Северо-восточное кладбище. Как хоронят заключённых


Нам часто приходится слышать слово захоронение в сочетании с различными прилагательными. Воинское захоронение, братское захоронение, одиночное – что различает данные словосочетания? Почему под каждой фразой подразумевается абсолютно иное понятие? Данная статья призвана раскрыть читателю детали и различия между видами захоронений.

Родственные (семейные) захоронения

Чаще всего в обиходной речи нам встречаются родственные или семейные захоронения. Многие путают их значения между собой. Тем не менее на законодательном уровне чётко прописано, что означает каждое из этих понятий.

Родственное . Рассчитано на парное погребение лиц, доводящихся друг другу близкими родственниками. Как правило, удостаиваются чести быть упокоенными рядом дети и родители или супруги. Участок выделяется на безвозмездной основе по факту смерти одного из домочадцев.

Семейное . Фактически является расширенным понятием родственного. Участок предназначен для упокоения более чем 2-х членов одной семьи. Обычно дополнительная площадь прилегающая к родственному захоронению докупается или резервируется. Например, на кладбищах Московской области резерв 1 кв. м. кладбищенской земли обходится по нынешним ценам в сумму 10 000 рублей.

До 2004 года многие погосты не имели чётко упорядоченной системы распределения территорий под захоронения. Этим нередко пользовались особо практичные россияне, фактически устраивая «самозахват» дополнительных площадей. На деле это означало, что в какой-то момент возле одной из могил появлялось ограждение, установленное с целью разместить внутри как можно больше прилегающей свободной площади. Чтобы не устраивать передел, на государственном уровне было принято решение позволить гражданам РФ перерегистрировать такие участки на своё имя. При этом устанавливалось и ограничение. На сегодняшний момент разрешается отводить под семейное захоронение не более 12 кв. метров (в отдельных регионах – до 15 кв. м.) кладбищенских земель.

С родственными (семейными) захоронениями связаны и другие понятия:

Упокоение в ограду . Означает захоронение родственника на свободное место внутри выделенного семейного захоронения на погосте. Предание земле в пространство между могилами строго запрещено. К слову, на мусульманских кладбищах ни один правоверный не позволит себе пройтись между могилами. Ведь согласно традиции тело исповедавшего при жизни ислам укладывается не на дно вырытой ямы, а в нишу. Таким образом, останки правоверных оказываются погребёнными как раз между могильными участками.

Подзахоронение . По истечению санитарного срока в 15 (или 20) лет в существующую могилу разрешается проводить захоронение гробом. Таким образом решаются сразу несколько проблем:

  • Не требуется выделение новых земель для погребения.
  • Могилы родственников располагаются неподалёку друг от друга.
  • За участками на погосте продолжают ухаживать потомки упокоенных.

Подзахоронение выполняется лишь в могилы близких родственников: детей к родителям, внуков к бабушкам и дедушкам, сестёр к братьям, жена к мужу.

Одиночные захоронения

Как следует из понятия, подобные захоронения рассчитаны на упокоение одного гражданина РФ. Учитывая этот момент руководство некрополя обычно выделяет для таких погребений участки на околицах или в труднодоступных местах погоста. Часто могилы располагаются впритык, без соблюдения обязательного размера в 1*2 метра.

Одиночные захоронения предназначены для погребения:

  • личностей без установленного места жительства (иначе - БОМЖ);
  • одиноких граждан, оставшихся без родственников;
  • тел из моргов, которые в течение 14 дней не были востребованы или опознаны.

Предание земле происходит за счёт средств выделяемых из местного бюджета. В журнале регистрации каждая могила фиксируется отдельно. В случае отсутствия идентификации приводится перечень примет, по которым родственники в дальнейшем смогут опознать упокоенного и, при желании, эксгумировать останки для организации дальнейших похорон.

Воинские захоронения

Люди, посвятившие свою жизнь службе Родине, достойны после смерти быть упокоенными с дополнительными почестями. Это касается как места погребения (воинские кладбища, отдельные участки на общественных погостах), так и самой организации похорон. Как правило, в честь доблестных бойцов или служителей в правоохранительных органах на печальной церемонии похоронный оркестр исполняет гимн РФ или военный марш, а солдаты салютуют троекратным залпом.

Таких почестей удостаиваются погибшие при исполнении служебных обязанностей, вышедшие на пенсию по выслуге лет или вследствие понесённых травм:

  • военнослужащие;
  • таможенники;
  • полицейские;
  • пожарные;
  • работники судебно-исполнительной системы;
  • сотрудники органов по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ.
  • ветераны Великой Отечественной и Афганской войн;
  • участники боевых действий в Чечне;
  • погибшие при прохождении срочной службы или на военно-полевых сборах.

