Соционические типы (Модель А). Что такое соционические функции



Описанный в предыдущей главе набор образов людей различных типов принято рассматривать в соционике не потому, что на большее разнообразие у основателей этой науки не хватило фантазии. Нет, именно такое базовое количество типов и именно с такими чертами получено исходя из определенных представлений об информационном устройстве мира и системы человеческого восприятия реальности.

Как это получилось, мы попытаемся описать в последующих главах. И начнем издалека, с самых общих, можно сказать философских, вопросов.

Материальный мир представлен нам в виде четырех базовых компонент.

Это два вида материи - вещество и поле . А также две формы материи - пространство и время .

Всю информацию о мире можно разделить на четыре потока, идущих от этих составляющих мира. Будем называть эти потоки информационными аспектами мира. Любая информация состоит из различного сочетания данных аспектов. Человек воспроизводит реалии внешнего мира, через его отражение в своем сознании, т. е. формирует субъективный образ объективного мира.

Для экстравертов, которые больше внимания обращают на устройство внешнего мира, этот образ в большей мере отражает мир с его внешней, предметной стороны.

Для интровертов же, которые больше фиксируются на осмыслении своих отношений с внешним миром, оказываются важны не сами объекты и предметы, а то, что можно думать, чувствовать, ощущать по их поводу. И эти внутренние соображения, желания, чувства, отношение тоже представляют собой потоки информации, которыми можно обменяться с окружающими.

В соционике способности человека воспринимать различные информационные аспекты называются соционическими функциями. Их принято обозначать соответствующими символами, которые мы приведем ниже. Здесь важно запомнить, что функции, воспринимающие объективную внешнюю информацию о мире, обозначают черным цветом, а их субъективных «двойников» - функции, воспринимающие внутреннюю информацию человека, - белым цветом.

Рассмотрим каждую из восьми соционических функций и ее связь с аспектами мира. Такой подход был предложен Н. Медведевым и В. Ермаком.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т. п. обрабатывает объектная функция логика действий . Она обозначается символом


.

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика . Она обозначается символом


.

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т. п. Страсти и энтузиазм - тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций . Она обозначается символом


.

Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений . Она обозначается символом


.

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой . Она обозначается символом


.

Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот - неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика - все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений . Она обозначается символом


.

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях - все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей . Она обозначается символом


.

Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени . Она обозначается символом


.

Все эти функции в совокупности обеспечивают человека знанием о реальном мире и о его месте в нем. По всей видимости - это необходимый и достаточный набор информационных фильтров, который обеспечил человеку адекватное представление о среде обитания и позволил выжить в далеко не тепличных условиях первобытной планеты.

Но наблюдения показывают, что разные люди с разной степенью адекватности оценивают одни и те же явления. Значит, при полном наборе функций у каждого человека одни функции развиваются лучше, другие - хуже. Почему же не все одинаково?

Здесь нам пришло время обратиться к наблюдениям одного из самых талантливых психоаналитиков своего времени К. Г. Юнга. Изучая различные способы восприятия реальности различными людьми, он вывел базовые закономерности и попытался объяснить, почему отдельный человек все же не в состоянии объять необъятный мир во всей его полноте.

Изучив огромное количество людей, Юнг пришел к выводу, что они делятся на две группы по способу оценки действительности. Одни опираются на смысл и законы, ориентируются на расчеты и договора - этим людям Юнг присвоил название «мыслительные типы». В соционике их принято называть логиками в связи с тем, что функции, связанные с обработкой информации о веществе, объектах, у них работают более сильно и адекватно. Для них два плюс два всегда будет четыре, независимо от их симпатий или антипатий к сосчитанным объектам.

Другие люди более склонны оценивать действительность, ориентируясь на нравственные нормы, на свое сочувствие или отвращение, на «голос совести». Таких людей Юнг назвал «чувствующими типами». В соционике их принято называть этиками . У них более адекватно и всесторонне воспринимают реальность функции, связанные с обработкой информации об энергетических процессах и состояниях мира и окружающих людей. Их восприятие образно, объекты переплетены отношениями, мир воспринимается текучим и откликающимся на человеческие чувства.

Оказалось, что совместить столь разные подходы в одном организме невозможно. Ведь чтобы разум обрел свою незамутненную, кристальную ясность, его не должны смущать никакие сильные чувства. Например, если человек не сумел преодолеть горячее желание увидеть определенный результат, он может легко принять желаемое за действительное. Только если разум существенно превалирует над чувствами, полученный результат будет надежен.

И наоборот, как только в чувства закрались малейшие признаки расчета, чувства перестают быть искренними. Рассуждения о целесообразности чувств способны погубить их на корню. Только если чувства значительно превосходят по силе все «доводы разума», можно говорить об их подлинной истинности.

Значит, рассмотренные нами признаки логика/этика связаны между собой условием взаимного исключения. Так бывает. Например, предмет может быть одновременно зеленым, соленым, длинным и пупырчатым. Но он не может быть одновременно и зеленым, и красным. То же самое происходит и с соционическими функциями. Они попарно антагонистичны. И успешное развитие одной из них означает, что другая «уступила ей дорогу».

Тот же эффект наблюдается и со второй группой функций сенсорика/интуиция.

