Размер мин зарплаты в. Минимальный размер оплаты труда (мрот)


С 1 октября МРОТ в Москве увеличится с 17 300 до 17 561 рублей. То есть московский МРОТ увеличился на 261 рубль. Это предусмотрено
МРОТ в Москве привязан к прожиточному минимуму. Если прожиточный минимум становится больше, то со следующего месяца повышается и МРОТ (п. 3.1.1, 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 15.12. 2015 № 858-ПП). Прожиточный минимум во II квартале в Москве был равен 17 561 рубль – постановление Правительства Москвы от 06.09. 2016 № 551-ПП. В связи с этим с 1 октября 2016 года МРОТ составляет 17 561 рублей.

Имейте в виду, что новый МРОТ с 1 октября (17 561 рублей) уже должен включать в себя все виды премий и доплат сотрудникам, кроме доплат:

  • за работу с вредными и опасными условиями труда
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в ночное время;
  • за работу в выходные или праздники;
  • за совмещение профессий.

Также важно, что с новым московским МРОТ с 1 октября 2016 года нужно сравнивайте сумму до вычета НДФЛ. То есть, если работник отработал полную норму рабочего времени за октябрь. Значит «на руки» он получит не меньше 15 278,07 руб. (17 561руб. – 17 561 руб. х 13%).

Применение нового МРОТ

В любом субъекте РФ (в том числе, в Москве) может устанавливаться свой размер МРОТ. Но он не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). С 1 июля 2016 года федеральный МРОТ составляет 7500 рублей (« »).

Если зарплата в Москве к начислению за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ (17 561 рублей), то работнику надо доплатить. Причем с 1 октября 2016 года. Установить доплату можно двумя способами:

  • повысить оклад;
  • установить в локальном акте (например, отдельном приказе или Положении об оплате труда) доплату до МРОТ. То есть, прямо прописать, что работникам устанавливается доплата до регионального МРОТ. Тогда не потребуется пересматривать оклады и менять трудовые договоры.

Работник, зарплата которого в Москве окажется меньше нового МРОТ, может потребовать:

  • доплату за период действия нового МРОТ с 1 октября 2016 года;
  • компенсацию за задержку выплаты с 1 октября 2016 года (ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Имейте в виду: МРОТ в Москве с 1 октября 2016 года не влияет на размеры пособий. Пособия рассчитываются их федерального, а не регионального МРОТ (См. « »).

Если зарплата меньше 17 561 рублей: ответственность

Если московская зарплата за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ, то работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. На ИП или директора организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За повторное нарушение директора могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для ИП за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб., для компании – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Отказ от применения нового МРОТ

Отказаться от применения московского МРОТ вправе любой работодатель. Для этого нужно составить и отправить в местное отделение Комитета по труду и занятости мотивированный отказ. Срок - 30 календарных дней с момента опубликования трехстороннего соглашения о региональном МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

При отказ должен быть мотивированным, то есть потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку». В качестве таких причин можно указать, допустим, «кризис», «мало заказов», «риск массового увольнения сотрудников». В Москве отправить отказ нужно в трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9.

Работодатель, который вовремя откажется МРОТ в Москве, вправе придерживаться федерального МРОТ. Сейчас он составляет 7500 рублей.

Однако обратите внимание, что пункт 8 статьи 133.1 ТК РФ обязывает работодателя приложить к отказу комплект документов, среди которых – предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже вовремя направленный отказ ещё не означает, что платить новый МРОТ, установленный с 1 октября 2016 года, вообще не придется. Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Также статья 133.1 ТК РФ дает право московским властям пригласить представителей работодателя, отказавшегося от принятия нового МРОТ с 1 октября 2016 года, для проведения консультаций. То есть, отказ от московского МРОТ грозит столкновением с административным ресурсом.

МРОТ - это законодательно установленный минимальный размер оплаты труда в месяц. Рассмотрим региональный и федеральный МРОТ в 2016 году.

Федеральный МРОТ на 2016 год

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повышен на 20,9% - до 7 500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. С 1 октября 2016 года МРОТ в Москве вырос с 17 300 до 17 561 рубля (на 261 рубль). Порядок повышения МРОТ предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Смотрите таблицу ниже.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ (2016), руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл.

Не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения - для работников внебюджетной сферы.

8046 (для работников предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета)

7500 (для работников предприятий, финансируемых из федерального бюджета с 1 июля 2016 года)

Брянская обл. 7500 (с 1 июля 2016 года)
Владимирская обл.

