Виды и органы правотворчества. Особенности правотворчества в РФ


4.1 Компетенция Президента в сфере правотворчества

Весьма обширна компетенция Президента РФ, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве.

Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы (ст. 84, 109, 111 и 117 Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс.

Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и Правительства, а Государственная Дума приобретает полномочие корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений.

Президенту принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Так, ч. 3 ст. 115, посвящённая Правительству РФ, устанавливает право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ.

По Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция РФ выразила это право в следующей формуле: «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда» (ч. 1 ст. 85).

4.2 Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация

Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение её полномочий, так и на её законодательную деятельность.

Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий – и участником правотворческого процесса в целом.

Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ.

Одно из исключительных полномочий Президента России – право утверждать законы или отклонять их, право вето (ст. 107 Конституции). Это право присуще Президенту, как с парламентарной системой правления, так и президентской. Принятие закона Федеральным Собранием и утверждение его Президентом подчеркивает внутреннее единство государственной власти и является выражением тесного взаимодействия законодательной и исполнительной властей. Это право вето у Президента РФ – отлагательное.

Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать федеральный закон. Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к федеральным законам и не применимо к федеральным конституционным законам (ст. 108 Конституции РФ).

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов заключается и в том, что они принимаются обеими палатами Федерального Собрания: тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями – от общего числа депутатов Государственной Думы и не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение в парламент. Президент Российской Федерации независимо от того, имеются ли у него возражения по принятому парламентом федеральному конституционному закону или нет, обязан в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции подписать и обнародовать его.

Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона является одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса, позволяет ему быть активным участником законодательного процесса.

Вопрос о том, имеет ли право Президент РФ возвращать принятые палатами Федерального Собрания законы без их рассмотрения, разъясняет Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. «О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». В этом документе дается определение понятия «принятый федеральный закон» и указывается четыре нарушения, при которых Президент может вернуть федеральный закон без его рассмотрения в Государственную Думу. Это может произойти в следующих случаях:

– непрерывности законодательного процесса;

– несоблюдении сроков направления принятого федерального закона Президенту;

– если нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона;

– если установленные Конституцией требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Кроме того, ежегодное послание Президента России – особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента.

Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство, и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, пока это в нашей власти, нежели доверить столь значительное дело времени и случаю.

Пейн

Правотворчество - это «творение» правовых норм. Оно составляет часть более широкого явления - правообразования , включающего в себя ряд объективных (закономерных) и субъективных (волевых) факторов. Корни правообразования заложены в самих жизненных отношениях и реальных потребностях воздействия на них правовыми способами. Осознание этих потребностей и их всеобщего характера, формирование на этой основе воли на регулирование соответствующих отношений, согласование интересов различных слоев населения, нахождение их баланса и т.д. - все это необходимые слагаемые правообразования, в том числе правотворчества. В этой плоскости в юридической литературе принято разграничивать материальные, идеологические и собственно юридические источники права.

Правотворчество осуществляется по-разному. Оно происходит в процессе референдумов , т.е. всенародных голосований по тем или иным законопроектам, результаты которых в соответствии с Федеральным конституционным законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации " считаются обязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Его элементы содержатся в повседневной предпринимательской практике , в ходе которой вырабатываются позитивные обычаи делового и банковского оборота, признаваемые в ряде случаев нормативным источником права. Локальное правотворчество характерно и для учредителей хозяйственного товарищества или общества, вырабатывающих нормы его жизнедеятельности и т.д. В странах, входящих в традиционно-религиозное семейство правовых систем, правотворчество в известной мере выражается также в придании юридической силы религиозным нормам или общинным традициям.



Однако как специфическая деятельность по созданию правовых правил, наделяемых обязательной юридической силой, правотворчество представляет собой функцию преимущественно государственных органов и должностных лиц, уполномоченных принимать, изменять или отменять нормативно-правовые решения или, по крайней мере, такие индивидуальные решения, которым придается значение правоприменительного (судебного, административного) прецедента .

Такая специфическая государственная деятельность выражается главным образом в принятии, изменении или в отмене нормативно-правовых актов . Но все же различные правовые системы в этом отношении существенно отличаются друг от друга. Так, в системе «обычного» (англосаксонского) права правотворчество включает также правоприменительную практику , поскольку она порождает соответствующие прецеденты. В семействе религиозно-традиционного права стран Востока, Азии и Африки нормативно - правовые акты органически соединяются с мусульманским, индуистским или иудейским вероучением или общинными традициями . В романо-германской правовой общности основным юридическим источником права считаются нормативно-правовые акты , творимые уполномоченными на то органами или должностными лицами государства.

В России творят право тоже органы и должностные лица государства, действуя в рамках правотворческой компетенции, определенной в Конституции и других законах. Практика, при которой такой же деятельностью могли заниматься некоторые общественные объединения (например, профсоюзы), была в прошлом, в годы советской власти. Ныне делегирование правотворческих полномочий общественным организациям не предусматривается. Оно возможно лишь между различными ветвями власти или между отдельными звеньями государственного механизма.

Если при правообразовании при помощи прецедента, религиозных правил и общинных традиций в большей мере закрепляются уже сложившиеся отношения , то при правотворчестве путем создания нормативно-правовых актов не меньше внимания уделяется изменению русла складывающихся отношений, способствуя их утверждению в соответствии с вновь устанавливаемыми образцами. В демократическом государстве при этом, несомненно, должны учитываться естественные права и свободы личности, фактическое состояние и тенденции регулируемых отношений, оптимальные пределы, уровни и методы правового регулирования, имеющаяся юридическая практика, действующие в данной сфере обычаи, традиции, нравственные, этические и иные социальные нормы.

