В российской федерации все формы собственности. Основные формы собственности в рф и их особенности


Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­сии признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности. Анало­гичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна­ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возмож­ность и другого членения названных форм собственности. Из со­держания ст. 212 -215 ГК РФ может быть сделан вывод, что част­ная собственность по российскому законодательству подразделя­ется на собственность граждан и юридических лиц, а государствен­ная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российс­кой Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственнос­ти, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпы­вающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Право собственности граждан

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для от­дельных видов имущества, которые не могут быть собственно­стью граждан, например тяжелое вооружение или участки конти­нентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индиви­дуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имуще­ство принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность - это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имуще­ства. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.

Право собственности юридических лиц

Субъектами права собственности юридических лиц признают­ся коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).

В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учре­дителями. Юридическое лицо является единственным собствен­ником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противореча­щие закону.

Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридически­ми лицами, т. е. государством.

Государственная собственность - это имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации или ее субъек­там. Объектами права государственной собственности являются:

Ресурсы континентального шельфа и морской экономиче­ской зоны Российской Федерации;

Культурные и исторические ценности общегосударственного значения;

Средства государственного бюджета;

Государственные банки;

Золотой запас;

Алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства отно­сятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - пред­приятия военно-промышленного комплекса, атомной энергети­ки и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя спо­собами:

1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т.е. част­ных коммерческих организациях;

3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с уча­стием государственного капитала являются частными коммерче­скими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и госу­дарство как акционер участвует в управлении обществом и полу­чает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного обще­ства как самостоятельного юридического лица.

Муниципальная собственность

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятель­ная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

Средства местного бюджета;

Муниципальные земли;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальный жилищный фонд;

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности;

Другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну - сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (доле­вую) собственность как с другими сообществами, так и с госу­дарством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные обра­зования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом - продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

3) предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.

Вопросы и задания

1. Перечислите и раскройте признаки субъектов предприниматель­ской деятельности.

2. Что понимается под собственностью в экономическом смысле? Какие элементы включает в себя система экономических отношений собствен­ности?

3. Дайте определение понятия «право собственности». Перечислите правомочия собственника и раскройте их содержание.

4. Какие типы собственности вам известны?

5. Изобразите в виде схемы формы собственности, закрепленные в российском законодательстве.

6. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан.

7. Охарактеризуйте содержание права собственности юридических лиц.

8. Охарактеризуйте содержание права собственности государства.

9. Охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований.

10. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности — конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности .

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях "любое имущество", "использование имущества для любой деятельности" и, наконец, "свободное распоряжение". Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.


Россия является Федерацией , и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например Транснефти, Газпрома, "Российские железные дороги", "Аэрофлот".

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Равенство различных форм собственности . Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).

В ГК содержится ряд конкретных норм , основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Кроме того , отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.


В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).
Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.
Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).
Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.
Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.
В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам (кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.
Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой (с определением доли каждого) и совместной (без определения доли каждого собственника).
Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества (ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского (фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.
Литература.
  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Гражданское право. Учебник 2ое издание. Е.А. Суханов.
  3. М.Н. Марченко. Правоведение Учебник Издание «Проспект» 2004г.
  4. Правоведение Е.В. Магницкая Издание «Питер» Москва 2004г.
Контрольные вопросы
  1. Какие отношения входят в предмет гражданского права.
  2. Чем характеризуется метод гражданского права.
  3. Принципы гражданского права.
  4. Источники гражданского права
  5. Субъекты и объекты гражданского права.

Введение


Целью работы является всесторонний анализ собственности в Российской Федерации, также её форм и видов.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы понятия «собственность»; общие положения о собственности в России;отношения собственности и рынка; проблемы реформирования отношений собственности в России.

Актуальность темы реферата во многом обусловлена тем обстоятельством, что право собственности принадлежит к числу понятий, которые в настоящее время в России в связи с трансформацией экономических отношений в рыночные подвергаются переосмыслению. Во многом это было связано с теми потрясениями, которые наша страна пережила в ХХ веке. Социальные катаклизмы, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

Собственность - основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности ¾ в Вавилоне, Китае и других странах.

С зарождением капитализма возникает критика частной собственности. Так, социалист-утопист Т. Мор в своей книге Утопия писал: Там, где господствует частная собственность, все богатства попадают в руки немногих.

