Психология - наука о душе. Психология – наука о душе


Введение

Психология играет важную роль в современном обществе. Различные ее отрасли используются почти во всех сферах нашей жизни. Например, в криминалистике используют для «добывания» нужных показаний от подозреваемого, распознавания лжи, интерпретации поведения преступника. Особенно важно практическое значение психологии в сфере образования. С помощью этой науки поводится работа с «трудными» или, наоборот, одаренными детьми, оказывается помощь учащимся в трудные периоды, выявляются склонности подростков к будущей профессии. Также эта наука дает рекомендации о предпочтительных методах обучения и воспитания, что способствует увеличению эффективности учебного процесса.

Объектом исследования данного реферата являются основные направления мировой психологии.Мы рассмотрим основные отрасли в соответствии с этапами развития психологии как науки, а более подробно остановимся на учении Аристотеля о душе и психологии Рене Декарта.В нашу работу будут входить поиск, изучение различных источников, описывающих объект нашего исследования, и их анализ. На основании этого мы сможем сделать вывод о господствующих на данный момент направлениях, постараемся выделить среди них те, которые наиболее полно соответствуют требованиям современного уровня развития науки и общества.

Психология как наука о душе

Античная психология

Античная психология существовала в рамках учения о душе, на первом этапе развития психологии как науки. Эти донаучные сведения весьма своеобразны и сильно отличаются от нынешних представлений о психике, но, тем не менее, они очень важны, так как заложили основы для развития всей психологии. Это время можно условно разделить на три этапа, согласно развитию и изменению главенствующих идей.

На первом этапе было сформировано материалистическое учение о душе. С ним связаны имена таких великих философов как Демокрит, Эпикур, Лукреций. Полагалось, что душа материальна, она состоит их атомов - мельчайших неделимых частиц. Она не только не может существовать вне тела, но и сама является им. Демокрит считал, что «душа смертна и уничтожается вместе с телом» Ждан А. Н. «История психологии».. Философ утверждал, что ей обладают все существа, и неживые в том числе, просто в меньшем количестве. Таким образом, античный мыслитель принадлежал к панпсихизму - представлению о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а может быть, даже мир в целом, одушевлены, обладают жизнью и психикой. Энциклопедический словарь. -- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Дальнейшее развитие учения о душе приобрело идеалистический характер благодаря таким философам как Сократ и Платон. Впервые была высказана идея нематериальности души. Сократ считал, что она невещественна и бессмертна, он «отделил» ее от тела. Платон, его ученик, придерживался схожих взглядов. Он высказал теорию перевоплощения душ. До того, как душа попадет в тело, она находится в премирном пространстве, составляет часть мирового духа. После смерти тела она снова попадает туда, но только в этот раз уже отвечает за совершенные человеком при жизни поступки. Именно эта вера в бессмертие души помогает людям не совершать аморальных поступков и заставляет их бояться возмездия в следующей жизни.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5

1. Учение Сократа

2. Учение Платона

3. Учение Аристотеля

4. Учение Гиппократа.

5. Учение Демокрита

II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ ……………………………………………………………………...…….11

III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Учение Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.

Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

2. Учение Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

3. Учение Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души:

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

4. Учение Гиппократа.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

Думаю, стоит начать с определений, дабы не запутаться впоследствии.

Итак, что же из себя представляет психология как наука?

Само слово «психология» состоит из двух греческих терминов: «psyche» - душа, (происходящего от имени греческой богини Психеи) , и «logos» - слово, понятие, учение, наука.

Часто говорят, что психология, это наука о душе, из которой исключено исследование души.

Совершенно замечательные объяснения и происхождение понятий, и предыстории, дает «Популярная психологическая энциклопедия»:

ДУША - предмет , казалось бы, настолько туманный и неопределенный, что вряд ли он может выступать научной категорией . Однако для психологии это понятие имеет принципиальную важность - хотя бы потому, что само название этой науки буквально можно перевести как «наука о душе». В нашей стране именно такое понимание психологии бытует с конца XVIII в. Так, например, еще в 1791 г. в Санкт-Петербурге была выпущена книга с примечательным названием «Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой, сочиненные во вкусе древних писателей и расположенные по образу, математическим наукам свойственному, иначе, составляющие науку, психологией называемую». Впрочем, такое представление существовало чуть более века. В 1916 г. С.Л.Франк констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе... Прекрасное обозначение «психология» - учение о душе - было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».

