Темы учебно тренировочных занятий на опо 3. Учебные тревоги и противоаварийные тренировки


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности

"Инструкция

по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

II. Учебные тревоги

5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее -комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

6. При проведении учебных тревог проверяются:

возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

В плане проведения учебной тревоги указываются:

дата и время проведения учебной тревоги; вид аварии и место ее возникновения; порядок проведения учебной тревоги.

11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

состояние пунктов спасения персонала при аварии; состояние средств коллективной защиты; состояние запасных выходов из аварийного участка.

15. При проведении учебной тревоги проверяются: порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с

действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии); время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации; порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА; время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

III. Учения по плану ликвидации аварий

17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

прекращение поступления воды на аварийный участок; остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания; отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА; задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ; отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами

комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

дата проведения;

вид и место аварии;

отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

Учебно-тренировочного занятия по ПЛАС

Работы по локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций должны производиться в соответствии с ПЛАС, разрабатываемым для АДС. Знание ПЛАС проверяется квалификационной (экзаменационной) комиссией при допуске работников АДС к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также при проведении учебно-тренировочных занятий.

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций разрабатывается с целью:

    определения возможных аварийных ситуаций, связанных с использованием газа;

    определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

    планирования действий персонала АДС по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;

    разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

    разработки планов взаимодействия АДС с другими производственными службами эксплуатационной организации.

Учебно-тренировочные занятия персонала по локализации ликвидации аварий проводятся не реже одного раза в квартал. Графики проведения учебно-тренировочных занятий разрабатываются руководителями подразделений и утверждаются техническим руководителем предприятия.

Пример типового плана учебной тренировки.

Возможные причины аварии: нарушение целостности подземного газопровода (разрыв стыка, образование свища в результате коррозии газопровода и другие дефекты), проникновение газа через грунт и по подземным коммуникациям.

Последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварии в соответствии с ПЛАС:

1. Прием заявки и инструктаж заявителя по принятию мер безопасности до прибытия аварийной бригады согласно Памятке по инструктажу.

2. Регистрация аварийной заявки и выписка заявки аварийной бригаде.

3. Доведение до сведения состава аварийной бригады содержания заявки. Краткий инструктаж состава по порядку выполнения газоопасных работ на аварийном объекте и подготовке необходимой документации. Выезд на аварию.

4. Расстановка предупредительных знаков на въездах к аварийному объекту и охрана входов в подвал и лестничную клетку с целью недопущения открытого огня в загазованном помещении.

5. Определение концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа с помощью газоанализатора.

6. При концентрации газа в подвале до 1 % и отсутствии газа в помещениях первого этажа необходимо производить:

Интенсивную вентиляцию подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа;

Постоянный контроль за изменением концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа;

Поиск места утечки газа на вводе, в газовой разводке лестничной клетки и в помещениях первого этажа с помощью мыльной эмульсии и прибора;

Проверку на загазованность в первую очередь соседних подвалов, подъездов, тоннелей, колодцев, затем всех подземных сооружений в радиусе 50 м.

При обнаружении загазованности соседних подъездов и подвалов немедленное принятие мер, указанных в пунктах 4, 6,7 настоящего плана, и проверка на загазованность сооружений, расположенных за 50-метровой зоной.

7. При концентрации газа в подвале свыше 1 % необходимо:

Отключение жилого дома от газораспределительных сетей, выезд к месту аварии представителей городских организаций согласно плану взаимодействия служб;

Принятие мер по обесточиванию электросети загазованного объекта (отключение выполняет специализированная организация);

Определение места утечки газа внешним и буровым осмотром трассы участка подземного газопровода или приборным методом;

Вскрытие поврежденного участка подземного газопровода. При авариях на газопроводах высокого и среднего давления оповещение руководителей промышленных предприятий, котельных, а также других потребителей об отключении объектов от газораспределительных сетей.

8. Составление акта на локализацию аварии и заявки в бригаду наружных сетей на производство аварийно-восстановительных работ.

Действия персонала согласно ПЛАС

Порядок действия диспетчера.

    Принимает заявку и инструктирует заявителя согласно Памятке по инструктажу.

    Заносит в журнал содержание поступившей заявки.

    Выписывает заявку аварийной бригаде на устранение аварии.

    Знакомит бригаду с содержанием заявки и особенностями объекта.

    Подготавливает совместно с мастером (слесарем) документацию на данный объект.

    Обеспечивает выезд аварийной бригады на объект в течение 5 мин. на автомашине, укомплектованной инструментом, материалами, приспособлениями и индивидуальными средствами защиты.

    Поддерживает постоянную связь с бригадой, уточняет характер аварии.

    Докладывает, при необходимости, руководству предприятия, городских организаций об аварии согласно плану взаимодействия служб.

    Принимает к сведению решение мастера на отключение аварийного объекта (района) от газораспределительной сети.

    Обеспечивает присутствие на месте аварии представителей организаций, эксплуатирующих другие подземные коммуникации.

    Принимает меры по оказанию аварийной бригаде помощи в выделении дополнительного количества людей и механизмов.

    Передает телефонограммы руководителям промышленных предприятий и котельных о прекращении подачи газа до ликвидации аварии на газопроводе.

