Сравнение общих черт и отличий вотчины и поместья. Разница между собственностью и владением, и разница между вотчиной и поместьем
Тема создания родового поместья сегодня снова стала актуальна. Людям предоставляется возможность иметь свой гектар земли с собственным лесом, прудом, сельскохозяйственными угодьями. Идея устройства поместья не является новаторской. Со времен Древней Руси существовала возможность получить надел земли, называемый вотчиной или поместьем.
Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили
- пашни
- строения
- инвентарь
- животные
- крестьяне, проживающие на этих землях.
Поместье — это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.
Способы приобретения
Государственные и военные служащие наделялись землей – поместьем. Причем, при прекращении служения царю, поместье изымалось. Также причиной лишения владельца поместных земель могло стать их запустение и недостаточный уход.
Вотчины могли быть приобретены тремя способами: родовое наследование, дарование за службу, выкуп. Размер вотчин владельцы увеличивали за счет купли, дарения, захвата общинных крестьянских земель.
История возникновения
Вотчины появились еще в 10 веке, а к 13-15 векам этот вид собственности на землю стал самым популярным.
Вотчина на Руси
Появление первых поместий датируется 15 веком. Однако еще в 13 веке некоторые князья награждали дворцовых или военных слуг земельными наделами, при условии выполнения службы.
Формы владения
Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены.
Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью. А, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати. А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение.
Выводы сайт
- Вотчина – более ранняя форма собственности, чем поместье.
- Вотчина являлась личным владением с правом продажи, залога, дарения и наследования. Поместье – государственная собственность, выдаваемая на время службы.
- К 18 веку владельцы поместий и вотчин стали равны в правах.
Нам остается проследить еще одну сторону этой регрессивной эволюции - уже не экономическую, а социально-юридическую.
Торжество помещиков в 1612 году должно бы, казалось, закончить процесс, начатый опричниной, и закрепить его результаты - превратить всю обрабатываемую землю в поместную.
На первый взгляд так оно и было. Не успела смолкнуть канонада под Московским Кремлем, как дворцовые и "черные", крестьянские земли массами стали переходить в дворянские руки: до весны 1613 года было уже роздано не меньше 45 000 десятин земли дворцовой и до 14 000 десятин земли "черной" - роздано преимущественно вождям помещичьей рати, ее генералитету и офицерству.
Несколько позже дошла очередь до рядовых; около 1627 года имело место "верстанье новиков всех городов", раздача поместий дворянской молодежи, в службу поспевшей, но еще землею не наделенной и потому сидевшей на шее у старших родственников. Материалом для этого большого верстанья и для многих других мелких, происходивших в промежутки, послужили опять дворцовые и "черные" земли, а отчасти и земли, конфискованные у других владельцев; только теперь конфисковали уже не "княженецкие" вотчины - их почти и не оставалось, - а земли, данные побитыми политическими противниками тех, кто торжествовал в 1612 году: тушинским "вором", а в особенности "королем и королевичем", т.е. польско-боярским правительством 1610 - 1611 годов.
Более жалостливое отношение к тушинским грамотам, сравнительно с королевскими, чрезвычайно характерно: правительство царя Михаила не могло забыть, что и Тушино когда-то было "дворянским гнездом", из которого вылетели Романовы. Оттого "воровские дачи" и не отбирались с такою неуклонностью, как дачи "королевские". Общая цифра розданных мелкими участками земель, конечно, далеко превышала то, что крупными кусками расхватали "пришедшие в первый час" немедленно после победы.
Раздавались целые волости, иногда по 300 поместных участков сразу, в одном известном случае количество розданной в одном месте пашни доходило до 4500 десятин, в другом даже до 7500. Сколько-нибудь точного итога подведено быть не может - нам не все случаи верстанья известны, но общую сумму пришлось бы считать сотнями тысяч, если не миллионами десятин. Интересно, однако же, не это само собою разумеющееся последствие дворянской победы, интересен более другой факт эта розданная помещикам земля поколением позже оказалась владеемой не на поместном, а на вотчинном праве. Это явление достаточно намечается уже в 20-х годах.
