Требования к соуэ 2 типа. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях


Главное предназначение СОУЭ — предупреждать людей, находящихся в здании о пожаре или иной аварийной ситуации, а также указывать направление эвакуации. В режиме безопасности в офисах и торговых помещениях программа способна создавать уютную обстановку путем трансляции приятной фоновой музыки или передавать рекламные сообщения. При наступлении аварийной ситуации трансляция общего назначения будет прервана и на прибор поступит сигнал. После этого программа оповещения будет передавать срочное сообщение о пожаре, которое записано в блоке памяти или же его будет зачитывать диспетчер.

План эвакуации обязательно размещается в различных частях здания

Благодаря разработанной структуре программы, обеспечивается своевременное извещение людей об аварийной ситуации, и проводятся мероприятия для безопасной эвакуации людей. Структура разрабатывается под каждый вид сооружения и его требования, а также под выбранные технические средства.

Своевременное оповещение людей об аварийной ситуации и своевременный вывод персонала из здания производиться благодаря:

  • Используемым малоинерционным средствам пожаротушения;
  • Размещенным пожарным извещателям в местах с наибольшей вероятностью возникновения пожара;
  • Проведенному анализу возможных ситуаций;
  • Разработанной структурной схемой программы и выбранным техническим средствам;
  • Использованию поэтапного извещения людей, находящихся в сооружении и эвакуации из каждой зоны.

Управление эвакуацией людей производиться с помощью:

  • Передачи по системе специальных текстовых сообщений, которые в тексте содержат информацию, предотвращающую панику и другие ситуации, которые могут усложнить процесс и движение выхода людей;
  • Вещанием текстов про направление движения;
  • Включаются световые указатели эвакуационных выходов;
  • Автоматического открытия дополнительных эвакуационных .

Эвакуация раненых и инвалидов по пожарной лестнице в случае эвакуации из здания

По своим функциям программа связана с системой автоматической пожарной сигнализации в помещении, которая и выполняет задачу обнаружение пожара.

Возможно проектирование программы извещения совместно с сетью, которая выполняет радиотрансляцию в здании.

Самым важным фактором для обеспечения безопасного и быстрого вывода людей из здания является своевременное их информирование о ЧП. Главным основанием для проведения начала эвакуации является обнаружение первичных признаков возгорания, информацию о которых выдают автоматические пожарные оповещатели или люди, которые находятся рядом с местом ЧП.


Схема эвакуации людей при пожаре и условные обозначения

Сигнализация извещения может активировать свою работу автоматически или вручную. Все зависит от технической оснастки сооружения и от исправности и надежности смонтированных систем. Начало сообщений может задерживаться с учетом времени наступления опасных событий, которые приведут к пожару. Системой извещений могут выдаваться заранее подготовленные сообщения или посредством оператора. Текстовую информацию можно заменять специальными знаками: мигать сиреной, музыкой или сообщениями общего характера.

Принцип действия СОУЭ

Когда возникает пожароопасная ситуация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре включается в работу с различными функциями, которые зависят от вида устройства. Основными функциями считаются:

  • Трансляция звуковых сигналов по всему зданию без учета того, находятся там люди или нет;
  • Включаются эвакуационные знаки указывающие направление движения, которые будут мигать по всей территории объекта, находящегося под защитой;
  • Включаются обе команды одновременно звукового и речевого оповещения;
  • Трансляция текстовых сообщений, которые содержат информацию о пожаре, об эвакуации и способах ее проведения;
  • Использование текстовых сообщений, которые главной функцией имеют подавление паники у персонала и упрощение вывода людей из помещений;
  • Включаются знаки по ПБ;
  • Методом включения специально предназначенного освещения;
  • Дистанционное открывание запасных выходов;
  • Размещение эвакуационных знаков, указывающих направление движения;
  • Работа диспетчера, который находится на пожарном посту или других частях здания, на которых производится одновременное извещение людей о ЧП.

