Способность быть господином самому себе. Гениальные цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Тот, кто способен самого себя за волосы вытащить из болота, достоин недюжинного уважения. Поэтому сайт собрал для вас меткие и острые высказывания знаменитого барона Мюнхгаузена, которые учат не унывать и с иронией относиться к жизни и самому себе. В наше время, поверьте, это важно.

  • Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
  • Ты меня заждалась, дорогая? Извини... Меня задержал Ньютон.
  • После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие: я - в Турцию, жена - в Швейцарию. И прожили там три года в любви и согласии.
  • Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!
  • Мы были искренни в своих заблуждениях!
  • Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?
  • - Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
    - Обязательно! Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени это делать!
  • Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!
  • Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
  • Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
  • Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, - говорит, - не приехал еще господин пастор?» Я говорю: «Нет еще». Он говорит: «Ну и слава богу!» Очень вас ждет.
  • Имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!
  • Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.
  • Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?
  • - Вы же разрешаете разводиться королям.
    - Ну королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
    - Для продолжения рода нужно совсем другое.
  • - Объясните суду, почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?
    - Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия, и только теперь все должно быть хорошо!
  • Одни мои похороны дали мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.
  • Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!
  • - Все шутите?
    - Давно бросил. Врачи запрещают.
    - С каких это пор вы стали ходить по врачам?
    - Сразу после смерти…
    - Говорят ведь, юмор - он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
    - Не всем. Тем, кто смеется, продлевает. Тому, кто острит, укорачивает.
    Вот так вот.
  • Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь .

Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена (Латвия) отмечается наступление 32 мая, упомянутого в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Барон Мюнхгаузен, подписывая документы о разводе, датирует их 32 мая - по его расчётам, в календарь за истекшие тысячелетия вкралась ошибка, связанная с более точно вычисленным им периодом обращения Земли вокруг своей оси, и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи барона никого не интересуют, все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку.

Фильм режиссера Марка Захарова с неподражаемым Олегом Янковским в главной роли сразу завоевал сердца зрителей и после выхода на экраны в 1979 году был разобран на цитаты. Это настоящий шедевр, который хочется пересматривать снова и снова - и каждый раз находить новые смыслы.


- Правда - это то, что в данный момент считается правдой…

Вот вы говорите - охота…
- Я говорю?
- Ну хорошо, не говорите, думаете.

Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.


- Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, - говорит, - не приехал ещё господин пастор?» Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава Богу». Очень вас ждёт.

Господин барон пошел в лес на охоту и там встретился с этим медведем. Медведь бросился на него, а поскольку господин барон был без ружья…
- Почему без ружья?
- Я же говорю: он шел на охоту…
- И когда медведь бросился на него, господин барон схватил его за передние лапы и держал до тех пор, пока тот не умер.
- А от чего же он умер-то?
- От голода. Медведь, как известно, питается тем, что сосёт свою лапу, а поскольку господин барон лишил его этой возможности…
- И ты что же, во всё это веришь?
- Конечно. Вы же сами видели, какой он худой.
- Кто?
- Медведь.
- Какой медведь?
- Которого вы видели.


- Фрау Марта, я не расслышал: который час?
- Часы пробили 3, барон - 2, стало быть, всего 5.

Ты меня заждалась, дорогая? Извини, меня задержал Ньютон.

Будем бить через дымоход.

Попал. Утка! С яблоками. Она, кажется, хорошо прожарилась.
- Она, кажется, и соусом по дороге облилась.
- Да? Как это мило с её стороны!

Она сбежала от меня два года назад.
- По правде говоря, барон, я бы на её месте сделал то же самое.
- Вот поэтому я и женюсь не на вас, а на Марте.
- К сожалению, при живой жене вы не можете жениться вторично.
- При живой? Вы предлагаете её убить?
- Да упаси вас Бог, барон!


- Но вы же разрешаете разводиться королям.
- Ну, королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
- Для продолжения рода нужно совсем другое.
- Церковь должна благословлять любовь!
- Законную!
- Всякая любовь законна, если это - любовь!
- Это только по-вашему!
- Что же вы посоветуете?
- Нечего тут советовать: живите как жили. Только по гражданским и церковным законам вашей женой по-прежнему будет считаться та жена, которая вам уже не жена!


- Мне сказали - умный человек.
- Ну мало ли что про человека болтают!

Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!
- Стань таким, как все, Карл! Я умоляю!
- Как все? Что ж ты говоришь? Как все… Не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов, с Шекспиром не переписываться…

- Что орёшь ночью?
- А разве ночь?
- Ночь.
- И давно?
- С вечера.

