика с её Veliko vijeće) 5. Непосредственная демократия в современных государствах Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан - очень сильно ограничены законодательно или на практике.5.1. Россия Обе формы осуществления власти - непосредственная и представительная - отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.- ст. 3 Конституции РФПраву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.- ст. 32 Конституции РФВ Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.- Ст. 130 Конституции РФПорядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом . 6. Прямая демократия в идеологии Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент также является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии. Список литературы:
    Плебисцитарная демократия // Юридический словарь на dic.academic.ru. Выборы – высшее благо? Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох - Греко-римский мир. Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - № 237. - 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями). Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Выбор редакции
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...