Таблица основных знаков эвакуации людей при пожаре

Функциональные требования сооружения определяют выбор системы извещения и управление выводом персонала.

При расчете учитывается площадь объекта, количество людей в здании, этажность здания, пожарная и взрывопожарная категория объекта.

Типы СОУЭ

Все системы извещений разделяются на пять видов. Каждый тип имеет свой функционал, который и отличает их между собой.

СОУЭ 1-го типа

Имеют самую маленькую степень защиты для оповещения людей о пожаре. Их можно использовать в зданиях, которые не предназначены для того, чтобы в них постоянно находились люди.

СОУЭ 2-го типа

Имеют немного больший функционал, чем первый вариант. Отличается лучшим информированием об имеющихся способах покинуть помещение. Знаки пожарной безопасности данной модели можно программировать логикой событий.

СОУЭ 3-го типа

Возможна передача не только тоновых сигналов, но и заранее выбранных сообщений. При отсутствии опасности, можно задавать информацию рекламного характера или музыку в торговых центрах и др. Программа оповещения и управления эвакуацией данного типа имеет возможность обратной связи и способна выделять отдельные зоны пожарного оповещения. Эта функция не доступна в предыдущих двух типах программы.

СОУЭ 4-го типа

Возможно выполнение нескольких вариантов выхода из каждой подконтрольной зоны. Имеет в наличии больше указателей, в их число входят и динамические. В обязательном порядке оснащена обратной связью с постом диспетчера, и умеет выделять отдельные зоны для пожаротушения.

СОУЭ 5-го типа

Имеет самую большую степень защиты объекта и требования пожарной безопасности. Оснащена самой высокой скоростью реакции, которая обеспечивается совмещением в единое целое всех систем пожаротушения здания и дает возможность управлять всей программой из одного центра координации по всем путям эвакуации.

Состав СОУЭ

В своем составе система оповещения и управления эвакуацией объединяет все возможные способы оповещения и координации эвакуации: световые, звуковые, речевые и комбинированные технические средства.

Приборы управления и оповещения

Выполняют функции управления всей системой, ведут сбор и последующую обработку поступающей информации. Их устанавливают в диспетчерских пунктах, которые обеспечивают контроль за пожарной обстановкой в здании.


Подключение приборов оповещения в СОУЭ 3,4,5-го типов

Оповещатели

Главной задачей оповещателей, является передача информации о пожаре персоналу, который находится в здании. Выделяют такие способы оповещения:

  • Звуковые. Звуковые сигналы могут быть в двух вариантах – звуковая сирена или речевой громкоговоритель. Можно устанавливать задержку срабатывания, исходя из расчетов факторов, которые ведут к возникновению критических ситуаций при пожаре.
  • Световые. Световые мигающие оповещатели представлены в виде световых табло, которые указывают пути эвакуации. Их исполнение возможно в двух вариантах: динамическое и статическое. В динамическом исполнении информация, которая выдается на табло, будет изменяться в зависимости от обстоятельств пожара.
  • Речевые. Выполняют функцию передачи тревожных сообщений при пожаре. Если критические ситуации отсутствуют, то возможна трансляция информации общего назначения.

При возникновении в здании пожароопасной ситуации срабатывает система пожарной сигнализации и на приемно-контрольном приборе возникает событие пожар. Но этот сигнал будет только на посту охраны, где установлен прибор, и люди, находящиеся в здании, не будут знать об опасности.

Основная же задача при обнаружении пожара – это предупредить всех находящихся в опасной зоне людей для их эвакуации и сохранения жизни. Решение этой задачи обеспечивает система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Приемно-контрольный прибор, получив сигнал «Пожар» от сигнализации, дает команды на включение оповещения. Система позволяет гибко настраивать в каких зонах при каких событиях будет включаться оповещение.

