В японии строят гигантские волнорезы для защиты от будущих цунами. Презентация на тему "цунами" Сообщение на тему защита населения от цунами


| Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс

Урок 19
Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами




Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них

В случае заблаговременной информации о возможности возникновения или приближения цунами могут быть приняты меры по предупреждению потерь среди населения и уменьшению ущерба от них.

Прогнозированием цунами занимаются Международная служба предупреждения о цунами в городе Гонолулу (Гавайские о-ва) и национальные службы стран, имеющих цунамиопасные побережья. В России служба предупреждения о цунами создана в 1958 г. Она входит в международную службу.

Система оперативного прогноза цунами и заблаговременного предупреждения о нем основывается на анализе результатов сейсмических наблюдений очагов землетрясений под дном океана. Пауза между землетрясением и порожденным им цунами для Дальневосточного побережья колеблется в пределах от нескольких минут до суток. Этот запас времени позволяет спрогнозировать возникновение и момент прихода цунами, а также оповестить о его опасности жителей прибрежных районов.

Предупреждением о возможном цунами может служить сильное землетрясение. Однако не каждое сильное землетрясение вызывает цунами.

Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод от берега, что свидетельствует о возникновении впадины волны перед приходом ее гребня. Этот отлив, когда обнажается дно и стихает шум прибоя, длится от 5 до 35 минут, после чего на берег чрезвычайно быстро накатывается разрушительная волна.

Изредка перед приходом главной волны происходит не просто отступление вод от берега на короткое время, а сильный отлив. Морское дно обнажается на расстоянии сотен метров, а иногда и нескольких километров. Чем дальше отступает океан от берегов после землетрясения, тем большей силы достигнут набегающие на сушу цунами.

Об угрозе цунами может свидетельствовать также поведение животных. Как показывает многолетний опыт, предчувствуя возникновение такой угрозы, кошки, собаки, крысы и другие находящиеся на свободе животные, не обращая друг на друга внимания, торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населенные пункты.

Интенсивность воздействия цунами может быть снижена лесными массивами и пересеченным рельефом местности побережья. Хорошо защищены от цунами закрытые бухты, огражденные узкими скалистыми воротами, где во время бедствия наблюдается лишь повышение уровня воды (например, бухты Авачинская и Владивостокская).

В районах, где существует постоянная угроза цунами, заблаговременно принимают меры, способствующие некоторому уменьшению ущерба от них. К таким мерам можно отнести: создание систем наблюдения, прогнозирования и оповещения населения; размещение новых населенных пунктов и объектов на побережье с учетом угрозы цунами на том или ином берегу, запрещение, за исключением особых случаев, нового строительства в цунамиопасных зонах; планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений; заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для сосредоточения населения и обеспечения его безопасности; строительство у входа бухт волноломов, а в вершине бухт - береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений; посадку на цунамиопасных побережьях деревьев, по возможности сосновых рощ.

Правила безопасного поведения при цунами

Жители цунамиопасных районов должны быть заблаговременно информированы о потенциальной опасности стихийного бедствия для их побережья. Действия населения при угрозе цунами сводятся к выполнению каждым попавшим в зону бедствия правил и норм поведения, во многом схожих с теми, каким надо следовать при землетрясениях и наводнениях. Особенно важна при этом быстрота действий.

При личном наблюдении предвестников цунами или получении о них сведений от других людей нужно помнить, что для спасения осталось крайне мало времени: минуты, а в лучшем случае десятки минут. При этом важно не терять самообладания и не сеять панику. Необходимо быстро направиться на ближайший холм, гору или другое возвышенное место высотой не менее 30- 40 м.

Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме; более интенсивный, чем обычно, отлив; появление трещин в береговом льду зимой; необычный дрейф льдин в безветренную погоду; выбросы воды у кромки льда.

Предупредить о цунами может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор (на местной программе передач) и прослушайте информацию и инструкции.
В ней обычно сообщают расчетное время прихода цунами и конкретные населенные пункты побережья, которым угрожает опасность, порядок действий и эвакуации населения, маршруты движения и пункты сбора.
Поступайте в соответствии с переданными инструкциями.

При таких признаках ни в коем случае нельзя мешкать. Беда может наступить через 5-20 минут. Остановить цунами невозможно. Сила его колоссальна.