Юнг заметил, что одни люди прекрасно ориентируются в конкретной обстановке. Они видят пространственное распределение предметов, чувствуют свое тело среди обстановки комнаты, хорошо определяют свойства вещей и состояние здоровья людей, комфортность и другие конкретные свойства окружающего пространства. У таких людей хорошо работает функция, обрабатывающая информацию о пространственных свойствах мира. Юнг называл таких людей «ощущающими», а в соционике их принято называть сенсориками .

Другие люди, по наблюдениям Юнга, воспринимают реальность во всей совокупности возможных вариантов ее развития. Они чувствуют все тенденции процессов, видят внезапно возникающие возможности и целостную картину окружающей действительности во всем многообразии связей. Конкретика может от них ускользнуть, но направление развития событий - никогда. Таких людей Юнг назвал интуитами . Это название прижилось и в соционике.

И здесь способность зафиксировать объект наблюдения, точно увидеть его в пространстве, оценить его конкретные сиюминутные свойства приводит к невозможности уловить тенденции к изменению его свойств или координат. Ведь для того, чтобы проследить тенденцию, необходимо увидеть два состояния и определить вектор изменения. При этом ощущение координаты размывается.

Об этом в квантовой механике говорит нам принцип неопределенности Гейзенберга. Одна из его трактовок гласит: чем точнее определение координаты объекта, тем больше неопределенность в определении скорости. И наоборот.

И кто бы мог подумать, что присутствие в соционике разделения людей на крепких конкретных сенсориков и на мечтательных «не от мира сего» интуитов восходит к глубинным свойствам Вселенной. Символично, что квантово-механические принципы открылись людям в начале XX века, почти в то же время, что и типология Юнга.

Не менее взаимоисключающими можно считать и такие признаки, как объектный и субъектный подход к информации о мире. Но здесь несовместимость позиций более наглядна. Понятно, что внешний, объектный взгляд на мир и взгляд изнутри, привязанный к своим отношениям с реальностью, несовместимы в одной голове.

Людей, ориентированных на объектное восприятие, Юнг назвал экстравертами , а ориентированных на субъективное восприятие - интровертами .

Последняя пара антагонистических признаков, выделенных Юнгом в человеческом восприятии - это рациональность/иррациональность. Этот признак описывает разделение людей на две группы по их отношению к традиционным ценностям.

Одни люди более склонны к оценочным суждениям, сравнению реальности с уже наработанными нормами. Таких людей называют рационалами . Они живут по плану, имеют четкие долгосрочные цели, стараются освоить больше авторитетных источников. Их доминирующая функция либо логика, либо этика - эти функции Юнг отнес к классу рациональных.

Люди, ориентированные на информацию о веществе либо поле, ценят накопленный опыт, глобальные законы и нормы, которым подчиняются мировые и социальные явления. Опыт, накопленный в предметах материальной культуры (например, в книгах) и в форме полей (например, музыка) - тот маяк, который освещает их жизненные дороги.

Другие люди, которых Юнг назвал иррационалами , опираются на иррациональные функции - сенсорику или интуицию. Они полагаются на свои мгновенные впечатления от сиюминутных пространственно-временных композиций, гибко следуют за переменами самочувствия или предчувствием. Их восприятие не должно быть отягощено шаблонами. Оно должно быть открыто всякой неожиданности, тогда иррационалы точно выполнят свое предназначение - подготовку социума к новым условиям жизни.

И опять мы видим, что задача сохранения традиций и свобода от догм для оперативного реагирования на изменения мира - это несовместимые в одной голове установки. Более того, именно это противоречие чаще других порождает непонимание и конфликты. Новаторы и консерваторы часто бывают недовольны друг другом.

Но истина в том, что все эти «непримиримые» позиции жизненно необходимы человечеству, поскольку мир, как мы видели выше, содержит все эти аспекты. И мы не можем позволить себе роскошь считать, что какой-то из них «не очень важен». Тогда именно там и будет поджидать нас опасность неконтролируемого развития событий. История человечества и каждая жизненная история отдельного человека дают тому немало примеров.

Итак, один человек, как мы видим, не может охватить информацию о мире во всей ее полноте. Выход один: мы должны научиться сотрудничать друг с другом. Для этого хорошо бы знать свои и чужие сильные и слабые соционические функции.

Какова информационная структура каждого типа и какова сила и осознанность каждой из восьми функций, ее составляющих, - вот вопросы, которые соционика решает на своей первой ступени - ступени диагностики типа.

Модель А

Для того чтобы человек мог воспринимать все восемь элементов (аспектов) информационного потока, у него должны хоть как-то работать все восемь соответствующих функций:

Для удобства создателем соционики А. Аугустинавичюте была разработана наглядная схема, отчасти усовершенствованная последователями, но. получившая в знак памяти и признательности название «модель А». Она представляет собой сетку 2 x 4 ячейки. В каждой из ячеек попавшая в нее функция приобретает определенную силу, осознанность и размерность восприятия информации.


Модель А

Первые четыре ячейки представляют собой так называемое ментальное кольцо. По ним мы действуем вполне осознанно: можем проконтролировать информацию, протекающую по ментальному кольцу, отдать себе отчет в том, что и как происходит, сознательно подкорректировать и направить в нужное русло свои усилия. Ментальное кольцо состоит из двух блоков: 1 - ЭГО и 2 - СУПЕРЭГО.