Система оповещения и управления эвакуацией Рубеж организуется с использованием следующих адресных устройств:

  • Адресный приемно-контрольный прибор ( , ) – управляющий элемент всей системы. Получает от системы пожарной сигнализации сигналы «Пожар» и «Внимание» и по заранее заданной логике формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства.
  • () – с помощью светодиодных индикаторов отображает в реальном времени состояние каждого адресного исполнительного устройства – включено, выключено, неисправность.
  • Рубеж-ПДУ – удаленное ручное управление адресными исполнительными устройствами, подключенными в АЛС приемно-контрольного прибора.
  • и – выходы реле «сухой контакт» для включения и отключения устройств светозвукового оповещения (сирен, табло).
  • Адресные релейные модули РМ-К – выходы реле с контролем целостности цепи, выдающие напряжение питания на устройства светозвукового оповещения.
  • – выдача на пассивные колонки и сборки колонок тревожных речевых сообщений.

Согласно своду правил СП 3.13130.2009 системы оповещения и управления эвакуацией подразделяются на 5 типов. Каждый тип требует обязательного применения одних устройств оповещения и функциональных возможностей системы, допускает применение других устройств:

  • Тип 1: Обязательно – звуковые сирены. Допускается – таблички «Выход», мигающие таблички.
  • Тип 2: Обязательно – звуковые сирены, таблички «Выход». Допускается – мигающие таблички, указатели направления движения.
  • Тип 3: Обязательно – устройства речевого оповещения (трансляция специальных текстов), таблички «Выход». Допускается – звуковые сирены, мигающие таблички, указатели направления движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с пожарным постом.
  • Тип 4: Обязательно – устройства речевого оповещения (трансляция специальных текстов), таблички «Выход», указатели направления движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с пожарным постом. Допускается – звуковые сирены, мигающие таблички, световые таблички-указатели направления движения людей с изменяющимся смысловым значением, возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения.
  • Тип 5: Обязательно – устройства речевого оповещения (трансляция специальных текстов), таблички «Выход», световые таблички-указатели направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с пожарным постом, возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения, координированное управление из одного пожарного поста всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Допускается – звуковые сирены, мигающие таблички, указатели направления движения.

С использованием адресных приборов и устройства Рубеж организуются системы оповещения 1, 2 и 3 типов. Такие системы используются на большинстве объектов. Системы 4 и 5 типов применяются намного реже.

При построении системы оповещения 1 типа применяются адресные релейные модули РМ-1 или РМ-2. Они содержат одно (РМ-1) или два (РМ-2) перекидных реле «сухой контакт». Через эти реле подключаются звуковые оповещатели (сирены) и на них коммутируется напряжение питания. Для работы самих модулей не требуется внешнее питание. Они питаются от АЛС. Каждое реле приписывается к одной, нескольким или сразу всем пожарным зонам системы, при возникновении в которых сигнала «Пожар» должна включаться сирена. В дежурном режиме реле выключены, питание на сирены не подается. После возникновения сигнала «Пожара» в какой-либо зоне приемно-контрольный прибор дает команду на запуск приписанным к этой зоне релейным модулям, которые включают свои реле. На сирену подается напряжение, и она начинает выдавать звуковое оповещение. Сработка релейного модуля может производиться не только по сигналу «Пожар» в зоне, но и различным другим событиям.

Модули РМ-1 и РМ-2 не имеют функции контроля целостности линии до подключенных к ним исполнительных устройств. Если требуется контроль линий, то для управления устройствами оповещения необходимо использовать адресные релейные модули РМ-К. Они выпускаются в пяти исполнениях и содержат в своем составе от 1 до 5 реле с контролем целостности линии на КЗ и обрыв. Кроме подключения в АЛС модули РМ-К требуют подключения внешнего питания (10 – 28 В). Это питание обеспечивает работу схемы модуля и одновременно подается на выход каждого реле. При подключении устройств оповещения (табличек, сирен) к выходам реле РМ-К дополнительных линий питания для них не требуется, они запитываются непосредственно от реле РМ-К. Каждое реле модулей РМ-2 и РМ-К в системе занимает 1 адрес, является самостоятельным устройством, настраивается и управляется отдельно от других реле.

