Различение звуков с ш. Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш


Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колес.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.

Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.

По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!

Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.

Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная».

Соловушка, соловушка, веселая головушка!

Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сто­рожит.

Дифференциация звуков С - Ш в предложениях, самостоятельно составленных по модели

Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную ос­тановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.

♦ 6 данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.


Дифференциация звуков С - Ш в забавных инсценировках

Послушай забавные сценки. Разыграй их вместе с родными. Пусть одну из ролей сыграет взрослый, а другую - ты. Если будешь говорить четко и выразительно, тогда лучится маленький спектакль.

Пылесос, пылесос! - Шел по лесу шустрый Мишка,
Ты куда суешь свой нос? На него свалилась шишка.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, - А на нас, а на нас
Вашей пылью я дышу! Пусть сорвется ананас!

Мышка, мышка, что не спишь? - Тише, мышка, не шуми,
Что соломкою шуршишь? Навостри-ка уши,

Я боюсь уснуть, сестрица, Тише, мышка, не шурши,
Кот усатый мне приснится! Тишину послушай!

Шустрый Миша сушит сушки, - Слышу! Слышу! Две букашки
Миша высушил штук шесть. Спать устроились в ромашке!

Как смешно спешат старушки Под простынки влезть хотят,
Сушек Мишиных поесть! Лепестками шелестят.

Дифференциация звуков С - Ш в стихотворных текстах о животных

Послушай забавные истории в стихах. С выражением проговори каждое из них.3атем перескажи своими словами и объясни, что же смешного в этих историях.

Болотная лягушка - Заходи, сороконожка,

Купила саксофон, Посиди со мной немножко, -

Умеет за лягушку Так шептал усталый шмель,

Прекрасно квакать он! Приглашая влезть на ель.

Веселые мыши забрались на крышу К дому мышка подошла,

И лезут упрямо все выше и выше: Лапкой двери поскребла,

«Совсем не боятся они высоты», - Заглянула - нет ли кошки,

Решили, взбираясь за ними, коты. И уселась на окошке.

Ветер елками шумит, Черепаха всех смешит,

Ежик наш домой спешит. Потому что не спешит,

Вдруг из леса вышел волк, И куда спешить тому,

На ежа зубами - щелк. Кто всегда в своем дому?
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.


Спал заяц в лесу, не мешал никому, У широкого моста

Вдруг что-то упало на спину ему. Пес поймал в реке кита,

Помчался трусишка, от страха дрожа, Спрятал за окошко,

И где-то в кустах потревожил ежа, Съела его кошка,

И крикнул испуганный зайка тогда: Помогали два кота...

Спасайся кто может! Случилась Нет большущего кита!
беда!

Дифференциация звуков С - Ш в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя чет­кость произношения звуков С - Ш.

В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.

За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Испекла Иришка куклам по коврижке, сладкие коврижки для Сашки и Маришки.

Кукушка кукушонку сшила капюшон, смешной капюшон, и кукушонок в нем смешон.

Мышка Сашка скушала кашку, в мышкиной плошке больше ни крошки.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

Наша серая кошка сидела на крыше, ваша серая кошка сидела выше.

Нет шестой кошки в Сашином лукошке.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.

По шоссе идет старушка, у старушки в сумке сушка.

Соня с Сашей шли за Глашей.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не пришила.

Сшила Саша Сашке шапку.

У нашего сынишки старые пустышки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.

Дифференциация звуков С - Ш в рассказах

Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.

Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бро­сил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью при­дет в школу да за парту сядет!»


НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяже­ло. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.



ТЯЖЕЛАЯ НОША

Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол­мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каж­дым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»


Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА

СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША

СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.


усы - уши нос - нож

крыса - крыша носки - ножки

миски - мишки нас - наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;

вас - ваш.


Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.

Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - вы­сушили.

Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14 . Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

Звуки с-ш в предложениях

Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.


Кто поступает правильно?

Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

Стоит Антошка

На одной ножке.

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)


Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.


Дифференциация С-Ш

Поэтапная дифференциация звуков С-Ш

1 этап
2. Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
3. Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
Повтори слоговые ряды
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль

2 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки

3 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
Несу – пишу Пасу – пашу
Плясун – пляшу Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь Сыпь – шип
Сила – шило Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

4 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

5 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.

6 этап
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

7 этап
1. Повтори словосочетания:
Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

8 этап
1. Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?

Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы:
зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

9 этап
1. Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы:
Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?

10 этап
1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы:
Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Дифференциация звуков С-Ш в слогах

А) в прямых слогах:
са - са - ша
са - ша - са
со - шо - со
су - ус - шу
со - шо - со
сы - ши - сы
сы - ши - сэ
су - ши - сэ
су - ши - со
сэ - ше - сэ
сэ - ши - са
б)в интервокальной позиции:
аса - аса - аша
асо - асо - ашо
асу - асу - ашу
асы - асы - аши
аши - асы - асы
в) в слогах со стечением согласных
сшо - сшо - сша
сшу - сшу - сши
сши - сши - сше
сше - сше - сши
сша - сша - сша

Дифференциация звуков С-Ш в словах

А) в прямых слогах:
шайка - сайка
шок - сок
шитый - сытый
шут - суд
б) в обратных слогах:
мышь - мыс
нож - нос
уж - ус
наш - нас
пляж - пляс
в) в интервокальной позиции:
каша - касса
крыша - крыса
лиса - леший
мешать - массаж
просить - крошить
пошёл - посол
г) в слогах со стечением согласных:
крошка - краска
кашка - каска
Машка - маска
мишка - миска
сошка - соска
шкала - скала
шпора - спора
шпора - ссора
шрам - срам

Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях

Весёлый розыгрыш
вкусные сушки
голосистый скворушка
душистый горошек
душистый шиповник
опасное путешествие
осколок стёклышка
персидская кошка
послушные малыши
посошок старушки
скоростное шоссе
смешной сынишка
смышлёный малыш
сушёная вишня
шелест камышей

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях

В лесной глуши не слышно шума шоссе.
Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
Саша сочинил смешной стишок.
Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
Образец:
Я слышу смешок.
Он(а) слышит смешок.
Мы слышим смешок.
Вы слышите смешок.
Они слышат смешок.

Я стригу шерсть.
Я слушаю стишок.
Я спешу в школу.
Сшибать шишки с сосны.
Сушить джинсы на солнышке.
Слушать смешную сказку.
Кушать сушки с маком.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
Я слышу.
Я слышу шум.
Я слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

Я сушу.
Я сушу шампиньоны.
Я сушу вкусные шампиньоны.

Я расчешу кошку.
Я расчешу пушистую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.

Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках

В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.

В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Шестнадцать шли мышей
И шесть несли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Шишки на сосне, а шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.

Дифференциация звуков С-Ш в рассказах

Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
Миша кричит:
- Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
- Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвку и приговаривает:
- Чух-чух.. Чух-чух...
Значит, он паровоз.

Почему у месяца платья нет


Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.


Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.

Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.

Карандаш


Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
- Тише, мы его разделим.
Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

Дифференциация звуков С-Ш в стихах

Зашептала тихо мышь:
"Что ж, сыночек, ты не спишь?"
"Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу".
"Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик", - шепчет мышь.

*****
Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать
Чтобы с ежонком играть.

*****
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке.
Кошка шевелит ушами:
"Не пора ли за мышами?"
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

*****
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

*****
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

*****
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

*****
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

*****
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок.
Сумку из рогожки
С мисочкой и ложкой.

*****
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

*****
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Только пусто на опушке.
Не нашёл он ни волнушки.
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

*****
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

*****
Как–то вечером старушки
Пили чай и грызли сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в миску.

*****
Шесть пушистых котят
Есть сосиски хотят.
А смешная Наташа
Даст им пшённую кашу.

Каждый учитель-логопед знает, насколько кропотливой является работа по дифференциации поставленных звуков.

Предлагаю вниманию учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, систематизированный материал – картотеку заданий по дифференциации звуков [с] – [ш].

Картотека содержит в себе 12 карточек.

Керина Елена Александровна ,

учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,

г.Абакан, Республика Хакасия

Несколько карточек для ознакомления:

Карточка №7.

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].

2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Слива, груша, апельсин, свёкла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

3. Повтори слова:

Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.

4. Измени предложение:

Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..

5. Выучи:

У киски игрушка – плюшевый мишка,

У мишки игрушка – пушистая киска.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №9.

1. Повтори словосочетания.

Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

Совушка, совушка, большая головушка.

Вымыли мыши миски для мишки.

Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №8.

1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...