Виды соавторства в авторском праве.


  • 1) нераздельное, возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;
  • 2) раздельное, которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

  • 1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
  • 2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

  • 3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.
  • 4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое. Статья 1229. Пункт 3
  • 3. В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Основными условиями возникновения соавторства является, во-первых, совместный труд двух и более лиц, и, во-вторых, труд всех этих лиц должен носить творческий характер. Для обозначения произведения, созданного в соавторстве используется термин "коллективное произведение".

Под совместным характером труда должен пониматься не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат; важно не то, как и в какой форме трудились соавторы, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Таким образом, можно говорить о том, что для возникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата -- создание произведения, в том числе не совпадающая по времени и месту осуществления.

Вторым обязательным условием возникновения отношений соавторства является творческий характер труда всех лиц. Совместный творческий труд предполагает существование совместного творческого замысла, который, в свою очередь, предполагает наличие между соавторами соглашения, в котором определяется этот замысел.

Лицо, дополнившее произведение новым текстом, нужно считать не соавтором, а просто автором той части произведения, которую оно написало, либо автором производного произведения, если внесённые изменения и дополнения привели к появлению нового произведения.

Отношения соавторства могут возникнуть тогда, когда ещё одно лицо включается в процесс создания произведения на любой стадии, и в том случае, когда автор предлагает другому лицу доработать его произведение, участвуя в процессе доработки. Основанием возникновения соавторства являются фактические, а не договорные отношения лиц и любое соглашение, в том числе оформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторами в действительности не была проделана совместная творческая работа.

Понуждение к соавторству является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 138 УК. Кроме того, реально создававшие произведение, вправе требовать исключения из числа лиц, указываемых в качестве соавторов, любого, кто не принимал участия в творческом труде по созданию произведения.

Авторское право на коллективное произведение закон признаёт за всеми соавторами совместно. Использование законодателем термина "авторское право" означает, что всем соавторам принадлежат как личные неимущественные, так и имущественные права. Кроме того, закон подчёркивает, что право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Это означает, что вопрос о порядке и условиях использования произведения решается всеми соавторами на основе единогласия. Однако принцип единогласия в отношении осуществления имущественных прав имеет и обратную сторону. Фактически каждый из соавторов имеет своего рода "право вето", ибо его возражения против использования произведения не даёт другим соавторам возможности использовать коллективное произведение. Поэтому законодатель, пытаясь обеспечить интересы всех соавторов, устанавливает, что в том случае, если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения. Закон даёт возможность соавторам в случае возникновения спора об использовании коллективного произведения передать этот спор на рассмотрение суда, который должен решить его исходя из общих принципов разумности и справедливости.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует авторам заключить между собой соглашение, определяющее порядок осуществления прав в отношении коллективного произведения. Это прямо вытекает из нормы п.2 ст.10 закона "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которой взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Соавторы могут своим соглашением поручить осуществление действий, направленных на использование коллективного произведения, одному из соавторов и определиться в отношении условий такого использования, договориться о порядке обозначения имён соавторов на произведении, долевом распределении авторского вознаграждения и т.д. Законодательство об авторском праве не устанавливает в отношении соглашения соавторов каких-либо обязательных условий, отдавая, тем самым, этот вопрос на усмотрение самих соавторов. Закон также не устанавливает форму такого соглашения, однако, по всей видимости, оно должно быть совершено в письменной форме, поскольку для договоров, вытекающих из этого соглашения, закон устанавливает обязательную письменную форму. Соглашение соавторов может заключаться как в виде отдельного договора, так и существовать в неявной форме и вытекать из условий заключённого соавторами договора об использовании коллективного произведения.

