Соблюдение законности при осуществлении прокурорского надзора. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов


Магнитное поле и его характеристики

План лекции:

    Магнитное поле, его свойства и характеристики.

Магнитное поле - форма существования материи, окружающей движущиеся электрические заряды (проводники с током, постоянные магниты).

Это название обусловлено тем, что, как обнаружил в 1820 году датский физик Ханс Эрстед, оно оказывает ориентирующее действие на магнитную стрелку. Опыт Эрстеда: под проволокой с током помещалась магнитная стрелка, вращающаяся на игле. При включении тока она устанавливалась перпендикулярно проволоке; при изменении направления тока поворачивалась в противоположную сторону.

Основные свойства магнитного поля:

    порождается движущимися электрическими зарядами, проводниками с током, постоянными магнитами и переменным электрическим полем;

    действует с силой на движущиеся электрические заряды, проводники с током, намагниченные тела;

    переменное магнитное поле порождает переменное электрическое поле.

Из опыта Эрстеда следует, что магнитное поле имеет направленный характер и должно иметь векторную силовую характеристику. Ее обозначают и называют магнитной индукцией.

Магнитное поле изображается графически с помощью магнитных силовых линий или линий магнитной индукции. Магнитными силовыми линиями называются линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются железные опилки или оси маленьких магнитных стрелок. В каждой точке такой линии вектор направлен по касательной.

Линии магнитной индукции всегда замкнуты, что говорит об отсутствии в природе магнитных зарядов и вихревом характере магнитного поля.

Условно они выходят из северного полюса магнита и входят в южный. Густота линий выбирается так, чтобы число линий через единицу площади, перпендикулярную магнитному полю, было пропорционально величине магнитной индукции.

Н

Магнитное соленоида с током

Аправление линий определяется правилом правого винта. Соленоид - катушка с током, витки которой расположены вплотную друг к другу, а диаметр витка много меньше длины катушки.

Магнитное поле внутри соленоида является однородным. Магнитное поле называется однородным, если вектор в любой точке постоянен.

Магнитное поле соленоида аналогично магнитному полю полосового магнита.

С

оленоид с током представляет собой электромагнит.

Опыт показывает, что для магнитного поля, как и для электрического, справедлив принцип суперпозиции : индукция магнитного поля, создаваемого несколькими токами или движущимися зарядами, равна векторной сумме индукций магнитных полей, создаваемых каждым током или зарядом:

Вектор вводится одним из 3-х способов:

а) из закона Ампера;

б) по действию магнитного поля на рамку с током;

в) из выражения для силы Лоренца.

Ампер экспериментально установил, что сила с которой магнитное поле действует на элемент проводника с током I, находящегося в магнитном поле, прямо пропорциональна силе

тока I и векторному произведению элемента длины на магнитную индукцию :

- закон Ампера

Н
аправление вектора может быть найдено согласно общим правилам векторного произведения, откуда следует правило левой руки: если ладонь левой руки расположить так, чтобы магнитные силовые линии входили в нее, а 4 вытянутых пальца направить по току, то отогнутый большой палец покажет направление силы.

Сила, действующая на провод конечной длины, найдется интегрированием по всей длине.

При I = const, B=const, F = BIlsin

Если  =90 0 , F = BIl

Индукция магнитного поля - векторная физическая величина, численно равная силе, действующей в однородном магнитном поле на проводник единичной длины с единичной силой тока, расположенный перпендикулярно магнитным силовым линиям.

1Тл - индукция однородного магнитного поля, в котором на проводник длиной 1м с током в 1А, расположенный перпендикулярно магнитным силовым линиям, действует сила 1Н.

До сих пор мы рассматривали макротоки, текущие в проводниках. Однако, согласно предположению Ампера, в любом теле существуют микроскопические токи, обусловленные движением электронов в атомах. Эти микроскопические молекулярные токи создают свое магнитное поле и могут поворачиваться в полях макротоков, создавая в теле дополнительное магнитное поле. Вектор характеризует результирующее магнитное поле, создаваемое всеми макро- и микротоками, т.е. при одном и том же макротоке вектор в различных средах имеет разные значения.

