Сущность законности проявляется в. Сущность и основные принципы законности


Категория законности рассматривается по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности. Подлинная ценность законности для общества становится очевидной только тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима социально-правовой жизни.

Законность является идеальной формой правоотношений, так как соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности - отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствия праву приобретают и иные объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

  • а) содержательная - это наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов;
  • б) формальная - это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могли не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

Законность имеет не только различные формы выражения, но и в определенные исторические периоды в зависимости от конкретных социальных условий различное содержание. В этой связи особый интерес представляет анализ структурных элементов, определяющих содержание законности. Традиционно в юридической литературе выделяют три стороны (элемента) содержания этого сложного социального явления: предметную, субъектную, нормативную, а в каждой из них, кроме того, идеальную и реальную составляющие.

Так, предметную сторону содержания законности образуют те объекты (явления, процессы), которые должны отвечать и реально отвечают критерию юридической правомерности. Прежде всего, это деятельность и поведение участников общественных отношений. Через них это свойство приобретают другие явления, например, разнообразные правовые акты, как нормативного, так и индивидуального характера, управленческие решения, документы и т. п.

Субъектная сторона содержания законности характеризует состав субъектов, обязанных соблюдать и действительно соблюдающих, правовые предписания, а также имеющих право и реальную возможность требовать такого соблюдения от других. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Законность едина и одинаково обязательна для всех субъектов права.

К числу дискуссионных в юридической науке относится вопрос, связанный с определением нормативной стороны содержания законности. Прежде всего этот вопрос связан с определением объема правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации. В свете традиционного понимания законность предполагает строгое соблюдение и исполнение всех правовых норм, установленных либо санкционированных государством, включая нормы, содержащиеся в подзаконных актах органов государственного управления. Однако в научной литературе неоднократно высказывались предложения о сужении нормативной стороны законности. Суть подобных предложений сводится к тому, чтобы связать законность с необходимостью неукоснительной реализации законов и только законов. Как утверждают сторонники подобной концепции, процесс формирования правового государства требует отказаться от представлений о законодательстве как совокупности законов и нормативных правовых актов высшей исполнительной власти, поскольку неоправданно широкое понимание и трактовка понятия «законодательство» фактически нивелирует роль закона в системе нормативных правовых актов,а потому явно не способствует укреплению законности и правопорядка.

Проблема соотношения закона и подзаконных актов действительно существует. То обстоятельство, что в правовом государстве именно закон должен рассматриваться в качестве первичного базового регулятора общественных отношений, особых возражений не вызывает. Приоритет закона в процессе правового регулирования различных социальных отношений над подзаконными актами органов управления - основа основ правовой государственности. Но главная идея правового государства заключается все же не в том, чтобы разграничить, противопоставить требования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконное нормотворчество имеет право на существование и государственную поддержку. Без подзаконных актов во многих случаях не обойтись, они просто объективно необходимы.

Поэтому реальная проблема в условиях формирования правового государства заключается в том, чтобы определенным образом упорядочить и систематизировать подзаконное нормотворчество, обеспечить соответствие принимаемых подзаконных актов положениям действующего закона. Для этого должны быть четко определены требования, предъявляемые к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать в процессе правотворчества. В самом общем виде суть указанных требований заключается в том, что подзаконные акты должны: а) издаваться строго в пределах полномочий соответствующего органа, установленных законом; б) по своей форме соответствовать тем видам, которые определены в законе для данного органа или вида деятельности; в) приниматься для решения только тех вопросов, которые определены в законе. Кроме того, в случае внесения каких-либо изменений в закон положения подзаконных нормативных актов должны быть своевременно приведены в соответствие с требованиями закона.

Строгое следование указанным требованиям в процессе подзаконного нормотворчества позволит преодолеть противоречия между законом и подзаконным актом, обеспечит их взаимосвязь и взаимодействие в процессе правового регулирования общественных отношений. В последующем на этой основе должна быть обеспечена общеобязательность любой нормы права для всех участников определенного типа правоотношений независимо от формы ее выражения.

Таким образом, идеальная модель законности предполагает, что все субъекты права должны строго и неукоснительно следовать положениям всех правовых предписаний, которые регламентируют их деятельность.

