Внеклассное мероприятие по правам ребенка. Сценарий развлечения по правам ребёнка «В стране Прав и Обязанностей


«Права и обязанности детей»

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Права - это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать своё мнение. Все права записаны в Конституции – главном законе страны. Но не на всё имеет право человек. Например, он не имеет права обидеть другого человека. Или украсть у него что-то. А права ребёнка – это то, на что дети имеют право. Например, вы все имеете право просматривать свои любимые журналы и играть в свои любимые игры. А ещё читать свои любимые книжки и смотреть любимые кинофильмы. А ещё отдыхать. Вот это и есть право, которым и должен обладать каждый ребёнок. В какой бы стране мира он ни жил.

Но, если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если этого очень и очень не хочется - это было бы неправильно. Вы ведь знаете, что обязанности - это то, что мы с вами должны делать. Вот, например, дети должны ходить в школу. И не потому, что так хотят взрослые, а потому, что в школе учатся и узнают очень много нового и полезного. Так что эту обязанность нужно выполнять, чтобы всё – всё на свете узнать и стать умными людьми.

А есть еще и другие обязанности. Например, помогать папе и маме по дому – хотя бы убирать за собой. Ведь тогда у них освободится время и они смогут с вами поиграть или сходить в кино или в зоопарк.

Есть ещё у нас и такие обязанности – помыть руки перед едой, зубы почистить утром. Эти обязанности мы тем более должны выполнять, потому что от этого нам самим станет лучше! Вы согласны?

ИГРА «Я ЭТО Я»

Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.

Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОСНОВНЫМИ ПРАВАМИ РЕБЁНКА

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

    Тематический конкурс рисунков: «Имею право, имею обязанность», «Право на образование», «Мой досуг», «Я и моя семья».

    Викторина «Конвенция о правах ребёнка».

    Викторина в картинках «Знаешь ли ты свои права?»

    Нарисуй статью Конвенции.

    Игра «Мы думали, а оказалось…»

    Конкурс «Сказки и права героев»

КОНКУРС «СКАЗКИ И ПРАВА ГЕРОЕВ»

ИГРА «ОПРЕДЕЛИ, КТО ИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ ЛИШЁН СЛЕДУЮЩИХ ПРАВ»

Выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ»

(Конкурс «Музыкальный»).

Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

Звучат отрывки песен:

    «Чему учат в школе» - право на образование

    «Ничего на свете лучше нету…» - право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний

    «На крутом бережку» - право на отдых

    «Такая – сякая сбежала из дворца...» - никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию.

ИГРА «МУЛЬТИК-ПРАВО»

Многие из вас, наверное, до сих пор любят мультфильмы. А замечали ли вы, как нарушались в них права некоторых героев? Давайте вспомним некоторых из них.

    м/ф “Чиполлино” – эпизод, где Чиполлино вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

    м/ф “Буратино” – эпизод, где Буратино идет в школу.

Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?

Ответ: Правом на образование.

    м/ф “Попугай Кеша” – эпизод, где Кеша в клетке кричит “Свободу попугаям!”

Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?

Ответ: Право на свободу.

    м/ф “Буратино” - эпизод, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.

Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)

РАБОТА В ГРУППАХ

Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе.

1гр. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница:

Право на свободное передвижение;

Право на образование;

Право на труд;

2 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»:

Право на жизнь;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на справедливый суд;

Право на труд;

3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

Право на жизнь;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на образование;

Право жить с родителями и воспитываться в семье

4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

Право на неприкосновенность жилища;

Право владеть имуществом.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии

Право выражать своё мнение;

Во время обсуждения фиксируется внимание на нарушении прав героев сказок.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, как вы думаете, от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами)

Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю от зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям)

(Дети пишут пожелания людям на вырезанных ладошках и прикрепляют их карте мира.)

Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?

Так почему же мы истребляем окружающую среду?
Мы не хотим вреда нашим детям –
И все же убиваем их на войне.
Пожалуйста, спасите наших детей!

