Реформы солона. Реформы Солона: сисахфия, разделение граждан на разряды по имущественному цензу, учреждение новых органов государства - совет четырёхсот и гелиэя Новшества Солона в гражданском законодательстве


К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом , он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа , которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была . Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения . В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний .
  5. закреплено деление на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов .
  6. создан новый судебный орган – гелиэя , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические .

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов внутренней полосы и десять - из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен - правление тира­нов, затем аристократии, - прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неуме­ренной свободой".

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).

С укреплением демоса Афины перестали нуждаться в тирании. После падения тирании в 509 г. до н.э. вождь и защитник демоса Клисфéн провёл радикальные демократические реформы, в отличие от компромиссных реформ Солона, который являлся примирителем борющихся эвпатридов и демоса. Самой важной реформой Клисфена стало новое территориальное деление государства на десять территориальных фил вместо четырех родовых, где население находилось под влиянием эвпатридов. Он осуществил замену старых фил, основанных на родовых связях и преобладании аристократии, новыми, искусственно созданными территориальными филами с включением в их число новых граждан из метэ’ков - иностранцев. В этих филах людей соединяло уже не родство, а соседство.

Новые филы не имели сплошной территории. Каждая из них состояла из трёх частей - трúттий (третéй), находившихся или в самих Афинах и пригородной местности, или в приморской (береговой) округе, или в средней равниной части, так что отдельные тритии каждой филы были разобщены между собой. Одна городская, одна сельская и одна прибрежная триттия составляли филу. В состав каждой филы входили части из разных районов. Граждане объединялись в территориальные филы для участия в политической жизни, то есть для выборов должностных лиц совета пятисот, гелиэи, коллегии десяти стратегов.

Филы подразделялись на дéмы - самоуправляющиеся сельские и городские общины - мелкие административно-территориальные округа. Их в Аттике насчитывалось более ста. Демы управлялись самостоятельно посредством собраний и должностных лиц во всём, что касалось их местных интересов и нужд. Они подчинялись центральной власти в тех случаях, где дело касалось общего интереса. Во главе демов ежегодно избирались демáрхи - античные мэры.

Эта реформа Клисфена нанесла сильнейший удар преобладанию аристократии. Новые филы являлись территориальными единицами, имевшими политическое значение. Именно по филам происходили выборы должностных лиц республики, осуществлялась военная служба. Граждане распределялись между ними не по происхождению, а по месту жительства. Клисфен перемешал всех граждан. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает своё политическое влияние.

Совет четырехсот, избиравшийся по родовым филам, был преобразован в Совет пятисот. В него избиралось по 50 человек от каждой новой территориальной филы. Состав его резко изменился. Эвпатриды лишились былóй возможности проводить в него своих представителей.

Áрхонты потеряли прежнее значение, так как учреждались особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Так создавалась коллегия десяти стратéгов (военачальников), избираемых по одному от каждой филы. К ней перешло от архонта - полемáрха (полководца) командование войсками. Заведование государственной казной перешло от архонта - эпонúма к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролёров. Народное собрание стало собираться гораздо чаще, чем прежде, и получило значительно бóльшее влияние на государственные дела.

Для обеспечения демократического строя от тирании, от захвата власти предприимчивыми честолюбцами Клисфен ввёл остракúзм (от греческого «отсракóн» - глиняный обожженный черепок, откуда и название) - это специальное голосование путём подачи черепков, посредством которого можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным своим властолюбием политического деятеля, то есть безо всякой вины. Остракизм представлял собой изгнание слишком влиятельных лиц из аристократии, которые, опираясь на своё богатство, способности, демос по примеру Писистрата могли захватить власть и отстранить граждан от государственных дел. Это был своеобразный вóтум недоверия народа отдельным лицам из знатных родов, которые могли угрожать демократии. Остракизм являлся мощным орудием контроля рядовых граждан над аристократией. Изгнание посредством остракизма являлось, в сущности, почётным удалением проигравшей партии. Право гражданства и имущество удаляемого не отымались. Изгнание ограничивалось десятью годами. По истечении этого срока изгнанник мог вернуться в Афины и снова занять влиятельное место среди граждан.

Доставить афинянам это благо было целью реформ Солона. Он справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики – дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев и других рабочих людей. В тех стихах Солона , где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.

«Скоро, – говорит там Солон, – постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство».

Для избавления государства от бедствий, грозивших ему погибелью, в реформах Солона была поставлена цель сформировать третье сословие, которое заняло бы средину между привилегированным сословием богатых, знатных землевладельцев и бесправною, обедневшею, подавленною долгами массою, и имело б интересы, совпадающие с общим благом.

Солону нелегко было склонить угнетавших народ эвпатридов отказаться от материальных выгод, доставленных им законами Драконта . Закон о взыскании долгов отдал значительную часть народа в работу или даже в рабство землевладельцам, а каменные столбы на землях, еще остававшихся за поселянами, свидетельствовали, что и эти участки скоро перейдут в собственность эвпатридов, что и эти поселяне скоро станут работать на господ. Но Солон отважился доказывать и успел доказать эвпатридам, что они должны сделать большие уступки народу. Это доказывает, что сами эвпатриды видели невозможность поддержать существующие отношения; им грозила опасность или революции или подпадения под иго тирана, который стал бы грабить их. Чтобы не лишиться всего, они согласились пожертвовать частью своих выгод ради необходимых реформ. Характер Солона, знатность его рода, его богатство, его рассудительность и опытность представляли для них гарантию, что он по возможности соблюдет их интересы; потому они выбрали его в сан первого архонта и поручили ему составить законы, какие нужно для примирения их сословия с народом.

Отмена долгового рабства (сисахфия)

Законодательство Солона и все его реформы были направлены к тому, чтоб устранить главные причины бедственного положения государства и предотвратить возможность возобновления их в будущем; он хотел освободить граждан, которые были отданы в работу кредиторам; освободить от долгов заложенные земли поселян, а чтоб облегчить уплату долгов, которыми были обременены простолюдины, он находил надобным изменить монетную систему. Солон сделал это посредством законов, в которых, по его собственному выражению, «насилие было соединено со справедливостью», и которые, по общему своему значению, обозначаются общим названием «сисахфия» («снятие бремени», льгота).

