Участие прокурора в арбитражном процессе статья. Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе


Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов.

При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ . В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых , согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности .

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд 1 инстанции в следующих случаях:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов , ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок , совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки , совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор не может обращаться в арбитражный суд с исками , связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор также не вправе оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.

Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе реализуют только определенные должностные лица в системе органов прокуратуры. В частности, согласно ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обращаться прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокурор вправе инициировать вопрос о рассмотрении дела в надзорном производстве. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре дела в порядке надзора направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе

Заявление прокурора оформляется в соответствии с требованиями, установленными гл. 13 АПК РФ; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим . Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него . Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает истца права требовать продолжения процесса.

Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами

Круг дел, в которые прокурор вправе вступать, ограничен указанными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, в том числе и прокурора. Вместе с тем АПК РФ не обязывает судью извещать прокурора о возбуждении другими лицами дел, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что, однако, на наш взгляд, могло бы быть целесообразным.

Поскольку прокурор не является истцом, то он наделяется общими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ. В этом случае прокурор вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве и разрешении различных вопросов, возникающих по делу.

Лица, участвующие в деле, наделяются правом представления доказательств. Поэтому прокурор, вступающий в уже начатый процесс, также вправе представлять доказательства, но, очевидно, с учетом тех ограничений, которые установлены АПК РФ, например, в ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ о необходимости раскрытия доказательств и заблаговременного ознакомления с ними других лиц, участвующих в деле.

В отличие от участия в арбитражном процессе путем возбуждения дела прокурор при участии на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ не дает объяснений суду в качестве истца, не имеет специальных прав, указанных в ст. 49 АПК РФ.


32. Представительство в арбитражном процессе: понятие и виды.

К числу участников арбитражного процесса относятся и представители . Они не отнесены к числу лиц, участвующих в деле, поскольку целью их участия в арбитражном суде является защита не собственных интересов, а представляемых ими лиц. Представительство в арбитражном процессе - это выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цель представительства в арбитражном суде заключается в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов организаций и граждан как участников арбитражного процесса. Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. В качестве судебного представителя выступает представитель или поверенный, которому поручена защита интересов другого лица.

В соответствии со ст. 59 АПК РФ граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей.

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица .

Представителем организаций в арбитражном суде может быть любое дееспособное лицо с надлежаще оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 60 АПК РФ.

Наиболее понятной является классификация в зависимости от оснований возникновения представительства в арбитражном процессе: законное и договорное.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава. Законное представительство возможно в ряде случаев. Во-первых, права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители. При этом законные представители могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.

Согласно ст. 23, 26 и 27 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте с 16 лет наделены дееспособностью (неполной) и могут самостоятельно совершать ряд гражданско-правовых сделок, в том числе в качестве предпринимателей, а также быть членами кооперативов. В этой связи они могут быть сторонами и третьими лицами в арбитражном суде по искам, связанным с их предпринимательской деятельностью (при условии регистрации в качестве предпринимателей) без представителей.

Во-вторых, законное представительство возникает в других случаях, указанных в законах , в частности, в сфере предпринимательских отношений. Так, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций , а также организаций, в отношении которых рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве). Так, в соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица в силу ч. 4 ст. 59 АПК РФ выступает в арбитражном суде.

В основе договорного представительства лежит договор поручения (ст. 971-979 ГК РФ), а в определенных случаях - агентский договор (ст. 1005-1011 ГК РФ). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов в арбитражном процессе могут выступать только лица, получившие статус адвокатов в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 60 АПК РФ.

Представителями в арбитражном суде не могут быть лица , не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством. Представителями в арбитражном суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или как законные представители.

Объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

Общие полномочия - это такие процессу­альные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами дела, снятию копий с материалов дела, заявлению от­водов. представлению доказательств, участию в исследовании дока­зательств и иные (ст. 41 АПК).

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в дове­ренности. Их перечень содержится в ч. 2 ст. 62 АПК.

Полномочияруководителей организаций , действующих от име­ни организаций в пределах полномочий, предусмотренных феде­ральным законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами , удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Полномочия законных представителей подтверждаются пред­ставленными суду документами, удостоверяющими их статус и пол­номочия.

Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удос­товеряются ордером на исполнение поручения, выдаваемым соот­ветствующим адвокатским образованием в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом. Поскольку ст. 61 АПК прямо не требует представления ордера, то согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской дея­тельности и адвокатуре в РФ» адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Указанный федеральный закон запрещает требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Полномочия других представителей на ведение дела в арбит­ражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ, в ином до­кументе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания.


33. Распорядительные действия лиц, участвующих в арбитражном процессе…

Распорядительные действия, осуществляемые участниками процесса , включают в себя как действия по распоряжению предметом иска, так и действия, не направленные непосредственно на распоряжение предметом иска (например, заявление ходатайств, ознакомление с материалами дела).

Право на иск. Право на предъявление искового заявления принадлежит каждому процессуально правоспособному лицу. Оно закреплено в абз. 2 ст. 4 АПК РФ, и отказ от этого права недействителен.Право же на удовлетворение иска принадлежит не всем лицам, а лишь тем, у которых возможности защиты субъективного материального права и удовлетворения иска предусмотрены законодательством.

К числу таких лиц относятся и те, кто имеет материальную заинтересованность в исходе дела (правда, в теории процессуальной науки вопрос о правовых последствиях наличия или отсутствия материальной заинтересованности в исходе дела является спорным).

Эти два элемента, необходимые для удовлетворения исковых требований, должны обязательно присутствовать в совокупности.

Материальная заинтересованность , представляющая собой ожидание правовой выгоды в виде защиты субъективного материального права, присуща не всем лицам, участвующим в деле. Такая заинтересованность присуща только надлежащим истцу и ответчику, а также третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора, т.е. таким участникам процесса, которые материально заинтересованы в исходе дела и вправе на законных основаниях ожидать либо удовлетворения исковых требований, либо претерпевания неблагоприятных последствий удовлетворения таких требований. От материальной заинтересованности по делу следует отличать процессуальную заинтересованность , которую имеют все лица, участвующие в деле, и которая состоит в вынесении решения, в отправлении правосудия по конкретному делу.

