Судебная система ее структура. Система и структура судов общей юрисдикции


Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны 1 .

Исходя из конституционных принципов построения судебной системы в Российской Федерации и основных направлений Концепции судебной реформы в целях обеспечения доступности правосудия, реализации права на судебную защиту, создания действенных механизмов для защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сравнительно короткий период времени был создан Конституционный Суд Российской Федерации, возрождены суды присяжных и мировая юстиция, образована система арбитражных судов, включающая в себя самостоятельные апелляционные и кассационные арбитражные суды, сформированные по принципу судебных округов. 2 В 16 субъектах Российской Федерации функционируют конституционные и уставные суды. На федеральном и региональном уровнях сформированы и активно действуют органы судейского сообщества. Для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества создан федеральный орган – Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Важным шагом на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти явились утвержденные Правительством Российской Федерации Федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг. и на 2007–2011 гг 3 ., благодаря которым существенно улучшилось материально-техническое обеспечение федеральных судов, включая строительство и реконструкцию зданий и помещений судов, их компьютеризацию. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана уникальная Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента. Получило широкое распространение повсеместное внедрение в деятельность арбитражных судов электронного обеспечения правосудия. Начата публикация судебных актов, принимаемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции на едином портале. Увеличена штатная численность судей и работников аппаратов судов, что позволило более оперативно разрешать существенно возросшее число судебных дел и материалов. В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». 4

Все это свидетельствует об укреплении самостоятельности судов и независимости судей, о расширении доступности правосудия, о росте доверия к судебной власти.

Однако, несмотря на положительные результаты в осуществлении судебной реформы, достигнутые совместными усилиями Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, судов, органов судейского сообщества, остаются нерешенными важные вопросы судебной деятельности.

Однако поспешное в ряде случаев принятие новых законоположений, частое и не всегда оправданное изменение законодательства, отсутствие межотраслевой и внутренней согласованности правовых норм приводят к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики.

В настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 02.02.2011) который определяет полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Несмотря на то, что на всех уровнях была поддержана идея о создании ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, она осталась нереализованной. Статья 2 данного закона определяет правовые основы деятельности судов общей юрисдикции. Полномочия и порядок деятельности мировых судей согласно пункта 2 статьи 2 установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

В свете выработки антикоррупционных мер, а также мер, направленных на обеспечение независимости судей, повышение качества и открытости правосудия, особую значимость приобретает принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», внесенного Верховным Судом Российской Федерации. Названный Закон предусматривает широкое распространение информации о деятельности судов, что позволит сделать прозрачным движение дел в судах, содержание принимаемых судебных актов.

Судебная система – понятие конституционное. В соответствии с Основным Законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. ст. 125–127) 5 .

Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях. В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

    установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

    соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

    признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    законодательного закрепления единства статуса судей;

    финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия. Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Федерации и административно-территориального деления ее субъектов создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения. Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов. Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве. Обращаясь к особенностям построения судебной системы Российской Федерации, прежде всего, отметим, что все суды России подразделяются на:

    Федеральные.

    Суды субъектов Российской Федерации.

Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции Российской Федерации федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов Российской Федерации. Система судов Российской Федерации в ч. 2 статьи 4 Закона о судебной системе сказано: «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:

    Конституционный Суд Российской Федерации.

    Суды общей юрисдикции.

    Арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти. Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации, включают федеральные суды в субъектах Российской Федерации и военные суды.

К федеральным судам в субъектах Российской Федерации относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Районные суды, ранее именовавшиеся городскими, межмуниципальными, окружными, приравниваются по своему статусу к районным.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. ст. 4, 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливается особым федеральным конституционным законом, работа по подготовке которого в настоящее время проводится.

Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления Конституциям (уставам) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи входят в общую систему судов Российской Федерации. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве, т.е. уголовным, гражданским, арбитражным, административным процессуальным правом.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции:

    основное звено – районные суды;

    среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

    высшее звено – Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды включают следующие звенья :

    основное звено – гарнизонные военные суды.

    среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

    высшее звено – Верховный Суд Российской Федерации (Военная Коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды

    основное звено – арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

    среднее звено – арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

    высшее звено – Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция.

На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия, исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на:

    суды первой инстанции;

    суды второй (кассационной) инстанции;

    суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по уголовным делам – вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в случае признания виновным – о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной меры; по гражданским делам – доказанность или недоказанность предъявляемого иска и о его юридических последствиях). При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение – федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст. 38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого 6 .

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства по уголовному делу суд выносит приговор, а по гражданскому делу – решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов, в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы. Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представления прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Суд второй (кассационной) инстанции проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды (исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу. Такую проверку осуществляет кассационная палата (с участием присяжных заседателей), образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ.

Разбирательство дела:

    признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

    установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее неизвестных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, и осуществляется в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена 7 .

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти. Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №1082-р утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007–2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас – 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд. руб.) и ряд других мероприятий 8 .

