Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф. М


Тема «Путь Раскольникова к преступлению»

Идеологическая основа романа: в романе отражены идеи, которые «носились» в воздухе (революционно-демократические о насильственном преобразовании общества; бонапартистские - теория сильной личности, для достижения своей цели все средства хороши, когда вершатся великие дела, кто-то обязательно должен погибнуть).

Работа с текстом (гл. 1 - 6)

Задание. Выписать ситуации, слова, состояния, мысли, приведшие Раскольникова к мысли о возможности и необходимости преступления.

1. «Молодой человек чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был кругом должен хозяйке...»

2. «Он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

3. «Он был задавлен бедностью... Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься...»

Задание. Нарисовать дом, в котором мог проживать Раскольников.

(Вспомнить Булгакова: «дворницкие исчезли, появились кражи».)

4. Идет к старухе на пробу. «На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»

5. В распивочной (пьяные, компания с одною девкою и гармонью), песня:

Целый год жену ласкал,

целый год жену ласкал,

По Подъяческой пошел,

свою прежнюю нашел...

6. Разговор с Мармеладовым: бедность не порок, но нищета - порок.

7. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!»

8. Рассказывает историю Сони (проживала по желтому билету).

Раскольникова поражает то, что семья живет на деньги, которые приносит Соня. Лицемерие общества (Соня не может жить с родными, а родные пользуются ее «услугами».)

9. «В это время целая партия пьяных вошла в распивочную, и раздались у входа звуки шарманки и детский надтреснувший голосок, певший «Хуторок». (Взрослые зарабатывают на нищих детях.)

10. Раскольников дома у Мармеладовых. Угнетающее впечатление.

11. «Письмо матери его измучило. (...) Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?».

12. «Вчерашняя мысль опять пронеслась в его голове... он предчувствовал, что она непременно «пронесется», и уже ждал ее... но... теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грязном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...»

13. На улице встречает пьяную, оскорбленную, обманутую девушку лет пятнадцати-шестнадцати. Спасает ее от плотного, жирного господина. Озлобляется. Почему? Рассуждает о «проценте»: «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..»

Нужно что-то делать: индивидуальный бунт, протест героя.

14. Останавливает Раскольникова его мысль о Разумихине и страшный сон (мужики забили лошадь): «Боже!.. неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... буду скользить в липкой, теплой крови... красть, дрожать... Ведь я же все равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю... Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!». Отвращение к убийству.

Казалось бы, от-решился, но идея сильней: случайный путь домой по необычной дороге - по Сенной - стал роковым.

15. Встречает Лизавету, узнает, что в тот час ее не будет дома.

16. Заходит в трактир, «странная мысль наклевывалась в его голове... и очень его занимала».

17. Слышит разговор офицера и студента об Алене Ивановне: «Да что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана...»

«...А скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?»

«Разумеется, нет. Я для справедливости...»

Раскольников слышит в этом какое-то предопределение, указание, решается на убийство.

Анализ пути героя к преступлению.

Домашнее задание. Выписать «вечные вопросы» (главы 1 - 6).

Тема «Опровержение теории Раскольникова»

Работа с текстом

1. Оценка поступка

Необходимые заметки:

Дом Капернаумова, в котором живет Соня (Капернаум - город, в котором проповедовал Христос).

Лизавета в черновиках Достоевского беременна, 8 месяцев, страшная истина: человек, решившись на убийство, остановиться не может. Если бы Раскольников убил Лизавету с ребенком (!), сошел бы с ума.

Во время бунта - общественного или личного - ВСЕГДА погибают невинные люди. Автор против насилия и бунта; противостояние теории бонапартизма.

Сделать вывод: какой поступок совершает Раскольников и каков внутренний (философский, исторический, мировоззренческий) подтексты поступка?

2. Состояние Раскольникова

Сны, слова понимаются им только в контексте преступления. (См. табл. 1.)