Действующее арбитражное процессуальное законодательство закрепляет право лица обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов (ст. 4 АПК РФ), а ст. 34 АПК определяет истца как лицо, предъявляющее иск в защиту своих интересов или в интересах которого предъявлен иск.

Таким образом, отсутствие материальной заинтересованности в исходе дела является основанием для прекращения производства по делу . Отсутствие такого основания в ст. 85 действующего АПК можно считать упущением законодателя. Думается, отсутствие материальной заинтересованности является также препятствием и для участия в деле, поскольку участие в нем ненадлежащего истца должно влечь за собой замену его на надлежащего истца либо на вступление надлежащего истца в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.

Изменение элементов иска.

Согласно буквальному толкованию ч. 1 ст. 37 АПК истец вправе изменить основание или предмет иска. Изменение предмета или основания иска - качественное изменение, не имеющее с ранее существовавшим большой доли сходства, это новое требование по существу или новое обоснование требования. Изменяя одну часть иска, невозможно полностью изменить другую его часть, поскольку это уже не изменение, а заявление нового иска. Следовательно, другая часть иска просто дополняется или исправляется.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под изменением элементов иска также понимает качественное их изменение: под изменением предмета иска - изменение материально - правового требования истца к ответчику, а под изменением основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.

В законе не содержится указаний на время , в течение которого истец может реализовать свое право на изменение иска в суде первой инстанции. Следовательно, можно согласиться с существующим мнением о том, что такое право должно быть предоставлено истцу уже в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.
Истец вправе изменять элементы иска сколько угодно раз на всем протяжении рассмотрения дела по существу, до принятия арбитражным судом решения по делу. Количество возможных изменений основания или предмета иска законодателем не ограничено.

Отказ истца от иска не прекращает материального требования истца к ответчику, но означает, что истец по каким-либо причинам отказывается от дальнейшего производства по делу, от удовлетворения в принудительном судебном порядке, обеспеченном силою государства, своего притязания (на которое он предположительно имеет право), от взыскания с ответчика причитающегося ему (истцу) по делу. Истец, отказываясь от иска, отказывается не от своего материального права и не от права на обращения в суд за судебной защитой, а от взыскания в конкретном случае причитающегося ему по делу . Можно даже сказать, что прекращается спор между сторонами в пользу ответчика.
Необходимо обратить внимание и на процессуальную форму, в которую должен облекаться отказ истца от иска. Действующий АПК обоснованно предусматривает оформление отказа истца от иска постановлением о прекращении производства по делу.

Суд не принимает отказ от иска , если это противоречит законам и иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 4 ст. 37 АПК). Думается, что ответчик, интересам которого не соответствует отказ истца от иска, вправе в судебном заседании заявить о своем несогласии с осуществлением истцом такого распорядительного действия, и суд обязан в этом случае рассмотреть дело по существу согласно ч. 4 ст. 37 АПК. Отказаться от иска истец может в любой инстанции арбитражного суда , причем отказ может последовать как от основного, так и от встречного иска.

Отказу истца от иска соответствует право ответчика признать иск полностью или частично (ч. 2 ст. 37 АПК). Проблема признания иска также долгое время являлась спорной. В результате дискуссий ученых - процессуалистов был сделан вывод, что необходимо разграничивать признание иска как распорядительный акт и признание как доказательство . Данная позиция нашла свое отражение и в действующем арбитражном процессуальном законодательстве путем закрепления двух институтов признания: распорядительного акта только ответчика (ст. 37 АПК) и признания фактов лицами, участвующими в деле (ст. 70 АПК).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Институт юстиции

Кафедра прокурорской деятельности

Доклад по дисциплине: «Прокурорский надзор»

По теме: «Участие прокурора в арбитражном процессе»

Студента 4-го курса

Смирнова Михаила Григорьевича

Проверила: доцент, к.ю.н.

Потапова Лариса Валерьевна

Екатеринбург 2012

Введение

1.Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день прокуратура остается одним из основных механизмов обеспечения соблюдения Конституции РФ, и провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Исполняя обязанность прокуратуры за соблюдением законов в экономической сфере (в частности: надзор за исполнением законодательства о собственности, законодательства о предпринимательстве, законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о налогах, земельного законодательства, инвестиционного законодательства и т.д.), работники прокуратуры обязаны осуществлять защиту прав граждан либо публичных интересов путем подачи искового заявления в порядке предусмотренным арбитражным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе является актуальной темой для изучения, в марте 2012 года вышло постановление Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», регламентирующих спорные вопросы, касающихся участия прокурора в арбитражном процессе.

В данной работе будут рассмотрены вопросы участия прокурора в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорных инстанций. Кроме того будет произведен краткий обзор вышеуказанного постановления Пленума ВАС.

1. Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

прокурор арбитражный конституция

Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами, регулируется: разделом IV ФЗ «О прокуратуре РФ»; АПК РФ (ст. 52 и др.); федеральными законами; нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры; актами Высшего Арбитражного Суда РФ.

Правом направления обращения в арбитражный суд наделен ограниченный круг прокуроров: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры или заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители. Данный перечень является исчерпывающим; прокурору, который не вправе обращаться в арбитражный суд, отказывается в приеме заявления, при выявлении же этого факта в процессе разбирательства арбитражный суд прекращает производство по делу. Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд (часть 2 статьи 52 АПК РФ) не могут быть переданы по доверенности иным лицам.

Прокурор участвует в деле на основании служебного удостоверения. Иные работники прокуратуры участвуют в деле на основании служебного удостоверения и доверенности, оформленной в соответствии с федеральным законом и подписанной прокурором.

Тем не менее, некоторые особенности данного направления надзора необходимо знать всем прокурорским работникам, поскольку Генеральный прокурор РФ возложил ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений не только на подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие прокурора в арбитражном процессе, но и на прокуроров районов (городов).

Участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется путем реализации предоставленных ему законом прав как на обращение в арбитражный суд, так и на вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Надо отметить, что арбитражному суду также подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании недействительными актов, адресованных конкретным лицам или группе лиц по мотивам противоречия их закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

прокурор не обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;

исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;

к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;

прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу.