Проблемы частной собственности рассмотрены и в трудах А. Смита. Так, в книге Исследование о природе и причинах богатства народов" он выступает как противник большого землевладения. Он писал: Где есть большая собственность, ¾ там есть и большое неравенство. На одного богатого человека приходится как минимум пятьсот бедных, и богатство немногих предусматривает бедность многих.

Приведенные выше точки зрения не потеряли своей актуальности и в наше время. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности имеют большое значение; это будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тот экономический кризис, в котором находится Россия.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю из ролей в стабилизации экономического положения в стране.

Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:

структура собственности и ее особенности;

мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);

национальные особенности экономики России.


I. Понятие собственность


1. Общие положения о собственности в России


Собственность способна формировать и разрушать общество. В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.

В нашей стране в течении ХХ столетия дважды происходила ломка отношений собственности. Первая, связанная с событиями 1917 года, завершилась катастрофой, последствия которой будут предметом исследований еще не одного поколения. Вторая происходит в наши дни, целью которой является вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать широкий слой частных собственников, социальной опоры нынешнего режима.

Что же такое собственность? Самый простой ответ содержится в толковом словаре1 русского языка: «Собственность - имущество, принадлежащее кому-нибудь » это в одном значении, а во втором «Собственность - принадлежность кого -, чего-нибудь кому -, чему-нибудь с правом распоряжения»

Юридическая энциклопедия дает определение собственности как системы « исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом, собственность - это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность».

В соответствии с общими положениями о праве собственности в учебном пособии «Гражданское право» собственность определяется как «... отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника

Определение собственности как категории присвоения идет еще из учения К. Маркса, и ученые-правоведы считают, что такой подход к определению вполне возможен, но он нуждается в конкретизации понятия «присвоение» и поэтому для раскрытия содержания собственности использован быть не может, тем более что новый Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 209 определил содержание права собственности такими категориями как владение, пользование и распоряжение своим имуществом.

Эти категории правомочий закреплены и в Законе «О приватизации жилищного фонда»: ст. 3 « Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению…»

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается не только в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, но и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющемся собственником.

Определение каждого из этих правомочий необходимо для раскрытия полного содержания права собственности:

Владение в переводе с английского языка означает «фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействие на вещь»

Пользование - одно из основных правомочий собственника, заключающегося в праве потребления вещи в зависимости от ее назначения (эксплуатация квартиры) - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе личного потребления.

Распоряжение - юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении вещи.

Новое гражданское законодательство ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий, не определяя ни одного из них. Это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства.

Специфический признак, присущий этим правомочиям состоит в том, что собственник осуществляет их по своему усмотрению. Применительно к праву собственности это означает, что власть собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от всех других лиц в отношении объекта собственности.

Система бессрочного найма жилья в сочетании с институтом прописки, практически обеспечивали жителям квартир правомочия владения. Прописав сына, дочь и т.п., можно было передать квартиру по наследству - а это и есть признак владения собственностью. Произведя обмен квартирами, люди доплачивали за приобретенные улучшения, т.е. по сути, совершалась купля-продажа права на заселение. Квартира передавалась посредством заключения фиктивных браков и т.д. Таким образом, приватизация жилья - это не что иное, как юридическое оформление и закрепление тех отношений, которые существовали и ранее на нелегальной основе и всячески подавлялись государством.

Как правовой институт, в свете теории гражданского права право собственности определяется как « система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью (имуществом) по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства».

Процветание стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура - человек, частный собственник, бесспорно, доказало, что причины упадка заключены в пороках социалистической экономики с ее искажением форм и видов собственности.

Собственность , согласно Гражданскому законодательству РФ, - это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи .

За собственностью кроются отношения, интересы по поводу владения, распоряжения средствами производства, а затем ¾ и результатами труда. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.

Собственность как подсистема производительных отношений находится в тесном взаимодействии с производительными силами, с разделением и кооперацией труда, степенью его обобществления.

В каждой общественно-экономической формации собственность приобретает специфическую форму. Собственность предопределяет характер отношений, которые складываются между участниками производства в процессе их трудовой деятельности.