Подготовительный этап Во-первых, нужно время на подготовительные действия. Пишу об этом, поскольку иногда не учитывают эти моменты. Учредителям- физическим лицам как минимум нужно посетить банк и нотариуса, чтобы сделать нотариальные копии документов. Вы скажете, что можно оплатить через онлайн-банк, не выходя из дома, и это чистейшая правда, но даже в этом случае надо идти […]

Чтобы принять решение, кто же будет учредителем СМИ – юридическое или физическое лицо, – надо разобраться в целом списке вопросов. Среди них особенности и различия процедуры регистрации СМИ, размеры обязательных расходов, возможная ответственность, переход прав. И это еще не все, что нужно учесть. Сравните с помощью нашей таблицы оба варианта и выберите для себя лучший. […]

В России в качестве сетевого СМИ могут быть зарегистрированы домены только второго уровня. Это связано с тем, что одним из документов, который требуется предоставить в регистрирующий орган (Роскомнадзор), является справка о владельце доменного имени. А в соответствии с действующими на сегодняшний момент правилами, эту справку хостинговая компания не имеет права выдавать на домены третьего уровня. Клиент […]

Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются п. 3 ст. 135 Основ гражданского законодательства, ст. 482 ГК.

Из этих правовых норм следует, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение.

Виды соавторства

Закон выделяет два вида коллективных произведений и, соответственно, два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из авторов созданы эти части. Примером раздельного соавторства может служить музыкально-драматическое произведение, учебник или коллективная монография, написанные несколькими лицами с указанием авторов отдельных глав. Разграничение раздельного и нераздельного соавторства имеет большое практическое значение. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. Как правило, если соавторство является нераздельным, с создателями произведения заключается единый авторский договор. Наконец, если кто-либо из соавторов нарушает свои обязательства по созданию произведения, все стороны несут за это ответственность.

При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако, каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения. Соавторы отвечают, как правило, лишь за свою часть коллективного произведения и не должны нести ответственность за нарушение обязательств - другими соавторами. С каждым из соавторов обычно заключается отдельный авторский договор, а созданные соавторами части коллективного произведения обозначаются их именами.

Авторское право на произведение, созданного совместным трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся из действующего законодательства. Прежде всего, о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман или картину, созданные несколькими лицами). Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована самостоятельно (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом соавтором). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Например, если изъять из учебника по гражданскому праву любую из глав, посвященных, например, сделкам, юридическим лицам, исковой давности и т.д., то данный учебник вряд ли может рассматриваться как завершенное коллективное произведение, способное выполнять свои функции. Точно так же изменение музыкального текста оперы должно влечь за собой соответствующее изменение либретто. Напротив, изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к нему не составляют со своей совокупности единого произведения. Поэтому писатель и художник не выступают в данном случае как соавторы. То же самое можно сказать и обо всех других составных произведениях, например сборниках, журналах и т.п.

Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один из них может доработать результат другого и т.п. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Показательным в этом отношении является следующее дело, рассмотренное Верховным Судом РСФСР. К. предъявил иск к Т. и М. о признании его соавтором повести «Когда отзвенел малиновый звон», выпущенной в свет издательством « Молодая гвардия «Ростовский областной суд в иске К. отказал. Рассмотрев дело по кассационной жалобе истца, Верховный Суд РСФСР оставил решение Ростовского областного суда в силе, а жалобу без удовлетворения. В определении Верховного Суда отмечалось, что истец детально осведомлен о работе ответчика Т., который их использовал. Однако этого совершенно недостаточно для признания творческого участия истца в написании повести. До выхода книги в свет ни у истца, ни у ответчика не возникало намерения создать коллективное произведение.

Отсутствует совместная творческая работа над произведением и в ряде других случаев, когда одно лицо в силу своих служебных обязанностей или по другим основаниям оказывает Л. помощь создателю произведения, но результаты его труда не находят прямого отражения в произведении. Так, никто не ставит под сомнение необходимость, полезность и даже творческий характер труда редактора. Однако, если редактор не выходит за пределы своих обязанностей, он не может претендовать на соавторство. Редактор призван помочь автору улучшить свое произведение, исправить его отдельные недостатки, устранить повторы и т.п. Но все изменения в произведение вносятся самим автором, который может согласиться или не согласиться с редактором.

Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Верховный Суд неоднократно указывал, что «не дает оснований для признания соавторства оказание автору или соавторам. технический помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)»4. Поэтому при разрешении споров о соавторстве одним из главных вопросов, стоящих перед судом, является установление характера труда, вложенного в произведение каждым из его создателей. Нередко решить этот вопрос бывает непросто. Так, много споров возникает по поводу авторства на произведения, созданные на основе воспоминаний так называемых «бывалых людей», обработок мелодий народных певцов и т.д. На практике эти произведения чаще всего выходят в свет под именем автора воспоминаний, что, может быть, обеспечивает лучшее восприятие произведения публикой, но не всегда правильно отражает вклад автора. Так, если рассказчик лишь сообщает писателю какие-либо исторические факты или детали своей биографии, на основе которых последний создает систему художественных образов и облекает разрозненные воспоминания в единое произведение, субъектом авторского права должен признаваться создатель художественного произведения. Поэтому пути идет судебная практика. Примером может служить следующее дело. Е., проживший богатую событиями жизнь, собирался воплотить свои воспоминания в литературное произведение. Однако сам осуществить свой замысел он не смог и поэтому начал сотрудничать с литератором С. На протяжении двух лет Е. и С. систематически встречались по 2 - 3 раза в месяц, и Е. рассказывал С. эпизоды из своей жизни. Используя эти рассказы, С. написал роман «Накануне». Е. претендовал на соавторство и выплату ему половины гонорара. Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями, и в итоге иск Е. был отклонен. Верховный Суд исходил из того, что воспоминания не были облечены в литературную форму, он не участвовал в разработке плана произведения, в составе системы образов и действующих лиц, то есть, не участвовал в создании многопланового литературного произведения, а был лишь рассказчиком отдельных эпизодов из своей жизни.

Напротив, автором произведения должен быть признан рассказчик, если лицо, записавшее его воспоминания, не внесло ничего нового ни в содержание, ни во внутреннюю форму произведения, а лишь выполняло техническую и редакторскую работу. Если же в создании художественной формы произведения принимали участие и рассказчик, и обработчик его воспоминаний, есть все основания говорить о соавторстве. Во всех этих. случаях критерием, помогающим установить действительного автора произведения, является творческий характер внесенного в создание произведения вклада.

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного соглашения соавторство возникнуть не может. В частности, соглашение о совместной творческой работе над будущим произведением остается лишь предварительной договоренностью, не имеющей юридического значения, если авторами в действительности не будет проделана совместная творческая работа по созданию коллективного произведения. Конечно, в реальной жизни встречаются случаи, когда в число соавторов включаются лица, которые не принимали никакого участия в работе над произведением либо их вклад не носил творческого характера. Безусловно, это является нарушением закона, и в случае выявления действительных обстоятельств такие лица подлежат исключению из числа соавторов.

Говоря о соглашении, как условии возникновения соавторства, следует отметить, что ни в прежнем законодательстве, ни в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» такое требование не зафиксировано. Необходимость соглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановлении от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникших из авторских правоотношений» Верховный Суд указал. Что по смыслу закона «соавторство двух и более лиц на произведение науки, литературы и искусства возникает в тех случаях, когда каждый из них по взаимному согласию внес в это произведение свой творческий вклад. Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любой стадии создания коллективного произведения или после его завершения. В силу закона соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии такого соглашения». Как видим, вопрос решен достаточно определенным образом, не оставляющим каких-либо сомнений в позиции Верховного Суда.