В это время в одном из станов Дмитровского уезда можно было насчитать 6 старинных вотчин и 10 выслуженных, пожалованных за две московские осады, при царе Василии и при Михаиле Федоровиче, "в королевичев приход", когда стоял под Москвой королевич Владислав. В отдельных станах Звенигородского, Коломенского и Ростовского уездов соотношение "старинных" (наследственных) и выслуженных вотчин было такое же. В Углицком уезде из 114 вотчин 59, т.е. опять-таки большинство, появились в первой четверти XVIII столетия.
В Московском уезде вотчинные земли составляли почти 2/3 всех имений, поместные - немного более одной трети. В одном уезде, Лужском, вотчинное землевладение впервые появляется в эту эпоху. При этом в вотчину имели тенденцию превращаться лучшие поместные земли. Уже в 20-х, опять-таки годах, т.е. еще задолго до подъема конца столетия, отношение пашни и перелога на вотчинных землях гораздо выгоднее, чем на поместных: иногда в вотчинах относительно в десять раз больше пашни паханой, нежели в поместьях соответствующего уезда.
Что, конечно, не значит, как думает тот автор, у которого мы заимствовали эти статистические данные, будто вотчинное хозяйство было устойчивее поместного: экономически оба типа ничем друг от друга не отличались, при одинаковых размерах. Даже юридически отличие не было так велико, как привыкли думать мы, следуя историкам русского права, с большою легкостью переносившим в феодальную Русь нормы современных буржуазных отношений.
Поместья почти всегда передавались по наследству и переходили из рук в руки даже через специальные запреты. Правительство, например, очень старалось изолировать поместные участки, дававшиеся служилым иностранцам, число их все увеличивалось в XVII веке, тем не менее по документам можно насчитать целый ряд несомненно русских людей, владевших ино-земцевскими поместьями*. Все, чего удавалось более или менее достигнуть, - это, чтобы "земли из службы не выходили".
Но, во-первых, служить обязаны были и вотчинники, после Грозного "не служить никому" было уже нельзя. А, во-вторых, провести и этот принцип на практике было нелегким делом. Помещик, как и всякий православный человек, стремился "устроить свою душу" - обеспечить молитвы церкви за него после его смерти и, как всякий землевладелец, достигал этого, жертвуя тому или другому монастырю часть своих земель. Бывало это и в XVI веке, а в XVII столетии сделалось обиходным явлением, несмотря, опять-таки, на ряд форменных запретов, и целый ряд поместных участков сливался таким путем с монастырскими вотчинами.
Втолковать московскому человеку разницу между "собственностью" и "владением " было далеко не легким делом, в особенности, когда право собственности на каждом шагу нарушалось не только верховной властью, как это было при всякой опале времен Грозного или Годунова, но и любым сильным феодалом**. "То, чем я владею, мое, покуда не отняли" - такое, юридически неправильное, но психологически совершенно понятное представление существовало у каждого древнерусского землевладельца, был ли он вотчинник или помещик.
И разницу между вотчиной и поместьем мы поймем легче всего, беря их не со стороны обязательств, лежавших на том и на другом типе землевладения по отношению к государству, а со стороны хозяйственного интереса владельцев. С этой точки зрения мы легко поймем, почему излюбленным типом второй половины XVI века было поместье, а следующего века - вотчина. В период лихорадочной, хищнической эксплуатации захваченной земли ее стремились использовать возможно скорее, чтобы затем бросить и приняться эксплуатировать новую. И когда отношения снова приняли средневековую устойчивость, естественно было появиться тенденции закрепления за собой и своей семьей занятой земли: и не менее естественно, что раньше всего эта тенденция обнаружилась по отношению к более ценным имениям. В поместье брали теперь то, что не жалко было бросать.