Определение структурных элементов, определяющих содержание законности, позволяет выделять различные сферы ее проявления. Такую дифференциацию можно провести:

  • во-первых, применительно к реализации определенных норм, правовых институтов и отраслей права, вследствие чего становится возможным говорить о состоянии законности в сфере административных, гражданско-правовых, уголовных, трудовых и иных правоотношений;
  • во-вторых, по видам субъектов права, что позволяет оценивать состояние законности в деятельности государства в целом, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических лиц;
  • в-третьих, по сферам общественной жизни. Речь в данном случае может идти о состоянии законности в сфере экономики, политики и т. д.;
  • в-четвертых, исходя из условий места и времени деятельности различных социальных субъектов. Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

В этой связи важное практическое значение имеет определение четких критериев, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления. Как правило, в юридической литературе в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. При этом уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в анализируемой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости от возраста, социального положения и т. д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени.

Однако подобная оценка законности носит сугубо формальный, односторонний характер, поскольку в данном случае не учитывается содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации. Не трудно заметить, что методологическую основу подобной оценки составляет нормативная концепция понимания права. Идея «законности» в данном случае характеризует лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность - категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм, причем неважно каких, в том числе и самых реакционных.

Как определенная альтернатива сугубо формальному подходу к пониманию законности в юридической литературе последних лет некоторыми авторами развивается и последовательно отстаивается идея так называемой пра- возаконности, смысл которой заключается в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Подобная идея, безусловно, несет в себе определенное рациональное зерно, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где в определенных сферах государственной жизни и деятельности за законность выдается возведенное в закон беззаконие.

Однако в этой связи возникает весьма сложный вопрос, решение которого имеет, прежде всего, огромное практическое значение. Что же следует понимать под «правовым законом», каким требованиям и критериям он должен отвечать?

Сам термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и различные подходы к определению данного понятия.

Следует отметить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика принятого закона как правового или неправового, если последний рассматривать лишь с точки зрения соответствия его нравственным критериям, невозможна. Закон, который претендует на то, чтобы называться правовым, должен отвечать не только нравственным, но целому ряду других требований, как социального, так и юридического характера. Взятые сами по себе идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости носят весьма абстрактный характер, допуская при оценке правовых явлений и процессов неоднозначное толкование, а потому не могут рассматриваться в качестве действенных регуляторов поведения и деятельности.

Подобная позиция отнюдь не означает, что консервативные, реакционные законопроекты и законы не могут подвергаться критике. Она лишь подчеркивает, что никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Официальное решение вопроса о справедливости и легитимности законов и иных нормативных правовых актов может быть принято только компетентными органами государства (прежде всего, судебными органами) в законном порядке.

Попытки же искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки. Во-первых, они ослабляют регулятивную роль закона, поскольку фактически устанавливают традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний; во-вторых, создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции; в-третьих, формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Важно подчеркнуть, что признание различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, в том числе и правоприменительным органам, обходить законом со ссылкой на право. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит праву.

Интересы укрепления законности и правопорядка требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а, напротив, их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий может и должна стать Конституция РФ, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права. Так, в гл. 2 Основного закона РФ почти дословно воспроизводятся положения Всеобщей декларации прав человека, охватывающей, по сути, весь комплекс относимых к числу естественных прав и свобод и человека. В результате в области прав человека попытки проверки «правового» либо «неправового» характера принимаемых на базе Конституции РФ законов и подзаконных актов неизбежно сводятся к опирающейся ныне не на субъективный, а на объективный критерий - конституционные нормативные предписания - задаче проверки соблюдения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

В научный оборот уже прочно вошло понятие «конституционная законность». Сама идея конституционной законности предполагает: 1) правовой характер самой Конституции; 2) верховенство Конституции в правовой системе страны; 3) прямое действие Конституции на всей территории РФ. Многие авторы говорят о том, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции РФ. С этим нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все термины (законность, правозаконность, конституционная законность) должны выражать лишь одно содержание.

Представляется, что реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать актуальные, перспективные и справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность может рассматриваться как принцип, метод, режим соответствия правореализационной деятельности всех субъектов права положениям Конституции РФ, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.- Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Понятие и сущность законности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Соотношение законности и правопорядка.

Понятие правопорядка.

Гарантии законности.

Принципы законности.

Понятие и сущность законности.