    Сообщает руководству службы о характере аварии и обеспечивает прибытие на место бригады для аварийно-восстановительных работ согласно плану взаимодействия служб.

    Требует от руководителя аварийных работ исчерпывающей информации о ходе работ по ликвидации аварий.

Действия мастера.

    Получает от диспетчера заявку, документацию (планшет, схему сварных стыков, исполнительные чертежи) и указания о порядке отключения объекта (района).

    Проверяет исправность газоанализатора и средств защиты.

    Инструктирует состав бригады, знакомит его со схемой отключения объекта (района) и в течение 5 мин. выезжает с бригадой к месту аварии.

По прибытии на место:

    Организует охрану входа в подвал и лестничную клетку с целью недопущения открытого огня.

    Обеспечивает постоянную проверку степени загазованности подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа.

    Сообщает диспетчеру об изменении концентрации газа в подвале и о результатах проверки на загазованность других помещений и коммуникаций.

    Обеспечивает интенсивную вентиляцию подвала и инструктаж жильцов по принятию мер безопасности согласно инструкции.

    Организует проверку плотности сварных и резьбовых соединений на вводе и внутридомовом газопроводе загазованного объекта с помощью мыльной эмульсии и приборами. Если запах газа не ощущается, нет показаний газоанализатора - выясняет у заявителя причины заявки и удостоверяется в ложной заявке.

    Проверяет на загазованность соседние подвалы, подъезды, расположенные в непосредственной близости от подземных коммуникации (тоннелей, колодцев), а затем подземные сооружения в радиусе 50 м от газопровода.

    При концентрации газа в подвале свыше 1 %:

Докладывает диспетчеру;

Закрывает задвижки;

Организует вывод жильцов из жилого помещения по заранее разработанной инструкции.

11. Вызывает через диспетчера представителей предприятий и организаций, эксплуатирующих другие подземные коммуникации, и персонал в помощь бригаде.

12. Проводит внешний и буровой осмотр (приборное обследование) отключенного участка подземного газопровода.

13. Руководит работами по вскрытию газопровода, снижению давления газа (при необходимости) и устранению его утечек.

14. Составляет технический акт на ликвидацию аварии и заявку в службу подземных газопроводов на производство аварийно-восстановительных работ. Действия слесаря:

    Уясняет характер аварийной заявки.

    Проверяет наличие газоанализатора, средств защиты и др.

    В течение 5 мин. выезжает на место аварии.

    Устанавливает наличие газа с помощью газоанализатора и участвует в поиске места утечки.

    Подготавливает необходимый инструмент, инвентарь и механизмы к работе.

    Участвует в работах по ликвидации аварии.

    Выполняет работы под руководством мастера и докладывает ему об их выполнении.

    Приводит в порядок и укладывает в аварийную автомашину инструмент, инвентарь и средства индивидуальной защиты.

Действия водителя-слесаря:

    Выезжает на место аварии кратчайшим путем в течение 5 мин.

    Поддерживает непрерывную связь с диспетчером. По прибытии на место:

    1. Ставит аварийную автомашину не ближе 15 м от места расположения загазованного объекта с подветренной стороны в положение, обеспечивающее перекрытие проездов в загазованную зону и возможность наблюдения за перемещением посторонних лиц, в ночное время - освещение фарами загазованной зоны и подключение переносного освещения.

    Выставляет предупредительные знаки в местах подхода к загазованной зоне.

    Выполняет распоряжения мастера.

Порядок организации и проведения занятий по физической подготовке

Обучение упражнениям и приемам включает ознакомление, разучивание и тренировку. Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; показать, если это необходимо, упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности упражнений применяются следующие способы разучивания:

    в целом – если упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

    по частям – если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

    по разделениям – если упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

    с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности выполнить его нельзя, а разделить на части – невозможно.

Тренировка заключается в систематическом многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий выполнения и повышением нагрузки. Тренировка обеспечивается совершенствованием двигательных навыков, физических и специальных качеств.
Тренировка проводится в следующей последовательности:

    выполнение упражнения в простой обстановке – сначала без снаряжения, а затем с снаряжением;

    выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку;

    выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты, в условиях ограниченной видимости и ночью.

Основными методами тренировки являются равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный. Основными способами организации занимающихся при выполнении упражнений являются индивидуальный или групповой. Учитывая различия в уровне подготовленности занимающихся, на занятиях используется индивидуальный подход. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения упражнений.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

    четким показом и объяснением техники выполнения упражнений;

    правильным первоначальным разучиванием упражнений;

    использованием подготовительных упражнений;

    своевременной и качественной помощью и страховкой.

Заключение

Аварийно-спасательные работы действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Основным же всегда остается принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей.

Основными отличиями ведения газоспасательных работ следует считать: необходимость работы в ИСИЗ, ограничения времени ведения спасательных работ сроком защитного действия дыхательных аппаратов и костюмов, ограничение времени ведения спасательных работ в зависимости от физико-химических свойств и степени токсичности ядовитого вещества, а также метеорологических условий в зоне ЧС.