При обращении в арбитражный суд в порядке части 1 статьи 52 АПК РФ, а также при обжаловании судебных актов прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды, предусмотренные Кодексом (статьи 125, 193, 199, 209, 263, 274, 294 АПК РФ).

Применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования. В случае несоблюдения этих требований арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ.

О значении рассматриваемой деятельности прокурора говорилось в предыдущей главе, теперь же уместно было бы сказать о факторах, приводящих к необходимости участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами. К ним относятся:

негативные социально-экономические последствия поспешной и хаотичной приватизации значительной части государственной собственности небольшой группой монополистов;

массовые уклонения субъектов предпринимательской деятельности от налогообложения;

несостоятельность политики отстранения государства от управления социально значимыми объектами государственной собственности, приведшей к росту социальной напряженности в обществе;

неполнота и противоречивость законодательного регулирования экономических отношений;

преувеличение роли рынка как стихийного регулятора экономических отношений и игнорирование социальных проблем общества;

отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего защиту государственных и общественных интересов в деятельности контролирующих органов и др.

На мой взгляд, можно выделить случаи, когда участие прокурора в арбитражном процессе однозначно необходимо:

Когда есть объективные основания полагать, что реагирование в иной форме - внесение представления или принесение протеста - не повлечет своевременного и полного устранения нарушений законности.

Для предотвращения вреда государственным или публичным интересам путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска, если органы или должностные лица, допустившие нарушения закона, отказываются принять меры по добровольному устранению правонарушения и его последствий.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, согласно ст. 292 АПК РФ прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд не только с исками (заявлениями), указанными в ст. 52 АПК РФ, но и, например, с требованием о ликвидации организации, неоднократно или грубо нарушившей исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов. Если прокурор обращается с заявлением по делам, не предусмотренным федеральным законом, то суд прекращает производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Прокурор может заявить иск о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной госорганами, органами местного самоуправления, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также организациями, в уставных капиталах (фондах) которых участвует государство. В этой ситуации начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Прокурор вправе оспаривать ненормативный правовой акт как не соответствующий закону, только если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Если же заявление будет предъявлено прокурором в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, то суд прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В таком случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разъяснения Пленума ВАС РФ относительно оспаривания ненормативных правовых актов применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Заключение

В связи с вышесказанным, необходимо:

стремиться к высокому уровню эффективности прокурорской деятельности в рассматриваемой области;

совершенствовать законодательство о полномочиях прокуроров в арбитражном процессе;

укреплять правовые начала предпринимательства, обеспечивать реальный механизма защиты нарушенного права;

повышать уровень правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности с одной стороны и сотрудников прокуратуры с другой стороны;

изучать, анализировать и постепенно решать вопросы, возникающие в процессе осуществления арбитражного судопроизводства;

проводить грамотную, целесообразную и непротиворечивую законотворческую деятельность в рассматриваемой области и т.д.

В заключении необходимо сказать, что право на судебную защиту, является важнейшим механизмом отстаивания нарушенных прав в любом демократическом государстве. Поэтому государство и общество должны уделять огромное внимание такому институту, как участие прокурора в арбитражном судопроизводстве. Это должно выражаться в постоянном изучении и анализе практических и теоретических сторон вопроса, совершенствовании научного подхода к основным положениям и понятиям заданной темы. Это, на мой взгляд, во-первых, будет способствовать развитию юридической науки, во-вторых, постепенному решению возникающих проблем российского судопроизводства, и, в-третьих, о чем уже говорилось выше, повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Прокурорский надзор, Учебник/Винокуров Ю.Е. Москва 2006.

Денисова А. Пленум ВАС РФ разъяснил спорные вопросы об участии прокурора в арбитражном процессе // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Трикс А.В. Справочник прокурора. Спб.: Питер Пресс, 2007.

А.А. Власов, В.М. Простова, Актуальные вопросы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. // Юрист // № 5, 2001 г., стр. 34.

Арбитражный процесс: Учебник, В.В. Ярков "Инфотропик Медиа", 2010

Федеральный закон «О прокуратуре» от 17.01.1992г. №2202-1

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002

Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"

Прокурор в арбитражном процессе - это лицо, участвующее в деле, имеющее свой особый статус, порожденный специфическими особенностями деятельности прокуратуры и ее функциональной направленностью. Процессуальное положение прокурора и вытекающие из него правомочия обусловлены конституционной функцией прокуратуры осуществлять надзор за законностью.

Безусловно, принципы отправления правосудия исключают наделение прокурора властными полномочиями по отношению к арбитражному суду.

Более того, в силу тех же самых принципов суд управляет поведением всех участников процесса, в том числе и прокурора.

Действующий АПК РФ определил исчерпывающий перечень дел, в которых может принимать участие прокурор. При-чем все предусмотренные законом дела связаны с защитой интересов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций, в уставном капитале (фонде) которых есть доля уча стия го сударстве нно го или муниципального образования. Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в ст. 52 АПК РФ не указывается на обязанность прокурора выступать в защиту государственных или общественных интересов, анализ категорий дел, по которым он вправе принимать участие в арбитражном процессе, свидетельствует о том, что фактически сохранена ранее действующая направленность деятельности прокуроров в арбитражном процессе.

В заседаниях арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут принимать участие в качестве лица, участвующего в деле на основании служебного удостоверения прокуроры субъектов Российской Федерации (и приравненные к ним прокуроры) и их заместители. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то этот прокурор извещает о предъявленном иске (заявлении) и необходимости участия в процессе прокурора соответствующего субъекта РФ (с направлением ему копий документов, предъявляемых в суд) и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения прокурор и иные перечисленные выше прокурорские работники субъекта РФ, где возбуждено арбитражное дело, участвуют в заседании арбитражного суда в качестве лиц, участвующих в деле. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, принимают участие прокурор, предъявивший иск или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа или ранее указанные работники соответствующих прокуратур. В Высший Арбитражный суд может направить обращение только Генеральный прокурор или его заместители.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с целью возбуждения дела в следующих случаях (это исчерпывающий перечень):

1) Прокурор может инициировать возбуждение определенной категории дел, возникающих из административно- правовых и иных публичных правоотношений. В этих целях прокурор может подать:

заявления об оспаривании нормативных правовых актов,

заявления об оспаривании ненормативных правовых актов

органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов должно рассматриваться арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 2 3 АПК РФ. Данное положение корреспондирует ч. 2 ст. 192 АПК РФ, в соответствии с которой прокурор, оспаривая нормативный правовой акт, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в силу того, такой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй или итой экoнoмичеcкoй деятельнocти.

Paccмoтpение зaявления пpoкypopa O6 ocпapивaнии не- нopмaтивныx пpaвoвыx aктoв opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв меcтнoгo caмoyп- paвления, зaтpaгивaющиx пpaвa и зaкoнные интеpеcы opraH зaций и aaH в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и итой это- мичеcкoй деятельнocти, пpoизвoдитcя в пopядке, ycтaнoвлен- нoм глaвoй 24 ARK PФ. B cooтветcтвии c ч. 2 cт. 198 ARK PФ, пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в apбитpaжный cyд c зaявлением o пpизнaнии недейcтвительными ненopмaтивныx пpaвoвыx a тов, pешений и дейcтвий (бездейcтвий) гocyдapcтвенныx opra- нoв, opгaнoв меcтнoгo caмoyпpaвления, MHMX opгaнoв и дoлж- нocтныx лиц, еcли OH пoлaгaет, что ocпapивaемый ненopмa- тивный aкт, pешение и дейcтвие (бездейcтвия), не cooтветcтвy- ют зaкoнy или инoмy нopмaтивнoмy пpa вo вoмy aктy и rnpyma - ют пpaвa и зaкoнные интеpеcы гpaждaн, opгaнизaций и MHMX лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и инoй экoнoмичеcкoй дея- тельсти, незaкoннo вoзлaгaют Ha ниx кaкие-либo oбязaннoc- ти, coздaют иные пpепятcтвия для ocyщеcтвления пpедпpини- мaтельcкo й и итой экo нoмичеcкo й деятель™ cти.

2) B нacтoящее вpемя пpoкypop фaктичеcки лишен вoз- мoжнocти вoзбyждaть делa иcкoвoгo пpoизвoдcтвa. Пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в cyд лишь в двyx cлyчaяx:

c жм o пpизнaнии недействительными cделoк (кaк в cилy иx ничтoжнocти, тaк и в лу иx ocпopимocти)

c жм o пpименении пocледcтвий ничтoжныx cделoк, coвеpшенныx opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти Pocra cкoй Федеpaции, opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнaми местго caмoyпpaвления, гocyдapcтвенными и мyниципaльными yнитapными пpедпpиятиями, гocyдapcтвенными уеж- дениями, a тaeже юpидичеcкими лицaми, в ycтaвнoм т- питaле (фoнде) кoтopыx есть дoля yчacтия Poccийcкoй Федеpaции, дoля yчacтия cyбъектoв Poccийcкoй Федеpa- ции, дoля yчacтия мyниципaльныx oбpaзoвaний.

Из бyквaльнoгo тoлкoвaния зaкoнa, тpебoвaние o пpименении пocледcтвий недейcтвительнocти ничтожй cделки мoжет быть зaявленo пpoкypopoм кaк oднoвpеменнo c требованием о признанием недействительной ничтожной сделки, так и отдельно от него.

Инициировать возбуждение гражданских дел по указан-ным основаниям прокурор вправе лишь в случаях, когда соот-ветствующие сделки были совершены перечисленными субъектами. В иных случаях, в том числе и когда соответствующие сделки нарушают права или законные интересы перечисленных субъектов, но были совершены иными лицами, прокурор не вправе обращаться в суд.

3) В соответствии со ст. 223, 224 АПК РФ, ст. 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит-ных организаций», прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

По указанным выше категориям дел, прокурор вправе не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства, то есть может обратиться с протестами, возбуждающими апелляционное, кассационное и надзорное производство.

В соответствии с положениями АПК РФ, прокурор при предъявлении иска пользуется правами и несет обязанности истца. Причем каких-либо ограничений прав прокурора по предъявленному им иску в АПК РФ не содержится за исключением обязанности по уплате судебных расходов. Но, прокурор - самостоятельная фигура в процессе, он не является истцом. Следует признать недопустимыми содержащиеся в комментариях к АПК РФ выводы, со ссылкой на п. 4 ст. 52 АПК РФ, о возможности рассмотрения дела без истца. Такие выводы проти-воречат основополагающим принципам арбитражного процесса. Поэтому при обращении в суд прокурор должен указать лицо, подлежащее привлечению в дело в качестве истца. Согласие на возбуждение дела у истца не выясняется. К исковому заявлению прокурора предъявляются общие требования, предусмотренные в ст. 125 АПК РФ. Но наряду с обязанностью в заявлении указать на обстоятельства, обосновывающие исковые требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, прокурор должен указать на обстоятельства, дающие ему право на обращение в арбитражный суд и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Истец по делу, возбужденному по инициативе прокурора, обладает всеми предусмотренными АПК РФ процессуальными правами и несет соответствующие процессуальные обязанности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, отказ истца от иска, принятый судом, является основанием для прекращения производства по делу. Поэтому в тех случаях, когда истец отказывается от иска, предъявленного в его интересах проку-рором, и совершение такого действия не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, то суд обязан прекратить производство по соответствующему делу.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Такое требование должно быть выражено в форме заявления или ходатайства, поданного в арбитражный суд, рассматривающий дело. В целях защиты прав и интересов истца в данном случае представляется более правильным соблюдение общей процедуры получения от истца согласия на прекращение производ-ства по делу на основании п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ. Если от истца не поступит безусловного заявления об отказе от иска, предъявленного прокурором в его пользу, то арбитражный суд должен продолжать рассмотрение дела по существу. Такая рекомендация связана с теми процессуальными последствиями, которые влечет за собой отказ прокурора от предъявленного иска. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, при повторном предъявлении истцом аналогичного иска, производство по делу подлежит прекра ще нию.

Эти же правила в силу указанных обстоятельств следует применять и при заявлении прокурором ходатайства о заключении мирового соглашения.

При возбуждении дел неискового производства прокурор пользуется всеми правами заявителя.

Возбудив арбитражное дело в суде, прокурор должен осуществлять действия по доказыванию законности и обоснованности заявленного требования. Прокурор на общих основаниях осуществляет доказательственную деятельность. Прокурор дает объяснения и участвует в судебных прениях первым, после него выступает лицо, в защиту интересов которого прокурор обратился в суд.

В соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст. 52 АПК РФ), прокурор вправе в целях обеспечения законности вступить в дело (не предъявляя самостоятельных требований), при рассмотрении арбитражным судом дел, по которым прокурор наделен правом предъявлять иски и заявления. Здесь прокурор так же является лицом, участвующим в деле со всеми принадлежащими ему правами, но занимает нейтральную позицию по отношению к сторонам спора. Прокурор вступает в дело на основании заявления. Волеизъявление арбитражного суда относительно вступления прокурора в процесс должно быть оформлено определением. Прокурор в рассматриваемых случаях должен активно участвовать в судебных заседаниях (задавать вопросы, исследовать доказательства и т.п.), но он не вправе участвовать в судебных прениях. Вся деятельность прокурора должна быть направлена на оказание помощи суду в выяснении действительных обстоятельств дела.

Еще по теме 8. Прокурор в арбитражном процессе:

  1. 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  2. 5. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе
  3. 2.3. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных субъектов, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  4. Вопрос 18. Участие прокурора в гражданском процессе. Формы участия прокурора в гражданском процессе
  5. § 1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (п.2 ст.4) наделяет правом на обращение в арбитражный суд прокурора в защиту государственных и общественных интересов. Его право на участие в арбитражном процессе впервые было закреплено в 1988 г. Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами (9). Дальнейшее развитие этот институт получил в арбитражных процессуальных кодексах 1992 г. и 1995 г. До этого процессуальные взаимоотношения между Госарбитражем и прокуратурой ограничивались возможностью опротестования прокурором противоречащих закону актов, издаваемых органами государственного арбитража, в порядке осуществления прокурорского надзора за законностью.

В результате развития и совершенствования арбитражного процессуального законодательства в настоящее время возможно участие прокурора в арбитражном судопроизводстве в качестве истца в интересах государства и общества (об этом см. гл.Х).

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (п.1 ст.41 АПК РФ), например, о признании недействительными актов государственных и иных органов, учредительных документов предприятий, о применении мер имущественной ответственности к нарушителям природоохранного законодательства, законодательства о приватизации и т.п. В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации, гражданина-предпринимателя, если ответчиками, к которым предъявлены исковые требования, допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные интересы (10) .

Арбитражный процессуальный кодекс РФ прямо не предусматривает право прокурора на предъявление исков в защиту интересов организаций и граждан-предпринимателей в отличие от Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами 1988 г., прародителями рассматриваемого правового института, которые прямо наделяли прокуроров правом направлять заявления в арбитраж в интересах государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций (ст.3). Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.(11) (ч.2 п.2 ст.21) наделял прокурора правом обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов лишь граждан, общества и государства, но не организаций и предпринимательских структур, ибо уже тогда принятый 25 декабря 1990г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (12) не только определял субъектов предпринимательства как полностью самостоятельных (ст.4), но и запрещал вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий (ст. 20). Не предусматриваются права прокурора на предъявление исков в интересах организаций, учреждений и предприятий и в новой редакции Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (13) . В соответствии с п.3 ст. 2 2 названного закона прокурор наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными противоречащих закону правовых актов. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п.4 ст.27). Что касается участия прокурора в рассмотрении дел судами установлено, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст.35). Видимо, и эта норма касается судов общей юрисдикции, поскольку и в ней не идет речь о предпринимательских структурах и об арбитражном суде. Другими полномочиями в части защиты прав и интересов организаций и предпринимателей закон прокурора не наделяет.

Таким образом, арбитражное процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре Российской Федерации не случайно не наделили прокурора правом заявлять иски в арбитражный суд в защиту интересов предприятий и организаций, исходя из полной самостоятельности хозяйствующих субъектов в осуществлении предпринимательской деятельности и защиты собственных прав и законных интересов.

Однако прокуроры продолжают предъявлять, а арбитражные суды рассматривают иски в защиту прав предпринимательских структур. И вряд ли они действуют по инерции.

Дело в том, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации своим письмом обязал арбитражные суды принимать иски прокуроров в интересах предприятий и рассматривать их по существу. Если же в процессе заседания арбитражного суда выяснится, что иск заявлен в интересах предпринимательской структуры и не затрагивает интересы государства или общества, арбитражному суду предоставляется право сообщить вышестоящему прокурору о нарушениях законодательства (14). И это указание Высшего Арбитражного Суда РФ небезосновательно: Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит ни в перечне оснований отказа в принятии искового заявления, ни в перечне оснований для возвращения искового заявления, поданного прокурором, не в интересах государства и общества.

Поскольку подача исков прокуроров в интересах хозяйствующих субъектов продолжает иметь место, думается, необходимо восполнить правовой пробел в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, включив в ст. 107 в качестве основания для отказа в принятии искового заявления случай, когда иск заявлен прокурором не в защиту интересов государства или общества, а в интересах предпринимательских структур. Это первый путь выхода из создавшейся курьезной ситуации. Может быть и второй вариант: предусмотреть в арбитражном процессуальном законодательстве и в законодательстве о прокуратуре право прокурора заявлять иски не только в интересах государства и общества, но и граждан и предпринимательских и иных организаций и учреждений независимо ни от их формы собственности, ни от организационно-правовой формы их деятельности. Наконец, возможен и третий вариант решения проблемы: совместное письмо Генерального прокурора РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в органы прокуратуры и арбитражные суды Российской Федерации о необходимости строгого соблюдения действующего законодательства в вопросах защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан-предпринимателей.

В юридической литературе высказано мнение о том, что указание в ч.4 ст. 41 АПК РФ на то, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в случае нарушения государственных и общественных интересов, не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя. Прокурор всегда должен обратиться в суд только в случае обнаружения нарушения закона, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, невозможности устранить это нарушение другими средствами. Одной из функций государства является правоохранительная функция. Из этого авторы делают вывод, что государство прямо заинтересовано в том, чтобы принятые законы исполнялись, соблюдался режим законности и надлежащий правопорядок, а нарушение прав любого субъекта, правовых отношений фактически означает ущемление государственных или общественных интересов. Поэтому иск прокурора - это всегда иск в интересах государства и общества. Так утверждают авторы учебника «Арбитражный процесс» (15).

Однако с такой позицией ученых вряд ли можно согласиться. Такая позиция имела право на существование в дореформенной России, в советском государстве, когда фактически была одна государственная форма собственности и фактически одна организационно-правовая форма организации хозяйственной деятельности, когда государство осуществляло тотальное вмешательство в форме руководства всей хозяйственной деятельностью. Это было возможно в государстве и обществе с одним единым государственным интересом, с единым общественным интересом. В условиях демократического государства с рыночной экономикой, представленной равноправными перед законом не только и не столько государственными, но и в большей мере частными предприятиями, утверждать о присутствии единого интереса государства, общества, по крайней мере, не корректно.

Гражданское законодательство России с рыночной экономикой предоставляет каждому субъекту гражданско-правовых отношений право на защиту своих прав. Право, а не обязанность. И поэтому прокурор не имеет права вмешиваться в волеизъявление хозяйствующих субъектов. Да и вряд ли он заявит иск в интересах предприятия без его ведома и согласия. У любого предприятия достаточно прав и возможностей для обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав. Вмешательство же прокурора, подмена им руководства предприятия и его юридической службы неуместны.

Причина предъявления прокурором исков в защиту интересов хозяйствующих субъектов до банальности проста: освободить предприятие от уплаты государственной пошлины: исковое заявление прокурора не оплачивается даже при неудовлетворении его. А это порождает неравенство субъектов хозяйственных правоотношений перед законом. Ведь в условиях рыночных отношений сохранение денежных средств в обороте даже на небольшой срок имеет немаловажное значение. Поэтому узаконение права прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц непременно должно сопровождаться установлением такого правила, при котором государственная пошлина по неудовлетворенным искам прокурора должна взыскиваться со стороны, чьи интересы отстаивал в арбитражном суде прокурор. (16)

Уровень прокуроров, наделенных правом обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, определен законом.

В соответствии со ст.41 АПК РФ исковое заявление в Высший Арбитражный Суд РФ могут направить Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

В арбитражный суд субъекта Российской Федерации исковое заявление могут направить Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Практически важным является вопрос о взаимоотношениях в арбитражном процессе прокурора, предъявившего иск, и лица, в интересах которого этот иск предъявлен. Прокурор и заинтересованное лицо действуют в судебном заседании, в процессе совершенно самостоятельно, пользуясь всеми правами соответственно своему процессуальному положению.

Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется всеми правами истца, предоставленными ему законом. Прокурор лишен лишь права на заключение мирового соглашения. И это верно. Ведь прокурор в общем защищает не свои интересы, а интересы государства и общества, и вряд ли подобные дела могут заканчиваться мировым соглашением. В то же время прокурор может отказаться от предъявленного им иска. Но истец при этом не лишается права требовать рассмотрения дела по существу. Отказ же истца от иска, который был предъявлен прокурором в его интересах, влечет оставление иска без рассмотрения. Эта норма подвергнута критике, признана не совсем удачной: если прокурор предъявляет иск самостоятельно и независимо от воли заинтересованных лиц, то и распоряжаться предметом спора может только он. Лицо, не предъявлявшее иск, не может наделяться правом от него отказываться и тем более оставлять в таком случае иск без рассмотрения17. В логике такого рассуждения нет ничего одиозного. Но ведь речь идет только об исках в интересах государства и общества, то о каком заинтересованном лице можно говорить? Если два юридических лица заключили договор в сфере предпринимательства с нарушением гражданского законодательства и прокурор заявил иск о признании его недействительным или о расторжении, кто, какое юридическое лицо в этом споре будет заинтересованным, кроме самого прокурора, представляющего государственные интересы?

Другое дело, когда иск прокурором заявлен в интересах конкретного юридического лица. Но таких прав, думается, прокурору предоставлять нельзя. Поэтому нормы арбитражного процессуального законодательства об отказе от иска, заявленного прокурором, требуют совершенствования.

Поскольку прокурор, заявивший иск в арбитражный суд в случаях, установленных в законе, пользуется практически всеми правами и несет обязанности истца, стороны по делу, то ему принадлежит право на подачу апелляционной и кассационной жалобы и участвовать при их рассмотрении в соответствующей инстанции. Как сторона по делу, прокурор, подававший иск в арбитражный суд, имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Протест на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут приносить только Генеральный прокурор РФ и его заместители в порядке, определяемом законом.

Арбитражное законодательство предусматривает вступление в арбитражный процесс прокурора только по инициативе самого прокурора. Привлечение прокурора в дело по инициативе арбитражного суда или по прямому предписанию закона не предусмотрено.

В арбитражные суды Российской Федерации поступали иски прокуроров государств, ранее входивших в СССР. Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.07.93 №С-13/ОП-218 в связи с этим было разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не установлено. Не установлено оно и в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в г.Киеве 20 марта 1992 г. При поступлении подобных исков рекомендовано отказывать в их приеме на основании п.1 ст. 107 АПК РФ и прекращать ошибочно принятые дела по п.1 ст. 8 5 АПК РФ.

Вполне логичное и обоснованное разъяснение, не вызывающее сомнений. Но если следовать подобной логике, то можно с уверенностью констатировать, что по этим же основаниям необходимо отказывать в приеме исковых заявлений прокурора, заявленных в интересах конкретного юридического лица, вытекающих из их хозяйственной деятельности, поскольку такое право прокурора законодательством не предусмотрено.

Прокурора - это довольно новое направление работы, которое обязано своим созданием системе специализированных судов, занимающихся разрешением экономических споров на областном, республиканском или краевом уровнях, а также городов Санкт-Петербурга и Москвы, федеральных округов. Данная мера выступает в качестве действенного средства для предупреждения правонарушений и укрепления законодательных основ в сфере экономики, защиты прав и интересов общественности, государства.

Задачи прокурора в арбитраже

Участие в арбитражном процессе прокурора подчинено процессу выполнения одной главной задачи - защита общественных и гос. интересов по основаниям и в тех формах, которые регламентированы нормами АПК РФ. Он - это лицо, имеющее исключительно процессуально-правовую заинтересованность в конечном результате. Прокурор всегда выступает в интересах третьих лиц, но только от своего имени. По сути, это один из видов защиты интересов публично-правового характера, наряду с таковой со стороны органов государства и местного самоуправления.

Не стоит забывать, что участие в арбитражном процессе прокурора и государственных органов подчиняется установленному в АПК РФ регламенту и происходит в строгом соответствии с ним. Надзорная функция в данном случае не осуществляется. Прокурор является лишь одним из числа остальных лиц, которые принимают участие в рассмотрении дела. Об этой особенности прямо сказано в ФЗ «О прокуратуре» (ст. 35): его полномочия определяются исключительно процессуальным законодательством.

Все ли прокуроры имеют подобные полномочия?

Необходимо иметь в виду, что участие в арбитражном процессе прокурора имеет некоторые особенности. Полномочиями на данную опцию обладают не все. Так, обращаться в Высший Арбитражный Суд с исковыми заявлениями может только генеральный прокурор страны, а также его заместители. На данный момент эту главную должность занимает Ю. Я. Чайка. Прокуроры субъектов РФ, и их заместители могут обращаться с исками в региональные арбитражные суды.

Какое место отведено в прокурору?

Участие в арбитражном процессе прокурора и иных органов регулируется нормами АПК РФ. Причем законодатель не определяет особой разницы между их статусами, выводя кого-то на первый план или наделяя преимуществами. Прокурор вместе с другими лицами, которые участвуют в деле, обладает равноценными правами и обязанностями, за исключением возможности заявлять надзорные протесты. Предполагается, что такое положение полностью удовлетворяет принцип равенства сторон в арбитражном процессе. В то же время оно ни в коей мере не создает преград для достижения поставленных перед сотрудниками прокуратуры благих целей и задач.

Законодатель расценивает прокурора в качестве полноценного отдельного субъекта арбитражного процесса. Если он обращается с иском в защиту интересов и прав государства или общества, то он несет те же обязанности, что и истец, а также пользуется аналогичными правами. Исключение составляет возможность подписания соглашения (мирового). Иными словами, прокурор в арбитражном процессе участвует в том же процессуальном статусе, что и стороны (ответчик и истец). Однако материальными правами обладает всегда только лицо, в интересах которого было инициировано дело. Процессуального истца нет только в том случае, если иск прокурора предъявлен в защиту так называемых неперсонифицированных интересов.

Существует две формы участия прокурора в арбитражном процессе, и обе они регламентированы статьей 52 АПК РФ.

Возбуждение дела

Преобладающая (ведущая) форма работы - это возбуждение дела по определенным основаниям, исчерпывающий список которых указан в АПК РФ, части первой ст. 52. В этом случае он принимает положение истца, действия которого нацелены на защиту интересов публично-правового характера. При этом он обладает теми же процессуальными правами и исполняет аналогичные обязанности. В том случае, когда прокурор принимает решение об отказе от предъявленного им иска, истец (если он участвует в процессе) не утрачивает права требовать рассмотрения дела по существу.

Вступление в дело в ходе арбитражного процесса

Обсуждая формы участия прокурора в арбитражном процессе, следует отметить, что второй вид появился сравнительно недавно. Он регламентирован АПК РФ в части пятой ст. 52. Согласно норме, прокурор может вступить в дело, которое рассматривает арбитражный суд, на любом этапе, с целью обеспечения его законности. При этом он будет обладать процессуальными обязанностями и правами истца, за исключением специальных, тех, что указаны в То есть определенные ограничения все же присутствуют. В этой ситуации прокурор фактически не является по делу истцом. Он просто вступает в арбитражный процесс уже начатый другим лицом.

Здесь наблюдается аналогия того, как осуществляется участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе (ст. 45, ч. 3 ГПК РФ), и можно говорить, по сути, о даче заключения по делу.

Виды исков прокурора

Как уже было сказано, свои полномочия по участию в арбитражных процессах прокуроры реализуют посредством подачи исковых заявлений согласно части первой статьи 52 АПК РФ. Они наделены правом обращаться со следующими видами исков:

  • Заявления об оспаривании актов, в том числе нормативно-правовых, органов гос. власти страны, самоуправления (местного), которые касаются законных интересов и прав граждан, организаций в поле экономической деятельности, в том числе в предпринимательской сфере.
  • Участие в деле прокурора в арбитражном процессе возможно при подаче сделок, которые совершены органами местного самоуправления, гос. власти РФ или субъектов страны, унитарными предприятиями (муниципальными или государственными), а также отдельной категорией юридических лиц, уставной капитал которых имеет свои особенности, недействительными.
  • Иски о применении последствий ничтожности Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, аналогичен тому, что перечислен в предыдущем пункте.

Участие в арбитражном процессе прокурора: порядок действий при возбуждении дела

Исковое заявление прокурора должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями, которые установлены главой тринадцатой АПК РФ. То есть копия документа и всех приложений к нему должна быть разослана всем лицам, принимающим участие в процессе. В своем заявлении прокурор указывает помимо конкретных обстоятельств и поводов, для возбуждения дела послуживших причиной, также правовые основания, то есть дает ссылки на конкретные нормы процессуального и материального права. Оно должно обладать исключительной обоснованностью и мотивированностью, как и подобает документу, составленному должностными лицами с юридическим образованием. При обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе не требуется уплаты каких-либо судебных расходов. Необходимо соблюдение и иных правил при обращении в арбитражный суд, в том числе не стоит забывать про принцип подсудности или состава (субъектного) участников спора.

Доказывание и процессуальные права

Именно на прокурора ложится так как арбитражный процесс имеет состязательный характер. Обратившись в суд с исковым заявлением, он первым дает пояснения по делу и существу требований, заявленных им. Кроме того, принимает участие в исследовании всех материалов, вещественных доказательств, места, имеет право задавать всем, без исключения, участникам вопросы, в том числе приглашенным экспертам и следователям.

