Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен. Наказание за выезд на встречную полосу Обгон с выездом на полосу встречного движения


В Правилах дорожного движения описаны четыре случая, запрещающие выезжать на встречную полосу:

п. 9.2. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

п. 9.3. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 (обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение)), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается".

п. 11.4. «Обгон с выездом на встречную полосу движения запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».

При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот", 1.12.1, 1.12.2 - "Опасные повороты", 1.29 "тоннель", 1.31.1, 1.31.2 "Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью".

п. 15.3. «… Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства …».

По правилам дорожного движения линии горизонтальной разметки , и пересекать запрещается!

В результате нарушений требований дорожных знаков: , повлекшие движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образуется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 и частью 3 КоАП РФ.

Любое нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по частям 3 и 4 статьи 12.15 и по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ.

Наказание за выезд на встречку

На сегодняшний день применяют следующее наказание за встречку :

Помимо отсутствия обозначения перехода разметки в сплошную линию в суде Вам может помочь «крайняя необходимость». Т.е. если Вы совершили данный маневр с целью предотвращения аварийной ситуации. Например, уклонялись от выезжающего с второстепенной дороги транспорта, от летящих в Вас кирпичей из кузова КАМАЗа.

Если же и с разметкой все в порядке и крайней необходимости не было, то тут даже самый хороший адвокат может не помочь. В любом случае у Вас есть лишь 10 дней на обжалование постановления, поэтому консультация юриста не помешает. Опытный юрист посоветует Вам, как избежать лишения прав, просто оплатив штраф, т.к. выезд на встречку в любом случае наказывается.

Видео по теме:

Михаил Алексеев, автомобильный журналист
Дата публикации: 27.10.2011
Обновлена Дмитриевым Виталием 14.04.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Комментарии адвоката

На вопросы редакции нашего сайта отвечает адвокат Центра содействия автовладельцам Spravami.ru Евгений Липатов.

Часто возникают случаи, когда разметка на дороге стерта или засыпана снегом. В итоге получается, что автомобиль пересекает двойную сплошную линию разметки. Как быть в таких ситуациях?

В подобных случаях водителю лучше произвести фотографии участка дороги, где дорожная разметка стерта или засыпана снегом, чтобы доказать тот факт, что нарушение ПДД произошло не по вине водителя. Фотосъемку лучше производить в присутствии свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить, когда и где она производилась.

Если висит знак "Движение прямо или направо", а водитель производит поворот налево, то это считается встречкой? Если да, то какое наказание предусмотрено за это действие: штраф или лишение?

Действия водителя будут квалифицированы, как выезд на "встречку" в том случае, если он, нарушив требования предписывающего знака выехал на дорогу с односторонним движением. В противном случае он будет нести ответственность по ст. 12.16 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф в размере 100 рублей. Как правило, с той стороны, с которой движение по дороге с односторонним движением запрещено, устанавливается дорожный знак "Въезд запрещен" ("кирпич"). Если же при совершении маневра водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия будут квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ (Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия), что повлечет наложение штрафа от тысячи до полутора тысяч рублей.

Однако, существуют такие моменты, когда выезд на встречную полосу движения не будет караться наказанием. Такие случаи достаточно распространены. Встречкой не будет считаться объезд препятствия по встречной полосе, если других выходов просто нету. Надо только аккуратно это сделать, не создав помех. Например, на дороге с двумя полосами для движения в одном направлении объезд препятствия на левой полосе осуществляется только по правой стороне. Но если полоса одна, то выезд на встречную полосу разрешается.

Если Вас поймали "за встречку", скорее всего инспектор составит протокол и изымет права. Потом группа разбора решает, наложить штраф или передать дело в суд. Обычно смотрят на историю по единой базе. Если человек не имел серьезных проблем с ПДД за последний год, налагают штраф прямо в группе разбора. Хотя, некоторые группы разбора, увидев в протоколе статью 12.15.4, сразу выписывают повестку в суд. Судьи тоже смотрят в первую очередь на "послужной список", а также слушают нарушителя. Если последний раскаивается или имеет смягчающие обстоятельства (например, нарушение правил беременной женщиной), суд может вынести постановление о штрафе.

Поэтому если вы попались по статье 12.15.4, лучше всего согласиться с сотрудником ГИБДД и отдать ему права. А затем при разборе "раскаяться" инспектору. В крайнем случае Вас отправят в суд. Но в отличие от сотрудников ГИБДД судьи более лояльны к тем, кто признает себя виновным, и назначают минимальное наказание - штраф. Но если Вы твердо уверены, что правил не нарушили, а протокол был составлен несправедливо, начните "войну" с первых же минут. В протоколе в графе "Объяснения нарушителя" напишите: "ПДД не нарушал, требуется квалифицированная юридическая помощь". Далее составьте жалобу (либо с помощью юриста, либо на интернет-форуме) и зарегистрируйте ее в отделе ГИБДД. Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней, но реально получается до месяца. А у суда есть на Ваше лишение прав лишь два месяца с момента нарушения. И тогда велики шансы, что дело просто не успеют рассмотреть вовремя.

Теперь более подробно разберем ситуации, которые могут случиться на дороге. Сначала они выглядят неоднозначными, но надо всегда понимать, за какое нарушение должно следовать лишение прав, а за какое - денежный штраф.

Отзывы и мнения в автомобильных сообществах

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:07
Брат обгонял как-то машину, которая ехала наполовину по обочине 20 км. в час. Разметка прерывистая. Знак был 3.20. Остановили. Написали 4 часть. Я съездил, сфотографировал со всех ракурсов место, разметку, следы машины на обочине, померил рулеткой все расстояния. Составил красивую схемку с указаниями размеров дороги, ширины полосы, ширины автомобиля. Объяснил судъе, что там в одной полосе помещаются спокойно два этих авто. Продиктовал брату объяснение. Составил свое объяснение. Подал ходатайство о вызове инспектора (сам не знаю зачем). Инспектор не являлся. В последний день срока рассмотрели без инспектора и закрыли за отсутствием состава.