Это, однако, не помешало тому, что в юридической литературе вокруг рассматриваемого вопроса более трех десятилетий ведутся споры. Большинство ученых считает соглашение непременным условием соавторства и поддерживает разъяснение Верховного Суда на этот счет. Часть ученых считает данное разъяснение ошибочным, не вытекающим из закона и не согласующимся с теми многочисленными ситуациями, когда соавторство возникает без согласия создателей произведений. В качестве примера обычно ссылаются на доработку произведений умерших авторов. Так, творческая доработка российским композитором Р. Щедриным произведения французского композитора 19 в. Ж. Бизе привела к созданию коллективного произведения, названного им «Кармен-сюита». С позиции сторонников соглашения о соавторстве, признание в подобных случаях соавторства принципиально недопустимо, поскольку это может совершенно исказить творческий замысел автора дорабатываемого произведения. Поэтому с их точки зрения, лицо, внесшее свой творческий вклад в чужое произведение, приобретает самостоятельное авторское право на результат своего творчества, не становясь соавтором оригинала. Данная точка зрения заслуживает поддержки как отвечающая смыслу закона, имеющая под собой легальную базу и согласующаяся с судебной практикой.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные (п. 1 ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), что соответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторов как неделимое право.

Из этого вытекает важный практический вывод. Вопрос об использовании коллективного произведения решается во всех случаях всеми соавторами сообща, на основании единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достигнуть в этом вопросе согласия, он передается на разрешение суда. Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления их авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского вознаграждения, порядке обозначения имен соавторов и так далее. Авторское законодательство не устанавливает в отношении соглашений соавторов никаких правил, передавая решение этого вопроса полностью на усмотрение сторон. В юридической литературе во избежание споров рекомендуется заключать подобные соглашения в письменной форме, либо в виде отдельного документа, заполняемого соавторами, либо в виде специальной оговорки в авторском договоре, заключенного соавторами с организацией, использующей их произведения. Чаще всего на практике такие соглашения определяют порядок распределения авторского гонорара и порядок указания имен соавторов. По своей юридической природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о порядке пользования жилой площади и так далее. По мнению Э.П. Гаврилова, соглашение о совместном использовании произведения является договором о совместной деятельности, с чем трудно согласиться ввиду отсутствия у соавторов общей хозяйственной цели.

В случае, если между соавторами ни какого особого соглашения о порядке использования произведения не заключалось, все права осуществляются по взаимного согласию. В частности, предполагается, что соавторы имеют равные права на вознаграждение, их имена указываются в алфавитном порядке и тому подобное. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и, соответственно, два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Такие произведения встречаются в литературе (романы И. Ильфа и Е. Петрова), в живописи (картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин в Крыму»), в науке (монографии). При нераздельном соавторстве результаты творческого труда лиц, принимавших участие в создании произведения, не могут быть практически выделены из единого объекта авторского права.

При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из авторов созданы эти части. Примером раздельного соавторства может служить музыкально-драматическое произведение, учебник или коллективная монография, написанные несколькими лицами с указанием авторов отдельных глав. Разграничение раздельного и нераздельного соавторства имеет большое практическое значение. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. Как правило, если соавторство является нераздельным, с создателями произведения заключается единый авторский договор. Наконец, если кто-либо из соавторов нарушает свои обязательства по созданию произведения, все стороны несут за это ответственность.

При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако, каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения. Соавторы отвечают, как правило, лишь за свою часть коллективного произведения и не должны нести ответственность за нарушение обязательств другими соавторами. С каждым из соавторов обычно заключается отдельный авторский договор, а созданные соавторами части коллективного произведения обозначаются их именами.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не на столько, чтобы составить единое произведение. Например, как уже отмечалось, писатель и художник не становятся соавторами оттого, что книга снабжается иллюстрациями, если только речь не идет о специальных книжках-картинках для детей. Напротив, фотоочерк, рисунки и карикатуры с пояснительным текстом образуют единое произведение, и потому если снимок (рисунок) и текст сделаны разными лицами, они признаются соавторами.

При отсутствии совместного творческого труда не возникает соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Так, энциклопедический словарь, журнал, научный сборник представляет собой новые произведения как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако, авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц.