Суд надзорной инстанции – его задача проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства (надзорного). Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и.

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в порядке, называемом производством по вновь открывшимся обстоятельствам.

Разбирательство осуществляется без участия лиц, заинтересованных в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Апелляционная инстанция такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов (Закон об арбитражных судах от 28 апреля 1995 г.) По закону – это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, решение по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из сторон не согласна с решением и подала апелляционную жалобу. В таких случаях проходит новое разбирательство дела и выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов РФ для решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

В ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе отмечено, что «суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу» 9 .

Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим (несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий»). В законе четко обозначены границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения 10 .

Часто используется термин «высшая судебная инстанция», он может являться синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда и Конституционного суда РФ.

Дата написания: 2013-09-16


Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

  • Конституционного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства

В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства - в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства - в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства - в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства - в Уголовном процессуальном кодексе.

Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

  • Конституция РФ
  • ФКЗ "О судебной системе РФ"
  • ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"
  • ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"

Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

  1. Судей
  2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

В соответствии со ст. 1. ФКЗ "О судебной системе РФ"

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большенству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье. Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большенству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ "О судебной системе РФ"

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ "О военных судах РФ"..

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ "О судебной системе РФ"

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

ФКЗ "О судебной системе РФ" дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо, рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ "О судебной системе РФ"

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Судебная система Российской Федерации - система специализированных органов власти (судов), осуществляющихправосудиена территорииРоссийской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

    Суды общей юрисдикции:

    Верховный Суд

    Верховный Судреспублики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

    Районные суды

    Мировые судьи

    Военные суды

Федеральные арбитражные суды:

  • Арбитражные суды

    Высший Арбитражный Суд

    Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

    Арбитражные апелляционные суды

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

    Конституционный Суд

    Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст.118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особо тщательно приходится примерять «чужие одежды» судам общей юрисдикции как наиболее преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года предусматривает в российской судебной системе три звена:

Верховный Суд РСФСР;

Верховные суды автономных республик, краевые, областные суды и равные им по компетенции суды автономных областей и округов. В это же звено входили Московский и Ленинградский городские суды, действовавшие на правах областных судов;

Районные (городские) народные суды.

С распадом СССР Россия стала самостоятельным независимым государством, которая могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем всенародного референдума, закрепила состояние Российской Федерации из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (глава VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти - защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из шести звеньев:

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

районные суды;

военные суды;

специализированные федеральные суды;

мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в силу 14 января 1998 года.

Полномочия мировых судей определены Законом РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура ныне действующего Верховного Суда : пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, кассационная палата.

Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному в свою очередь на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Пленум Верховного суда действует в составе председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько судей, а всего Президиум действует в составе 13 судей.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей.

Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 11 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000.с.30.

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ. 22 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000.с.30. В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных законов («О судебном сообществе РФ», о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ, ГК РФ, УК РСФСР, ГПК РСФСР, УПК РСФСР и ряд других законов).

Описывая судебную систему РФ, мы исследуем ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени судебной иерархической лестницы.

Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел. Они выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам. Пересмотр дел в надзорном порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд наиболее опытных судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке - вступившие в законную силу.

Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам можно определить, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой судья, либо выносит новый.

В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 1 указанного закона говорит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ и устанавливается федеральным законом (ст.4).

Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом федерации, но не менее, чем на 5 лет.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи будут рассматривать также все дела об административных правонарушениях.

Дела, которые предстоит рассматривать мировым судьям, несложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Для населения же и для каждого конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, будут ощущаться как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы: гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

Уже названные категории дел свидетельствуют о том, какую важную роль в жизни общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя обретению или сохранению состояния социальной стабильности праведным решением (и поэтому судья - мировой).

Делопроизводство мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для любого гражданина.

Предполагается, что аппарат мирового судьи , обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь как служащий государственной категории «В» должен иметь средне-специальное образование. 11 Проект положения об аппарате мирового судьи Ростовской области. Ростов-на-Дону. 2000. С.4.

Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов.

Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

Военные суды под таким названием стали действовать с 21 апреля 1992 года после упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему РФ. Новый закон «О военных судах Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен Советом Федерации.

Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий на правах Военного суда округа военный суд Ракетных войск стратегического назначения.

Военные суды рассматривают:

уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Решения Военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. Если в 1993 году с такими жалобами в военные суды обратилось около 3 тысяч военнослужащих, то в 1998 году - свыше 42 тысяч. В военные суды обращаются все категории военнослужащих. Батова С.А., Боботов С.В. и др. Судебная система России. М. 2000. С.193.

Изложенная тема с указанием различных особенностей отдельных судов предоставляет возможность дать определение судебной системы в Российской федерации: Авторы, исследующие проблемы судебной власти и судебной системы, дают разные определения последней.

Судебная система - это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти. Там же.с.114.