При получении своевременного прогноза об угрозе цунами времени для мер по спасению, как правило, больше, чем при наблюдении предвестников.

В случае, если цунами застает вас врасплох, не теряя самообладания, примите меры защиты на месте. Не выбегайте из достаточно прочного здания. Бушующая на улице волна и плавающие рядом со зданием обломки представляют большую опасность. В случае, если занимаемое помещение имеет заведомо низкую прочность и с большой вероятностью будет разрушено волной, при наличии времени перейдите в более прочное здание.

Встречая волну вне здания, постарайтесь оказаться на стволе прочного дерева, за естественной скальной преградой, прочной отдельной бетонной стеной и зацепиться за них. При наличии времени и невозможности использовать его для перемещения в более безопасное место, надо употребить его для снятия одежды и обуви.

Самостоятельно выйдя или будучи эвакуированным в безопасное место, оставайтесь там в течение 2-3 часов после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

При возвращении перед входом в здание удостоверьтесь в отсутствии угрозы его обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, что такое цунами?

2. Какие причины порождают цунами?

3. Покажите на карте наиболее подверженные цунами районы.

4. Чем опасно цунами? Расскажите об известных примерах цунами.

5. Расскажите о признаках приближающегося цунами.

6. Расскажите о правилах поведения при объявлении угрозы цунами.

7. Расскажите о службах наблюдения за цунами.

8. Расскажите, как вы будете действовать, если окажетесь во время цунами в школе.

9. Объясните, почему, уходя от цунами в безопасное место, нельзя продвигаться по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а также встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений.

Задание 11

Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов и объясните, почему они безопасны.

1. Холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 м.

2. Низины и овраги глубиной не менее 2 м.

3. Места за валунами и камнями на побережье.

4. Места, удаленные от берега на 2-3 км.

5. Расщелины скал и гор на побережье.

6. Пространство, где есть всевозможные сооружения для укрытия.

7. Помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами.

8. Проемы в капитальных внутренних стенах.

9. Дверные проемы.

10. Места у колонн и под балками каркаса здания.

11. Проемы в перегородках между помещениями.

12. Углы, образованные капитальными стенами.

13. Подвалы и погреба.

14. Помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

Задание 12

Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России. Вы находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались тревожные гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселка предлагают покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном эвакуационном пункте для эвакуации. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

1. Закроете двери и поспешите на сборный пункт.

2. Зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами.

3. Возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт.

4. Укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

5. Спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами.

6. Перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак.

7. Откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому.

8. Отключите воду, газ, электричество.

9. Воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.

Естественным сигналом предупреждения о возможности цунами является землетрясение. Перед началом цунами вода, как правило, отступает далеко от берега (до нескольких километров). Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Движение волн сопровождается громоподобными звуками, которые слышны до подхода цунами. Иногда перед волной происходит подтопление побережья водяным «ковром».

Возможно появление трещин в ледяном покрове у берегов. Признаком приближающегося стихийного бедствия может быть изменение обычного поведения животных, которые заранее чувствуют опасность и стремятся переместиться на возвышенные места.

Жители районов, подверженных воздействию цунами, должны заблаговременно принимать меры по уменьшению последствий стихийного бедствия. Для этого необходимо:

  • следить за сообщениями по прогнозу о цунами, помня об их предвестниках;
  • запомнить и разъяснить членам семьи сигналы оповещения об опасности о цунами, установленные для вашего региона;
  • заранее продумать план действий во время цунами;
  • добиться, чтобы все члены семьи, сослуживцы и знакомые знали, что нужно делать во время цунами;
  • оценить, не находится ли ваше жилище или место работы в районе возможного действия цунами;
  • помнить, что наиболее опасные места - устья рек, сужающиеся бухты, проливы; знать границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места;
  • составить перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации (имущество и медикаменты целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак);
  • в ходе повседневной деятельности дома и на работе не загромождать коридоры и выходы объемными вещами, шкафами, велосипедами, колясками; следить, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации;
  • изучить правила поведения в случае опасности возникновения цунами.

В сообщении обычно приводят расчетное время прихода цунами и конкретные населенные пункты побережья, которым угрожает опасность, порядок действий и эвакуации населения, маршруты движения и пункты сбора. Поступайте в соответствии с переданными инструкциями.