В нижнем, витальном, кольце содержатся ячейки, представляющие наше подсознание (категория, заимствованная у З. Фрейда). Функциями, попавшими в эти ячейки, человек пользуется по большей мере бессознательно, плохо контролирует проходящие здесь информационные сюжеты, не слишком охотно работает по ним, редко берет на себя инициативу по их корректировке. Здесь в основном сосредоточены так называемые стандартные программы выживания. Витальное кольцо состоит тоже из двух блоков: 3 - СУПЕРИД и 4 - ИД.

Витальное кольцо работает намного эффективнее, когда по его сюжетам у человека есть почерпнутый от других опыт, четкие образцы и шаблоны поведения. В соответствующих ситуациях ими можно вполне успешно пользоваться, не задумываясь о том, как и что нужно делать.

Информационное наполнение ячеек у каждого из 16 типов неодинаковое. Одни развиты лучше, являются более сильными, другие хуже и, соответственно, послабее.

Украинская школа соционики присвоила функциям в каждой ячейке свою размерность, что позволяет лучше представить себе их возможности. Первая ячейка ментального кольца (и, соответственно, стоящая в ней функция) считается четырехмерной, вторая - трехмерной, третья - двумерной, четвертая - одномерной. Очевидно, что максимальное количество информации под силу обработать функции в первой ячейке, минимальное - в четвертой.

В витальном кольце размерность возрастает от пятой ячейки к восьмой. Таким образом, из модели А видно, что функции в двух первых ячейках (1-я и 2-я) ментального кольца, а также в двух последних ячейках (7-я и 8-я) витального кольца являются более сильными. В середине же модели А располагаются более слабые функции. 3-я и 4-я ячейки входят в ментальное кольцо, 5-я и б-я - в витальное. Далее мы будем понимать под словами «5-я функция» функцию, расположенную в 5-й ячейке модели А.

Полнее всего информация проходит по функциям первых двух ячеек первого блока ментального кольца, который получил название блока ЭГО (здесь, как видим, А. Аугустинавичюте также пошла по пути использования понятий, заимствованных из фрейдовской концепции).

Функции не случайно соединены на схеме в блоки. Дело в том, что они воспринимают и транслируют информацию парами. Так, в блоке ЭГО первая - базовая - функция активно собирает информацию по своему аспекту. Фактически она является тем окошком, из которого человек каждого типа смотрит на мир, воспринимая и описывая его именно в терминах этого, самого сильного аспекта. Поскольку такая информация доступна нам в полном объеме, это позволяет каждому из нас без колебаний полагаться на нее, уверенно, экспертно ориентироваться в оценке возникающих по ней ситуаций, принимать адекватные решения.

Вторая функция - творческая - опираясь на информацию базовой функции и пользуясь возможностями своего аспекта информации, активно занимается творчеством. Она видит потенции развития на своем поле и привносит в мир то, чего в нем не хватает. Активно используя свою творческую функцию, представитель любого типа личности может обогатить социум, привнеся в него нечто новое. Самому же человеку работа по творческой функции приносит глубочайшее удовлетворение, ощущение не зря прожитой жизни, чувство самореализации.

Продуктивная работа по базовой и творческой функциям помогает человеку поверить в себя, создать себе высокую самооценку, поскольку именно в этих областях он достигает наиболее значительных результатов и получает заслуженное признание от окружающих. Радость от усилий, прилагаемых по базовой и творческой функциям, можно сравнить с радостью физически сильного человека, дающего работу своим мышцам. Это приятная нагрузка, и она не может не приносить удовлетворения. Сюжеты по аспектам сильных функций можно сравнить с вызовом, который бросает нам жизнь: приятно оказаться готовым к нему, не спасовать, потягаться с судьбой и добиться победы.

Однако нужно понимать, что поскольку человек - существо социальное, его сознание формируется в процессе усвоения им знаний, навыков, норм окружающей его культуры. Если процесс социализации прошел удачно, если две основные функции оказались наполнены соответствующим содержанием и подкреплены определенными навыками, то достижения по ним могут оказаться высокими. Но сами по себе эти функции (как впрочем, и все остальные) являются в значительной мере лишь потенцией. Без соответствующего наполнения у человека как бы нет инструмента для работы по ним. При недостаточном наполнении сильных функций можно говорить о глупых, неразвитых логиках и о невоспитанных, грубых этиках. К сожалению, такие случаи - не исключение в обществе, где нет соционической грамотности.

В отличие от блока ЭГО, который помогает человеку реализовать свои наиболее сильные стороны, при работе второго блока - СУПЕРЭГО - акцент ставится на том, чего от человека требует общество.

Второй блок функций показывает, какие элементы информационного метаболизма помогают каждому типу соответствовать ожиданиям окружающих. Ведь человек - существо социальное, и ему приходится вписывать себя в рамки общественных установлений.

Блок СУПЕРЭГО состоит из двух функций, расположенных в третьей и четвертой ячейках. Третья функция носит название ролевая. Она двумерная, а значит, обрабатывает значительно меньший объем информации по сравнению с первой и второй. Ролевая функция чаще всего активизируется, когда человек попадает в новые условия (например, при приеме на работу, в незнакомой компании), где ему нужно проявить себя с лучшей стороны, показать другим, какими замечательными качествами он обладает. В новой обстановке каждому кажется, что лучше всего показывать себя с ролевой функции. Наверное, все мы не до конца осознаем силу первых двух функций, а потому и не торопимся предъявлять их другим. А может быть, опасаемся в незнакомой обстановке показывать свою истинную сущность и в первый момент прикрываем сильные функции. Так или иначе, в подобных обстоятельствах мы чаще всего прибегаем именно к помощи ролевой функции. Но поскольку она не слишком сильная и не может работать в постоянном режиме, ее хватает минут на 10–30. Должно быть, поэтому иногда ее также называют демонстрационной.

Четвертая функция, входящая в блок СУПЕРЭГО, считается одномерной, то есть наиболее слабой, и ее называют болевой, а также МНС - местом наименьшего сопротивления или ТНС - точкой наименьшего сопротивления. По этой функции человек всегда стремится вооружиться какой-то информацией, чтобы не ударить в грязь лицом. Ведь критика по болевой функции воспринимается человеком особенно болезненно. И хотя болевая точка самая слабая, она все же находится в блоке социальной адаптации, а потому ориентирована на то, чтобы соответствовать требованиям общества.

Однако делать это человеку исключительно трудно, поскольку одномерная функция не позволяет работать с большими объемами информации, создать всестороннее видение проблемы по ее аспекту. Набор информации по ней, а также наработка новых навыков сопряжены с огромными трудностями, отнимают во много раз больше времени и сил, чем при обучении по сильным функциям. А главное, все наши усилия уходят почти впустую, поскольку психика с радостью выбрасывает из себя все набранное по этой функции, причем делает это столь стремительно, что можно только диву даваться!

Для любителей развивать болевую точку хочется напомнить, что в этой области у человека практически не бывает любимых тем или дел. Все старания развить ее подобны каторжному, подневольному труду с мизерным результатом. При этом любой, у кого тот же самый аспект информации приходится на первую или вторую ячейки, моментально заметит все дырки, нестыковки и недоработки в вашем «продукте», оценив его лишь как третьесортный. Стоит ли упускать из-за этого драгоценное время, которое можно было бы употребить на развитие по первым двум функциям, где каждый может добиться невероятных результатов с удовольствием для себя и с пользой для других? Стоит ли портить себе здоровье и настроение (иногда необратимо!), постепенно превращаясь в больного, раздражительного, угрюмого человека, недовольного жизнью? Гораздо лучше потратить силы на то, чтобы быть «богатым и здоровым». Благодаря соционике теперь известно, как это сделать.

Третий блок - СУПЕРИД (его называют иногда «детским блоком») - расположен в витальном кольце и содержит в себе пятую (суггестивную) и шестую (референтную) функции. Суггестивная функция практически такая же слабая, как и болевая. Единственное отличие в том, с какими чувствами человек относится к информации по той и по другой. Сюжеты по болевой обычно малоприятны, подсознательно воспринимаются как угроза. Больше всего хочется просто защитить от них психику, побыстрее закрыть тему. А вот суггестивная, наоборот, с радостью откликается на приятную информацию, которая проходит по ее аспекту, некритично и с благодарностью воспринимает ее, приветствует квалифицированную помощь. Именно здесь сосредоточены те сюжеты, которые доставляют человеку радость, помогают ему расслабиться и отдохнуть, поудивляться тому, как хорошо это получается у других. Обычно стоит затронуть один из таких сюжетов, как взрослые серьезные люди начинают совершенно по-детски улыбаться и кивать с просветленным лицом. А вот работать по суггестивной функции получается не слишком хорошо - она такая же одномерная и маломощная, как и четвертая. Усилий приходится затрачивать много, а творческих достижений нет.

Референтная функция (6-я) ориентирована на ценности так называемой референтной группы. Она двумерная, и по ней человек сверяется с нормами, принятыми в его ближайшем окружении. Обучение здесь происходит неплохо, и если с детства были заложены внятные образцы, человек может неплохо справляться с нетворческой работой по этому аспекту информации. В этой области его можно назвать уверенным пользователем. Однако, как и всякий пользователь, он должен быть обучен.

Четвертый блок - ИД - также расположенный в витальном кольце, представлен седьмой (ограничительной) и восьмой (фоновой) функциями. Как уже говорилось выше, этот блок более сильный, нежели блок СУПЕРИД. Его функции, хоть и находятся в подсознании, работают достаточно активно и продуктивно. По ограничительной функции человеку хорошо удается ограничивать не только себя, но и других, особенно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Она предназначена для того, чтобы направить ситуацию по соответствующему сюжету в нужное русло, принять меры, если положение, на наш взгляд, становится угрожающим. Если вы заметили, что человек «размахивает» своей ограничительной функцией, это значит, он защищается. Спорить с ним в эту минуту бесполезно. Лучше постараться успокоить его и перевести разговор в другую плоскость, т. к. ограничительная функция трехмерная, довольно сильная и «переупрямить» своего собеседника вам едва ли удастся.

Фоновая функция обеспечивает прохождение присущей ей информации в фоновом режиме, так сказать, «без слов на деле». При дуальном взаимодействии она приходится нашему партнеру на болевую точку, а потому излишняя ее активность только повредит ему. Особенностью этой функции является то, что, хотя она и вполне сильная - четырехмерная, но находится в подсознании, а значит в норме не заявляет о себе - просто работает и все. Эта функция всесторонне контролирует обстановку по своему аспекту и выводит в сознание только тревожные сигналы при нарушении стабильности. Поскольку каждый из нас «заточен» под своего дуала, то часто фоновая функция работает по ликвидации опасности, угрожающей партнеру. Это быстрый и молчаливый спасатель дуала от последствий его неумелых действий в соответствующей ситуации. По фоновой функции мало говорят, чтобы не сотрясать зря воздух и не травмировать партнера, по ней просто быстро и эффективно действуют.

Каждая из восьми соционических функций, отражающих информационные аспекты мира, может находиться в любой из восьми ячеек модели А. Это и отражает особенности восприятия информации каждым из 16 соционических типов. Наше экспертное и слабое, сознательное и бессознательное, активное и пассивное отношение к разным сторонам реальности делает нас непохожими и поэтому интересными друг другу. Рассмотрим далее, как ведут себя различные соционические функции при попадании в определенную ячейку модели А.

Оригинал взят у a_chernik в Соционические функции.

В завершение соционической теории в нашем сообществе, будет освещена еще одна основополагающая тема – модель «А».
Но для этого нам будет необходимо ознакомиться с некоторыми базовыми понятыми соционики - понятием информационного поля, информационных аспектов и функций соционики. Сегодня мы попытаемся разобраться какие же функции "живут у нас в голове".

И так, что такое информационное поле?

Информационное поле - это совокупность всех сигналов, воспринимаемых человеком из окружающего, и внутреннего мира.
Надо понимать, что здесь имеется в виду не только восприятие факта как такового, но и то, например, какие этот факт вызывает ощущения; дает ли энергию, или забирает; имеет ли связь с уже известными фактами, или это отдельно взятый факт. То есть вся совокупность ощущений, чувств, мыслей и эмоций: факты, жесты, интонация, настроение и прочее.

Что такое аспекты?

Аспект - это часть информационного поля несущая в себе какой-то один определенный сорт информации, объединенной общим признаком.
С точки зрения соционики информационное поле делится на восемь частей, или аспектов. Человек, хотя и воспринимает информацию целиком, несознательно разделяет ее на аспекты. И аспекты эти, разными людьми будут восприниматься в разных пропорциях.

Мне кажется красивым и символичным для нашего сообщества, сравнение информационного поля с радугой, а аспектов - с ее цветами; или со светом и его спектром. У «цветов» есть что-то общее - грани соприкосновения с соседними «цветами». Так же и между разными аспектами резких переходов нет, один плавно перетекает в другой, но в тоже время каждый "цвет" сам по себе. У каждого человека есть «свой любимый цвет».

Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как: сенсорика, интуиция, этика и логика.
Если разделить каждый из этих аспектов еще пополам, на интровертный и экстравертныей, то у нас как раз и получится 8 соционических аспектов.

Так как в ЖЖ неудобно вставлять принятые в соционике значки далее по тексту будет использоваться последняя колонка обозначений.

Наконец, что же такое функции?

Соционическая функция – это инструмент психики, при помощи которого человек воспринимает информацию. Каждая функция отвечает за восприятие одного определенного, своего аспекта информации.
Их название и обозначение полностью совпадает с обозначением аспектов показанных выше. Каждая функция берет название от аспекта который она воспринимает. Надо заметить, что не все соцоиники принимают подобное разделение. Некоторые считают, что выделение аспектов в отдельную категорию выносит соционику в область философии. И считают что аспекты и функции это одно и то же.
Психика одного отдельного человека включает в себя все 8 функций. Но эти функции различаются между собой по объему, или способности воспринимать информацию. В зависимости от этого объема их располагают в некой определенной последовательности. Такая последовательность, собственно, и есть модель «А», о которой мы будем говорить в следующем посте.

Сегодня же нашей целью будет разобраться, как влияет та или иная функция на наши мысли и помыслы.

И так, как мы знаем, всего функций 8. Для начала рассмотрим за восприятие каких физических явлений и понятий отвечает каждая из них.

Ч.Л. Работа. Движение объектов, направление движение. Траектория движения. Скорость.
Б.Л. Расстояние между объектами в пространстве. Координаты.
Ч.Э. Внутренняя энергия объекта. Температура объекта. Напряжённость. Внутренние химические реакции. Перемещение зарядов (диссоциация).
Б.Э. Сила тяготения. Притяжение или отталкивание. Сила притяжения или отталкивания между объектами, влияние на расстоянии.
Ч.С. Кинетическая энергия объекта. Сила воздействия. Форма объекта, масса. Заряд объекта.
Б.С. Пространство. Местоположение в пространстве. Объем.
Ч.И. Потенциальная энергия объекта. Внутренняя структура объекта. Плотность.
Б.И. Время. Продолжительность процесса. Периодичность. Скорость.

Б.И. самая сильная функция Бальзака. Здесь иллюстрируется прогноз развития события во времени и забота о "последствиях".

У Есенина одно из выражений Б.И. - мечтательность о будущем времени.

Как это отражается в быту и на социальных отношениях.

1 уровень - касается неодушевленных объектов
2 уровень - содержит характеристики, касающиеся личности
3 уровень - дает социальные формы проявления аспектов

Ч.Л.
- внешние проявления процесса, движение, перемещение в пространстве;
- действие, факты, поступки, способ действия, способ решения; работа (работоспособность), профессиональная подготовка, инструкция по использованию, методика, технология (в том числе программа действий), целесообразность действия;
- деятельность: человека, организации, общественная деятельность; закономерности внешнего мира, события, объективная информация и факты о событиях; общественные процессы; правила в поведении, законодательство (например, административное право).

Б.Л.
- расположение объектов относительно друг друга: расстояние между объектами, место других объектов, объективные отношения между объектами; система, как целостная сумма расстояний; приоритет – главенство одного объекта над другим, сравнение параметров объектов, порядок, как последовательное расположение;
- суждение (пространство суждений), сравнивание, сопоставление, рассуждение, установление логических связей, измерение, установление главного или приоритета, определение значимости или места; логичность – алогичность суждений; вклад человека в общее дело;
- дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория; авторитет, уважение, признание, должность, положение;
принадлежность: к организации, к социальным кругам, право собственности, авторство и пр.
система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе.

Ч.Э.
- содержание процесса (внутренние скрытое от глаз проявления), его интенсивность: внутренняя динамика объекта, его возбуждённость, звуки;
- эмоциональное состояние, настроение, возбужденность, подавленность, грусть, радость, гнев, печаль, увлечения, интересы;
- внутренние процессы в обществе, интересы общества и коллектива, стихийные движения, успех деятельности, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации; этические нормы поведения.

Здесь демонстрируется Ч.Э. в связке с Б.И. Эмоции + прогноз развития события во времени.


Показана связка Ч.Э. и Б.С. получение положительных эмоций через удовлетворение сенсорных, физических "потребностей".

Б.Э.
- чувства, как силы притяжения и отталкивания;
- все оттенки человеческих отношений - любовь, ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.;
- этические нормы отношений, мораль.

Ч.С.
- форма, масса, цвет, размеры предмета, колорит, ценность; эстетические характеристики объекта: красота, элегантность, изящество, уродливость и пр.;
- внешний вид человека: одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность, нацеленность, воля, богатство проявлений;
- власть, материальное благосостояние, ценности, деньги, имущество.

Б.С.
- место предмета в пространстве, ощущения, возникающие при соприкосновении с предметным миром: тепло-холодно, мягко-жестко, вкусно-невкусно и т.д.;
- комфорт, самочувствие и здоровье человека, его: чистоплотность, бодрость-усталость, голод, жажда, боль; физическое удовольствие, секс;
- место, занимаемое человеком; территория, помещение: квартира, дом, место проживания; размещение предметов в пространстве.

Ч.И.
- внутреннее устройство, содержание, назначение;
- способность человека, внутренние качества, характер;
- перспективность человека, идей, различных коллективов и их деятельность; перспективность производства, новых изделий, новых технологий и пр., оценка сложившейся ситуации и её перспективы.

Б.И.
- время, длительность, периодичность, ритмичность, темп, долговечность;
- состояния: ожидания, страха, тревоги, надежды, увлеченности, внутренняя гармония; судьба человека, история жизни, возраст; направленность человека;
- динамика ситуации (законченность-незаконченность и пр.), момент в ситуации; внутренние состояние группы, коллектива, общества; история, хронология.

Какими способностями и психическими особенностями будет обладать человек по каждой из функций.

Ч.Л. – Способность сосредоточить внимание на движении объектов в пространстве.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность.
Способность искать и ставить цели по отношению к деятельности. Оптимизация деятельности.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Концентрация внимания на изменениях.

Б.Л. – Восприятие мира, через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность к логическому мышлению: устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Способность классифицировать всевозможные объекты, упорядочивать окружающий мир (систематизация окружающего мира).
Происходит оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы (например, насколько информация соответствует собственной системе истин).
Умение искать и ставить цели в отношении к концепциям и системам.
Восприятие пространства, как системы расстояний. Восприятие своего места в социуме.

У Максима одно из выражений Б.Л. - это стремление все упорядочить.

Здесь демонстрируется связка Б.Л. с Ч.И. Желание все объяснить логически (формула) + оригинальная идея объяснения в любви.

Ч.Э. – Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира, через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Стремление к положительным эмоциям, к хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях: радость или печаль, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Переживания. Страсти.
Умение искать и ставить цели в отношении эмоциональных явлений в жизни.
Восприятие звуков, как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Б.Э. – Внимание обращено на силу притяжения между объектами.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений: любовь – ненависть, симпатия – антипатия, расположение – неприязнь, восхищение и др. Стремление к ярким чувствам, разнообразию отношений. Страстность в отношениях.
Потребность искать и ставить цели в связи с отношениями с окружающими.
Способность вызывать симпатию.

Связка Б.Э. и Ч.С. Призыв вести себя порядочно + угроза силового решения вопроса.

Связка Б.Э. и Ч.И. Призыв вести себя порядочно + предупреждение о возможности "неприятных последствий".

Ч.С. – Способность концентрировать внимание на внешних качествах объекта, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством давления, проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, желание использовать и умение подчинить их в своих целях.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей. Проявление силы воли.
Импульсивность, готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Б.С. – Внимание направлено на ощущения своего тела: осязание, вкус, самочувствие, чистоплотность и т.д.
Оценки объектов зависят от ощущений, которые они вызывают. Способность наслаждаться восприятием ощущений. Переживание полноты ощущений.
Способность различать качества ощущений, ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Здесь показана связка Б.С. и Ч.Л. Умение создать удобную рабочую обстановку при минимуме "средств".

Одно из воплощений Б.С. у Дюма выражается в заботе о здоровье ближних.

Ч.И. – Способность сосредоточить внимание на содержание и сути объекта.
Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.
Умение видеть перспективу и представлять результат.
Оценка качеств характера и потенциальных возможностей человека. Изучение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
Умение искать и ставить цели в отношении идей и идеальных объектов. Наслаждение ценностью и красотой идеи.