Я хотел сказать, утка готова.
- Отпусти её. Пусть летает.


- Ты что, хочешь повесить в доме эту мазню?
- Чем она тебе мешает?
- Она меня бесит! Изрубить её на куски!
- Не сметь! Он утверждает, что это работа Рембра́ндта.
- Кого?
- Ре́мбрандта.
- Вранье.
- Конечно вранье, но аукционеры предлагают за нее двадцать тысяч.
- Двадцать? Так продайте.
- Продать - значит признать, что это правда.

Вызовите отца на дуэль.
- Никогда!
- Но почему?
- Во-первых, он меня убьёт, а во-вторых…
- И первого достаточно.

Мне уже 19 лет, а я всего лишь корнет! И никакой перспективы! Меня даже на манЕвры не допустили!
- Манё-ёвры!
- На манё-ёвры не допустили! Полковник сказал, что он вообще отказывается принимать донесения от барона Мюнхгаузена.


- Баронесса, как вам идёт этот костюм амазонки! Рамкопф, вы, как всегда, очаровательны! Как дела, корнет? Вижу, что хорошо!
- Судя по обилию комплиментов, вы опять с плохой новостью.


- Человек разрушил семью, выгнал из дома жену с ребёнком!
- Каким ребёнком! Я - офицер!
- Выгнал жену с офицером!

Имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!


- Но это факт?
- Нет, это не факт.
- Это не факт?!
- Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю, всех на волю!»


- Так, доигрались. Дуэль! Господин Рамкопф, вы старый друг нашей семьи, вы очень многое делаете для нас. Сделайте ещё одно.
- Ни, ни, ни, ни, ни!
- Будьте моим секундантом.
- Никогда!
- Но почему?
- Во-первых, он убьёт и секунданта…
- Да.
- Убийца!

Ваше высочество, может, всё дело в нашем левом крыле? Оно ненадёжно.
- Меня и центр беспокоит…


- Может, стоит всё-таки в данном случае поднять верх сверху и понизить низ снизу?
- Так и сделаем! Два ряда вытачек слева, два справа. Всё решение - в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!
- Гениально! Гениально, как всё истинное.
- Именно на уровне груди. Шестьдесят шесть. Я не разрешу опускать линию талии на бёдра. Сто пятьдесят пять. В конце концов, мы - центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав - пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с вытачками - принимаю и это. Но опускать линию талии не дам!


- Подъём в 6 часов утра!!!
- Ненаказуемо.
- с 8 до 10 - подвиг.
- как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну, что вы скажете, господин бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
- Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть.

Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!

Война - это не покер! Её нельзя объявлять когда вздумается! Война - это… война!

А грудь оставляем на месте?
- Нет, берём с собой!

Где мой военный мундир?
- Прошу, Ваше Высочество, прошу!
- Что-о?? Мне - в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!


- Господа офицеры, сверим часы! Сколько сейчас?
- 15:00!
- 15 с четвертью!
- А точнее?
- Плюс 22!

Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Вас приказано арестовать. В случае сопротивления приказано применить силу.
- Кому?
- Что кому?
- Кому применить силу в случае сопротивления, вам или мне?
- Не понял…
- Так, может, послать вестового переспросить?
- Это невозможно.
- Правильно. Будем оба выполнять приказ. Логично?
- Э-э-э…
- И это хорошо. Одну минуточку. Значит, это делается примерно так. В стороночку, господа! Вы вообще уйдите. И, конечно, танцы! Трактир всё-таки.

Всё в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились.

Пошёл он как-то в лес без ружья.
- В каком смысле без ружья?
- Ну, в смысле на медведя.
- Не на медведя, а на мамонта. Но стрелял он именно из ружья.
- Из ружья?
- Да. Косточкой от вишни.
- Черешни!
- Стрелял он, во-первых, не черешней, а смородиной. Когда они пролетали над его домом.
- Медведи?
- Ну не мамонты же!
- А почему же тогда всё это выросло у оленя?


- Это ещё что такое?
- Арестованный.
- Почему под оркестр?
- Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.
- А где же наша гвардия? Гвардия где?
- Очевидно, обходит с флангов.
- Кого?
- Всех!

Ваше Высочество, ну не идите против своей совести. Я знаю, вы благородный человек и в душе тоже против Англии.
- Да, в душе против. Да, она мне не нравится. Но я сижу и помалкиваю!
- Нет, это не герцог, это тряпка!
- Сударыня, что вы от него хотите? Англия сдалась!