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:08
Объяснение в рамках производства по административному делу:

Инспектором по розыску ОГИБДД г. Колпино старшим лейтенантом милиции Заручейниковым Николаем Николаевичем 18 мая 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении 78 АА № в отношении Федорова М.В.
Из объяснения Федорова М.В. видно, что он не выезжал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, и не пересекал линию разметки 1.5, разделяющую встречные транспортные потоки, а выполнил опережение транспортного средства двигавшегося по обочине дороги.
Габариты транспортных средств и проезжей части (что видно из схемы, предоставленной защитником суду в качестве доказательства) позволяют выполнить данное действие без выезда на полосу встречного движения даже, если бы автомобиль который опередил Фёдоров М.В. двигался не по обочине, а по этой же полосе.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, обгоном считается «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы».
В соответствии с пунктом 9.1 ПДД РФ, «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.»
На указанной дороге имеется разметка 1.5, что видно из фотоснимков, представленных суду в качестве доказательств и из объяснения Федорова М.В. Следовательно на данном отрезке дороги количество полос для движения определено разметкой и равняется двум. По одному ряду в каждом направлении.

Прошу суд обратить внимание на то, что местом совершения административного правонарушения в протоколе указан дом №55 по улице Загородная, а местом составления протокола дом №47 по той же улице, где стоял автомобиль ДПС, в котором и находился инспектор Заручейников Н.Н. в момент остановки Федорова М.В. стажером наряда ДПС, дежурившим совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н. Нумерация домов по улице Загородная односторонняя и последовательная, и эти два дома разделяет расстояние в 250 метров и поворот дороги. Кроме того, автомобиль ДПС стоял в жилом массиве среди деревьев и кустарника. Данные факты говорят о том, что инспектор Заручейников Н.Н. не мог видеть предполагаемое правонарушение.
Согласно статьи 28.1 КоАП РФ Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Так как инспектор Заручейников Н.Н. не является лицом непосредственно обнаружившим достаточные данные о наличии события административного правонарушения, к нему не поступали сообщения, заявления и другие материалы из государственных и правоохранительных органов, а также физических и юридических лиц, не поступали сообщения из средств массовой информации и так далее, он не имел права составлять протокол об административном правонарушении.

Согласно пункта 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны свидетели, если таковые имеются.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №5 от24.03.2005г. в пункте 4 указал, что «Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении»
Стажер ДПС, дежуривший совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н., остановил автомобиль Фёдорова М.В. якобы за нарушение пункта 1.3 ПДД, после чего и был составлен протокол инспектором Заручейниковым Н.Н.
Отсюда следует, что стажер ДПС, остановивший автомобиль Фёдорова М.В. является свидетелем по данному делу и его данные должны были быть записаны в протокол об административном правонарушении, чего сделано не было.
Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ, которая гласит, что «не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона», считаю, что недопустимо использовать протокол об административном правонарушении в качестве доказательства по данному делу, так как он составлен с нарушением закона.

Также защита на основании слов Федорова М.В. выражает свое несогласие со схемой, составленной инспектором Заручейниковым Н.Н., имеющейся в деле.

Поскольку объяснения и схема, предоставленные инспектором Заручейниковым Н.Н. в определенной мере вступают в противоречия с объяснениями и схемой, предоставленной Федоровым М.В., при рассмотрении дела следует учитывать тот факт, что инспектор является лицом заинтересованным, так как при рассмотрении дела могут быть установлены факты превышения им должностных полномочий в части неправомерности составления протокола об административном правонарушении.

В случае противоречия представленных суду доказательств, и невозможности предоставления дополнительных доказательств, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ, устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Это подтверждает Верховный Суд РФ, который в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 указал, «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.»

На основании вышеизложенного, заявляю что Федоров М.В. не совершал действие, квалифицируемое Правилами как «обгон» и, следовательно, не нарушал требований знака 3.20, запрещающего обгон транспортных средств, и не выезжал на полосу встречного движения, за что предусмотрена ответственность статьей 12.15 пункт 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также считаю начатое в отношении Федорова М.В. дело об административном правонарушении необоснованным из-за отсутствия события административного правонарушения.

В случае несогласия суда с какими-либо сведениями, содержащимися в представленных доказательствах и объяснениях, прошу суд истребовать эти сведения из соответствующих органов и опросить свидетелей.
Прошу суд обратить внимание на то, что за трехлетний водительский стаж Федоров М.В. совершил лишь одно незначительное правонарушение, что подтверждено справкой о правонарушениях, имеющейся в деле, и является косвенным доказательством порядочности и законопослушности обвиняемого.

Руководствуясь вышеизложенным и на основании статьи 1.5; подпункта 1 пункта 1 статьи 24.5; пункта 5 статьи 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прошу суд прекратить начатое в отношении Федорова М.В. производство по делу об административном правонарушении.

Данное объяснение прошу приобщить к материалам дела.

Вячеслав Сухов 27 сен 2008 в 11:11
Друзья хочу поделится опытом решения седебнлгл разбирательства в свою сторону. 02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут следуя на реку Луга из СБ с женой с целью отдохнуть. В районе Красного села на сьезде с виадука (Ул. Ленина д.1.) обогнад грузовик вместе где нанесена разметка 1.11. Проехав 390м от виадука меня останавливает сотрудник гибдд и утверждает,что я нарушил обогнал грузовик в месте действия знака обгон запрещен (который действительно стоял на вьезде на виадук.

После долгих и упорных споров мы сели в их мусоровозку ну и начелся развод, статья 12.15 КРФ об АП. ч4. лишение вобщем денег давай но сколько точно не сказал.

В связи с моей полной невиновности был послан нах.... в прямом смысле.
при подписании протакола я ему сказам меня прав не лишат...

Подготовка началась за 2-дня составил реч для суда.

Ваша честь!
02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут Инспектором ГиБдд в отношении меня, Сухова Вячеслава, был составлен протокол об административном правонарушении АД №46 84 31
В Протоколе Инспектором указано, что Я (дословно) совершая обгон, пересек, дорожную разметку 1,1 совершил выезд на полосу встречного движения.