Братские (общие) захоронения

Основной особенностью братских захоронений считается невозможность диверсификации человеческих тел. Такое случается при гибели людей от погодных явлений (оползень, землетрясение), по причине теракта, промышленной катастрофы, взрыва самолёта или поезда. Есть только установленное место трагедии и список погибших.

Каждая братская могила – это неутихающая боль в сердцах многих людей. Чтобы как-то помочь семьям пережить потерю близких, государством выплачиваются денежные компенсации, а на место случившегося устанавливается мемориал памяти.

Первичные захоронения

Первичные захоронения устраиваются в отсутствие времени и условий для воздания последних почестей. Так, при проведении боевых действий – активного наступления или быстрого отступления – тела бойцов хоронили в общей могиле. В лучшем случае место погребения обозначали памятными знаками, а то и просто наносили на карту, чтобы облегчить последующие поиски.

Помимо боевых, также существуют санитарные захоронения. К такой практике издавна прибегали древние народы во время морового поветрия или массового голода. Тела умерших сносились в ямы, а затем тщательно засыпались землёй. Этими действиями живые старались уберечь себя от заражения трупными ядами и инфекционными заболеваниями.

Почётные захоронения

Почётного захоронения на главной аллее городского кладбища удостаиваются люди, внёсшие значительный вклад в науку или развитие культуры страны, имеющие особые достижения. По смерти на рассмотрение местного совета подаётся ходатайство о выделении особого участка для погребения. Заявку могут подать заинтересованные в этом лица с указанием причин и обоснований. Участок размером 6 кв. м. выделяется на бесплатной основе. Само погребение, а также производство и установка памятника часто финансируется за счёт бюджетных или фондовых средств. Родственники могут выразить пожелания относительно дизайнерского решения и способа погребения (гробом или кремация).

После похорон близким выдаётся удостоверение о проведенном почётном погребении. Подзахоронение в подобные могилы не разрешается.

Массовые захоронения

Земля скрывает немало тайн прошлого. Каждое обнаруженное массовое захоронение провоцирует немало обсуждений. Ведь причины единоразового погребения многих людей могут быть разными. Чаще всего подоплёкой становятся политические или религиозные разногласия, криминальные разборки. Немало могильников сложено в местах ранее проводимых репресий.

В качестве примеров можно привести:

  • Могильник в пос. Охотничий Приморского края, где были расстреляны репрессированные староверы.
  • Массовое захоронение на западе сирийской провинции Ракка, где боевиками террористической группировки «Исламское государство» было расстреляно в 2014 году свыше сотни солдат сирийской армии и местных жителей.
  • Восемь массовых захоронений в подвале парижского супермаркета. Останки датируются эпохой Средних веков. Предполагается, что причиной смерти послужила эпидемия бубонной чумы.

Возможно, вас заинтересует:

Регистрационный N 6777

В целях совершенствования деятельности учреждений и органов ФСИН России в части обеспечения соблюдения правовых норм о погребении лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России, приказываю :

1. Утвердить прилагаемую инструкцию о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России.

2. ФСИН России (Калинин Ю.И.): организовать изучение инструкции сотрудниками ФСИН России и обеспечить исполнение ее требований.

3. Приказ Минюста России от 09.04.2004 N 81 "Об утверждении инструкции о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2004, per. N 5755) считать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра В.У. Ялунина.

Министр

Ю. Чайка

Инструкция о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России

I. Общие положения

Настоящая инструкция определяет порядок погребения осужденных к лишению свободы, умерших в период отбывания уголовного наказания в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, умерших в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Инструкция разработана на основе Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон)*.

II. Уведомление о смерти умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России и оформление соответствующих документов

1. Администрация учреждения сообщает о смерти осужденного, подозреваемого или обвиняемого одному из близких родственников, указанных в личном деле, либо лицу, указанному в волеизъявлении осужденного. Сообщение должно быть направлено в течение суток по телеграфу. В отношении подозреваемых и обвиняемых в сообщении должна содержаться информация, в какой орган ЗАГСа родственникам надлежит обратиться за получением документа о государственной регистрации смерти.

О смерти подозреваемого или обвиняемого незамедлительно информируется прокурор, а также лицо или орган, в чьем производстве находится уголовное дело.

2. В случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания наказания, администрация учреждения, исполняющего наказание, заявляет о смерти осужденного в орган ЗАГСа по месту своей дислокации. Заявление о смерти должно быть сделано в течение трех суток со дня наступления смерти. Для государственной регистрации смерти и получения документов представляется медицинское свидетельство о смерти.

