Сочинение "Мир природы в лирике С. Есенина"


1. Природа в лирике поэта.
2. Изображение природы родного края.
3. Список литературы.

1. Природа в лирике поэта.

Давно замечено, что ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и все больше впитывает в себя «половодье чувств»: «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; «И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».
Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» - от лопуха и крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла.
«Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминаются и описываются более 160 раз, небо и заря - по 90, звезды - почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то «всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то «рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, «словно желтый ворон, кружит, вьется над землей».
Есенинская вселенная - это космическая деревня, гигантское крестьянское хозяйство, где «отелившееся небо лижет красного телка», а синий сумрак похож на стадо овец, где солнце - «золотое, опущенное в мир ведро» и двурогий серп скользит по небу коромыслом, где вьюга щелкает кнутом, а «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам». А «земные» пейзажи Есенина - это в основном среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки... пеньки... косогоры обпечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») да в «Поэме о 36» шумит сибирская тайга, «шпарит» седой баргузин и «до енисейских мест шесть тысяч один сугроб».
В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, ель, липа, ива, черемуха, верба, рябина, осина, сосна, дуб, яблоня, вишня, ветла и др.), около 20 видов цветов (роза, василек, резеда, колокольчик, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник и пр.), разные виды трав и злаков. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, - для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки, «лепестками роза расплескалась», «липким запахом веет полынь», клен присел на корточках погреться перед костром зари, «головой размозжась о плетень, облилась кровью ягод рябина».
И все же главная особенность есенинской природы - не разнообразие и многоликость, не очеловеченность и в тоже время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Соха солнца режет синюю воду реки, «небо словно вымя, звезды как сосцы», тучи ржут, как сто кобыл, «под плугом бури ревет земля», «на ветке облака, как слива, златится спелая звезда», тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота. С годами крестьянско-бытовая окраска пейзажей будет постепенно стираться, но деревенская останется навсегда.
В отличие от других русских поэтов - Пушкина и Некрасова, Блока и Маяковского - у Есенина нет городских пейзажей, разве что упоминание о «городе вязевом» и «московских изогнутых улицах».
Не менее важная черта «мироздания» Есенина - вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращения: одно переходит в другое, другое отражается в третьем, третье походит на четвертое... «Солнце, как кошка, С небесной вербы Лапкою золотою Трогает мои волоса» - космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку. В свою очередь, люди - «ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо», а самого себя поэт сравнивает с деревом, цветком, животным, месяцем:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Дай ты (дорога) мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.

Осмысливая свою концепцию мира, Есенин в статье «Ключи Марии» ссылается на мифологические воззрения разных народов и вспоминает древнерусского певца Бояна, представлявшего мир как «вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов».
Так на древней мифологической основе Сергей Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «мир и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», себя же поэт видит выразителем и защитником этой неизреченности. Для него в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой - «под музыку лягушек я растил себя поэтом». Крысы заслуживали того, чтобы их воспели - «воспеть и прославить крыс». И хотелось «розу белую с черной жабой... на земле повенчать». В таких декларациях подчас слышались нотки вызова и эпатажа, особенно в период («Москвы кабацкой», когда Есенин находился в состояний идейного и духовного кризиса, пережил «отчаянное хулиганство», «чтил грубость и крик в повесе».
Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь.
Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы - свыше 30 наименований (журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи, совы, чибис, кулик и пр.), а наиболее распространены домашние животные - лошади, коровы, собаки. Корова, кормилица крестьянской семьи, вырастает у Есенина до символа России и «деревенского космоса»: «телица-Русь», «мычи коровой, реви телком громов», «нет красивей твоих коровьих глаз», «будет телиться твой восток», «над тучами, как корова, хвост задрала заря», «вспух незримой коровой бог». Лошадь - работница в крестьянском хозяйстве и ассоциируется с образами неостановимого движения, уходящей молодости: «наша тощая и рыжая кобыла выдергивала плугом корнеплод», «взвихренной конницей рвется к новому берегу мир», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».
Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «свадьба ворон облегла частокол», «старый кот к махотке крадется на парное молоко», «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку. Более того, Есенин обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к «зверью», которое сам он «никогда не бил по голове». Обращает на себя внимание и собирательная форма (не звери, а зверье), и сравнение с «меньшими братьями», и единственное число слова «голова» - говорится как об едином живом существе, рожденным, как и человек, матерью-природой.
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности - к каждой корове, лошади, собаке. И не о покровительстве речь идет, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»: «В переулках каждая собака Знает мою легкую походку» - и «Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук»; «Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу» - и «Я хожу в цилиндре не для женщин. В нем удобней, грусть свою уменьшив. Золото овса давать кобыле» («Я обманывать себя не стану»); каждая корова может читать травяные строчки, скошенные поэтом, «отдавая плату теплым молоком» («Я иду долиной...»). Эта дружеская взаимность и привязанность берет свое начало в далеком детстве: «С детства нравиться я понимал Кобелям и степным кобылам». А в зрелые годы - «Для зверей приятель я хороший. Каждый стих мой душу зверя лечит». И в свою очередь поэт испытывает признательность к своим приятелям и убежден, что его «к славе привела родная русская кобыла». Даже традиционный Пегас перестает быть поэтической условностью и превращается в живую лошадь: «Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь?»