Во-первых, реформами Солона была отменена отдача неисправного должника в работу кредитору. Солон освободил своих несостоятельных должников от уплаты долгов ему; эти долги, прощенные им, составляли 5 талантов (более 10.000 русских дореволюционных рублей), – сумму, огромную по тогдашней ценности денег. Поступив так относительно своих должников, Солон особой реформой объявил отмененными все те долги, которые были сделаны под залог личной свободы должника; таким образом, получили свободу все те афиняне, которые находились за долги в работе у кредиторов; а те, которые были проданы за долги в рабство, были выкуплены на счет государства, и было установлено, что кредитор не имеет права на личность должника или его детей, что личность не может быть предметом залога. Государство освободило своих должников и отказалось от всех взысканий по неуплаченным ему долгам. Известия о том, в чем состояла реформа Солона относительно долгов частным лицам, передаются греческими писателями не одинаково: по одним известиям, были совершенно уничтожены и эти долги, по другим, они были только уменьшены на 27 процентов. В одной из элегий Солона есть выражения, смысл которых, по‑видимому, согласен с известиями, что должники были совершенно освобождены от уплаты долгов.

Известия об уменьшении долгов на 27 процентов выставляют это уменьшение результатом изменения монетной системы, которое – совершенно достоверный факт. Ещё одной реформой Солон ввел новую монету легче прежней; 100 драхм новой монеты были равны по весу серебра 73 драхмам прежней монеты, чеканившейся по эгинской монетной системе. Но древние писатели, говорящие о системе монеты, введенной Солоном, выражаются так, как будто это была система, изобретенная самим Солоном; нет, он только ввел в Афинах систему, называвшуюся эвбейской и употреблявшуюся, между прочим, в Коринфе. И быть может, ошибаются греческие писатели, ставя эту реформу в связь с распоряжениями об облегчении должников; цель Солона была, вероятно, другая: при всей выгодности положения Афин для торговли, Аттика была до той поры чисто земледельческим государством; преобладание земледельческих интересов довело государство до разорения. Введением монетной системы, употреблявшейся у коринфян, потому принятой в морской торговле, Солон, вероятно, хотел облегчить афинянам переход к торговым занятиям.

Реформа сисахфии вывела народ из бедственного положения, но было надобно предотвратить повторение такого же бедствия в будущем. Освободив граждан, находившихся в рабстве у кредиторов, и возвратив на родину тех, которые были проданы на чужбину, где «не слышали они звуков аттической речи», Солон воспретил давать ссуды под залог личной свободы. Продавать афинского гражданина в рабство было запрещено под страхом смертной казни; это запрещение распространялось и на несовершеннолетних детей. Но Солон не принял для облегчения должников той меры, которую употребляли для этого в новой Европе, не определил законной нормы процентов, выше которой воспрещалось бы брать; в его законах было, как мы знаем по цитатам из них, положительно сказано, что право заимодавца назначать величину процентов не стеснено никакою нормою.

Сбор оливок. Древнегреческая амфора, ок. 520 до Р. Х.

Чтобы поселянин, выкупивший свою землю и восстановивший свое самостоятельное хозяйство, был огражден от алчности крупных землевладельцев, Солон постановил, что никто не может иметь более определенного законом количества земли; этим было предотвращено поглощение мелкого землевладения крупными, сосредоточение земельной собственности в немногих руках.

Радуясь успеху своей реформы, Солон призывал землю-мать в свидетельницы, что она «избавлена им от ненавистного бремени заимодавческих столбов»; но для того, чтобы государство получило устройство, обеспечивающее ему здоровую жизнь, оставалось сделать еще очень много. Потомок Кодра Солон снова имел полную возможность захватить в свои руки верховную власть: народ охотно предоставил бы ему ее за обещание раздела земель. Но Солон не поддался искушению. Этою мудрою сдержанностью он приобрел доверие эвпатридов. По принесении торжественной жертвы благодарности богам за восстановление мира между сословиями, собрание эвпатридов назначило Солона устроителем и законодателем государства с неограниченной» властью. Он исполнил это трудное поручение в духе мудрой справедливости очень успешно.

Разделение граждан на четыре имущественные класса

Продолжением реформ Солон хотел примирить враждующие между собою сословия, уменьшить неравенство в распределении собственности и прав, создать средний класс, интересы которого были бы неразрывно соединены с благом всего государства. Верный этому своему стремлению, Солон старался удовлетворить потребностям простолюдинов, по возможности сохраняя привилегированное положение эвпатридов, и организовал новые государственные учреждения на широкой основе расчетливого сочетания аристократически-консервативных элементов с демократически-прогрессивными. Солон постановил, что размер политических прав должен быть пропорционален средствам и желанию служить государству, сделал мерилом политических прав лица количество продуктов, доставляемых этому лицу земельною собственностью его. Все население Аттики очередной реформой Солона было разделено на четыре класса; принадлежность гражданина к тому или другому классу определялась собственным его показанием о том, сколько чистого дохода сельскохозяйственными продуктами получает он от своей земли.

К первому классу принадлежали, согласно этой реформе Солона, те граждане, которые получали чистого дохода от своей земли не менее 500 медимнов (около 150 четвертей) ячменя (или другого хлеба) или столько же метретов (несколько более 1500 ведер) вина и оливкового масла. Они назывались пентакосиомедимнами , «пятисотмедимными гражданами». По рыночной цене продуктов, капитал, подлежавший обложению податями, при этом наименьшем, размере дохода граждан первого класса составлял 6000 драхм или 1 талант. Ко второму классу реформа Солона отнесла тех граждан, которые получали со своей земли от 500 до 300 медимнов чистого дохода; таким образом наименьшая величина капитала во втором классе была 3600 драхм. Граждане этого класса назывались «всадниками » (hippeis). К третьему классу Солон причислил получавших от 300 до 150 медимнов дохода; наименьшая величина капитала их была, 1800 драхм. Они назывались зевгитами («имеющими пару волов»). Наконец, все те граждане, которые не имели 150 медимнов дохода от земли, то есть, не имели земельной собственности такого размера, который обеспечивает хозяйственную самостоятельность, по этой реформе Солона составляли класс фетов (рабочих людей).

