Размещение контракта с единственным поставщиком 44 фз. Стадии проведения закупки у единственного поставщика


Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и . Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у , выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется : для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Рассмотрим поэтапно:

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

  • On 08.01.2019
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Объекты закупок, ФАС

Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей . С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен. И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для , услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания . А малые закупки оставить на всякий случай - вдруг возникнут какие-то срочные потребности?

Основания для закупки коммунальных услуг

Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ . В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889 ), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.

Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ)

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

1. Услуги связи . Пункт 1 части 1
2. Вода, отопление, газоснабжение, бытовые отходы . Пункт 8 части 1
3. Электричество . Пункт 29 части 1

Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 . А можно воспользоваться нормами пункта 8 . Оба подхода законны.

Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь придется проводить конкурентную процедуру.

Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.

Особенности закупки разных коммунальных услуг

Водо- и газоснабжение

Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1 . А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором. Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.

Энергоснабжение

Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29 . Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:

Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы

Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным . Это подтверждается практикой контролирующих органов.

Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.

Связь

Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ . По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.

Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).

Планирование закупки коммунальных услуг

Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода - использовать следует именно его.

При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке - их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73). Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается

Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:

  1. Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
    • постановление от 05.06.2015 № 552 - план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 553 - план-график.
  2. Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
    • постановление от 21.11.2013 № 1043 - план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 554 - план-график.

Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:

Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями

Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод» . А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.

В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.

Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.

Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически - данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.

Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:

  1. Преамбула , в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
  2. Условия о цене , ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
  3. Условия о неизменности положений контракта , за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
  4. Положение о сроке оплаты - не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
  5. Положение о расторжении - оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).

Если предусмотрен аванс

Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты . Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное - до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.

Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?

Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом - в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая .

В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо . И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).

Когда контракт заключен

После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема , а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.

Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:

Отказ в регистрации контракта с указанием причин

А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:

Отказ по причине неуказания аванса

Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:

Условие об авансе прописывается в % и в рублях

Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.

В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения , если они имеются. Иначе можно получить штраф.

Исполнение контракта

После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.

Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте . Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.

Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.

Нужно ли отчитываться по этапам контракта?

Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта. Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей , а также при закупке работа по строительству . Изменения внесены законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.

Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018 , в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года , то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты , то делать этого не нужно.

Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.

Если план расходится с фактическими затратами

Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано. При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления . Изменение следует отразить в плановых документах. В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.

Аренда нежилых помещений включает в себя не только ежемесячную фиксированную оплату сумм за само помещение. Арендаторы также должны возмещать расходы на водоснабжение, тепло и электроэнергию, уплаченные арендодателем.

Поэтому часто встает вопрос о приеме к вычету суммы НДС, входящих в затраты арендодателя на оплату коммунальных услуг. Давайте разберемся что такое возмещение коммунальных услуг по 44 ФЗ и как происходит данная финансовая операция.

Варианты компенсации

Взяв в аренду нежилое помещение, арендодатель пользуется обычно всеми видами коммунальных услуг:

  • Электроэнергия;
  • Водоснабжение;
  • Водоотведение;
  • Газоснабжение;
  • Вывоз мусора.

За все эти услуги оплату производит собственник имущества (арендодатель), а арендатор возмещает ему потраченные суммы. Компенсация за коммунальные услуги может быть отражена документально двумя способами:

  • В составе договора аренды;
  • Отдельным договором или соглашением.

В первом случае оплата за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, включена ежемесячную сумму за аренду помещения.

Но здесь могут возникнуть определенные неточности. Ведь размеры потребления коммунальных услуг могут изменяться, также как и тарифы. Определить сумму, потраченную именно на это, не получится. Возникает необходимость в корректировке договора. Но ФЗ 44 допускает корректировку не более чем на 10%.

Во втором случае условия о выплате коммунальных прочих услугах закрепляются отдельным договором. Это юридический документ, который должен грамотно быть составлен.

Как составить договор

В начале договора указываются стороны, между которыми заключен договор. Затем оказывается предмет договора, которым и является возмещение услуг арендатором за коммунальные услуги. В целях избежания спорных вопрос, лучше перечислить все виду услуг, за которые будет происходить возмещение. Договор должен содержать права и обязанности сторон.

Для арендатора должны быть обозначены даты внесения ежемесячной платы, обязательство не выполнять без ведома арендодателя перепланировок и внесения изменения в коммуникационные системы помещения.

Арендодатель, в свою очередь должен своевременно выставлять счета на оплату коммунальных услуг, информировать об изменении тарифов. К его же обязанностям может относиться и мероприятия по устранению предписаний контролирующих органов, а проведению ремонтных работ. Кроме этих условий, в договоре должны быть прописан период, в течении которого будет действовать договор.

Указывается порядок внесения изменений в договор – обычно это делается при помощи соглашения, которое будет являться приложением к основному договору. Необходимо также и прописать, как будут решать конфликтный ситуации – путем переговоров. Возможно какие-то моменты в суде.

Что может стать причиной досрочного расторжения документа. В конце документа ставятся реквизиты обеих сторон договора, подпись руководителей и печать организаций. Договор составляется в двух экземплярах и имеет юридическую силу для сторон с даты его подписания.

Такой договор составляется на основании ГК РФ и не попадает под действие 44 ФЗ, так как арендатор не приобретает услуги, а лишь компенсирует расходы по уплате.

Кроме всего, арендатор может заключить самостоятельный договор на поставку электроэнергии. В таком случае арендатор расплачивается с поставщиком электроэнергии без участия арендодателя.

Но Гражданский кодекс говорит о том, что отношения арендатора и компании, поставляющей электричество, носят вторичный характер. Так как электроустановки принадлежат арендодателю, его разрешение – это необходимое условие заключение договора между арендатором и поставщиком электроэнергии.

Это закреплено в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003.

Возможные риски

Налоговое законодательство России обуславливает некоторые налоговое риски, возникающие при действиях по компенсации коммунальных услуг арендатором.

Суммы, уплаченные как компенсация понимаются органами налоговой службы как выручка от коммерческой деятельности бюджетных учреждений и подлежит НДС. В данном случае налоговая использует следующий метод в части снижения доходов на суммы, равные затратам по оплате коммунальных услуг.

Суммы, уплаченные арендодателями из бюджета, не подлежат понижению облагаемой базы по налогу на доход. Если коммунальные платежи производятся через внебюджетный счет, то они снижаются.

Система государственных закупок была введена совершенно недавно. Этот механизм предназначен для борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране. В советские времена в этом не было острой необходимости. А законодательная база тех лет значительно отличалась от сегодняшней.

Читайте и другие полезные материалы на нашем сайте.

У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Расчет цены контракта и ее обоснование

Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

  • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
  • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

Отправка обращения о согласовании закупки

Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

Размещение информации о закупке

Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

  • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
  • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
  • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
  • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

Заключение контракта

Контракты допускается заключать в двух формах:

  • в типовой - с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
  • в упрощенной - с пониженными требованиями к составу.

Второй вариант допустим при закупках:

  • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

Исполнение контракта

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

  • при закупках по остальным основаниям;
  • если объект закупки представляет собой услуги экспертов или экспертных организаций;
  • когда итогом работы является проектная документация объекта капитального строительства (результаты инженерных изысканий, прошедших экспертизу).

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...