Долгие годы в нашей стране само понятие души считалось идеалистической абстракцией, несовместимой с естественно-научным, материалистическим видением мира. Создалась парадоксальная ситуация - психология оказалась наукой о том, чего якобы и нет. Так о чем же, собственно, эта наука? Можно ли с научной точки зрения ответить на вопрос: «Существует ли душа?» Точнее - какой смысл допустимо вкладывать в это понятие в рамках научного мировоззрения? От богословской трактовки в данном случае следует дистанцироваться , не отвергая ее и не солидаризируясь с ней, ибо религиозная вера для своего обоснования в научном знании не нуждается, существует независимо от него, и науке, в свою очередь, опора на религиозные догматы не требуется. Однако и полностью проигнорировать так называемые идеалистические представления невозможно, иначе пришлось бы отказаться от рассмотрения самого термина. Необходимо хотя бы вкратце рассмотреть эволюцию этого понятия в истории научной мысли . Причем именно вкратце, поскольку более или менее детальное освещение этого вопроса потребовало бы десятка томов. Так, родоначальник экспериментальной психологии В.Вунд за 16 лет до открытия первой в мире психологической лаборатории, в 1863 г., посвятил этому вопросу целый курс лекций.

Прежде всего следует отметить, что само греческое слово «психе» изначально является именем собственным. Так звали героиню древнегреческого мифа, известную в отечественной литературной традиции как Психея. Согласно преданию, земная девушка Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции - Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать, недовольная перспективой столь неравного союза, постаралась ему всячески воспрепятствовать и заставила Психею преодолеть множество нелегких испытаний, которые та, однако ж, с честью выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил олимпийских богов способствовать его союзу с любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и влюбленные навеки соединились. Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем стали называть душу, представления о которой у греков сильно отличались от тех, что были впоследствии развиты в рамках христианской доктрины. Да и слово «психология» придумали вовсе не древние греки. Его ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф на рубеже XVII - XVIII вв. Ныне это название уже не отражает прежних представлений о душе и вообще является скорее традиционным, символическим (подобно тому как геометрия давно вышла за рамки землемерия, однако называется как встарь).

Можно предположить, что ранние представления о душе возникли в глубокой древности и были связаны с анимистическими представлениями первобытного человека. При возникновении древних представлений о душе как дыхании из объективной реальности заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (якобы потому, что умирающий «испускал душу» с последним вздохом). Наблюдения над прекращением жизни вследствие обильного кровотечения привели к тому, что кровь также стали считать носительницей души. Переживания сновидений привели к представлению о независимом существовании души от тела.

Дальнейшее развитие представлений о душе развивалось в русле философского знания и выражалось в столкновении идеалистического и материалистического учений о психике. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела, (он и магниту приписытал душу), у Анаксагора она - воздух, у пифагорейцев она бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то случайным (пифагореец Филолай впервые назвал тело тюрьмой души). Так постепенно наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимания души. Ему долгое время противостояло наивно-материалистическое учение, главным представителем которого может быть назван Демокрит. Он считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

В противоположность этому учению, основоположник объективного идеализма Платон рассматривал индивидуальную человеческую душу как образ и истечение универсальной мировой души. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. По своей природе душа бесконечно выше бренного тела и потому может властвовать над ним. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает свою действительность только от духовного начала.

В представлениях Платона, существуют три начала человеческой души. Первое и низшее роднит его с животными и даже растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные нужды; эта часть души испытывает удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Она составляет большую часть души любого человека. Другое - разумное - начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало - «яростный дух». Этой частью души человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку». (Приходится лишь поражаться, в какой мере эти представления предвосхищают психоаналитическую доктрину личности.) Согласно Платону, все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

Весьма сложное представление о душе развил Аристотель . Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Аристотель многими почитается и как основатель психологии .

