Современные проблемы науки и образования. Устали от проблемы по жизни


Жизнь может быть прекрасной и ужасной. Есть периоды взлётов и падений. Очень трудно сохранить себя в целости, когда вы теряете свою любовь, деньги, безопасность или здоровье. Зачастую ваши банковские счета испаряются в воздухе, когда вам нужны деньги, чтобы справиться со сложной ситуацией.

Больно осознавать, чтобы понять, что ваша жизнь или брак были полны ложью. Необходимо пережить самые тёмные моменты вашей жизни. Жизненные неурядицы и проблемы помогают вам расти и меняться. У вас нет выбора, но вы можете взять своё мужество в руки и идти вперёд. Я надеюсь, что эта статья поможет вам преодолеть время, когда ваша личная сила проверяется жизненными неурядицами и проблемами.

Расскажите о жизненной проблеме.

Сосредоточьтесь на настоящем моменте.

Когда вы окружены потрясениями и негативом, трудно справиться с эмоциональными перегрузками. Желательно избегайте мыслей о прошлом, потому что они заставляют вас чувствовать беспокойство о том, что вам не под силу изменить. Сосредоточьтесь на настоящем моменте, что вы действительно можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Постарайтесь избавиться от навязчивых мыслей, которые обрушиваются на вас и заставляют вас чувствовать себя несчастной.

Отпустите негатив.

В настоящее время различные сферы жизни и условия заставляют вас подавлять ваши чувства. Это крайне вредно для вашего физического и психического благополучия, если держать эмоции при себе может привести к боли и другим болезням. Я понимаю, что вы не можете сказать своему начальнику, что он не прав, но вы можете освободить свои эмоции, когда вы находитесь в уединённом месте. Вы можете разбить тарелки или поплакаться в подушку. Попробуйте делать то, что поможет вам отпустить негатив из вашего сознания.

К сожалению, когда я сталкиваюсь с жизненным кризисом, я склонна критиковать себя. Мне помогает оправиться мой внутренний голос. Я всегда стараюсь следовать советам, которые я даю себе. Я представляю, какой совет я могу дать моему другу, если он столкнулся с той же ситуацией. Гораздо проще советовать другим людям, что им делать в определенной ситуации, как действовать по своему усмотрению. Вот почему вы должны дать себе подсказку, что делать. Обратись за помощью к себе, в котором вы отчаянно нуждаетесь, и я надеюсь, что вы найдете ответы на все вопросы.

Продолжайте двигаться.

Вы всегда должны помнить, что жизнь — это движение. Следуйте вашему расписанию, делайте регулярные упражнения и установите новые цели. Это увеличит вашу производительность и очистите свой разум от негативных мыслей. Занятые люди, как правило, сосредотачиваются больше на будущем, чем на прошлом. Если вы будете идти таким образом, то вы сможете избежать депрессии и достичь определенных целей.

Благодарность исцеляет.

Когда в вашей голове беспорядок, то ничего не заметите, кроме негатива, вы должны остановиться и вспомнить всё за что вы благодарны. Каждый человек имеет огромное количество преимуществ и положительных черт характера. Кроме того, вы можете подумать о ваших друзьях, детей или семье. Эта стратегия поможет вам повысить вашу уверенность в себе. Следовательно, вы с легкостью найдёте силы и вдохновение, чтобы бороться за ваше счастье вместе с вашими дорогими людьми.

Опыт помогает вам расти.

Опыт поможет вам расти в различных сферах жизни. Брэм Стокер однажды сказал: «Мы извлекаем уроки из неудач, а не от успеха». Часто бывает так, что вы можете превратить ваш прошлый негативный опыт в продуктивное и позитивное в будущем. Плюс, это сделает вас всесторонне развитым и зрелым человек готовым бороться с разными рода проблемами.

Моменты неустойчивости лучшее время, чтобы начать что-то новое в вашей жизни. Основные секреты, чтобы избежать депрессии, постоянное движение и умение находить возможности во всех трудностях. Что бы ни случилось, вы должны быть достаточно сильны, чтобы справиться с суровыми реалиями жизни.

Здравствуйте, друзья!

Жизненные трудности бывают у всех нас. Жизнь тем прекрасна и интересна, что она не похожа на однообразную ровную дорогу с одинаковым пейзажем на всём протяжении следования. Согласитесь, жить подобной жизнью было бы чрезвычайно скучно! Но, конечно же, мало кто думает об этом в тот момент, когда трудности приходят непосредственно в его жизнь. А зря!