3. К личному делу умершего осужденного, подозреваемого, обвиняемого приобщаются: копия сообщения, направленного родственникам, копия медицинского свидетельства о смерти; протокол патолого-анатомического вскрытия (если оно проводилось), акт судебно-медицинской экспертизы (если она проводилась), акт о несчастном случае (если смерть наступила в результате несчастного случая), материалы расследования (независимо от причины смерти), акт о погребении или акт о передаче родственникам, законным представителям либо иным лицам умершего.

III. Обеспечение погребения лиц, умерших в учреждениях ФСИН России, с учетом ранее выраженного ими волеизъявления

4. Погребение лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы или содержания под стражей в следственных изоляторах, осуществляется с учетом их волеизъявления.

5. Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (ст. 6 Федерального закона).

IV. Порядок хранения, выдачи и перевозки тел осужденных, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России, их погребения в случае невостребованности

6. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего, иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней (ст. 8 Федерального закона). Выдача тела умершего осуществляется администрацией учреждения - по письменному заявлению вышеуказанных лиц. Для получения тела умершего необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность.

Выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти.

7. Личные вещи, ценности, средства, хранящиеся на лицевом счете умершего, а также документы и ценные бумаги передаются наследникам умершего в соответствии с частью третьей пятого раздела Гражданского кодекса Российской Федерации, о чем делаются соответствующие записи в акте, который приобщается к личному делу умершего осужденного.

8. Администрацией учреждения оказывается содействие родственникам в получении разрешения на перевозку тела умершего и приобретении проездных документов, а при необходимости - в изготовлении оцинкованного герметично запаянного гроба с деревянной обшивкой для транспортировки.

9. Погребение умершего, тело которого не востребовано, осуществляется администрацией учреждения в соответствии с санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения. СанПиН 2.1.1279-03" (зарегистрированы в Минюсте России 30.04.2003, peг. N 4475).

10. Для организации похорон невостребованного тела в учреждении создается комиссия, в состав которой включаются представители служб специального учета, хозяйственного обеспечения, медицинской части, оперативного, финансового отделов, на которых возлагаются обязанности по оформлению документов на умерших, хранению и облачению тела (умерший должен быть одет в летний комплект одежды установленного образца), изготовлению гроба, подготовке могилы. Финансирование погребения невостребованных тел осуществляется за счет средств, выделенных по смете территориальным органам ФСИН России на содержание спецконтингента.

11. Комиссией учреждения погребение невостребованных тел осужденных производится по разрешению местной администрации на кладбищах в специально отведенном месте. После погребения составляется акт, который приобщается к личному делу.

12. На месте погребения устанавливается табличка с фамилией, именем, отчеством, датой рождения и смерти. Номер могилы заносится в архивное дело осужденного. Медицинское свидетельство о смерти приобщается к материалам архивного личного дела и вносится в опись документов. Супруг (супруга), близкие и иные родственники, а также законные представители умершего по своему усмотрению могут установить на могиле умершего надгробие в соответствии со своим вероисповеданием.

V. Особенности погребения умерших иностранных граждан и лиц без гражданства

13. О смерти осужденных и содержащихся под стражей - иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за рубежом, администрация учреждения в течение суток извещает по телеграфу:

Посольства (консульства) государств, представляющие интересы этих граждан на территории Российской Федерации;

Одного из близких родственников, указанного в личном деле, проживающего в Российской Федерации (если таковые имеются).

14. В случае отсутствия на территории Российской Федерации посольства или консульства государства, гражданином которого являлся умерший, извещение о смерти направляется в подразделение специального учета ФСИН России для последующего сообщения компетентному органу такого государства.

15. На иностранного гражданина или лицо без гражданства, проживавшего в Российской Федерации на основании вида на жительство, этот документ (вид на жительство) вместе с копией свидетельства о смерти передается администрацией учреждения в подразделение паспортно-визовой службы территориального органа внутренних дел, где умерший был зарегистрирован.

16. Если тело умершего осужденного, подозреваемого или обвиняемого иностранного гражданина или лица без гражданства не востребовано, погребение осуществляется администрацией учреждения на общих основаниях, установленных для граждан Российской Федерации, умерших в учреждениях территориальных органов ФСИН России. При этом свидетельство о смерти, национальный паспорт, иные документы, удостоверяющие личность умершего, направляются в соответствующее посольство (консульство), а документы, приведенные в п. 3. настоящей инструкции, приобщаются к его личному делу. Личные вещи, деньги и ценности умершего высылаются его родственникам, указанным в личном деле, или в адрес посольства (консульства), квитанция приобщается к личному делу.

17. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора (ст. 2 Федерального закона).

VI. Хранение личных дел осужденных, подозреваемых, обвиняемых, умерших в учреждениях ФСИН России

18. Личные дела умерших, оформленные в установленном порядке, сдаются на постоянное хранение в архив территориального органа ФСИН России не позднее месячного срока со дня смерти.

19. Карточки персонального учета таких лиц хранятся в архивных картотеках учреждения постоянно.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 46; 1997, N 26, ст. 295; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 23, ст. 2282; 2002, N 30, ст. 3033; 2002, N 50, ст. 4931; 2003, N 2, ст. 160; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700 (ч.1).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,
от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,
от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 263-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

федерального бюджета — на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 000 рублей.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1 000 рублей.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3) ветераны военной службы;

4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ)

Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ)

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии супруга, близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П нормы статьи 14.1 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование в отношении которых прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения совершенного ими террористического акта, и необходимы для охраны общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
(введена Федеральным законом от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:

1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;

2) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;

3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;

4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности — государственные, муниципальные;

по обычаям — общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
(в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется Правительством Российской Федерации. Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Статья 23. Стены скорби

Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 24. Крематории

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава IV. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО

Статья 25. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 28. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

Признать утратившим силу с 1 марта 1996 года Закон Российской Федерации «О ритуальном пособии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419).
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 января 1996 года
N 8-ФЗ

Но сначала про историю этого кладбища. Она неплохо описана в статье из сборника "Краеведческие чтения", которую я уже упоминал. Приведу её полностью, благо статья не очень большая.

М. С. САЛМИНА
ИСТОРИЯ ЗАХОРОНЕНИЙ ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НА КЛАДБИЩЕ ЧТЗ

По данным ОГАЧО, официальное открытие кладбища ЧТЗ и создание похоронного бюро в Тракторозаводском районе состоялось в декабре 1941 года. Согласно книге регистрации умерших, хранящейся в муниципальном предприятии «Мемориал», за 1943—1953 гг. на кладбище обрели покой 10597 человек. В братских могилах времен Великой Отечественной войны по нашим подсчетам похоронено в 1943—1945 гг. 2235 человек.
Началось функционирование кладбища с докладной записки секретаря парткома Кировского завода М. В. Козина, которая была отправлена в Челябинский обком партии 20 декабря 1941 года и содержала следующую информацию: «Бытовое обслуживание коллектива рабочих Кировского завода (...) совершенно неудовлетворительное и не может быть оправдано условиями военного времени. Следовательно, факты подтверждают, что в районе этому вопросу не уделяется должного внимания:
1. В районе отсутствует похоронное бюро. Для того чтобы отрыть могилы, трудящиеся подыскивают случайных лиц и платят 250—300 рублей. Единственное кладбище в районе закрыто. Трупы отвозят на городское кладбище за 10 км от завода. Транспорта для перевозки трупов не имеется. Городское похоронное бюро бездействует и в предоставлении транспорта или какой-либо помощи отказывает. Все это создает такое положение, что покойники пролеживают 6—8 дней до погребения... Завком вынужден организовать бригады в цехах для отрывки могил и организации похорон. Необходимо открыть кладбище в Тракторозаводском районе и организовать работоспособное похоронное бюро».1
Так, через полгода после начала Великой Отечественной войны официально открылось кладбище в Тракторозаводском районе, хотя на самом раннем из оставшихся на сегодняшний день захоронений выбита дата смерти — 17 мая 1940 года. Это могила (?) Алексея Андреевича (фамилия стерта), родившегося 30 марта 1900 года. К сожалению, мы не располагаем документами, рассказывающими о первых захоронениях. Возможно, неофициально кладбище стало действовать во времена строительства тракторного завода.
Около половины захоронений всех лет составляют захоронения времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. При этом необходимо учитывать, что в условиях военного времени имели место массовые захоронения умерших — так называемые братские могилы без фобов и надгробий. Многие жители прилегающих к кладбищу домов свидетельствуют, как по ночам осуществлялись массовые захоронения. Трупы привозили на подводах из больницы ЧТЗ (в то время она носила название больницы Кировского завода), исправительно-трудовой колонии № 3, а также от других организаций и учреждений. Как отмечается в книге регистрации умерших, самое большое массовое захоронение за № 547—576 произведено 2 июня 1946 года, и составляло оно 30(!) трупов в одну могилу.
Проведенные в ходе исследования подсчеты помогли установить число захоронений, выполненных различными организациями за 1943—1948 годы:
1. Эвакогоспиталь № 423 — 3.
2. Отдел рабочих колонн — 229.
3. Больница ЧТЗ — 1185.
4. Изолятор больницы ЧТЗ — 115.
5. ИТК № 3 - 682.
6. Другие организации — 21.
Всего 2235 захоронений отдельных людей.
Необходимо оговориться, что братские могилы на сегодняшний день опознать, отличить от других невозможно. Сохранились лишь фамилии в книге регистрации умерших.
Для выяснения полноты картины в таблице № 1 приводим соотношение захоронений «обычных» и выполненных различными организациями и учреждениями. Под «обычными» захоронениями мы обозначаем индивидуальные захоронения, осуществленные родственниками, близкими людьми. Выяснить это позволяет строка в книге регистрации умерших под названием: «Кто хоронил». У этих людей были постоянные адреса проживания, которые зафиксированы в книге. Напротив остальных фамилий, как правило, ставилась фигурная скобка и обозначалась организация, за которой они числились.