Магнитное поле макротоков описывается вектором магнитной напряженности .

Для однородной изотропной среды

,

 0 = 410 -7 Гн/м - магнитная постоянная,  0 = 410 -7 Н/А 2 ,

 - магнитная проницаемость среды, показывающая, во сколько раз магнитное поле макротоков изменяется за счет поля микротоков среды.

    Магнитный поток. Теорема Гаусса для магнитного потока.

Потоком вектора (магнитным потоком) через площадку dS называется скалярная величина, равная

где - проекция на направление нормали к площадке;

 - угол между векторами и .

Направленный элемент поверхности,

Поток вектора - алгебраическая величина,

если - при выходе из поверхности;

если - при входе в поверхность.

Поток вектора магнитной индукции через произвольную поверхность S равен

Для однородного магнитного поля =const,


1 Вб - магнитный поток, проходящий через плоскую поверхность площадью 1 м 2 , расположенную перпендикулярно однородному магнитному полю, индукция которого равна 1 Тл.

Магнитный поток через поверхность S численно равен количеству магнитных силовых линий, пересекающих данную поверхность.

Поскольку линии магнитной индукции всегда замкнуты, для замкнутой поверхности число линий, входящих в поверхность (Ф 0), следовательно, полный поток магнитной индукции через замкнутую поверхность равен нулю.

- теорема Гаусса : поток вектора магнитной индукции через любую замкнутую поверхность равен нулю.

Эта теорема является математическим выражением того, что в природе отсутствуют магнитные заряды, на которых начинались бы или заканчивались линии магнитной индукции.

    Закон Био-Савара-Лапласа и его применение для расчета магнитных полей.

Магнитное поле постоянных токов различной формы было подробно исследовано фр. учеными Био и Саваром. Ими было установлено, что во всех случаях магнитная индукция в произвольной точке пропорциональна силе тока, зависит от формы, размеров проводника, расположения этой точки по отношению к проводнику и от среды.

Результаты этих опытов были обобщены фр. математиком Лапласом, который учел векторный характер магнитной индукции и высказал гипотезу о том, что индукция в каждой точке представляет собой, согласно принципу суперпозиции, векторную сумму индукций элементарных магнитных полей, создаваемых каждым участком этого проводника.

Лапласом в 1820 г. был сформулирован закон, который получил название закона Био-Савара-Лапласа: каждый элемент проводника с током создает магнитное поле, вектор индукции которого в некоторой произвольной точке К определяется по формуле:

- закон Био-Савара-Лапласа.

Из закона Био-Совара-Лапласа следует, что направление вектора совпадает с направлением векторного произведения . Такое же направление дает и правило правого винта (буравчика).

Учитывая, что ,

Элемент проводника, сонаправленный с током;

Радиус-вектор, соединяющий c точкой K;

Закон Био-Савара-Лапласа имеет практическое значение, т.к. позволяет найти в заданной точке пространства индукцию магнитного поля тока, текущего по проводнику конечный размеров и произвольной формы.

Для тока произвольной формы подобный расчет представляет собой сложную математическую задачу. Однако, если распределение тока имеет определенную симметрию, то применение принципа суперпозиции совместно с законом Био-Савара-Лапласа дает возможность относительно просто рассчитать конкретные магнитные поля.

Рассмотрим некоторые примеры.

А. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.

    для проводника конечной длины:


    для проводника бесконечной длины:  1 = 0,  2 = 

Б. Магнитное поле в центре кругового тока:

=90 0 , sin=1,

Эрстедом в 1820 году экспериментально было обнаружено, что циркуляция по замкнутому контуру, окружающему систему макротоков, пропорциональна алгебраической сумме этих токов. Коэффициент пропорциональности зависит от выбора системы единиц и в СИ равен 1.

Ц
иркуляцией вектора называется интеграл по замкнутому контуру.