Примерный вариант сообщения об угрозе цунами

Внимание! Говорит Главное управление МЧС России по Камчатскому краю!

Прослушайте экстренное сообщение!

Граждане! Возникла непосредственная угроза волн цунами! Время прихода цунами 19 часов местного времени. Жителям села АЧАЙВАЯМ до 18 часов эвакуироваться в безопасные места на сопки

При эвакуации необходимо взять с собой теплые, лучше непромокаемые, вещи, продукты питания, документы и деньги, предупредить об эвакуации соседей, а также выключить электричество и газ. Выйдя из дома, действовать в соответствии с заранее определенным порядком или полученным по радио или телевидению инструктажем. Если эвакуация проводится пешим порядком, следует оказывать помощь больным, инвалидам, престарелым и детям, если транспортом - проявлять организованность и внимание к окружающим, уступать место в транспортном средстве неспособным двигаться самостоятельно.

В случае если цунами застает врасплох, необходимо, не теряя самообладания, принять меры самозащиты на месте. Находясь в помещении, подняться на верхние этажи, закрыть все двери на запоры и перейти в безопасное место (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными стенами, места у внутренних капитальных стен, колонн и под балками каркаса).

Главное - покинуть комнаты, имеющие окна или другие проемы со стороны, откуда движется волна, скрыться от нее за капитальной стеной. Необходимо оберегаться от падающих обломков или тяжелой мебели, находиться подальше от окон, стеклянных перегородок, а также тяжелых предметов (станков, холодильников, шкафов и т.д.), которые могут опрокинуться или сдвинуться с места. Общее правило при приходе цунами - не выбегать из здания. Бушующая на улице волна и плавающие рядом со зданием обломки представляют большую опасность. В случае, если занимаемое помещение имеет заведомо низкую прочность и с большей вероятностью будет разрушено волной, при наличии времени необходимо перейти в более прочное здание.

При личном наблюдении предвестников цунами или получении о них сведений от других людей следует помнить, что для спасения осталось время, измеряемое десятками минут. При этом важно не терять самообладания и не сеять панику.

Недопустимо спускаться к морю, чтобы посмотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волной. При виде волны с низменных мест спасаться поздно. Необходимо сразу же, предупреждая об угрозе окружающих и встречных, оказывая помощь больным, инвалидам, престарелым и детям, не заботясь об имуществе, направиться на ближайшие горы, холмы, другие возвышенные места и подняться не менее, чем на 30-40 м. Путь вверх должен пролегать по склонам возвышенностей, а не по долинам ручьев и рек, впадающих в море, так как их русла сами могут служить дорогой для водяного вала, несущегося против их течения. Если поблизости нет возвышенности, удалитесь от берега на расстояние не менее 2-3 км.

Встречая волну вне здания, лучше забраться на ствол прочного дерева, спрятаться за естественной скальной преградой или прочной отдельной бетонной стеной, зацепившись за них. Если вы находитесь вместе, где вокруг большое число сооружений или других предметов, постарайтесь ввиду опасности ударов о них перейти в другое. При наличии малого количества времени для перемещения употребите его на снятие одежды и обуви.

Оказавшись в волне, необходимо, набрав предварительно воздух, сгруппироваться и закрыть голову руками. Вынырнув на поверхность, следует сбросить намокшие одежду и обувь, приготовиться к возвратному движению волны, воспользоваться при необходимости плавающими или возвышающимися над водой предметами. Пережив одну волну, период времени до следующей необходимо использовать для выхода в безопасное место.

Население, заблаговременно самостоятельно вышедшее или эвакуированное в безопасные места, должно оставаться там в течение 2-3 ч после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

По возвращении, перед входом в здание, необходимо удостовериться в отсутствии угрозы его обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.

Действия населения при землетрясении

Примерный вариант сообщения об угрозе землетрясения

Внимание! Говорит Главное управление МЧС России по Камчатскому краю! Граждане! В связи с возможным сильным землетрясением, примите необходимые меры предосторожности. Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Окажите помощь больным и престарелым. Займите место вдали от зданий и линий электропередач. Находясь в помещении во время первого толчка, встаньте в углы образованные капитальными стенами, места возле опорных колонн или дверные проемы. Соблюдайте спокойствие и порядок. О полученной информации оповестите соседей. Будьте внимательны к сообщениям Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.