Истинное правотворчество всегда требует должной оперативности, глубоких знаний реальной жизни и возможностей права, уважения к общечеловеческим ценностям и морально-этическим нормам, умения пользоваться средствами, способами, приемами и формами правового регулирования, владения правотворческой техникой и т.д. Оно должно строиться на началах законности, профессионализма, гласности, компетентности и гуманизма.

В зависимости от различных факторов выделяют те или иные виды правотворчества . Можно различать:

а) правотворчество, в котором решающую роль играет мнение народа, выраженное нареферендуме ;

б) правотворчество, осуществляемое только органами и должностными лицами государства ;

в) правотворчество, осуществляемое работодателем совместно с трудовым коллективом , как, скажем, при заключении коллективного договора в соответствии со ст.8 ТК РФ;

д) правотворчество, совместное для органов государства и местного самоуправления ;

е) договорное правотворчество , выражающееся в установлении тех или иных норм в учредительных документах или в соглашениях между государствами, их центральными и региональными органами или между самими регионами.

Эта классификация весьма важна для выявления как конкретной роли тех или иных структур в формировании системы права, так и особенностей создаваемых ими правовых норм. Причем следует учесть, что из государственных структур в правотворчестве участвуют представительные (законодательные) органы, президенты, правительства, министерства и ведомства, региональные и местные органы власти, а порою даже структурные части того или органа, как, к примеру, Центральная аттестационная комиссия Минфина РФ, утвердившая нормативный акт о порядке аттестации претендентов на аудиторскую деятельность.

Определенное значение имеет выделение обычного и делегированного правотворчества . Первое из них осуществляется в пределах постоянной правотворческой компетенции того или иного органа (должностного лица) государства, второе - в рамках временно переданных ему полномочий. Истории известны даже факты делегирования законодательной властью своих полномочий на разработку и принятие законов, т.е. нормативных актов высшей юридической силы. До начала декабря 1992 года, к примеру, Президенту РФ было делегировано право принимать законодательные акты в части экономической реформы. В таких случаях происходит делегированное законотворчество, носящее временный характер.

Конституция РФ 1993 года не содержит нормы, которая предусматривает возможность делегирования Федеральным Собранием РФ законотворческой функции другим ветвям власти, в том числе Президенту.

В цивилизованном мире принято последовательно различать законотворчество и творение подзаконных нормативно-правовых актов. Законодательной деятельностью в принципе должны заниматься только органы законодательной власти , тогда как иные виды правотворчества осуществляются различными органами и должностными лицами государства . Это объясняется рядом соображений. Прежде всего, тем, что различное место в государственном механизме занимают органы и лица, принимающие те или иные нормативные акты.

Кроме того, тем, что именно законотворческому процессу всегда присуща в достаточной мере сложная и имеющая важное значение процедура , которая состоит из ряда глубоко продуманных и последовательно развивающихся операций и стадий. Хотя другие разновидности правотворчества тоже не сводятся к одному, единичному акту, тем не менее, в них присутствуют лишь отдельные элементы законотворческого процесса.

Правительство, к примеру, готовит проекты своих нормативных постановлений, обсуждает их на своих заседаниях, принимает и обнародует их, однако во всей этой деятельности четко не выделены определенные стадии, свойственные законотворчеству. Такая же картина наблюдается при подготовке и принятии подзаконных нормативных актов другими органами (должностными лицами) российского государства.

Органы и стадии законотворчества. В современной России законотворческими полномочиями наделены представительные органы государственной власти. Это представительные учреждения РФ и субъектов федерации.

Другие органы и должностные лица государства имеют правотворческую компетенцию, ограниченную разработкой и принятием подзаконных нормативных актов. Следовательно, не следует смешивать законотворческую и правотворческую компетенции так же, как нельзя отождествлять законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Монопольной компетенцией на принятие федеральных законов России ныне обладает постоянно действующий представительный орган государства - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Порядок формирования каждой из этих палат, их правотворческие компетенции и процедура законотворчества определены в ст.ст.94-108 Конституции РФ 1993 года.

Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательную деятельность по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации (ст.ст. 71-76 Конституции РФ). По остальным вопросам законотворчеством занимаются представительные органы субъектов федерации.

Основными правотворческими операциями и стадиями в процессе законотворчества являются: законодательная инициатива; официальные чтения и принятие законопроекта на заседаниях палат Федерального Собрания; подписание и обнародование закона .

Согласно ст. 104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ и законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Это право на внесение законопроекта в Государственную Думу, однако с одной существенной оговоркой о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а равно другие законопроекты, связанные с расходами за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только после наличия заключения Правительства РФ.

Подготовка законопроекта складывается из таких операций, как принятие решения о необходимости разработки того или иного законопроекта, его разработка, предварительное обсуждение и согласование . Она может проходить вне Федерального Собрания РФ. Но с момента внесения законопроекта в Государственную Думу документ официально обсуждается сначала в постоянных комитетах (комиссиях) Госдумы, затем в двух и более чтениях - на заседаниях самой Государственной Думы. Обычный распорядок рассмотрения законопроекта состоит из доклада об обсуждаемом законопроекте, прений по докладу, предложений и замечаний депутатов по законопроекту, принятия его в первом, а после определенной доработки - во втором чтениях. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы принимаются совместно обеими палатами Федерального Собрания большинством не менее двух третей от общего числа членов Государственной Думы (ст.108 Конституции РФ).