Почему продолжается война? Они что у вас, газет не читают?


- Вспомнил! Он действительно стрелял в оленя! Но через дымоход!

Ты не забыл, что через полчаса начнётся бракоразводный процесс?
- Он начался давно. С тех пор, как я тебя увидел.

Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной.
- О чём это она?

Барона кроет.
- И что говорит?
- Ясно что: «подлец», говорит, «псих ненормальный, врун несчастный»…
- И чего хочет?
- Ясно чего: чтоб не бросал.
- Логично.

Карл, почему так поздно?
- По-моему, рано: не все глупости ещё сказаны.


- Как же так: 20 лет всё было хорошо, и вдруг такая трагедия.
- Извините, господин судья, 20 лет длилась трагедия, и только теперь должно быть всё хорошо. Это были трудные 20 лет, но я о них не жалею!

Есть пары, созданные для любви, мы же были созданы для развода.


Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили: «Нет!» - и нас тут же обвенчали. После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие: я в Турцию, она в Швейцарию. И три года жили там в любви и согласии.

Я протестую! Вы оскорбляете мою подзащитную!
- Правдой нельзя оскорбить, уважаемый адвокат!

Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе.


В своё время Сократ как-то мне сказал: «Женись непременно. Попадётся хорошая жена - станешь счастливым, плохая - станешь философом». Не знаю, что лучше.

И да здравствует развод, господа! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!

Уступи, Господи! Ты уже столько терпел… ну потерпи ещё немножко!


Томас, ты доволен, что у нас появилось 32 мая?
- Вообще-то не очень, господин барон. Первого июня мне платят жалование.

Вы рады новому дню?
- Смотря на что падает. Если на воскресенье, то это обидно. А если на понедельник - ну зачем нам два понедельника?

Господи, почему ты не женился на Жанне д’Арк? Она ведь была согласна.

Но я же сказал правду!
- Да чёрт с ней, с правдой! Иногда нужно и соврать. Понимаете, соврать! Господи, такие очевидные вещи мне приходится объяснять барону Мюнхгаузену!

32 мая, 33-е, ну и так далее…
- Ну вот и славно! И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… С юмором!.. В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался.
- Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно…
- В конце концов я всегда уважал ваш выбор: свободная линия плеча…
- Так какое у нас сегодня июня?
- Первое.
- Не усложняй, барон. Втайне ты можешь верить.
- Я не умею втайне. Я могу только открыто.
Раз лишний день весны никому не нужен, забудем о нём. В такой день трудно жить, но легко умирать.
Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
- А что если не побояться и…
- Ликвидировать! Или… приблизить?
- Соединить!


Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем! Незачем. Он нам дорог просто как Мюнхгаузен… как Карл Фридрих Иероним… а уж пьёт его лошадь или не пьёт - это нас не волнует.
Мне страшно вспомнить. Я мечтал о дуэли с отцом. Я хотел убить его… Мы все убили его… Убийцы!!!
- А гвоздики почём?
- По два талера!
- Как это по два талера? Они ж вялые!
- Вялые. Ха-ха-ха! Наш барон, пока был жив, тоже дёшево ценился. А завял - стал всем дорог!


- В Германии иметь фамилию Мюллер - всё равно что не иметь никакой.
- Всё шутите…
- Давно бросил. Врачи запрещают.
- С каких это пор вы стали ходить по врачам?
- Сразу после смерти.

А говорят, ведь юмор - он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
- Не всем. Тому, кто смеётся, продлевает, а тому, кто острит, укорачивает.

Хороший мальчик?
- 12 килограмм.
- Бегает?
- Зачем? Ходит.
- Болтает?
- Молчит.
- Умный мальчик, далеко пойдёт.

Одни мои похороны дали мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.

Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?
- Сегодня в полночь у памятника.
- У памятника. Кому?
- Мне.
- Вы же умерли!
- Умер!

Четвёртый раз гоним этого кабанчика мимо Его Высочества, а Его Высочество, извините за выражение, мажет и мажет! Прикажете прогнать пятый раз?
- Нет! Неудобно. Он его уже запомнил в лицо.
- Кто кого?
- Герцог кабанчика!


Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Кстати, барон, я давно у вас хотел спросить: где вы, собственно говоря, доставали медведей?
- Уже не помню. По-моему, в лесу.
- Нет, это исключено. Они у нас давно не водятся.

