Типология гос-ва. Современные подходы к типологии


Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Вопросы понимания и сущности государства дают нам представление о том, что есть государство вообще и в чем его суть. Но в реальной действительности нет государства вообще. Существуют только конкретные государства, каждое из которых обладает неповторимыми, лишь ему присущими чертами. В то же время, несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство в чем-то схоже с другими, что позволяет объединять государства в различные группы и определенным образом их классифицировать. Такая классификация государств именуется в теории государства и права типологией. Типология государств, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государств на различные виды или типы. Вследствие этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств. В современной отечественной теории государства и права в качестве основных подходов в типологии государств выделяются два: формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан марксистско-ленинской, в частности, советской теорией государства и права и использовался для выделения не просто типов, а исторических типов государства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. А под общественно-экономической формацией, в свою очередь, понимали тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ. Всего выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая, - из которых каждая последующая исторически сменяла предыдущую. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторически первым считался рабовладельческий тип государства (рабовладельческое государство), поскольку в первобытнообщинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства, в свою очередь, сменялся феодальным, феодальный - буржуазным, буржуазный - социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для первой ее фазы – социализма. Наряду с основными историческими типами государства выделялись также промежуточные, так называемые переходные типы. К ним относили государства, переходные от одного исторического типа к другому (например, государства, переходные от феодального типа к социалистическому). Основанная на формационном подходе, марксистско-ленинская типология государств имела своей целью показать, как исторически развивается государство, какие стадии, ступени в своем развитии оно проходит, какова закономерность смены одного исторического типа государства другим.

Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государств, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что выделение пяти общественно-экономических формаций не соответствует высказываниям на сей счет К. Маркса, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором опять же говорил К. Маркс, что не соответствует историческим фактам якобы существующая закономерность смены одного типа государства другим и т.д. Вместе с тем многие положения и выводы, сформулированные марксистско-ленинской теорией относительно типологии государств, признаются вполне приемлемыми, в связи с чем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных. Другой основной подход, который используется современной отечественной теорией государства и права для типологии государств, - цивилизационный. Он разработан западной наукой и базируется на таком понятии, как «цивилизация». К представителям этого подхода относятся В. Гумбольд, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер и др., которые под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов. Понятие «цивилизация» по сравнению с понятием «общественно-экономическая формация» рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического (способ производства материальных благ), но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства. Так, например, английский историк А. Тойнби, внесший довольно значительный вклад в разработку цивилизационного подхода, считал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующий тип государства, однако типологию государств по цивилизационному признаку он так и не разработал. Выделяя первоначально до ста самостоятельных цивилизаций, он затем сократил их число до двадцати одной и, наконец, остановился на пяти, которые по его мнению характерны для последнего тысячелетия. Это Западное общество, объединенное западным христианством; Православно-христианское или Византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; Исламское общество (от Северной Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены); Индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии и Дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии. Как видим, если и можно говорить о подобных типах государства, то только применительно к государству в широком смысле. В рамках цивилизационного подхода с учетом организации государственной власти, места и роли государства в жизни общества выделяют также первичные и вторичные цивилизации. К первичным цивилизациям относят локальные цивилизации Древнего Востока – древнеегипетскую, шумерскую, китайскую, индийскую, иранскую, бирманскую и др. Они характеризуются особой ролью государства в жизни общества, поскольку государство выступает здесь организатором материального производства, создает духовные ценности, формирует классы, распределяет произведенный населением прибавочный продукт. Власть существует в форме восточной деспотии и опирается на разветвленный бюрократический аппарат. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется. Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т.д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и характеризуются менее значимой ролью государства в жизни общества. Государство здесь возникает как механизм согласования интересов автономных индивидов и не является таким могущественным как в первичных цивилизациях. Для государственной власти присуще деление ее на законодательную, исполнительную и судебную. Следует заметить, что данная типология совпадает с существующим в настоящее время и встречающимся в отечественной теории государства и права делением государств на восточный и западный типы. Итак, цивилизационный подход в типологии государств сегодня широко признан в отечественной теории государства и права как один из основных. Подчеркивая его достоинства, многие российские исследователи считают, что он позволяет наряду с формационным более глубоко охарактеризовать особенности того или иного государства с учетом как материальных, так и духовно-культурных достижений общества. В то же время отмечается, что данный подход пока не имеет достаточно четких критериев, в связи с чем выделить какие-то определенные типы государства, исходя из этого подхода, представляется несколько проблематичным. В заключение хочу отметить, что формационный и цивилизационный подходы не являются и не должны быть единственными в типологии государств. Поэтому заслуживают внимания и некоторые другие подходы, встречающиеся в научной и учебной литературе. Так, например, очень часто государства подразделяют на демократические и антидемократические; на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические; на полицейские, правовые и социальные; на светские, клерикальные, теократические и атеистические и т.д. Все зависит от того, на основе каких критериев осуществляется типология. Главное, чтобы эти критерии не носили случайного характера, поскольку типология государств призвана не просто классифицировать государства на определенные виды, а отразить в этих видах наиболее важные, существенные признаки, присущие тем или иным государствам.