Если рассматривать в целом, то привлечение газоспасателей к ведению аварийно-спасательных работ сводится к минимуму в повседневной жизни. Основные аварии в газовом хозяйстве связаны с утечкой газа: загазованность в помещениях, нарушения пользования газом в быту, износ сетей, повреждения техникой, падением деревьев и др. и могут быть локализованы и ликвидированы только при отключении сетей газораспределения и проветриванием, если естественно такая авария не спровоцировала пожар, взрыв. Вариантов развития аварийных ситуаций может быть бесчисленное множество. Варианты развития аварийных ситуаций должны отрабатываться при проведении учебно-тренировочных занятий. Но ненужно забывать, что приоритетом газоспасателя является спасение жизни, и какая бы авария не произошла привлечение газоспасателей актуально, так как развитие аварии может иметь непредсказуемый характер.

Список используемой литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091

    Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
    (ред. от 31.12.2014)
    "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
    "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

  • 2. Действие специфических веществ нефтепереработки на окружающую среду и организм.
  • 3. Анализ и оценка риска. Контроль риска.
  • Билет №4
  • 1.Порядок про проведения самоподготовки и аттестации по безопасности с использованием программно-информационной системы «Олимп:Окс».
  • 2. Порядок сбора и реализации образовавшихся лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
  • 3. Структура документации исм.
  • Билет №5
  • 1. Основные принципы работы комиссии оао «танеко» - членов комиссий по приёмке законченных строительством объектов
  • 2. Порядок проведения учебных тревог уровня «б» по плас: 1) Под руководством начальника цеха; 2) Под руководством главного инженера (заместителя директора).
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры.
  • Билет №6
  • 1. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.
  • 2. Формирование и характеристика сточных вод. Системы канализации Комплеса.
  • 3. Дать опредление термина "запись". Требования, предъявляемые к записям. Привести примеры.
  • Билет №7
  • 1. Планирование проведения проверок состояния промышленной безопасности на предприятии.
  • 2. Общие правила обращения с отходами.
  • Билет №8
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Порядок образования металлолома и оформления учетных документов.
  • 3. 8 Принципов менеджмента качества согласно iso 9001. Назвать и охарактеризовать.
  • Билет №9
  • 1. Порядок организации расследования и учета аварий и инцидентов
  • 2. Основные природоохранные объекты оао «танеко».
  • 3. Коррекция. Корректирующие и предупреждающие действия. Дать определения. Привести примеры
  • Билет №10
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Хранение отходов.
  • 3. Руководство по исм. Назначение документа.
  • Билет №11
  • 1. Порядок проведения тактико – специальных учений уровня «в».
  • 3. Порядок разработки и внесения изменений в общезаводские инструкции, должностные инструкции, специальные инструкции.
  • Билет №12
  • 1. .Материальное и моральное стимулирование работников, обеспечивающих промышленную безопасность.
  • 2. Какие отходы разрешается размещать в контейнере опо?
  • Область применения
  • Билет №13
  • 1. Производственный контроль по обращению с отходами производства.
  • 2. Порядок технического расследования причин инцидентов. Учет, хранение и анализ материалов расследования инцидентов. Опкпб-п-29
  • 4 Порядок расследования причин инцидентов
  • 5 Учет, хранение и анализ материалов
  • 3. Цель разработки, внедрения и совершенствования исм в оао "танеко". Рм-2012 изм.3
  • Билет №14
  • 1. Экспертиза промышленной безопасности опкпб-п-27
  • 2. Общие требования охраны окружающей среды и экологической безопасности ооос-п-10
  • 3. Порядок учета, хранения документированных процедур в оао "танеко".Стп сп 01.01
  • 1. Разрешение на проведение огневых работ.Опкпб-ои-30
  • 2. Порядок учета лома и отходов цветных и (или) черных металлов. Ооос-ои-09
  • 3.Политика в области качества Политика в области оЗиБт Политика в области обеспечения экологической безопасности
  • 1. Обязанности и ответственность руководителей и исполнителей огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Правила охраны труда и противопожарной безопасности при обращении с отходами. Ооос-п-03
  • Билет №17
  • 1. Подготовка и аттестация членов насф. Теоретическая и практическая подготовка. Права, обязанности и ответственность членов насф. Опкпб-п-28
  • 2. Учёт движения отходов. Ооос-п-03
  • 3. Управление законодательными и нормативно-правовыми актами в оао "танеко". Анализ применимости законодательных требований в оао "танеко". Стп сп 01.06
  • 1. Подготовительные работы и проведение огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Обезвреживание, транспортировка и размещение отходов. Ооос-п-03
  • 3. Представитель от высшего руководства по исм. Обязанности и ответственность. Рм. Руководство по исм
  • 1. Задачи и функции насф. Создание, структура и численность. Техническое оснащение. Размещение и комплектование. Опкпб-п-28
  • 2. Порядок производственного экологического контроля в области управления отходами производства и потребления ооос-п-04
  • 3. Внутренний аудит исм. Цели и порядок проведения. Оформляемые документы. Стп сп 05.01
  • 1. Порядок проведения тактико-специальных учений уровня «в». Опкпб-п-196
  • 2. Меры предотвращения негативного воздействия на окружающую среду на Комплексе нПиНхз. Ооос-п-10
  • 3. Роль, ответственность, полномочия в исм. Задачи и функциональные обязанности работника. Должностная инструкция (билет № 1 вопрос 3)
  • 1. Идентификация опасностей на уровне предприятия – первый и второй уровни стп пп 06.01
  • 2. Ответственность в области нарушения требований природоохранного законодательства ооос-п-10
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры. Iso 9001 "Системы менеджмента качества. Требования"
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас. Опкпб-п-196
  • 2. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки. Привести примеры экологических аспектов по структурному подразделению.
  • Т а б л и ц а 1.1 - Оценка масштаба воздействия
  • 3. Цели в области исм оао "танеко". Руководство по исм, Цели в области исм
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас. Опкпб-п-196