Итак, господа, я пригласил вас, чтоб сообщить вам пренеприятнейшее известие. Чёрт возьми, отличная фраза для начала пьесы. Надо будет кому-нибудь предложить.

Это не мои приключения, это не моя жизнь. Она приглажена, причёсана, напудрена и кастрирована!
- Обыкновенная редакторская правка.
- Дорогая Якобина, ты же меня знаешь: когда меня режут, я терплю, но когда дополняют, становится нестерпимо.

А вы за это время очень изменились, господин бургомистр.
- А вы зря этого не сделали.


Фрау Марта, у нас беда: барон воскрес! Будут неприятности!
Ненавижу! Всё! Дуэль! Здесь же стреляться! Через платок!

Я на службе. Если решат, что вы - Мюнхгаузен, я паду вам на грудь. Если решат, что вы - Мюллер, посажу за решётку. Вот и всё, что я могу для вас сделать.

Господи, неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять, что он живой?!


И мой вам совет: не торопитесь стать вдовой Мюнхгаузена. Это место пока занято.
- Тебе грозит тюрьма.
- Чудесное место! Здесь рядом со мной Овидий, Сервантес… Мы будем перестукиваться.

А ты что, и впрямь думаешь, что он долетит?
- До Луны, конечно!
- Её ж даже не видно.
- Когда видно, так и дурак долетит. Барон любит, чтоб было потруднее.

Ну, будем исповедоваться.
- Я это делал всю жизнь. Но мне никто не верил.
- Прошу вас, облегчите свою душу.
- Это случилось само собой, пастор. У меня был друг - он меня предал. У меня была любимая - она отреклась. Я улетаю налегке.
- Ну скажи что-нибудь на прощанье!
- Что сказать?
- Подумай. Всегда найдётся что-то важное для такой минуты.
- Я… я буду ждать тебя!
- Не то!
- Я… я очень люблю тебя!
- Не то!
- Я буду верна тебе!
- Не надо!
- Они положили сырой порох, Карл! Они хотят тебе помешать!
- Вот.


Дочь аптекаря - она и есть дочь аптекаря!

Сейчас я улечу, и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь, в следующий раз, вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на земле летит неодинаково: там - мгновения, тут - века.
Господи, как умирать надоело!

Где командующий?
- Командует!

Присоединяйтесь, господин барон. Присоединяйтесь.
Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт.


- Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.
- Шесть вечера или шесть утра?
- Шесть дня!


Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!

  • Как стать господином самому себе?
  • Как распределить стыд и правду среди людей?
  • Чему сегодня учит мудрость Зевса?
  • Каковы главные ценности в царстве ценностей?

Как стать личностью? Понятие «личность» употребляется в более узком значении, чем понятие «человек». Потому что понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему людскому роду, а личность - это отдельный, конкретный представитель рода - индивид, которому свойственны вполне определенные - индивидуальные - социально значимые черты.

Когда говорят «социально значимые черты личности», речь в этом случае идет о свойственных данному конкретному лицу - индивидууму - взглядах, убеждениях, особенностях поведения: что любит и ценит, как относится к своим обязанностям и другим людям, способен ли помочь, защитить, проявить заботу, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово.

Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия. Или он плывет по течению, как щепка, и податлив чужой воле, как пластилин. Не зря говорят: быть личностью - значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Очень выразительное определение личности сформулировал великий немецкий философ И. Кант (1724-1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Обдумаем каждое слово в данном определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы называем «иметь характер»,- умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т. е., как теперь говорят, автономным. Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т. е. компетентности, а во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Прекрасные качества. Но И. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

Как видите, личность основывается на морали, на моральных принципах.

Но и это не все. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества - способность быть господином самому себе, иметь принципы - с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т. е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркнем близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений - язык, знания, мораль, право, обычаи, отношение к религии и т. д.- все то, что делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно.

Урок мудрости . В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной - дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом людским нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

Чему же учит это мудрое сказание? На наш взгляд, его первый, главный урок состоит в том, что всем нам, людям, необходимо овладеть умением добиваться согласия. Это значит, что нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человечным, гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.

Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть, неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.

Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия жизни миф принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.

Что такое ценность? Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, чем они сильно увлечены, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления и их свойства. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят ученые, выстраивается своя «пирамида» ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека, основу его личности. При определении линии своего поведения человек ориентируется на эту собственную «пирамиду», выбирает, чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями.

Философы утверждают, что в обширном царстве ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые - главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей. Вы, конечно, догадались, что к таким ценностям относятся прежде всего человеческая жизнь, мир, свобода, природная среда, семья, Родина, истина, вера, честь, культура и еще многие другие ценности - вы сами можете их назвать.