Мало-помалу, однако же, закреплять за собою имение стало такою же привычкой землевладельца, как и закреплять крестьянина в этом имении, и тогда "поместный элемент" в московском, и особенно подмосковном, землевладении "стал очень близок к исчезновению". В Боровском, например, уезде в 1629 - 1630 годах поместные земли составляли 2/5; всех земель, а вотчинные - 3/4 а в 1678 году первые давали лишь одну четверть всех имений, а вторые - 3/4. В Московском уезде в 1624 - 1625 годах поместные земли составляли еще 35,4%, а в 1646-м всего 4,4%***.
Во́тчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Поме́стье - разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV - начале XVIII веков.
Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения.
1. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет.
2. Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну.
3. С середины XVI в. род обладал правом выкупать в течение сорока лет вотчину, проданную его членом на сторону.
В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое.
С Уложения о службе 1556 г., закрепившего обязанность службы владельцев как поместий, так и вотчин, в зависимости от величины надела, начался постепенный процесс сближения правового режима этих двух видов владения. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Он завершается, в основном, Соборным Уложением 1649 и последовавшими за ним законами.
1. Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип – не отнимать поместья отцов у сыновей – утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. наследственный переход поместий распространяется не только на нисходящих, но и, за неимением их, на боковых. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять (ибо все делается, в конечном счете, во имя детей).
2. Право наследования укрепляется обычаем выделять пенсию на прожиток вдове и дочерям служилого человека (при его гибели на войне, смерти из-за раны, увечья и т.п.).
3. Еще один путь укрепления частных прав на поместные земли – это сдача поместья в пользование другому служилому человеку (вдовой, самим престарелым отставным дворянином), который обязывался содержать бывшего владельца до его смерти или выдать все содержание вперед деньгами (последнее было равноценно продаже).
4. Разрешается обмен поместий на вотчины (с согласия правительства), а в конце XVII в. – и другие сделки, в том числе продажу и дарение. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.
Так стирались различия между поместьем и вотчиной, окончательно ликвидированные указом Петра I о единонаследии 1714 г.
15. Какая разница между вотчиной и поместьем?
А. Не было никакой существенной разницы между вотчиной и поместьем. То и другое
были крупным и феодальным и имениями, во много раз превышавшим и крохотные
крестьянские наделы.
В. Поместья были больше вотчин. Помещики постоянно жили в своих поместьях, и
старались как можно больше получить от крестьян. Бояре же покидали свои вотчины,
чтобы исполнять государеву службу.
С. Вотчины, как правило, были по размерам крупнее поместей и являлись
наследственной собственностью (обычно бояр). Поместье давалось на срок, под
условием службы. Помещики (дворяне) стремились больше выжать из поместья и более
интенсивно эксплуатировали крестьян. Крестьянские переходы в Юрьев день чаще
происходили из поместей в вотчины. С середины XYI в. начался процесс
постепенного сближения статуса вотчин и поместей.
D. Дворяне владели вотчинами, которые передавались от отца к сыну. Бояре - помещики
могли передавать поместье сыновьям, если те тоже поступали на службу.
16. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в xyi - xyii вв.
А. Министерства.
В. Приказы.
С.Губные избы.
D. Коллегии.
17. Когда была издана Краткая Правда?
Нe позднее 1072 г.
В. В 1113 г.
18. Долгое время договор на Руси скреплялся произнесением определенных ритуальных формул в присутствии послухов - поручителей. Постепенно стал усиливаться контроль государства за оформлением договора. Договорная грамота стала приобретать законную силу лишь после заверения в офицальнои инстанции. Когда и какой документ впервые закрепил обязательную запись договора в регистрационную книгу?
А. Судебник 1550 г.
В. Судебник Ивана III.
С. Указ 1558 г., изданный в дополнение к Царскому Судебнику.
D. Псковская судная грамота.
19. Когда появился Устав Владимира Мономаха?
В. Не ранее 1113 г.
20. Сан главы Русской Православной церкви в XYII в.
А. Архиепископ.