Раскольникова мучает страх. Потеря теории бонапартизма. Почему не мучает совесть? Нет веры в Бога!

Раскольников испытывает Соню (ч. 4, гл. 4):

«Знаю я, как вы в шесть часов пошли...»;

«Катерина Ивановна вас чуть не била...»;

«А с вами что будет?..»;

«Катерина Ивановна в чахотке злой, она скоро умрет...»;

«А коли вы теперь заболеете...»;

«Дети всей гурьбой на улицу пойдут...»;

«С Полечкой, наверно, то же самое будет...» (Вспомнить стихотворение Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...»).

Соня - что необычного в образе?

Она не характерна для публичного дома (худенькая, бледная, слабая здоровьем, думающая, мучающаяся). От этой грязи ее спасает только вера, она читает Евангелие («Воскрешение Лазаря» - Раскольникову).

Правда Раскольникова и правда Сони (ч. 5, гл. 4). (См. табл. 2.)

Вывод: у Раскольникова еще нет осознания вины, но мы понимаем, что он это сделал, так как «озлился», захотел проверить «тварь ли я дрожащая». Раскольников теряет себя!

3. Их воскресила любовь

«Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого...» (Сравнить с биографией Достоевского, что для него значила вторая жена Анна Григорьевна.)

Анализ эпилога.

Итог урока. Обратить внимание на «движение» души Раскольникова до сцены в эпилоге: «...их воскресила любовь».

Ольга КОВАЛЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №70 Тюмени

В первой части «Преступления и наказания» раскрывается внут­ренняя борьба Раскольникова с самим собой, шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается первая часть незабываемо страшной сценой убийства. Остальные пять частей повествуют о том, что произошло после этого события. Таким образом, главное место в романе занимает рассказ о том, как совершается наказание.

Наказание начинается в сущности еще до преступления, самая мысль о котором жжет и терзает Раскольникова: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких со­мнений во всех этих расчетах...» Наказание бесконечно усугубляется в момент преступления. Мы видим эту сцену словно бы глазами Раскольникова, чувствуем, как и он, что эта жадная старуха все-таки человек, что невыносимо страшно и мерзко опустить топор на ее голову. А Лизавету мы видим испуганным до оцепенения беззащитным ребенком. «Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его».

Таким образом, наказание не сводится к судебному приго­вору, оно заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, нежели тюрьма и каторга. Муки совести, леденя­щий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, со­знание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это невыноси­мым гнетом ложится на душу преступника. Он отъединен от людей, все прежние связи словно ножом отрезаны - он остает­ся в пустоте.

Писатель ставит своего героя в разные положения, сводит с разными людьми, и это дает возможность глубже раскрыть его нравственные муки. Все ранит и без того больную душу: и соприкосновение с циником Свидригайловым, и общение с добрым Разумихиным. Но особенно мучительна встреча с теми, кто преж­де был бесконечно близок и дорог,- с матерью и сестрой.

В смятении думает о своем сыне мать: «И как это у него все хорошо выходит... И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и... заплакала,- а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?..» Недоумевает и наблюдательная, чуткая Дунечка: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирится, и прощения просит, точно службу служит или урок затвердил». Все участники этой сцены страдают. Но больше всех страдает сам Раскольников. Авторские ремарки обнажают то невыносимое состояние, в котором он находится, говоря, казалось бы, самые обыкновенные вещи: «продолжал он будто заученный с утра урок», «как бы проснулся»; «прибавил он с досадой и замолчал, кусая себе ногти и вновь задумываясь». Выразительна и мимика Раскольникова. Он не улыбается, а «кривит рот в улыбку»; «лицо его перекосилось как бы от судороги».