    3.1 В течение года, один раз в месяц, в каждой смене цеха должны проводится УТЗ под руководством начальника смены по возможным аварийным ситуациям, предусмотренные оперативной частью ПЛАС уровня «А».

    Исключение составляют участки НАСФ: участок газоснабжения; участок реагентного хозяйства; участок промышленных сточных вод; участок получения азота и сжатого воздуха, где УТЗ проводится один раз в квартал с каждой сменой, либо с проведением общего УТЗ в месяц с привлечением всех участников данного формирования.

    Дата и период времени проведения УТЗ определяются графиком, который ежегодно до 15 декабря разрабатывается специалистом ПТО, закрепленным за цехом по форме приложения «Б». При разработке графика необходимо учитывать то, что УТЗ должны проводиться в различное время суток, в том числе в ночное время.

    Проект разработанного специалистом ПТО графика проведения УТЗ, УТ по ПЛАС регистрируется в СЭД «ДЭЛО» группа документов «Программа, план, график…» под рубрикой «График УТЗ, УТ, ТСУ» и направляется на подпись начальнику ПТО и начальнику цеха, на согласование заместителю главного инженера/начальнику производства, начальнику ООТ, начальнику ОПКПБ, начальнику ПЧ-92 ФКУ «1 ОФПС ГПС по РТ (договорной), начальнику отряда ВГСО. Согласованный ЭЦП График проведения УТЗ, УТ утверждается директором завода.

    Утвержденный график направляется через СЭД «ДЕЛО» в производственные цеха завода и ОПКПБ до 20 декабря текущего года. Оригиналы графиков хранятся в ПТО в течение пяти лет.

    3.2 При проведении УТЗ по уровню «А» под руководством начальника смены РЛА является начальник смены, при этом начальник смены проверяет качество выполнения всех действий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийной ситуации, производственным (обслуживающим) персоналом, обеспеченность производств соответствующими индивидуальными средствами защиты и средствами ликвидации аварий, соответствие ПЛАС действительному состоянию производства.

    3.3 По окончании проведения УТЗ РЛА в течение рабочей смены, в которой проводилось УТЗ, проводит разбор УТЗ с производственным (обслуживающим) персоналом смены, НАСФ, ДППФ. Проведение УТЗ, выявленные замечания оформляются начальником смены в «Оперативном журнале по ликвидации аварий и проведения УТЗ, УТ по ПЛАС», оформленном по форме приложения «В» с ознакомлением сменного персонала под подпись. Качество проведения УТЗ в течение трех дней проверяет начальник цеха с отметкой в «Оперативном журнале по ликвидации аварий и проведения УТЗ, УТ по ПЛАС».

    3.4 Отмену аварийного положения при проведении УТЗ уровня «А» по ПЛАС производит начальник смены.

    3.5 При проведении комплексных и целевых проверок, согласно «Плана-графика проведения комплексных проверок», представители УПБ, ПТО завода проверяют правильность оформления и ведения документации и оснащения НАСФ проверяемого подразделения.

    2. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки. Привести примеры экологических аспектов по структурному подразделению.

    Значимый (приоритетный) экологический аспект – экологический аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

    Организация и порядок проведения идентификации

        Общее руководство работой по идентификации экологических аспектов возлагается на директора по эксплуатации.

        Организацию работ осуществляет начальник УПБ, координацию и взаимосвязь рабочих групп и Аналитической группы осуществляет начальник ОООС.

        Для идентификации экологических аспектов, распоряжением по структурному подразделению создается Рабочая группа, состоящая из опытных специалистов, в составе РГ обязательно должен быть специалист данного подразделения, обученный по курсу «Требования международного стандарта МС ИСО 14001», возглавляет РГ руководитель структурного подразделения. Состав группы не менее трёх человек.

        В обязанности членов Рабочей группы входит:

      Идентификация, последующая проверка на предмет актуальности, актуализация экологических аспектов, разработка и согласование необходимойдокументации;

      организация работы по установлению экологических целей и задач на планируемые периоды деятельности, их согласование и утверждение;

      мониторинг выполнения экологических целей и задач подразделения.

        Приказом Генерального директора по Обществу формируется Аналитическая группа из числа директоров служб, начальников управлений, главных и ведущих специалистов, возглавляет группу технический директор. Проект Приказа о создании Аналитической группы готовит начальник ОООС.

        В обязанности членов Аналитической группы входит:

      оказание консультационной поддержки при идентификации экологических аспектов (перечня видов деятельности, воздействия) при возникновении вопросов определенной специфики;

      рассмотрение и согласование результатов идентификации и определения значимости, ранжирование экологических аспектов;

      разработка совместно с рабочими группами Экологических целей и задач.

