Системы обеспечения пожарной безопасности (система предотвращения пожара, система противопожарной защиты) и организационно-технические мероприятия. Системы пожарной безопасности объекта Цель создания системы пожарной безопасности


1. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

1.1. Обеспечение пожарной безопасности

«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

(п. 20 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами

1.2. Система обеспечения пожарной безопасности

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

(ст. 5 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

1.2.1. Система предотвращения пожаров

1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

(ст. 48 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Исключение условий образования горючей среды

Таблица № 1

Исключение условий образования горючей среды обеспечивается одним или несколькими из следующих способов:

1) применение негорючих веществ и материалов;

В проекте предусматривается применение строительных конструкций из негорючих веществ и материалов.

2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;

Масса и объем горючих веществ и материалов ограничены технологическим решениями в томе 5.7.1 «Технологические решения».

Объемы и массы горючих веществ и материалов использованы для определения расчетами категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

3) использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;

Предусмотрено размещение производственных отделений в отдельных помещениях.

4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);

5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;

Предусмотрено оборудование для вскрытие тары с реагентами.

9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

10) применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

11) удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Отходы, образующиеся в результате обслуживания и ремонта, подлежат утилизации. Обрезки металла, смятые бочки маслотары, изношенные уплотнительные устройства и вышедший из строя инструмент подлежат захоронению на полигоне ТБО, отработанные масла утилизируются путём сжигания в котельной.

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания

Таблица № 2

Требования ст. 49 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

Предусмотренные проектом решения

1) применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

Степень защиты взрывозащищённого и пожарозащищенного электротехнического и другого оборудования, принята в соответствии установленными классами пожароопасных и взрывоопасных зон.

2) применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающих появление источников зажигания;

Проектом предусмотрены следующие виды защит в сетях 0,4/0,23кВ:

1. Защита электрических сетей от перегрузок и от токов короткого замыкания выполнена путем установки на всех отходящих линиях автоматических выключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями. Уставки расцепителей автоматических выключателей выбраны по расчетным токам, для каждого участка сети, с учетом обеспечения быстродействия, чувствительности и селективности защиты электрической сети. Защита от перегрузки обеспечивается тепловыми расцепителями автоматических выключателей, от токов КЗ - электромагнитными расцепителями.

2. Асинхронные электродвигатели в сетях 380 и 220В обеспечиваются защитой от токов короткого замыкания, защитой от перегрузок, защитой минимального напряжения. Система защиты от токов короткого замыкания выполнена на автоматических выключателях, система защиты от перегрузок выполнена на тепловых реле, защита от минимального напряжения выполнена при помощи контакторов и пускателей.

3) применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;

Предусмотрена молниезащита зданий и сооружений.

5) поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данной среды.

6) применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

В помещениях с повышенной опасностью используется пониженное напряжение с электрическим разделением цепей.

7) применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данного инструмента.

8) ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия веществ и материалов, склонных к самовозгоранию.

9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия пирофорных веществ.

10) применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Применение противопожарных клапанов, транзитных воздуховодов с нормированными пределами огнестойкости.

Вывод по системе предотвращения пожара:

В ходе технологического проектирования все способы исключения условий ограничения горючей среды, а также способы исключения условий образования в ней источников зажигания в помещениях, зданиях и сооружениях были рассмотрены и максимально применены. Но технологическими мероприятиями полностью вывести применяемую в здании пожарную нагрузку за пределы здания нет возможности, иначе здания потеряют технологическое предназначение.

Большинство горючих веществ, используемых в технологическом процессе и установках, находятся внутри этих установок, транспорта (активированный уголь, топливо, масла, резина, смазочные и гидравлические жидкости). Опасность появляется при разгерметизации оборудования и трубопроводов, при нарушении правил их безопасной эксплуатации.

Мероприятия организационно-технического характера, связанные с предотвращением нарушений правил эксплуатации рассматриваются в соответствующем подразделе 10.

1.2.2. Система противопожарной защиты

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 51 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

Таблица № 3

Требования ст. 52 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

Принятые в проекте решения

1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

Устройство противопожарных разрывов.

