Работодателям о государственной экспертизе условий труда. Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы Что подлежит государственной экспертизе условий труда


Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений государственной экспертизы запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий (ч. 2 ст. 215 ТК РФ).

Государственная экспертиза проводится (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - федеральной инспекцией труда. Она осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).

В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, государственная экспертиза условий труда занимает особое место. В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими процедуру ее осуществления, являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 полномочия по осуществлению государственной экспертизы условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закрепляется, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • - качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).

Государственной экспертизе условий труда, проводимой по запросам вышеназванных субъектов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти (например, отдел государственной экспертизы условий труда).

Руководитель данного структурного подразделения органа исполнительной власти (руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. После чего оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Следует признать, что нормы Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, в общем раскрывая процедуру государственной экспертизы условий труда, содержат немалое количество пробелов и оставляют многие аспекты проведения экспертизы без внимания. В частности, в Постановлении отсутствуют перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Не содержатся они и в ТК РФ. Не конкретизирована процедура инициирования государственной экспертизы условий труда, а также объем прав и обязанностей органов государственной экспертизы, экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Не раскрываются особенности проведения экспертизы применительно к отдельным объектам экспертизы: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.д., что является серьезным недостатком и создает необходимость пересмотра указанных норм.

Второго декабря 2011 г. на официальном сайте Минздравсоцразвития России был опубликован проект Приказа «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».

Данный проект существенно уточняет порядок проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, в нем устанавливается, что объектами экспертизы являются:

  • - качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда предложено осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности, а оценку соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

Конкретизирована процедура подачи заявления в органы государственной экспертизы условий труда, его содержания с учетом личности инициатора (юридического или физического лица); срок проведения экспертизы сокращен до 20 календарных дней и т.д.

Впервые в качестве приложения № 1 добавлены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда в зависимости от объекта экспертизы. В частности, в проекте Приказа содержатся:

  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

В перспективе принятие данного проекта приказа должно будет усовершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и значительно повысить ее эффективность.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно короткий период своего существования, государственная экспертиза условий труда в нашей стране получила достаточно широкое применение, о чем наглядно свидетельствует статистика.

Так, по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. проведена государственная экспертиза условий труда в 170 организациях Новосибирской области, выдано 185 экспертных заключений, в том числе 22 отрицательных.

Таким образом, значение государственной экспертизы условий труда состоит, прежде всего, в том, что:

  • - результаты такой экспертизы позволяют получить объективные данные об условиях труда на конкретном рабочем месте; качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов и т.д., т.е. информацию, отражающую реальную ситуацию в области охраны труда;
  • - получаемые в ходе государственной экспертизы условий труда данные позволяют выявлять типичные для конкретной сферы охраны труда нарушения законодательства и своевременно принимать меры по их устранению.

Например, по результатам экспертизы аттестации рабочих мест в Камчатском крае (в 2010 г. - проведена экспертиза 20 комплектов документов, а за 8 месяцев 2011 г. - 25 комплектов документов) выявлено, что наиболее типичными нарушениями проведения аттестации рабочих мест являются:

  • - неполный учет всех факторов производственной среды, подлежащих оценке в ходе аттестации, и проведение аттестации не на всех рабочих местах, подлежащих оценке;
  • - не даются рекомендации по использованию специальной одежды в случаях, если она не предусмотрена типовыми нормами обеспечения, но требуется по фактическим условиям труда работников на этих рабочих местах или оценка подлежащих к выдаче средств индивидуальной защиты осуществляется ненадлежащим образом (неправильно или не по соответствующим типовым нормам);
  • - допускается несоответствие должностей работников, указанных в картах аттестации рабочих мест, наименованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором ОК-016-94;
  • - материалы аттестации оформляются с нарушением установленных нормативных требований (отсутствуют подписи представителей организации, где проводилась аттестация, или аттестующей организации и т.д.).

Также госэкспертиза обеспечивает защиту работников от нарушения их прав на получение предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и права на досрочное назначение пенсий.

Так, государственным экспертом по условиям труда департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области по запросу Советского районного суда г. Омска проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения городской детской клинической больницы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках мероприятие с точки зрения государственной политики - одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны. Органы государственной экспертизы условий труда - это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.

Как происходит?

Государственная экспертиза производится квалифицированными специалистами исполнительных органов. Заниматься этим могут только те, у которых есть соответствующие полномочия. При этом осуществляется не только непосредственно надзор над условиями, свойственными месту, где работающий человек находится, но и берется под контроль документация, оформляющая сотрудничество предприятия и его штата.

Зачем?