        Идентификация экологических аспектов проводится по каждому виду деятельности (выполняемой работы) для структурных подразделений промышленной и вспомогательной групп.

        Экологические аспекты для видов деятельности (услуг) отданных на аутсорсинг, при условии проведения данных работ на территории Общества, также идентифицируются. Результаты идентификации для данных работ, в дальнейшем могут являться критерием для выбора исполнителя работ (услуг).

        Идентификацию экологических аспектов для офисной группы (без учета специфики) проводят сотрудники ОООС, с привлечением компетентных специалистов структурных подразделений офисной группы.

        Экологические аспекты рассматриваются на предмет актуальности не реже одного раза в год членами рабочей группы.

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ

      Процедура идентификации экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду состоит из следующих этапов:

      Идентификация вида деятельности, продукции, услуги. Выбранный вид деятельности, продукция или услуга должны быть достаточно широкомасштабными и представительными для данного структурного подразделения и достаточно узконаправленными для однозначного толкования.

      Идентификация конкретных источников воздействия на окружающую среду. Под конкретными источниками воздействия понимаются элементы деятельности, технологические процессы, оборудование, конкретные виды продукции, услуг и отходы.

      Идентификация экологических аспектов, увязанных с идентифицированными источниками воздействия.

      Определение видов воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым экологическим аспектом – оцениваются как при нормальном режиме работы, так и в нештатных ситуациях, включая пуск, остановку оборудования, возможные аварийные ситуации и др.

      Также определяют нормативные, законодательные и иные требования, которыми регулируются идентифицированные экологические аспекты.

      Идентификация видов деятельности, процессов, продукции, услуг и конкретных источников воздействия (загрязнения) осуществляется по следующим направлениям:

      По основной производственной деятельности, к которой относятся все технологические процессы и выполняемые работы, связанные с транспортировкой, переработкой, хранением нефти и нефтепродуктов, осуществляемые в структурном подразделении. Необходимо учитывать максимально возможное количество источников загрязнения, процессов и работ, при осуществлении которых, как в нормальном режиме работы, так и при аварийных ситуациях могут возникать экологические аспекты, оказывающие или способные оказать воздействие (положительное или отрицательное) на окружающую среду.По вспомогательной производственной деятельности - работам, проводимым как самим Обществом, так и его подрядными организациями на объектах и территории Общества.

      К ним относятся следующие виды работ и технологических процессов: обслуживание, плановые текущие и капитальные ремонты, очистка, замена, установка (строительство) технологического оборудования (трубопроводов, зданий, установок), проведение технологических операций и т.д.

      По материально-техническому обеспечению, к которому относятся такие источники воздействия, как транспортировка, хранение, погрузка и разгрузка сырья, материалов, реагентов, энергоносителей, обеспечение автотранспортом и спецтехникой.

      По административно-хозяйственной, социально-бытовой деятельности, включающей использование средств автоматизации, расходных материалов, природных ресурсов, функционирование блоков питания и т.д.

      По исследовательской деятельности, включающей проведение различных видов исследований, таких как: лабораторные, аналитические исследования нефти, нефтепродуктов, катализаторов, реагентов и.т.д.

      По прошлым воздействиям всех видов деятельности на окружающую среду, если таковые имеются. К ним относятся прошлые, остаточные воздействия на окружающую среду реализованных процессов, выполненных работ как от деятельности сторонних, подрядных организаций, так и деятельности самого Общества (например: нерекультивированные земли; складирование отходов после строительных работ, почвы, загрязненные нефтепродуктами и др.).

      По воздействию окружающей среды на объекты деятельности Общества. К таковым относят всевозможные природные явления и процессы, оказывающие воздействие на производственные объекты, технологию, материалы (экстремальные природные явления, подтопление грунтовыми водами, оползни, эрозия почв и т.д.).

      Результаты идентификации видов деятельности, продукции, услуг и конкретных источников воздействия сводятся в «Перечень выполняемых работ и предоставляемых услуг структурным подразделением ОАО «ТАНЕКО» (далее по тексту «Перечень…») в соответствии с Приложением А.. Документ регистрируется в СЭД «ДЕЛО», в группе документов «ЭХД: документы общего назначения» с прикреплением «Перечня…», с заполнением поля «Рубрикатор» - «Экологические аспекты». Документ заверяется ЭЦП руководителем структурного подразделения, направляется на согласование по СЭД «ДЕЛО». «Перечень…» согласовывается ЭЦП главным инженером (для промышленной группы), для остальных - вышестоящим руководителем; а также главными специалистами Общества.

      Согласованный «Перечень выполняемых работ и предоставляемых услуг структурным подразделением ОАО «ТАНЕКО» направляется по СЭД «ДЕЛО» в отдел ООС и членам Аналитической группы.

      Для идентифицированных видов деятельности, процессов, продукции, услуг и конкретных источников воздействия, загрязнения, проводится идентификация экологических аспектов.

      Экологические аспекты условно делятся на два вида:

      элементы деятельности, которые оказывают прямое воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

      элементы деятельности, которые оказывают косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

      К экологическим аспектам, оказывающим прямое воздействие на окружающую среду и здоровье человека, относятся:

      сжигание топлива; выбросы через свечу и.т.д.