Голова афинского куроса (мужской статуи) времён Солона

Обязанности военной службы Солон распределил между гражданами соответственно этому делению их на классы по порядку земельной собственности. Первый класс был обязан содержать 48 триер; он и строил и снаряжал их на свой счет. Менее богатых землевладельцев, составлявших второй класс, реформа Солона обязала служить всадниками; каждый гражданин этого класса обязан был содержать двух боевых коней, одного для себя, другого для оруженосца. Граждане третьего класса, зажиточные поселяне, имевшие столько земли, что для её обработки было надобно содержать по крайней мере пару волов (или лошадей, или мулов), имевшие и работников, служили в войске гоплитами, тяжеловооруженными пехотными воинами; каждый из них обязан был иметь полное вооружение – то есть, и латы – для себя и для одного работника, шедшего с ним на войну. – Фетам реформа Солона предписала служили в войске только легко вооруженными, а во флоте матросами. Кроме военной службы, на афинянах эпохи реформ Солона лежало очень мало государственных тягостей. Постоянных налогов не было. Все общественные должности были почетные; их могли получить только граждане трех первых классов; жалованья должностные лица не получали. Издержки на обеды в Пританее, на посольства, и на другие государственные расходы совершенно покрывались доходами от государственных земель, серебряных рудников, судебных штрафов и таможенных пошлин. Расходы были тем менее значительны, что на должности вообще выбирались люди зажиточные, за почет, оказанный им, охотно принимавшее на себя часть должностных своих издержек. Налоги установлялись лишь временные, во время войны или по каким‑нибудь чрезвычайным случаям. Они платились гражданами первого класса со всей суммы их оценочного имущества (с 6000 драхм); граждане второго класса платили только с пяти шестых долей своего оценочного состояния (из 3600 драхм только с 3000); граждане третьего класса только с пяти девятых долей своего состояния (с 1000 драхм из 1800). Например, если установляли налог в 2 процента, то пентакосиомедимн платил 120 драхм, всадник – 60, зевгит – 20. Феты были свободны от всяких налогов,

Установленное реформами Солона распределение народа на эти классы заменило прежние привилегии знатности рода привилегиями по богатству, аристократическую форму правления тимократией , «правлением богатых». Но основанием ценза исключительно служила земельная собственность, а большая часть удобной земли в государстве принадлежала эвпатридам, потому господствующим классом и после реформ Солона фактически оставались они. Впрочем, установление классов по цензу все‑таки было большим шагом вперед к равноправности граждан: привилегированность положения перестала быть наследственною; обедневшие эвпатриды лишались привилегий; простолюдины, достигшие трудолюбием, дарованиями или удачею до обладания цензом, получали соединенные с ним почет и права. Введённый Солоном ценз представлял для общества и другие выгоды; он побуждал молодых эвпатридов беречь и увеличивать отцовское поместье, поднял ценность собственности, противодействовал чрезмерной склонности ионийцев предпочитать торговлю сельскому хозяйству. Солон сделал сельское хозяйство самыми почетным занятием афинского гражданина, землю самым драгоценным для гражданина имуществом; это много помогало развитию крепкого здоровья в народе, содействовало тому, что граждане были людьми, расположенными энергически защищать родину. Те люди, почет, права, благосостояние которых совершенно срослись с родными нивами, всегда будут готовы твердо защищать безопасность и благосостояние родины.

Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне

Распределение граждан на классы по цензу было основанием не только для распределения налогов и военной повинности, но и для реформ правительственных и судебных учреждений. Реформы Солона старались по возможности сохранить в этих учреждениях прежние формы и оставить за эвпатридами исключительное право на почетнейшие должности, но тем не менее, произведенное ими преобразование государственных учреждений было радикальное.

Так например, Солон сохранил сан архонтов и упрочил авторитетность его постановлением, что получить его могут только граждане первого класса; но прежде, архонтов выбирало собрание эвпатридов, он передал это право народному собранию. В народном собрании участвовали все афиняне, достигшие 20 лет и пользовавшиеся гражданскими правами; голоса всех были равны. Солон постановил, что народное собрание выбирает архонтов из числа пентакосиомедимнов, просящих этого сана. Число архонтов осталось прежнее – девять.

Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию (экклесии). После реформ Солона оно должно было происходить не менее четырех раз в год. Народ собирался на площади, в ясную погоду, при благоприятных предзнаменованиях. В собрании председательствовал первый архонт. Говорить в собрании мог каждый гражданин, не лишённый политических прав по судебному приговору. Желающий говорить всходил на трибуну и надевал миртовый венок. Перед началом совещаний было совершаемо торжественное жертвоприношение и моление богам; герольд провозглашал проклятие тем, кто употребит во зло свободу слова. В порядке предметов совещания, первая очередь принадлежала предложениям, которые вносил в собрание правительственный совет.

До реформ Солона высшая административная и судебная власть принадлежала совету пританов, членами которого были пританы навкрарий, старшины эвпатридских фил и архонты. Солон заменил этот совет Советом четырехсот (буле) . Каждая фила ежегодно выбирала в совет 100 членов из числа достигших 30-летнего возраста граждан первых трех классов. Число фил и названия их Солон оставил прежние – (гелеонты, гоплеты, аргады, эгикоры). Члены совета не получали жалования, потому кандидатами на этот сан вообще были только люди зажиточные. Совет четырехсот после реформ Солона стал высшей правительственной властью. Он заведовал финансами; все доходы были собираемы, все расходы производимы по его распоряжениям и под его контролем. Он заведовал охранением порядка в государстве; все полицейские власти были подчинены ему. Он был представителем афинского государства в сношениях с другими государствами. Здание, в котором происходили собрания этого правительственного совета в полном его составе, называлось Булевтерием. По каким срокам происходили при Солоне заседания совета в полном составе, мы не знаем. В промежутках этих заседаний управлять текущими делами Комитет, состоявший из ста членов: на него было перенесено название совета пританов. Судя по правилам, существовавшим в позднейшие времена, должно полагать, что по законам Солона управление текущими делами переходило поочередно от представителей одной филы к представителям другой, так что депутаты каждой филы были три месяца в год пританами. Пританы имели на голове, как знак своего сана, миртовый венок.