2. Изображение природы родного края.

Изображение природы родного края занимает значительное место в стихотворном наследии поэта. «Сергей был общительным и ласковым, - продолжает А. Есенина. - Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Любил он поболтать и с нищими, и с калеками, и со всяким другим прохожим людом. Он говорил не раз, что встречи дают ему как поэту очень много: в беседах он черпает новые слова, новые образы, познает подлинную народную речь».
Деревенское время поэт делил между прогулками, беседами с односельчанами, рыбной ловлей и работой над стихами. В одном из писем 1924 года он сообщал: «Погода в деревне неважная. Удить из-за ветра невозможно, поэтому сижу в избе и дописываю поэму. Ночи у нас бывают чудные, лунные и, как ни странно, при близкой осени безросые». В погожее время поэт целыми днями пропадал на лугах или на Оке, как было, например, в июле 1925 года: на двое суток исчез из дома с рыбаками и, вернувшись, написал:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода,
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
Воду пьют из кружек и стаканов,
Из кувшинок также можно пить -
Там, где омут розовых туманов
Не устанет берег золотить.
Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.
В деревне были написаны также стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Сукин сын», «Видно, так заведено навеки...». Деревенскими впечатлениями навеяны многие другие стихи этих лет: «Русь советская», «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Вижу сон. Дорога черная...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...», стихотворные послания матери, деду, сестре.
Все эти произведения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю:
Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

В полях этих не все осталось по-прежнему: есть то, что было извечно, и то, что принесла с собою новая жизнь. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле. Это столкновение старого с новым еще скажется затем в есенинских стихах, но всегдашней, неизменной останется его привязанность к родному краю, его любовь к крестьянскому труду.
Авторские переживания в этих стихах отличаются изумительной нежностью и чистотой. В них выражено многое из того, что можно было бы считать сокровенным, личным, домашним: сыновнее чувство к матери, братская привязанность к сестре, радость дружбы, тоска разлуки, сожаление о рано ушедшей юности. «К деревне и дому, - вспоминает друг поэта, артист В. Чернявский, - он возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности, точно отмахиваясь от всего, что вьется и путается вокруг него в маревах беспокойного сна... Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира, реальнейшая точка, определяющая его сознание».
Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо матери», ласковое и умиротворенное, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Природная лирика Есенина автобиографична в самом широком значении этого слова. Черты автобиографизма есть в творчестве любого художника; сильнее всего они в поэзии лирической. Но лишь у немногих поэтов так обнажены связи между содержанием лирики, ее поэтическим строем и теми борениями души, через которые прошел в своей жизни поэт.
«В стихах моих, - предупреждал Есенин, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала путь многим и многим молодым поэтам и беллетристам». «Этот образный строй, - продолжал Есенин, - живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Эти чувства и восприятия затрагивают различные стороны жизни современников. Лирика субъективна по своей природе, но общезначима по существу. Она действенна, подвижна, активна. Находя отзвук в сердце читателя, она ему что-то внушает, куда-то зовет. И лирика Есенина не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздействующая на сознание и чувства людей.
Прежде всего это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Из юношеского прошлого вернулась в поэзию Есенина светлая и нежная девушка-березка. С этим образом связывается прежде всего возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
(«Мой путь»)

Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам:
Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
(«Письмо к сестре»)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан.
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
(«Ты запой мне ту песню, что прежде...»)