Таблица 1

Из таблицы № 1 видно, что в 1943—1944 гг. преобладали «особенные» захоронения. Рассмотрим подробнее, какие организации входили в это число.
1. Эвакогоспиталь № 423. В условиях войны одной из важнейших задач было сохранение боеспособности и численности армии. Поэтому от медицины требовалась полная отдача сил по спасению раненых. Во всех городах, удаленных от линии фронта, создавались эвакогоспитали. Челябинск не был исключением, 17 госпиталей были развернуты в городе2. Умерших от ран хоронили на кладбище в Советском районе, получившем название «Лесное». 53 могилы воинов сохраняются и на Успенском кладбище. Оказалось, что и на кладбище ЧТЗ покоятся бойцы Красной Армии, скончавшиеся от ранений. Хотя книга регистрации умерших называет всего 3 фамилии, на кладбище сохраняются памятные знаки подобных захоронений — металлические звезды.
2. Отдел рабочих колонн (трудармия) Кировского завода. Самый ранний документ по поводу приема и устройства рабочих колонн на Кировском заводе относится к 8 февраля 1942 года. На завод прибыло 4500 трудармейцев. Разместили их в школах № 11 и 51. Для них же завершалось строительство бараков, оборудованных двухъярусными нарами. На размещение и оформление на работу отводилось от 2-х до 5 дней. Прибывшие обеспечивались постельными принадлежностями, спецодеждой и хозяйственным инвентарем.3
В зимне-весенний период 1942 года на завод прибыло шесть рабочих колонн: № 1402, № 1992, № 1688, № 1741, № 1742, № 1044. Приказом № 648 от 1 июня 1942 года была произведена реорганизация личного состава отдела рабочих колонн (ОРК) завода4. На 3 июня 1942 г. на заводе трудилось 3405 бойцов, как было заявлено начальником рабочих колонн М. М. Чирковым5.
Следует отметить многонациональность состава трудармейцев — на заводе работал эстонский отряд, немцы Поволжья, узбеки и представители других среднеазиатских республик, которым приходилось особенно сложно.
На долю трудармейцев выпали колоссальные трудности: недостаток жилья — их селили в бараках и землянках, о качестве которых красноречиво говорит тот факт, что в преддверии зимы в 1943 г. был отдан приказ директора завода об обеспечении ОРК 50 вагонами шлака для подсыпки к стенам жилья в качестве утеплителя. Но бытовые проблемы бойцов ОРК на этом не заканчиваются — недоставало теплой одежды, белья, постельных принадлежностей, обуви. Известен приказ по ОРК о создании мастерской из 40 трудармейцев по плетению лаптей6.
Одна из докладных записок на имя директора завода говорит о том, что основной процент смертности на заводе идет за счет рабочих трудармии. В одной из колонн было зарегистрировано 344 человека, больных дистрофией, из которых 262 человека не были госпитализированы, а продолжали трудиться. 16 смертельных случаев от дистрофии зафиксировано в этой колонне7.
Отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий вело к высокой смертности среди трудармейцев. Только в 1943—1945 гг. подразделением похоронено на кладбище в Тракторозаводском районе 229 умерших.
3. Исправительно-трудовая колония (ИТК) № 3. В соответствии с книгой регистрации умерших колония за период с 22.03.1943 г. по март 1945 г. захоронила на данном кладбище 682 умерших заключенных. Это в три раза больше, чем отдел рабочих колонн за этот же период времени.
Последние захоронения, сделанные колонией, относятся к 26 марта 1945 года, в этот день были преданы земле 13 человек в одну могилу.
Кто же были эти люди? Чаще всего, те, кто нарушил жесткий режим военного времени. Основанием для их наказания считался Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1941 г., по которому строго карались (от 5 до 8 лет заключения) нарушения трудовой дисциплины. Документы гласят — опоздание на 21 минуту, на 38 минут, невыход на работу (иногда тому была уважительная причина: отсутствие обуви, смерть близких) не рассматривались как оправдание. Наказывался и сон в цехе после рабочей смены, утеря документов, неверная производственная информация и многое другое. Число осужденных в месяц колебалось от 300 до 600 человек. Известен факт, когда в феврале 1942 года единым приказом в один день было отдано под суд 58 человек8.
Изменив статус, бывшие рабочие ЧТЗ и других заводов выполняли усложнившиеся трудовые задания в новом качестве. Оторванные от дома, от родных, получавшие минимальную норму продуктов, эти люди продолжали вносить вклад в выпуск военной продукции.
4. Изолятор и больница Кировского завода. Примерно 1300 захоронений военного и послевоенного времени приходится на данные учреждения. Сюда относятся люди, умершие в больнице и в изоляторе, причем как гражданское население, так и представители указанных выше спецконтингентов.
5. Лагерь военнопленных германской армии. На территории кладбища ЧТЗ существует отдельное захоронение немецких военнопленных в 94 братских могилах. Они обнесены низкой металлической оградкой. Внутри расположены ровные ряды могил, обозначенные табличками с порядковыми номерами в западной части могилы.
В книге регистрации захоронений на кладбище ЧТЗ за 1943—1953 гг. отдельных списков захоронений военнопленных не имеется. Хотя очень часто встречаются отдельные немецкие фамилии в списках массовых захоронений, сделанных больницей ЧТЗ и ее инфекционным отделением.
В послевоенные годы (1946—1953 гг.) значительную часть захоронений составляли захоронения детей. Подавляющее количество смертей относится к детям до одного года. Много захоронений на кладбище ЧТЗ осуществляла в эти годы больница завода № 78 (им. С. Орджоникидзе).
Например, обратимся к записям с № 50 по № 55 от 21.01.1950 г.:
№ 50 Ваняшина Нина Федоровна (3 месяца)
№ 51 Николаева Людмила Александровна (3 месяца 27 дней)
№ 52 Старицын Александр Васильевич (23 дня)
№ 53 Феретыев Анатолий Сергеевич (9 месяцев)
№ 54 Старицын Владимир Васильевич (2 месяца)
№ 55 Лебедева Ольга (7 месяцев)
Все они были погребены санитарами указанной больницы.