Совет четырехсот (буле), по реформам Солона, получил не только правительственную власть, но и участие в законодательной власти: без его одобрения нельзя было предлагать никакого проекта закона народному собранию. Пританы заведовали ходом совещаний народного собрания, и народу были предлагаемы на решение только те предложения, внесение которых в народное собрание было допущено на предварительном совещании пританов. Но власть правительственного совета, хоть и огромная, была ограничена и не могла принять формы аристократического правления, потому что была подчинена власти народного собрания. Реформы Солона не дали совету права решать вопросы о войне и мире; их решало народное собрание. Совет не постановлял законов, он только одобрял проекты их; силу законов эти проекты получали только по решению народного собрания. Таким образом, верховная власть принадлежала народному собранию. Ораторы объясняли народу значение законов, предлагаемых на принятие ему. Вообще, все постановления и действия совета реформы Солона подчинили воле народного собрания; по всем важным делам совету было надобно получать одобрение его: правители были избираемы народом; законы постановлял народ. Итак, верховная власть принадлежала ему не только теоретически, но и фактически. Власть народного собрания Афин была так велика, что права его не могли быть нарушены. Но оно только выбирало правителей и контролировало их деятельность. Инициативы оно не имело. Оно охраняло политическую свободу и равенство, законность и интересы общего блага; – в этом состояло благородное назначение его.

Введение Солоном суда присяжных (гелиэи)

Народное собрание, через каждые три месяца, при смене пританов, созываемое вступавшими в должность новыми пританами, со времени реформ Солона контролировало действия правительственного совета и сановников; а судопроизводство по всем процессам, кроме тех уголовных дел, которые были решаемы эфетами под председательством архонта-царя, было подчинено власти народного суда, который назывался гелиэей . Он был верховною судебною властью по всем уголовным и гражданским процессам, которые велись в трибуналах архонтов-фесмофетов и их помощников, называвшихся диэтетами.

Согласно реформам Солона, ежегодно, под наблюдением архонтов, назначалось по жребию 1000 человек из каждой филы в состав народного суда, решавшего в последней инстанции все судебные дела, представляемые на его рассмотрение. Эти назначенные по жребию судьи назывались гелиастами. При вступлении в отправление своих обязанностей они приносили торжественную присягу подавать голос сообразно с законами, правдиво, беспристрастно, неподкупно. Под председательством фесмофетов они постановляли окончательные решения по всем процессам об имуществе и по всем делам о проступках или преступлениях, наказанием за которые было лишение жизни, свободы или чести (кроме дел, которые решались эфетами под председательством архонта-царя, как мы уж говорили). Таким образом, суд гелиастов составлял самое прочное ограждение драгоценнейших благ человека от насилия или несправедливости. Этот суд назывался гелиэя. Сначала он был только апелляционным трибуналом; но впоследствии, при развитии судебных учреждений в демократическом духе, гелиэя стала верховным судилищем по всем уголовным, делам и по всем важным тяжбам. Реформы Солона сделали гелиэю и охранительницею всех введенных ими учреждений, постановив, что проекты изменений в законах, одобренные правительственным советом, предлагаются на решение народного собрания лишь в том случае, если будут одобрены комиссией, члены которой, номофеты («законодатели»), избираются гелиэей. Они выбирались из людей, хорошо знающих законы. Число их было сначала, вероятно, 400, позднее 600 и 1000. В совещаниях этой комиссии участвовали архонты-фесмофеты.

Кроме собственно судебной власти, на гелиастов была возложена обязанность производить «докимасию» относительно всех должностных лиц. Относительно вновь избранных архонтов, членов совета и всех других должностных лиц гелиасты производили «докимасию» (проверку правь), удовлетворяют ли они требованиям закона: граждане ли они, имеют ли те лета, тот имущественный; ценз, каких требует закон; не подвергались ли наказаниям, лишающим прав на избрание и т. д., не занимают ли других должностей, не занимали ль в предыдущем году ту же должность (два года с ряду не дозволялось быть избираемым на ту же должность). Другая докимасия производилась по окончании года отправления должности; она состояла в проверке того, не были ли нарушены сановником должностные обязанности его. Каждый гражданин имел право представлять протесты против прав избранного на занятие должности; а по окончании годичной службы сановника каждый мог представлять обвинение против него в неправильных действиях. С особенною внимательностью производилась докимасия относительно архонтов. Кроме того, архонты должны были давать торжественную присягу, что будут в полной точности соблюдать законы; они давали это обещание на «камне присяги», находившемся на площади народных собраний, и повторяли клятву в Акрополе в храме, перед лицом божества. За нарушение своей присяги они подвергались очень тяжелому денежному взысканию, уплата которого не была почти ни для кого возможна; а не уплатившей штрафа гражданин лишался политических нрав.

Реформа ареопага Солоном

Строгое исследование действий архонтов было тем необходимее, что сан архонта давал, по законам Солона, право на другой высокий сан. Солон преобразовал состав ареопага – того древнего, высокоуважаемого народом трибунала, который заседал на холме Ареса , где стояли жертвенники «досточтимых богинь», имевших двойственное имя: Эринний, беспощадных преследовательниц обремененного грехом убийцы, становившихся Эвменидами, кроткими успокоительницами совести человека, искупившего грех пролития крови покаянием. Прежде, этот трибунал составляли эфеты; реформы Солона отменил должность эфетов и постановил, что обязанность их передается коллегии, составленной из самых безукоризненных, самых богатых и уважаемых людей, которая будет, кроме прежней судебной обязанности эфетов, исполнять другую обязанность: будет с безответственною властью охранять законный порядок и интересы нравственности. Этот верховный суд на холме Ареса, – суд Ареопага, должен был, по закону Солона, состоять из архонтов, безукоризненно отслуживших свой годичный срок. Архонты в год своей службы были временными членами Ареопага (подобно тому, как римские сановники заседали в сенате). Но поступление их в число пожизненных членов Ареопага обусловливалось результатом докимасии, которой подвергались они по окончании срока службы.