Именно собственность характеризует способ соединения факторов производства и рабочей силы, и затем присвоения результатов труда. Поэтому изучение собственности как сущностной основы любой системы хозяйствования является ключевым для понимания проблем экономики и хозяйственной практики.

Собственность всегда порождает целую гамму экономических интересов, которые имеют объективный и многоплановый характер. Интерес личности человека как участника производства ¾ самый сильный двигатель экономического, научно-технического и социального прогресса, при этом многое зависит от конкретных форм собственности и от конкретных методов ее реализации.

Становление рыночной экономики требует научного обоснования разделения общественной собственности на частный и государственный сектор и дальнейшее разделение последнего по уровням управления народным хозяйством. В частный (рыночный) сектор следует трансформировать производство всех видов и услуг, которые эффективно и в достаточном объеме могут осуществляться субъектами рыночных отношений.

Государственной инфраструктурный сектор общественной собственности объективно существует потому, что есть определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не производит и не имеет намерения производить, поскольку они коммерчески невыгодны, хотя и имеют высокие потребительские стоимости и эти потребительские стоимости общественно необходимы.

Содержание, формы, виды права собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает собственник.

Согласно п. 2 ст. 6 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, но эта статья подвергает названные формы дальнейшему членению в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество.

По теории гражданского права классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям.

Например, общая собственность характеризуется тем, что принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам и подразделяется на два вида: долевую и совместную. Совместная собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную собственность супругов, совместную собственность членов семьи, приватизировавших жилое помещение (хотя в гражданском кодексе это не заложено) и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Возникнуть право собственности может лишь при наличии определенного юридического факта.


2. Субъекты и объекты права собственности


Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом (ст.35 Конституции).

Государственная и муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъект Российской Федерации (государственная собственность субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (муниципальная собственность).

В ситуации, когда указанные субъекты вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в них юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.2 ст.124 ГК). Например, именно эти нормы должны применяться в случае возникновения гражданско-правового спора между Российской Федерацией и ее субъектом о принадлежности того или иного здания, предприятия, сооружения и т.п.

Разграничение объектов частной и государственной или муниципальной собственности.

На практике при разграничении объектов частной, государственной или муниципальной собственности помимо основной критерий - субъекта права собственности необходимо руководствоваться следующими дополнительными критериями:

а) земля и другие природные ресурсы, в отношении которых отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, предполагаются объектами государственной собственности (п.2 ст.214 ГК);

б) имущество, принадлежащее на праве собственности любому юридическому лицу, за исключением унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения, признается объектом частной собственности. Имущество, принадлежащее хо-зяйственному обществу (товариществу) даже со 100-процентным государственным или муниципальным участием, также является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого предприятия;

в) предприятия, в учредительных документах которых не была предусмотрена ни одна из организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", единственными учредителями которых выступали органы государственного управления, территориальные межотраслевые объединения, государственные муниципальные предприятия и их объединения, являются государственными или муниципальными предприятиями и, значит, объектами государственной или муниципальной собственности (см. разъяснение ГКИ России от 12 мая 1992 г. № ДВ-2/2543):

г) имущество, собственником которого являлось государство, но которое на 25 августа 1991 г. фактически находилось во владении, пользовании или распоряжении КПСС и КП РСФСР, относится к объектам государственной собственности (Указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г.);

д) имущество, собственником которого на 25 августа 1991 1. были КПСС и КП РСФСР либо собственник которого не определен, является объектом частной собственности;

е) имущество, переданное по Указу Президента Российской Федерации от 30 января 1992г. № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", относится к объектам государственной собственности с дополнительными полномочиями у Академии по распоряжению этим имуществом (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210).

Права всех собственников равны (ст.8 Конституции). Но в силу публичного характера государственной и муниципальной собственности, т.е. в интересах большинства людей, законом могут устанавливаться определенные ограничения права частной собственности по отношению к публичной:

а) могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности. Впредь до принятия соответствующего закона, действует перечень такого имущества, содержащийся в приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и в п.2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284. Перечисленные в них объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением, ничтожны (ст.169 ГК);

б) могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также особенности владения, пользования и распоряжения им. Например, только субъект государственной или муниципальной собственности вправе приобрести имущество (деньги) в виде налогов или иных обязательных платежей, только в государственную собственность может быть обращено имущество в порядке национализации (ст.235 ГК). Согласно Закону Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "Об оружии", боевое оружие может производиться только государственными предприятиями.


. Формы и виды собственности в Российской Федерации


По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой - принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности.

Взаимосвязь между типами и формами собственности


Типы и формы собственности

Типы собственностиФормы собственностиПервобытнообщинная Рабовладельческая (азиатская, античная) Феодальная Капиталистическая СоциалистическаяЧастная индивидуальная Коллективная Государственная

Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности называется формационной, хотя и не совпадает с ней полностью. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности.

Выделяются два типа собственности: частная и общая.

Частная собственность предполагает, что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.).

Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д., т.е. предметы индивидуального пользования. Частная собственность бывает двух видов: трудовая частная собственность и нетрудовая частная собственность.

Трудовая частная собственность - это личная собственность. Ее субъектами являются крестьяне, ремесленники, фермеры, работники различных сфер и отраслей, предприниматели - мелкие производители. Они одновременно являются и собственниками, и работниками. Все они присваивают результаты своего труда, за счет которого они приумножают свою собственность и живут. Однако нигде трудовая частная собственность не является ни господствующим, ни преобладающим видом собственности.

Нетрудовая частная собственность , напротив, предполагает разъединение труда и собственности. Факторы производства принадлежат немногим лицам, в связи, с чем возникает имущественное неравенство. Общество раскалывается на противоположные классы и социальные группы, одни из которых монопольно владеют и распоряжаются факторами и результатами производства, а другие - их лишены. Неимущие вынуждены работать на собственника и находятся в полной экономической зависимости от последнего. Примером этого вида частной собственности являются азиатская, античная, феодальная и капиталистическая общественно-экономические системы.

Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учетом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, собственность жены (приданое) вливается в общую собственность.

Отдельные объекты общей собственности могут находиться в совместном пользовании (дом, квартира и т. д.), а другие - в индивидуальном (личные вещи).

Типам собственности соответствуют различные формы собственности.

Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:

1.Национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);

2.Строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

.Покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.

Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности.


Классификация форм собственности

а) по форме присвоенияИндивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.б) по форме права собственностиЧастная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная.Совместная Совместных предприятий и организаций

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность - это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность - это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов.


Основная схема классификатора форм собственности в России

Классификационный кодНаименование1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3.Российская собственность Государственная собственность Федеральная собственность Собственность субъектов Федерации Муниципальная собственность Собственность общественных объединений (организаций) Частная собственность Смешанная российская собственность (без иностранного участия) Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием Иностранная собственность Собственность международных организаций Собственность иностранных государств Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства Смешанная иностранная собственность (без российского участия) Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием


II. Проблемы реформирования отношений собственности в России


В программах постсоциалистического реформирования преобразование собственности рассматривалось как основное условие создания эффективной хозяйственной системы. Предполагалось, что приватизация решит все основные проблемы перехода к рыночной экономике: сформирует класс эффективных собственников и конкурентную среду, поможет привлечь иностранные инвестиции и стабилизировать финансовую систему, уменьшит социальные издержки реформирования и даст средства для развития социальной инфраструктуры. В результате всех этих процессов в стране начнется устойчивый экономический рост и произойдет повышение уровня благосостояния общества.

Но ожидания реформаторов не оправдались, - частная собственность, будучи необходимой частью процесса повышения экономической эффективности, не стала его достаточным условием. Те реформируемые страны, что смогли быстро отказаться от иллюзии решения социально-экономических проблем посредством простой замены одной юридической формы собственности на другую и жестко соотнесли процессы приватизации с накоплением предпринимательского капитала и с производственной целесообразностью, значительно опередили по темпам экономического роста и доходам на душу населения бывших соседей по социалистическому лагерю. К примеру, сегодняшние восточноевропейские лидеры - Польша и Венгрия, имеющие ежегодный прирост ВВП порядка 3-4,5 % (Россия за последние два года вышла на уровень 6-7% только за счет рост цен на нефть и удержание этих позиций в будущем весьма сомнительно) и ВВП на душу населения 4 290 и 5 180 долларов США соответственно (для России эта цифра на 2010 г. составляет 1 410 долл.) - отдавали приоритет денежной форме приватизации, практиковали предпродажную подготовку государственных предприятий, оценивали стоимость предприятий по рыночным методикам, отказались (в Венгрии) или отодвинули на более поздний срок (в Польше) бесплатную массовую приватизацию.

Нелинейность связи преобразований собственности и экономического развития еще более явно видна на примере Китая, где ядро реформ составляет не приватизация, а рациональная и гибкая промышленная политика государства, ориентированная на повышение эффективности хозяйственных отношений.

Современное состояние в реализации содержания собственности в России - есть следствие трех процессов: социалистического периода ее существования, учитывать который нужно будет по крайней мере до тех пор, пока не сменятся поколения, которые жили в этом обществе и помнят о нем; реформаторского преобразования собственности, узловым моментом которого является процесс приватизации; и постприватизационного периода, когда экономика начала вырабатывать внутренние механизмы воспроизводства и функционирования новых форм собственности.

Преобразование отношений собственности - процесс непрерывный, он протекает на макро- и микроуровне, в вертикальном разрезе и в горизонтальном, стихийно и в рамках экономической политики государства.

Преобразование отношений собственности по вертикали представляет по сути процесс разгосударствления - уменьшение роли государства в экономике на микро- и макроуровне. Стихийно этот процесс протекает в условиях экономического подъема. Сознательно на это идут, стремясь решить какие-либо макроэкономические проблемы (например, снижение нагрузки на госбюджет, борьбы с инфляцией или масштабного преобразования экономической системы).

В рамках разгосударствления осуществляется передача прав собственности из центра на нижестоящие уровни управления - на уровень субъектов федерации, муниципальный или на уровень отдельного предприятия. При этом следует иметь в виду, что, формально оставаясь собственником, государство может фактически утратить контроль, если будет не в состоянии отслеживать, регулировать и контролировать адекватное использование своей собственности. В этом случае процесс примет стихийный характер до полной потери управляемости экономикой и собственностью, до стихийного передела собственности, стихийной приватизации методами неэкономического характера. Именно этот процесс наблюдался в России в конце 80-х годов. В период реформ этот процесс принял вид передачи в региональную и муниципальную собственность неприбыльных и социально-значимых производств. Формально в рамках разгосударствления можно рассматривать и преобразование государственных предприятий в акционерные общества с сохранением контрольного пакета (или золотой акции) за государством. Но при этом возникает прежняя проблема - разделение собственности и управления в условиях слабости или коррумпированности государства делает реальным собственником управленца, и в этом случае происходит скрытая приватизация, размывание государственной собственности.

В разработанной концепции развития законодательства о недвижимости много компромиссов. Если некоторые вопросы на сегодняшний день решить невозможно, то в отношении системы ограниченных вещных прав еще не все потеряно. Опыт почти всех стран, географически относящихся к Восточной Европе, начиная с Прибалтики и заканчивая Балканами, доказывает, что названные институты существуют и работают. Появились неплохие институты, например вещные обременения, когда существует обязанность собственника земельного участка осуществлять периодические выплаты в пользу уполномоченного лица или выдавать ему что-то - часть урожая, воду, электричество и т. п.

Многие ученые-правоведы, например Е.А. Суханов считают, что вместо публичного сервитута следовало бы ввести известный со времен римского права отрицательный сервитут, например, запрет возводить строения на соседнем земельном участке. К сожалению, сейчас в некоторых отечественных научных работах начинают возрождаться идеи расщепленной собственности. Речь, в частности, идет о ситуации продажи недвижимости по договору, когда у приобретателя такой недвижимости до регистрации сделки появляется какое-то право на переданное ему имущество, еще не являющееся правом собственности. Но право собственности на такой объект не "расщепляется" между отчуждателем и приобретателем. Этот вопрос решен в Германии с помощью категории "ожидаемое право", которое считается особым ограниченным вещным правом. Интересных идей здесь много. Россия не должна стоять особняком. Надо возрождать институты вещного права, активно работающие в современном имущественном обороте.

Таким образом, в данной главе курсовой работы рассмотрены лишь некоторые из многочисленных проблем права собственности в России, которые во многом были порождены установками командно-административной системы.


1. Проявление и функции собственности


Собственность, в экономическом смысле этого слова, выражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: заработной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.

Собственность - отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъект собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности в конечном счете - заведомо одушевленные лица. Попытки заменить их некоторыми категориями типа «государство» без указания, какие органы и лица представляют «государство», приводят по сути к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией. Олицетворять, реализовать практически право собственности могут только люди.