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Другие федеральные законы, принятые Государственной Думой, в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Они считаются одобренными Советом Федерации, если за них голосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо в течение четырнадцати дней они не были рассмотрены Советом Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госдумой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, денежной эмиссии, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, ратификации или денонсации международных договоров, государственной границы, войны и мира (ст.ст. 105-106 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в течение двух недель подписывает и обнародует закон, после чего последний вступает в действие в установленном порядке. Однако Президент РФ обладает правом отлагательного вето: он может в указанный выше срок отклонить закон. Тогда закон с поправками Президента возвращается в Государственную Думу и снова проходит указанные выше процедуры обсуждения и принятия. Причем, если закон вновь принимается с поправками Президента, то для этого достаточно простого большинства голосов. Когда же он повторно принимается в прежней редакции, т.е. без изменений и дополнений, то требуется для этого не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст.ст. 107 Конституции РФ).

Палаты Федерального Собрания РФ, кроме законов, могут принимать подзаконные нормативно-правовые акты (постановления) по вопросам, отнесенным к их ведению. Такие акты, как и иные подзаконные, должны соответствовать Конституции и другим законам РФ.

Законотворческий процесс в России имеет существенные особенности, когда речь идет о поправках и пересмотре ныне действующей Конституции РФ. Во-первых, здесь сужен круг лиц, наделенных правом законодательной инициативы: предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ и группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Во-вторых, осложнен и дифференцирован порядок изменения положений различных глав Конституции: поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и вступают в силу только после их одобрения не менее чем двумя третьими субъектов; положения же 1, 2 и 9 глав Конституции вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, которое может лишь поддержать тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложение об их пересмотре. В-третьих, в случае такой поддержки решается не вопрос о внесении изменений в эти главы Конституции, а судьба Конституции в целом: созывается специальное Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. В-четвертых, если будет разработан проект новой Конституции, то он сначала принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, а затем выносится на всенародное голосование, в котором должно быть участие более половины списочного состава избирателей. И только при условии, что на таком референдуме за проект новой Конституции проголосует более половины избирателей, участвовавших в голосовании, новая Конституция считается принятой (ст.ст. 134-136).

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе некого минимума основополагающих принципов , представляющих собой основные начала, которые определяют суть, характерные черты и общее направление этой деятельности. Прежде всего, речь идет о таких принципах как: демократизм, законность, гуманизм, научная обоснованность, профессионализм, целесообразность, своевременность, системность, эффективность. Конечно же, круг подобных принципов на самом деле гораздо шире и подвижнее. Он зависит от целого ряда факторов, таких как, например: характер формы правления и государственно-территориальной организации национального сообщества, господствующего на данном историческом этапе политического режима, специфики самого правотворческого органа и т.п. Однако в рамках данной работы остановимся лишь на краткой характеристике некоторых из них.

Принцип демократизма. Его существо в правотворчестве крайне значимо и многогранно. Вот лишь некоторые аспекты его проявления. Законы наделяют высшей юридической силой по отношению к иным (подзаконным) источникам права; принятие законов же во всем цивилизованном мире является исключительной прерогативой высших органов представительной ветви власти, либо есть акт референдума; процедура законотворчества детально прописана в конституционных актах и характеризуется элементами состязательности и гласности.

Принцип законности. Любой виднормотворчества должен осуществляется а) уполномоченными на то органами и лицами, б) в рамках их компетенции, в) в соответствии основными принципами права. Весь огромнейший массив нормативно-правовых актов страны образует при этом целостную и иерархичную систему. Каждый источник права имеет четко определяемые границы своего действия в пространстве, во времени, по кругу лиц и юридической силе. Противоречия в праве должны не просто выявляться, но и устраняться в предусмотренном в праве порядке компетентными органами.

Принцип гуманизма . Данный принцип определяет прежде основную направленность содержания принимаемых норм права – обеспечение и защита в широком смысле слова прав и свобод человека и гражданина, максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей личности; приоритет естественных прав и свобод человека; запрет пыток и иных негуманных действий со стороны каких-либо лиц и т.п.

Научная обоснованность как принцип ориентирует правотворчество на соответствие достигнутому обществом уровню исторического развития, реальным его потребностям и имеющимся возможностям. Поверхностность и эмоциональность в правотворчестве, граничащие с фантазерством недопустимы; они чреваты с неосуществимостью правовых установлений, что способствует развитию правового нигилизма. Правотворчество всегда должно быть сориентировано на реализм, имеющий под собой глубокую и всестороннюю научную обоснованность.

Профессионализм противостоит популизму; призван обеспечить детальнейшую проработку принимаемого нормативно-правового акта не только по существу организуемых общественных отношений, но и с позиции юридических вопросов, сопровождающих его реализацию, в том числе - ясности и четкости изложения воли правотворческого органа в самом тексте нормативно-правового акта, доступности его единообразному пониманию адресатами. Решению подобной задачи должны способствовать, в частности, следование правилам юридической техники. Также зачастую подлежит решению со стороны правотворческого лица порою большой и сложный круг вопросов, связанный с введением нового акта в действие, состыковке его с ранее принятыми актами и т.д.