По факту возбужденного в отношении меня дела об административном правонарушении считаю необходимым объяснить следующее:
Совершая обгон автомобиля, ГАЗ при съезде с виадука действительно пересек дорожную разметку(место пересечения дорожной разметки моим автомобилем фото №4 , НО в месте, где дорожная разметка, нанесенная на проезжую часть, соответствует разметке 1.11 – данная разметка разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.

И в связи с крайней необходимостью данного маневра т.к. А.М. Газ двигался с нарушением рядности (Попросту говоря его, болтало по дороге)

Также считаю необходимым объяснить следующее:
Что расстояния от окончания съезда с виадука до места расположения сотрудника ГИБДД составившего протокол об административном правонарушении составляло около 350-370 метров Фото №2 Данный факт ставит под сомнение то, что сотрудник ГИБДД мог отчетливо видеть место пересечения дорожной разметки Фото №3 сделано с места расположения сотрудника ГИБДД с оптическим 3-х кратным приближением.
При въезде на виадук установлен знак 3.20 "Обгон запрещен" Фото №1
«Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».

Таким образом, есть два варианта установка знака "Обгон запрещен" - с временем действия знака и с зоной действия знака. Если нет таблички «Время действия», то знак, запрещающий обгон, установлен из-за ограниченной видимости и поэтому действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной.
Для ограничения зоны действия, знак «Обгон запрещен» (п.5.4.31 ГОСТ Р 52289-2004) ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона».

Если же после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограниченной видимости, то есть, я выехал на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и стационарно установленные дорожные знаки не могут противоречить друг другу. Утверждения инспектора ДПС о том, что знак имеет приоритет перед разметкой – сказка – т.к. об этом не написано в ПДД, ГОСТ-е или любом другом Нормативно Правовом Акте.
Преимущество над разметкой имеет только временный знак. Под временным знаком понимается знак на переносной стойке

В связи с отсутствием события административного правонарушения в моих действиях считаю необходимым дело об административном правонарушении в отношении меня – прекратить.

К речи были приложенные фотографии разметки, фото с места, где стоял гаишник, и въезд на виадук с целью доказательства, что знак обгон запрещен не временный.

Судья вынесла решения вызвать гаишника в суд для дачи показаний...

После этого было 4-суда на 3 из них гаишник не явился, судья которая вынесла решение вызвать гаишника ушла в отпуск и меня отправили в другой участок, где судье пришлось вновь все объяснять.

На 4-суд пришел гаишник и мне в первые показали схемму которую оннарисовал и во мое удивление на встрече прям передо мной нарисованы 3-машины.

Когда обгонял видимость была 1,5-2 км. и ни одной встречной машины.

Ну тут меня понесло, что ваша честь как он мог видеть в каком месте я совершал обгон если до него 390 м. и прям передо мной 3 машины.

Судья... действительно КАК???

И тут гаишник заладил...я все видел, я все видел, я все видел.

В общем, судья его выгнала и сказала, что если я еще раз появлюсь в участке 105 то меня точно лишат...

К слову, за 5-посещений насмотрелся на такое кол-во людей которые в суде 2-слова связать не могли ну в итоге 0,4-0,6-1,5-2 г. лишения.
На 5 суд я насмотревшись как творится наше правосудие с правами досрочно распрощался.

Наша компания «Авто Право» занимается предоставлением бесплатных консультаций по поводу различного рода нарушений на дороге. Специалисты, работающие у нас, выслушают ваш вопрос и дадут на него компетентный ответ. И если вас интересует такое нарушение, как движение по встречной полосе, то мы подробно расскажем обо всех возможных ситуациях и штрафах за них.

Бывают разные случаи, когда водитель может выехать на встречку. Это и развороты, и объезды, и обычные повороты, и парковка. За такие маневры инспекторами ГИБДД вам может быть предъявлен штраф или же могут конфисковать права на некоторое время права.

Вот несколько примеров того, какое наказание вам придется понести за движение по встречке:

  • Объездные операции на дорогах по встречной полосе. В данном случае, если вы объехали, к примеру, сломанный или остановившийся автомобиль, когда его можно было миновать с правой стороны, то для водителя уготован штраф в размере 1000-1500 руб.;
  • Маневры с разворотом. Любые развороты предусматривают выезд на полосу встречного движения, за него вам выпишут штраф от 1000 до 1500 руб.;
  • Совершение поворота налево. Такие движения нужно совершать лишь в местах, где это разрешено, к примеру, на перекрестках, если там отсутствует запрещающий знак. Такое нарушение будет стоить водителю около 1500 рублей;
  • Совершение обгона. Если вам случилось выполнить данное нарушение, и его видел инспектор, то про права водителю придется забыть на полугодовалый срок. Фиксирование же обычным прибором для съемок, смягчит это наказание до уплаты штрафа размером в 5000 руб.;
  • Выезд на дорожное полотно с односторонним потолком машин. Такой маневр естественно обойдется вам лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном, аналогичном движении по встречке права у вас отберут на целый год.

Специалисты нашей компании предупреждают вас о том, что нужно внимательнее относиться к правилам дорожного движения, и четко их соблюдать. Это обезопасит вас от обмана со стороны инспектора ГИБДД.

Меры взыскания за движение по встречке

Для любого водителя будет не лишним знание, какие бывают штрафы за движение по встречной полосе. Наши юристы знают о таком происшествии буквально все, поэтому всегда помогут дельным советом. Поскольку в различных ситуациях наказание может быть абсолютно разным. Взыскание за административное нарушение такого характера иногда обходится оплатой штрафа, достигающего 5000 рублей, а в некоторых случаях - это лишение сроком до 1 года водительских прав.

Почему такие суровые санкции применяют к водителям? Это все потому, что в их действиях скрыта большая опасность, то ли намеренная, то ли случайная. Заключается это в создании помех в движении других транспортных средств. В результате такие действия могут привести к тому, что возникнет аварийная ситуация на данном отрезке пути.

Такое же наказание за выезд на встречку грозит и тем водителям, которые совершают обгоны в месте, где имеются дорожные знаки, разметка или действуют нормы раздела 11 правил дорожного движения о запрете проведения таких маневров.