В отечественном правоведении наибольшее внимание уделялось историческим типам государства.

социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.

1. Формационный подход. Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в

критике политической экономии” К. Маркс утверждал, что в процессе общественного производства

люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -

производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных

производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую

структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и

которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация - ступень

развития общества с определенной системой производственных отношений.

Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как

прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К. Маркс полагал, что буржуазной

общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В другой работе

“Наемный труд и капитал” К. Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество,

буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии. В 30-е гг. XX в. сторонники

марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять

качественно своеобразных этапов - общественно-экономических формаций: первобытнообщинная,

рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой

является социализм. В послевоенный период встал вопрос о необходимости пересмотра этих взглядов,

особое внимание стало уделяться своеобразию азиатского способа производства.

Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к

другому) происходит посредством социальных революций.

История государств в целом повторяет историю общества, проходя те же ступени. Тип государства

и соответственно права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-

экономической формации<Следует учитывать, что в формационном уяении не выделялось два

самостоятельных типа: исторический тип государства и исторический тип права. Речь шла о едином

историческом типе государства и права. Объяснялось это тем, что за правом не признавалось

собственной истории, отдельной от истории государства, что история права - это часть истории

государства.>. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа

государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при

коммунизме и государство и право отомрут как ненужные высоко моральному, коммунистически

организованному обществу.

Рабовладельческое государство есть орудие господства класса рабовладельцев в виде особой

организации политической власти господствующего класса. В нем было три класса: рабовладельцы

(господствующий класс) и рабы (угнетенный класс) - это два основных класса, а также свободное

неимущее население. Функция этого государства - защита собственности рабовладельцев.

Рабовладельческое право закрепляло всемогущество рабовладельцев и полное бесправие рабов.

Феодальное государство. Основными классами феодального сословного общества были феодалы и

зависимые крестьяне. На определенных этапах развития феодального права важное значение имело

третье сословие - городское население. Положение последних отличалось от положения рабов в

сторону увеличения личной свободы. Однако суть феодального государства состояла в том, что оно

было орудием защиты сословных привилегий феодалов, их прав на землю, на зависимых крестьян.

Феодальное право закрепляло интересы феодалов u1080 и было тесно связано с религией.

Буржуазное государство. Господствующий класс - буржуазия. Принципиальным отличием этого

класса является обладание частной собственностью, возникшей в результате присвоения чужой

собственности (как у феодала или рабовладельца), совместного труда большого числа наемных

рабочих, также приобретающих в процессе своей деятельности часть созданного ими прибавочного

продукта. Будучи политическим компромиссом как между дворянством во главе с монархом и

буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служащим всем классам и социальным группам населения, средством

решения споров и конфликтов между ними.

В свою очередь с повышением производительности труда доля прибавочного продукта,

взимаемого государством в виде налогов на содержание аппарата публичной власти, уменьшается в

сравнении с той его долей, которая остается в собственности труженика. Поэтому само государство

постепенно утрачивает черты эксплуататорского. На смену им приходят помимо хозяйственно-

организаторских также защитные функции и социально-регулятивные черты.

В XX в. в странах Европы и Азии образовались социалистические государства. Эти государства

основывались на общественной собственности на средства производства, они выступали главным

распределителем социальных благ. В них отсутствовала эксплуатация человека человеком. Право

лишь провозглашало принципы подлинного народовластия, защиту интересов не меньшинства,

стоящего у власти, а подавляющего большинства населения.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена

работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения государства трудящихся,

первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии,

отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной

собственностью; исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение

средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью

общественного развития, по К.Марксу, было построение коммунизма, т. е. такого общественного

строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая

распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Однако в

действительности социалистическое государство и право были институтами тоталитаризма,

диктатуры правящей партократии.