Землетрясения - это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Землетрясения всегда поражали людей и своей разрушительной силой, и последствиями, выражающимися в опускании земной коры, активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т. д.

К предвестникам возможных землетрясений следует отнести: появление запаха газа в районах, где до этого воздух был чист и ранее подобное явление не отмечалось, беспокойство птиц и домашних животных, вспышки в виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электрических проводов, голубоватое свечение внутренней поверхности стен домов, самопроизвольное загорание люминесцентных ламп незадолго до подземных толчков.

В случае оповещения об угрозе землетрясения или появления признаков его необходимо действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники.

Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток (периодически повторяющимися подземными толчками). Примерная периодичность толчков и время их возникновения, возможно, будут сообщаться по радио и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать с этими сообщениями.

Как приготовиться к землетрясению

Каждый, живущий в сейсмоопасном районе, должен сознательно и систематически планировать свои действия во время возможного землетрясения. Значительно больше шансов сохранить спокойствие и способность к разумным действиям, если вы заранее продумаете свои действия в различных условиях и месте, днем, ночь, дома, на работе, в общественных местах (магазине, театре), в транспорте, в гостях и в других местах, где вы бываете.

Проводите в своей семье детальное обсуждение возможности землетрясения, составьте и попросите домашних хорошо запомнить план сбора всей семьи после землетрясения. Пункт сбора намечайте на открытом месте недалеко от дома.

Заранее наметьте наиболее экономный и безопасный путь выхода из помещения в случае землетрясения. Помните, что оно может произойти ночью при отключенном освещении, лестничные клетки, коридоры, двери будут забиты людьми. Дверь также может заклинить.

Заранее определите наиболее безопасные места в квартире (доме): внутренние углы капитальных стен и проемы входных дверей, места под балками каркаса здания (сейсмопояса), столы, кровати.

Научите занимать безопасное место детей, а также других членов вашей семьи.

Проверьте состояние вашего жилища - потолки, кровля, дымовая труба, состояние электропроводки и газовых труб. Определите, какие требуются меры по его укреплению. Обеспечьте в квартире (доме), возможность быстрого выхода, уберите лишние, мешающие вещи из коридоров и проходов.

Прикрепите к стенам и полу громоздкую мебель и книжные шкафы, антресоли и другие тяжѐлые предметы, надѐжно закрепите люстры и другие осветительные приборы.

Помните, укреплять и ставить шкафы, полки, мебель надо так, чтобы они в случае падения не загораживали выход, не закрывали дверь.

Желательно не хранить в квартире легковоспламеняющиеся или ядовитые жидкости или храните их в надежном месте, где они не могут разлиться. Имейте наготове аптечку первой помощи и владейте приемами ее оказания. Если вы постоянно принимаете какие- либо лекарства, имейте их запас.

Всегда имейте наготове радиоприемник на батарейках, карманный фонарь и запас батареек к ним, спички.

Выясните, как отключается газ, электричество и вода в вашей квартире (доме). Если для перекрытия магистрали нужен гаечный ключ, положите или привяжите его поблизости от перекрываемого вентиля. Желательно хранить документы, особо ценные и изделия из драгоценных металлов в таком месте в сумке, чтобы при необходимости можно было быстро взять их с собой.

Создавая запас консервированных продуктов и напитков, рассчитывайте на первые 3 - 5 дней. Все это можно уложить в рюкзак или сумку и хранить на видном месте. Садовый домик или гараж также можно подготовить для временного проживания в первые дни после землетрясения. Для чего в них создается запас продовольствия, одежды, обуви, воды. Целесообразно иметь здесь спальные принадлежности, медицинскую аптечку, 84 радиоприемник на батарейках для прослушивания сообщений органов ГОЧС.

На работе

Разработайте план мероприятий на случай землетрясения. Определите обязанности каждому члену коллектива - кто и что должен делать или не мешать другим. Изучите, и твердо знайте порядок сбора и действий согласно плану и ваших обязанностей.

Помните, что при землетрясении оповещение о сборе не проводится из-за возможного повреждения средств связи и ограничения времени на это.

Разработайте инструкции формированиям гражданской защиты по проведению необходимых мероприятий при землетрясении. Поддерживайте порядок в зданиях, мастерских, цехах, не загромождайте коридоры и проход, лестничные клетки. Проверьте, чтобы наружные двери быстро и легко отпирались и открывались изнутри.