Правонарушитель может лишиться либо 5 тысяч рублей, либо же на полгода забыть о том, что у него есть права и автомобиль. Повторное нарушение грозит всегда еще большим наказанием, поэтому если вы не хотите целый год ходить пешком, то придется постараться и не нарушать.

Если у вас случайно произошел объезд автомобиля, а делать на этом участке дороги такого нельзя, то наказание за выезд на встречку будет менее строгим и не таким затратным, поскольку составит лишь от 1000 до 1500 рублей.

Естественно, такие наказания за выезд на встречку не сравнить с теми, которые грозят при обгоне и движению. С чем связана такая лояльность к водителю? Ну, во-первых, объезд это вынужденная мера, от которой порой деться некуда. Во-вторых, это всего лишь непродолжительный процесс, когда автомобиль находится на встречной полосе.

Чем отличается объезд и обгон при движении по встречной полосе?

В связи с тем, что за объезд и обгон установлены резко отличающиеся наказания, водитель, совершивший правонарушение, пытается оправдаться и найти возможность смягчить ответственность. В этом наши юристы и адвокаты действительно могут помочь. Мы сможем найти доказательства того, что водитель не виновен, или же его ошибка не значительна и не представляла никакой угрозы на дороге.

Все дело обстоит так. Такого понятия, как объезд, в правилах движения не зафиксировано, а вот про обгон написано все более конкретно.

Обгон - это обход автомобиля или целой колонны машин, который, так или иначе, предусматривает движение по встречной полосе, штраф за него намного выше по этой причине. Получается, если автомобиль идет на обгон, то он естественно ускоряется, что может привести к аварии, в случае появление на встречке другого авто.

Если же машина стояла, и ваше транспортное средство совершило движение по встречной полосе, штраф можно снизить до минимума, то есть 1-1,5 тыс. руб. за объезд не по правилам.

Зная о таких нюансах, наша фирма гарантировано будет представлять ваши интересы в суде. Наши юристы хорошо осведомлены обо всех изменениях в дорожных правилах и знают их безукоризненно.

Что сделать, чтобы инспектор не «подменил» нарушение?

Очень часто водители встречают на дороге «не чистых» на руку инспекторов ГИБДД. С желанием получить свою выгоду, некоторые из них выполняют подмену понятий, когда квалифицируют правонарушение, сделанное водителем авто.

Они наказания за выезд на встречку часто завышают и приписывают то, чего на самом деле на дороге не происходило. Могут случаться такие подмены:

  • Безобидный объезд выдается за обгон. А помня о том, что разница в штрафах значительная, то выгода у инспектора будет неплохой. В этом случае наши юристы советуют внимательно изучать все доводы, приводящие вам и помнить, что когда вы совершили выезд на встречку, объезжаемый объект был неподвижен. Всегда стойте на своем, и тогда справедливость действительно восторжествует;
  • Зачастую любой обход соседнего автомобиля они готовы выставить как нарушение. Это неверно, поскольку лишь выезд на встречную полосу может считаться обгоном. А то, что вы объехали транспортное средство, так это простое опережение, не ведущее ни к каким аварийным ситуациям и негативным последствиям;
  • Не следует также вестись на то, что вам могут инкриминировать пересечение одинарной или двойной сплошной разметки. За такое не предусмотрено наказаний. Согласно законодательству Российской Федерации наказания могут быть за уже рассмотренные выше моменты, но не за это.

Итак, по итогу, мы выяснили, что считается грубым нарушением, и какое из них не повлечет больших штрафных санкций. Для наших экспертов в данной сфере при вашем выезде на встречную полосу будет беспроблемным доказать, что это было вынужденное мероприятие и по-другому вы поступить просто не могли.

    Ответственность предусматривает:
  • штраф в размере 5 000 рублей или
  • лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. (статья 12.15 ч.4 КоАП РФ)

Какие действия являются нарушением правил:

  • Во-первых: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
  • Во-вторых: выезд на трамвайные пути встречного направления.

Что такое встречное движение .

Под полосой движения в правилах дорожного движения (ПДД) понимают следующее:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Как правило, полосы движения отделены друг от друга дорожной разметкой, нанесенной на асфальт. В этом случае водителю легко определиться, имея зрительный ориентир.
Дорога может быть и без разметки, тогда водитель должен ориентироваться что называется «на глаз».
Для водителя встречным движением будет являться транспорт, который двигается слева от него, в противоположном направлении.

В ПДД понятие встречного движения определено следующим образом:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, кроме дорожной разметки определить наличие встречного движения возможно по дорожным знакам.
Давайте рассмотрим то и другое на примерах.

Дорожная разметка и дорожные знаки, определяющие встречное движение.

1) Дорожная разметка, указанная в ПДД под номером 1.1. , предназначена для:

  • разделения транспортных потоков противоположных направлений
  • обозначения границ полос движения
  • обозначает границы проезжей части
  • обозначает границы мест для стоянки

Выглядит вот так:

2) Дорожная разметка с обозначением 1.2.1, иначе известна как «сплошная линия».

  • предназначена для обозначения края проезжей части

Выглядит так:

3) Дорожная разметка с обозначением 1.3, она же «двойная сплошная»

  • предназначена для разделения транспортных потоков, двигающихся в противоположном направлении, если дорога имеет четыре полосы движения и больше

Выглядит так:

4) Дорожная разметка с обозначением 1.11

  • также разделяет транспортные потоки различных направлений

Выглядит так:

5) Дорожная разметка с обозначением 1.5, она же «прерывистая»

  • применяется при разделении потоков транспорта на дорогах с двумя или тремя полосами
  • для обозначения границ полос движения в одном направлении, если их две или три

Выглядит так:

  • определяет количество полос и разрешенных направлений движения

Выглядит так:

7) Дорожный знак обозначенный в ПДД 5.15.2

  • предназначен для определения разрешенных направления движения по полосе.

Выглядит так:

8) Дорожный знак обозначенный в ПДД 5.15.7

  • описывает направление движения по полосам.

Выглядит так:

9) Дорожный знак под обозначением 5.15.8

  • устанавливает число полос движения.

Выглядит так:

На этом знаки, определяющие количество полос и направление движения, не исчерпываются.