7500 (для работников организаций, финансируемых за счет областного и муниципальных бюджетов)

Воронежская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц
Костромская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Курская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3 квартал предшествующего года
Липецкая обл. 1,2 величины прожиточного минимума за 4 квартал предыдущего года
Московская обл. 12 500 (с 1 ноября 2015 г.)
7500
Орловская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Рязанская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Смоленская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тамбовская обл.

8500 (для работников коммерческих организаций)

Тверская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тульская обл. 12 500 (с 1 февраля 2016 г.)
10 500 (с 1 февраля 2016 г.) - для работников государственных и муниципальных учреждени
Ярославская обл.

9640 (с 1 января 2016 г.) - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предыдущего года

8021 (с 1 января 2016 г.) - для работников организаций малого и среднего предпринимательства;

г. Москва 17 561
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия Величина действующего в соответствующем районе прожиточного минимума за 3 квартал предшествующего года
Коми 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Архангельская
обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Вологодская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Псковская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Калиниградская обл. 10 000 (с 1 октября 2015 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ленинградская обл.

7800 (с 1 сентября 2015 г.) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера; 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Мурманская обл. 13 650 (с 1 января 2016 г.)
Новгородская обл. Величина прожиточного минимума населения в месяц
Санкт-Петербург 11 700 (с 1 января 2016 г.) без учета компенсационных и стимулирующих выплат
7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ненецкий авт. округ 12 420 (с 1 января 2016 г.)
7500 (с 1 июля 2016 г.) - для организаций, финансируемых из федерального бюджет
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Астраханская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Волгоградская обл. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Ростовская обл. 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Кабардино-Балкария Величина прожиточного минимума за 4 квартал прошлого года
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Карачаево-Черкессия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Северная Осетия - Алания 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Чеченская Республика 9274 (для работников внебюджетного сектора экономики)
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ставропольский край 7500
Приволжский Башкортостан 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов
Марий Эл 9251 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Мордовия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Удмуртия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Татарстан 8252
7500
Чувашия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Нижегородская обл. 9000 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансирумых за счет федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Оренбургская ,
Пензенская , Кировская
Самарская обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Саратовская обл. 7900
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ульяновская обл. 10 000 (не ниже величины прожиточного минимума)
7500 (для работников бюджетных организаций
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7620 (с 1 февраля 2016 г.)
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Свердловская обл. от 8154 до 8862 (с 1 июля 2015 г.) - для работников организаций внебюджетного сектора экономики
7500
Тюменская обл. 9950 (для сотрудника внебюджетного сектора)
7700 (для сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)
Ханты-Мансийский АО 16 500
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431 (с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Сибирский федеральный округ Алтай 8751 (для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования)
7500 (для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства)
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций, за исключением организаций ЖКХ, а также за исключением для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, и сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения

8116 (для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для сотрудников внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения)

7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Забайкальский край

7500 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования; для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

9066 - в Каларском районе

7857

8059 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства)
для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 429 - в Канарском районе

9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах

Красноярский край

16 130 - г. Норильск

14 269 - Северо-Енисейский район

16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга)

24 026 - сельское поселение Хатанга

15 313 - Туруханский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

14 114 - Енисейск

11 167 - г. Лесосибирск

13 788 - Богучанский район

15 200 - Енисейский район

13 571 - Кежемский район

14 548 - Мотыгинский район

9926 - прочие районы

Иркутская обл.

12 652 - компании и ИП в районах Крайнего Севера

9717 - компании и ИП в других районах

10 754 - государственные и бюджетные предприятия

8259 - государственные и бюджетные предприяти в других районах

7500 - для работодателей в с/х

Кемеровская обл.

1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал прошедшего года (кроме организаций сферы регулируемого ценообразования, и ИП)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Новосибирская обл.

7500

9030

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме с/х)

Омская обл.

7500 - для сотрудников организаций сельского хозяйства

9030 - для сотрудников организаций бюджетной сферы (кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета)

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства)

Томская обл.

8925 - для сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска

7500 - для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, сотрудников иных работодателей (кроме сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска).

Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Камчатский край

18 210 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа

19 510 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района

16 910 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Приморский край 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Хабаровский край

11 414 - для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске

12 408 - для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре

14 269 - для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе

15 510 - для сотрудников, работающих в Охотском районе

Амурская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Магаданская обл.

18 750 - для работников внебюджетных организаций Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа

20 250 - для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области

Сахалинская обл.