Применительно к современной России актуальность сохраняют и такие проблемы в правотворчестве, как:

Ø формирование законодательства субъектами Российской Федерации в конституционно установленных пределах их предметов ведения и полномочий;

Ø согласованность законодательства субъекта Федерации с федеральным законодательством;

Ø системность в формировании законодательства субъекта Федерации;

Ø необходимая достаточность законодательного регулирования на уровне региона;

Ø взаимная согласованность законодательства субъектов Федерации;

Ø невмешательство органов государственной власти субъекта Федерации в компетенцию органов местного самоуправления;

Ø взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления в интересах субъекта и его населения;

Ø ориентированность законодательства субъектов Федерации на общепризнанные принципы и нормы международного права;

Ø верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации;

Ø организация контроля и установление ответственности за неисполнение регионального законодательства.

Неуклонное следование принципам правотворчества со стороны самого творца есть необходимое условие, одна из составляющих роста эффективности национальной системы права, правового регулирования актуальных общественных отношений в целом.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как соотносятся правообразование и правотворчество?

2. Дайте определение правотворчеству; приведите известные вам примеры правотворчества.

3. Какие виды правотворчества существуют, приведите примеры со ссылками на положения Конституции Российской Федерации.

4. Какие основные виды правовых семей существуют сегодня в мире, в чем их коренное отличие?

5. Кто осуществляет законотворчество в России?

6. Перечислите основные стадии законотворчества.

7. Назовите и раскройте содержание и значимость основных принципов правотворчества.

План


Библиографический список

Вопрос 1. Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе


Среди достаточно обширного перечня полномочий Президента Российской Федерации, содержащихся в главе 4 Конституции, значительное место занимают так называемые правотворческие полномочия. Их не стоит путать с полномочиями по взаимодействию с Федеральным Собранием. Не смотря на то, что во многих учебниках рассматриваемые группы включают в один общий большой раздел, граница между ними достаточно четкая. Поэтому, на наш взгляд, для дальнейшего рассмотрения форм участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, следует указать на те из них, которые напрямую относятся к законотворчеству. Среди них можно выделить следующие:

Право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы.

Промульгация законов о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Право отлагательного вето.

Право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, так как направления политического курса, выраженные в таких посланиях, в дальнейшем находят свое отражение в законотворческой деятельности российского парламента.

При этом первое полномочие относится к общим, так как наравне с Президентом им наделен еще ряд субъектов, а три остальных - к так называемым специальным, или исключительным правам, принадлежащим только главе государства. Рассмотрим все представленные формы участия в отдельности.

Президент России является субъектом законодательной инициативы в силу положений пункта "г" статьи 84 и части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Таким образом, глава государства наделен не только возможностью осуществления непосредственного правотворчества, но и правотворчества опосредованного парламентом. При этом в любом случае не исключается возможность непринятия соответствующего законопроекта парламентариями. При этом законопроекты, вносимые Президентом, должны рассматриваться Государственной Думой в общем порядке. В период, пока проект находится на рассмотрении, Президент вправе принять соответствующий указ для оперативного урегулирования общественных отношений.

В рамках осуществления своих общих полномочий в сфере законодательной деятельности, Президент также может присутствовать на заседаниях парламента. Однако, как правило, интересы главы государства при рассмотрении выдвинутых им законопроектов в палатах Федерального Собрания защищает соответствующий полномочный представитель. Особенности его положения, а также порядок участия Руководителя Администрации в организационной деятельности, связанной с осуществлением Президентом своей законодательной инициативы, регулируются Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом от 13 апреля 1996 года № 549.

Следующая форма участия Президента России в законотворческом процессе - промульгация, закреплена в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Как правило, промульгация включает подписание и опубликование соответствующего закона Президентом, однако осуществление последнего полномочия может быть возложено главой государства на иной орган. Принятый Федеральным Собранием федеральный закон, в силу положений части 1 статьи 107 Конституции, в течение пяти дней направляется Президенту для подписания. Аналогичный срок для законов о внесении поправок в Конституцию, в соответствие с частью 1 статьи 12 ФЗ № 33-ФЗ, составляет семь дней. В отношении федеральных конституционных законов данный срок вообще не установлен, как следует из статьи 108 Конституции.

Что касается срока, в течение которого Президент Российской Федерации должен подписать принятый закон, то он является одинаковым для всех трех видов и составляет четырнадцать дней. После подписания закона главой государства, он подлежит официальному опубликованию либо в общем, либо в особом порядке, указанном в самом нормативно-правовом акте.

Промульгация как форма участия Президента в законодательном процессе является необходимой для эффективного функционирования системы сдержек и противовесов, действующей в рамках принципа разделения властей. В данном отношении глава государства также выступает в качестве субъекта публичного контроля за издаваемыми правовыми актами.

Следующей формой участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе опять же в рамках системы сдержек и противовесов является осуществление им своего права отлагательного, или относительного вето. Данное полномочие Президента предусмотрено частью 3 статьи 107 Конституции. Согласно данной статье, глава государства может осуществить свое право вето только в срок, в течение которого принятый закон должен быть подписан. Данное право не может быть осуществлено ни до момента поступления закона к Президенту, ни после. Разъяснения в данной области содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года № 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации".