Однако переписывать в статье всю главу 5 ПДД «Знаки особых предписаний», смысла я не вижу. Достаточно просто заглянуть в правила, чтобы их увидеть. Но смысл, надеюсь, понятен.

Частые случаи выезда на встречную полосу движения

Распространены случаи выезда на встречную полосу движения при маневрах, одновременно с нарушением следующих знаков:

  • «Обгон запрещен», знак 3.20 ПДД

выглядит так:

  • «Обгон грузовым автомобилям запрещен», знак 3.22 ПДД

выглядит так:

  • «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», знак 5.11 ПДД

выглядит так:

Естественно, это не все комбинации, но с ними почему-то приходится сталкиваться чаще всего.

В отношении трех перечисленных знаков, а также вышеуказанного знака 5.15.7 «Направление движения по полосам», выезд на встречную полосу свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.15 ч.4 КоАП РФ. Тоже касается и нарушения дорожной разметки 1.1, 1.3., 1.11.
Так определил Пленум Верховного Суда от 24 октября 2006 г. N 18.

Что не является правонарушением в смысле ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ.

    ПДД разрешают двигаться по трамвайным путям, при соблюдении следующих условий:
  • пути находятся на одном уровне с проезжей частью
  • пути расположены в попутном направлении, слева по ходу движения
  • все другие полосы в данном направлении заняты
  • помех трамваю не создается
  • на перекрестке нет знаков 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»

В любом случае, выезжать на трамвайные пути встречного направления нельзя.

Если же выезд на полосу встречного движения был произведен для объезда препятствия, то это правонарушение следует квалифицировать по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, где санкции более мягкие и не предусматривают лишения водительских прав.

Что является препятствием:

  • неподвижный объект на полосе движения
  • неисправное или поврежденное транспортное средство
  • дефект проезжей части
  • посторонние предметы
  • другое, не позволяющие продолжать движение в данной полосе.

Препятствиями не являются заторы или транспортные средства, которые остановились на проезжей части с соблюдением ПДД.

Давность привлечения к ответственности

По статье 15.12 ч.4 КоАП РФ можно привлечь водителя к административной ответственности не позже трех месяцев со дня совершения правонарушения (смотри ст4.5. КоАП).

Но спешу предостеречь тех нарушителей, кто собирается уклоняться от получения повестки в суд, ложиться в больницу или уезжать в командировку, в надежде протянуть время.

Конечно, возможно что судебное заседание будет отложено на более поздний срок.

Но судам прекрасно известны подобные хитрости.

Кроме того существует судебная практика, при которой в отношении не явившегося правонарушителя выносится заочное решение. Как правило не в его пользу.

Оспаривать же такое решение уже сложнее — благоприятный момент может быть упущен.

Поэтому мой совет — не скрываться, а активно участвовать в судебном процессе, воспользовавшись помощью юриста и выстроив линию защиты.

Как уже ясно из текста, полномочиями рассматривать дела по статье 15.12 ч.4 КоАП РФ наделен суд.

Доказательства по статье 15.12 ч.4 КоАП РФ

Основными доказательствами в суде по данной категории дел, как правило выступают протокол об административном правонарушении, схема и рапорт.

С развитием применения записывающей аппаратуры, все чаще используется видеофиксация. Как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны водителей — записи видеорегистратора.

Показания свидетелей также могут быть приняты во внимание. И здесь нужно быть готовым к тому, что рапорт сотрудника органов внутренних дел, как и его объяснение, принимается судом как нормальное письменное доказательство по делу.

Может быть затребована в суд схема дислокации дорожных знаков и разметки для участка автомобильной дороги, на котором было зафиксировано правонарушение.

В случае сомнения в наименовании улиц — применяются справки из информационных центров, вплоть до распечатки карт из гугла.

Как доказать свою невиновность

Сложно дать готовый рецепт, к каждому случаю требуется подходить индивидуально.

      Но вот на что следует обращать особое внимание:
    • оформление протокола

Особенно важно правильное указание времени, места, подробное описание событий, наличие разметки и дорожных знаков

    • подписи свидетелей и понятых

Для каждого должны быть указаны фамилия, имя, отчество и адрес. Если имеются основания предполагать, что понятые — работники ОВД, возможно следует заявить об этом в суде отдельным ходатайством.

    • разъяснение прав, подписи

Как минимум вам должны разъяснить положения ст.51 Конституции РФ. Как правило место для вашей подписи уже есть в протоколе, но всегда остается место случайности.

    • фиксация вашей версии событий в протоколе

Особенно важно на стадии оформления протокола проследить за точным внесением в него ваших объяснений.

Смысл такого тщательного подхода в возможности последующего исключения того или иного документа, либо показаний свидетеля из списка доказательств в суде.

А любое сомнение в виновности уже трактуется в вашу пользу.

Конечно, это задача для опытного юриста, поскольку человек изначально не имеющий подготовки, в условиях противостояния с инспектором на месте происшествия оказывается в стрессовой ситуации. В результате может допускать ошибки и промахи.

Поэтому, если чувствуете себя в суде неуверенно, на любой стадии процесса заявляйте о том, что вам требуется защитник.

Его участие гарантировано вам в соответствии с п.1 ст.25.1 КоАП РФ.

И главный совет: читайте все, что вы подписываете . Независимо от того, сколько времени на это понадобится. Если с чем-то не согласны, обязательно пишите об этом.

Водить машину – занятие непростое, осложненное не только необходимостью уметь управлять многотонным автомобилем, но также и надобностью в обладании умениями ориентирования на дороге. К счастью для водителей, на государственном уровне определены некоторые обозначения, которые должны помогать им во время движения, такие как светофоры, знаки, разметка и т.д. К сожалению, несмотря на то, что закон для всех един, самые лихие автовладельцы часто его нарушают. В частности, совершая выезд на полосу встречного движения при обгоне в тех местах, где это запрещено. О том, какая мера наказания такого поведения будет применена к «смельчакам», и с какими последствиям в дальнейшем им придется мириться, поговорим в нашей статье.