Подготовьте к быстрому открытию запасные двери, ворота, окна нижних этажей, дополнительные проходы на пропускных пунктах. Тяжелые шкафы и стеллажи надежно прикрепите к полам и стенам, не располагайте тяжелые предметы на верхних полках. Изучите и запомните расположение пожарных кранов и постов, электрорубильников, газовых и водопроводных магистральных кранов, часто проверяйте их исправность.

В лечебных учреждениях

Проводите инструктаж поступающих на лечение больных о правилах поведения и их действий при землетрясении. Укажите им места укрытий в палатах и помещениях, пути выхода.

Определите обязанности медицинскому и обслуживающему персоналу по проведению защитных и успокоительных мероприятий тяжелобольным.

Разработайте мероприятия по продолжению или остановке оперативных и других хирургических и инструментальных вмешательств.

В дошкольных и школьных учреждениях

Проведите инструктаж преподавателям и техническому персоналу об их действиях при землетрясении.

Подробно объясните детям, что им делать, если землетрясение их застанет в школе. Приведите в порядок коридоры и запасные выходы, окна первых этажей.

Родителям: надо обещать детям, что после землетрясения, вы немедленно заберете их домой.

Поддерживайте идею сейсмических тревог, занятий и тренировок, при этом тщательно оберегайте детскую психику, введя в правила поведения при землетрясении элементы игры в сочетании с воспитанием чувства ответственности. Не внушайте детям страх перед землетрясением.

Как вести себя во время землетрясения

Когда произойдет землетрясение, почва будет ощутимо колебаться относительно недолгое время - только несколько секунд, самое большее - минуту при очень сильном землетрясении. Эти колебания неприятны, могут вызвать испуг, но у вас нет другого выбора, как ждать их окончания. Поэтому очень важно сохранить спокойствие и самообладание. Если вы будете действовать спокойно и сознательно, у вас больше шансов остаться невредимым. Более того, другие люди будут брать с вас пример и только выиграют от этого.

От момента, когда вы почувствуете толчки, до того времени, как последуют самые сильные колебания и появится опасность разрушения здания, пройдет 15- 20 секунд (время разрушения). За это время вы должны выбрать разумный для вас способ поведения - либо быстро

покинуть здание, либо немедленно занять относительно безопасное место. По возможности откройте входную дверь, чтобы она не заклинила. Берегитесь падающих предметов, треснутых стѐкол, если вы не заняли безопасное место, то лучше забраться под стол или кровать.

Если вы решили покинуть здание, то делайте это быстро, но осторожно, берегитесь падавших предметов, кирпичей, обломков, оборванных проводов и других источников опасности. Рекомендуется покидать одно - или двухэтажное здание. Не пользуйтесь лифтами, они часто обрушаются во время землетрясения. Заранее продумайте, как можно покинуть здание через окна первых этажей. Не прыгайте в окна без крайней необходимости. Помните, это может привести к травме даже при полной сохранности здания.

Если вы находитесь на улице - оставайтесь там, быстро отойдите на открытое место, удалившись, по меньшей мере, на 10 - 20 метров от зданий или линий электропередачи.

Немедленно уйдите с мостов, от газо - и нефтепроводов, от предприятий и мест где находятся пожароопасные, взрывчатые и химически опасные вещества. Не бегайте и не мечитесь по улице.

При очень сильных колебаниях почвы лучше сесть на землю или держаться за ствол дерева.

Если вы находитесь в движущемся автомобиле, плавно затормозите и встаньте на открытом месте подальше от высотных зданий, мостов, эстакад. Оставайтесь в машине до окончания толчков. Будьте готовы оказать помощь при перевозке пострадавших или для доставки спасателей. Ночью может понадобиться свет ваших фар.

В общественном транспорте не создавайте паники, не бейте окна, не рвитесь к дверям. Водители транспортных средств сами их остановят, и будут держать двери открытыми. Выходить из автобусов надо быстро, не создавая толкучки и давки и остерегаясь оборванных проводов. Но пассажирам безопаснее всего оставаться на своих местах до конца колебаний почвы.