Таблица 2

Детская смертность в военные годы была очень высокой, а рождаемость в эти годы низкой. Всплеск рождаемости в послевоенные годы сопровождался высокими показателями младенческой смертности, что было обусловлено слабым здоровьем людей, изнурительной работой. К 1953 году детская смертность сократилась почти в два раза.
В первые послевоенные годы в западной части кладбища стали осуществляться захоронения немецких военнопленных и людей мусульманского вероисповедания. Для их погребения была отведена западная окраина кладбища. Как видно из книги регистрации умерших, некрополь принял в свои владения людей разных национальностей и разной веры. Очень часто в списках встречаются немецкие, еврейские, украинские фамилии, много тюркских фамилий, что связано с прибытием в годы войны на ЧТЗ эшелонов с мобилизованными трудармейцами из Средней Азии. Встречаются и фамилии китайского происхождения — под № 204 1945 г. значится Ким-Чан-Ю (1885 года рождения, похоронен был ИТК № 3 20 марта 1945 года) и 46-летний Сун-Цзо-Лин Канья Кузм, похороненный 15 августа 1957 года.
В 1962 году кладбище закрывается, но его история на этом не заканчивается. В конце 1960-х годов в Россию приезжает делегация из Германии. Немцы очень трепетно относятся к своим умершим. Жители соседних с кладбищем домов свидетельствуют, что к моменту приезда немецкой делегации могилы военнопленных были застроены зданием электроподстанции, и военнослужащие за короткое время возвели «ложное кладбище», огородив его от остальных могил. Доказать или опровергнуть эту точку зрения очень сложно. Это одна из многочисленных загадок в истории кладбища.
В настоящее время территория кладбища имеет запущенный вид. По инициативе учащихся школы № 59 и администрации Тракторозаводского района на территории построена и освящена часовня, проводятся субботники, которые, к сожалению, не решают главной проблемы — вывоза мусора.
В 2002, 2003, 2004 гг. братские захоронения военнопленных германской армии посещали делегации из ФРГ, состоящие из бывших военнопленных и их родственников. Несколько лет тому назад международное общество «Военные мемориалы» установило на месте захоронения памятник «Венгерским воинам — жертвам фашизма». В настоящее время в городской администрации рассматривается вопрос о полном закрытии кладбища.