В. Митрополит.
С. Протопоп.
D. Патриарх.
21. Кто впервые собрал Земский собор?
А. Иван IY.
В. Михаил Романов.
D. Святой Владимир.
22. Самый бесправный субъект права по Русской Правде.
С. Наемный работник.
D. Рядович.
23. Когда образовалось Древнерусское государство со столицей в Киеве?
24. Когда произошел первый, «временный» запрет перехода крестьян в Юрьев день?
В. Под властью монголов.
25. Когда широко распространилась система иммунитетов для боярских вотчин?
А. В XII - XIII вв.
В. Во времена Киевской Руси.
С. После объединения Руси вокруг Москвы.
D. В годы опричнины.
26. В каких русских государствах сложился республиканский строй?
А. В Новгороде и Пскове.
В. В Новгород - Северском и Переяславле.
С. В Твери и Рязани.
D. В Киеве и Чернигове.
27. Наиболее известный памятник русского права времен феодальной раздробленности.
А. Новгородская судная грамота.
В. Псковская судная грамота.
С. Правда Ярослава.
D. Судебник 1497.
28. Какие наказания полагались по Соборному Уложению за убийство своего ребенка и какие за убийство постороннего человека?
А. За убийство своего ребенка грозило тюремное заключение, за убийство постороннего
человека - смертная казнь.
В. За любое убийство карали смертной казнью.
С. В обоих случаях убийце грозило тюремное заключение.
D. Убийство постороннего человека каралось смертной казнью, убийство своего ребенка церковным покаянием.
29. Местные сословно - представительные органы с середины XYI в.
А. Приказы.
В. Сельские советы.
С. Земские и губные избы.
D. Муниципалитеты.
30. Какой русский государь был впервые офицально провозглашен царем?
А. Иван III.
В. Иван IY.
С. Ярослав Мудрый.
31. Какие русские княжества подчинились Литве?
А. Московское. Звенигородское.
В. Киевское, Смоленское.
С. Новгородское, Псковское.
D. Рязанское, Тверское.
32. Какой из старинных обычаев полностью сохраняет Русская Правда?
А. Круговая порука.
В. Умыкание невест.
С. Многоженство.
D. Кровная месть.
33. Как наказывалась кража по Соборному Уложению?
А. Смертной казнью.
В. За 1 - ю кражу - отсечение руки, за 2 - ю - смертная казнь.
С. За первую кражу - битье кнутом, урезание уха, 2 года тюрьмы и ссылка, за вторую -
битье кнутом, урезание уха, 4 года тюрьмы, за 3 - ю - смертная казнь.
D. Возмещение ущерба в двойном размере.
34. Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро - монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?
А. Войска Золотой Орды в 1382 г. Причина - потери русского войска в Куликовской битве.
В. Войска Казанского ханства в 1563 г. Причина - измена А. Курбского и других бояр.
С. Войска Крымского ханства в 1571 г. Причина - трусость Ивана IV и его опричников.
D. Войска Тимура в 1505 г. Причина - феодальная раздробленность на Руси.
35. Кто из революционеров назвал свою программу Русской Правдой?
А. Троцкий.
С. Пестель.
D. Бухарин.
36. Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении?
А. Преступления против религии.
В. Действия, направленные против личности государя и его семьи.
С. Умысел против государя.
D. Фальшивомонетничество.
37. Правовое положение подростка по достижении 15 - летнего возраста в XYII в.
А. В 15 лет мужчина мог жениться. 15 - летний дворянин начинал реальную службу и
мог наделяться поместьем. Но при этом дети не выходили полностью из - под власти
отца. Родители имели право по достижении детьми 15 - летнего возраста отдавать
их « в люди «, в услужение, на работу, даже записывать в кабальное холопство.
В. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную
службу, получить поместье. Он выходил из - под власти родителей.
С. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную
службу, получить поместье, имел право принимать крестное целование (присягу) в суде.