2-й тип оповещения в системе Рубеж организуется, также как и 1-й, с помощью адресных релейных модулей РМ-1, РМ-2 и, при необходимости контроля линий, РМ-К. К релейным выходам модулей подключаются устройства светового оповещения (табло «Выход») и устройства звукового оповещения (сирены).

3-й тип оповещения характеризуется обязательным наличием речевого (голосового) оповещения и установкой табличек «Выход». Для организации речевых сообщений применяются адресные модули речевого оповещения МРО-2М, а для управления световыми табло «Выход» – адресные релейные модули РМ-К. В этом типе оповещения требуется контроль работоспособности линий оповещения, поэтому модули РМ-1 и РМ-2 применять нельзя – у них нет функций контроля линий.

На базе модулей речевого оповещения МРО-2М организуется автоматическая многозонная речевая система оповещения и управления эвакуацией. Каждый модуль МРО-2М приписывается в процессе конфигурации к одной или нескольким пожарным зонам, при «Пожаре» в которых необходим запуск речевого оповещения. Приемно-контрольный прибор, определив «Пожар» в какой-либо зоне, включает все модули МРО-2М, которые приписаны к данной зоне, и начинается трансляция заранее записанного речевого сообщения. Остальные модули останутся в дежурном режиме. В системе имеется возможность организовать включение оповещения с задержкой пуска. Это необходимо, например, когда при возникновении тревожного события сначала оповещается обслуживающий персонал, а затем все остальные. Каждый МРО-2М имеет возможность локального (местного) запуска воспроизведения тревожного сообщения. Для этого к модулю подключается кнопка «сухой контакт», при нажатии которой данный модуль запускает речевое оповещение. Модуль МРО-2М требует подключение внешнего питания и имеет два выхода мощностью 11 Вт каждый, на которые подключаются низкоомные (обычно 4 или 8 Ом) пассивные акустические модули. Каждый выход контролирует целостность линии с акустическими модулями по изменению сопротивления, поэтому не допускается подключение к МРО-2М акустических модулей, в которых, кроме самих динамиков, установлены дополнительные электронные компоненты – конденсаторы, трансформаторы и т.д. Следует помнить, что при подключении сборки акустических модулей их общее сопротивление должно быть не менее 2 Ом.

Адресные релейные модули с контролем цепи РМ-К управляют табличками «Выход». В случае необходимости к ним можно подключать любые устройства светового и звукового оповещения, например звуковые сирены Ток нагрузки каждого реле модуля не должен быть выше 2 А.

Оповещение 1 и 2 типов, а также управление табличками «Выход» в 3 типе оповещения возможно реализовать и с помощью приемно-контрольных приборов. Каждый прибор имеет в своем составе четыре реле, которые могут включаться по различным событиям в системе, в том числе и «Пожару» в зонах. При подключении световых и звуковых оповещателей к данным реле они будут управляться по заранее настроенной логике. Приборы имеют реле «сухой контакт» и реле с контролем целостности цепи.

К приемно-контрольным приборам, при необходимости, можно подключить блок индикации Рубеж-БИ и пульт дистанционного управления Рубеж-ПДУ. Блок индикации отображает с помощью встроенных светодиодов состояние каждой зоны в системе (пожар, внимание, неисправность в зоне) и состояние любого исполнительного устройства (выключено, включено, неисправность). Какой индикатор будет за что отвечать – настраивается инженером при конфигурировании системы. Такой способ визуального отображения информации может применяться, если есть необходимость видеть состояние системы не только на пожарном посту, но и в других служебных помещениях. Кроме этого, отображение состояния системы блоком индикации является наглядным и более простым, чем отображение на ППКП. С помощью пульта дистанционного управления Рубеж-ПДУ реализуется возможность дистанционного ручного управления исполнительными устройствами. Рубеж-ПДУ управляет десятью направлениями, в каждое из которых можно объединять до 100 адресных исполнительных устройств системы. Например, возможна реализация позонного ручного включения оповещения – отдельно по этажам здания или пожарным отсекам. В этом случае все устройства РМ-1, РМ-2, РМ-К, МРО-2М, отвечающие за запуск оповещения на первом этаже, приписываются к направлению 1, отвечающие за второй этаж – к направлению 2 и т.д.