В статье 107 Конституции России нет указания на то, что Президент должен объяснить причины наложения им вето на принятый закон. Однако Конституционный Суд в пункте 5 вышеуказанного постановления дает разъяснения по этому поводу: "мотивы принятого Президентом Российской Федерации решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания". Следовательно, немотивированный возврат закона в Государственную Думу недопустим. Кроме того, по смыслу статей 80 и 107 Конституции, Президент может воспользоваться правом вето и в случае несоблюдения палатами Федерального Собрания порядка принятия закона. В данном случае глава государства вправе "вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований". Следовательно, причинами для осуществления права президентского вето могут быть как содержательные, так и процедурные моменты. В дальнейшем палаты Федерального Собрания должны будут рассматривать законопроект повторно либо в первоначальном, либо в переработанном варианте. Постановление Конституционного Суда по данному делу имеет исключительное значение для нормализации процесса законотворчества с точки зрения гарантий эффективного взаимодействия властей.

В соответствие с положениями части 3 статьи 107 Конституции, вето Президента Российской Федерации может быть преодолено путем повторного голосования за закон в первоначальной редакции, если он будет одобрен "большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы". В этом случае Президент в течение семи дней обязан подписать принятый закон и уже не сможет воспользоваться правом вето относительно него. Однако, если, по мнению главы государства, данный нормативный правовой акт не соответствует Конституции России или другим федеральным законам, принят с нарушением процедурных норм и так далее, он вправе обратиться в суд.

Еще одной своеобразной формой участия Президента России в законодательном процессе является обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Конечно, это достаточно относительная форма участия в законотворчестве, так как послания Президента не обладают юридической силой. Однако, исходя из реалий российской правовой действительности, можно сделать вывод о том, что послания Президента оказывают огромное влияние на принимаемые в дальнейшем законы. В этом отношении стоит, прежде всего, выделить ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию, затрагивающее все важнейшие сферы жизни российского общества. Указанные в таких посланиях приоритетные направления развития в дальнейшем отражаются либо в законопроектах Президента или палат парламента, либо во внесении изменений в действующее законодательство.

Стоит также отметить важнейшее значение Бюджетного послания Президента, которое в обязательном порядке рассматривается и принимается к сведению депутатами Государственной Думы при принятии нового федерального закона о бюджете. Стоит хотя бы вспомнить, какие ассигнования выделяются для финансирования президентских целевых программ, инновационного центра "Сколково" и других. В финансовой области нельзя отрицать заметного влияния на законодательный процесс со стороны Президента России.

Также, на наш взгляд, можно выделить своеобразную "косвенную" форму участия Президента в законодательном процессе, или полномочие, содействующее законотворчеству. Так, в силу пункта "в" статьи 84 Конституции и части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Президент Российской Федерации назначает проведение референдума. При этом в срок, не позднее десяти дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, глава государства направляет эти документы в Конституционный Суд, который принимает решение о соответствии инициативы проведения референдума Конституции Российской Федерации. Ответ Конституционного Суда направляется Президенту России, который в случае положительного решения в срок не более пятнадцати дней назначает дату референдума. Так как в дальнейшем результаты референдума могут привести к автоматическому принятию нового закона, глава государства в данном случае как бы содействует непосредственному законотворчеству народа.

В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе являются достаточно многообразными и включают в себя как общие полномочия, принадлежащие главе государства как одному из высших федеральных органов государственной власти, так и исключительные, вытекающие из его специфического статуса. При этом, на наш взгляд, рассмотренный выше комплекс полномочий Президента является достаточным и не требует расширения. Хотя в дальнейшем целесообразно было бы предоставить главе государства право не только общего, но и постатейного вето, что способствовало бы ускорению законотворческого процесса.


Вопрос 2. Особенности непосредственного осуществления правотворческих полномочий Президентом РФ


В соответствие с положениями главы 4 Конституции Российской Федерации, Президент России обладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Одной из важнейших групп полномочий Президента Российской Федерации являются правотворческие полномочия. В данную группу входят не только собственно полномочия по участию в законодательном процессе в качестве субъекта законодательной инициативы, но и право непосредственного оперативного воздействия главы государства на общественные отношения. В соответствие с частью 1 статьей 90 Конституции РФ, "Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения". В чем же состоят особенности данного вида правовых актов?

Прежде всего, как указано в части 3 статьи 90 Конституции, рассматриваемые правовые акты должны в обязательном порядке соответствовать Конституции и федеральным законам, то есть указы и распоряжения Президента являются подзаконными актами. Но здесь стоит отметить их важную особенность: в иерархической лестнице подзаконных нормативно-правовых актов они занимают превалирующее положение. Подтверждение этому можно найти в норме части 1 статьи 115 Конституции, в соответствие с которой Правительство Российской Федерации может издавать свои правовые акты "на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации". Следовательно, нормативные указы главы государства обладают большей юридической силой, чем любые другие подзаконные нормативные правовые акты.

Следующая особенность правовых актов Президента Российской Федерации непосредственно вытекает из нормы части 2 статьи 90 Конституции: "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации", то есть обладают свойством общеобязательности. При этом стоит отметить, что данным свойством в действительности будут обладать далеко не все акты главы государства. Так, распоряжения, к примеру, достаточно редко носят общеобязательный характер и чаще всего направлены на определенный круг лиц, что уже исключает их общеобязательность. Например, распоряжение Президента РФ от 15 января 2010 года № 24-рп "Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне", которое имеет узконаправленный характер.