Особую осторожность проявляйте в общественных местах (магазине, кинотеатре, вокзале, ресторане, поликлинике и др.). Строго и точно выполняйте распоряжения их администраций. Не пугайтесь, если выйдет из строя электричество или зазвонят сигналы пожарной и охранной тревоги. Будьте готовы услышать звон бьющегося стекла, посуды, трескающихся стен, грохот падающих обломков и предметов и крики людей. Старайтесь не реагировать на все это. Как только стихнут толчки, немедленно покиньте здание. Попытайтесь выключить газ, электричество, воду, захватите с собой медицинскую аптечку, запас необходимых для вас медикаментов, документы, необходимые вещи и продукты, карманный фонарь, приѐмник на батарейках. Закройте дверь на ключ. Не паникуйте, времени для этого вам хватит, пока последует повторный толчок. Не забывайте оказать помощь маленьким детям, престарелым и больным родителям, родственникам. Помните, что они не в состоянии позаботиться о себе. В дошкольных и школьных учреждениях предложите детям немедленно и организованно, по обстоятельствам, покинуть здание или занять наиболее безопасные места, спрятаться под столы и парты. Примите меры к возможной эвакуации маленьких детей через входные и запасные двери, окна первых этажей. Успокойте детей. Находясь во дворе, отведите их подальше от зданий на открытые места.

В лечебных учреждениях успокойте тяжелобольных, предложите занять остальным больным безопасные места, кровати с тяжелобольными поставьте у капитальных стен подальше от больших окон и стеклянных перегородок. Выберите, по обстоятельствам, самый приемлемый способ приостановки или продолжения оперативных и других вмешательств. Не удивляйтесь, ощутив повторные толчки. После первого сотрясения обычно наступает пауза, после которой может последовать повторный толчок. Это вызвано приходом различных сейсмических волн от одного и того же землетрясения. Кроме того, может иметь место и так называемый афтершок - новый толчок, следующий за основным.

Если вас все же завалило обломками стен или землей Постарайтесь вспомнить и выполнить предлагаемые рекомендации: Спокойно оцените обстановку, не падайте духом. Помните, что люди выживали в таких ситуациях до 10 и более суток, что помощь придѐт, главное - экономьте силы.

Окажите себе первую медицинскую помощь, если она необходима: остановите кровотечение, наловите повязку. Дышите спокойно и ровно, приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлеките внимание людей, спасателей. Перемещайте влево - вправо любой металлический предмет для обнаружения вас металлолокатором.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, не курите, экономьте кислород. Да и это небезопасно из-за возможной утечки газа, розлива горючих жидкостей.

Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению поступающего снаружи воздуха. Пролезая в узкий лаз, расслабьте мышцы, прижмите локти к бокам, отталкиваясь ногами от пола, как черепаха. Если у вас имеется возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи, трубы и др.) укрепите потолок (крышу) над собой от обрушения и дожидайтесь помощи.

Если вас придавило землѐй, попытайтесь перевернуться на живот, чтобы ослабить давление на грудную клетку и брюшную полость. Придавленные руки и ноги чаще, по возможности, растирайте, восстанавливая кровообращение. При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосите его, дыша носом.

Если рядом с вами в завале люди

Установите связь с потерпевшими. При получении от людей, находящихся в завале, ответных сигналов надо стремиться установить с ними двухстороннюю связь путѐм периодического перестукивания, а если это возможно, то и обеспечить подачу им свежего воздуха, воды, медикаментов.

Для извлечения человека из-под завала, либо разбирают завал сверху или сбоку, либо пробивают проем из соседнего помещения, либо же проделывают лаз - проход в завале. В зависимости от обстановки используйте тот способ, который является менее трудоемким, обеспечивает быстрое спасение пострадавшего, его и вашу безопасность. В ряде случаев вместо разборки завала целесообразно пробить проем в стене или проделать лаз - проход. Для проделывания лаза - прохода не выбирайте участки с нагромождением глыб, они могут опрокинуться или осесть и тем самым затруднят работу. Особое внимание уделяйте укреплению лаза - прохода крепежными стойками, перекладинами, распорками. Помните, что возможны повторные подземные толчки, которые могут привести к разрушению лаза - прохода. По мере приближения к пострадавшему с пути убирают всѐ, что может помешать извлечений человека и нанести ему дополнительные травмы. Вначале удаляют крупные обломки, затем мелкие. У самого пострадавшего в первую очередь освобождают голову и верхнюю часть туловища, затем конечности. Окажите пострадавшим первую медицинскую помощь. Горящие и тлеющие предметы необходимо по возможности потушить.