Наконец, не возникает соавторства в случаях дозволенного законом использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения. Так, не являются соавторами автор романа и автор созданного на его основе сценария, автор оригинального произведения и переводчик. Претензии лиц, стремящихся в этих случаях доказать свое право на соавторство, отклоняются судебными органами. Например, широко комментировалось в юридической литературе решение по иску наследников поэта Р. к Г. и А., авторам текста популярной музыкальной комедии «Севастопольский вальс». Обстоятельства дела таковы. Поэт Р. являлся автором текста известной песни «Севастопольский вальс». Впоследствии была создана музыкальная комедия под таким же названием, причем в ее тексте несколько раз повторялись слова припева песни, частично измененного ответчиками. Основываясь на этом, наследники Р. требовали признать его соавтором текста музыкальной комедии. Рассмотрев обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о двух творчески самостоятельных произведениях, и на этом основании отказал в иске.


Согласно ст. 1257 ГК РФ автором считается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Юридическое лицо ни при каких обстоятельствах автором признаваться не может. Так, издательство, выпустившее в свет произведение автора, может, согласно заключенному с ним договору, обладать некоторыми исключительными правами в отношении такого произведения, но автором последнего будет гражданин, написавший рассказ, эссе, роман и т.п.
Объясняется это тем, что согласно статьям 1228, 1257 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности (произведения) признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (произведение). Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо.
Для признания гражданина автором созданного им произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей (п.4 ст. 1259 ГК РФ).
Нормы данной статьи устанавливают презумпцию авторства. Она заключается в том, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
В тех случаях, когда произведение создается совместных творческим трудом нескольких лиц, такие лица признаются соавторами.
Из содержания норм ст. 1258 ГК РФ можно выделить основные признаки соавторства, на основании которых можно было бы дать его понятие.
Во-первых, соавторство возникает на совместно достигнуты творческий результат. То есть соавторство появляется только тогда, когда есть результат совместной творческой деятельности и вместе с таким результатом (пьесой или скульптурой, созданными несколькими лицам, стихами и музыкой в совместном музыкальном произведении).
Во-вторых, соавторами не являются лица, чей вклад в создание произведения не носит творческого характера. Например, машинистка, помогающая писателю печатать его повесть или роман, выступает в роли простого исполнителя технической функции. Корректор, исправляющий орфографические и пунктуационные ошибки, только помогает автору устранить все не замеченные им в оригинале смысловые, логические, фактические и иные погрешности. Соавтором признается тот, результат труда которого является творческим, тот, кто создал своими действиями оригинальное и новое произведение, охраняемое нормами авторского законодательства. По этой причине не включаются в авторский коллектив лица, чья идея была положена в основу произведения, также как и те, кто сообщил факты, нашедшие впоследствии отражение в произведении. Ведь ни идеи, ни факты не являются объектами авторского права.
В-третьих, характерным признаком соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Следует иметь в виду, что совместный творческий труд вовсе не означает коллективную работу всех авторов сообща в конкретном месте и в установленное время, хотя и не отрицает такую возможность. Важно не то, каким образом осуществлялось взаимодействие авторов в процессе создания коллективного произведения (посредством тесного личного сотрудничества, обмена электронными письмами, ограничившись только согласованием структуры и формы изложения материала), а существование изначальной направленности на создание единого произведения.
В-четвертых, соавторство как правило возникает на основании соглашения о соавторстве. Гражданский кодекс не содержит такого вида договора. Он относится к разряду непоименованных. Предлагается понимать под таким договором соглашение двух или более лиц, в силу которого они принимают на себя взаимные обязательства по созданию коллективного произведения путем совместных творческих усилий. Договор о соавторстве может быть заключен в любой форме и на любой стадии работы над произведением. При этом такой договор должен не нарушать авторских прав и законных интересов третьих лиц. Само по себе соглашение о соавторстве не порождает соавторства. Для возникновения авторских прав на одно произведение у нескольких лиц, необходимы непосредственное творческое участие в его создании, а также воплощенный в объективной форме творчески результат совместной деятельности. Более того, соглашение о соавторстве вообще не рассматривается в качестве юридического факта, в силу которого соавторство возникает. В силу закона соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии такого соглашения. Последнее направлено на урегулирование прав и обязанностей его участников (авторов), может содержать положения о распределении авторского вознаграждения, полномочия по использованию произведения в целом и отдельных его частей.
Соавторство имеет свою специфику исчисления срока правовой охраны исключительных прав на коллективное произведение. Согласно статье 1281 ГК РФ исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Таким образом, соавторство можно определить как права нескольких авторов на созданное ими в процессе совместной творческой деятельности произведение, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Результатом соавторства является совместное коллективное произведение, имеющее творческий характер.
Традиционно выделяют два вида соавторства: делимое и неделимое.
При неделимом соавторстве произведение составляет неразрывное целое, оно не может быть поделено на части, из него нельзя выделить составляющую, являющуюся результатом творческого труда только одного из соавторов. Например, романы и рассказы И. Ильфа и Е. Петрова, фантастические саги братьев Стругацких.
Право на использование такого произведения по общему правилу принадлежит всем соавторам совместно. Однако соглашением между ними может быть предусмотрен иной порядок. В таком соглашении можно предусмотреть различные способы совместного использования созданного в соавторстве произведения. В частности, от имени коллектива авторов вправе действовать каждый из них при наличии письменного явно выраженного согласия всех остальных соавторов, либо право по распоряжению исключительными правами, в том числе путем заключения авторского договора, осуществляется специально назначенным соавтором, действующим от имени других соавторов на основании выданной ему доверенности. Если соглашение не содержит подобных положений или не заключено вовсе, авторский договор, как правило, заключается сразу со всеми соавторами и подписывается последними совместно.
При неделимом соавторстве ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование коллективного произведения. Достаточными основаниями следует признать, например, нарушение права на имя, незаконное присвоение авторства и т.п.
Созданное в результате делимого соавторства произведение представляет собой единое целое, но при этом включает части - продукт творчества конкретных авторов, - имеющие самостоятельное значение. Под частью произведения, имеющей самостоятельное значение, законодатель понимает часть, использование которой возможно независимо от других частей. Такая часть может использоваться ее автором по своему усмотрению, своими действиями, своей волей и в своем интересе, если соглашением о соавторстве не предусмотрено иное. В качестве иллюстрации делимого соавторства можно назвать учебник, написанный коллективом авторов.
Одним из обязательных условий возникновения делимого соавторства является соглашение о соавторстве, по которому соавторы объединяют созданные ими произведения и обязуются использовать их сообща. Таким образом, для возникновения авторских прав на коллективное произведение необходим не один юридический факт (совместное создание результата творческой деятельности), а два (заключение соглашения о соавторстве), т.е. юридический состав. Расторжение соглашения или истечения срока его действия приводит к прекращению делимого соавторства и одновременному возникновению авторских прав каждого из соавторов на созданные ими части. Если между авторами самостоятельных частей нет соглашения, то нет и делимого соавторства. В указанном случае имеет место факт совместного использования произведений различных авторов.
Использование коллективного произведения при делимом соавторстве осуществляется соавторами совместно, если иного нет в соглашении. Каждый из соавторов может использовать созданную ими часть коллективного произведения и без согласия остальных соавторов. Авторский договор заключается с каждым соавтором отдельно в отношении передачи прав на созданную им часть произведения. Такая часть обнародуется под именем ее автора.
В случае смерти одного или нескольких соавторов, их исключительные права в отношении коллективного произведения переходят к их наследникам. Оставшиеся в живых соавторы, осуществляя принадлежащие им авторские прав на коллективное произведение, должны согласовывать свои действия с наследниками умерших авторов. Здесь важно правильно установить всех действительных наследников авторских прав. При получении несколькими наследниками по закону либо по завещанию авторского права и смежных прав наследодателя без выделения конкретных наследуемых объектов авторского права и (или) смежных прав следует иметь в виду, что в этом случае у наследников возникает аналогичный нераздельному соавторству объем правомочий в отношении наследуемых прав на совместное использование всех произведений и (или) объектов смежных прав. Права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...