2. Цивилизационный подход. Одним из представителей этого подхода был английский историк

Арнольд Джон Тойнби (1889–1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера

“Закат Европы”. В своей работе “Постижение истории” Тойнби подтверждает идею Шпенглера о

невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация по

Тойнби - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных,

психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде

всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от

вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История

цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют,

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса: 1

ступень - египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень - персидско-иудейская и античная

цивилизации; 3 ступень - византийско-славянская – восточная (Россия) + западная цивилизация +

исламская; 4 ступень - “Апокалипсис”.

Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три

Локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными

институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская),

Особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская,

западноевропейская, восточная, исламская),

Современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.

Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости

от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют

первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму

империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна,

государство определяет и экономику и политику, и социальную структуру общества. Отличительной

особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные

цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются

меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга

народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам. 3. Либертарно-юридический подход. “История человечества - есть история развития свободы” -

именно эта идея положена в основу данного подхода.

По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)

греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм

государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и

римскому - демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют

монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права - это основные

исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств - этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие

государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно

принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и

возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип - сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных

ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,

что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным

межсословным неравенством.

3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций

человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса

или сословия.

4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и

неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого

государством.

5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и

всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена 1087 пвесьма

интересная и незаслуженно забытая типология государств Выделялось 6 исторических,

последовательно сменявших друг друга, типов государств:

1) город-государство;

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов

государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена

действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными

истории, этнографии, археологии.

6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения

(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:

1) обычное право;

2) каноническое право;

3) светское право.

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,

выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

Право сильного - доцивилизованная стадия правового развития, на которой право

принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

Кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении

и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная

идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система

привилегий, сословные традиции);

Право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все

веления, исходящие от государства;

Право гражданского общества - представляет собой систему норм, которая базируется на

естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных

ценностей.


В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, называется типологией.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии :

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин.. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Тип государства Ї это совокупность государств, имеющих общие признаки и отражают соответствующий уровень их развития на определенном историческом этапе.

В типологии государства следует понимать разделение всех государств существовали и существуют, на такие группы, которые позволят раскрыть их социальную сущность. Разделение государств на типы призван помочь выяснить, чьи интересы выражали или выражают государства, объединенные в данный тип.

Современная наука рассматривает два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

1) Цивилизационный подход возлагает в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация», что включает социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии природы и человека, уровень его свободы Ї экономической, политической, социальной и духовной. Сторонники этого подхода (Г. Кельзен, Коркунов, А. Дж. Тойнби) соотносят государство, прежде всего с духовно-моральными и культурными факторами общественного развития.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды, они разделяют цивилизации на первичные и вторичные.

К первичным цивилизациям, обладающим командно организация государственной власти, отнесены: древневосточная (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма), эллинская (Спарта, Афины), римская, средневековая цивилизации.

К вторичным цивилизациям, которые характеризуются прежде правовой организацией государственной власти, отнесены: западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская цивилизации (современные государства Западной и Восточной Европы, Северной и Латинской Америки).

Цивилизационный подход, безусловно, обогащает представление об особенностях государственности отдельных стран, позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства одних слоев населения над другими, но и важнейший фактор духовного развития общества. Однако существенным недостатком такого подхода является недооценка социально-экономических факторов, возвеличивание культурного элемента, отсутствие определения исторических закономерностей развития государств, изменения одного типа государства другим. Разными учеными выделяются от 15 до 30 цивилизаций.

2) Формационный подход основан на экономических факторах, таких, как состояние развития производственных отношений, способ производства, которые в конечном итоге определяют определенный исторический тип государства. Согласно марксистским положениям, составляющим теоретическую основу этого подхода, классовая сущность государства, в конечном счете, определяется экономическим фактором, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом, по форме и содержанию обусловлена экономическим строем общества. По марксистской формационной теорией основанием типологии государства является общественно-экономической формации.

Формация Ї это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ и его основе Ї форме собственности.

В истории человечества таких формаций было пять:

  • 1) первобытнообщинная;
  • 2) рабовладельческая;
  • 3) феодальная;
  • 4) буржуазная (капиталистическая)
  • 5) коммунистическая (переходным этапом, которой была социалистическая). Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены типов производственных отношений, изжили, и замены их новым экономическим строем.

