Система управления в древней греции схема. Государственное устройство Древней Греции (этапы афинской демократии)


План

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней
Греции.

2. Государство в Спарте.

3. Государство в Афинах:

а) образование Афинского государства;

б) реформы Солона и Клисфена;

в) афинская демократия в V-IV вв. до н.э.
4. Афинское право.

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V - IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.


Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления - другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов - илотов.

Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами - спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати - ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

Самостоятельная работа

Вопросы для самопроверки

Чем отличалось государственное устройство Спарты и Афин?

Что говорит о наличии демократии в Афинах?

Почему нельзя говорить о демократии в Спарте?

Чем отличается афинская демократия от современных форм демократии?

Как приобретался статус полноправного гражданина в Афинах?

Чем отличались права бедных и богатых граждан в Афинах?

Как гарантировалось участие бедных граждан в управлении государ­ством в Афинах?

Какие взаимоотношения существовали между властью и народом в Афинах и Спарте?

В чем причины ограниченности демократии в Афинах?

Могли ли знатные и богатые граждане в Афинах добиваться приня­тия нужных им решений при демократическом строе?

5. Организация государственного управления

Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники - коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти.

Дворец постоянно напоминал о себе местной администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел - темен (о нем упоминает один из документов Пилосского архива) - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой иерархии сословий занимала военно - жреческая знать во главе с царем и военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством (существует мнение, согласно которому встречающийся в табличках Пилосского архива термин «дамос» (народ) обозначает народное собрание, представляющее все свободное население Пилосского царства. Более вероятным представляется, однако, другое толкование этого термина: дамос - одна из территориальных общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы). Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.

Микенские воины

Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII–XV вв. Количество самостоятельных княжеств в этот период не было устойчивым из-за разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2. Развитие государственного управления

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Александр II. Реформы и особенности государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий - как заморских, так и материковых, - проводя, как нам кажется, политику государственного

автора Автор неизвестен

11. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).Основными государственными органами и высшими

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на

автора Керов Валерий Всеволодович

6. Реформа системы государственного управления 6.1. Причины. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления 2.1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика в сфере государственного управления 2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и

Из книги Сирия, Ливия. Далее Россия! автора Мусин Марат Мазитович

Уничтожение систем государственного и социального управления Не следует думать, что этапом деиндустриализации ограничиваются все проблемы ресурсных стран. Второй этап – это этап, который логично вытекает из первого. Разрыв цепочки добавленной стоимости и встраивание

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Основы конституционного строя, статуса человека и гражданина по конституции Греции. Глава государства и исполнительная власть, законодательная и судебная власть в Греции. Политика территориального устройства и особенности местного самоуправления в Греции.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    История образования Афинского полиса, государственный строй Древних Афин. Характеристика демократических принципов власти и структуры государственного аппарата. Общественный строй Афин в V веке до н.э., государственно-правовая система, права граждан.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Общественный и государственный строй древней Спарты. Организация государственной власти в Спарте после "Ликургова законодательства". Герусия и басилеи. Народное собрание, Эфорат. Виды брака и регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2015

    Образование протогосударств в Греции, своеобразие процесса становления государственности. Особенности полисов, их географическая и политическая замкнутость. Факторы победы республиканского строя. Причины гибели дневнегреческой государственности.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2015

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Формируется политическое общество, часто называемое военной демократией.

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Поэтому в античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация приводила к острой политической борьбе, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, и были существенным препятствием для политического объединения страны, делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, естественные условия среды обитания предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система стала одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

По своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за границой которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микромиром со своими формами политического устройства, традициями, обычаями и т.д. Полис заменил распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. наибольшее влияние среди нескольких сотен древнегреческих полисов приобретают два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком противоборства этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится огромной созидательной силой.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами) . Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...