Аристотель отрицал представление о душе как о веществе, но в то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. «Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, - писал Аристотель, - то душой его было бы зрение». Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика». Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. В эпоху Средневековья учение Аристотеля о душе было преобразовано Фомой Аквинским в идеалистическое. Но богословская дискуссия о природе души на этом не завершилась. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие (например. Блаженный Августин) считают ее нематериальной. Последнее понимание в итоге возобладало в христианстве. Философские же споры продолжались. Например, по мнению И.Канта, апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой прибежище ленивого разума. Для Канта душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция; рассуждения о субстанциональности души должны уступить место рассуждениям о ее актуальности. В эмпирической психологии, оформившейся в XX в., понятие о душе было заменено представлениями о душевных явлениях.

В современной научной литературе, как философской, так и психологической, термин «душа» не употребляется или используется очень редко - как синоним слова «психика». Характерно, что понятие «душа» встречается не во всех психологических энциклопедиях и словарях. В обыденной речи слово «душа» обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание». »

Предметом же психологии является психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука . Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования - приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук . В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

В свою очередь, психика является функцией высокоорганизованной материи - мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Психика есть отражение или результат такого отражения - отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные на физиологии, которая превратила организм в объект применения строгих естественно-научных методов, прежде всего - эксперимента. Умозрительные воззрения прежней парадигмы «философской психологии» физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

Научный подход направлен на производство и применение на практике объективных, максимально достоверных знаний о природе, обществе, человеке и его психике. В поиске таких знаний наука использует:

  • эмпирический метод;
  • теоретический метод;
  • особую систему организации познания.

Эмпирически приобретенное знание - это совокупность научных фактов.

Под научным фактом (от mi. factum - сделанное) понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства, отношения. Наука, считал Альберт Эйнштейн , начинается с фактов и оканчивается ими же, вне зависимости оттого, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией , Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов - исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе - путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта - 10-томный труд «Психология народов».

В самом начале XX в. тенденция к изменению объекта психологии, которая была начата функционализмом, значительно усилилась и приобрела в творчестве американского психолога Джона Уотсона (1878- 1958) характер научной революции в психологии.

В его творчестве обосновывалась мысль, что главным объектом психологических исследований должно быть не сознание человека, а его поведение.

Так же важно уяснить, что психология всегда обусловлена антропологией , учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека , ориентируются на тот или иной его образ.

И, естественно, никак нельзя пройти мимо достижений многих ученых, которые внесли весомый вклад в развитие психологии, как науки, а именно:

И.П. Павлова , который доказал, что высшая нервная деятельность у животных и людей практически не отличается. Что дает право рассматривать результаты опытов с животными (в основном, близкими человеку), как достоверные. Потому как на людях многие испытания не проведешь из соображений гуманизма.

Ухтомского А.А ., который известен как создатель учения о доминанте. Его слова: «Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума». Это работа мозга в различных состояниях: любви, горе, неврозах и т.д. и ее результаты.

Сеченова И.М. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего открытие «центр. торможения» - тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике («способу происхождения») являются рефлексами. Рефлекс трактовался при этом не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системной организации нервно-психической деятельности.

Плетнева Д.Д ., который мало что успел в жизни, потому как его осудили на 25 лет за убийство Куйбышева и Горького. Но он тоже внес свой вклад в развитие этой темы, открыл феномен "маскированной депрессии".

Ф. Данбар , которая практически систематизировала все данные.

Ю.М. Репина и В.Г. Старцева , проводивших опыты в Сухумском обезьяннике и доказавших, что подавленные эмоции гнева, раздражения, автоматически ведут к заболеваниям гипертонией, атеросклерозом и ожирением.

П.К. Анохина , лучшего ученика Павлова и Ухтомского, которому принадлежит цитата:"Длительное вмешательство в целостный эмоциональный комплекс и переадресовка всей силы эмоционального выражения на внутренние, внешне не констатируемые процессы создает стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов". Как следствие-гипертония. А так же провел сложнейшие опыты с переменой нервов у собаки. И доказал, что мозг может "перестраиваться".

Конрада Лоренса , одного из основоположников этологии (науки о поведении животных). Он очень подробно разобрал агрессию и ее последствия.