Цель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей создания документа;
  • познакомить с основными правами ребенка, закрепленными в Конвенции;
  • закрепить полученные знания с помощью заданий викторины;
  • дать основные сведения о соблюдении прав ребенка в нашей стране.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:
здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Ведущий 2. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация – ООН.

Ведущий 1. Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации – мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека.

Ведущий 2. Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу.

Ведущий 1. О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. Это естественно, но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть
живет, если слабый – сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.Ребенок с рождения имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу и неразлучение с родителями, на их ответственность и обязанность заботиться о детях.

Ведущий. В документе записано, что неполноценный в физическом или умственном отношении ребенок также имеет право на заботу и внимание государства. Все дети имеют право на полноценную медицинскую помощь, а нуждающиеся – на социальную помощь.
Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и
психотропных веществ, от похищения и торговли детьми.
Установлен минимальный возраст приема на работу, есть требования по продолжительности рабочего дня. Ребенок защищен от выполнения любой работы, которая опасна для здоровья или служит препятствием в получении им образования

Ведущий. У ребенка есть определенные права при совершении им правонарушения или преступления. Лицам моложе 18 лет не назначается смертная казнь или пожизненное заключение.Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным путем. Арест или тюремное заключение используется только в качестве крайней меры. Каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых. Ребенок имеет право на особую охрану во время боевых действий и вооруженных конфликтов.
Принимаются все меры, чтобы в военных действиях не участвовали лица, не достигшие 15-летнего возраста.

Ведущий. Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование, в нашей стране – на получение бесплатного среднего образования, на обеспечение школьной
дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Необходимо воспитывать уважение к национальному языку страны, в которой проживает ребенок, готовить его в духе понимания, терпимости, равноправия мужчин и женщин,
дружбы между народами. Каждый ребенок имеет право исповедовать свою религию, пользоваться своей культурой, своим родным языком.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Ведущий. Ребенок имеет право на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, на доступ к сбору и распространению информации.
Ребенок может быть заслушан в ходе судебного заседания с 10 лет.
Усыновление только с согласия ребенка – с 10 лет.
Изменение гражданства только с согласия ребенка – с 14 лет.
Изменение фамилии – с 16 лет.

Ведущий. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме. Но есть определенны ограничения: нужно уважать права других лиц,
не должно быть опасности для общественного порядка.
Ребенок свободен исповедовать свою религию. Ограничения только в том случае, если это противозаконно, против прав и свобод других лиц.
Ребенок имеет право на свободу собраний, организаций, если они не фашистского, расистского, мафиозного направления.
У ребенка есть право на неприкосновенность жилища, право на личную жизнь, тайну переписки

Ведущий. Мы познакомились с основным содержанием документа. Сейчас постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» – эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, стремления получать, а не отдавать.
Сейчас перед вами ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого или подискутировать на затронутую тему.

(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)

Ситуация 1.

Мать. Сколько раз тебе говорить – после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын. Но мам, ты все равно не спишь еще в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить непослушному сыну.

Ситуация 2.

Ученик. Марья Иванна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете. Пусть нам другого учителя найдут.
Учитель. Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик. Смею. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал
– меня за вашу двойку знаете как наказали?.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей. Но чего нельзя допускать, заявляя о своих правах.

Ситуация 3.

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама. Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын. По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите данную ситуацию?

Ведущий. Сейчас, чтобы закрепить все полученные сведения, мы проведем небольшую викторину.

Викторина

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
  2. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
  3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями.

(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста. На доске записаны основные возрастные вехи в жизни ребенка. Затем проверяем все вместе полученные результаты)

Запись на доске.