Каждый случай выезда на «встречку», не регламентированный правилами дорожного движения, для не соблюдающих закон водителей закончится весьма печально. Чтобы понять, когда ждать неприятностей, а когда нет, рассмотрим ситуации, при которых водитель, даже нарушая правила, считается невиновным.

Ситуация 1. Узкая дорога.

В первом случае речь идет о дороге, которую можно обозначить, как узкую или неширокую, на которой:

  • отсутствует дорожный знак «обгон запрещен»;
  • отсутствуют иные обозначения, которые дают водителю понять, что выезд на встречную полосу движения запрещен.

Получается, при движении на такой дороге отсутствуют какие-либо факторы, которые запретили бы вам выезд на левую полосу для обгона.

При условии, что дорога не широкая, и на ней отсутствует разметка, водитель должен определить полосы движения на глаз. При этом, та полоса, которая идет слева (половина дороги), будет предназначаться для движения транспорта, идущего во встречном направлении.

При определении количества полос водитель должен руководствоваться следующими моментами:

  • полной шириной проезжей части;
  • величиной движущихся по дороге автомобилей;
  • интервалов между автомобилями.

К слову, интервал между авто никак в правилах дорожного движения не регламентируется. Единственное, что нужно сказать о нем – он должен быть безопасным.

Встречной полосой при этом обозначается только левая половина дороги, не считая локальных расширений проезжей части, таких как:

  • полосы для разгона и торможения;
  • дополнительные полосы движения на подъемах;
  • места для остановки транспортных маршрутных средств и т.д.

Обратите внимание на следующий очень и очень важный факт: при условии, что на дороге, по которой вы двигались, отсутствует разметка, количество имеющихся на ней полос всегда будет четным , потому как ровно половина такой дороги будет предназначаться для движения в обратном относительно вашего движения направлении. Иными словами, на дороге, где отсутствует разметка, может быть следующее количество полос:

3, 5 и т.д. полос быть на рассматриваемых проезжих частях не может.

Именно поэтому в ситуации, которую мы рассматриваем, дорога должна быть не широкой. В случае с двумя полосами, вы имеете право совершить обгон по «встречке». В случае же с четырьмя, вам вполне хватит половины дороги для осуществления обгона без выезда на встречную полосу, следовательно, оправдать действия перед законом будет уже нельзя.

Ситуация 2. Дорога с тремя полосами движения.

  • знаки, запрещающие выезжать на среднюю полосу;
  • иные обозначения, вводящие в силу аналогичный запрет.

В таком случае вы получаете возможность движения на трехполосной дороге по средней полосе, при этом не боясь лишиться прав. По ней, собственно, и будет выполняться обгон.

Обаятельно уясните следующий важный нюанс: дорога в три полосы должна иметь разметку, в противном случае, как мы помним, на будет считаться двух- или четырехполосной (смотря какой будет общая ширина проезжей части).

Перечисленные в таблице выше случаи регламентированы правилами дорожного движения. Находясь в одной из рассмотренных ситуаций, при условии, что все нюансы будут соблюдены, вы можете двигаться по встречной полосе, и оставаться в глазах закона невиновными.

Случаи, в которых запрещается выезд на встречную полосу

Теперь, когда мы знаем, в каких случаях имеем право двигаться по «встречке», давайте обратим свое внимание на ситуации, в которых это делать строго запрещено.

В каких ситуациях вам 100% присудят штраф за правонарушение, или же вменят временное лишение прав?

Ситуация 1. На проезжих частях, имеющих 4 и более полос, категорически запрещено для обгона выезжать на полосу встречного движения для обгона. При этом, нужно помнить, что пересекать их разрешено, если:

  • вы выполняете поворот;
  • вы разворачиваетесь;
  • поворот и разворот не запрещены дорожными знаками или разметкой.

Ситуация 2. Выезд на встречную полосу движения запрещен, при условии, что между полосами располагается соответствующая дорожная разметка.

Ситуация 3 . Если на дороге установлен знак «обгон запрещен». В данном случае вы не имеете право осуществлять выезд на встречную полосу независимо от того, какое количество полос имеет проезжая часть, по которой вы двигаетесь.

Ситуация 4. Если встречная полоса представлена трамвайными путями, въезжать на которую правила запрещают в любой ситуации.

Ответственность за выезд на полосу встречного движения

Согласно букве закона, при условии, что вы нарушили правила, выехав на встречную полосу в том месте, где это запрещено, вам полагается административное наказание, которое может быть воплощено в виде:

  • денежного штрафа;
  • временного лишения прав.

1. Так, при условии, что вы выехали на «встречку» для автомобилей или трамвайных путей, объезжая какое-либо препятствие, вам будет назначена штрафная санкция в размере от 1 000 до 1 500 российских рублей.

В данном случае в роли препятствия выступает объект, который:

  • является неподвижным;
  • расположен на полосе движения;
  • мешающий автомобилю проехать по направлению движения без совершения маневров

Обратите внимание: в категорию препятствий не попадают такие помехи движению, как:

  • остановившийся по правилам дорожного движения автомобиль;
  • автомобильный затор, образовавшийся на дорогах ввиду большого скопления транспортных средств.

Иными словами, только по более-менее уважительной причине (при объезде препятствия) водитель сможет искупить нарушение выплатой в тысячу-полторы рублей, в то время как объезд по встречке по иным причинам карается куда более серьезно:

  • выплатой в 5 тысяч рублей;
  • лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

То, какое наказание будет назначено водителю в данном случае, зависит непосредственно от того, как именно было зафиксировано нарушение правил дорожного движения:

  • если водитель был замечен специальной камерой, установленной на проезжей части, то наказанием для водителя станет выплата штрафа, уведомление о котором он может получить, например, через Госуслуги;
  • если же нарушение произойдет в поле зрения инспекторов дорожного движения, то эти представители закона получат полное право самостоятельно определить меру наказания для вас, так как штраф имеет альтернативу в виде лишения прав на указанный выше срок.

2. Вторая ситуация, при которой вам придется выплатить аналогичный штраф, заключается в выезде на встречную полосу для разворота и поворота налево при условии наличия запрещающих:

  • дорожных знаков;
  • разметки.