Эта формула носит название теоремы о циркуляции или закона полного тока :

циркуляция вектора напряженности магнитного поля по произвольному замкнутому контуру равна алгебраической сумме макротоков (или полному току), охватываемых этим контуром. его характеристики В пространстве, окружающем токи и постоянные магниты, возникает силовое поле , называемое магнитным . Наличие магнитного поля обнаруживается...

  • О реальной структуре электромагнитного поля и его характеристиках распространения в виде плоских волн.

    Статья >> Физика

    О РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВИДЕ ПЛОСКИХ ВОЛН... другие составляющие единого поля : электромагнитное поле с векторными компонентами и, электрическое поле с компонентами и, магнитное поле с компонентами...

  • Магнитное поле , цепи и индукция

    Реферат >> Физика

    ... поля ). Основной характеристикой магнитного поля является его сила, определяемая вектором магнитной индукции (вектор индукции магнитного поля ). В СИ магнитная ... , обладающими магнитным моментом. Магнитное поле и его параметры Направление магнитных линий и...

  • Магнитное поле (2)

    Реферат >> Физика

    Участок проводника АВ с током в магнитное поле перпендикулярно его магнитным линями. При показанном на рисунке... величина зависит только от магнитного поля и может служить его количественной характеристикой . Эта величина принимается...

  • Магнитные материалы (2)

    Реферат >> Экономика

    Материалы, вступающие во взаимодействие с магнитным полем , выражающееся в его изменении, а также в других... и после прекращения воздействия магнитного поля .1. Основные характеристики магнитных материаловМагнитные свойства материалов характеризуется...

  • Прокурор вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов; 2) иметь доступ к их документам и материалам., проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов; 5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 7) возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении; 8) предостерегать о недопустимости нарушения закона; 9) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; 10) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 11) вносить представление об устранении нарушений закона; 12) приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаться в суд; 13) вносить представление об устранении нарушений закона; 14) исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении 15) направлять предупреждения в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Пределы предмета прокурорского надзора выражаются в исчерпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» органов и должностных лиц. В число поднадзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систему субъектов надзора не входят Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные суды и мировые судьи.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 15. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора.:

    1. 56. Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних: задачи, значение, предмет надзора, организация надзора, полномочия прокурора.
    2. 29. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами: предмет надзора, полномочия прокурора.
    3. 19. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законности органами предварительного следствия и дознания.
    4. 22. Содержание, предмет и задачи прокурорского надзора за использованием законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Полномочия прокурора при осуществлении надзора по этой отрасли деятельности.
    5. 40. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
    6. 14. Понятие, предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор).
    7. 36. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими предварительное расследование, дознания и оперативно-розыскную деятельность.
    8. 62. Полномочия прокурора, их характер и классификация при осуществлении надзора за законностью предварительного расследования.
    9. 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.
    10. 50. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
    11. 17. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
    12. 69. Методы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы.
    13. 3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью судебных постановлений.
    14. 61. Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре в советском государстве (1922-1990). Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», иные акты, определяющие осуществление прокурорского надзора.

    1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

    1. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

    2. требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;

    3. вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;

    4. использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;

    5. проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;

    6. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

    2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.

    40. Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законодательства.

    Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представ­ляют собой систему правовых средств, используемых прокурорами для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий.

    Названные пол­номочия закреплены в Законе «О прокуратуре» (ч.4 с.27):

    1. опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

    2. освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

    3. дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

    4. в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

    5. вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

    6. обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

    7. составляет протоколы об административных правонарушениях;

    8. выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

    9. выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

    10. выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
    41. Прокурорские проверки исполнения законов: понятие, виды и предъявляемые требования.

    Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

    Виды проверок:

    v Первичные

    v Вторичные

    Первичные проверки:

    1) Целевая проверка – это проверка исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения;

    2) Комплексные проверки – это когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения;

    3) Сквозные проверки – исполнение закона или законов во всех или во многих органах данной отрасли;

    4) Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция - в другом.