Основные возрастные вехи в жизни ребенка:

– с рождения
– с 6 лет;
– с 10 лет;
– с 14 лет;
– с 15 лет;
– с 16 лет;
– с 17 лет;
– с 18 лет

Карточки:

  1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.
  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 38 часов)
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.
  8. Может быть членом кооперативного акционерного общества.
  9. Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
  10. Имеет право на получение паспорта.
  11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
  12. Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.
  13. Может быть исключен из школы за нарушения.
  14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
  16. Может вступать в молодежные общественные объединения.
  17. Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
  18. Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.
  19. Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  20. Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
  21. Может выбирать себе место жительства с согласия родителей
  22. Дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями.
  23. Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.
  24. Может вступать в детские общественные объединения.
  25. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
  26. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  27. Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью.
  28. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.
  29. Вправе посещать школу.
  30. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  31. Имеет право на имя, отчество, фамилию.
  32. Приобретает право на гражданство.

Ведущий. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаем вам написать, какие права вы бы еще дополнили к уже существующим, в чем, по вашему мнению, причина невыполнения прав некоторыми людьми.Данные ответы обрабатываются и используются в дальнейшем.

1 слайд. Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правах человека.

(Дети читают стихи).

*** ***

Человеку много нужно, Нужно море и леса,

Чтобы счастливо прожить! Нужно счастье, нужно горе

Нужен дождь, и даже лужи, И родные голоса.

Нужно с кем- нибудь дружить. Невозможно без природы,

Нужен ветер, нужно море. Без синеющих небес.

***

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей от ударов, оказались они за щитом, отсюда и произошло слово за-щи-та, т.е. за щитом. С тех самых пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности, от врагов и недругов.

А кто оберегает и защищает вас, когда вам грустно, страшно, одиноко?

С кем вы чувствуете себя как богатырь за щитом?

(Ответы детей)

2 слайд. Самые близкие и любимые нами люди – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья – становятся нашим щитом в трудную минуту. Но не только они проявляют заботу о вас. Существует Международная Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является Конвенция о правах ребёнка. Да, не только взрослые, но и вы, дети имеете свои права. Этому и посвящёна наше сегодняшнее занятие.

Едва родившись, вы получаете право на жизнь. Большинство из вас родились в стране, которая называется Россия, то есть вы Россияне. Ребята, может, кто-то из вас родился в другой стране?

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.

Декларация-это объявление, провозглашение воли государства. В этом международном документе говорится, что все люди рождаются свободными, равными в правах. Все имеют право на жизнь и свободу.

А что же такое право? Это правила поведения, которые необходимо соблюдать всем людям без исключения.

Приняв такую декларацию, люди задумались, а как же дети? Ведь они такие же люди, как и взрослые, и поэтому должны иметь права.

Именно поэтому 20 ноября 1959 года был принят специальный международный документ - Декларацию прав ребенка, которая призвала все страны мира проявлять заботу о вас - детях.

3 слайд. Ребенок имеет права жить в той стране, где он родился (имеет право на гражданство).

Имеет право носить имя, отчество и фамилию.

Все дети должны воспитываться в семье, знать своих родителей и получать от них защиту.

С полутора лет ребенок имеет право посещать ясли. С 3-х лет – детский садик, а с 6 лет школу. (право на бесплатное образование).

У вас есть не только право трудиться, но и право отдыхать. Для этого в школе и придуманы переменки, где можно побегать и повеселиться.

С 10 лет школьник вправе иметь свое мнение по любому вопросу (говорить о том, что думает).

Может вступать в детские общественные объединения или группы по интересам.

Может быть выслушанным в суде.

4 слайд. А теперь мы посмотрим Слайд фильм о правах по книге Андрея Усачева « Приключения маленького человечка»

Ребята, может вы расскажете, какие права вам уже известны.

Есть права у всех на свете. Право первое - на имя,

Даже трудно перечесть, Знать родителей своих

Сколько прав имеют дети, И, конечно, быть любимым,

Но об этом книги есть. Жить в семье, среди родных.

*** ***

Право дом иметь уютный, Есть в Конвенции ООН

Где всегда поймут, поддержат, На учебу право -

Где счастливые минуты Очень нужный всем закон-

Дарят веру и надежду. Он один из главных.