Так, например если вы выехали на встречную сторону движения для разворота в том месте, где действует знак «разворот запрещен», вам также придется выложить из своего кармана до полутора тысяч рублей.

3. При повторном выезде на рассматриваемую нами полосу водитель может:

  • при условии, что его правонарушение зафиксировал сотрудник дорожно-патрульной службы, лишиться прав на срок в 12 месяцев, или один годичный период;
  • если момент совершения нарушения был пойман камерой, то величина штрафа, который придется водителю заплатить, составит 5 тысяч российских рублей.

Обратите внимание: во всех перечисленных случаях назначение административного наказания производится лишь тогда, когда имело место быть нарушение, то есть выезд на встречную полосу движения был запрещен, а вы все равно на нее заехали. Во всех иных случаях наказания не последует.

Видео – Штраф за выезд на встречную полосу

Спорные моменты

Административное наказание, присуждающееся водителю, выехавшему на «встречку» в неположенном месте, впервые было заявлено в далеком 2007 году. С тех пор водители стали нести ответственность в связи с этим за:

  • нарушение законодательных норм;
  • за то, что подвергают опасности жизнь не только свою, но и пассажиров, а также граждан, находящихся в других автомобилях, движущихся по встречному направлению.

Однако, в это же время, многие недобросовестные представители дорожно-патрульной службы стали пользоваться нюансами правил дорожного движения и неграмотностью водителя во благо себе, применяя санкции неправомерно.

Так, случается, что упомянутые представители закона специально или случайно путают обгон по встречной полосе, например, с разворотом. В искомой ситуации трудно, но можно оспорить неправомерную претензию сотрудника государственной структуры, однако все же можно следующим образом:

  • выезжая на встречную полосу для обгона, вы совершаете незначительное перестроение, которое не сложно определить издалека;
  • в то же время, при развороте водитель должен встать поперек встречной части дороги, следовательно, будет понятно, что он никак не идет на обгон.

Возможно, Вас заинтересует информация, какой полагается штраф за проезд на красный свет. Об этом

Важно кроме того также учитывать нюанс, возникающий в зоне действия знака «въезд запрещен». В массе своей искомый знак находится на проезжих частях с односторонним движением. При условии, что водитель повернул в зону действия знака через встречную полосу, считается, что правила, оговаривающие ее пересечение, он не нарушил, однако, все же нарушил предписание знака, и должен понести наказание в виде денежной санкции, величина которой равна 500 российским рублям.

При условии, что при наличии знака «въезд запрещен» был совершен в зону его действия не только поворот, но и продолжилось движение, за это также будет назначен:

  • штраф в размере 5 тысяч российских рублей;
  • или же лишение прав на срок, равный 4 или 6 месяцев.

Кроме того, бывает так, что выезд на встречную полосу происходит вынужденно. Водители делают это для того, чтобы не столкнуться с движущимся им навстречу автомобилем, занявшим неверную полосу движения. При условии, что вам попадутся недобросовестные сотрудники дорожно-патрульной службы, они могут попытаться вменить вам нарушение правил и в данном случае, однако, стойте на своем, и сможете избежать административного наказания.

Как доказать свою невиновность в случае неправомерного обвинения в нарушении правил дорожного движения

Представим себе ситуацию: вы попали в один из тех спорных моментов, о которых мы говорили ранее в этой статье, и были остановлены инспектором государственной инспекции безопасности дорожного движения, и несмотря на то, что он не прав, начинает вменять вам совершение административного правонарушения. Как доказать, что вы невиновны? Давайте думать вместе.

  1. В первую очередь необходимо внимательно прочесть все, что сотрудник дорожно-патрульной службы укажет в протоколе. Этот документ в дальнейшем будет являться основанием для того, чтобы привлечь вас к ответственности, подразумевающей выплату штрафа, или того хуже – лишение водительских прав. Поэтому, если вы увидели в протоколе заведомую ложь и на самом деле не согласны с показаниями сотрудника государственной автомобильной инспекции, необходимо это в том же документе зафиксировать своими словами. Дело в том, что при условии, если вы решите судиться с представителем службы, вам придется обратиться в суд, и протокол будет проходить в процессе, как одно из доказательств.
  2. Лучше всего, если ваш видеорегистратор сможет зафиксировать произошедшие на дороге неурядицы, в то время, как вы якобы нарушили правила дорожного движения. При условии, если такого технического оснащения у вашей машины нет, простым фотоаппаратам или смартфоном с камерой заснимите:
  • дорожные условия;
  • саму дорогу, по которой вы двигались;
  • то, что заставило вас выехать на встречную полосу.

Все нюансы, которые потенциально могут помочь вам доказать свою правоту, должны быть в обязательном порядке сняты на фото или видео, чтобы оказать посильную помощь в судебном процессе.

После того, как копия составленного сотрудниками ГАИ документа будет получена вами, пойдет отсчет 10 суток, дающихся для обжалования вынесенных в нем заключений. Так, если вы не успели ввиду уважительных причин в указанный временной период попасть, то тогда его можно будет восстановить, составив так называемое ходатайство, и направить его в тот орган судебной системы, который занят рассмотрением ранее поданной вами жалобы.

Лишение прав – мера наказания, которую может привести в силу только орган судебной системы, следовательно, вам нужно:

  • не реагировать на провокации недобросовестных сотрудников ГАИ;
  • собрать как можно большее количество доказательств;
  • при наличии такой возможности воспользоваться помощью юристов.

Подведем итоги

Выезд на полосу встречного движения – серьезное нарушение ПДД, за которое, как известно, полагается административное наказание, продиктованное нормами Кодекса об административном правонарушении. При условии, что вы попали в неоднозначную ситуацию, при которой вашей вины в нарушении правил нет, вы все так же можете быть «награждены» штрафом или лишением. Однако, у вас будет возможность бороться за собственные права, и вы должны сделать все, чтобы отстоять собственную невиновность, в противном случае у вас не будет выбора, и придется-таки выплатить полагающиеся государству денежные санкции.