Ганса Селье , автора теории стресса. Он обнаружил, что если подвергать стрессу животное, то в желудке этого существа образуются язвочки, а его иммунная система, ответственная за защиту организма от разнообразных инфекций практически недееспособна.

Был еще некий американский физиолог Уолтер Кеннон . Он описал физиологические аспекты стресса и определил роль адреналина в этих реакциях, что приводит к характерным изменениям - страданиям желудочно-кишечного тракта, иммунной недостаточности и прочим телесным недугам.

Вильгельма Райха , разработавшего теорию "мышечного панциря". Он предавал огромное значение энергетической организации человека, находя в ней причины эмоциональных расстройств.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что предметом изучения современной психологии является именно психика, и все, что с ней связано. Но никак не понятие «души» в ее религиозном и богословском значении.

Тем более, что в современном мире понятие «душа» стало более разноплановым и несущим множество смыслов, которые зачастую не имеют никакого прямого отношения к метафизике. Следовательно, приписывание психологии функции инструмента для лечения этого невидимого никому «органа» или вмешательства в его сферу - несостоятельны.

Обсудить статью можно

Список использованных материалов:

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005. (с. 216)

Козин Анатолий Михайлович

Сиротин Олег Александрович

Рендикова А.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

УДК 15 методическим советом УралГУФК

Р 39 протокол № 3 от 17.12.2008 г.

Психология: Учебное пособие. – Челябинск: УралГУФК, 2008. – 132 с.

В данном учебном пособии представлено систематическое и целостное изложение базовых теорий общей психологии, составляющих необходимый минимум для студентов вуза физической культуры.

Пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту РФ. Представленный в учебном пособии курс лекций по психологии подходит как для работы в течение семестра, так и для самостоятельной подготовки к зачету или экзамену для студентов всех специальностей УралГУФК.

Предложенные в конце каждой темы контрольные вопросы и список литературы позволяют эффективно организовать процесс самопроверки и углубления собственных знаний по интересующему вопросу.

Учебное пособие будет также полезно специалистам, работающим в области образования, – практическим психологам, педагогам, социальным педагогам.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

(Уральский государственный университет физической культуры)

кандидат педагогических наук, доцент

(Челябинский государственный университет)

@ Рендикова А.В., 2008

@ УралГУФК, 2008


Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 5

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 12

Тема 3. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.. 14

Тема 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 17

Тема 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

5.1. Психодинамическое направление (психоанализ) 19

5.2. Бихевиоризм. 27

5.3. Гештальт-психология. 32

5.4. Гуманистическая психология. 34

5.5. Когнитивный подход в психологии. 37

5.6. Трансперсональная психология. 40

Тема 6. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 43

Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

7.1. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. 49

7.2. Структура и функция психики человека. 50

7.3. Мозг и психика. 51

7.4. Сознание человека. 53

Тема 8. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

8.1. Познавательные психические процессы.. 56

8.1.1. Ощущение. 56

8.1.2. Восприятие. 58

8.1.3. Внимание. 59

8.1.4. Воображение. 62

8.1.5. Представления. 63

8.1.6. Память. 64

8.1.7. Мышление. 69



8.1.8. Речь. 75

8.2. Эмоционально-волевые процессы.. 78

8.2.1. Чувства. 78

8.2.2. Воля. 80

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

9.1. Темперамент. 83

9.2. Характер. 96

9.3. Способности. 107

9.5. Понятия «человек», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» 110

9.6. Структура личности. 111

9.7. Движущие силы развития личности. 113

Тема 10. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.. 115

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

11.1. Общение. 120

11.2. Социальные группы.. 128

11.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 129


Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею прийти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов – «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух). Древние греки верили, что все предметы живой и неживой природы наделены душой, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. По мнению Пифагора душа является бессмертной и вечно странствует по телам растений и животных. Причем именно от образа жизни человека зависит выбор следующего тела: был пассивен, ждал от других, когда накормят, напоят да спать уложат – стал растением, вел себя в жизни как свинья – свиньею и стал.