Итак, Ареопаг состоял из бывших архонтов. Это были пентакосиомедимны, богатые землевладельцы, люди высшего сословия, по своему наследственному положению привычные исполнять судейские обязанности, имевшие возможность получить высокое образование; выбор их в архонты свидетельствовал, что они люди влиятельные, а результатом докимасии было доказано, что они люди безукоризненно добросовестные в исполнении своих обязанностей. Каждый год сменялось девять архонтов; потому число членов Ареопага должно было быть велико. По мысли Солона, учреждение, призывавшее влиятельнейших и лучших людей знатного сословия к пожизненной правительственной и судебной деятельности, тесно соединявшее сословную честь аристократов с благом государства, делавшее пожизненный высокий сан наградою за верное служение родине, за гражданскую честность и доблесть, давало прочную консервативную опору новому государственному устройству; аристократы имели интерес поддерживать, защищать государственное устройство, не только обеспечивавшее их личность и имущество, но и предоставлявшее им привилегированное положение, поручавшее им охрану законного порядка, контроль над общественною жизнью и нравами, и при этом избавлявшее их власть от всякого упрека в узурпации, в сословной исключительности и притеснительности. Молодые эвпатриды имели очень сильный интерес заслуживать уважение общества честным, верные исполнением своих гражданских обязанностей, чтобы стать членами Ареопага. Потому та реформа Солона, которая обновила Ареопаг, была очень удачной. Солон одушевил ею даровитых эвпатридов любовью к новому государственному строю, а государство приобрело в правительственном учреждении, состоявшем из пожизненных членов, прочную консервативную опору. Независимый, от изменчивых увлечений минуты, окруженный всеобщим уважением, Ареопаг, с именем которого соединялись священные предания народа, после реформ Солона должен был предотвращать опрометчивые нововведения, охранять национальные обычаи, контролировать, общий ход общественных дел.

С властью, не ограниченною никакими законами, ответственный только перед собственною совестью, Ареопаг исполнял обязанности политического контроля. Верховная полицейская власть в государстве принадлежала ему. Он наблюдал за управлением религиозными делами: за общественным богослужением и совершением религиозных праздников, за администрацию храмов, за охранением священных оливковых деревьев Афины; наблюдал за тем, чтобы граждане оказывали уважение к религии; наблюдал за воспитанием детей граждан, за нравственностью их самих, за образом жизни всех жителей государства. Согласно законам Солона, ареопаг имел право наказывать за дурные дела, неуловимые для формального суда; обязан был следить за тем, чтобы граждане жили честно, не были праздными тунеядцами, не расстраивали родовое имущество расточительностью. Он не был обязан дожидаться жалоб, иметь формальный улики; он по собственной инициативе мог призывать на свой суд каждого гражданина, поступавшего дурно, и по праву отеческой власти делать ему внушения, угрозы, подвергать его наказанию. Ареопаг имел право требовать сановников к своему суду за их должностные действия и объявлять незаконными те решения правительственного совета и народного собрания, которые находил или нарушающими существующий порядок, или опасными для государства.

Афина говорит у Эсхила («Эвмениды », 648 и след.): «Ареопаг – достопочтенное, неподкупное судилище, неусыпно бодрствующее для охраны страны; пока вы (афиняне) будете благоговейно уважать его, вы будете иметь спасительный оплот вашей стране, какого не имеют ни скифская земля, ни Пелопоннес».

Значение и итоги реформ Солона

Устройством государственных учреждений было завершено законодательство Солона. Реформой сисахфии он освободил граждан, бывших в работе или в рабстве у кредиторов, и отменил законы, лишавшие неисправного должника личной свободы; возвратив поселянам заложенные земли и облегчив тяжесть долгов, он спас от погибели сословие самостоятельных поселян и создал энергическое, преданное благу родины, среднее сословие; постановив, что отец не может ни продавать детей, ни отдавать их в залог, он оградил свободу несовершеннолетних и возвысил характер семейного быта. Распределением граждан на классы Солон проложил путь к равноправности граждан, упрочил общественный порядок, поставил размер прав в зависимость от размера обязанностей. Реформы Солона дали, правда, некоторые привилегии гражданам первого класса: предоставили им одним доступ к сану архонтов и в Ареопаг, и фактически дали преобладание в государстве зажиточной части граждан правилами о выборах в Совет четырехсот. Но все‑таки Солон сделал много для предоставления равноправности всем гражданам: он предоставил им всем равный голос в народном собрании, которому принадлежала верховная власть, которое выбирало правителей и постановляло законы. Реформы Солона обеспечили общество от возвращения владычества эвпатридов, учредив народный суд, который не только карал всякое превышение власти, всякое нарушение законов, но и подвергал своему исследованию личные качества правителей, образ действий членов правительственного совета и сановников, охранял существующее законы от опрометчивых нововведений.

Солон справедливо сказал о себе: «Я дал народу столько власти, сколько полезно ему иметь, не слишком мало и не слишком много. Но я позаботился и о богатых, о знатных, чтобы не были они обижены. Я покрыл и тех и других крепким щитом, и не допустил, чтобы те или другие получили несправедливую победу. Народ повинуется руководителям своим только тогда, когда он не сделан слишком самовластным, да и не порабощен». – Видя, что не все отдают должную справедливость ему, он утешал себя мыслью: «удовлетворить желаниям всех трудно».

Новшества Солона в гражданском законодательстве

Реформы Солона сохранили прежнее деление граждан на роды и филы, но освободили поселян от судебной власти старшин родов и соединили их в сельские общины (демы), имевшие своих собственных начальников (демархов), заведовавших охранением порядка; процессы по мелких делам решали общинные судьи под председательством демарха. Солон увеличил личную свободу граждан и в том отношении, что предоставить им право распоряжаться имуществом посредством завещания, и, если нет детей, то право избирать себе наследника посредством усыновления. Прежде, имущество гражданина, не имевшего наследников по крови, переходило к фратрии. Закон Солона благоприятствовал сохранению хозяйства в целости и потому помогал развитию хозяйственной заботливости. Если не имеющий сыновей имел дочь, то усыновление часто было соединено с условием, чтоб усыновляемый женился на ней. До Солона, ближайший родственник имел право и обязанность жениться на дочери умершего; а если не женится на ней, и она бедна, то был обязан дать ей приданое.

Реформы Солона не ограничились установлением правительственных и судебных учреждений; он хотел улучшить нравы, сделать честность и справедливость основными началами семейного быта и всех отношении между людьми. Солон желал, чтобы законы не только ограждали общество от насилия, но и очищали душу людей от дурных мыслей и желаний; потому он с большою заботливостью установил правила воспитания. Солон хотел, чтобы все дети граждан Аттики – знатных и незнатных, бедных и богатых – учились гимнастике и получали музыкальное и поэтическое образование; соединение этих двух видов воспитания он считал необходимым для того, чтобы в здоровом теле развивалась здоровая душа, чтобы человек вырастал отвращающимся от дурного, находящим удовольствие в хорошем. Музыка и пение, с преподаванием которых соединялось изучение религиозных гимнов и произведений поэзии, главным образом «Илиады» и «Одиссеи» Гомера , казались Солону вернейшим средством наполнить воображение благородными мыслями, вложить в душевную жизнь гармонию и порядок, на влечении к которому основываются все гражданские добродетели, возбудить в сердце благоговение к богам, развить в человеке благородный, возвышенные стремления. Солон находил, что для мальчиков и юношей полезно проводить время в гимнастических школах, которые расположены в загородных садах; что занятия гимнастикою прекрасное средство для развития физического и нравственного здоровья; он надеялся, что воспитанники этих школ будут вырастать людьми сильными, патриотичными и мужественными. Воспитание, бывшее до реформ Солона привилегиею эвпатридов, он распространил на детей всех граждан Аттики; он считал это надобным, имея справедливое убеждение, что величие Афин должно быть основано на свободе и на многостороннем развитии граждан. Благородною обязанностью Ареопага было наблюдение за тем, чтоб отцы предоставляли детям, опекуны сиротам благо этого воспитания. Каждый гражданин имел право выступать обвинителем отца или опекуна, не исполняющего этой обязанности. – Но зато и детям Солон строго предписал своими законами почтительную заботливость о родителях; гражданин, не исполнявший сыновних обязанностей, лишался политических прав. Скромность и уважение к старшим были внушаемы юношам в Афинах не менее сильно, чем в Спарте , хотя и не педантическою дрессировкою.

Своими реформами Солон возвысил, облагородил и религиозную жизнь афинян и гражданский быт их; постановления его, направленные к этим целям, были приспособлены к обычаям афинян, – держались того, что освящено преданием. Так например, Солон предписывал совершать праздники очень великолепно, хотя все‑таки старался изгнать из частной жизни роскошь и расточительность, запретил дорогие наряды, пышные пиры, хотел ввести простоту и бережливость. Солон постановил, что на каждый из больших афинских праздников государство может расходовать три таланта – (государство покупало жертвенных животных, делало обед для участвовавших в совершении обрядов и в играх, устраивало великолепные процессии и танцы хоров, платило музыкантам и певцам, выдавало награды победителям на музыкальных и гимнастических состязаниях). Великолепием и изяществом религиозных обрядов Солон хотел развивать эстетическое чувство и благоговение к религии.

Солон считал религиозное чувство опорою нравственности и гражданских доблестей, о развитии которых он всячески заботился. В охранение нравственности аттических девушек, реформы Солона под страхом наказания смертью запретили гражданам отдавать дочерей в гетеры; они позволили отцу продать в рабство дочь, нарушившую целомудрие, и убить её обольстителя. Брак, основа нравственности, находился под охраною обычая; Солон упрочил обычай законом. Бракосочетанию должно было предшествовать торжественное обручение, совершаемое отцом или опекуном невесты. Браки между близкими родными были у греков дозволены; могли вступать в брак даже сын и дочь одного отца от разных матерей; закон благоприятствовал этому, в заботе о поддержании семейного единства. В Гомеровские времена жених давал подарки отцу невесты, как бы покупал ее. Это давно заменилось противоположным обычаем: невеста получала от отца приданое. Оно оставалось собственностью жены. Солон хотел, чтобы не сделалось слишком больших расходов на наряды и дорогие вещи, даваемые в приданое. Солон постановил, что невеста должна получать в приданое не больше трех перемен платья, а из других вещей лишь несколько посуды. Положение жены было такое же зависимое, как положение девушки; права отца переходили к мужу. Считалось неприличным для женщин бывать в мужском обществе. Выходя из дому, женщина зажиточного сословия должна была иметь при себе слугу; ночью этот раб нес перед нею факел. Женщины зажиточных сословий проводили свою жизнь в женском отделе своих домов, в кругу служанок, занимаясь домашним хозяйством и приготовлением одежды. Солон ограждал честь мужа строгими законами. Если муж заставал жену на любовном свиданье, он имел право убить любовника, а вообще мог судебным порядком взыскать с него вознаграждение за бесчестье, – и подвергать его позору публичным поруганием. Жена, изменившая мужу, оставалась бесчестною на всю жизнь; если он не прогонял ее из своего дома, он сам лишался политических прав; она не была допускаема в храмы, не могла участвовать в религиозных праздниках, не могла носить одежды честных женщин; если она показывалась на улице, она рисковала подвергнуться обидам. К неверности мужа вне дома реформы Солона были снисходительны. Но если муж приводил гетеру в дом, то жена могла требовать развода и, уходя от мужа, брала свое приданое. Если жена не родила детей и вообще почему‑нибудь не нравилась мужу, Солон разрешал ему развестись с нею, но должен был отдать ей приданое. Брачный союз считался прочно установившимся лишь по рождении ребенка. Малютку клали к ногам отца; если он не брал его на руки, это значило, что он отвергает его; в таком случае малютку уносили из дома и клали где‑нибудь, как отвергнутого, но это случалось редко. Младенца, принятого отцом, обносили кругом очага; этим обрядом приобреталось ему покровительство домашних божеств. Если родился мальчик, на двери дома вешали оливковый венок; если родилась девочка, то вешали на дверь шерстяные ленты. На девятый день совершался праздник наречения имени. Фамильных названий греки не употребляли; к имени человека они обыкновенно прибавляли имя отца. Внуку часто давали имя деда. Жена была причисляема к фратрии мужа, как мы уж говорили; детей вносили в списки рода на празднике апатурий. Гражданам дозволялось жениться на негражданках; дети этих браков были гражданами; но в праве наследования отцу дети его от гражданки «имели преимущество над детьми от негражданки.

Заботясь о развитии нравственности, Солон очень заботливо старался оградить и общественную безопасность, упрочить повиновение властям. Реформы Солона назначали наказание смертью за оскорбление святости храмов, за разрушение общественных зданий, за обман народного суда и правительственного совета, за продажу гражданина в рабство; назначали наказание смертью первому архонту, если он появится перед народом пьяный. Знаменит был закон Солона, постановлявший, что в случае междоусобия каждый гражданин обязан стать на ту или на другую сторону; кто останется безучастным, лишается политических прав. Это постановление Солона имело целью побуждать миролюбивых граждан останавливать своим вмешательством мятежи, которых можно было тогда опасаться со стороны реакционной партии эвпатридов или со стороны простолюдинов, по интригам властолюбивых демагогов.

Осужденные на смерть были низвергаемы в пропасть (barathron), или принуждаемы выпить яд (чашу цикуты), или были убиваемы булавою. При особенно тяжких преступлениях, конфисковалось имущество осуждением на смерть, его родные были лишаемы гражданских прав, его род подвергался проклятию. Менее важные преступления были наказываемы изгнанием из государства на более или менее долгий срок, или лишением некоторых прав.

Руководясь мыслью, что недовольство существующим порядком, желание низвергнуть его имеет коренными своими причинами леность и бедность, Солон усиленно заботился о развитии любви к труду. Реформы Солона дали Ареопагу право требовать у каждого небогатого гражданина отчет в том, чем он добывает средства к жизни; каждому было предоставлено право подвергать суду гражданина, живущего праздно, и уличенный в праздности подвергался лишению политических прав. Законы Солона внушали уважение к честному земледельческому и промышленному труду. Подвергая позору леность и происходящую от неё бедность, он заботился: о развитии в гражданах любви и почтения к трудолюбию.

Солон запретил укорять ремесленника за его ремесло; дозволил давать право гражданства поселившимся в Аттике ремесленникам из других государств. Правда, он предоставил крупным землевладельцам исключительное право на сан архонтов; но возбуждая уважение к промышленным занятиям, он содействовал развитию демократического среднего сословия. Солон дал торговле свободу, необходимую для её расширения, и оживил ее установлением точных норм мер, веса, монеты. Из числа продуктов сельского хозяйства, он дозволил вывоз только винных ягод и оливкового масла, которыми Аттика изобиловала; вывоз хлеба, которого производила она мало, он запретил. Реформы Солона ограждал интересы сельского хозяйства заботою о прочности землевладения. Плутовское перемещение межевых знаков наказывалось по законам Солона смертью. Землевладелец не мог вырубать более двух оливковых деревьев в год. За истребление волков и других вредных стадам зверей были назначены большие денежные награды. Были установлены хорошие правила о проведении канав и о колодезях.

Реформы Солона охватывали все стороны жизни. Он определил и правила расчета величины года, чтоб дать прочность гражданскому и религиозному календарю. Аттический год состоял из 12 месяцев; шесть имели по 30 дней, шесть по 29, то есть, год имел 354 дня. Это был лунный год. Чтобы приводить его в согласие с солнечным, к некоторым годам прибавлялись дополнительные месяцы. Цикл этого расчета дополнений был восьмилетний, по которому были установлены периоды олимпийского и пифийского праздников. К 3-ему, 6-му и 8-му годам восьмилетнего цикла прибавлялось по целому 30-дневному месяцу. Таблицы расчета были выставляемы на площадях.

Солон издал правила и о похоронах. Он поставил в священную обязанность детям устраивать такие похороны родителей, каких требует уважение к их памяти. Нарушившие эту обязанность лишались права занимать общественные должности. Но и обряды похорон должны были иметь сдержанный характер: было запрещено подымать чрезмерно шумный вопль, нанимать плакальщиц, бить себя в грудь, рвать на себе одежду, вообще были запрещены неистовые формы обрядов; была запрещена и чрезмерная роскошь, какую имели похороны богатых людей.

Было запрещено излишнее великолепие и в устройстве гробниц. Гробницы строились на общих кладбищах за городом, строились вдоль дорог или в поместьях. Над гробницею ставили колонну с обозначением имени, звания, похвальных дел покойного; украшать памятник скульптурой не запрещалось. Обряд плача и печальная музыка на похоронах остались в употреблении. Похороны убитых на войне совершало государство; это был торжественный обряд; на нем произносилась речь в честь павших за родину. От старины оставался обычай сжигать тела, собирать прах в урны и хранить их в гробницах. Но мало-помалу, под влиянием египетского и семитического обычаев, это заменилось погребением тела.

РЕФОРМЫ СОЛОНА

Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640-560 до н. э.)

Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.

Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.

В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.

Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.

Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.

Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).

Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.

Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

(Пер. С. Радцига)

Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.

Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.

Источники

Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

автора Андреев Юрий Викторович

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

автора Куланж Фюстель де

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. - год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления

Конфликты между эвпатридами и демосом переходят в военные столкновения. Такая ситуация очень опасна, так как община может разрушиться, или может быть уничтоженной в результате нападения врагов. Когда это понимали, то находили человека, который бы урегулировал конфликт и защитил интересы простых граждан. В Афинах в 594 г. до н.э. выходец из эвпатридов, занимавшийся торговлей, поэт и дальновидный мудрец Солóн был избран первым áрхонтом - эпонúмом с чрезвычайным полномочием привести в порядок дела государства, установить мир между знатью и народом. Для чего ему поручалось издать необходимые законы. Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать афинский государственный строй.