Организация системы оповещения и управления эвакуацией 4-го типа на объекте подразумевает обеспечение трансляции специальных текстов. При этом данный объект должен иметь разделение на зоны оповещения.

Для организации трансляции различных сообщений в различные зоны оповещения в рамках возможно применение продукции ТМ «Sonar». Интеграция комплекса оборудования ТМ «Sonar» в адресную систему ТМ «Рубеж» происходит на релейном уровне.

Работа табличек «Выход» и указателей направления движения осуществляется по средствам релейных модулей с контролем целостности цепи РМ-К (имеет пять исполнений, от одного до пяти питающих выходов, с напряжением равным напряжению питания модуля РМ-К).

С помощью реле типа «сухой контакт» РМ-1 или РМ-2 производится управление трансляцией различных сообщений в различные зоны оповещения. Для этого к соответствующим контактам блока аварийного селектора SES-1120 подключаются реле РМ-1 или РМ-2 с заранее настроенной логикой работы. Т. о. при появлении события «Пожар» в определённой зоне, реле приписанное к ней, замыкает свои контакты.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) является одной из важнейших систем в сфере пожарной безопасности зданий, сооружений и строений. Основное ее назначение – своевременное оповещение людей о пожаре, а также информирование о путях безопасной и максимально оперативной эвакуации с целью предотвращения ущерба их жизни и здоровью.

В соответствии со сводом правил (далее – СП), все системы СОУЭ по своим функциональным возможностям делятся на пять типов. Тип СОУЭ, который должен быть реализован на том или ином объекте, определяется назначением конкретного здания (лечебное учреждение, школа, театр, магазин и т.п.), его этажностью, а также числом одновременно присутствующих в этом здании людей. В зависимости от типа СОУЭ оповещение осуществляется подачей световых и/или звуковых сигналов, а также трансляцией речевой информации. Запуск СОУЭ осуществляется автоматически по командному сигналу, формируемому автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, либо вручную.

СОУЭ 1-ГО И 2-ГО ТИПОВ

Для большинства небольших объектов требованиями СП предусмотрена установка СОУЭ 1 го и 2 го типов. В этом случае оповещение и управление эвакуацией при пожаре осуществляется посредством подачи звуковых и световых сигналов одновременно во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей. Наиболее эффективным решением для управления приборами оповещения в подобных системах являются приемно контрольные пожарные приборы (ППКП) с функциями приборов управления, такие как «Сигнал 10» и «Сигнал 20М». В этом случае и система автоматической пожарной сигнализации (АПС) и СОУЭ реализуются на одном ППКП (рис. 1).

Если ППКП не способен обеспечить управление требуемым числом приборов оповещения, то СОУЭ реализуется с помощью отдельных приборов, таких как «С2000-КПБ». Общее управление всеми приборами системы в этом случае будет осуществляться сетевым контроллером «С2000-М» из состава интегрированной системы охраны (ИСО) «Орион» (рис. 2).


СОУЭ 3-ГО ТИПА

Системы 3-го типа устанавливаются на объектах в тех случаях, когда требуется речевое оповещение и, возможно, существует необходимость в раздельном оповещении в нескольких зонах. Пример реализации СОУЭ 3-го типа с единственной зоной оповещения на базе ППКП «Сигнал-10» и прибора речевого оповещения «Рупор» приведен на рисунке 3. Оба прибора в данном случае работают в автономном режиме.