президент российский конституция полномочие

Некоторые же подзаконные акты Президента носят декларативный характер и являются ненормативными. К ним можно отнести Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 года № 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации", Указ Президента РФ от 13 июня 1996 года № 884 "О доктрине развития российской науки" и другие. Ненормативные акты Президента Российской Федерации априори не могут быть общеобязательными. Также стоит отметить, что в силу нормы, закрепленной в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ненормативные акты Президента не могут быть оспорены в данном суде на предмет несоответствия Конституции. Это также свидетельствует о том, что на рассматриваемые акты главы государства действие части 3 статьи 90 Конституции не распространяется.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что общеобязательность в силу Конституции является общим свойством подзаконных актов Президента Российской Федерации, однако в действительности этим признаком будут обладать не все указы и распоряжения главы государства.

В качестве особенности нормативно-правовых актов Президента России также можно выделить такое их свойство как оперативность. Это означает, что данные подзаконные акты служат для быстрого вмешательства в постоянно меняющуюся социальную среду с целью предотвращения каких-либо неблагоприятных последствий или своевременного урегулирования новых общественных отношений до того момента, когда будет принят соответствующий федеральный закон. Именно поэтому в Конституции Российской Федерации не содержится нормы об отмене указов Президента. Это может сделать только Конституционный Суд в рамках конституционного судопроизводства.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что указы Президента России будут действовать до момента вступления в силу закона, регулирующего соответствующую сферу общественных отношений. Подтверждение этому находим и в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в абзаце 3 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 года № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", указано, что Президент "вправе предпринять правовое регулирование указом - при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта". Данная особенность указов Президента России логично соотносится со свойством их оперативности.

Также своеобразной особенностью актов Президента Российской Федерации является то обстоятельство, что они бывают двух видов. При этом на законодательном уровне не закрепляется отличия данных видов друг от друга. Выше мы уже отмечали, что распоряжения редко носят общеобязательный характер. Действительно, они, как правило, являются актами индивидуального действия и являются обязательными исключительно для строго определенного круга лиц. Что касается указов, то, не смотря на то, что они бывают как нормативного, так и ненормативного характера, они адресуются неопределенному кругу лиц. Стоит также отметить, что на федеральном уровне также не закрепляется перечень вопросов, по которым Президент может издавать указы и распоряжения.

Что касается порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, то он идентичен аналогичной процедуре в отношении актов Правительства России. Нормативные основы осуществления указанных действий содержатся в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В соответствие с положениями настоящего указа, акты главы государства, за исключением тех из них, что содержат сведения, несущие конфиденциальный характер, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Источниками официального опубликования являются "Российская газета" и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты Президента России вступают в силу по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Однако данное положение, зафиксированное в пункте 5 рассматриваемого Указа, касается исключительно актов Президента, имеющих нормативный характер и обладающих свойством общеобязательности. Иные же указы и распоряжения, в том числе содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

На наш взгляд, порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации также можно отнести к разряду особенностей. Если сравнить рассмотренную выше процедуру с аналогичным порядком, предусмотренном для федеральных законов, то просматривается не совсем понятная с нашей точки зрения особенность. Согласно положениям статьей 3 и 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", сроки опубликования и вступления в силу данных нормативно-правовых актов являются противоположными соответствующим срокам в отношении актов Президента. Дефект логики в данной позиции законодателя, на наш взгляд, заключается в том, что более долгий срок опубликования для актов Президента не соответствует, во-первых, их объему, а, во-вторых, свойству оперативности, как их неотъемлемому признаку, так как затягивает вступления данных актов в силу. Однако данные нормы существуют и действуют в настоящее время, и рассматриваются в нашей контрольной работе в качестве особенности непосредственного осуществления Президентом России правотворческих полномочий.

В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что акты непосредственного правотворчества Президента Российской Федерации, как инструмент оперативного реагирования на меняющиеся общественные отношения, в настоящее время являются эффективным и достаточно востребованным правовым средством. Не смотря на достаточно рамочное закрепление рассматриваемого института в нормативно-правовых актах, все основные особенности указов и распоряжений главы государства, такие как юридическая сила, порядок и цели издания, опубликования и вступления их в силу, определены. Отсутствие на нормативном уровне отдельных особенностей рассматриваемых актов было с успехом компенсировано практикой их применения.

Библиографический список


Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст.445.

О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ: в ред. от 05.04.2013. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федер. закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ: в ред. от 25.12.2012. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763: в ред. от 02.02.2013. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

О референдуме Российской Федерации: федер. конституц. закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ: в ред. от 24.04.2008. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федер. закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: указ Президента РФ от 13 апреля 1996 года № 549: в ред. от 15.07.2008. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П. - Режим доступа: СПС "Консультант Плюс".

Специальная литература

1.Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2011. - 784 с.

2.Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Дашков и Кº, 2010. - 1121 с.

.Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

.Путятина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействии различных ветвей власти / А.Г. Путятина. - Режим доступа: www.servitutis.ru.

.Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации. - Режим доступа: www.pravo. vuzlib.net.

.Чиркин, В.Е. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2009. - 496 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Правотворчество Президента РФ - сравнительно новое явление в правовом пространстве России. Оно выражается в издании актов президента и в сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о президенте, в основном в статьях 83 - 90 Конституции РФ, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются по наиболее актуальным и не урегулированным вопросам.

Конституционными нормами впервые были установлены важнейшие принципы и правила взаимоотношений Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания, включая основы правового механизма и процедуры их взаимодействия между собой в законотворческом процессе.