Цели государственной экспертизы условий труда:

  • Выявление корректности произведенной ранее спецоценки.
  • Оценка условий, фактически окружающих людей на предприятии.
  • Контроль за тем, чтобы персонал правильно получал гарантии, компенсации, если приходится трудиться в сложных, опасных ситуациях, регулярно контактируя с вредными факторами.

Когда?

Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.

Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации - профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала. Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха. Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.

ФЗ: условия работы

Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.

Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426. Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией. Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.

Особенности

Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании. Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами. Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.

В своей работе чиновники, чья задача - государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.

Как оценят?

Каковы цели осуществления государственной экспертизы условий труда? Это выявление факта того, корректно ли работникам уплачивают компенсации, в каких условиях те трудятся и насколько рабочие места приведены в соответствие с действующими законами. Чиновники выявят, предоставляются ли персоналу все те гарантии, которые положены работникам по закону.

При этом эксперты от государственных инстанций вправе посещать рабочее место, которое подлежит оценке. Для этого они должны предъявить удостоверение. На текущий момент в нашей стране нет таких работодателей, у которых есть права воспрепятствовать инспектору. Эксперты могут потребовать документы, материалы. Работодатель обязан таковые предоставить безвозмездно и предельно быстро, если подтверждено, что государственная экспертиза условий труда нуждается в этой информации.

И измерят!

Кроме того, эксперты от государственной инстанции могут наблюдать за работниками компании, производить на местах измерения, вычисления, позволяющие выявить особенности предприятия. Допускается прибегать к возможностям лабораторий - измерительных, исследовательских. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда - это выявление всех вредных, опасных факторов, а значит, для достижения их необходимо прибегать к любым аккредитованным установкам, чтобы обнаружить все важные источники воздействия на персонал. О том, какую аппаратуру можно использовать, рассказывают действующие федеральные законы, а также некоторые нормативные акты.

Эксперты: есть ли обязательства?

Рассматривая основные цели государственной экспертизы условий труда, неоходимо выделить выявление небезопасных явлений на рабочих местах. Это помогает людям осознавать риски, связанные с трудовой деятельностью, а также разобраться в своих правах, знать, на какие компенсации нужно рассчитывать.

Чтобы эксперты от государственных инстанций справлялись с поставленными задачами, законодательно был очерчен круг их обязательств. В первую очередь это формирование отчетности по итогам проведенных исследований. Отчет имеет форму экспертизы, в которой аналитически обоснуется, почему условия труда соответствуют (или нет) нормативным, принятым в стране.

Кроме того, в по закону вменяются:

  • объективность;
  • обоснование выводов;
  • обеспечение сохранности материалов, документации, полученной в рамках проведения проверки;
  • сохранение полученной секретной информации.

Организуем проверку в своей компании: с чего начать

Если государственная экспертиза условий труда инициируется работодателем, он в первую очередь пишет заявление в адрес администрации населенного пункта. Бумагу придется зарегистрировать, чтобы она не потерялась и был соблюден порядок документооборота.

Далее нужно собрать пакет документов, сопровождающих заявление. Обычно чиновники нуждаются в отчете, проведенном ранее, о мероприятиях специальной оценки. Если есть предписания на то их нужно приложить к пакету документации. Если на предприятии уже известны опасные, вредные факторы, то к заявлению прикладывают отчеты о проверках, ранее изучавших этот вопрос.

Обычно производится государственная экспертиза условий труда при наличии коллективного договора (хотя возможна и без него). Если таковой есть, нужно обязательно представить его чиновникам. Также работодатель прикладывает локальные нормативные акты, описывающие взятые им на себя обязательства. Необходимо представить положение об оплате труда и ЛНМ, посвященные компенсациям из-за вредных, опасных факторов.

Как направить заявление?

Самый простой, а по мнению многих, наиболее надежный способ направления документации в государственную инстанцию - личное посещение чиновников. Чтобы не тратить время зря, можно сформировать пакет документов и выслать его почтой с уведомлением. Наконец, можно воспользоваться интернетом. В этом случае документацию отправляют через портал «Госуслуги». Это требует наличия электронной цифровой подписи для заверения документации и шифрования ее с целью защиты.

По итогам проведенных мероприятий работодатель получит направление заключения. Если проверка не проводилась, тогда чиновники направят в компанию уведомление о том, что мероприятие не было организовано.

Оценка - это защита

Государственная экспертиза условий труда - мероприятие, направленное на защиту интересов как работодателей, так и работников. Кроме того, это создает благоприятный имидж фирмы, делает ее более привлекательной для работников: они видят, что предприниматели соблюдают законы и готовы гарантировать своему персоналу защиту и лучшие условия труда, компенсации и иные преференции.