В настоящее время вопрос о закрытии кладбища уже решён, поскольку истекли отведённые федеральным законодательством 50 лет. Все захоронения переносятся на Покровское кладбище, а на этой площадке будет разбита зелёная зона.

По факту же кладбище и так в некотором смысле превратилось в "зелёную зону". Граждане из окрестных домов добираются до своих домов по множеству тропинок, протоптанных между могилами. Во многих местах могилы завалены мусором. Впрочем, предоставляю вам самим по фотографиям судить о том, что мы сегодня увидели.

Это, насколько я понял, "старая" часть кладбища, все таблички, на которых можно что-то разобрать, датированы 1941-43 годом.

Посредине территории стоит часовенка из свежего кирпича.

Забором обнесена лишь небольшая часть кладбища, там где сейчас работают рабочие "Мемориала".

На всей этой лужайке могилы, даже там где уже нет крестов.

При слове «захоронение» перед нашим взором предстаёт небольшая могила на кладбище, где упокоены близкие. Сюда приходят люди почтить память своих предков на годовщины и в поминальные дни. Однако, погребения бывают не только родственными. Братские, воинские, почётные – все эти понятия различаются между собой. В этой статье изложен краткий обзор по видам захоронений.

Родственные (семейные) захоронения

Разница между семейными и родственными захоронениями небольшая, но она есть. Обозначим её так, как это сделано в региональных законах «О погребении».

Родственные . Рассчитаны на погребение двух человек, приходящихся друг другу близкими родственниками. Участок предоставляется на безвозмездной основе по факту смерти одного из членов семьи. Как правило, на соседнее место производят погребение супруга(и) или родителя (ребёнка).

Семейные . Расширенное понятие родственного захоронения. Предоставляются для погребения более чем двух членов одной фамилии. Выделяются путём нарезки на новом погосте (если позволяет рельеф местности) или добавления площади к уже существующему участку. В Москве место под семейное захоронение можно купить легально через действующий аукцион.

Подобное разделение между родственными и семейными захоронениями возникло на волне «самозахвата» кладбищенских территорий российскими гражданами. Если рядом с могилами родственников обнаруживался неухоженный участок, то его старались присоединить к уже существующим погребениям. Для этого устанавливалась оградка или устанавливался общий цоколь для памятника. В 2004 году, когда на федеральном уровне было принято решение классифицировать участки на погосте, была введена обязательная перерегистрация могил. Чтобы не возникало множественных судебных тяжб, присоединённые в результате описанного «самозахвата» могилы записывались на новых владельцев. Единственное ограничение для таких действий касалось выделяемой площади. Она не должна была превышать в сумме 12 кв. м. Сейчас для новых кладбищ действует максимальная норма в 15 кв. м.

Сопутствующий родственным (семейным) захоронениям термин «упокоение в ограду» означает захоронение на свободное место рядом с имеющейся могилой. И ни в коем случае это не место в проходе между могилами. К слову, на мусульманских участках некрополей тела, в силу особенности размещения в момент погребения, располагаются как раз сбоку от самой могилы. Поэтому ходить вне установленных дорожек близ захоронений правоверных строго запрещено.

Федеральный закон строго определяет перечень лиц, которые могут быть погребены «в ограду» или подзахоронены в действующую могилу при соблюдении санитарных сроков. Чтобы администрация погоста дала своё разрешение на проведение церемонии, новопреставившийся должен приходиться одному из ранее упокоенных или владельцу участка:

  • родителем (усыновителем);
  • сыном/ дочерью (официально признанными пасынком/ падчерицей);
  • братом/ сестрой;
  • мужем/ женой;
  • дедушкой/ бабушкой;
  • внуком/ внучкой.

Одиночные захоронения

На околицах кладбища, в низинах и у дороги часто можно встретить одиночные захоронения. К ним не приходят родственники или близкие для поминовения, и они вскоре становятся неухоженными, зарастают сорняками. Всё дело в том, что на таких труднодоступных местах хоронят:

  • оставшихся без родственников граждан России;
  • оставшихся без жилья (бомжей);
  • не идентифицированные на протяжении 14 дней тела из трупохранилищ.

Ведомости о каждом захоронении в обязательном порядке вносятся в журнал регистрации. При ингумации неустановленной личности указываются особые приметы. В дальнейшем родственники по ним смогут опознать своих близких и произвести перезахоронение.