При увеличении количества зон, их площади и/или необходимости управления большим числом приборов оповещения в системе появляются дополнительные приборы речевого оповещения и приборы управления световыми/звуковыми оповещателями. В этом случае СОУЭ строится уже на базе ИСО «Орион» (рис. 4). Обратите внимание, в соответствии с общей идеологией ИСО «Орион» система речевого оповещения получается распределенной и не требует прокладки проводов большого сечения для трансляции речевой информации из одного помещения по всему объекту, как в случае традиционных (стоечных) систем. Благодаря возможности синхронного запуска приборов семейства «Рупор», для озвучивания одной зоны большой площади можно использовать несколько приборов речевого оповещения.


СОУЭ 4-ГО И 5-ГО ТИПОВ

Кардинальное отличие систем 4-го и 5-го типов от рассмотренных выше заключается в необходимости обеспечения обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста диспетчерской. Для реализации указанного требования компанией «Болид» был разработан комплекс технических средств «Рупор-Диспетчер». Основным элементом комплекса являются базовые блоки переговорного устройства «Рупор-ДБ», каждый из которых может обслуживать до 12 абонентских блоков «Рупор-ДТ». В соответствии с требованиями СП комплекс осуществляет автоматический контроль исправности линий связи между базовым и абонентскими блоками (эту функцию выполняет входящий в состав комплекса ППКП «Сигнал-20М»/»Сигнал-20П»). В за висимости от требований конкретного объекта приборы из состава комплекса могут образовывать как полностью автономную систему, так и входить в состав ИСО «Орион». В первом случае для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств используются встроенные индикаторы ППКП «Сигнал-20М» (рис. 5).


На больших объектах, как правило, комплекс противопожарных мероприятий подразумевает наличие различных систем: автоматической пожарной сигнализации (в том числе – аспирационного типа), оповещения о пожаре, водяного и газового пожаротушения, дымоудаления. Для обеспечения при пожаре координированного управления всеми системами здания целесообразно оснащение пожарного поста диспетчерской компьютером с программным обеспечением АРМ «Орион Про». При использовании комплекса средств обратной связи совместно с АРМ «Орион Про» для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств лучше применить специализированные устройства индикации, такие как «С2000-БИ» (рис. 6).


В заключение хотелось бы отметить, что приведенные схемы являются типовыми. Для каждого конкретного объекта структура СОУЭ может быть расширена и дополнена исходя из условия обеспечения максимально безопасной эвакуации людей.

Неофициальная редакция

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Об утверждении норм пожарной безопасности

«Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»

(НПБ 104-03)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 33, (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю :

1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

НПБ 104-03

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Взамен НПБ 104-95.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

2. Термины и определения

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3. Общие положения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) + + * * *
Речевой (передача специальных текстов) + + +
Световой:
а) световые мигающие указатели * * * * *
б) световые оповещатели “Выход” * + + + +
в) статические указатели направления движения * * + *
г) динамические указатели направления движения * +
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения * + +
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской * + +
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения * +
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре +

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.


5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) Значение нормативного показателя Наибольшее число этажей Тип СОУЭ Примечания
1 2 3 4 5
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м 2) До 800 1 * Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т. п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2) До 300

300 и более

*
3. Предприятия До 50 2 Не требуется
общественного питания (вместимость, чел.) До 50 Более 2 *
Размещаемые в подвале (цоколе) *
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.) До 20

20 и более

* Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2) До 500 1 * Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны
Торговые залы Без ест. освещения *
6. Дошкольные учреждения (число мест) До 100 1 * В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел. они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся
Специальные детские учреждения *
7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) До 270 1 *
Специальные школы и школы-интернаты *
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании) До 100 1 *
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений До 4 * Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)

сезонного действия:

До 300 1 *
а) закрытые До 600

600 и более

1 *
б) открытые До 800

800 и более

1 *
клубы До 400 2 *
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) До 200 3 *
11. Лечебные учреждения (число койкомест): До 60