Кроме того, в ходе проведения экспертизы квалифицированные специалисты выявляют, насколько строительные, технологические проекты, производственные технологии и применяемая техника соответствуют действующим на территории страны законам, охраняющим трудящихся. Эксперты сопоставляют реальные условия работы и нормативы, а если на производственной линии произошел несчастный случай, то выявляют особенности рабочих мест, свойственные производственным территориям в момент произошедшего.

Чем занимается Министерство труда?

Государственная экспертиза проводится с прямым участием представителей Министерства труда по региону, в котором расположено предприятие. Как правило, чиновники отвечают не только за, собственно, экспертизы, но и за внедрение на подведомственной территории нормативов, улучшений, позволяющих сделать охрану труда более эффективной и результативной. Из года в год создаются все новые программы, направленные на улучшение условий трудящихся, и воплощением их в жизнь занимается именно региональное подразделение Министерства труда.

Кроме того, представители государственной инстанции проводят обучение как среди линейного персонала, так и среди руководителей компаний. Тематика семинаров - охрана труда. Это позволяет получить нужный объем знаний, чтобы осознавать, какие условия труда относятся к сложным, опасным, вредным, в каких случаях необходима мест, какие выгоды и пользы она принесет, а когда станет обязательным условием для продолжения работы фирмы.

Что дает экспертиза?

По итогам заключений, сформулированных экспертами по завершении проверки, предприятие может быть ликвидировано, если были найдены серьезные нарушения. В некоторых ситуациях суд предлагает ликвидировать не всю компанию, но только конкретное подразделение, в котором были выявлены критические ошибки.

По итогам экспертной проверки формируются предложения, позволяющие условия труда сделать лучше, снизить профессиональные риски, а также оформить принадлежность к той или иной категории предприятий. Государственная проверка - это еще и метод защиты прав трудящихся. По действующим законам все граждане страны вправе рассчитывать на безопасность при работе. В случае опасности они должны быть предупреждены об этом, им выплачиваются компенсации.

Специальная оценка и государственная экспертиза

Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов - насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н.

Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.

В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.

А заплатить?

Что касается денежного вопроса, то тут есть два случая: проверка может проводиться бесплатно или за счет работодателя. Первый вариант возможен, когда таковая инициирована в интересах судебного органа или есть представление от трудовой инспекции.

А вот если инициатор процесса - работодатель, тогда фирме придется раскошелиться, поскольку услуга обойдется в копеечку. Также платной экспертиза будет, если она организуется по инициативе работника, союза рабочих. Если проверка началась с заявления всего лишь одного человека, тогда специалисты будут изучать исключительно его рабочее место, не обращая внимания на прочие.

Долго ли?

В большинстве случаев государственная экспертиза условий труда требует на свое проведение 30 рабочих дней. Отсчет начинается в тот день, когда было зарегистрировано заявление, инициирующее процедуру. Но ситуация может оказаться достаточно сложной. В этом случае эксперт, ответственный за предприятие, запрашивает продления процедуры. Как правило, это не более месяца.

Как только заключение сформировано, подписано и зарегистрировано, оно подлежит отправке заказчику. Это происходит в срок до трех рабочих дней. Впрочем, процедура может растянуться на непредсказуемый период, если работодатель или иное заинтересованное лицо не согласятся с итогами мероприятия. В этом случае формируется пакет документов, запускается установленный законами порядок рассмотрения разногласий.

Комментарий к статье 216.1

1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная оценка в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (ч. 1 ст. 21 Закона об охране труда).

Названные органы решали поставленные перед ними законодательством задачи и тем самым способствовали реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Наряду с этим ст. 216.1 уточнила задачи, подлежащие решению в ходе государственной экспертизы условий труда, определила объекты государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов. Однако в связи с тем, что начиная с 1 января 2007 г. оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда должна производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215 ТК), указанные в ч. 1 комментируемой статьи государственные органы осуществлять государственную экспертизу условий труда этих проектов не вправе.

3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регулируется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

В связи с изменением порядка проведения оценки соответствия проектов строительства и реконструкции промышленных объектов требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215 ТК) данное Положение подлежит применению только в части, касающейся экспертизы иных, помимо названных проектов, документации и материалов по условиям труда, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

4. В соответствии с названным Положением государственной экспертизе условий труда (в т. ч. проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан в письменной форме изложить причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой - остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Государственная экспертиза условий труда прописана в статье 21 Основ и статье 216^ ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке определённом Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профсоюзных органов.

15. Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности прописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.1

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

  • 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;
  • 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
  • 3) на какой работе данного человека лучше использовать;
  • 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

  • 1) предотвратить поступление человека па работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или но каким-либо другим причинам;
  • 2) отобрать для работы но данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  • 3) своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу;
  • 4) определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в некоторых - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую трудовую деятельность и устанавливают связь допущенных ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей работника, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...