Применение противопожарных преград, заполнение проемов в которых выполнено противопожарным, с нормируемыми пределами огнестойкости.

2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Устройство путей эвакуации выполнено в соответствии с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации) выполнено в соответствие с требованиями СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

Предусмотрена противодымная защита путей эвакуации. Тушение пожара пожарными подразделениями выполняется В соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности основных строительных конструкций приняты в соответствие с требованиями ст. 88 и таблиц № 21, № 22 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом требуемой степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений.

Требуемые классы пожарной опасности поверхностных слоев строительных конструкций на путях эвакуации приняты в соответствии требованиям ст. 134 и таблиц № 28, 29 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

Для повышения пределов огнестойкости применяются средства огнезащиты.

7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

Пожароопасные жидкости и горючие газы технологическими решениями не предусмотрены.

8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

Системы противовзрывной защиты не предусматриваются.

9) применение первичных средств пожаротушения;

Первичные средства предусмотрены в соответствие с требованиями СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования эксплуатации».

10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;

Автоматические автономные установки пожаротушения не предусматриваются.

Пути эвакуации людей при пожаре

Таблица № 4

Требования ст. 53 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Принятые в проекте решения

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Объемно-планировочное и конструктивное исполнение путей эвакуации выполнено в соответствие с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Количество эвакуационных выходов предусмотрено исходя из класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и их частей, численности эвакуируемых людей, ширины и длины путей эвакуации.

Оповещение и управление эвакуацией в случае пожара предусмотрено в соответствие с требованиями СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Безопасная эвакуация людей из здания на путях эвакуации обоснованы расчетом времени выхода людей из здания и временем необходимого для эвакуации людей при пожаре.

Надежность и устойчивость систем противопожарной защиты к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности обеспечивается выполнением требований пожарной безопасности, изложенных в документах по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 года № 474).

Вывод по системе противопожарной защиты:

1. Устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в составе архитектурно-планировочных и конструктивных решений, вентиляции, АУПС и СОУЭ проектной документации;

2. Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в разделе АУПС И СОУЭ проектной документации;

3. Применение средств коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты пожарных подразделений от воздействия опасных фактов пожара - рассмотрено в разделах вентиляции зданий и сооружений, в части организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности;

4. Применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующих требуемой степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности - рассмотрены в составе объемно-планировочных и конструктивных решений по пожарной безопасности;

5. Применение огнезащитных составов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций - рассмотрены в составе конструктивных решений по зданиям и сооружениям;

6. Применение первичных средств пожаротушения - рассмотрено в разделе обеспечения противопожарным водоснабжением, в настоящем томе, и части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности;

7. Организация деятельности подразделений пожарной охраны - рассмотрено в составе в разделах архитектурно-планировочных решений, в данном томе и в части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности.

1.3. Общий вывод:

Принятые проектные решения функциональны характеристики системы обеспечения пожарной безопасности соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

1. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельных значений опасных факторов пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.


Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

Система предотвращения пожара

Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания;

Исключение или ограничение доступа окислителя;

Подсистему контроля газовой среды;

Подсистема молниезащиты зданий и сооружений.

Система пассивной противопожарной защиты включает в себя:

Противопожарные технические решения по генеральному плану;

Определение требуемой степени огнестойкости;

Противопожарные объемно-планировочные решения;

Технические решения по противопожарным преградам;

Противопожарные технические решения по противовзрывной защите;

Комплексную противодымную защиту;

Противопожарные технические решения по огнезащите;

Конструктивные и планировочные решения эвакуационных путей и выходов;

Технические решения по наружному водоснабжению для целей пожаротушения;

Противопожарные технические решения по энергоснабжению.