      сбросы сточных вод;

      использование оборудования, технологий, образование и размещение отходов;

      водопотребление;

      аварийные разливы нефти;

      прошлое загрязнение почв нефтепродуктами;

      использование оборудования, являющегося источником шума;

      использование оборудования, являющегося источником вибрации;

      использование оборудования, являющегося источником электромагнитного излучения;

      использование оборудования содержащего источники радиации;

      хранение сырья, материалов и реагентов, в том числе опасных на территории Общества;

      использование опасных веществ и другие.

      К экологическим аспектам, оказывающим косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, относятся:

      обучение персонала вопросам охраны окружающей среды;

      контроль и мониторинг воздействия на окружающую среду (наличие, достаточность, качество измерительного и контролирующего оборудования);

      потребление сырья и материалов;

      потребление энергоресурсов.

      Для каждого идентифицированного экологического аспекта, определяются воздействия от экологического аспекта на окружающую среду, представляющие собой как положительные, так и отрицательные изменения в окружающей среде.

      Воздействие на окружающую среду выявляется на качественном и количественном уровне в виде:

      загрязнений атмосферного воздуха и почв от выбросов (газообразных, паровых, жидкостных, парожидкостных смесей, твердых частиц и пр.);

      загрязнений окружающей среды от излучений (электромагнитных, радиационных), тепловой энергии, шума, вибраций;

      загрязнений водных объектов и почв от сбросов сточных вод, рабочих и технологических жидкостей в канализацию, водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты;

      образования и загрязнения компонентов окружающей среды от твердых отходов;

      истощения поверхностных и подземных водных объектов от нерационального водопотребления;

      загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов от нерационального потребления энергоресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, котельно-печное топливо, моторное топливо, сжатые и сжиженные газы);

      другого воздействия.

      Каждый экологический аспект может оказывать одно или несколько воздействий на окружающую среду.

      Воздействия экологических аспектов рассматриваются в трех режимах:

      при рабочем режиме работы процессов и агрегатов;

      в режиме нештатных ситуаций: при пусках, остановках и в тех случаях, когда воздействие на окружающую среду отличается от воздействия в обычных (рабочих) условиях;

    – при аварийных ситуациях.

      Идентификация экологических аспектов и их воздействий проводится на основе:

      технологических регламентов, технологических и рабочих инструкций; инструкций по видам деятельности;

      данных мониторинга и измерений;

      данных статистической отчетности;

      оценок воздействия на окружающую среду;

      расчетов предельно допустимых выбросов, сбросов;

      экологической, энергетической паспортизации;

      инвентаризации источников выбросов и сбросов, загрязняющих веществ, мест складирования отходов;

      ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН;

      данных о хранении опасных материалов и их свойствах (паспорта безопасности, сертификаты, технические условия);

      другая информация.

      Каждый идентифицированный экологический аспект, оказываемое им воздействие (-вия), регулируются рядом нормативных и законодательных документов. Например: экологический аспект «Накопление отходов производства 1-го класса опасности: отработанных ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок, отработанных и брака» регулируется следующими документами: Федеральным законом №89, ГОСТ Р 53074-2008 (МЭК 60188:2001); ОООС-П-03-2010.

      По каждому экологическому аспекту заполняется форма, согласно Приложению Б. Вся вносимая в форму информация составляет Паспорт ЭА, использующийся при определении значимости и ранжировании. Паспорт ЭА подлежит постоянному хранению в структурном подразделении, после завершения процедуры идентификации.

      Паспорт ЭА может быть оформлен как на бумажном, так и на электронном носителе информации, в последнем случае документ должен быть защищен от изменений и создана резервная копия на съёмном носителе информации.

    Определение значительности воздействий экологических аспектов на окружающую среду. Методика оценки экологических аспектов

      Оценка значимости идентифицированных экологических аспектов проводится РГ, с привлечением при необходимости Аналитической группы.

      При выделении значимых экологических аспектов Общества, каждый из идентифицированных экологических аспектов оценивается исходя из составляющих (критериев):

      масштабности;

      регулируемости;

      затратности;

      срочности.

      Для оценки каждого из критериев оцениваются приведённые в таблицах 1.1-1.4 показатели.

      Из списка приведённых значений показателей по каждой составляющей необходимо выбрать один из трёх предлагаемых вариантов, наиболее близко характеризующих оцениваемый аспект. Бальная оценка, соответствующая выбранному варианту, будет являться оценкой величины, определяющей значимость аспекта по данному показателю.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"


    В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726),

    приказываю:

    Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий".

    Руководитель
    Н.Г.Кутьин

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    8 апреля 2013 года,
    регистрационный N 28028

    Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

    Приложение

    I. Общие положения

    1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N 30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

    2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

    3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

    4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

    II. Учебные тревоги

    5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

    Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

    Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

    Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

    6. При проведении учебных тревог проверяются:

    возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

    знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

    состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

    7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

    8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

    График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

    Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

    9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

    Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

    10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

    В плане проведения учебной тревоги указываются:

    дата и время проведения учебной тревоги;

    вид аварии и место ее возникновения;

    порядок проведения учебной тревоги.