D. Подросток в 15 лет оставался во власти родителей. Они могли его отдать « в люди
«, на работу, даже на кабальное холопство. Таким образом, правовое положение
подростка в 15 лет не менялось.
Собственность существовала со времен первой пойманной и разделенной добычи. Изначально она была общинной. Как понятно из названия, принадлежала не конкретному человеку, а группе людей. Земля, как добыча, породила частную собственность. Одна из которых появилась в 11 веке.
В самом начале формирования частной земельной собственности знати в Киевской Руси, доля ее была совсем незначительной. Стали появляться вотчины, как награда родовитым людям, за подвиги. Расширение государственных земель, привело к необходимости привлекать людей для службы, чтобы сохранить новые границы. Для этих целей, князь наделял своих приближенных землями, под ограниченное владение, как правило, пожизненно, на время службы государству. Позже, эти два понятия объединились и приобрели единственную форму владения - наследственную. Это означало, что они могли передавать имения по наследству.
Возникновение вотчины
Это ранняя форма собственности в древней Руси, причем такое право распространялось на землю, постройки, другое имущество, в том числе, и на крепостных крестьян. Само понятие произошло от однокоренного слова отче (отец). Во времена Киевской Руси владелец мог передать свои владения от отца к сыну, продать, поменять, поделить его между родственниками. В 9-11 веках большинство знати получали земельную награду за заслуги перед великим князем. Как правило, это были князья, дружинники и земские бояре, то есть люди знатные.
После крещения Руси, появились церковные вотчины - земли и хозяйства, принадлежащие церковным служителям высших чинов и монастырям. Монастырское и церковное землевладение развивалось параллельно княжеским и боярским. Крестьянский труд использовался также, как и при знати, посредством оброка и барщины. Но развитие церковных угодий было достаточно слабым, так как владений было не так уж и много.
Появление поместья
Русское государство расширяло свои владения. Для укрепления своих границ, Иван III награждал своих людей (зарождавшееся дворянство) земельными наделами за доблесть в ратных делах. Так с конца 15 века появилась новая форма собственности - поместье. Владения предоставлялись приказным людям (атаманам, сотникам), как средство для службы или же, за военные отличия, в пожизненное пользование.
Размер зависел от значимости положения, размеров вотчин, происхождения. Мог увеличиваться за храбрость или понижаться за проступки. Право помещиков распоряжаться такими землями было ограничено государством. Им было запрещено распоряжаться имением, в том смысле, что ни продать, ни унаследовать его владельцы не могли.
Что общего между ними?
Рассматривая два способа владения землей, однозначно можно сказать о том, что обе формы принадлежат к феодальному строю . Правящее сословие, эксплуатирует зависящих от них крестьянское сословие.
На начальном этапе возникновения вотчин, земля на которой стояло имение, принадлежало определенному князю, ему то и должен был служить вотчиник. И без его одобрения передать или продать свои владения не представлялось возможным (правда, такое положение быстро поменялось, земля стала наследуемой). Также, и помещик был ограничен государством в своих правах на недвижимость. Ему нельзя было ни продать, ни заложить, ни унаследовать ее, так как право собственности принадлежало великому князю (государю).
Какие отличия?
Главным отличием между этими видами землевладения - это вопрос о наследовании . Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.
Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.
Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.
Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины , когда как поместий таких быть не могло.
Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу
- К чему снится ива по соннику
- Биография, интересные факты
- К железам какой секреции относится поджелудочная железа
- Где находится кашмир. Кашмир — другая Индия. Территориальная структура Кашмира
- Родился александр александрович алябьев Сообщение о алябьев александр александрович
- Шпаргалка: Образование древнерусского государства
- Что произошло с сыном Никиты Хрущева на самом деле?
- Черепаха страхование путешественников за границу — отзывы и личный опыт
- Когда стоит открывать диспут на AliExpress, если защита заказа заканчивается
- Открываем спор AliExpress: на каком языке писать обращение в техподдержку
- Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду Гаитянский культ 4 буквы сканворд
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна