В получении доступа к информации. Виды доступа к информации


Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Информация ограниченного доступа

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

виды доступа:

Ограниченный доступ;

Свободный доступ.

29. Правовое обеспечение права на информацию

Право на информацию - нормативный определенный порядок реализации полномочий различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства.

Существует еще ряд прав, относимых к информационным:

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей

чести и доброго имени, прописанное в ст. 23 ч. 1 Конституции России: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени";

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных

сообщений - ч. 2 ст. 23 Конституции РФ: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...". Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц;

Свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода

мысли и слова";

Право на свободу выражения своих мнений и убеждений - ч. 3 ст. 29 Конституции: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений";

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные

обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33 Конституции РФ: "Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам;

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды - ст. 42

Конституции: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную

информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением";

Свобода преподавания - ч. 1 ст. 44 Конституции РФ;

Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни - ч. 2 ст. 44

Конституции России. Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждениям культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности - ст. 44: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";

Право на получение квалифицированной юридической помощи - ст. 48 Конституции.

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении

свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ: Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".

Перечисленные выше права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Цель ограничений - сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности.

Основаниями для ограничения информационных прав могут служить:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…
  • Реализация права на доступ к информации: проблемы правового регулирования , М. В. Короткова. Право на доступ к информации приобретает особое значение в условиях развития информационного общества в современном российском государстве. Постоянные технические изменения и внедрения…

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит перечень видов сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Среди этих видов наибольший интерес представляет собой информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти ввиду ее особой социальной и политической значимости. Принцип открытости доступа к этому виду информации имеет особую важность для развития демократических основ государства, являясь одним из гарантов реализации гражданами своей власти в государстве. Этот принцип также корреспондирует концепции «электронного государства», в соответствии с которой в современном информационном обществе для развития гражданского общества, улучшения качества работы публичных органов и повышения уровня вовлеченности граждан в политические процессы государство должно использовать информационные и коммуникационные технологии в публичной политике .

Информация о деятельности органов власти

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет в Российской Федерации официальная информация носила закрытый характер. К примеру, Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» устанавливало нормы, в соответствии с которыми информация, предоставление которой обязательно, ограничивается определенным перечнем как для федеральных органов власти, так и для других уровней .

Источник фотографии: bartronics.com

В настоящий момент главным законодательным актом в сфере официальной информации является Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В ст. 1 указанного закона содержится дефиниция подобного рода информации. Законодатель предлагает относить к ней данные, созданные в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными подразделениями, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями, либо сведения, поступившие в данные органы или организации. Таким образом, информация, полученная определенным органом или организацией от других уполномоченных органов, либо не относящаяся к полномочиям данных органов и организаций, не регулируется особым правовым режимом открытого доступа.

Стоит обратить внимание на тот факт, что законодательство относит официальные Интернет-сайты к основным источникам распространения информации о деятельности органа власти. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет перечень информации, которая подлежит обязательному размещению. К ней относятся:

Правовой режим информации о состоянии окружающей среды

Деятельность органов также может охватывать их компетенцию по предоставлению такой информации, как сведения о состоянии окружающей среды. Право на доступ к ним обеспечивает в первую очередь ст. 42 Конституции РФ. Также это право упомянуто в ряде федеральных законов. Примечательным среди них является Федеральный Закон «О гидрометеорологической службе», в котором содержится определения качественного характера этого вида информации: ею признаются сведения, полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения . Данная информация должна предоставляться бесплатно, являясь открытой и общедоступной. Различные органы исполнительной власти (такие, как Госкомэкология РФ, Госгидромет, Госсанэпиднадзор, Госстандарт и др.) обязаны предоставлять гражданам по соответствующему запросу интересующую их информацию о состоянии экологии. При электронном запросе информации уполномоченные органы должны предоставить запрашиваемую информацию через свои Интернет-ресурсы. Следует обратить внимание на то, что информация о состоянии окружающей среды, предоставляемая в Интернете уполномоченными органами, является так называемым «источником первого уровня», т.к. распространяющие сведения частные СМИ являются источниками не экологической информации, но информационной продукции ввиду того, что используют данные, полученные из официальных источников и сами не несут ответственности за их несоответствие действительности .

Государственная тайна

Итак, в целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти. Тем не менее, следует подчеркнуть, что доступ к информации государственных и муниципальных органов может ограничиваться на основе нормативно-правовых норм о государственной и служебной тайне, переходя в разряд информации с режимом ограниченного доступа. Общие принципы ограничения доступа к информации, находящейся в режиме ограниченного доступа, содержатся в ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

«В целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти»

Дефиниция государственной тайны и определение отношений, связанных с ней, регламентируются рядом законов, в первую очередь Законом РФ «О государственной тайне». Так, государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, внешнеэкономической, экономической, разведывательной и розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации . Следует отметить, что законодательство о государственной тайне характеризуется перечневой системой. Существует три уровня перечней, определяющих секретность тех или иных данных. Первый перечень, закрепляющий общие положения о государственной тайне и сферы ее применения, содержится в ст. 5 Закона «О государственной тайне». Второй перечень представлен в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну». Третий является системой перечней, сформулированных уполномоченными лицами, содержит более детализированную информацию, составляющую государственную тайну. Последние два вида перечней отнесены к режиму государственной тайны и не подлежат публикации.

Очевидно, что отнесение конкретных сведений к закрытой для общего доступа информации необходимо для защиты безопасности государства и общества. Тем не менее, нельзя не отметить, что на законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определённых сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны . Далее, отсутствие доступа к аппарату оценки секретности сведений приводит к затруднениям в проверке правомерности отказа в предоставлении информации о деятельности органа власти, а также обжалования подобного отказа. Более того, нередки случаи, когда лица, не имеющие непосредственного отношения к защите государственной тайны и получающие доступ к определенного рода информации, не могут точно знать, попадает ли такая информация в перечень, определяющий ее как секретную .

«На законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определенных сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны»

Служебная тайна

Следующим фактором правомерного ограничения доступа является служебная тайна. Определяя правовой режим информации, ограниченной служебной тайной, российское законодательство использует понятие «служебная информация ограниченного распространения». Категории сведений, попадающих под данное понятие, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233: это «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью». Очевидно, что компетенция лиц, уполномоченных руководителем федерального органа относить сведения к данной категории, весьма широка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие служебной необходимости не регламентируется законодательством, и, следовательно, может толковаться вольно, что создает риск ограничения информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе фиктивной причины такого ограничения. Далее, установление режима ограниченного доступа к информации осуществляется должностными лицами путем издания подзаконного акта, что в свою очередь прямо противоречит ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предусматривающей введение такого режима только на основании федерального закона .

Анализируя регламентацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, необходимо обратить внимание на правовой режим доступа к такому не менее важному виду официальной информации, включённому в область деятельности органов, как нормативно-правовые акты, закрепляющие права, свободы и обязанности граждан, а также определяющие статус организаций и органов власти. Подобные акты должны находится в открытом доступе в соответствии с ч. 3. ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей за уполномоченными органами обязанность их публикации . В контексте развития идеи электронного государства возможность ознакомления с данной категорией актов должна быть бесплатно предоставлена на Интернет-ресурсах. То же касается нормативных документов, затрагивающих вопросы обработки персональных данных. К примеру, ст. 4 ФЗ «О персональных данных» определяет, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, касающимся персональных данных .

Тем не менее, в практике правоприменения имеют место случаи, когда те или иные властные органы определяют права и обязанности граждан, основываясь на нормативных актах, доступ к которым ограничен служебными целями. Примечательным является случай, когда ФСТЭК России 4 мая 2012 г. опубликовал сообщение №240/24/1701, согласно которому средства защиты персональных данных должны быть сертифицированы со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №330 . Данное постановление не находилось в открытом доступе. Очевидно, что установление прав и обязанностей со ссылкой на не опубликованный в общем доступе нормативно-правовой акт является нарушением конституционного права граждан, закрепленного в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Выводы и предложения

Таким образом, законодательство о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов все еще находится на стадии развития. Во избежание коллизий при практической реализации норм информационного права, в законодательстве должны быть четко прописаны дефиниции используемых понятий, что пресекло бы возможность их свободной трактовки. Необходимо разработать единую систему оценки секретности информации и уровня потенциального вреда, который может быть нанесен государству в случае разглашения информации.

Источник фотографии: travel.rambler.ru

Богдановская И.Ю. Конституционное государство в условиях информационного общества. Право в цифровую эпоху.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа

к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». // СЗ РФ. № 7. 2003. Ст. 658.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...