Стыд и правда тоже из этого ряда. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счете только стыд и правда способны сохранить род человеческий, поэтому они и относятся к общечеловеческим ценностям.

Что же такое стыд и правда?

Моральный выбор, моральный контроль . В первой части учебника вы уже знакомились с вопросами морали и знаете, что моральные правила (нормы, как их принято называть) дают человеку образец поведения. Но правил много, они разные, и человек всегда сам решает, как ему следует поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Иначе говоря, как полагают многие мыслители, человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или, точнее, моральный выбор.

Но случаи бывают посложнее. Вот пример. В фильме выдающегося российского режиссера Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, которых охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут в лагеря смерти.

И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, сверху на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. А комиссар, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственный конфликт...

Вот вам ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумайте о ней сами. Мы не даем ответа. Не торопитесь и вы. Только не упускайте из виду: во-первых, цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу; во-вторых - гуманистические принципы морали.

А кто контролирует, оценивает наш моральный выбор?

Ваш ответ может быть таким: окружающие люди - общественное мнение.

Это верно, но не совсем. Общественное мнение может оценить наш поступок, наши действия (т. е. результат выбора), когда выбор уже сделан, поступок совершен. Вот тогда общественное мнение решает, какой поступок мы совершили - добрый или злой, честный или бесчестный, полезный или бесполезный, умный или глупый и т. д.

А кто же оценивает выбор, который происходит у нас глубоко внутри, в сердце, в душе?

Есть такой невидимый, но могущественный и строгий внутренний контролер - наша совесть. Совесть видит и знает все, дает внутреннюю критическую оценку и нашего выбора, и наших поступков. Перед ней, точнее, в первую очередь перед ней, нам приходится держать ответ.

Следует помнить, что выбор поступка всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и для нас лично. А за последствия приходится отвечать. Выбор и ответственность взаимосвязаны.

Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Будем помнить: каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас у всех есть надежная духовная опора - мораль. Но мораль нужно не только знать, изучать. Важно уметь правильно поступать в соответствии с требованиями морали. А такое умение вырабатывается всю жизнь - тут не может быть остановки. Зато, как учит мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Поэтому каждому из нас в жизни нужна нравственная культура, которую можно выработать только своими собственными духовными усилиями. Обо всем этом - о совести и моральном выборе, ответственности и нравственной культуре - мы будем еще подробно говорить.

    Основные понятия

  • Человек, личность.

    Термины

  • Термины: Ценности, моральный выбор, совесть.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, как вы поняли содержание древнего мифа. Чему он учит?
  2. Обсудите смысл слов «стыд» и «правда». О чем идет речь?
  3. Почему стыд и правду нельзя распределять избирательно? Почему к стыду и правде должны быть причастны все люди?
  4. Как вы понимаете слово «ценность»? Почему стыд и правда - ценности особые, уникальные?
  5. Объясните смысл определения, которое дал личности немецкий философ И. Кант. Что значит: «способность быть господином самому себе», «твердые принципы», «добровольно выбранные принципы»?

Задания

  1. Изложим две позиции.
    1. Нередко можно услышать такую оценку: «У этого человека вообще нет личности, безликий он какой-то».
    2. Поэт Е. Евтушенко писал:

        Людей неинтересных в мире нет,
        Их судьбы - как история планет.
        У каждой все особое, свое,
        И нет планет, похожих на нее.

    Сопоставьте эти позиции: противоречат они друг другу или дополняют одна другую? Объясните вашу точку зрения.

  2. Есть старая знаменитая притча о строительстве собора в средневековом городе Шартре, во Франции. У строителей спросили, что они делают. Один ответил, что делает трудную работу. Другой сказал, что зарабатывает на хлеб. Третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор!»

    Выскажите ваше мнение о «пирамиде ценностей» каждого из строителей.

  3. Моральный выбор, как вы поняли, дело трудное и ответственное для каждого из нас. И никуда от него не уйти: всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий, поступков.

    Но бывает ситуация, когда человек не в силах решить, какой вариант выбрать. И тогда отказывается от выбора. Самоустраняется - пусть другие решают.

Проанализируйте высказывание немецкого философа И. Канта (1724-1804): "Личность - это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам"
1) Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2) запишите 2-3 обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл данного высказывания.
3) Приведите несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.
4) Согласны ли вы с этим высказыванием?
5) Приведите 2-3 аргумента, подтверждающее ваше мнение.