Система активной противопожарной защиты включает в себя:

Подсистему автоматического обнаружения и извещения о пожаре;

Подсистему телевизионного наблюдения;

Подсистему оповещения и управления эвакуацией;

Подсистему телефонной и радиосвязи аварийно-спасательных служб;

Подсистему управления комплексной противодымной защитой;

Подсистему водяного пожаротушения;

Подсистему пенного пожаротушения;

Подсистему автоматического газового пожаротушения технических помещений;

Подсистему автоматического порошкового пожаротушения;

Подсистему аэрозольного пожаротушения;

Роботизированные установки пожаротушения.

Система организационно-технических мероприятий включает в себя:

Подраздел проекта организации строительства и производства работ;

Программное обеспечение автоматизации подсистем активной противопожарной защиты;

Инструкции по эксплуатации подсистем активной противопожарной защиты;

Регламенты тестирования и сервисного обслуживания подсистем активной противопожарной защиты;

Приточную вентиляцию;

Вытяжную вентиляцию;

Инженерные системы жизнеобеспечения, влияющие на развитие, локализацию, ликвидацию пожара;

Инструкции о мерах пожарной безопасности и поведения персонала;

Создание пожарно-технических комиссий и добровольных дружин;

Распорядительные документы о пожарной безопасности.

Система ликвидации ЧС и пожара оперативными подразделениями включает в себя:

Оперативный план пожаротушения;

План спасения людей;

Технические решения и средства обеспечения спасения людей;

Технические решения для обеспечения успешного тушения;

Взаимодействие оперативных подразделений ГПС с другими аварийными и оперативными службами согласно оперативного плана пожаротушения.

Обязанности руководителей, работников организаций и граждан в области пожарной безопасности.

Обязанности руководителей и должностных лиц организаций

Руководители и другие должностные лица организаций:

1) обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;

2) предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций, создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;

3) обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;

4) внедряют научно-технические достижения в противопожарную защиту объектов, проводят работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов производств;

5) обеспечивают выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;

6) создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;

8) организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

9) обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;

10) представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;

11) принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;

12) предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.

Обязанности работников

Работники обязаны знать и выполнять требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.

Обязанности граждан

Каждый гражданин обязан знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности, оказывать посильную помощь в ликвидации пожаров.

Собственники квартир, домов и квартиросъемщики обязаны предоставлять возможность должностным лицам органов государственного пожарного надзора и представителям внештатных пожарных формирований проводить пожарно-технические обследования жилых и подсобных помещений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Обучение должностных лиц, работников и граждан правилам пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления городов и районов обязаны организовать обучение мерам пожарной безопасности на своих территориях и назначить организации и лиц, ответственных за его проведение.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Виды, задачи и цели обучения мерам пожарной безопасности

Обучение мерам пожарной безопасности подразделяется на следующие виды:

Противопожарный инструктаж;

Противопожарная подготовка по специальным программам в учебных заведениях и в процессе повышения квалификации,

Пожарно-технический минимум;

Лекционная противопожарная подготовка.

Основными задачами обучения мерам пожарной безопасности являются:

Повышение уровня противопожарных знаний населения;

Привитие навыков пожаробезопасного поведения, соблюдения противопожарного режима на объектах и в быту, пользования первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной помощи и действий

в случае пожара.

Основными целями обучения мерам пожарной безопасности

являются:

Предупреждение пожаров;

Предупреждение гибели и травмирования людей на пожарах;

Снижение потерь и других тяжких последствий от пожаров.

Планирование противопожарных мероприятий.

Пожарная безопасность производственных объектов обеспечивается разработкой:

Системы предотвращения пожаров;

Системы пожарной защиты.

Система предотвращения пожара должна разрабатываться по каждому объекту из расчета, что нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10-6 в год в расчете на отдельный пожарный элемент данного объекта (ГОСТ 12.1.004-76).

Образование очагов пожаров и их развитие зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений и пожароопасности технологических процессов.

По пожарной опасности объекты подразделяют на 5 категорий.

Здания и сооружения по огнестойкости делятся на 5 степеней:

1. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов, а несущие конструкции обладают повышенной сопротивляемостью к воздействию огня.

2. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов.

3. С каменными стенами и деревянными оштукатуренными перегородками и перекрытиями.