15 000 - для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск

18 571 - для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах

20 000 - для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Еврейская автономная обл. 7500 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока
Чукотский авт. округ 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Крым Крым

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

г. Севастополь

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Повышение МРОТ с 1июля 2016 года в России отразилось на расчете пособий и трудовых отношениях.

Пособия. С 1 июля изменились суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считали по той минималке, которая действовала на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболел в июне, а больничный закрыл в июле 2016 года. Пособие надо было посчитать исходя из 6204 рублей. Если сотрудник ушел на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата. Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получал меньше 7500 рублей за полный месяц, с 1 июля 2016 года зарплата должна быть повышена.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не усиливали проверки после 1 июля 2016 года. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП. С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент.

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года должны были разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

МРОТ на 2019 год в Москве и Московской области - это весьма важный показатель, который используется не только при установлении суммы зарплаты, но и для расчета различных пособий. Именно поэтому бухгалтеры должны следить за изменениями этой цифры. Рассмотрим подробнее, каков размер зарплаты в столице и столичном регионе, а также что грозит работодателям, отказывающимся повышать оклад.

МРОТ в Москве с 1 ноября 2018 повышен до 18 781 рубля Постановлением Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП.

Динамика размера минимальной зарплаты в Москве за 5 лет

Сумма з/п, руб.

01.01.2013 - 30.06.2013

01.07.2013 - 31.12.2013

01.01.2014 - 31.05.2014

01.06.2014 - 31.12.2014

01.01.2015 - 31.03.2015

01.04.2015 - 31.05.2015

01.06.2015 - 31.10.2015

01.11.2015 - 31.12.2015

01.01.2016 - 30.09.2016

01.10.2016 - 30.06.2017

01.07.2017 - 30.09.2017

01.11.2018 - по настоящее время

Отметим, что в настоящее время прожиточный минимум для трудоспособного населения столицы составляет 18 580 рублей.

МРОТ по Московской области в 2019 году

Минималка в Московской области в 2018 году также меняла свою величину (Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 01.03.2018 № 41). МРОТ в Московской области:

  • с 1 января 2019 — 13 750 рублей;
  • с 1 апреля 2019 — 14 200 рублей;
  • с 1 мая 2019 — 14 200 рублей.

Можно ли платить зарплату меньше МРОТ

Сознательное занижение МРОТ в Московской области в 2019 году, также как и в других регионах и в предыдущие годы, карается законом. Согласно статье 133 ТК РФ , месячная заработная рплата сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федерального МРОТ. Выявлением недобросовестных работодателей, занижающих зарплату, занимается инспекция по труду в ходе плановых и внеплановых проверок. За обнаруженные нарушения нанимателям придется заплатить довольно большие суммы штрафов. Согласно статье 5.27 КоАП РФ , организации нарушителю придется заплатить штраф:

  • от 30 000 до 50 000 рублей — за первое нарушение;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — за повторное нарушение.

При этом сумму штрафа придется умножить на количество работников, в отношении которых было совершено правонарушение. Например, за одного сотрудника с заработной платой меньше МРОТ придется заплатить 30 000 рублей, а за двух — 60 000 рублей.

Обратите внимание, что не стоит опасаться санкций работодателям, у которых установлен оклад меньше МРОТ, но осуществляющим вдобавок к нему выплату премий, стимулирующих и компенсационных выплат в таком размере, что суммарное вознаграждение работника выше или равно «минималке».

Если же работники получают меньше установленной суммы, нанимателю стоит заблаговременно позаботиться о повышении вознаграждений. Для этого необходимо:

МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ . Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.

  • Размер МРОТ на 2014 год составил 5 554 рубля (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2015 году составил 5 965 руб (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ);
  • Размер МРОТ на 2016 год составил 6 204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ), а с 01 июля 2016 года увеличится до 7 500 рублей;
  • Размер МРОТ в 2017 году остался равным 7 500 рублей, но с 01 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 г. №460-ФЗ);
  • Размер МРОТ на начало 2018 года составил 9 489 рублей, а позже был увеличен до 11 163 рублей (Федеральный закон от 07.03.2018 г. №41-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2019 году составил 11 280 рублей (Федеральный закон от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).

Применение МРОТ

МРОТ применяется для:

  • Регулирования оплаты труда. В соответствии с ТК РФ, зарплата работника любой организации за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ.
  • Определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
  • правительства субъекта РФ;
  • объединения профсоюзов;
  • объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до11 280 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального пособия на ребенка до 1,5 лет.

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...