Проанализируйте высказывание немецкого философа И. Канта(1724-1804):"Личность - это способность человека быть господином самому себе благодаря

1)Как ты понимаешь смысл этого высказывания?_________________________________________________________________________

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл данного высказывания.___________________________________________________________

3)Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание._______________________________________________________________________

4)Согласен ли ты с этим высказыванием?______________________________________________________________

5) Приведи два-три аргумента, подтверждающие твое мнение. __________________________________________________________________

Проанализируйте высказывание немецкого философа И.Канта (1724-1804): "Личность-это способность человека быть господином самому себе благодаря

добровольно выбранным твердым принципам".

1)Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

2)Запиши два-три общественных термина,с помощью которых можно обьяснить смысл данного высказывания.

3)Приведи несколько примеров,иллюстрирующих это высказывание. 4)Согласен ли ты с этим высказыванием?

5)Приведи два-три аргумента,подтверждающие твое мнение.

21. В чем выражаются права человека?

22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

23. Что такое международное гуманитарное право?

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?

27. В чем выражается уголовная ответственность?

28. Что такое административный проступок?

29. Кар действуют правоохранительные органы?

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

31. Каковы основные признаки общества?

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе, общине.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание, оно выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор».

В первобытнообщинном строе отношения между людьми внутри племени, а также между родами и племенами основывались на нормах морали, обычаях, традициях, правилах, которые складывались в результате многолетнего опыта наиболее целесообразного поведения и передавались из поколения в поколение.

С расслоением общества на большие, однородные социальные группы по сферам их деятельности и места в общественном производстве возникает государство. Одновременно появляется и новое средство регулирования поведения людей - право в виде совокупности правил, исходящих от государства и выражающих интересы уже не всего общества, а прежде всего тех социальных слоев и групп, которые занимают господствующее положение в обществе. При этом воля таких групп приобретает общеобязательную силу, выступает в виде правовых норм, неисполнение которых влечет за собой применение мер предупреждения, осуществляемых специальными государственными органами.

Реальные демократические преобразования в государстве и праве начались со второй половины 80-х годов, в годы перестройки. Получают реализацию свобода слова и печати, свободные выборы на альтернативной основе, формирование демократических организаций. Более демократическим, учитывающим интересы человека, стало законодательство, появились новые судебные органы - конституционный и арбитражный суды, был взят курс на реализацию принципа «правового государства». Вместе с тем право в России все еще ориентировалось в основном на осуществление нужд государства, в нем мало уделялось внимания нравственным началам жизни людей, гуманизму, духовным принципам и ценностям. Право того периода совершенно недостаточно отражало самые существенные для человека категории: свободы, справедливости, юридического права и правовой защищенности личности.

Большая возможность формирования развитого, демократического государства в России появилась с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, в статье 17 Конституции, РФ читаем: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Право представляет собой совокупность установленных государством общеобязательных норм (правил поведения), выражающих волю народа, регулирующих общественные отношения в его интересах и защищающих общечеловеческие и социальные ценности.

В условиях современной российской действительности право не выступает орудием классового давления. Меры государственного принуждения применяются лишь к тем членам нашего общества, которые совершают правонарушения. Праву присущи некоторые специфические признаки, отличающие его от других средств воздействия общества на поведение людей (моральных, этических и других неправовых социальных норм).

Во-первых, право имеет государственно-нормативный характер, то есть состоит из установленных государством и закрепленных в особых актах органов государственной власти (федеральных законах, постановлениях правительства) норм (правил поведения). Правила поведения, если они установлены негосударственными органами, не могут быть отнесены к праву.

Во-вторых, особенность права состоит в том, что его нормы носят характер общеобязательных, властных велений государства. Они устанавливают права и обязанности людей, подлежат строгому исполнению всеми. Нормы же общественных организаций не имеют правового характера и распространяются лишь на ограниченный круг лиц - членов этих организаций.

В-третьих, спецификой права является то, что его нормы охраняются от нарушений не только силой общественного воздействия, но и в случае необходимости мерами государственного принуждения. Эти меры вправе осуществлять государственный аппарат - суд, прокуратура, милиция, органы власти и управления.

В-четвертых, особенность права состоит в том, что оно служит государственным регулятором общественных отношений, средством охраны со стороны государства законных интересов и прав граждан, установленного в обществе порядка. Государство, выражая общественные интересы, при помощи права определяет, какое поведение является необходимым, желательным или допустимым, а какое - вредным для общества.

Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности - один из коренных вопросов общественного развития. История человечества - это история взаимоотношений человека с обществом и государством, история становления и развития идеи свободы, ее воплощение в реальной действительности, в том числе с помощью права и закона.

На протяжении всей своей жизни человек, сам того не осознавая, «приговорен» к свободе: он должен каждый свой поступок, все свои действия (или бездействие) совершать в системе координат, которые определяются требованиями свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина. Человек или борется за свободу, стремится к ней, как к цели своей жизни; или пользуется свободой, наслаждается ее неповторимыми и ничем не заменимыми ценностными качествами, необходимыми для самого существования человеческой личности как биосоциального существа; или теряет свободу, оказывается в плену социальных или природных сил, которые лишают его возможности проявить себя как самостоятельную, независимую человеческую личность; или человек отказывается от свободы, противопоставляет себя обществу и природе, делает сознательный выбор между свободой и несвободой в пользу последней.

Это свидетельствует, что свобода - чрезвычайно сложное, многогранное явление. Как основа социального (фактического) и правового положения человека в обществе и государстве свобода личности может проявиться по крайней мере в трех качествах, в трех формах своего бытия.

Во-первых, свобода как внутренняя характеристика личности, ее природное свойство, имманентно (органически) присущее человеческой личности, отличающее ее от других живых существ. Это свобода воли как интегральная основа всех других личностных характеристик (разумность, осознание своей собственной индивидуальности, ответственности). В юридическом плане с наличием свободы воли законодатель связывает, как это будет показано в дальнейшем, специальные (юридические) качества человека как субъекта права - его правоспособность и дееспособность. Не углубляясь в этот вопрос, отметим, что именно данный уровень свободы личности (как свобода воли) является исходным началом для последующего формирования в демократическом обществе всей системы права как «царства реализованной свободы» (Гегель).

Во-вторых, свобода личности проявляется как само по себе состояние, положение человека в обществе. На этом уровне в категории свободы отражается достигнутый уровень не просто самопознания личности, но познания законов внешней природы и человеческого общества в целом. В социальном плане он характеризуется как освобождение личности от воздействия чуждых ей сил, ограничений и насилия (в форме экономической эксплуатации, политического принуждения, национального угнетения и т.д.), а на правовом (юридическом) уровне связан с провозглашением «свободы от...» - от неравноправия и различных форм дискриминации (равенство всех перед законом, правовые гарантии состояния личной безопасности, неприкосновенности и т.п.). Важность данной стороны свободы проявляется, таким образом, в запрещении предпринимать по отношению к личности те действия и решения, которые противоречат ее человеческому достоинству, ее свободе.

Третий уровень свободы личности как основы взаимоотношений человека с обществом и государством отражает свободу как деятельную характеристику личности. Человек выступает в этом случае не только как самостоятельная, независимая личность, которая способна «быть господином самому себе» (И.Кант), но как деятельный субъект. Свобода личности предполагает здесь уже широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. На правовом уровне это получает закрепление в юридической формуле «свобода на...», что раскрывается через конкретные юридические права и свободы (право на труд, на жилище, на свободу слова, на участие в управлении делами государства и т.д.).

Сочетание соответствующих уровней проявления свободы личности и их последующее правовое закрепление позволяет отразить, с одной стороны, автономию личности, ее самостоятельное значение как высшей ценности и, с другой - возвести свободу человеческой личности (во всем многообразии этого явления) в основу всех сфер жизнедеятельности общества; свобода должна стать главным принципом организации экономики, социального развития, политической жизни, всей системы общественных отношений. Важно при этом учитывать, что свобода личности предоставляет широкие возможности для творческой деятельности человека, и то не везде. Только в обществе, которое характеризуется развитыми, очеловеченными формами цивилизованного рынка и политической демократии, становится возможным реальное и всеобщее участие людей в управлении общественными процессами в соответствии с требованиями объективных законов. А это и есть «царство свободы», когда не материальное или должностное положение, не социально-классовая, партийная или национально-этническая принадлежность человека, а его собственные качества как свободной личности являются основой положения индивида в обществе и государстве. При этом сама свободная личность является в этом случае высшей целью и конечным результатом исторического прогресса человеческого общества.

Так что же такое права человека? Это то, что присуще ему от рождения, является естественным для человека: право на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д.