60 и более

* Помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
психиатрические больницы - *
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.) До 90

90 и более

*
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма До 10 *
10 и более *
При наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения * *
13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия *
летние IV-V степени огнестойкости *
14. Библиотеки и архивы: *
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.) *
хранилища (книгохранилища) *
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания До 6 *
16. Музеи и выставки (число посетителей) До 500 3 *
17. Вокзалы 1 *
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.) До 50 До 3 *
19. Жилые здания:
секционного типа До 10 Не требуется
10-25 *
коридорного типа До 10 *
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) А, Б, В, Г, Д 1 * 1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категорией А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой
Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.п.) *

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС России)

Главное управление Государственной

противопожарной службы

(ГУГПС МЧС России)

129085, Москва, Звездный бульвар,7

Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74

28.07.2004 № 18/4/2098

Первым заместителям начальников

ГУ ГОЧС Субъектов Российской

Федерации - главным

государственным инспекторам

по пожарному надзору

Субъектов Российской Федерации

(по списку)

В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.

Приложение по тексту: на 3 л.

Первый заместитель начальника-

заместитель главного государственного

инспектора Российской Федерации

по пожарному надзору

В.П. Молчанов

Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.

Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

t отк > t p + t н.э.

где t p - расчетное время эвакуации людей, мин;

t отк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

t н.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.

В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.

Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:

Должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения отвечающего требованиям НПБ 88-2001 *. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001 *. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.

В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако, в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.

Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 . Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

2-е издание


УТВЕРЖДЕНЫ МЧС России 24 декабря 2002 г.


В "Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее - Методические рекомендации) изложены:

назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;

организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;

организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;

основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Автоматизированный пульт управления

Автоматическая телефонная станция

Аварийно химически опасное вещество

Атомная электростанция

Блок индивидуальных комплектов

Блок коммутации сообщений

Блок оповещения универсальный

______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Блок переключения радиотрансляционного узла

Выходное акустическое устройство

Городской запасный пункт управления

Гражданская оборона

Городской узел проводного вещания

Гидроэлектростанция

Загородный запасный пункт управления

Запасные части, инструмент и принадлежности

Источник вторичного электропитания

Комплекс технических средств

Локальная система оповещения

Начальник гражданской обороны

Оперативный дежурный

Орган управления (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям)

Объектовый узел связи

Персональная электронно-вычислительная машина

Радиотрансляционный узел

Руководство по эксплуатации

Сильнодействующее ядовитое вещество

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения

Типовой элемент замены

Тональная частота

Узел проводного вещания

Узел связи

Химически опасный объект

Центральный щит радиационного контроля

Центральный щит управления

Чрезвычайная ситуация

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Блок коммутации сообщений аппаратуры оповещения из состава комплекса технических средств оповещения П-166

Узел проводного вещания

Оконечное устройство "А" (П-164А)

Электросирена

Абонентское устройство (громкоговоритель)

Прямая телефонная связь

Стационарная (мобильная) радиостанция в радиосети оповещения

Носимая радиостанция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие "Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ , постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803*.
________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).

1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

1.5. Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.

1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

2.1. Назначение локальных систем оповещения

Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объектов;

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:

руководители и персонал объекта;

объектовые силы и службы гражданской обороны;

оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района.

При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:

персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2. Организация локальных систем оповещения

2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис.2.1, 2.2 и 2.3.

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.

2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:

управление локальной системой оповещения;

прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;

прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;

прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;

контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;

телефонную связь общего пользования.

2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения

2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта.

2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок:

подается сигнал "Внимание всем!" путем дистанционного включения электросирен;

передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения;

с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения;

длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.

2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;



средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов

Типовые варианты организационно-технического построения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены на рисунках 3.2 и 3.3.

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).

3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ).

3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на рисунке 3.3, является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.

3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...