Законность можно рассматривать как метод государственного ре­гулирования обществом, как принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, их должностных лиц и поведения граждан; как режим, обеспечивающий неуклонное соблюдение и ис­полнение законов и других нормативных актов. Точное и неуклонное исполнение законов есть всœеобщий принцип деятельности и поведения субъектов права. Осуществляя свои права и выполняя обязанности, государственные органы, общественные организации и граждане дей­ствуют согласно закону.

Законность тесно связана с дисциплиной: законность предпола­гает дисциплину и сама в определœенной степени зависит от нее. Укре­пление дисциплины положительно сказывается на укреплении закон­ности и, напротив - постоянные нарушения дисциплины подрывают не­зыблемость основ законности.

Законность как режим обеспечивает неуклонное выполнение норм права и состоит в совокупности требований соблюдения и испол­нения законов, их правильного применения, в неизбежности юридиче­ской или иной ответственности за их нарушение и в применяемых спо­собах и методах (гарантиях) обеспечения законности.

Сущность законности состоит в торжестве воли законодателя, в проведении ее в жизнь, в недопустимости таких общественных отно­шений, которые не программировались законодателœем, противоречат его установлениям. Законность обеспечивает государственные инте­ресы законодателя. Между ней и законодательством устанавливается тесное взаимоотношение. Законность возможна тогда, когда вырабо­тана стройная система правовых норм, регулирующая те обществен­ные отношения, в существовании которых проявляется особая заинте­ресованность Государства. Но сами законы не являются частью закон­ности и ещё не свидетельствуют о наличии прочной законности, кото­рая торжествует, в случае если законы соблюдаются всœеми и если сами законы отражают объективные закономерности общественного развития, на­зревшие потребности. По этой причине состояние законности зависит не толь­ко от соблюдения законов и другого нормативного материала, но и от своевременного создания:, обновления и совершенствования законо­дательства. Итак, законность - это соблюдение всœеми субъектами пра­ва законов и подзаконных актов.

Стоит сказать, что для наличия законности крайне важно:

Наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

Их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Понятие и сущность законности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и сущность законности." 2017, 2018.

законность правопорядок государственный юридический

Законность: понятие и содержание

Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Конституция закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и свободы - высшая ценность; права и свободы являются непосредственно действующими; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина выделяется в числе важнейших обязанностей государства. Данная обязанность может быть реализована, если в стране прочно утвердилось понимание необходимости соблюдения и исполнения Конституции РФ, федеральных законов, т.е. реально действует и такой принцип правового государства, как принцип законности.

Законность - одно из фундаментальных понятий юридической науки и практики. При различии определений законности (как принцип, режим, метод) большинство авторов сходятся в том, что суть законности состоит в требовании строгого и неуклонного осуществления всеми субъектами законов и подзаконных нормативных актов. Требование строгости означает недопустимость никаких отклонений от предписаний нормативных актов, а требование неуклонности устанавливает постоянство и неизменность данной линии поведения.

Субстанцией законности выступает именно закон. Поэтому сам термин "законность" производен от термина "закон".

В условиях формирования правового государства требуется иное понимание права, законности, для которых мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учете, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. Поэтому концентрированно современная (естественно-позитивная) концепция правопонимания воплощена в конституционном положении о высшей ценности человека, его прав и свобод. Именно оно должно быть определяющим при проведении в жизнь принципа законности.

Но тогда необходимо признать, что не каждый закон можно считать правовым. Признание наличия неправовых законов не подрывает основ законности. Ее фундаментальное, всеобщее, универсальное значение ревизии не подлежит. Больше вреда ее престижу в обществе наносит категорическое требование следовать закону, даже противоречащему Конституции. Такое требование является столь же неприемлемым, как и идея И. Канта об этической автономии или самозаконности в области права. Выдающийся мыслитель писал: "Дефиниция моей внешней (правовой) свободы гласит так: эта свобода есть правомочие не повиноваться никаким внешним законам, кроме тех, на которые я бы мог дать свое согласие". Законность разрушает как формализм, так и усмотрение, не опирающееся на объективные законодательно закрепленные критерии.

Приоритетное значение должны иметь содержательные требования законности: верховенство права, верховенство правового закона, соблюдения и уважения прав и свобод человека, справедливости и разумности применения права, культурности правотворческой и правореализующей деятельности. Единство содержательных и формальных требований дает основания говорить не просто о законности, а о правозаконности или конституционной законности.