    11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

    12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

    В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

    13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

    14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

    наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

    состояние пунктов спасения персонала при аварии;

    состояние средств коллективной защиты;

    состояние запасных выходов из аварийного участка.

    15. При проведении учебной тревоги проверяются:

    порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

    порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с ПЛА;

    действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии);

    время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

    время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации;

    порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА;

    время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

    знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

    возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

    умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

    записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

    знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

    16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

    подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

    наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

    наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

    наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

    III. Учения по плану ликвидации аварий

    17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

    Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

    18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

    19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

    20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

    21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

    22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

    23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

    остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

    прекращение поступления воды на аварийный участок;

    остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания;

    отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

    невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА;

    задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ;

    отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

    прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

    активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

    возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

    другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

    24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

    25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

    26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

    IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

    27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

    28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

    29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

    В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

    дата проведения;

    вид и место аварии;

    отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

    мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

    По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

    Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

    30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.



    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    Бюллетень нормативных актов
    федеральных органов исполнительной
    власти, N 20, 20.05.2013

    УТВЕРЖДАЮ

    Генеральный директор ЗАО «СНХЗ»

    ____________________П.И.Кутузов «______»_______________2003 год.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О порядке проведения учебных тревог и учебно-тренировочных занятий

    По отработке действий персонала опасных производственных объектов (ОПО)

    ЗАО «СНХЗ» в аварийных ситуациях.

    Общие положения

    1.1. Настоящее положение разработано с целью практического и теоретического обучения персонала ОПО ЗАО « СНХЗ» действиям по локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

    1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 – ФЗ, Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-170-97 и временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах.

    1.3. Для каждого взрывопожароопасного объекта, с учетом технологических и других специфических особенностей, разрабатывается план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения – по локализации и максимальному снижению тяжести последствий. ПЛАСы составляются в соответствии с требованиями руководящих документов Госгортехнадзора России.

    1.4. Перечень опасных производственных объектов, на которые разрабатываются ПЛАСы, составляется службой производственного контроля и утверждается главным инженером.

    1.5. В течение года в каждой смене не менее двух раз в год (в летний и зимний периоды) по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным блок-картами ПЛАС, проводятся учебные тревоги. График проведения заводских учебных тревог ежегодно составляется отделом производственного контроля, согласовывается с ПЧ-20, ГО, ГСС и утверждается главным инженером.

    1.6. В течение года на каждой технологической установке (участке) не реже одного раза в квартал с каждой сменой проводятся учебные занятия. График проведения цеховых учебных занятий составляется руководителем подразделения и включается в годовой план работ по охране труда.

    2. Порядок проведения заводских учебных тревог.

    2.1. Заводские учебные тревоги проводятся согласно утвержденному графику:

    В технологических цехах Н-2-3, Н-4, Н-7, Н-13, Н-14 под руководством заместителя главного инженера по производству;

    В цехах Н-1-1а-12, Н-5, Н-6 под руководством заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК;

    В электроцехе, МЦК и ПК, АХУ ППП под руководством главного энергетика.

    В состав комиссии входят представители ГО, ОПК, ПЧ-20, ГСС, ООТ, производственного отдела, здравпункта.

    Два раза в год (в зимний и летний периоды) проводятся общезаводские учебные тревоги с задействованием всех или нескольких технологических цехов и подразделений под руководством главного инженера.

    2.2. В день проведения тревоги начальник цеха (руководитель подразделения) оповещает комиссию и согласовывает время проведения тревоги (с учетом ведения технологического процесса и др.)

    2.3. В согласованное время комиссия выдает любому работнику цеха вводное задание по любому из сценариев возникновения и развития аварийной ситуации, предусмотренных цеховым ПЛАС. С этого момента работники цеха начинают действия по локализации аварийной ситуации и ликвидации её последствий в учебном режиме.

    2.4. Комиссия контролирует действия всего персонала цеха, а также дежурных подразделений ПЧ-20, ГСС, здравпункта. Оценивается подготовленность цеха к локализации возможных аварийных ситуаций, в том числе наличие и исправность средств оповещения, состояние аварийных выходов, наличие планов эвакуации, наличие и состояние средств газозащиты и пожаротушения и т.д.

    2.5. После завершения учебной тревоги комиссия проводит разбор нарушений и подведение итогов. Выставляется оценка. По результатам начальник цеха составляет акт.

    2.6. При неудовлетворительной оценке в течение 10 дней проводится повторная учебная тревога в согласованное с комиссией время.

    2.7. Ответственность за проведение учебных тревог возлагается на начальника цеха.

    2.8. Ответственность за проведение общезаводских учебных тревог возлагается на заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК.

    2.9. Согласно графику, утвержденному руководителем УГПС-3 на объектах ЗАО «СНХЗ» проводятся практические упражнения по боевому развертыванию дежурных формирований ПЧ-20, в которых персонал технологических цехов, диспетчерская служба, ВОХР и другие службы завода принимают участие согласно ПЛАС.

    Порядок проведения цеховых учебных занятий.

    3.1. С целью приобретения практических навыков безопасного выполнения работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий, а также закреплению теоретических знаний на каждом участке, технологической установке проводятся учебные занятия под руководством начальника установки, мастера.