Все эти и многие другие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

Но Декларация - это не закон, а документ, объявление, провозглашение, который содержит самые общие нормы и правила. Эти нормы как бы рекомендуются. Люди в разных странах знакомятся с Декларацией, и у них не может не возникнуть желание получить все провозглашенные в ней права. Люди стремятся получить все права, но власти в разных государствах по-разному относятся в Декларации. Одни тут же присоединяются к ней, а другие нарушают самые элементарные права человека, потому что их соблюдение властям невыгодно.

Долгие годы в России отсутствовали законы, обеспечивающие человеку его права. В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Это самый главный, основной закон страны. Во второй статье Конституции говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Следует отметить, что такая конкретная, адресованная личности, цель деятельности государства впервые зафиксирована в тексте Конституции Российской Федерации.

Так что дают человеку его права, если он ими на самом деле обладает? Дают возможность ни от кого не зависеть, кроме закона. И не любого закона, который может принять, например, жестокий диктатор. Закона, который одобряется и принимается самим народом сознательно, то есть с желанием подчинить себя этому закону. Права нужны человеку для достижения им полной свободы, без которой невозможно достижение личного счастья. Пользуясь своими правами, человек может получить все, что делает его жизнь счастливее.

Права человека - мощное оружие против несправедливой власти. Представители такой власти всегда обладают привилегиями, т.е. преимуществами перед другими гражданами, им нужно защищать свои привилегии. Следовательно, они будут стремиться держать народ в ежовых рукавицах. Иначе он организует настоящие выборы и проголосует против такой власти. И ей придется уйти. Или народ просто взбунтуется и отберет власть. А права человека лишают обладателей власти их привилегий. Например, свобода слова, собраний, право на организацию партий, на участие в свободных выборах и т.д. могут привести к созданию такой партии, которая отберет власть у тех, кто ею злоупотребляет в своих интересах.

«Всякого рода привилегии - это могила для свободы и справедливости». (И.Зейме).

Именно такой и была власть в нашей стране. Поэтому она вела жестокую войну с теми, кто боролся за права человека. Таких людей стали называть правозащитниками, или диссидентами.

Наше государство дает своим гражданам большие права. У нас трудящиеся имеют самое большое, самое замечательное право - право управлять делами своего государства.

Если мы говорим о праве россиян на труд, это означает, что в России каждый взрослый человек действительно обеспечен работой и может применить свои силы и знания с пользой для общества.

Если мы говорим о праве россиян на отдых, это означает, что каждый труженик пользуется ежегодным оплачиваемым отпуском и еженедельными выходными днями. Страна позаботилась о том, чтобы в распоряжении трудящихся становилось все больше домов отдыха, санаториев, клубов, водных станций и бассейнов, стадионов - всего, что делает отдых здоровым, культурным и полезным.

Если мы говорим о праве российских граждан на образование, это означает, что у нас созданы все условия, чтобы каждый мог получить среднее образование.

Россияне гордятся своими правами. Но на них возложены и серьезные обязанности перед своим народом и государством - обязанности граждан России.

В упорном труде граждане создают богатства страны и обязаны исполнять законы, укреплять дисциплину труда, с большой ответственностью относиться к порученному делу. Труд не только право, но и обязанность каждого человека.

Права и обязанности в сознании российских граждан неразделимы. Скажем, обязанность защищать Родину и беречь ее от всех врагов. Для людей, любящих свою Отчизну, эта обязанность становится гордым их правом.

Но права и обязанности есть не только у взрослых. Все ребята нашей большой многонациональной Родины, которым исполнилось семь лет, каждый год приходят в школу. И никому из нас не скажут: «Для тебя места нет». Получив право учиться, это и обязанность. И понятно: ведь человек, овладевший знаниями, принесет больше пользы стране.

Есть страны на Земле, где школ для всех не хватает. Есть страны, где у родителей не хватает денег, чтобы заплатить за обучение своих детей.

У нас есть право поехать летом отдыхать в оздоровительный детский лагерь, записаться в спортивную школу, получить бесплатную помощь врача. У нас есть возможность пользоваться всем, что создано для ребят нашей Родины.

Хорошо жить в такой стране, как наша, чувствуя, что о тебе заботятся. И мы понимаем, что у нас есть обязанности перед своей страной: готовиться к защите Родины, уважать ее справедливые законы. С детства мы должны следовать обычаям русского народа: помогать друг другу, уважать старших, заботиться о младших, приходить на помощь тем, кому наша помощь нужна, беречь народное добро.

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». (А.Сент-Экзюпери).

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». (А.П.Чехов).

Анастасия СТОЛБОВСКАЯ, ученица 9-го класса, Ростов-на-Дону

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...