Требования правозаконности должны распространяться на всех субъектов, в том числе и на законодателя. Законодатель должен не только закреплять принцип законности, но быть образцом для всех остальных в реализации ее требований на практике. В кругу причин издания неправовых законов не последнее место занимает то, что закон в большей степени рассматривается с формально-юридической позиции. В то же время юридический закон, прежде всего разновидность общественного закона, под которым понимаются объективно существующие необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи (отношения) в обществе и внутри самого права. Из этого следует исходить при характеристике закона как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Другой не менее важный вопрос - о недопустимости для субъекта применения права, пока закон не отменен, ставить свое мнение выше действующего закона. Закон превращается в своеобразную вещь "для себя", в некую абстрактную абсолютную ценность. Правоприменитель же перед законом обречен на пассивность. Его главная задача - во имя сохранения закона безропотно, не задумываясь следовать формальным категорическим предписаниям, даже если они несправедливы, неразумны и антигуманны. Такое допустимо лишь в тоталитарном государстве, но не для общества, вставшего на путь строительства правового государства.

В аспекте правозаконности или конституционной законности следовать закону, пусть даже надлежащим образом юридически оформленному, но содержательно ущербному, вряд ли правомерно. И это, еще раз подчеркнем, вовсе не призыв к всеобщему непослушанию, к беспорядкам, анархии. Такая оценка могла иметь место во времена, когда права человека не признавались самостоятельной ценностью и противопоставлялись правам гражданина, когда Конституция рассматривалась не иначе как политическая декларация, а не нормативный правовой акт прямого действия.

Определяющая особенность законности в том, что это явление всегда сопутствует государству и праву, предопределяется их природой, назначением, социальным потенциалом.

Стабильная законность - важнейшее условие решения проблем, задач, стоящих перед нашим обществом.

По-видимому, "законность" как требование или принцип всеобщего, строгого соблюдения норм права, как точное, неуклонное осуществление правовых норм всеми государственными органами, гражданами, другими субъектами и требование общеобязательности юридических норм - понятия не тождественные. Общеобязательность - объективное свойство права. В этом контексте отметим: общеобязательным является и приказ начальника, и приговор суда. Отсюда известный политико-правовой тезис официальной власти о необходимости утверждения "диктатуры закона" в стране должен прежде всего распространяться на высшие и иные эталоны самой государственной власти (борьба с коррупцией и др.).

Законность в широком плане - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Констатируя это, обратим внимание на следующий вывод: "Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц".

Стало быть, содержание законности при таком (широком) подходе включает реализацию не только предписания права по отношению к обязанным лицам, но и реализацию предоставленных им возможностей (прав, свобод индивидов, их объединений) в сфере правового регулирования. Прежде всего, это обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц.

Законность - это "политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод".

В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

  • 1. Как принцип государственно-правовой жизни законность признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права - и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
  • 2. Законность - это и метод регулирования поведения участников отношений, состоящий в организации общественных отношений путем издания законов, иных нормативно-правовых актов и обеспечения осуществления их предписаний. Главное здесь в том, что реализация многочисленной деятельности государства, его функций осуществляется правовыми средствами и в правовых формах.
  • 3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.

И принцип, и метод, и режим законности находятся в органической связи, способствующей получению более полного, целостного представления об этом правовом явлении. Вместе с тем заслуживает внимания вывод о том, что наиболее завершенную форму, ценность законность "приобретает только тогда, когда она предстает в виде режима социально-правовой жизни".

Законность - одно из самых устойчивых политико-правовых явлений, способных сохранить свои основные качественные черты, несмотря на ее "наполнение" в связи с изменениями, происходящими в обществе. Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

  • а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;
  • б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;
  • в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;
  • г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • д) независимое и эффективное правосудие;
  • е) результативная работа правоохранительных органов.

Поскольку главным в любой теоретической конструкции яв­ляется определение сущности исследуемою явления, постольку, для наиболее полного раскрытия анатомии законности представ­ляется целесообразным и необходимым обратиться к вопросу о ее сущности.

В отечественной юридической литературе на вопрос о сущ­ности законности уже обращалось внимание. Так М.С. Строго- вич полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов.

