Развитие внимания у младших школьников упражнения. Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста


РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте.

Потребуются любые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав­няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня­тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об­ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол­нялось кем-то другим –, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому, отчужда­ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока­зателем успешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. По окончании упражнения оп­ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательного оформления.

Развивающие игры и упражнения на внимание для детей

1. Упражнение "Следи за своей речью"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, ""да"" и ""нет"" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

Вы хотите купить черное платье?

Я хочу купить зеленое платье.

А разве зеленое вам к лицу?

Мне просто нравится зеленый бархат.

Это будет бальное платье?

Бальное.

Ваше зеленое платье должно быть длинным?

Проигрыш . Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение "Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

4. Упражнение "Спрятанное слово"

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". ДогадаЙся, какая пословица нами загадана.

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Методическая разработка

Комплекс заданий по развитию внимания
младших школьников

Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга

Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста и представлен в виде 4 блоков.

Организация занятий: специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания. Также некоторые упражнения могут использоваться на переменах.

Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся.

Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 10-15 человек.

Цель занятий: развивать у школьников основные свойства внимания с помощью игровых и учебных занятий.

1.Составить занятия, направленные на развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

2.Развивать познавательный интерес.

Существуют определённые виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.

Задание №1.

«Составь слово».

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

Задание №2.

Игра «Алфавит».

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).

Задание №3.

«Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Время выполнения : по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Задание №4.

Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Время выполнения : 10- 15 минут.

Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

Задание №5.

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.

Время выполнения: 10 минут (работа устная).

Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.

Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.

Кто ошибается, выходит из игры.

Задание №6.

«Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Время проведения : 10-15 минут, в течение учебного года.

Инструкция : «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.

Вариант 1 . По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

(С. Михалков).

Вариант 2.

Одуванчики.

Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.

Вариант3.

Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.

Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.

Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.

Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.

Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.

Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.

Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.

Задание №7.

«Соединить половинки слов».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция : Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

Задание №8.

«Найти слова».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция : На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех , волк , столб , коса , зубр , полк , удочка, мель , набор, укол , дорога, олень , пирожок , китель .

Задание №9.

Игра «Пишем предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.

Время выполнения: 15 минут.

Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то - сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Задание №10.

Игра «Много - один».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок - во множественном).

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.

Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед.ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.

Задание №11.

Упражнение «Методика Мюнстерберга».

Цель : формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

Задание №12.

Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма внимания.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция : Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»-машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

Задание № 13.

Упражнение «Составь слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).

Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.

Задание №14.

Упражнение «Слова-невидимки».

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

Задание №15.

Упражнение «Найди родственные слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения : 5-10 минут.

Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).

Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.

Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».

Задание №16.

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Вариант 1.

1)стол, стул, кровать, чайник;

2)лошадь, кошка, собака, щука;

3)ёлка, берёза, дуб, земляника;

4)огурец, репа, морковь, заяц;

5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;

7)волк, лиса, медведь, кошка;

8)кукла, машинка, скакалка, книга;

9)поезд, самолёт, самокат, пароход;

10)лыжи, коньки, лодка, санки.

Вариант 2.

1)снег, мороз, жара, лёд;

2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;

3)река, лес, асфальт, поле;

4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

5)парта, доска, ученик, ёжик;

6)змея, улитка, бабочка, черепаха;

7)кисти, краски, чайник, полотно;

8)шляпа, крыша, дверь, окно;

9)молоко, чай, лимонад, хлеб;

10)нога, рука, голова, ботинок.

Задание№17.

Игра «Весёлая лошадка».

Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.

Задание даётся при изучении темы «Предложение».

Задание №18.

Упражнение «Школьные сочинения».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.

  1. 1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
  2. 2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
  3. 3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
  4. 4. Он стоял и лязгал глазами.
  5. 5. Зимой многие животные бросаются в спячку.

Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.

Блок 2. На уроке математики можно использовать задания на тренировку устойчивости внимания, способностей переключения и распределения внимания.

Задание №1.

Упражнение «Каждой руке - своё дело».

Цель : формирование у детей распределения внимания и одновремённо обработка навыка запоминания.

Инструкция: Детей просят левой рукой медленно перемещать в течении 1 минуты книгу с иллюстрацией (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Задание №2.

Цель : формирование у детей переключения внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция: Учащиеся работают в рабочей тетради.

Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.

Пример: ---И

Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).

ИК - - - Я - - ЛЖ - - - - - -У - И - Ь - И - - - И - У -.

1. 10:5= 2. 7+8= 4. 25:5=

9-8= 3. 24:2= 12:4=

9-5= 21-10= 10х5=

10-10= 15-14= 6х5=

6. 1-1= 9+8= 27:9= 10х3= 20-7=

Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».

Пример: - - - УХ

Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.

64:8= - - - - 8+8=

5х4=

Ь 4х4= - - А - - Ь - 49:7=

Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.

Задание №3.

Упражнение «Счёт с помехой».

Цель: формирование у детей переключения внимания.

Время проведения: 3 минуты.

Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.

Задание №4.

«Назови соседей».

Цель : развитие произвольного внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : Работа проводится устно. Дети сидят в кружок (или за партами). Учитель бросает мяч учащимся по очереди, называя числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.

Задание №5.

«Счёт по командам».

Цель: формирование у детей концентрации внимания на примере арифметических упражнений и операций.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция : Класс делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; х; :). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, учитель или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются рядами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.

Задание №6.

«Угадай слово».

Цель: развитие концентрации и переключение внимания.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.

Ь Б О Н Р А К В Т Ч

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

122 7112 8679 777

334 + 1136 - 7141 -326

456 8248 1538 451

РАК ТОРТ БАНТ РАБ

Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.

Задание № 7.

Игра «Часы».

Цель: формирование концентрации внимания.