4. Оштукатуренные деревянные здания.

5. Деревянные неоштукатуренные строения.

Наиболее опасными являются здания и сооружения, выполненные из сгораемых материалов 3-й, 4-й, 5-й степеней огнестойкости. Ориентировочное время развития пожара до полного охвата его огнем: для зданий и сооружений 1-й и 2-й степени – не более 2 часа; 3-й степени – не более 1,5 часа; 4-й и 5-й степеней – не более 1 часа.

Чем больше расстояние между зданиями, тем медленнее будет распространяться пожар на другие здания.

Для увеличения сопротивляемости к воздействию к огню деревянные поверхности покрывают огнезащитными покрытиями.

К ним относятся:

ü эмаль ХВ, ГОСТ ТУ51-69-6-10-75 (четырехкратное нанесение);

ü краска «Экран», ГОСТ 310-74 (двукратное нанесение);

ü краска вспучивающаяся ВПМ – ТУСП-115-75;

ü обмазка суперфосфатная, состоящая из:

Суперфосфата – 70%, воды – 30%;

ü поверхностная пропитка МС, состоящая из:

Диаммоний фосфат – 20%;

Супосфат аммония – 5%;

Вода – 72%;

Керосиновый контакт – 3%;

ü обмазка ИГС, состоящая из:

Известь – 74%;

Пушонка – 4%;

Глина – 11%;

Поваренная соль – 11%.

На объекте экономики необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов, приспособленных для тушения пожаров.

Емкость искусственных водоемов следует принимать до 1500 м 3 на 1 км 2 территории. Они должны размещаться на расстоянии не более 500 м друг от друга. К ним должны устраиваться подъезды, обеспечивающие удобный забор воды в любое время года.

1. Исключить возможность образования горючей среды.

2. Предотвратить возникновение в горючей среде источников зажигания.

1. Предотвращение образования горючей среды достигается:

Применением герметичного производственного оборудования;

Максимально возможной заменой в технологических процессах горючих веществ и материалов – негорючими;

Ограничением количества применяемых и хранимых горючих и взрывоопасных веществ, а также правильным их размещением;

Изоляцией горючей и взрывоопасной среды;

Организацией контроля за состоянием воздуха в помещениях;

Применением рабочей и аварийной вентиляции;

Отводом горючей среды в специальные безопасные места;

Использованием ингибирующих добавок.

2. Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания достигается:

Соответствующей эксплуатацией машин, механизмов и др. оборудования, которые могут явиться источником зажигания горючей среды;

Применением электрооборудования, соответствующего классу пожаро- и взрывоопасных зон;

Устройством молниезащитных зданий, сооружений;

Недопущением температуры нагрева горючих веществ, материалов и конструкций;

Применением не искрящего инструмента при работе с легковоспламеняющимися веществами;

Ликвидацией условий для теплового, химического, микробиологического самовозгорания образующихся веществ, материалов, изделий и конструкций.

Для предотвращения пожаров на производстве необходимо:

Назначить приказом ответственных за пожарную безопасность цехов, участков, складов, помещений и т. п.;

Организовать пожарную охрану объекта (оборудование пожарной и охранно-пожарной сигнализацией помещений, складов, оборудовать первичными средствами пожаротушения);

Организовать обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности;

Разработать планы по внедрению современных средств пожаротушения и по возможности их внедрять;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих объекта о действиях их при возникновении пожара (см. приложение № 1 «Инструкция о мерах пожарной безопасности»);

Установить соответствующие знаки пожарной безопасности (показать знаки на стендах в классе);

Назначить комиссию по проверке пожарной безопасности объекта;

Оснастить всем необходимым команду (отделение) пожаротушения, которое создается на объекте;

Обработать деревянные поверхности огнезащитными покрытиями;

Оборудовать эвакуационные выходы из производственных зданий и помещений. Выходов должно быть не менее двух. Они располагаются рассредоточено;

В помещениях, в которых работают с горючими веществами и материалами, должно быть два огнетушителя на 100 кв. метров помещения.