Отсюда, по его мнению, вытекает необходимость соблюде­ния и исполнения подзаконных актов, соответствующих зако­нам, изданных на основе закона, в соответствии и во исполнение закона. "

При характеристике сущности законности в качестве её ис­ходной предпосылки в данном случае служит требование стро­гого и неуклонного соблюдения, и исполнения действующего законодательства всеми субъектами права.

Сущность законности - это верховенство закона в системе правового регулирования общественных отношений. Признание верховенства закона, а следовательно, и права в целом органиче­ски связано с обеспечением приоритета законов в правовой сис­теме. Закон выступает не только базовым первичным регулято­ром, но и важнейшим фактором нормообразования и примене­ния правовых норм. Поэтому столь оправдано устойчивое пони­мание закона, как своего рода ядра законности, поскольку его принятие и дейсгвие служит «юридическим магнитом» для всех иных правовых актов Верховенство закона означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органа публичной вла­сти или его должностного лица должны соответствовать закону.

Понимание верховенства закона как сущности законности требует выхода за рамки констатации этого факта и развития су­ти дела.

Вернувшись к умозаключению М.С. Строговича о том, что сущность законности заключается в соблюдении и исполнении именно законов, следует отметить, что речь у М.С. Строговича, в данном случае, идет о верховенстве закона в собственном (уз­ком) смысле. Отсюда вытекает, что для реализации законности необходимо во всех юридически значимых ситуациях следовать предписаниям не всех нормативно-правовых актов, а только за­конов, то есть, нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти.

Однако представляется, что подобный вывод противоречит логике теории права.

В теории права принято положение о том, что все подзакон­ные нормативные правовые акты (указы президентов, постанов­ления правительств, приказы и инструкции министерств и ве­домств и др.) издаются на основании или во исполнение законов и должны соответствовать им.

С учётом этого любой закон представляет собой норматив­ный правовой акт, устанавливающий основные положения для регулирования определённых отношений в той или иной сфере жизнедеятельности общества и государства. Изданные на его основе подзаконные нормативные правовые акты выступают в качестве своеобразного «продолжения закона». Цепочку «закон - подзаконные нормативные правовые акты» можно образно представить в качестве правового дерева, в котором закон явля­ется его штамбом (стволом), а подзаконные нормативные право­вые акты - ветвями.

Такое понимание соотношения законов и подзаконных нор­мативно - правовых актов означает, что соблюдая и исполняя положения подзаконных нормативных правовых актов, субъек­ты правового поведения, тем самым, соблюдают и исполняют воплощенные в них положения законов. Именно этим обеспечи­вается верховенство законов в широком смысле в процессе нор­мативного регулирования различных общественных отношений.

Но в системе права любого государства, в том числе России, действует множество законов, и весьма нередко одни из них противоречат другим. Возникает вопрос, какой из противореча­щих законов должен обладать верховенством по отношению к другим? Ответ может быть только один. Это - конституция. Не случайно, в реальной действительности, её называют основным законом государства. Конституции, как основному закону, должны соответствовать все остальные законы и иные норма­тивные и не только нормативные правовые акты.

Следовательно, задаваясь вопросом о том, что составляет сущность законности, с учётом сказанного выше, логично, во­преки всем имеющимся в научной литературе, сделать следую­щий вывод: сущность законности составляет верховенство конституции, выражающееся в соответствии ей иных зако­нов и подзаконных правовых актов, а также всей системы общественных отношений, складывающихся в обществе.

Этот вывод согласуется с положениями, закреплёнными в п.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу,...Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Констигуции Российской Федерации».

Приведённые положения в идеале должны обеспечивать одинаковые правовые условия для решения одинаковых юриди­чески значимых ситуаций. Однако ныне реально в России этого нет. Неодинаковость правовых условий определяется рядом факторов: с одной стороны тем, что нередко принимаются зако­ны и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие по­ложения, противоречащие конституции, с другой стороны, тем, что чиновники разного ранга зачастую нарушают действующее законодательство, а борьба с их злоупотреблениями является либо недостаточно эффективной, либо мнимой.

Сам по себе факт понимания сущности законности и даже сте­пень его правильности ещё не дают автоматически ответов на все связанные с ней вопросы. Но понимание её сущности позволяет правильно определить её принципы, через них выявить её содержа­ние, а с учётом содержания законности определить её признаки.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...