Что делать после землетрясения

Когда сотрясение почвы прекратятся, вы, возможно, обнаружите существенные разрушения и пострадавших. При этом особенно важно, сохраняя спокойствие, немедленно начать помогать пострадавшим и раненым. Второе по важности дело - тушение возникших пожаров. После этого можно приступить к оценке ущерба и восстановительным работам.

Помогите раненым, окажите им первую медицинскую помощь, укройте одеялами, чтобы не допустить переохлаждения. Вызовите по возможности скорую помощь.

По возможности вместе с соседями примите посильное участие в разборке завалов и извлечения, пострадавших из-под обломков, используя сохранившийся личный автотранспорт, ломы, кирки, лопаты, домкраты и другие подручные средства. Разбирайте завалы до тех пор, пока не убедитесь, что под ними нет людей. Для обнаружения пострадавших используйте все возможные способы, определяйте место; нахождения людей по голосу и стуку и с помощью собак. Немедленно информируйте органы полиции обо всех попытках нарушения законности и правопорядка, в том числе и о людях, распускающих слухи и сеющих панику. Вместе с соседями пресекайте распространение панических слухов, все случаи грабежа, мародерства. Постарайтесь обнаружить очаги пожаров и по возможности примите меры по их тушению. Осмотрите коммуникации на предмет повреждения. Перекройте газовые вентили, если есть опасность утечки. Определяйте утечку газа по запаху, не пользуйтесь для этого спичками, зажигалками. Если есть опасность повреждения проводки, отключите электричество. Перекройте воду, если есть повреждение труб.

Перед тем, как войти в любое здание, убедитесь, не угрожает ли оно обвалом лестниц, стен, перекрытий, не подходите к явно повреждѐнным зданиям. Осторожно открывайте двери и дверцы шкафов, тяжелые предметы могут свалиться на вас. Будьте осторожны рядом с оборванными и оголенными электропроводами, не подпускайте к ним детей. Не занимайте телефон для обмена впечатлениями, им можно пользоваться для вызова помощи, сообщений о серьезных происшествиях, ранениях и преступлениях. Перегрузка телефонных линий снижает эффективность работы аварийных служб, тем более что часть этих линий может быть повреждена. Когда опасность будет позади, сообщите о себе родным и близким. Старайтесь собраться всей семьей в намеченном заранее пункте сбора.

Не используйте автомобиль, кроме случаев, когда это требуется для обеспечения безопасности или для оказания помощи.

Не спешите с осмотром местности и не всходите в районы разрушения, если только там не требуется ваша помощь, не отнимайте зря время работников спецслужб. Соберите пролитые опасные жидкости и предупредите о них других.

Старайтесь поддерживать и ободрять детей и тех, кто психологически травмирован происходящим. По возможности не пользуйтесь туалетом, пока не убедитесь, что канализационная сеть не повреждена.

Будьте предельно осторожными, проходя мимо поврежденных зданий, сооружений, мостов и других опасных мест. Не пейте воду из поврежденных (затопленных) колодцев до проверки ее пригодности санэпидслужбой. При разрушении вашего дома следуйте на сборный пункт вашего микрорайона для получения медицинской и материальной помощи.

При большом количестве погибших людей или домашних животных и опасности возникновения эпидемии, во время работы по ликвидации последствий стихии надевайте резиновые сапоги, перчатки, ватно-марлевую повязку.

Внимательно слушайте сообщения по радио - и телевизионной сети. Содействуйте правоохранительным органам, войскам, пожарным, скорой и медицинской помощи и спасателям, участвующим в проведении спасательных и восстановительных работ.

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБЖ В 7 КЛАССЕ

Тема урока: «Мероприятия по защите от цунами»

Цели:

    Познакомиться с основными мерами по защите населения от цунами.

    Научиться действовать в экстремальных ситуациях

    Ознакомиться с параметрами цунами и мерами по защите от цунами

    Сформировать психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

    Выявить творческие способности при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

    Воспитание чувства уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственности за жизнь других людей.

Ход урока

    Организация класса.

Приветствие. Настрой класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    Что такое цунами?

    Причины возникновения цунами?