С каждой формацией, кроме первобытнообщинной и коммунистической, связан определенный исторический тип государства.

Исторический тип государства Ї это совокупность наиболее существенных признаков государства, существуют в пределах одной общественно-экономической формации, которые выражают ее социальную сущность и социальное назначение в обществе.

Марксистско-ленинистская теория выделяет четыре типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности:

  • 1) рабовладельческая;
  • 2) феодальная;
  • 3) буржуазная (капиталистическая)
  • 4) социалистическая.

В современных условиях в России по формационной признаку выделяют следующие типы государств:

1) Рабовладельческое (античное) государство, имела место с V в. до н. э. по III в. н. э. в древнегреческих полисах и Римской Империи.

Основными чертами рабовладельческой формации являлись:

  • * многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов;
  • * рабы не являлись субъектами права и считались «говорящими орудиями труда»;
  • * наличие иных социальных групп крестьян, ремесленников;
  • * совмещение демократических и деспотических форм правления.
  • 2) Феодальный тип государства имел место в Европе в средние века, а также в некоторых странах Азии и Африки (вплоть до XX века). К основным признакам данного типа относятся:
    • * ведущая роль сельского хозяйства в экономике;
    • * сосредоточение главного средства производства земли в руках крупных земельных собственников феодалов;
    • * экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов и мелких феодалов (вассалов) от крупных (сюзеренов), что определяло устройство феодального общества (вассальные связи по вертикали).
  • 3) Капиталистическая формация распространена в мире с XVI XVII вв. по наши дни. Капитализм прошел в своем развитии ряд этапов: ранний; монополистический; индустриальный; постиндустриальный (современный).

Современный капитализм характеризуется:

  • * многообразием форм собственности (сочетание частного и государственного сектора);
  • * рыночным характером экономики;
  • * всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни;
  • * как правило, демократическим политическим режимом;
  • * высоким уровнем социальной защищенности членов общества;
  • * наличием сильного среднего класса;
  • * преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности.
  • 4) Социалистическая формация была широко распространена в XX веке (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существовать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе.

Особенность социалистической формации в следующем:

  • * преобладание государственной собственности;
  • * плановый характер экономики;
  • * наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью (правящей коммунистической партии);
  • * значительный контроль за жизнью общества со стороны государства.

В настоящее время в российской юридической науке распространено мнение, что оптимальным при типологизации государства является совмещение формационного и цивилизационного подходов.

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 2.2. Типология государства: различные подходы. Современный взгляд на проблему

§ 2.2. Типология государства: различные подходы. Современный взгляд на проблему

Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, различные по своим основаниям попытки.

Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства:

1) формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация);

2) цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понимания истории. Формация - определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.

Ф. Энгельс и К. Маркс выделяли три макроформации: 1) архаическая (древняя); 2) эксплуататорская; 3) коммунистическая.

Критериями, по которым определялась формация были наличие частной собственности и классов, а также отношение этих классов к частной собственности.

В 1938 г. И.Сталин выделил пять формаций: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) социалистическая.

Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако, он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие "цивилизации".

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.

В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций:

1) локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индская и др.);

2) особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.);

2) древние, средневековые и современные;

3) крестьянские, промышленные и научно-технические;

4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

5) мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Данный принцип не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

По территориальному фактору критериями цивилизации являются территориальное расположение и климат.

Понятие цивилизация развил и конкретизировал английский историк А.Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и окольное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. По указанным выше критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование. При этом ученый разделял их на первичные и вторичные. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государства в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и др.

Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, не входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую и др.

Позиция А. Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако, типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.

Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т. д.

3. Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Типология государства имеет чрезвычайно важное значение. Это связано с тем, что природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие "тип государства" очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

С позиций формационного подхода, тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.

В соответствии с марксистской формационной теорией типология государств своим основанием имеет общественно-экономические формации. Каждая такая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества, как уже было сказано выше, таких формаций выделялось пять и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, в рамках марксизма был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственноклассовая организация общества.

Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX- VIII веках до н. э. К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла частная, собственность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя - раба. Именно этот класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства.

По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Это особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их безвозмездным трудом на собственников земли - феодалов.

Феодальное государство согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация - не что иное как атрибуты феодального землевладения. Такими они были на всех этапах развития феодального общества.