Снова длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу: осины, раскинув ветви, загляделись в розовую водь, август тихо прилег ко плетню, тополя уткнули по канавам свои босые ноги, закат обрызгал жидкой позолотой серые поля, под окнами ревела белая метель - все это столь же естественно и органично, как в лучших стихах о природе, относящихся к ранним годам; здесь нет и оттенка нарочитости, которая ощущалась в усложненных метафорах стихов имажинистского периода. Появились снова и лирические этюды, исполненные «любви ко всему живому в мире» (М. Горький), в частности новые стихотворения о животных «Сукин сын», «Собаке Качалова»).
Искусство живописания природы приобретает теперь еще больше поэтической свежести и обвораживающей читателя нежности, лиризма. Стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Синий май. Заревая теплынь...», «Закружилась листва золотая...», «Я покинул родимый дом...», «Ответ», отличающиеся необыкновенной силой чувства и «буйством» красок, становятся в ряд шедевров есенинской лирики.
Наслаждаясь природой, вживаясь в нее, поэт возвышается до философских раздумий о смысле жизни, о закономерности бытия. К числу образцов философской лирики в нашей поэзии (именно лирики, а не умозрительных, наукообразных сочинений на философские темы, каковою нередко бывает поэзия этого рода) без колебаний можно отнести стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу...», «Отговорила роща золотая...», «Жизнь - обман с чарующей тоскою...», «Цветы» и др. В этой области творчества Есенин так же самобытен, как и в других; отвлеченные понятия у него всегда получают вещественное выражение, образы не теряют пластичности, в стихах отчетливо звучит авторский голос. Время как философская категория переводится в предметно-метафорический ряд («время - мельница с крылом - опускает за селом месяц маятником в рожь лить часов незримый дождь»), и мы легко улавливаем ход авторской мысли.
Особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании. В лирике Есенина частенько выделяют и подчеркивают пессимистические мотивы. Один из критиков того времени, признавая бесспорное значение Есенина как поэта-лирика, называл его «певцом осенней склони... рябиновых ягод, багрянца осени, ржаных полей, грусти и тоски по уходящему».
Что можно сказать по этому поводу? Конечно, у Есенина много произведений, окрашенных печалью, выражающих драматизм погубленной судьбы. Но есть и такие, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости. «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне...» - образ этот не случаен в его творчестве. Критики, считавшие Есенина поэтом ущербных чувств, не замечали большого гуманистического содержания его лирики и выраженных в ней жизнелюбивых эмоций: того, что поэт называл «кипятком сердечных струй» (в стихотворении «Ну, целуй меня, целуй...», проникнутом вакхическими мотивами), или того, о чем сказано в концовке стихотворения «Какая ночь! Я не могу...»: «Пусть сердцу вечно снится май...»
Ничуть не удивляют нас и ликующие интонации в стихотворении «Весна», где к поэту вернулась способность видеть нежные краски природы: тут и милая синица, и любимый клен, и разодетые в зелень деревья, и заключительный возглас поэта: «Так пей же, грудь моя, весну! Волнуйся новыми стихами!» Не удивляет и совершенно непривычный для поэта, абсолютно новый, но с обычной для него эмоциональностью и блеском нарисованный индустриальный пейзаж:
Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.

Еще явственнее сквозь образы природы просвечивает оптимистическое настроение поэта в стихотворном цикле «Цветы». «Это, - предупреждал автор в письме к П. И. Чагину, - философская вещь. Ее нужно читать так: выпить немного, подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д., тогда она будет понятна». Однажды, в разговоре с Всеволодом Ивановым, Есенин заявил: «Я живу для того, чтобы людям веселей жилось!» Многое, в его творчестве, как указано мной выше, подтверждает эти слова.

Список литературы

1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. – М.: Просвещение, 1990.
2. Верещагина Л.Н. Материалы к урокам по лирике С.Есенина // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 115 – 119.
3. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М.: Советский писатель, 1989.
4. Наумов Е. Сергей Есенин. – Л.: Просвещение, 1960.
5. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1978.
6. Прокушев Ю. Сергей Есенин: образ-стихи-эпоха. – М.: Современник, 1986.
7. Эвентов И.С. Сергей Есенин. – М.: Просвещение, 1987.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом
Роща елей и берез,
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос…

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…».
Месяц у Есенина — «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» С. говорит:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.
Но не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.
Напоили землю радостью снега…

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь…»
Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» — он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь…» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».
Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать…

Описывая природу, С. Есенин подбирает для ее описания вроде бы простые слова, но они звучат, как песня:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвешивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…»
И слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется. В заключение скажем словами С. Есенина:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.

С.А. Есенин во всех своих стихотворениях воспевал природу. Он вырос в местах, где были великолепные пейзажи, а природа стала для него некой школой жизни. Он всегда писал о деревенской природе, и нет у него ни одного стихотворения, в котором бы поэт уделил внимание городским пейзажам. Он писал о чистой и прекрасной природе.