    Признаки возникновения и приближения цунами?

    Основные поражающие факторы цунами?

    Последствия цунами?

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание

(по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Изучая различные ЧС, мы с вами знаем, что защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает: заблаговременные, при получении сигнала, при внезапном подходе ЧС, после прохождения ЧС:

Заблаговременные мероприятия:

    создание системы наблюдения и прогнозирования;

    запрещение нового строительства в опасных районах;

    перенос объектов в безопасные места;

    строительство волнорезов и дамб;

    заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации;

    подготовка населения;

    посадка деревьев.

Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.

А может кто то из вас знает как называется прибор который помогает определять колебания уровня моря?

    Марео́граф (от лат. mare - море и др.-греч. γράφω - пишу; другие названия - лимнигра́ф , приливоме́р , самопишущий футшто́к ) - прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.

Существуют прибрежные мареографы и мареографы открытого моря. В постоянных пунктах наблюдений используется прибрежный мареограф - поплавковый самописец уровня моря (СУМ); в прибрежной зоне морей - мареографы, принцип действия которых основан на измерении гидростатического давления столба воды. На временных пунктах наблюдений применяются автономные гидростатические мареографы, в которых датчик и регистратор смонтированы в одном контейнере. В другом типе гидростатических мареографов регистрирующая часть устанавливается на берегу, а данные об изменении давления передаются к регистратору по трубке. В таких приборах, кроме записи на ленту, производится передача данных об уровне по радио.
Мареографы открытого моря, также фиксирующие изменения гидростатического давления, могут ставиться на дно при глубине до 250 м и вести автономную запись в течение месяца.

Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна. Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.

Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами. С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.

При получении сигнала «Идёт цунами»:

    прогнозирование возможного места и времени подхода цунами;

    оповещение населения;

    срочный выход судов в открытое море;

    экстренная эвакуация населения в безопасные места (на возвышенности на 3-4 км от берега)

Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами:

    услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место;

    возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности;

    перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество;

    без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.

Правила поведения при внезапном подходе цунами:

    немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило - не выбегать из прочного здания;

    займите наиболее безопасное место в помещении - вдали от окон у капитальной стены;

    если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол

дерева или бетонную стену со стороны, противоположной приходу волны;

    приготовьтесь к возвратному движению волны.

Наиболее безопасными считаются места:

В ДОМЕ:

у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

НА УЛИЦЕ:

постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

В ВОДЕ: постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько.

Правила поведения после прохождения цунами:

    оставайтесь в безопасном месте не менее 2-3 часов после прихода первой волны;

    дождитесь сигнала отбоя тревоги

    На затопленной территории остерегайтесь:

    Обрушения зданий

    Поражения током

    Пожаров и взрывов

    Инфекционных заболеваний

Помните!

Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

    Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания: ДЕЛИМСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ.

Перед вами лежат листочки с заданиями.

    1 ВОПРОС - Назовите наиболее безопасные места во время цунами (В ДОМЕ И НА УЛИЦЕ) и обоснуйте свой ответ.

    2. ВОПРОС – Определи порядок действий при поступлении сигнала о подходе цунами: расклей карточки в таблицу по порядку.

    3. ВОПРОС - Определи порядок действий при внезапном подходе цунами: у каждого действия поставь его номер.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ДВА ЧЕЛОВЕКА (ПОСТРАДАВШИЙ И СПАСАТЕЛЬ). У НАС ЕСТЬ ПОСТРАДАВШИЕ, ЧУДОМ ВЫЖИВШИЕ ПОЛСЕ ЦУНАМИ, НО ПОЛУЧИВШИЕ СЕРЬЕЗНЫЕ РАНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

У ПОСТРАДАВШЕГО АЛАЯ ПУЛЬСИРУЮЩАЯ СТРУЯ КРОВИ БЫСТРО ЗАПОЛНЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВО РЯДОМ С ПОСТРАДАВШИМ.

ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.

    Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

    прогноз цунами;

    непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;

    оповещение населения об угрозе цунами;

    организацию эвакуации населения;

    планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;

    защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;

    заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;

    строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;

    обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.

    Выставление и комментирование оценок.

Как подготовиться к цунами

    Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.

    Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.

    Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

Что делать во время цунами

При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.

Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

Что делать после цунами

Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.

Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.


Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...