Определенной революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. «материя» и «жизнь»). Гилозоизм предполагал, что весь мир (космос) изначально живой, т.е. границы между живым и неживым не проводилось. Если в анимизме считалось, что душа – это внешняя для тела сущность, то гилозоизм поставил душу под общие законы естества.

Дальнейшая история развития представлений о душе связана с разделением философов на два противоположных лагеря: материалистический взгляд на психику (Демокрит) и идеалистический (Сократ, Платон).

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Философ считал, что душа находится в нескольких частях тела: в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. Душа человека, как и его тело, смертна, она рассеивается в воздухе после его смерти. Целью жизни человека Демокрит считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т.д.).

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Познание мира происходит через органы чувств. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Например, восприятие – это попадание в душу отделяющихся от предметов тонких пленок (образов); мышление – это определенное расположение атомов души. Таким образом, материализм Демокрита носил механический характер.

Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.). Сложно сказать какие мысли о душе принадлежат учителю, а какие – его ученику, ведь Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели, красоты, справедливости. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей, т.е. познание мира – это воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Основные мысли о природе души и ее отношениях с телом мы находим в диалоге Платона «Федон», который в древности назывался «О душе».

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. «Если бы глаз был живым существом, – пишет Аристотель, – то душой его было бы зрение» (1, с.395). Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю,– реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся мозге, вытекать но тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Декартовский дуализм – это тело, действующее механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология – она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике . В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации » – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого (впервые же постулаты ассоцианизма сформулировал Аристотель, затем развивали Т. Гоббс, Спиноза). Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания. В XVIII веке принцип ассоциаций был развит в трудах Д. Гартли (1705-1757), который считается создателем первой законченной системы ассоциативной психологии.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия – по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – восприятие, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции (самонаблюдение) становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр и высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. С этого момента психология стала считаться самостоятельной наукой (хотя в университетах Германии вплоть до 1941 года психология оставалась частью философии).

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Существуют также субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение.

Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания. «Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения (6, с.50-51).

Будучи основоположником новой психологической науки, В.Вундт является одной из виднейших фигур в этой области. Приступая к изучению истории психологии, не одно поколение студентов познакомилось с традиционной версией научного подхода Вундта. И только через сто лет после того, как Вундт основал психологию, открылись новые данные, а старые факты «зазвучали» иначе, что заставило психологов признать, что общепринятое представление о системе Вундта было ошибочным. И ведь эта судьба постигла именно Вундта, который всегда боялся быть «непонятым, либо понятым неправильно»! (Baldwin. 1980. Р.301).

Оказалось, что большинство англоязычных психологов изучали идеи и результаты научных изысканий Вундта по трудам Э.Б Титченера – английского психолога, который заявлял о себе как о преданном последователе Вундта и о доподлинном переводчике его трудов. И так случилось, что метод Титченера, который он назвал структурализмом , был принят за отображение системы его учителя, Вундта. Позже оказалось, что Титченер перевел только те выдержки из работ Вундта, которые судят подтверждением его собственных построений. Судя по всему, он мог несколько видоизменить идеи Вундта с тем, чтобы они согласовались с его собственными, что сделало бы их более весомыми, поскольку эти идеи поддержаны самим основателем психологии.

Американский психолог Вильям Джеймс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя выработанные формы поведения, либо меняя их, либо осваивая новые действия, если этого требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», потому данное направление получило название функционалистского подхода.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком речью. Однако ученым не была учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека и недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). В 1885 г. он организован в России лабораторию – точную копию экспериментальной лаборатории Вундта. Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В начале XX века основатель объективной поведенческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

На становление взглядов Уотсона оказали свое влияние идеи И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Однако, игнорирование процессов сознания и творчества, сближение психики животных и человека и т.д., являются существенными недостатками данного направления.

Вместе с тем, важными заслугами бихевиоризма являются внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, открытие закономерностей научения, образования навыков и т.д., которые мы рассмотрим ниже.

Имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах.

Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название - философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

IV этап - данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики , их проявления и механизмы.

Психология как наука о душе.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ - разработал учение о темпераментах . Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески - «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других - разум, у третьих - мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи - воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» - вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону - лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).


Аристотель - автор первой известной работы по психологии - «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...