На взгляд автора, судебную систему Российской Федерации следует определять, учитывая, что независимая судебная власть, которую представляют суды, это одна из самых основных, даже ни с чем не сравнимых ценностей, необходимых каждому и всему нашему обществу в целом. Ценность еще не осознаваемая большинством населения из-за отсутствия разъяснения значения права, значимости полноценной независимой судебной власти.

Россия практически весь период своего исторического развития, рождаясь в неописуемых и до конца не описанных муках, выстрадала право иметь судебную власть. И вот в главе 7 Конституции России было обозначено и закреплено ее рождение.

Россия сейчас больше, чем другие страны, нуждается в постижении сути и смысла доктрины разделения властей и независимости суда. Крупная российская конституционная инициатива, возможно, является первой в истории нашей страны.

Независимая судебная власть должна иметь и органы реализующие ее функции, также независимые друг от друга внутри своей системы и это важно подчеркнуть. Не будет суд и судьи независимыми, если они будут оглядываться на то, как оценят их деятельность вышестоящие суды. Процессуальная связь между судами по конкретным делам - это обязательная, предусмотренная законом процедурность, обеспечивающая в конечном счете получение решения, характерной особенностью которого будет истинность , т.е. установление несомненного, непререкаемого положения, закрепленного в акте судебной власти. Да, разделение властей предполагает независимость и самостоятельность каждой ветви государственной власти друг от друга. Но судебная власть не сможет быть уравновешивающим началом, если она не будет действовать уверенно на основе внутреннего разумения, на основе высоконравственного профессионализма, скрепленного Законом. И каждый судья, каждый судебный орган должен вершить суд так, чтобы было ясно: он является законодателем по конкретному делу. Ведь решение суда - это закон по конкретному делу, спору, ситуации. Как показывает практика, более 95 % судебных актов (решений, приговоров, судебных приказов, постановлений) не обжалуются сторонами и участниками процесса. Это означает, что на каждом конкретном участке перед лицом населения судебная власть в подавляющем большинстве выносит непререкаемые решения. Мировой судья - являющийся первым звеном в судебной иерархии, тем более должен иметь, проявлять и демонстрировать свою независимость, что утверждает авторитет судебной власти. Подавляющее число населения России должно находить правду, и познать полноту справедливости не на верхней иерархической ступени судов, а внизу - на самой первой ее ступени.

Всякий суд, предусмотренный Конституцией РФ и действующий на основе Конституции, конституционных федеральных и федеральных законов, является государственным органом судебной власти и существляет ее от имени государства. Судебная власть проявляется также в обязательности исполнения судебных актов.

Судебная власть занимается правоприменительной деятельностью не только в форме правосудия.

Реализуя предусмотренную Конституцией РФ функцию судебного контроля , судебная власть обладает реальной возможностью не применять юридические акты, которые носят не правовой характер и из правового явления (формы выражения права) превращаются в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.

С учетом изложенного, предлагается следующее определение судебной системы в Российской Федерации.

Судебная система в Российской Федерации - это совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, применяющих одни и те же материальные законы и подчиняющиеся инстанционному согласованному процессуальному законодательству.

Понятие судебной системы РФ .

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

Принципы деятельности судебной системы РФ.Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

Принцип единства судебной системы РФ

Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип равенства всех перед законом и судом.

Принцип независимости судей.

Принцип презумпции невиновности.

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

Принцип состязательности сторон.

Принцип открытости судопроизводства.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип обязательности судебных решений.

Принцип государственного или национального языка в судах.

Структура

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:



Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

Мировые судьи,

являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

1) осуществление правосудия. Пояснений по поводу содержания термина «правосудие» основной закон, в том числе в ст. 118, не содержит, однако в толковании Конституционного Суда осуществление правосудия является исключительной компетенцией судебной власти. Следует заметить, что в данном случае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, что позволяет вспомнить о понимании суда с точки зрения поставленных перед ним задач как «скорого и правого». Таким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов;

2) обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. Следует сразу оговориться, что обеспечению и защите подлежат действительно существующие права и свободы человека и гражданина, но это может быть установлено только по окончании деятельности судебных органов по отправлению правосудия, т. е. после рассмотрения дела по существу. Иначе необходимо было бы признать, что отказ судебного органа в удовлетворении требований истца, заявленных по поводу не охраняемых действующим законом субъективных прав, является деятельностью, противоречащей целям и задачам, установленным перед судебной властью, что абсолютно неверно.

22. Правовой статус судьи.

1) Судьи-носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

2) Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

3) Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями(компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы,не являющиеся почетным или специальным званием(высший,1,2,3.4,5 классы. Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

4) К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

В своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы.

Не может замещать иные государственные должности(государственной ил муниципальной службы)

Не может быть третейским судьей или арбитром

Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои взгляды, участвовать в иной политической деятельности

Не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи.

Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам

Запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5) судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ

6) Судьи никому не подотчётны

7) Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены(избраны)на другую должность или переведены в другой суд без их согласия

8) Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком,но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ

9) Предельный возраст пребывания в должности судьи- 70 лет. Данное

ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

10) Судьи неприкосновенны(это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...