Сегодня, друзья мои, мы с вами как раз и поговорим о том, зачем даются нам жизненные трудности и как к ним правильно относиться.

Как относиться к трудностям?

Наверное каждый из вас может вспомнить те моменты своей жизни, когда вдруг «как снег на голову» сваливались какие-то трудности. Вряд ли кто-то в подобные моменты испытывает . Скорее в вашем настроении преобладают совсем другие оттенки чувств – от раздражения до злости и недоумения. Ещё бы, ведь никому не нравится, когда в его планы вмешиваются какие-то непредвиденные, да ещё и не очень приятные обстоятельства! И очень хочется среагировать на них негативно. А вот этого как раз делать не нужно ни в коем случае!

Первое, о чём вам нужно вспомнить в тот момент, когда как вы рассчитывали, это то, что всё в жизни с нами происходит не просто так. И если Вселенная дала вам какие-то жизненные обстоятельства, значит они несут для вас какую-то полезность. Но это лишь в том случае, если вы правильно среагируете на них. Помните, в я писала, что на каждой развилке вашего жизненного пути (то есть каждый раз, когда вы принимаете решение, как вам мыслить и действовать дальше) вы выбираете для себя, куда свернуть – К своей Цели или ОТ неё. И зависит выбор направления не от конкретного решения, что именно следует сделать и как и т.п., а только от вашего ОТНОШЕНИЯ! Если вы относитесь и настроены ПОЗИТИВНО, то какой бы дальнейший шаг вы не сделали, он приблизит вас к Цели (а значит и улучшит вашу жизнь). А если вы настроены негативно, то ЛЮБОЕ ваше решение будет вас уводить от Цели и ухудшать вашу жизнь в целом.

Многие люди умудряются портить свою жизнь сами даже когда у них всё в общем-то хорошо! Наверняка вы слышали от кого-нибудь такие слова, как «Если сейчас всё хорошо, значит скоро будет плохо!» и тому подобное. Если у вас существуют подобные убеждения, избавляйтесь от них как можно скорее! Потому что именно так люди и , который потом воспринимают как «сбылось пророчество, вот и стало всё плохо!» А это всего лишь был выполнен их собственный запрос, который они посылали во Вселенную, ожидая (а значит притягивая!) неприятности.

Если ваша жизнь сейчас легка, хороша и дарит вам лишь позитив, !!! Этим вы закрепите то, что есть сейчас, давая понять Вселенной, что вам НРАВИТСЯ то, что происходит с вами в данный момент, а значит, нужно вам давать того же и побольше! И возьмите себе за правило повторять как можно чаще вот такую совершенно чудесную и очень действенную : «У меня всё хорошо, и становится ещё лучше!!!» Сделайте её своим девизом, можете написать её на листочке и повесить над своим столом, или сделать её заставкой на компьютере или в телефоне. Вы даже не представляете, насколько мощно работает эта аффирмация! Попробуйте, не пожалеете!

Для чего даны нам жизненные трудности?

Ну а что же делать, если как раз сейчас жизнь ваша вовсе и не легка, а наоборот, трудности навалились по полной программе? А вот порадоваться! Нет, я не издеваюсь над вами! Я вполне серьёзно рекомендую вам использовать ещё одну сильнейшую установку: «Всё, что происходит в моей жизни – к лучшему!». И только с таким настроем начинать разбираться, для чего в вашу жизнь пришла та или иная трудность.

Любая трудность, появившаяся в вашей жизни, это своего рода послание вам от Вселенной. Это может быть — возможно вам нужно повернуть в другую сторону, рассмотреть какие-то новые варианты, а не зацикливаться на чём-то одном. При этом у вас будет складываться впечатление, словно вас не пускают в ту «дверь», куда вы так упорно пытаетесь пройти. В этом случае обязательно «оглядитесь вокруг», то есть постарайтесь найти и обдумать другие варианты решения задачи. Скорее всего именно среди них вы найдёте не просто приемлемый, а лучший.