Муки Раскольникова изображены с такой силой, что мы слов­но вместе с ним ощущаем и отчуждение от всех людей, и страх, и отчаяние. Его смятение в сценах с Порфирием Петровичем, сумевшим разгадать натуру Раскольникова, передано с удиви­тельным знанием психологии человека, который смертельно боится как-нибудь выдать себя. Писатель воспроизводит одновре­менно и то, что говорит Раскольников, и то, что он думает, а мысли и чувства Порфирия от читателя скрыты так же, как и от героя романа. По выражению лица следователя, по его нарочито гуманным репликам мы вместе с Раскольниковым пытаемся уга­дать: понимает ли Порфирий, кто убийца, ловит он Раскольникова или просто ведет невинную беседу?

Достоевский передает беспорядочный поток мыслей убийцы: «Главное, даже не скрываются и церемониться не хотят!..- Он с трудом перевел дыхание.- А что если мне так только кажется! Что если это мираж и я во всем ошибаюсь, по неопытности злюсь, подлой роли моей не выдерживаю!.. Все слова их обыкновенные, но что-то в них есть... Почему они говорят таким тоном? Да... тон... Подмигнул мне давеча Порфирий иль нет? Верно, вздор; для чего бы подмигивать?.. Или все мираж, или знают!.. Даже Заметов дерзок... Дерзок ли Заметов? Знают ли про квартиру-то?! Поскорей бы уж!..»

Писатель-психолог обнажает все оттенки, все стадии ду­шевной драмы своего героя. Шаг за шагом он сопровождает Раскольникова, передавая его мысли, движения его души. На протяжении десятков страниц освещается история одного дня. В течение этого дня совершается множество драматических со­бытий. Писатель рисует сцены предельно напряженной духовной борьбы, надрыва, когда его герои сходятся вместе, мучают друг друга и мучаются сами.

Вот, например, один день Раскольникова (рассказ об этом дне занимает свыше ста страниц): мать и сестра приходят к больному Родиону, и между ними происходит тяжелый для всех разговор; неожиданно появляется Соня; Раскольников впервые встречается со следователем Порфирием Петровичем; неизвест­ный мещанин бросает в лицо Раскольникову: «Убивец!»; проис­ходит знакомство и первое столкновение Раскольникова со Свидригайловым; у Дунечки и Пульхерии Александровны собираются Разумихин, Раскольников и Лужин; Дунечка порывает с жени­хом; вечером Раскольников приходит к Соне.

Видя мучительный разлад в сознании Раскольникова, без­мерную силу его страдания, читатель убеждается, что ложный путь, избранный героем романа, ведет не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти.

Не убий. Кто же убьет, подлежит суду.

Евангелие от Матфея

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.

Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление - убил двух женщин. А "наказание"? В чем оно? Наказание - это осознание самим Раскольниковым губительности теории "сильной личности", оправдывающей право убивать. И вместе с этим осознанием - муки совести за содеянное. Убив старуху и ее сестру, он убил часть самого себя. И в этом, я думаю, психологическая коллизия романа.

Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он "преступить закон" и на этом основании считать себя личностью "необыкновенной"? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские и психологические проблемы романа.

Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты "душу и ум теснят", невыносима. Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя "высшим существом", способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого - денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом - у старушки-процентщицы - лежат деньги, которые ничего не стоит взять. Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет? Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить "по совести". И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре. На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность - преступно, не нарушить - тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет "падения" которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: "Ко всему-то подлец человек привыкает!" Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.

Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда - высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам. Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он "это" совершит. Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории и узнать про себя - "тварь" ли он "дрожащая" или "право имеет". Он поймет это позже, осознает и скажет Соне: "Я просто убил; для себя убил, для себя одного..." К нему приходит страшная правда: да, он смог переступить через кровь, но убив, он убил самого себя: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку". Вот это уничтожение самого себя заставляет его вновь и вновь мысленно переживать убийство, вызывает муки совести. Совершив убийство, он не смог переступить через самого себя, через свою "натуру", через понимание того, что он преступник. Раскольников не чувствует себя победителем, он не обрел успокоения и счастья, поступив по праву "необыкновенных людей". А это значит, что его теория о праве сильного на преступление потерпела крушение, а сам он, как и любой другой человек, не имеет права убить человека. Божий закон "Не убий!" сильнее всех теорий. Не случайно поэтому именно к Сонечке приходит Раскольников с раскаянием и именно она советует ему просить прощения у всего мира. Автор наказывает своего героя по законам совести, доброты и морали. Не случайно поэтому наказание по юридическим законам, суд над Раскольниковым и все последовавшее за ним занимает в романе совсем немного места. Для Достоевского важнее суд совести.

Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы "двойников" главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова. Их поступки и образ жизни есть лишь социальные варианты доведенной до логического завершения идеи сильной личности, стоящей над людьми и имеющей над всеми власть. Экономическая теория Лужина способна, по зрелому размышлению, привести к теории Раскольникова, а ее дальнейшее развитие приводит к "свидригайловщине", к утрате различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности и ее гибели. Этим Достоевский хотел показать губительность идеи Раскольникова для общества и личности.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. "Маленькие люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 2. "Тварь дрожащая или право имею?" (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление-и наказание")
  • 3. "Униженные и оскорбленные" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"(1)
  • 4. "Униженные и оскорбленные" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 5. "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") (1)
  • 6. "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") // вариант
  • 7. "Я себя убил!" (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
  • 8. Авторская позиция и средства ее выражения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 9. В чем трагедия Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
  • 10. Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 11. Духовное воскресение Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
  • 12. Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 13. Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 14. Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
  • 15. Идея страдания и очищения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 16. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • 17. Как я понимаю трагедию Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
  • 18. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
  • 19. Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"(1)
  • 20. Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 21. Крушение "наполеоновской теории" Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 22. Личность в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 23. Милосердие и сострадание в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 24. Многообразие тематики романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 25. Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 26. Мои раздумья над романом Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 27. Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 28. Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 29. Нравственная проблематика в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 30. Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 31. Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 32. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
  • 33. Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 34. Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
  • 35. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • 36. Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1)
  • 37. Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (2)
  • 38.
Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина - в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные законы общества, могут преступать закон. Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей. Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были... когда я убил... мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил... я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека - безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга. Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон - отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил... «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы...» Трагизм Раскольникова - в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Всем доброго времени суток!

Замахнусь-ка я на Федора Михайловича. О его "Преступлении и наказании" знают все, как минимум из школьной программы (мы в свое время проходили это произведение в 8-9 классе).

Каково это - убить? Нарушить нравственный закон ради идеи: "Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?" Нищий студент Родион Раскольников ставит себя перед страшным выбором, за которым - свобода и власть или путь к помешательству.

Этот роман не о преступлении и наказании, он скорее затрагивает темы осознания преступления и мучений. Достоевкий невероятно тонко затрагивает аспекты человеческой души. Прочитав книгу в школе она показалась мне весьма депрессивной и абсолютно ничем не зацепила. Но в более зрелом возрасте каждая страница становиться буквально на вес золота, мудрость книги просто не описать словами.

Как уничтожить зло на земле?
- Уничтожить мир.

Образ Родиона Раскольникова изменяется в течении романа "Преступление и наказание" и читатель меняется вместе с ним. Монологи главного персонажа действительно впечатляют. Понимание содеянного преследует главного героя доводя его до полного безумия. Фамилии о романе очень точно придают черты своим персонажам.

В романе очень много своеобразных символов, например, сон Раскольникова в котором жестоко убивают старую лошадь. Этот момент очень выразителен и вызывает бурю эмоций.







Цитаты:

Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся...

Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести.

Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами.

Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?

Зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее?

Умная женщина и ревнивая женщина - два предмета разные, и вот в этом-то и беда.

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!

Я... глаз ее боюсь... да... глаз... Красных пятен на щеках тоже боюсь... и еще - ее дыхания боюсь... Видал ты, как в этой болезни дышат... при взволнованных чувствах?

Мои отзывы на книги:

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...