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

В понятие «отношения собственности» включаются, с одной стороны, отношения собственника «к своей вещи», то есть имущественные, субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Эти первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. Данная группа отношений носит социально-экономический характер и обуславливает прежде всего формы распределения имущества, продукции, товаров, доходов, других ценностей между собственниками.

Функции собственности

Юридическое право собственности определяется в традиционных для Римского права терминах: владение, пользование, распоряжение. Систему обязательных, общих для всех правил поведения, регулирующих отношения в обществе по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, устанавливает и законодательно оформляет государство. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Владение - это основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность иметь то или иное конкретное имущество у себя в хозяйстве.

Пользование - основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность использования данного конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества. Перечисленные правомочия владения и пользования тесно взаимосвязаны в содержании права собственности, так как пользование имуществом возможно лишь при условии фактического обладания им.

Распоряжение - это основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в четырех формах: 1) путем изменения принадлежности имущества; 2) путем изменения состояния имущества; 3) путем изменения назначения имущества; 4) путем передачи имущества в доверительное управление другому лицу. Согласно известному выражению, распоряжение составляет «венец» права собственности.

Сама по себе данная триада недостаточна для характеристики содержания права собственности: сущность и юридические особенности права собственности заключаются не в перечне, а в самом характере указанных правомочий. Право собственности из всех видов вещных прав носит всеобъемлющий характер, позволяющий максимально полно реализовать заключающуюся в нем степень хозяйственного господства лица над вещью. Юридические нормы отношений собственности подходят к объекту лишь как к имуществу, фиксируя его статус у юридических и физических лиц, определяя основы законодательной принадлежности имущества и гарантируя его суверенность. Право законодательно регулирует движение имущества, его оборот, а также - смену или перераспределение прав на имущество.

Право не отражает динамики богатства и механизма его возрастания. Последнее является функцией экономической науки. Право не дает ответов на вопросы о том, как, за счет чего прирастает богатство, на основе каких принципов распределяются созданные в обществе материальные блага и услуги, почему существует такая огромная разница в доходах и накопленном богатстве между различными социальными слоями общества. Ответы на эти и другие подобные вопросы призвана дать экономическая наука.

В экономической науке дискуссионным остается вопрос о соотношении экономических и юридических аспектов отношений собственности. Большинство экспертов сходятся на мнении, согласно которому и правовые, и экономические отношения собственности обладают некоторой степенью самостоятельного движения, находясь одновременно в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.


. Собственность и рынок. Приватизация


Так как трансформация отношений собственности в России происходит в период перехода к рыночным отношениям, то немаловажно рассмотреть взаимодействие таких двух категорий как рынок и собственность.

Отношения собственности и рынка

В основе рынка лежат отношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров, денег, факторов производства.

Проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для принятия эффективных хозяйственных решений рыночными агентами - вот что представляет интерес в первую очередь.

Исторически сложилось так, что нормативная регламентация редко бывает нейтральной по отношению к разным формам имущественных прав. Часты случаи введения специальных льготных налоговых или кредитных режимов для фермеров, мелких предпринимателей, кооперативов, групп взаимопомощи и др. Облегчаются или ужесточаются в зависимости от обстоятельств правила образования и функционирования компаний, принадлежащих иностранцам или смешанному капиталу. И хотя в послевоенный период прослеживается общая тенденция к универсализации административных и иных подходов к разным юридическим формам собственности, дифференциация, тем не менее, сохраняется, и при необходимости правительство и администрация, не колеблясь, прибегают к введению особых режимов для той или иной группы собственников.

В неравенстве государственно-административного отношения к отдельным формам собственности и заложена основная причина различий в хозяйственной эффективности имущественных прав как таковых. Единственным преимуществом, пожалуй, обладают групповые и коллективные формы собственности. Они дают возможность более масштабной и быстрой мобилизации денежных капиталов и потому лучше приспособлены к решению задач научно-технического прогресса и массового производства. Понятно, однако, что это качество связано не с частной природой прав собственности, а с развитием кооперации собственников.

В принципе ничто не мешает законодательным и исполнительным властям создать равные условия принятия хозяйственных решений для руководителей производственных ячеек различного собственнического статуса, например, для менеджеров частных акционерных компаний и руководителей государственных предприятий. Как арбитр последней инстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только невидимой руке рыночной конкуренции, но и постоянно осязаемой властной руке государства в лице парламента, производства и администрации. В экономике ограниченных редких благ именно правовые нормы создают институциональную решетку, которая определяет качество конкурентной борьбы как главной движущей силы режима рыночного регулирования.

Развитое рыночное хозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право как одна из частей общего правопорядка играет предназначенную ему роль, не более. Чтобы понять особенности хозяйственного поведения субъектов, необходимо учитывать весь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом.

Сформулированный таким образом тезис означает, что не существует принципиального запрета на рынок без частной собственности и даже на рынок с преобладанием - вплоть до абсолютного - государственной собственности. Исторически именно политическая власть признана имущественными правами частным лицам (персоналу и менеджеру государственного предприятия), предоставляя рынку возможность заставить этих лиц выбрать оптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционеры частной корпорации, назначая ее руководителей. Больше того, заметная часть современных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля, которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитые вторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями - вполне достаточный инструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективному хозяйственному поведению.

Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

собственность право владение частный


Заключение


Конечно, в объеме этой работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как «Формы и виды права собственности», однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены.

Чтобы жить, каждый человек должен хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные потребности - в пище, одежде, жилище, получении образования, которое давало бы ему возможность приспособиться к нынешним условиям производства и обмена, медицинской помощи, овладении достижениями культуры и т.д.

Основные из этих потребностей члены общества удовлетворяют за счет той доли общественного продукта, которая поступает в их собственность и которой они владеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению и в своих интересах, устраняя всех других лиц от вмешательства в закрепленную за ними как за собственниками сферу хозяйственного господства над принадлежащим им имуществом.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (ст.2) регулирует основания возникновения и порядок осуществления права собственности. Подробно и обстоятельно вопросы собственности регулируются разделом II "Право собственности и другие вещные права", состоящего из ст.209 - 306.

Одним из принципиально новых положений содержащихся в нашей Конституции, принятой в 1993 г., является институт частной собственности, признание ее и защита равным образом со всеми остальными формами собственности. Также Конституция гарантирует создание и поддержание единого экономического пространства, свободу экономической деятельности, что является необходимым условием построения экономических отношений нового типа.

В настоящее время многое сделано для закрепления и усовершенствования законодательных основ в области применения права собственности.

Так, в ныне действующей Конституции РФ не закреплены ни право на труд, ни принцип распределения по труду, что отражает реалии, в условиях которых функционирует наше общество.

В то же время провозглашается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Но многое еще предстоит дорабатывать в плане развития прав собственника, что надеюсь, с успехом будет реализовано в ходе становления всей законодательной базы нашей страны.


Список используемой литературы


1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 02.12.2004) // СЗ РФ от 03.12.2001, № 49, ст. 4552, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4855.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 16, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 11.

Приказ Минюста РФ от 6 августа 2001 г. N 233 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения".

Емелькина И.А. Вещные права на жилые и нежилые помещения: приобретение и защита. - М.: Юристъ, 2003.

Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Рук. авт. коллектива М.И. Брагинский. - М.: Фонд "Правовая культура", 1995.

Сидоренко А.Д., Чефранова Е.А. Особенности правового режима на общее имущество в многоквартирном доме // Нотариус. - 2005. - № 1.

Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - М.: Дело, 2002.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995.

Гражданское право. Учебник. / Под. ред. С. П. Гришаева. - М., 2000.

Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.

Гражданское право: Учебник. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, в 2-х ч. Ч.I. - М.: ПРСПЕКТ, 1998.

Гражданское право России. Ч. I.: Учебник. / Под ред. З. И. Цыбуленко. - М.: Юристъ,1998.

Гражданское право России. Курс лекций. Ч. I. / Под. ред. О. Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 1996.

Калиин А.Г., Масляев А.И., Гражданское право, часть 1, Учебник. -М., 1997.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997.

Мейер Д.И. Русское гражданское право. - М., изд-во МГУ, 1997.

Новицкий И.Б. Римское право. -М.: ТЕИС, 1996.

Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996.

21.«Курс экономики» под ред. Райзберга Б.А.-1997г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...