Солон первым делом осуществил сисáхфию («стряхивание бремени») - отмену долгового рабства, запрещение займов под залог личности. Все долги отменялись. Все долговые камни с полей геомóров убирались. Граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу, - выкупались за счёт государства. Впредь запрещалось обращать в рабство за долги афинских граждан. Отныне должник, не сумевший расплатиться, отвечал перед кредитором своим имуществом, но не своей личностью. Рабами могли быть только иностранцы.

В политической сфере для более точного определения прав и обязанностей граждан, Солон разделил их без различия знатности происхождения на четыре разряда по имущественному цензу, по ежегодному доходу с недвижимой собственности. К первому разряду относились самые богатые граждане, имевшие не менее 500 медúмнов (медúмн - это мера объёма сыпучих тел, равная 52, 53 литрам зерна, оливкового масла или вина) годового дохода; ко второму - просто богатые, доходы которых равнялись 300 медимнам; к третьему - граждане среднего достатка, получавшие не менее 200 медимнов; к четвертому - все другие граждане - фéты, доход которых был меньше 200 медимнов.

Политические права - право участвовать в управлении полисом зависели от материального достатка и от тяжести обязанностей перед государством. Чем богаче был гражданин, тем больше он имел политических прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. Полис, в отличие от современных государств, не обеспечивал своих воинов доспехами и оружием. Граждане обязывались приобретать вооружение за свой счёт сообразно достатку и служить в войске.

В военной службе первые два разряда служили в кавалерии и тяжелой пехоте, являлись в войско на конях и хорошем вооружении - в шлеме, латах, поножах, со щитом, копьём и мечом. На первый разряд, кроме личной службы в войске и хорошем вооружении и на конях, возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств. Третий разряд служил в тяжеловооружённой пехоте, фéты - в легковооружённой пехоте - со щитом, луком и стрелами или гребцами на военных судах.

Начиная с рубежа VIII-VII вв. резко уменьшилось значение кавалерии. Главной силой на полях сражений теперь были отряды гоплúтов - тяжеловооружённых пехотинцев. Доспехи гоплита включали в себя шлем, панцирь, поножи (гнутые бронзовые пластины, защищавшие голени) и круглый щит. Вооружение такого воина составляли копьё и меч. Перед боем гоплиты выстраивались в особый строй - фалангу . Они становились плечом к плечу в 7-8 шеренг, образуя сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Воины прикрывались щитами, выставляли вперёд копья и двигались на врага. Сила фаланги заключалась в её могучем, неудержимом натиске. Никакая конница не могла устоять против её удара.

Появление гоплитской фаланги имело самые прямые последствия для политического развития афинского полиса. Во-первых, этот строй оказывался эффективным только в том случае, если все в нём действовали коллективно и на равных. В фаланге бок о бок стояли гордившийся своим происхождением евпатрид и его незнатный сосед. Это способствовало сплочению граждан полиса в единое целое. Во-вторых, гоплитом мог стать не только богач, но и человек среднего достатка. Когда главной частью вооружённых сил являлась конница, в войске преобладали аристократы. Ведь только очень состоятельный человек мог приобрести и содержать боевого коня. Доспехи гоплита были гораздо дешевле; их могли себе позволить многие крестьяне. Добившись равенства со знатью на поле боя, демос имел теперь полное право претендовать на равноправие и в политической жизни.

Только граждане первого разряда имели доступ к высшим государственным должностям, могли стать áрхонтами и, следовательно, членами ареопáга, и казначеями. Архонтами могли быть и эвпатриды, но нужно уже было принадлежать к первому разряду. Эвпатриды, исходя из имущественного ценза, могли попасть в любой разряд.

Граждане первых трёх разрядов имели право участвовать в новом органе - Совете Четырёхсот - булé. Граждане всех четырёх разрядов получили право участвовать в народном собрании и новом судебном органе - гелиэ’е (от греческого «гéлиос» - солнце). Тем самым даже прежде бесправные и малоимущие феты могли участвовать в народном собрании и гелиэе.

Организация государственного строя подверглась существенным изменениям. Солон усилил роль народного собрания в политической жизни. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в деятельности народного собрания. Оно принимало законы, избирало должностных лиц по жребию из кандидатов, намеченных филами, контролировало их действия, определяло бюджет и налоги, решало все важнейшие дела - о войне и мире, государственных союзах и договорах. Все эти решения принимались народным собранием только под высшим надзором ареопага. Он мог отменить всё, что, по его мнению, противоречило старым законам и было опасно для государства.

Во главе правления оставались девять áрхонтов. Однако они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого разряда не Ареопагом, как раньше, а народным собранием, которому и отдавали отчёт в своём правлении. Рядом с Ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый орган - Совет Четырёхсот - булé. Совет Четырёхсот ежегодно избирался из граждан первых трёх разрядов, по 100 человек от каждой филы. Фактически в Совет попадали только граждане первых двух разрядов. Совет предварительно обсуждал все государственные вопросы, выносимые в народное собрание, заведовал текущими административными и финансовыми делами.

Существование двух Советов можно рассматривать как своеобразное двоевластие. Оно могло сложиться лишь при таких условиях, когда аристократия уже не была в состоянии единолично управлять государством, а демос был ещё недостаточно силён, чтобы взять власть в свои руки. Из двух Советов Ареопаг считался более высоким органом; его и называли в повседневном обиходе «верхним Советом», а Совет Четырёхсот - «нижним». Между ними имелось и разграничение функций. И тем не менее Совет Четырёхсот самим своим существованием в известной мере дублировал Ареопаг и тем самым уже снижал его политическое значение. Аристократический Ареопаг сохранялся как противовес народному собранию и Совету Четырёхсот.

Солон создал новый судебный орган - Гелиэ`ю. В её состав могли избираться граждане всех четырёх разрядов независимо от имущественного положения. Гелиэя являлась высшей судебной инстанцией для апелляции - обжалования на приговоры должностных лиц. Перед Гелиэей также несли ответственность должностные лица.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...