    Вторичные проверки:

    1. Контрольная проверка – проверка полноты и качества проверки, которую ранее проводил соответствующий орган;

    2. Повторная проверка - в ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьшилось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правонарушений.

    3. Проверка результативности актов ПН - основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реагирования). Их цель - установление достаточности принятых прокурором мер реагирования;

    4. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наиболее опытными прокурорами.

    Требования, предъявляемые к проверкам:

    Ø Своевременность;

    Проверку можно считать проведенной своевременно , если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. Эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.

    Ø Полнота

    Объем - это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, это может привести к тому, что отдельные нарушения закона останутся не выявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.

    Глубина проверки характеризуется полнотой или степенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих им. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от характера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и специфики предстоящей проверки, ее сложности, от опыта работы и квалификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.


    42. Организация и порядок проведения прокурорских проверок исполнения законов.

    Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

    13. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному органу прокуратуры месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

    14. Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление) должно содержать:

    · наименование органа прокуратуры, который будет проводить проверку;

    · наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его местонахождения);

    · дату начала проверки;

    · проверяемый период;

    · указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

    · исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

    15. Проверка проводится на основании предписания руководителя органа прокуратуры или его заместителя, заверенного печатью органа прокуратуры или оформленного на общем бланке.

    В предписании указываются:

    Ø номер и дата выдачи предписания;

    Ø основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

    Ø наименование органа прокуратуры, проводящего проверку;

    Ø наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

    Ø фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

    Ø исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

    Ø проверяемый период;

    Ø срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

    16. Органы прокуратуры ведут отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

    В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов выдается одно предписание на проведение проверок данных проверяемых субъектов с указанием в нем темы проверки и вопросов, подлежащих проверке в отношении каждого проверяемого субъекта, сроков проведения проверки каждого проверяемого субъекта и проверяемых периодов.

    17. Срок проведения плановой проверки, контрольной и дополнительной проверок не может превышать при проведении проверок:

    индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - пятнадцати рабочих дней ;

    иных проверяемых субъектов - тридцати рабочих дней.

    Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

    Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

    21. Проверяемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, органом прокуратуры может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается руководителем органа прокуратуры (его уполномоченным заместителем) не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

    22. Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом орган прокуратуры, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

    23. Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

    24. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке.

    25. После осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 23 и 24 настоящей Инструкции, проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

    Этапы проведения проверки:

    1. Подготовка проверки;

    2. Проведение проверки;

    3. Принятие мер реагирования;

    4. Разбор проверки с руководителями, проверяемой организации;

    5. Составление итогового документа.


    43. Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О прокуратуре Республики Беларусь»

    Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют: положения Конституции РФ (ст. 2, 18, гл. 2); Закон о прокуратуре (ст. 26-28); приказ Генеральной прокуратуры РФ от
    22 мая 1996 г.№30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 1998 г. № 76-7 и МВД РФ от 3 ноября 1998 г. №3 «О неотложных мерах по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства»; соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан» и др.

    Надзор за исполнением законов (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, с помощью которого осуществляется широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач по обеспечению верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

    Предмет надзора определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:

    1. Соблюдение Конституции РФ;

    2. Исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органам и государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    3. Соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами и должностными лицами.

    В отличие от других отраслей прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

    Объектами надзора, исходя из ст. 21 Закона о прокуратуре, является:

    федеральные министерства;

    − федеральные службы (например, Федеральная служба безопасности и др.);

    − иные федеральные органы исполнительной власти (например, Управление делами Президентами РФ и др.);


    − представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (например, областная дума и др.);

    исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (например, администрация области и др.);

    − органы местного самоуправления (например, муниципалитеты и др.);

    − органы военного управления (например, Министерство обороны и др.);

    − органы контроля (например, КРУ в системе Минфина и др.);

    − должностные лица;

    − органы управления (например, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организации.

    В ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.

    Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

    − в обязательном вмешательстве прокурора в связи с наступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

    − в наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

    − в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в этих органах и поручения проведения проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

    − в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, имея в виду, что перед законом все равны;

    − в доведении до населения через радио, телевидение, печать информации о работе органов прокуратуры;

    − в выявлении пробелов действующего законодательства путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

    − в повышении правовой культуры должностных лиц.
    В особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов.

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

    Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, а именно:

    1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне.

    2. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. К документам, имеющим гриф «секретно» и «совершенно секретно», прокурор допускается при наличии у него соответствующего допуска.

    3. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы и др.

    4. Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Это полномочие реализуется путем направления прокурором в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста (например, экономиста, инженера, врача и т.п.).

    5. Требовать от руководителей органов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщения о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования о проведении проверки обычно дается не более 10 суток со дня его наступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

    6. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Это требование реализуется в основном путем направления письменного требования и реже - путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах и др.). Прокуроры могут требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми и т.д. Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз. Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствующих постановлений.

    7. Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для истребования объяснений по поводу нарушения закона.

    8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов изданных органами, перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре, то они в соответствии с приказом Генпрокурора РФ могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии. Проверки законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, тогда, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим и иным органам.

    Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранения выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Название полномочия закреплены в ст. 22-25 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям относятся права прокуроров.

    Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе:

    − опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействительными;

    − вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств;

    − возбуждать производство об административном правонарушении;

    − возбуждать уголовное дело;

    − требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

    − освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

    − предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения ими закона.

    − Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен:

    − принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

    − обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

    В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на прокуратуру функции, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

    Организация работы по надзору за исполнением законов

    Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

    Источниками информации о нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.

    Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзора и другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства.

    Многочисленными сведениями о нарушении соответствующих законов обладают органы МВД РФ, ФСБ России. Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти и органы местного самоуправления.

    Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах Федеральной службы государственной статистики.

    Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу , который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Анализ позволяет прокурору наметить органы, где проверки исполнения законов подлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет определить также те проверки, проведение которых следует поручить другим органам, помогает более целенаправленно осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов.

    Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, с прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора, а также со следователями. Это взаимодействие проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий.

    Проведение прокурором проверок исполнения законов

    Прокурорские проверки исполнения законов являются основным правовым средством выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

    Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, например, в социальной, банковской и других сферах. Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, к примеру, налоговая инспекция - в другом. Все перечисленные выше проверки являются первичными .

    Прокуроры проводят также повторные , или контрольные , проверки. Основной целью проведения контрольной проверки является определение качества, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником.

    Могут также проводиться проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов . Основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора.

    Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить.

    Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров, включающая в себя в первую очередь тщательное изучение законов, положений и других нормативных актов, регулирующих деятельность проверяемого органа, ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику его деятельности, ознакомление с материалом ранее проведенных в этом органе проверок и т.п.

    Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой.

    Основное внимание при этом уделяется анализу причин выявления нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные и иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.

    По результатам проверки прокурором - руководителем прокуратуры составляется справка . Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы, и фиксируются выявленные нарушения законов.

    Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

    Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являются протесты, представления и постановления и предостережения.

    В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

    Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления , а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

    Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействительным.

    Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора, может быть обжаловано прокурором в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Так, согласно ст. 17 Закона «О выборах глав администраций», решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным.

    Вынесение представлений об устранении нарушений закона . Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом, которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

    На основе анализа практики исполнения законов прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях, а также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

    Внесение прокурором постановлений . В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушение законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении .

    Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение - поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

    В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

    При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке .

    Прокуроры вправе предъявлять иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений.

    Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона.

    Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В связи с этим законодатель определяет:

    − во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;

    − во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;

    − в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;

    − в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;

    − в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.

    Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

    Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов и оформляется на стандартном бланке . Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.

    На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением), внесенных ими актов прокурорского надзора.

    Выбор редакции
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
    Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
    В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
    1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
    Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...