Планирование противопожарных мероприятий на объекте в мирное время заключается в следующем:

Приказ о назначении и составе пожарно-технической комиссии объекта экономики;

План работы пожарно-технической комиссии на квартал;

Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность территорий, зданий, сооружений, помещений цехов, участков, технологического оборудования, электросетей;

Ведение журналов учета прохождения противопожарного инструктажа;

Приказ о создании и составе пожарных команд или отделений пожаротушения;

Приказ (инструкция) об установлении противопожарного режима:

Ø определены и оборудованы места для курения;

Ø определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Ø установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

Ø определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Ø регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытие помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара;

Ø определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

После этого преподавателю необходимо отметить, что разрабатывает начальник противопожарной службы в военное время. Здесь необходимо преподавателю отметить, что начальник противопожарной службы разрабатывает и корректирует «План службы по обеспечению пожарной безопасности объекта военного времени».

Комплекс специальных средств, сил и мер различного характера: социального, научного, технического, экономического, организационного, правового – составляет целостную систему противопожарной безопасности. Система представляет собой совокупность специализированных государственных органов, органов самоуправления на местном уровне, предприятий, организаций и всех граждан, которые принимают участие в защите от пожаров и устранении их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем установки в организациях охранно-пожарных систем. Любой объект народного хозяйства должен быть оснащен противопожарными сигнализациями. В связи с внедрением новых технологий, сегодня такие противопожарные сигнализации интегрируются в целостные комплексы безопасности. Это могут быть инженерные подсистемы объекта, устройства оповещения, оборудование контроля доступа. Отдельно устанавливаются подсистемы пожаротушения, удаления дыма и т. п.

Функциональные особенности систем обеспечения безопасности от пожаров

Состав комплекса обеспечения защиты от пожаров и его функциональные особенности регламентируются законодательными актами. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» выделяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • Регулирование и принятие мер на государственном уровне в области защиты от пожаров посредством нормативно-правовых документов;
  • Создание подразделений противопожарной охраны, всесторонняя организация их деятельности;
  • Проектирование и выполнение мер защиты от пожаров;
  • Реализация предусмотренных законом прав и обязанностей в этой сфере;
  • Привлечение к ответственности за несоблюдение установленных защитных мер;
  • Всестороннее содействие работникам пожарных подразделений, добровольных объединений;
  • Привлечение граждан к обеспечению противопожарной безопасности;
  • Развитие научно-технического обеспечения противопожарной защиты;
  • Совершенствование информационных технологий;
  • Осуществление контроля и надзора по выполнению установленных защитных требований;
  • Разработка и производство специализированной продукции;
  • Лицензирование и патентирование деятельности в этой области;
  • Сертификация продукции и выполняемых услуг в системе;
  • Тушение возникающих пожаров;
  • Проведение безотлагательных спасательных работ;
  • Страхование жизни людей и их имущества;
  • Установление льгот;
  • Ведение учета случаев возникновения пожаров и их последствий;
  • Разработка и установление специализированного противопожарного режима.

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Средствами обеспечения защиты от пожаров являются устройства, фиксирующие начало возгорания, чтобы своевременно предотвратить распространение огня. В настоящее время среди них выделяют:

  • Дымовые датчики – оборудование, которое позволяет обнаружить дым. Как правило, они устанавливаются на потолке. После поступления сигнала на датчик либо сработает оповестительная сирена, либо будет передана информация службе охраны;
  • Тепловые датчики позволяют определить резкое повышение температурного режима. В них вмонтировано устройство, которое реагирует на увеличение температуры. Они обычно устанавливаются на потолке;
  • Средства извещения о пожаре – устройства, представленные в виде кнопки или специального рычага, использовать которые необходимо для включения сигнала тревоги в случае возникновения очага возгорания.

Любые устройства обеспечения защиты от пожаров должны содержать целостный комплекс мероприятий, с помощью которых исключается возможность превышения допустимых норм и пожарного риска. Все обязательные нормативные показатели содержатся в законодательном техническом регламенте. В данной системе разрабатываются документы, которые содержат персональные требования к противопожарной защите. Они разрабатываются с учетом функциональных особенностей объекта.