Законодательную власть могут осуществлять только представительные органы. Никакие иные государственные структуры не могут творить законы. Принятие нормативных актов другими органами не превращает их в законодателя, поскольку ни «указное право», ни отмена действия норм закона Конституционным Судом в силу признания их неконституционными не могут заменить законодательную деятельность парламента. Но практика взаимоотношений Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческой сфере, основанная на принципе разделения властей, показала за прошедшее с декабря 1993 года время их достаточно высокую эффективность.

Компетенция Президента в сфере правотворчества

Весьма обширна компетенция Президента РФ, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве.

Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы (ст. 84, 109, 111 и 117 Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс.

Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и Правительства, а Государственная Дума приобретает полномочие корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений.

Президенту принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Так, ч. 3 ст. 115, посвящённая Правительству РФ, устанавливает право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ.

По Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция РФ выразила это право в следующей формуле: «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда» (ч. 1 ст. 85).

ФОРМЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

FORMS OF THE RIGHT-CREATIVE ACTIVITY OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Краснослободцева Наталия Кузьминична,

кандидат юридических наук

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Krasnoslobodtseva Natalia K.,

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

УДК 342.51

Аннотация: В статье проанализированы формы правотворческой деятельности Президента РФ, виды принимаемых им правовых актов, участие главы государства в законотворческом процессе.

Ключевые слова: правотворчество, правовые акты Президента РФ, законотворческий процесс.

Abstract: The article analyzes the forms of law-making activity of the President of the Russian Federation, the types of legal acts adopted by him, and the participation of the head of state in the legislative process.

Key words: Law-making, legal acts of the President of the Russian Federation, lawmaking process.

Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется разнообразием форм и множественностью субъектов, в нём участвующих. Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет ответ на вопрос: какое место в системе правотворчества занимает нормотворчество Президента РФ.

Анализ конституционных норм, которыми регламентируются статус Президента, показывает, что Президент РФ осуществляет свои правотворческие полномочия в двух формах: непосредственное и опосредованное правотворчество. Непосредственное правотворчество Президента РФ состоит в издании им указов и распоряжений в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. С формально-юридической точки зрения акты Президента являются подзаконными, так как не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Подзаконность таких актов, как указы Президента РФ оценивается неоднозначно учёными. Во-первых, учёные-юристы ссылаются на «российскую специфику разделения властей», характеризующуюся «совершенно определённым приоритетом власти парламента и Президента по отношению к федеральной исполнительной власти», поэтому «было бы ошибкой квалифицировать акты Президента как обычные подзаконные акты» поскольку они обладают «явно более высокой юридической силой, чем постановления и распоряжения Правительства» . Во-вторых, Президент может осуществлять нормативное регулирование не только на основании закона, но и в его отсутствие. Это полномочие подтверждено Конституционным Судом, который указал, что «в соответствии со статьёй 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов» . Представляется, что отказ от принципа подзаконности актов Президента РФ способен внести дисбаланс в устоявшуюся систему иерархии правовых актов.

Право издавать указы и распоряжения Президент РФ получил с момента введения в России этого поста в 1991 г. При этом Съезд народных депутатов РСФСР имел право отменять акты Президента. Конституция РСФСР 1978 г. в последней редакции не указывала на обязательное противоречие актов Президента РСФСР Конституции РСФСР или законам, как основание их отмены. Президенту РФ дважды представлялись чрезвычайные полномочия по изданию указов законодательного характера. V Съезд народных депутатов России (1991 г.) предоставил Президенту РФ право издавать в течение года указы в сфере экономики, при этом они могли и не соответствовать закону, и подлежали утверждению на сессии Верховного Совета РСФСР . Президент в полной мере воспользовался этим правом.

Второй раз дополнительные полномочия глава государства предоставил себе сам в связи с изданием Указа Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. .

Своего апогея практика подмены законов указами Президента достигла в начале 90-х годов и в последующие годы. Пик «указного» нормотворчества пришёлся на 1993-1995 гг. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесённым к компетенции Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ вопросам республиканского бюджета, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществлялось Президентом РФ в форме указов. Долгое время указами Президента РФ регламентировались вопросы государственной символики, право собственности на землю и некоторые другие. Столь широкое распространение указов Президента в правовой системе России обусловлен и социально-политической обстановкой того времени – после принятия Конституции РФ 1993 г. значительное число актов РСФСР противоречили Конституции РФ и не могли применяться. Для устранения правового вакуума, учитывая медлительность Государственной Думы, Президент РФ осуществлял собственное правовое регулирование по вопросам, требующего безотлагательного решения . С увеличением числа федеральных законов границы нормотворчества Президента РФ сузилась, и часть указов постепенно утратила силу.

По юридическим свойствам указы обычно являются нормативно-правовыми актами, а распоряжения носят индивидуальный характер. Однако правотворческая практика Президента показывает, что данный принцип соблюдается не всегда. Можно привести ряд примеров, характеризующих подобное несоответствие: распоряжением Президента РФ от 6 июля 1997 г. №276-рп утверждены Правила учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих, других работников федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, и предоставления жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента РФ ; система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была создана на основании распоряжения Президента от 23 марта 2000 г. №86-рп - очевидно, что подобные решения должны оформляться в форме указов. В свою очередь решения о награждениях следует издавать не в форме указов, а в форме распоряжений.