Время проведения : 10—15 минут.

Инструкция : В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.

Игра проводится при изучении темы «Время и его измерение».

Задание№8.

«Играем в считалки».

Цель : развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения : 10 минут.

Инструкция : Участники работают парами (соседи по парте). Становятся (или сидят) друг против друга. По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой - чётные. Рядом находятся такие же участники игры, и они также считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Задание № 9.

«Каждой руке - своё дело».

Цель: формирование распределения внимания.

Время поведения : 5 минут.

Инструкция: Одной рукой рисуем другой

одной рукой, другой и т.п.

Используется как геометрический материал.

Задание №10.

Игра «Считаем вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(напри- мер: 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибётся, то он выбывает из игры, но при этом наблюдает за ходом игры. Мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Игра проводится в начале урока в качестве разминки.

Блок 3. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.

Задание №1 . «Время растяжимо…».

Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

О чём говорится в этом стихотворении?

Какие временные промежутки упоминаются?

Как называется стихотворение?

Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я. Маршак?

Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.

Задание №2.

«Прочитайте стихотворение».

Цель : развитие устойчивости и концентрации внимания.

Инструкция : «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А.С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».

Правильный ответ.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями…

Задание №3.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время,(воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.

Целенаправленное установочное чтение.

Использование приёма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.

В работе используются книжки - коллективки.

Задание №4.

«Чтение с помехой».

Цель: тренировка распределения внимания.

Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.

Задание №5.

Игра. «Передай смысл стихотворения».

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция : Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.

При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

Задание 1-й команде - передать смысл первого стихотворения, задание 2-й команде- передать смысл второго стихотворения, задание 3-й команде- передать смысл третьего стихотворения. Стихотворения должны быть сложного характера.

Блок 4. Рассмотрим некоторые задания, которые рекомендуется проводить во внеурочное время (во время перемен).

Задание №1.

«Слушаем тишину» (перемена).

Цель: формирование у детей усидчивости и умения сосредотачиваться.

Инструкция: В течении 3 минут все слушают тишину. Затем следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.

Задание №2.

Игра «Четыре стихии» (используется как физ. пауза).

Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Инструкция: Дети выступают около парт (во время физ. паузы). По команде «земля»- дети должны спустить руки вниз, «вода»- вытягивают вперёд, делают движение плаванья, «воздух»- поднимают руки вверх, а на команду «огонь»- вращают руки в локтевых суставах. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №3.

Упражнение «Перепутанные линии».

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: карточки с нарисованными, перепутанными линиями одного цвета и на каждого ребёнка.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: «На бланке изображены перепутанные линии. Проследите линию

слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом».

Задание №4.

Игра «Запомни звуки».

Цель : развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».

Дети должны будут затем описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других.

После того, как учитель проведёт эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять эту роль.

Задание №5.

Упражнение «Минутка».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться. Также это упражнение является хорошим диагностическим методом исследования внутреннего темпа ребёнка.

Инструкция: Учитель просит учащихся внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя минута пройдёт, каждый поднимает руку. Учитель с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Задание №6.

Игра «Камень, ножницы, бумага».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Участники игры делятся на группы. На счёт «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трёх фигур: камень- кулак, ножницы- два пальца, бумага- открытая ладонь. Причём имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остаётся, а проигравший игрок выходит из игры. Сейчас эта игра считается у учащихся популярной. Они постоянно играют в неё на всех переменах, используется фишки и карточки.

Задание №7.

«Будь внимателен».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: у каждого учащегося отпечатанный текст.

Инструкция: «Внимательно и только один раз прочитайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос».

Задание №8.

Игра «Ищи безостановочно».

Цель : увеличение объёма внимания.

Инструкция: В течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя, как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

Задание №9.

Упражнение «Живая картина».

Цель: формирование и развитие у детей объёма внимания.

Инструкция: Учитель (или кто-то из детей) организует участников (от 2-х до всех), в любую группу. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносят строго оговорённое количество изменений. (Например: 2 участника меняются местами, 3-й опускает поднятую руку, 4-й поворачивается в другую сторону- всего 3 изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картину.

Задание №10.

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция : Упражнение выполняется сидя в кругу или группа становится по кругу. «Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательными и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала своё движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдёт к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать своё движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».

В ходе упражнения учитель побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задавать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?».

Задание №11.

Цель: развитие переключения внимания.

Инструкция: Упражнение выполняется сидя или все участники становятся по кругу.

«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы, (те, кто остаётся) выберем одного

человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернётся в комнату, встанет в центре круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

Задание №12.

Упражнение: «Тень».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: «Перед вами бланк с фигурками изображённых гномов. Узнайте, какому гному принадлежит тень». (Приложение).

Задание №13.

Игра «Поём вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Учитель предлагает спеть вместе песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причём, если учитель хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя. Если хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибается, сам становится ведущим.

Задание №14.

Упражнение «Прятки».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите предметы, которые спрятались на рисунке.

Задание №15.

Игра «Перекличка - путанка».

Цель : развитие произвольного внимания.

Инструкция: Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №16.

Упражнение «Первобытные школьники».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите пару одинаковых: из восьми пацанов.

Задание №17.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Инструкция : Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, рыбу. Причём, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа тоже считается ошибкой), то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

Задание №18.

Игра «Хор».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Остальные внимательно следят за игрой.

Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь(или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно- каждый своё слово. Задача «отгадчика»- понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз- так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше предложений:

Шёл по улице отряд.

Пошла коза за орехами.

Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко.

Муха денежку нашла.

Шла кукушка мимо сада.

Повар готовил обед.

Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.

Жил на свете старичок.

Слон шагает по дорожке.

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания.

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 22.02.2019 09:22

You have no rights to post comments

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...