При производстве каких-либо веществ, материалов, оборудования, обязательно составляется техническая документация, в которой указываются показатели пожарной безопасности. Все изделия должны содержать перечень мер противопожарной безопасности при работе с ними. При проектировании систем безопасности от пожара в зданиях и сооружениях, обязательно описываются эвакуационные мероприятия.

На производственных объектах разрабатываются схемы тушения пожаров, а также принимаются решения по обеспечению личной безопасности сотрудников.

Подразделения пожарной охраны выезжают на тушение пожаров и участвуют в их ликвидации. Эти действия выполняются безвозмездно. Для населенных пунктов, независимо от географического расположения в пределах государства, установлен единый телефонный номер пожарной службы – 01. При тушении пожара обязательно выполняются действия по обеспечению безопасности здоровья и жизни людей, а также принимаются меры к спасению товарно-материальных ценностей. Работниками специальных подразделений могут выполняться иные действия, которые предусмотрены законодательными актами.

На видео – информация об обеспечении пожарной безопасности и проведение занятий с персоналом:

Защита от пожара на линейном объекте

Линейные объекты являются предметами недвижимого имущества: сложными и неделимыми. К ним относятся:

  • Линии электропередачи;
  • Кабельные сооружения связи;
  • Трубопроводы, в т. ч. газо- и нефтепроводы;
  • Автомобильные дороги;
  • Железнодорожные пути и т. п.

Описание системы обеспечения пожарной безопасности линейного объекта должно отображаться в технической документации, требования к которой предусмотрены законодательством. Проектная документация должна включать в себя две составляющие части: графическую и текстовую. Текстовая часть обязана содержать следующие положения:

  • Общие сведения об объекте и его состоянии;
  • Описание комплектации и работы линии противопожарной безопасности;
  • Информация о технической характеристике и функционировании зданий, помещений, сооружений, входящих в состав линейного объекта;
  • Характеристика пожарной опасности всех происходящих процессов на объекте (в частности, технологических);
  • Содержание проектных решений (например, расстояние от трассы до населенного пункта, от лесополосы, между параллельными автомобильными дорогами и т. п.);
  • Информация о противопожарном состоянии между зданиями, резервуарами с нефтепродуктами, станциями, входящими в состав линейного объекта;
  • Описание степени стойкости и класса пожароопасности все построенных на объекте конструкций;
    Перечень проводимых мероприятий, обеспечивающих противопожарную безопасность;
  • Список выполняемых действий пожарными подразделениями при пожаротушении;
  • Сведения о наличии оборудования с классификацией по степени пожароопасности;
  • Информация о наличии оборудования и установок, подлежащих специальной защите;
  • Описание все подсистем (автоматического пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, звукового оповещения, эвакуации, внутреннего и внешнего водопроводов, защиты от дыма) с указанием их месторасположения и состояния;
  • Информация о технических узлах и системах с указанием их противопожарной защиты;
  • Расчет сил и средств на содержание охраны;
  • Определение возможных рисков в случае возникновения пожаров.

Графическая часть технической документации линейных объектов должна в себе содержать:

  • Технический план организации земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, с обязательным указанием путей входа и выхода (въезда и выезда) для обеспечения доступа пожарной техники;
  • Информацию о местах расположения резервуаров с водой и их объеме;
  • Схему расположения наружного водопровода;
  • Схематическое изображение расположения насосных станций и гидрантов (в случае их наличия);
  • Схему структурных подсистем защиты от пожаров (установок тушения пожара, охранно-пожарной сигнализации, внутреннего водопровода).

К указанной документации обязательно должны прилагаться технические задания на выполнение работ. В графическом разделе описывается в целом техническая система (генеральный план, конструктивные и планировочные решения, оборудование, расчеты, мероприятия). Все проектные решения должны приниматься в соответствии с действующим законодательством со ссылкой на конкретные нормативно-правовые и нормативно-технические документы.

На видео – брифинг по вопросам пожарной безопасности:

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...