Трудность может быть дана вам для приобретения определённого опыта, который пригодится вам на следующих этапах вашего жизненного пути. Кстати, если дело обстоит именно так, то эти трудности довольно легко преодолеваются, причём вам постоянно даются подсказки и помощь для того, чтобы вы справились с задачей как можно быстрее и легче. Поэтому подмечайте все эти обстоятельства — это поможет вам разобраться, для чего вам эта трудность – как плацдарм для приобретения опыта, или в качестве «дорожного указателя».

Самое главное, что вы должны уяснить для себя, никакие трудности и неприятности не даются человеку для того, чтобы его «наказать»! Вселенная никого ни за что не наказывает. Все негативные обстоятельства люди притягивают к себе сами, своими мыслями.

Я бы даже посоветовала вам не называть трудности трудностями. Лучше обозначать их как «задачи, которые предстоит решить» или «обстоятельства для приобретения опыта». Такие формулировки вас настраивают на подсознательном уровне не на тяжкую борьбу с трудностями, а на продуктивные действия. А это очень важно.

Итак, какой можно сделать вывод.

К любым трудностям, встречающимся вам на жизненном пути, нужно относиться прежде всего спокойно. А ещё – позитивно, как к тому, что призвано вам помочь принять лучшее в данных обстоятельствах решение, или получить нужный и полезный опыт. В конце-концов, процесс решения задач и преодоления трудностей делает нас сильнее и опытнее и позволяет ярче прочувствовать радость от побед!

Напомню вам ещё одну из своих любимых мудрых фраз: «Если тебе тяжело, радуйся – значит ты идёшь вверх!»

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Позитивная психология и жизненные трудности и проблемы

стресс стратегия преодоление уклонение

Стресс, ограничения, сложные ситуации, потери, значительные изменения в жизни, такие, как старение и даже смерть, - все это неизбежные составляющие человеческой жизни. Хотя на первый взгляд эти темы кажутся заклятыми врагами позитивной психологии, некоторые полагают, что позитивная психология (вместо того чтобы не замечать их) должна заняться изучением того, как правильный подход к этим темам может помочь нам хорошо прожить свою жизнь.

Когда возникает стресс, все мы используем разные способы, чтобы справиться с тяжелой или сложной ситуацией. Исследователи объединили эти стратегии преодоления, или копинговые стратегии (от англ. «cоре» -- справляться), в три большие группы: преодоление проблемы, преодоление эмоций и преодоление через уклонение". Преодоление, сосредоточенное на проблеме, возникает, когда люди определяют проблему и начинают что-то делать, чтобы ее решить. Эти стратегии нацелены на то, чтобы непосредственно воздействовать на источник стресса, разобравшись с проблемой. Преодоление, сосредоточенное на эмоциях, нацелено не столько на проблему, сколько на эмоции, которые она у нас вызывает.

Так что, если мы обращаемся к кому-то за помощью, то обычно речь идет о моральной поддержке (например, все проговорить, вместе поплакать, получить сочувствие), а не о конкретных вещах (например, спросить совета, как поступать в подобной ситуации). Часто имеет смысл сначала разобраться с эмоциями, а уж потом сосредоточиться на имеющейся проблеме.

Когда эмоции улягутся, мы сможем яснее мыслить, точнее оценивать ситуацию, видеть заложенные в ней возможности. Такая стратегия более эффективна и для неконтролируемых стрессов, например в случае тяжелой утраты, когда «решение» проблемы невозможно. Преодоление, основанное на уклонении, заключается в том, что люди пытаются отрицать существование проблемы и стараются выбросить ее из головы (в том числе с помощью алкоголя, наркотиков, секса или даже работы).

Конкретные стратегии в каждой из этих трех больших групп могут быть конструктивными и неконструктивными. Например, взять на себя ответственность за решение проблемы или разработать реалистичный план действий - это конструктивные стратегии преодоления проблемы, тогда как тянуть время или махнуть рукой - неконструктивные.

Аналогично катарсис, эмоциональная разрядка или обращение за поддержкой к друзьям относятся к числу конструктивных способов преодоления эмоций, а установление деструктивных отношений, агрессия или самообман таковыми не являются. Стратегия уклонения также может быть полезна на какой-то период. Чтобы отвлечься на вечер от тягостной проблемы, можно сходить в кино или поиграть с друзьями в бильярд. Однако постоянно отвлекаться и мысленно отключаться от проблемы неконструктивно, в частности, потому, что проблемы сами по себе не решаются и имеют тенденцию со временем усугубляться.

Стратегии преодоления - это то, к чему мы прибегаем сознательно, но, как утверждают психоаналитики, существуют еще и бессознательные процессы, помогающие нам оправиться от стресса. Эти бессознательные процессы, названные адаптивными защитными механизмами, - вещь позитивная и очень полезная. Среди них: предвидение, чувство принадлежности, юмор, самоутверждение, самонаблюдение, сублимация и подавление. Приведу несколько примеров. Предвидение эмоционально готовит нас к потенциально неблагоприятным исходам сложных ситуаций. Чувство принадлежности заставляет нас снять трубку и поболтать с другом о том, какой тяжелый у нас был день, не используя это как сознательную стратегию преодоления. Переосмысление неприятных ситуаций как смешных - распространенный и очень эффективный прием. Сублимация позволяет нам преобразовывать негативные реакции (например, агрессию) или сильные природные побуждения (например, сексуальное желание) в конструктивную деятельность. Все эти виды защиты обычно развиваются и становятся более эффективными с течением времени. Чем больше мы их используем, тем выше будет наша способность к адаптации и устойчивость.

При том, что и конструктивные стратегии преодоления, и адаптивные защитные механизмы очень помогают нам в жизни, четкой границы между ними нет, и, если вдуматься, можно обнаружить некоторые совпадения. Если, к примеру, вы осознаете свои защитные механизмы, не превращаются ли они автоматически в сознательные стратегии?

Мы ежедневно имеем дело со стрессом, который бывает более и менее сильным. Однако иногда мы оказываемся лицом к лицу с травмирующими событиями, способными навсегда изменить ход нашей жизни. Это могло быть цунами, унесшее или сломавшее жизни тысяч людей 26 декабря 2004 года, это может быть геноцид, как в Руанде, изнасилование, сексуальные домогательства, СПИД или терминальная стадия рака, потеря любимого человека или ребенка, рождение ребенка-инвалида, сгоревший дом или тяжелое увечье...

Эти, как и многие другие страшные события, могут вдребезги разбить нашу картину мира. Некоторые наши представления (например, что люди хорошие или что мир справедлив) могут не выдержать такой проверки, многие цели могут утратить актуальность и смысл. Тем не менее, даже если такое происходит, некоторые люди, пройдя через подобные испытания, что-то в них приобретают. Этот феномен называется посттравматическим ростом. Многие люди чувствуют, что после несчастья стали гораздо сильнее, больше верят в себя и свои способности. Другие говорят, что у них улучшились и укрепились отношения с людьми (травма часто служит лакмусовой бумажкой, выявляющей ценность наших отношений), или сообщают о более сильном чувстве сострадания к людям, оказавшимся в подобной ситуации. Иногда люди начинают заново ценить то, что имеют, даже какие-то мелочи жизни, которые мы слишком часто считаем чем-то само собой разумеющимся. Более того, некоторые люди вследствие несчастья обретают смысл жизни или веру, что ведет к появлению у них более гармоничного и дающего удовлетворение мировоззрения и жизненной философии.

Многие религиозные ученые, философы и писатели отмечали, что в страдании можно найти что-то положительное. Среди них христианские, буддийские, индуистские и исламские богословы и мыслители, Ницше, Данте, Достоевский и Солженицын. Австрийский психиатр Виктор Франкл написал книгу «Человек в поисках смысла» о своем опыте жизни в нацистском концентрационном лагере. Эта книга - дань уважения человечности и осмысленности, которые могут быть найдены даже посреди отчаянья, когда у человека отняты все атрибуты человеческого существования (личность, имущество, близкие, даже право на жизнь).

Так как же нам перейти от травматических переживаний к личностному росту? Обычно все начинается с попытки придать смысл тому, что случилось. Это происходит почти автоматически, когда люди пытаются определить, какие шаги и какие совпадения привели к этому событию. Дальше делается попытка воссоздать смысл жизни в целом: происходит когнитивное реструктурирование. Внутренний мир должен быть построен заново, и часто в нем происходят большие перемены - в мировоззрении и даже в представлении о себе. Здесь мы имеем дело с более осознанным процессом. Если этого процесса нет, человек, возможно, не сможет смириться с тем, что произошло, и будет уязвим для негативных событий в будущем.

Франкл был уверен, что решающим фактором успешной адаптации человека к несчастью является его отношение (attitude). «У человека можно забрать все, кроме... последней из человеческих свобод - свободы выбирать свое отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь»118. Если травматическая ситуация осмысляется как вызов, у человека с большей вероятностью произойдет посттравматический рост.

Наконец, другим важнейшим фактором является межличностная поддержка. С помощью множества сочувствующих нам людей и общения с ними, в котором мы можем раскрываться и расти, у нас больше шансов на успешную адаптацию.

Интересно, что посттравматический рост связан не только с лучшим психологическим, но также и с более крепким физическим здоровьем. Например, если ВИЧ-положительные мужчины активно включались в поиски смысла после смерти своих партнеров, то спустя два-три года их иммунологические показатели и состояние здоровья были лучше, чем у тех, кто этого не делал.

Важно отметить, что рост и страдания часто сосуществуют. На самом деле именно баланс между приобретениями и потерями может приводить к наилучшему приспособлению141. Это, конечно, не значит, что для роста необходима травма. В травме как таковой нет и не может быть ничего хорошего, но она может повлечь за собой важные личностные изменения.

Более того, человек даже может стать мудрее в результате посттравматического роста, о чем мы и поговорим в следующем разделе.

На протяжении жизни каждый из нас может встретиться с препятствиями, которые необходимо преодолеть. Но как это сделать, чтобы не потерять человеческий облик? Классическая литература не обошла вниманием эту проблему. И такие писатели девятнадцатого века, как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие, пытались каждый по-своему ответить на поставленный вопрос.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам бедного молодого человека Родиона Раскольникова, совершившего страшный грех. Он убивает старуху-процентщицу и по стечению обстоятельств её ни в чём не повинную сестру. Убийство происходит из-за того, что герой романа решает проверить на себе одну теорию, по которой все люди делятся на два разряда: одни - «право имеющие» послать на убийство или самому убить, а другие, низший сорт, - «твари дрожащие», которых большинство.

Раскольников ценит себя достаточно высоко и поэтому, причисляя себя к имеющим право, берёт в руки топор. Убить-то он убил зловредную, по его словам, и никому не нужную старуху. В этом проявляется и такая черта Раскольникова, как смелость. Но после преступления для Родиона наступает «чёрная» полоса жизни - наказание. Кто виноват в произошедшем? Как теперь жить с таким грузом? Наполеон, когда посылал своих воинов на смерть, разве задумывался о нравственности своего поступка? Такие мысли посещают Раскольникова в период душевных терзаний и жизненных трудностей. В эту сложную минуту он встречается с Соней Мармеладовой, которая сама переживает не лучшие времена. Она вынуждена пойти «по жёлтому билету» торговать своим телом, чтобы спасти от голода свою семью. Эта девушка не только сама не ожесточилась, но и помогла Раскольникову понять, что причину невзгод надо искать, в первую очередь, в себе. Для этого необходимо осознать, что ты не прав, пойти и покаяться в содеянном. Это и будет первым шагом к обретению себя, человека.

Ещё одним примером раскрытия проблемы преодоления жизненных трудностей и сохранения в себе человека может служить роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Показательной в этом отношении является семья Ростовых. Писатель рассказывает на протяжении всего повествования о том, что граф Ростов - хороший человек и семьянин, но плохой хозяин. Распоряжается его имуществом Митенька (как его ласково называют все Ростовы), управляющий имениями, - плут и мошенник. Богатство Ростовых тает на глазах. И Николай Ростов, призванный графиней из армии, тоже не в силах помочь. Несмотря на пошатнувшееся положение, Ростовы никому не отказывают от дома. У них продолжают жить все (гувернёры, няньки, учителя и другие), кто считал, что у Ростовых им жить будет лучше, чем где-нибудь.

В период тяжких испытаний войны 1812 года, после Бородинского сражения, мимо дома Ростовых потянулись раненые, которым требовались кров и помощь. Наташа, как истинная представительница своей семьи, не только не отказывает солдатам в помощи, но и настаивает перед родителями на том, чтобы отдать подводы раненым. А на этих подводах лежит, как говорила мать-графиня, «детское», то есть всё, что осталось из приданого для детей. Ростовы преодолеют свои трудности в дальнейшем, но никогда и нигде не потеряют человеческий облик.

Таким образом, литература даёт нам, читателям, примеры правильного поведения в трудных обстоятельствах жизни и показывает, что при любых обстоятельствах нельзя терять лицо и всегда нужно оставаться Человеком.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...