Воинские захоронения

Погибших на поле боя бойцов и убитых во время несения службы полицейских принято хоронить с особой помпой. Прощаться с ними приходит всё подразделение. Говорят торжественные речи, играет гимн или военный марш, а под конец салютуют троекратным залпом холостыми патронами. Место для упокоения выделяется на воинском кладбище или обособленном участке общественного.

Погребение с указанными почестями положено действующим и вышедшим в отставку по выслуге лет, инвалидности или сокращению сотрудникам, проходящим службу в:

  • армии;
  • военно-морском флоте;
  • правоохранительных органах;
  • таможне;
  • противопожарной службе;
  • органах судебно-исполнительной системы;
  • органах по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Согласно Федеральному законодательству список расширен следующими особами:

  • ветеранами Великой Отечественной, Афганской, Чеченской и прочих войн;
  • солдатами, погибшими при несении срочной службы;
  • лицами, призванными для прохождения плановых военных сборов и погибших при этом.

Почётные захоронения

Известные личности – академики, политики, актёры и т. п. – могут быть удостоены особых почестей после своей смерти. Для этого подаётся ходатайство юридического лица или заинтересованных особ в муниципалитет города. После рассмотрения и вынесенного положительного решения на центральной аллее одного из кладбищ, где проживала знаменитость, выделяется участок для проведения почётного захоронения. Размер у него 6 кв. м. Сама церемония и дальнейшая установка надгробия часто оплачивается за счёт бюджетных или фондовых средств. Эскиз памятника согласовывается с родственниками почившего.

После предания тела земле (или погребения урной) близким усопшего выдаётся удостоверение на могилу. Однако подзахоронение членов семьи в неё строго запрещено.

Братские (общие) захоронения

Под братскими подразумеваются захоронения, в которых упокоено несколько (иногда десятки) людей. Особенностью таких погребений считается невозможность идентифицировать отдельные останки. Такое случается при взрыве бомбы на поле боя или во время теракта, крушении самолёта или железнодорожного состава, гибели людей от цунами или тайфуна. Обнаруженные тела хоронят в одной могиле, на уединённом участке некрополя. Спустя некоторое время за государственные средства на этом месте воздвигают мемориал памяти погибшим.

Первичные захоронения

Погребения вне установленных для этого местах называются первичными. Так находил себе последнее пристанище путник, сбившийся с пути и умерший в дороге, или убитый разбойниками прохожий. Для историков первичные захоронения представляют немалый интерес и раскрывают сокрытые в недрах земли тайны.

Первичные захоронения делятся на:

Боевые . Для павших смертью храбрых бойцов в спешном порядке рылись могилы. Оставшиеся в живых с почестями провожали своих погибших товарищей, чтобы уже завтра с воинской частью прибыть на новое место дислокации. Общество «Память» занимается розыском подобных захоронений и идентификацией погребённых тел.

Санитарные . В случае морового поветрия тела умерших свозили в единый ямник. По мере наполнения общую могилу засыпали песком, а рядом рыли новую. Такими примитивными методами старались противостоять распространению болезни и воздействию трупных ядов на живых.

Массовые захоронения

Массовые захоронения, в отличие от первичных или братских, преследуют цель сокрыть содеянное убийство множества людей. Такие погребения возникают вследствие политических или религиозных разногласий, криминальных разборок, действий маньяка. Обнаруживают их случайно: грибники в лесу, строители при выкапывании фундамента. Иногда о массовых захоронениях сообщают очевидцы по прошествии десятков лет.

Из нашумевших случаев можно привести:

  • Обнаруженные захоронения детских останков на территории католического монастыря в Ирландии. По грубым подсчётам там оказалось свыше 800 тел.
  • Обнаруженные в колодцах Руанды тела этнических тутси. Во время геноцида 1994 года боевики хуту убили свыше 800 тыс. человек за 100 дней.
  • Обнаруженные в лесу под Нижним Тагилом тела 15 несовершеннолетних девушек. Перед убийством их насиловали. Одной из жертв оказалась дочь главаря банды.

Ещё одно тёмное пятно в мировой истории – это массовые захоронения. В отличие от первичных или братских, о них обычно умалчивают. Всё дело в том, что подобные погребения имеют криминальную или политическую подоплёку. Каждое массовое захоронение – это горе множества семей, надеявшихся долгие годы найти без вести пропавших родственников.

Примерами массовых захоронений могут служить:

  • могильник под Нижним Тагилом, где было обнаружено убитыми 15 несовершеннолетних девушек;
  • массовые захоронения младенцев 1-3 лет на территории ирландского монастыря;
  • массовые захоронения в Руанде после геноцида 1994 года, когда за 100 дней было убито около 800 тыс. этнических тутси боевиками хуту.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...