В своей деятельности Президент РФ использует такой вид актов как письма. В форме писем Президент РФ реализует своё право законодательной инициативы и право вето (например, письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. №Пр-8 «Об отклонении проекта федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации»»). Эти акты публикуются в Российской газете только выборочно и в основном не доступны большинству населения. Статус подобных актов не установлен, не ясна их юридическая сила. Однако в письмах, которыми налагается вето, излагаются мотивы такого действия Президента РФ, что имеет важное значение не только для Федерального Собрания. Представляется, что юридическая природа подобных актов также должна получить официальное закрепление в законодательстве.

Актуальным является вопрос о необходимости определения правового режима ежегодного послания Президента Федеральному Собранию РФ. Отдельные исследователи искусственно повышают авторитет послания, объявляют его конституционным актом, стоящим выше закона . Но следует согласиться всё же с учёными, утверждающими, что послание не является нормативным актом, так как не содержит правовых норм, но имеет важное политическое значение, является источником правотворческих инициатив главы государства .

Опосредованная форма участия Президента РФ в правотворческой деятельности в свою очередь, может осуществляться в двух направлениях. Первое направление связано с осуществлением Президентом полномочий в области создания законов. Опосредованная форма, так как Президент РФ единолично законов не принимает, а участвует в процедурах их принятия и придания им соответствующей юридической силы .

Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях:

1) внесение законопроекта по праву законодательной инициативы;

2) возможность постоянного участия в процессе законотворчества при обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или согласительных комиссиях;

3) подписание и обнародование закона;

4) отклонение федерального закона (президентское вето).

Законодательная инициатива Президента имеет особую значимость. Процесс подготовки законопроектов, планируемых к внесению главой государства, определён Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ, утверждённым Указом Президента . Президент России обладает преимуществом перед прочими субъектами законодательной инициативы – его законодательные предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. Как показывает практика, парламентарии одобряют практически все инициативы Президента РФ.

В Конституции недостаточно правовых норм, регулирующих порядок, формы и методы взаимодействия Государственной Думы и Президента в процессе законотворчества. Статьей 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ лишь определяется порядок рассмотрения Президентом принятого Государственной Думой федерального закона и процедуры федеральных органов государственной власти в случае его отклонения Президентом. При возникновении разногласий в процессе законотворчества между Государственной Думой и Президентом правовой основой создания согласительных комиссий становится содержание ч.2 ст.80 Конституции РФ. Учитывая важность укрепления взаимодействия с Президентом как федеральным органом государственной власти, принимающим окончательное решение о вводе принятого закона в действие, Государственная Дума и Совет Федерации предусмотрели в своих Регламентах возможность непосредственного участия представителя Президента РФ в обсуждении законопроекта в комитетах Государственной Думы и Совета Федерации.

Согласно п. 19 Положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, поступивший Президенту для подписания и обнародования, направляется в Государственно-правовое управление для подготовки предложений Президента о подписании и обнародовании федерального закона или его отклонении. Роль Государственно-правового управления в судьбе закона исключительно велика. Именно это подразделение Администрации Президента РФ рекомендует Президенту принять или отклонить федеральный закон.

Подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует своё право «отлагательного вето». Конституция РФ не указывает перечня оснований для отклонения закона. Анализ практики отклонения федеральных законов Президентом РФ позволяет условно разделить основания отклонения законов на две группы: 1) основания, отражающие несогласие Президента с принятым законом или с каким-то из его положений; 2) основания правового характера, начиная от противоречий Конституции РФ и заканчивая нарушениями правил законодательной техники . Для решения проблемы неожиданных оснований отклонения тех или иных федеральных законов необходимо законодательное урегулирование данного вопроса. Такая попытка была предпринята депутатом Е.Б. Мизулиной, которая внесла проект Федерального закона «О праве «вето» Президента РФ». В данном законопроекте предусматривались два основания отклонения Федерального закона: 1) в случае нарушения Государственной Думой и (или) Советом Федерации процедуры рассмотрения и принятия федеральных законов, установленной регламентами палат, 2) в случае отклонения Государственной Думой предложений Президента РФ, высказанных им при рассмотрении проекта федерального закона в первом и втором чтениях.

В практике взаимоотношений парламента и Президента РФ имеют место случаи возвращение Президентом законов без рассмотрения. По этому вопросу Государственная Дума 20 марта 1996 г. приняла постановление «О некоторых федеральных законах, возвращенных Президентом РФ без рассмотрения» , в котором говорится о необходимости строгого соблюдения требований статьи Конституции РФ, устанавливающей, что Президент подписывает и обнародует федеральный закон либо отклоняет его; возвращение Президентом без рассмотрения федеральных законов Конституцией РФ не предусмотрено.

Второй формой опосредованного правотворчества Президента РФ является «негативное правотворчество» или, охранительное. В данном случае Президент РФ не создаёт правовые нормы, а наоборот, ограничивает, приостанавливает действие норм уже существующих. Эта форма проявляется в следующих случаях: 1) направлении им запросов на основании ст.25 Конституции в Конституционный Суд РФ о соответствии нормативных правовых актов Российской Федерации и её субъектов Конституции РФ. Поднимая вопрос о соответствии того или иного акта Конституции, Президент, как правило, стремится доказать противоречие этого акта Основному закону, добиться признания его несоответствующим Конституции; 2) при использовании Президентом РФ право отмены им актов Правительства РФ в случае противоречия их федеральному законодательству и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ); 3) реализация правомочия Президента приостановить действие актов исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации до решения спора в судебном порядке в случае их противоречия их федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ) .

В качестве дополнительной формы участия Президента РФ в правотворчестве отдельные учёные называют подписание Президентом РФ международных договоров и договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и её субъектами .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...