Управление автомобилем неразрывно связано с практическим применением правил дорожного движения. Одним из основных навыков, позволяющим безопасно управлять транспортным средством, является умение прогнозировать дорожную обстановку и умение предвидеть последствия того или иного манёвра. Самые опасные маневры связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, так как появляется риск лобового столкновения. Выполнение такого маневра, в нарушение правил дорожного движения, может привести к травмам или к гибели водителя или пассажиров. Руководствуясь этим, законодатели и суды с особой серьёзностью и безапелляционностью подошли к вопросу административной ответственности за выезд на встречку.

Санкция за совершение такого правонарушения составляет от штрафа в одну тысячу рублей до лишения прав на один год. Давайте разберёмся от чего зависит наказание.

Для начала нужно разобраться, что считается выездом на полосу встречного движения.

Законодательство России построено по принципу «разрешено всё, что не запрещено законом», поэтому, не каждое движение по встречной полосе является административным правонарушением. Привлечь к ответственности водителя можно только в той ситуации, когда выезд на полосу встречного движения был произведён в нарушение дорожных знаков, дорожной разметки или когда запрет предусмотрен правилами дорожного движения.

1.1 Движение по встречке при обгоне на дорогах с двумя полосами

При совершении обгона на дороге с двумя полосами, одна из которых предназначена для встречного транспорта, водителя привлекут к ответственности только в ситуации, когда совершение такого обгона запрещено знаком 3.20 «Обгон запрещён» или дорожной разметкой 1.1. (одинарная сплошная линия). При этом знак и разметка не дублируют друг друга и водителя привлекут к ответственности в ситуациях, когда есть только знак или только разметка.

Особо обратим внимание на то, что нарушением является факт нахождения автомобиля на полосе встречного движения. Это означает, что для сотрудников ДПС и для суда не будет иметь значение как произошёл выезд или в каких ситуациях автомобиль оказался на встречке. Ниже мы более подробно разберём что делать, когда выезд на полосу встречного движения произошёл по завершению обгона.

1.2 Выезд на встречную полосу при обгоне на дороге с четырьмя и более полосами

Правила дорожного движения категорически запрещают выезжать на полосу встречного движения в ситуации, когда дорога имеет четыре полосы, по две полосы для движения в каждом направлении. Почти всегда транспортные потоки разделены двойной сплошной линией.

Внимание! Наезд на двойную сплошную линию одним или двумя колёсами приравнивается к полноценному выезду автомобиля на встречную полосу.

1.3 Обгон на перекрёстке

Нельзя совершать обгон на перекрёстке равнозначных дорог или при движении на перекрёстке по второстепенной дороге. При движении по главной дороге наличие перекрёстка со второстепенной дорогой не запрещает совершать обгон, но только в случаях, когда отсутствует запрещающая разметка или знак 3.20 «Обгон запрещён». Возникают ситуации, когда на перекрёстке появляется разметка 1.1., запрещающая обгон, при этом, ширина такой линии не на много больше ширины примыкающей дороги. В результате, водитель проезжает этот участок за интервал в полторы секунды и не может предотвратить нарушение правил дорожного движения.

Мы рекомендуем не совершать обгон вблизи перекрёстков, так как не стоит забывать, что почти половина всех аварий происходит на пересечениях дорог. Даже если вы уверены в правомерности своего маневра, вы никогда не сможете со стопроцентной уверенностью предугадать поведение других участников дорожного движения.

1.4 Обгон на пешеходном переходе

Пешеходный переход является зоной, в которой участниками движения, помимо водителей, становятся и пешеходы. Правила дорожного движения предписывают снижать скорость при приближении к зебре или к зоне установки знака «Пешеходный переход». Манёвр обгона всегда связан с увеличением скорости, что недопустимо в местах, где пешеходы пересекают проезжую часть. Обгон на пешеходном переходе является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по пункту 4 статьи 12.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ).

1.5 Иные нарушения при обгоне

Привлечь к административной ответственности за выезд на встречную полосу могут при нарушении правил обгона, а именно, если обгон совершён на участке, где такой маневр запрещён правилами дорожного движения. В частности, к таким местам относятся мосты, туннели, эстакады, участки дороги с ограниченной видимостью и так далее. В ситуациях, когда обгон совершён в нарушение указанных правил, действия водителя будут квалифицироваться как выезд на встречную полосу и он будет привлечён к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

1.6 Движение против транспортного потока

Попасть в ситуацию, когда ваш манёвр будет расценен как выезд на полосу встречного движения можно не только при нарушении правил обгона, но и в любой другой ситуации, когда водитель совершает движение против транспортного потока. К таким ситуациям относится движение против транспортного потока на участке с круговым движением, на дорогое с односторонним движением, движение по встречным рельсовым трамвайным путям и так далее.

Наиболее спорной ситуацией является привлечение к ответственности водителя, который совершил выезд на встречку при завершении манёвра обгона. Не редки случаи, в которых водители оказываются на полосе встречного движение не умышлено, а в результате совершения обгона на большой скорости.

Когда водитель совершил обгон после начала действия знака «Обгон запрещён» - факт совершения им правонарушения в большинстве случаев является бесспорным. Но, что делать, когда начало обгона имело место на участке, на котором это манёвр был разрешён, а завершение обгона произошло через пересечение линии, разделяющей транспортные потоки встречного направления?

Нужно понимать, что для сотрудника полиции и для суда факт административного правонарушения будет являться свершившимся. Верховный суд РФ чётко указал, что любое движение по встречной полосе «образует объективную сторону административного правонарушения». Но, привлечь водителя к ответственности можно только в случае, когда имеют место все части состава административного правонарушения, а именно, помимо объективной стороны, должны быть ещё объект, субъект и субъективная сторона.

В третьих, если всё-таки вы в попали в ситуацию, при которой не успеваете закончить обгон без выезда на встречную полосу, сбавьте скорость, пропустите автомобиль, который хотели обогнать и вернитесь на свою полосу. В этой ситуации гораздо больше шансов признать то, что вы действовали в крайней необходимости. Если же вы закончите обгон и пересекёте сплошную линию или попадёте под знак «Обгон запрещён», то ваши действия будут расценены как грубая неосторожность и избежать ответственности будет проблематично.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...