Б.И. – Существование в мире образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего, через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка происходящего в реальном мире, через оценку возникшего внутреннего состояния.
Умение различать оттенки внутренних состояний. Гармония внутреннего мира.
Восприятие ритма происходящего, темпа событий, атмосферы внутри коллектива. Ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих.
Представление событий будущего или прошлого, возможных и невозможных ситуаций, своего места в них, предчувствие.
Восприятие последовательности событий и истории (хронологии).
Умение оценить, на сколько заполнено свое и чужое время, умение заполнить время.

Каждая из функций удерживает фокус сознания в определенном направлении, которые можно обозначить следующими вопросами.

Ч.Л. – что делать? как делать? (технология)
Б.Л. – что главное? (приоритет)
Ч.Э. – что хорошо? (поведение)
Б.Э. – что нравиться? (отношение)
Ч.С. – что хочешь? (цели)
Б.С. – что нужно? что приятно? (самочувствие)
Ч.И. - какое направление? (перспектива)
Б.И. – что было или будет? (прошлое, будущее)

Какие цели будет ставить перед собой человек по каждой из функций.

Ч.Л.
- интерес к деятельности других людей, к фактам, накопление фактического материала, информации;
- анализ и установление причинно следственных связей, желание выяснить и обсудить все явления, факты себе и другим, делать новые выводы на основе известной информации;
- стремление к последовательности в своих поступках и в поведении других;
- желание иметь свою чёткую и продуманную программу действий;
- стремление оптимизировать ту или иную деятельность, сферу производства.

Связка Ч.Л. и Б.И. Умение получить выгоду, пользуясь моментом.

Демонстрируется Ч.Л. стремление Штирлица к трудолюбию.

Б.Л.
- поиск и определение своего места и места другого человека в системе отношений;
- желание уважения и признания, стремление занимать свое место в социуме в соответствии с собственными заслугами;
- стремление находить логическое объяснение;
- стремление: к построению концепций, классификации, систематизации, к постижению истины.

Ч.Э.
стремление к хорошему настроению, веселью, эмоциональной наполненности себя и окружающих;
желание заряжать других своими эмоциями, стремление к успеху;
увлечения, интересы, любовь к праздникам.

Б.Э.
- внимание к отношениям между людьми, умение строить отношения, стремление вызывать хорошие чувства, симпатию;
- умение сочувствовать и сопереживать; стремление к мирному сосуществованию между людьми;
- интерес к партнёру и партнёрству; интерес к мелодрамам.

Ч.С.
- интерес к красивым и качественным вещам, увлечение рукоделием (шитьем, вязанием и т.п.);
- стремление к обретению новых возможностей, власти, практической выгоде, накоплению богатства и материальных ценностей;
- склонность к риску, стремление к мускульным действиям, активности, стремление к навязыванию своей воли;
- интерес к работе с формой: искусства, архитектура, дизайн, мода.

Б.С.
- поиск приятных ощущений, комфортных условий жизни; отдых, расслабление; стремление к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, аскетизм;
- стремление к чистоплотности, опрятности, чистоте, свежести;
- желание иметь удобные предметы, мебель, уютную обстановку в помещении;
- сладострастие, интерес к вопросам секса;

Ч.И.
- интерес ко всему, что может иметь богатые перспективы, к новым оригинальным идеям, к неординарным людям и пр.;
- исследование способностей людей, интерес к необычным ситуациям, раскрывающим возможности человека;
- попытки реализовать свои возможности и идеи;
- стремление увидеть суть, назначение и общую идею в приходящей информации.

Показана "мульти - идейность" Ч.И.

Показана неординарность идей по Ч.И.

Б.И.
- интерес к внутреннему состоянию людей, попытка почувствовать их внутренний мир;
- стремление к внутренней гармонии, к определённым внутренним состояниям;
- склонность к мечтам, фантазиям; планирование будущих событий, заполнение своего и чужого времени;
- стремление к определённому течению событий.

Конечные цели по разным функциям.

Ч.Л. Конечная цель экстравертированной логики - собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.

Б.Л. Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.

Ч.Э. Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости - миролюбивого настроения. Достигая своей цели - настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.

Б.Э. Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель - связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.

Ч.С. Для экстравертированных ощущений конечная цель - стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира - осознать себя.

Показана Ч.С. Настоять на своем решении.

Здесь Ч.С. выражается в главенстве - "я самая ценная". Так же связка с Б.Э. установление нужной психологической дистанции.

Б.С. Конечная цель интровертированных ощущений - вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.

Ч.И. Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель - просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.

Б.И. Для интровертированной интуиции конечная цель - осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.

Вот и все на сегодня. Тем, кто добрался до конца, хочу напомнить, что не необязательно человека будет интересовать достижение абсолютно всех пунктов по своим сильным функциям. Здесь важно "уловить" обозначенное направление. Какое количество из перечисленных пунктов будут выражено лично у вас зависит от многих факторов: окружения, воспитания и ваших личностных качеств.
Ну и картинки - это лишь один частный пример проявления функции, гипертрофированный конечно, для большего колорита. А по сему, конечно же это не означает, что каждый представитель ТИМа будет вести себя в точности как там показано.
А какие примеры проявления функций имеются у вас в запасе? :)))

Модель А - это модель информационного метаболизма человека. Наполняясь определённым образом информационными аспектами, она формирует тип информационного метаболизма (тип ИМ или ТИМ), другими словами – соционический тип человека. Названа модель А в честь создательницы соционики, литовского социолога . Её изобретение даёт ответ на вопрос, как функционирует соционический тип. С помощью модели А была сформирована концепция взаимодействия соционических типов (интертипных отношений) чего нет, например, у широко применяемой на западе .

Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых задаётся уникальной комбинацией из семи свойств работы, отвечающих за особенности восприятия, обработки и усвоения конкретного аспекта информации. Все функции имеют свои номера и названия, отражающие «образ» их работы. Так, есть (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7) и (8) функции.

Разница между всеми соционическими типами определяется тем, с информацией по каким аспектам работают их функции: например, базовая функция Наполеона работает с аспектом чёрной сенсорики, тогда как базовая функция Достоевского - с аспектом белой этики. Важно понимать, что свойства самих функций от типа к типу не меняются, а меняется лишь положение аспектов в модели. Так, тот же Достоевский, например, воспринимает информацию по аспекту чёрной сенсорики не через базовую функцию, как Наполеон, а через болевую. Этим и объясняется разница в “видении мира” разными типами.

Чтобы лучше понимать, как работают функции, необходимо знать, в каких функциональных блоках они находятся, то бишь какими свойствами функций они задаются. Так, например, активационная (шестая) функция находится в блоках продуктивных, витальных, инертных, шаблонных, слабых, разгрузочных и ценностных функций. Это значит, что она воспринимает информацию через свойства “витальность” и “разгрузочность”, обрабатывает – через свойства “продуктивность” и “инертность”, а усваивает – через свойства “шаблонность” и “слабость” . Также активационная является ценностной функцией, что значит, что всем типам нравится воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию по ней.

Оранжевая ячейка соответствует признаку, окрашенному в оранжевый цвет, белая ячейка - признаку, окрашенному в чёрный цвет. Например, акцептными функциями являются 1, 3, 5 и 7 функции.

Важно также понимать, что не существует более или менее похожих по свойствам друг на друга пар функций. Все функции одновременно похожи и непохожи, поскольку у любой пары из них всегда найдётся три общих (и четыре противоположных) свойства. Так, исходя из таблицы, можно увидеть, например, что суггестивная (пятая) и фоновая (восьмая) функции обе являются витальными, контактными и загрузочными, но отличаются друг от друга тем, что суггестивная является акцептной, ситуативной, слабой и ценностной, а фоновая - продуктивной, шаблонной, сильной и неценностной.

Важно понимать, что когда Вы определяете функции типа по двум/трём свойствам, нельзя делать однозначные выводы о типе человека. Так, например, определив инертность, ментальность и загрузочность восприятия аспекта белой логики (БЛ), можно преждевременно подумать, что типируемый - Максим Горький, сбросив со счетов такие типы как «Робеспьер», «Гексли» и «Наполеон», у которых аспект БЛ воспринимается через те же свойства. Многолетняя практика типирования показывает, что именно так очень часто происходят ошибки в определении соционического типа, когда одни функции принимаются за другие (в данном примере базовую БЛ можно легко спутать с болевой).

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна - большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности - это сильные функции. Другие - маленькие и с мутными стеклами - позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно - это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ИЛЭ-«Дон Кихот»

СЭИ-«Дюма»

ЭСЭ-«Гюго»

ЛИИ-«Робеспьер»

ЛСИ-«Максим Горький»

ЭИЭ-«Гамлет»

ИЭИ-«Есенин»

СЛЭ-«Жуков»

СЭЭ-«Наполеон»

ИЛИ-«Бальзак»

ЛИЭ-«Джек Лондон»

ЭСИ-«Драйзер»

ЭИИ-«Достоевский»

ЛСЭ-«Штирлиц»

СЛИ-«Габен»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I -IV ) / В итальные (V -VIII ). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I ,II , V , VI ) / Внеценностные (III , IV , VII , VIII ). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I , II , VII , VIII ) / Слабые (III , IV , V , VI ). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

I базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

II творческая . Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

III ролевая . Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IV болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

V суггестивная . Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VI активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VII ограничительная . Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIII фоновая . Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е. последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I -II , II -III , III -IV , IV -I

Блоки витального кольца: V -VI , VI -VII , VII -VIII , VIII -V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго , блок СуперЭго , блок СуперИд , блок Ид .

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид . Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI -I и VI -V II ) и контактные (II -III и V -VI I I ) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.

Блок ЭГО (1 + 2): ПОНИМАНИЕ


Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».

1. Программа : активное наблюдение, «образ жизни».
2. Творчество : требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.


Блок СУПЕРЭГО (3 + 4): ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ


Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества чётко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)

3. Ролевая : человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
4. Болевая : человек накапливает по ней информацию, но не уверен в её качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку собственные решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по 4-й функции. Иногда по этой функции человек может проявлять редкое упрямство, консерватизм и обидчивость: он, быть может, и сам понимает, что необходимы улучшения, но своими силами их обеспечить не в состоянии. Критиковать по этой функции бесполезно – здесь помогают только целенаправленные советы, включающие уже готовое решение.


Блок СУПЕРИД (5 + 6): ПОМОЩЬ


Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком чётко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определённого момента давать свободу партнёру в данных аспектах.

5. Внушение (суггестия) : «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
6. Активация : активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка – его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.


Блок ИД (7 + 8): УПРАВЛЕНИЕ


Пассивные способности – человек умеет, но не всегда чётко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.

7. Контроль : человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
8. Эталон : человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...