Русский язык в начальной школе. Особенности преподавания русского языка в начальной школе


ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языке 6 основных гласных звуков:

[а] [о] [у] [и] [ы] [э]

10 букв, обозначающие гласные звуки:

Е Ё Ю Я – вначале слова, после гласной и ъ, ь [йэ] [йо] [йу] [йа]

[йэ]ль - ель по[йо]т - поёт

в[йу]н - вьюн [йа]ма - яма


СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Твёрдые

Мягкие

Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з]

[б’] [в’] [г’] [д’] [з’]

Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с]

[п’] [ф’] [к’] [т’] [ с’]

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Твёрдые

Мягкие

Звонкие: [л] [м] [н] [р]

[л’] [м’] [н’] [р’] [й’]

Глухие: [ х ] [ ц ]

[х’] [ ч ’] [ щ ’]

Шипящие: [ж] [ч’] [щ’] [ш]


Состав слова

Окончание

Приставка


СУФФИКСЫ

(существует много различных суффиксов, вот некоторые из них)

Существительные

Глаголы

-к- -ик- -ек- -ник-

-ова- -ева- -ива- -ыва-

-чик- -щик-

Прилагательные

-тель-

-оньк-

-еньк-

-чив- -лив-

-очк-

-ист-

-ышк- - ишк-

-ин- -н-

-оват-

-ость-

-еват-


Приставки

(существует много различных приставок, вот некоторые из них)

подо-


ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

предмет

что делать?

что сделать?

трава

ребёнок

кошка

признак

действие

зелёный (лес)

сильная (рука)

школьное (задание)

летние (дни)

увидеть

летать


ЧАСТИ РЕЧИ

Местоимени е

Наречие

как? когда? зачем? где? куда? откуда?

указывает на предмет

Числительное

признак действия

количество и порядок предметов

налево

поблизости

тихо

справа

впереди

издалека и др.

пять - пятый

тридцать- тридцатый

сто- сотый


Род имен существительных

Мужской род

(он, мой)

Женский род

(она, моя)

Число имен существительных

Средний род

(оно, моё)

Единственное число

животное

Множественное число


Падежи имен существительных

Название падежа

Падежные вопросы

Именительный

Родительный

Предлоги

кого? чего?

Дательный

Винительный

кому? чему?

без, возле, до, из, около, от, подле, с, у

кого? что?

Творительный

Предложный

под, за, про, через, в, на

о ком? о чём?

за, между, над, под, с

в, о, об, на, при


Три склонения имен существительных

склонение

склонение

м. р., ж. р.

Третье склонение

м. р., ср. р.

-а, -я

, -о, -е


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Род имен прилагательных

Окончание

Пример

новый (урок)

крупная (рыба)

Число имени прилагательного определяется по числу

имени существительного

правое (плечо)


Склонение имен прилагательных

Именительный

Родительный

Дательный

Его, -ого

Винительный

Ему, -ому

Его, -ого

Творительный

Ему, -ому

Предложный


ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Он, она, оно, они


ГЛАГОЛ

Неопределённая форма глагола

Что делать?

Решать отвечать

Что сделать?

Изменение глаголов по временам

Настоящее время

Решить ответить

Что делает?

Прошедшее время

Что делал?

Что сделал?

Будущее время

Что будет делать?

Что сделает?

Смотрит, пилит

Смотрел, пилил

будет смотреть, посмотрит

будет пилить, распилит

будет рисовать, нарисует


Спряжение глаголов

-ешь, -ёшь

-ет, -ёт

I спряжение -ем, -ём

-ете. -ёте

брить -ут. -ют

II спряжение -им

-ат, -ят

Еть, -ать, -оть, -уть, -ыть

Глаголы, которые относятся ко II спряжению:

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.


Гласные буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.




ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Ком – пью – тер -- 9 звуков, 9 букв, 3 слога К – согласный, твердый, парный глухой О – гласный, безударный М – согласный, твердый, непарный звонкий П – согласный, мягкий, парный глухой Ь – Ю – гласный, ударный Т – согласный, твердый, парный глухой Е – гласный, безударный Р – согласный, твердый, непарный звонкий.












ЗАПОМНИ В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. ночка каменщик спорщик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я платье ручьи обезьяна Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я подъезд подъем объяснение


ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. взлет безводный раздавать Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. воспитание вспомнить испугать




ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их.




ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги И. п.естькто? что? Р. п.неткого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п.дать подойти к кому? чему? к, по В. п.вижукого? что? под, за, про, через, в, на Т. п.доволенкем? чем? за, между, над, под, с П. п.говоритьо ком? о чем? в, о, об, на, при






ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного, с которым оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спелый плод высокий потолок спелые плоды высокие потолки Женский род газовая плита синяя блузка газовые плиты синие блузки Средний род короткое расстояние летнее платье короткие расстояния летние платья


НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.






СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спряжениеII спряжение Все глаголы на –еть, -ать, оть, -уть, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на –ить:брить, зиждиться, стелить Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.




МЕСТОИМЕНИЕ Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их. Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Указательные местоимения этот, это, эта, эти Вопросительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей Неопределенные местоимения кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кое-что, кое-кто




НАРЕЧИЕ Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество. Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками: На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж). в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а вправо налево издавна дотла


СОЮЗ Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды.


ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ По интонации ВосклицательноеНевосклицательное Мне подарили щенка!Мне подарили щенка. По цели высказывания ПовествовательноеВопросительноеПобудительное На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее. По наличию второстепенных членов НераспространённоеРаспространённое Весна пришла.Пришла долгожданная весна


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные ПодлежащееСказуемое Кто? Что? (существительное, местоимение) Что делает? (глагол) мальчикрисует Второстепенные ОпределениеДополнениеОбстоятельство прилагательноесущест-оенаречие, сущ-ое Я читаю интересную книгу. Я встретил друга.Мы пошли быстро.


ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ При составлении данного пособия авторы- составители опирались на теоретический материал: Учебники Русский язык для 1 – 4 классов составленных М. Х. Тохтаходжаевой и Н. М. Вейцман (Ташкент Шарк, 2004); Учебники Русский язык для 1 – 4 классов составленных Рамзаевой (Москва Дрофа, 2002); - сайт журнала Учитель


Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный - завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) Примерные программы начального образования. Русский язык. - М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 9..

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Современные проблемы в преподавании русского языка

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему. Только школа, только учитель не могут переломить эту ситуацию. Требуются государственные меры, чтобы защитить язык страны от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык».

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях// Мир русского слова. - №02. - 2002..

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...