Особенности участия в арбитражном процессе прокурора таковы, что если им будет установлено в ходе судопроизводства, что дело возбуждено необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако подобные действия не влияют на мнение истца. Он может потребовать продолжения процесса и рассмотрения дела по существу.

Подведя итог, можно сказать, что прокурор является не совсем обычным истцом, так как не участвует в материальном споре. Поэтому к нему нельзя предъявить встречное исковое заявление. Как уже было сказано выше, его отказ от иска не влечет прекращения по делу производства.

Порядок участия в деле, начатом другими лицами

Выше уже говорилось о том, что статья 52 АПК предоставляет право прокурору на вступление в рассматриваемое арбитражным судом дело на любой процессуальной стадии. Иными словами, он не ограничен временными рамками. Однако прокуроров сдерживает другой фактор - круг дел. Их исчерпывающий список можно найти в ч. 1 ст. 52 АПК. При подготовке дела к разбирательству в суде вопрос о вступлении в него тех или иных лиц, в том числе и прокурора, рассматривает судья, и АПК в данном случае не обязывает его извещать последнего о результатах. Данный момент многие юристы считают спорным. Уведомление надзорных органов о возбуждении дела иногда бывает целесообразным.

Задачи участия в арбитражном процессе прокурора в любом случае одни и те же, но процессуальное положение разное. В связи с тем, что он в данном случае в качестве истца не выступает, он наделяется общими обязанностями и правами. Таким образом, прокурор может вести ознакомление со всеми материалами дела, участвовать в разбирательстве и решении различного круга вопросов, собирать и представлять доказательства. Однако в отличие от предыдущей формы участия путем подачи иска, он не дает суду объяснений в качестве истца. И хотя вступление прокурора возможно на любом этапе, все же его «подключение» в самом конце будет практически нецелесообразным.

Обжалование решений

Логично, что участие в арбитражном процессе прокурора и других органов предусматривает и возможность обжалования судебных актов, в том числе и тех, что уже вступили в законную силу. В кассационной инстанции дело может быть пересмотрено только по жалобе определенного круга лиц. Он определен законом. Это те же лица, что имеют полномочия на подачу исковых заявлений.

Прокурорский протест

Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе возможно путем подачи протеста в порядке надзора. Институт имеет свои особенности. Генеральный прокурор страны может предпринять этот шаг в отношении любого постановления или решения, за исключением того, что вынесено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители тоже наделены подобными полномочиями. Они могут подать протест на решения и постановления любого из всех арбитражных судов России за исключением Высшего.

Прокуроры субъектов страны подобными правами не наделены. Рассмотрением дел в порядке надзора занимается Президиум Высшего Арбитражного Суда страны, поэтому данную инстанцию можно расценивать как исключительную, а меры довольно редко используемыми.

Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе

Правовое положение прокурора как участвующего в рассмотрении дела лица определяет АПК РФ. Пожалуй, самой важной формой его участия является инициирование судопроизводства, причем исчерпывающий перечень оснований для этого устанавливает законодатель. На практике такой детализированный список вызывает немалые трудности и, как следствие, влияет на эффективность работы органов прокуратуры. Остановимся на основных моментах противоречий вкратце.

Во-первых, участие в арбитражном судопроизводстве прокурора заключается главным образом в оспаривании сделок. Эти действия осуществляются в защиту государства, субъектов страны, органов самоуправления (местного) или коммерческих организаций, часть капитала которых принадлежит перечисленным лицам. В то же время согласно АПК РФ, ст. 52, прокурор не имеет права в процессе заявлять требование о признании на спорное имущество права собственности, он может только оспаривать сделки, причем в пределах сроков исковой давности. Он бессилен в тех случаях, когда гос. имущество является предметом нескольких последовательно осуществленных сделок.

Во-вторых, в отличие от искового производства, при рассмотрении дел, вытекающих из иных публичных отношений, деятельность прокурора нацелена на защиту интересов и прав граждан, компаний и иных лиц в предпринимательской сфере деятельности. Статья 192 АПК РФ позволяет ему обратиться с иском о признании каких-либо нормативно-правовых актов недействительными, при условии, что они в целом или в части не соответствуют закону или иным НПА, имеющим большую юр. силу. Одновременно арбитражное процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не допускает возможность защиты интересов неопределенного круга лиц прокурором.

На практике это выливается в следующее. Обнаружив несоответствие НПА в экономической сфере нормам законодательства и не имея возможности устранить их в порядке прокурорского реагирования, он обязан прежде, чем обратиться с иском в суд, найти лиц, чьи права в данном случае нарушаются. Это существенно усложняет работу и требует определенных временных затрат. Хотя общеизвестно, что каждый нормативно-правовой акт применяется неоднократно неопределенным кругом лиц, следовательно, издание незаконного НПА всегда априори нарушает их интересы. Столь неоптимистичное положение дел подтверждают и данные статистики. На практике поданные прокурорами заявления о признании НПА недействительными имеют малую эффективность, результаты подобных действий незначительны.

Большие затруднения также вызывает установленный для подачи заявления срок в три месяца. Его отсчет начинается с того момента, когда гражданин узнал о том, что его права в то или иной степени были нарушены. Практики в один голос говорят о невыполнимости данного требования. Прокуратура попросту не в состоянии обеспечить подобную защиту. Единственным вероятно возможным выходом из ситуации может быть увеличение установленного законодателем срока для подачи в суд заявлений.

Кроме того, для повышения эффективности работы многие практикующие юристы предлагают наделить прокуратуру дополнительными полномочиями. А именно: на подачу исков о признании материального права, недействительности его регистрации и об истребовании из незаконного владения имущества.

Подведя итог, можно сказать, что участие в арбитражном процессе прокурора, задачи и формы которого строго регламентированы, является довольно сложным теоретическим вопросом. Несовершенство законодательства на практике часто приводит к затруднениям, проволочкам и снижению результативности работы органов прокуратуры. Факт существования определенных противоречий в правовых нормах, регулирующих данный институт, осознают не только практики, но и теоретики. Однако каких-либо существенных изменений в ближайшее время не предвидится.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...