Природа в стихотворениях Есенина - это как обособленный мир, в котором царит гармония и покой. Вот почему он любил проводить много времени, любуясь пейзажами. Это занятие дарило ему вдохновение для написания очередного шедевра. Есенин - настоящий мастер, умеющий тонко и красиво передать чувства, испытываемые человеком при виде природы.

Есенин как никто другой чувствовал природу, он даже в своих стихотворениях пытался изобразить звуки природы. Например, «поет зима - аукает» или «звонко чахнут тополя». Благодаря этому при прочтении стихотворения перед глазами предстает пейзаж, который Есенин описывает. Характерно, что для описаний природы поэт использовал в основном такие цвета как золотой, малиновый и синий.

На протяжении всей своей творческой жизни Есенин не уставал воспевать деревенскую, крестьянскую природу. Он хотел показать народу, насколько хороша русская природа. Ее нужно беречь и дорожить ею. Не многим людям дано видеть красоту природы, многие относятся к ней как к чему-то должному. А вот Есенин умел ценить дары природы, поэтому не уставал воспевать родную природу.

В начале XX века в русскую литературу пришел удиви­тельный поэт, для которого тема природы стала главной темой творчества – Есенин. Часто говорят, что Есенин при изобра­жении природы прибегал к приему олицетворения – это в корне неверно. Своеобразие есенинского подхода к природе в том и состояло, что одушевление природы в его стихах, упо­добление ее человеку не было художественным приемом, а было выражением своеобразного есенинского мировосприятия. Ему незачем было очеловечивать природу – она и гак виделась ему очеловеченной, обладающей той же душой, что и человек. Не случайны в стихах Есенина такие, например, образы: «Ведь солома – это тоже плоть» или «Стынет поле в тоске волоокой, / Телеграфными столбами давясь». Для поэта все живое было по своей сути одинаковым – человек, соба­ка, корова, трава, деревья, солнце, месяц… Поэтому так есте­ственны, не нарочиты у Есенина метафоры и сравнения, с по­мощью которых он изображает природу: «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова», «А за окном про­тяжный ветр рыдает, / Как будто чуя близость похорон», «Плачут вербы, шепчут тополя» и т.п. Классической стала есенинская «Песнь о собаке», в которой поэту едва ли не впервые удалось так просто и глубоко передать собачью тос­ку – а все потому, что для Есенина эта тоска по сути ничем не отличается от человечьей, и ему даже не надо специальных усилий, чтобы проникнуть в психологию зверя. «Сергей Есе­нин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой пе­чали полей, любви ко всему живому в мире», – писал о поэте М. Горький. «И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове», – скажет о себе сам Есенин.

И, разумеется, природа у Есенина глубоко национальна, это природа родины, России, да эти понятия – природа и ро­дина – практически не разделяются Есениным. Даже в цикле «Персидские мотивы» поэт постоянно вспоминает родную русскую природу: «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Сколько поэтов, начиная с Пуш­кина и Лермонтова, писали о русской березе, а березки в соз­нании русского читателя – все-таки «есенинские»… Потому что никто, ни до, ни после, не сумел сказать о русской приро­де таких простых, всем понятных и задушевных слов. Потому что Есенин не «наблюдал» природу, не «созерцал» ее, даже нельзя сказать по-настоящему, что он ее любил – он ею жил, он сам был частью природы. Этим и определяется тот гармо­ни нический и умиротворенный строй, которым отличается ли­рика Есенина, посвященная природе.

Однако в послереволюционные годы в пейзажную лирику Есенина все настойчивее врываются дисгармонические моти­вы, связанные с наступлением города на деревню и, в частно­сти, на природу. Есениным этот конфликт воспринимался как конфликт живого и мертвого, деревянного и стального, и то, что в этой борьбе живое должно уступить, порождало траги­ческий пафос таких стихотворений, как «Сорокоуст», «Я по­следний поэт деревни…», «Песнь о хлебе» и др. В стихотворе­нии «Сорокоуст» дан и наиболее сильный и яркий образ противоборства природы и цивилизации – противопоставле­ние обреченного «красногривого жеребенка» торжествующе­му железному, чугунному поезду. Таким образом, и в художе­ственный мир такого гармонического поэта, как Есенин, вторгаются сложные проблемы, трагические мотивы.

Здесь искали:

  • какой изображена природа в творчестве Есенина
  • сочинение по литературе образы русской природы по стихам Есенина
Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...