    3.2. О проведении занятий делается запись в журнале проверки условий и безопасности труда с указанием темы занятий.

    3.3. Ответственность за проведение учебных занятий возлагается на начальника установки, мастера.

    4. Дополнительные положения.

    4.1. При проведении учебных тревог и занятий ответственным лицам:

    Исключить нарушение технологического режима и нормальной работы установок (отделений), цеха в целом;

    Исключить снижение готовности аварийных служб к действию при возникновении реальной аварийной ситуации

    Начальник ООТ Леонтьева О.В.

    СОГЛАСОВАНО:

    Главный инженер Сурков В.Д.

    Зам. главного инженера

    По производству Пономарев М.И.

    Зам. главного инженера

    по ОТ, ОП и ПК Арсланов И.У.

    Главный энергетик Орлов Н.А.

    Начальник ПЧ-20 Федоров С.Н.


    СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

    Зам. начальника БУ ГГТН РФ Главный инженерЗАО «СНХЗ»

    ________________Юнкин А.И. ______________Пономарев М.И.

    «_____»_____________2004 г. «_____»_____________2004 г.

    ПЛАН-ГРАФИК

    пересмотра планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах ЗАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» в соответствии с РД 09-536-03

    №№ Наименование работ Срок исполнения Примечание
    Разработка оперативной части ПЛАС: а) составление принципиальных схем по всем блокам, входящим в состав цеха б) составление планов расположения оборудования блоков, входящих в состав цеха в) оформление приложений в соответствии с методическими указаниями и комплектование оперативной части ПЛАС Июнь 2004 года Июль 2004 года Октябрь 2004 года
    Разработка расчетно-пояснительной записки: а) сбор исходных данных б) определение возможных сценариев возникновения аварийных ситуаций с составлением схем в) анализ условий возникновения аварийных ситуаций, расчет вероятных зон поражения с указанием их на плане расположения оборудования г) принятие организационно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости цеха (объекта) д) комплектование расчетно-пояснительной записки и представление ПЛАС на согласование в Стерлитамакский ГТО е) представление ПЛАС на согласование в БУ ГГТН РФ Апрель 2004 года Июнь 2004 года Сентябрь 2004 года Октябрь 2004 года Ноябрь 2004 года Декабрь 2004 года

    Зам. главного инженера

    По производству В.В. Гайнцев

    Зам. главного инженера

    По ОТ, ОП и ПК И.У. Арсланов

    Начальник ООТ О. Леонтьева

    лиц, ответственных за выполнение мероприятий,

    предусмотренных ПЛАС и исполнителей

    N Фамилия,И.,О. Должность Телефон Служеб. Домашний адрес Телефон Дом.
    Кутузов П.И. Генеральный директор 1-60 43-62-34 К.Маркса,91-30 25-87-77 26-72-38
    Пономарев М.И. Технический директор- гл. инженер 1-70 43-85-00 Волочаевская16-16 43-78-60
    Гайнцев В.В. Зам.гл.инженера по производству 2-85 Мира, 44-19 21-95-29
    Васягин Ю.П. Зам.гл.инженера по экспл. и метрологии 1-75 Коммунистическая, 84-86 22-97-39
    Карюгин А.Д. Главный механик 1-10 21-65-26 Б.Хмельницкого, 44-263 25-70-93
    Орлов Н.А. Главный энергетик 1-76 21-65-55 Проспект Октября,73-8 24-96-53
    Леонтьева О.В. Начальник ООТ 1-95 21-65-29 Худайбердина, 202-146 23-68-90
    Абубакиров В.В. Начальник ОПК 2-66 Нахимова, 1-12 43-29-91
    Саляхова Л.П. Начальник ООП 1-65 Коммунистическая, 87а-47 22-28-86
    Исмагилов М.Ш. Начальник ГСС 5-44 23 мая,24-142 26-80-07
    Вед.инженер по мобилизационной работе начальник штаба ГО
    Идрисов Г.А. Государственный инспектортруда (по ОТ) госинспекции труда в РБ 49-75 Проспект Октября,13-21 43-25-65
    Салихов Р.С. Начальник СГТО Ростехнадзора России 43-23-04
    Зубаиров Р.Р. Главный госинспектор химнадзора СГТО 43-92 Фестивальная,1-72 28-17-49
    Шарипова Т.А. Технический инспектор труда Рескома профсоюза РБ 43-41 Коммунистическая, 87а-2 22-00-78
    Абсалямов Р.Р. Начальник СТУООС 43-14-60 Элеваторная,49а 24-94-96
    дежурный Управление по делам ГО и ЧС города 43-51-40
    дежурный Прокуратура города 25-27-69
    дежурный Администрация города 24-24-36 24-02-63
    Федоров С.Н. Начальник ПЧ-20 пр.Октября,31-112 24-75-06
    Лалаев А.Н. Председатель профкома 1-44 Советская,81-64 25-99-33
    | следующая лекция ==>
    |
    Выбор редакции
    , оба вида выплат приравниваются к оплате труда и облагаются налогом в размере 13% , как любой доход физического лица, но некоторое...

    Встреча с американскими союзниками после прорыва в районе Амштеттена. Фото из архива автора Есть герои, чье подвиги в годы Великой...

    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...
    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...
    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...