Раскрывая более подробно феодальное государство, можно сказать, что государства данного типа возникли в Европе в VI-IX веках н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

В феодальном обществе крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоциальное функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200 - 300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В своем развитии капиталистическое общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассовых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития капиталистического общества - период монополистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX веков. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или партийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит классу буржуазии, и, прежде всего, его верхушке - монополистической буржуазии. Функции государства осуществляются в интересах главным образом этой части господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам в интересах привлечения голосов избирателей.

В 30-х гг. XX столетия капиталистическое общество вступает в современный этап развития, который является переходным к очередной, более высокой общественно-экономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 20-е годы прошлого века, а с другой - с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд - это дает большую прибыль.

Социалистический тип государства. Сама идея такого типа государства первоначально возникла в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм. По мере перехода к этой фазе государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастет в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Социалистическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах: во-первых, его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Во-вторых, социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих. В-третьих, оно имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое другое государство. В социалистическом обществе государством управляют трудящиеся массы.

Большинство вышеперечисленных теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка сделала труд в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет "силовых" методов, что привело, в частности, к массовым репрессиям.

В конечном счете сформировалось общество и государство, основанные на единой государственной собственности. Реальным собственником средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата, которая в результате приобрела неограниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными. Общество приобрело застойный характер, перестало развиваться.

Идея социалистического государства на практике не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой. Но все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высокого уровня развития экономики и культуры, науки, техники. Представляется, что первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада.

Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются идеально-духовными, культурными факторами.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой; 2) в межгосударственных отношениях; 3) в их взаимоотношениях с обществом.

В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации.

В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После Первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После Второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов. Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Современный взгляд на проблему. Западноевропейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка - налицо демократия, если же нет - автократия.

Подобную трактовку типологии государств дает также американский профессор Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

В первую группу Р.М. Макайвер включает "классово-контролируемые государства" (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.

Итак, понятие типа государства и права многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЦЕССАХ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ТРУПЕ В РАЗЛИЧНЫЕ СРОКИ ПОСЛЕ СМЕРТИ После наступления смерти в трупе происходят определенные изменения, развитие и проявление которых зависит от многих факторов (причин смерти, температуры воздуха и т. д.)Труп, в зависимости

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

3. Классификация и типология преступников С одной стороны, все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, а с другой – они по тем же признакам схожи между собой, образуют устойчивые группы.

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

1. Общий взгляд на преступное поведение Проблемы преступного поведения в их научном и практическом аспектах весьма значимы для понимания преступности и ее причин, а значит, и для борьбы с ней.В рамках этого вопроса надо обратить внимание на следующие важные моменты.

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Взгляд на себя со стороны Теперь вы знаете самые общие положения и требования к заемщику. Давайте подробно рассмотрим, сможете ли вы удовлетворить всем требованиям банка. Для того, чтобы получить кредит, необходимо:1. Быть гражданином РФ, иметь постоянную регистрацию

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

34. Приготовление и покушение как различные стадии совершения преступления Стадии предварительной преступной деятельности тесно связаны между собой. Общим для них является совершение общественно опасного деяния с прямым умыслом.Разграничение между видами этой

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Раздел III Различные положения Статья 52. Запросы Генерального секретаряПо получении просьбы от Генерального секретаря Совета Европы каждая Высокая Договаривающаяся Сторона представляет разъяснения относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 3 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

25.2 Типология правомерного поведения Правомерное поведение разнообразно в своих проявлениях, поэтому возможна различная классификация его видов (типов) по разным основаниям. Например, дореволюционный русский юрист С. А. Муромцев в зависимости от рамок нравственного и

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

§ 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

1. Традиционный взгляд (оценка справедливости процесса в целом) Нарушение права на адвоката и его связь с признанием несправедливости процессаСуд традиционно старался оценивать не отдельные дефекты головного расследования, а то, насколько тот или иной дефект в ходе

Из книги автора

4. Различные подходы к оказанию юридической помощи по гражданским и уголовным делам Перечисленные принципы организации доступа к юридической помощи являются общими вне зависимости от того, идет ли речь о гражданском или уголовном судопроизводстве. Вместе с тем

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

§ 10.3. Типология политических систем Тысячелетней истории мира известны разные политические системы. Дробишевский С.А., опираясь на исследования западных авторов, считает даже, что первые типы политической организации общества и права существовали задолго до

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...