Чтобы мы могли узнать

*** Обо всем на свете.

Если жар все тело ломит, Фантазировать, мечтать

И совсем не до игры, Очень любят дети.

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

*** ***

Я могу свой детский праздник, Будь ты слабым или сильным,

Как и взрослый отмечать. Белым, черным – все равно!

Если я проголодаюсь, Ты родился быть счастливым,

Пищу вправе получать. Это право всем дано.

Молодцы! А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить, о каких правах можно говорить.

«Антошка»- право на труд.

«Голубой вагон»- право на отдых.

«Чему учат в школе»- право на образование.

Ребята, но ведь кроме прав существуют и обязанности. У каждого члена семьи существует работа, которую он выполняет. Вспомните, какую работу делают ваши папы и мамы? А чем вы им помогаете? Есть ли у вас свои обязанности в семье?

Существуют еще и школьные обязанности. Сейчас ребята расскажут какие школьные обязанности они знают и выполняют.(Дети читают стихи о школьных обязанностях.)

*** ***

Как проснулся, так вставай, Прежде, чем захлопнуть дверь,

Волю лени не давай. Все ли взял с собой, проверь!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди.

***

В школе, в классе не сори,

*** Сор увидишь, подбери!

Будь в одежде аккуратен

Избегай и дыр и пятен.

*** ***

Знай, хорошие отметки – Без учебников у нас

Как плоды в саду на ветке. Не приходят дети в класс.

Чтоб тобой могли гордиться, Ты их бережно храни,

Должен много ты трудиться! Непременно оберни!

*** ***

Нужен весь учебный год, Твой учебник не альбом,

За учебником уход, Рисовать не надо в нем!

Чтобы чистым, неизмятым, Думай над любой задачкой,

Он пришел к другим ребятам! А учебник не испачкай!

***

Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Ручку, ластик, стол, окно,

Парту, книжку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

А сейчас немножко отдохнем и снова поиграем. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте. (Проводим викторину «Права литературных героев») Перед вами стоят книжки-подсказки,(выставка по детским сказкам).

Викторина « Права литературных героев»

1.В какой сказке и кто из героев нарушает право на неприкосновенность жилища? («Заюшкина избушка»,Лиса)

2.В какой сказке и кто нарушал право на свободный труд и держал кукол в рабстве? («Золотой ключик», Карабас Барабас)

3. В какой сказке хлебобулочному герою угрожали быть съеденным? Нарушалось право на жизнь? (Колобок», Лиса)

4. В каких сказках соблюдается право на охрану здоровья? («Доктор Айболит»)

5. Существует право на свободу мирных собраний. Кто из героев воспользовался им? «Бременские музыканты»

6. У кого из литературных героев нарушено право на отдых? («Золушка»).

7. Каждый человек имеет право пользоваться достижениями науки и техники. Кто из героев воспользовался этим правом? (« По щучьему велению», Емеля).

8.Кто из героев был насильно разлучен с родителями (« Снежная королева», Кай).

9.Кто не захотел воспользоваться своим правом на образование и продал свою азбуку? (Буратино).

10. Кто воспользовался правом на свободное передвижение, выбор места жительства? (« Лягушка- путешественница»)

Теперь, ребята, вы знаете, какие существуют права и как их правильно соблюдать. (Дети читают стихи о правах).

*** ***

Конституция должна нас защищать. Имеем мы право, сказать как

Государство нас должно оберегать. Один -

Чтобы мы росли у пап и мам. «Я полноправный страны

Здоровыми и сильными гражданин».

На радость докторам.

*** ***

Имею я право нормально питаться, Расти в своем доме,

Учиться, лечиться, В любимой семье

И развлекаться! А не на уличной мокнуть

скамье!

***

К ребенку нельзя относиться небрежно,

А только с любовью, заботой и нежно,

Ребенка нельзя как товар продавать
и от учебы его отрывать!

*** ***

Терпимость и дружба, А наши родители и педагоги,

Всеобщее братство, Должны нас направить

Духовная близость - На эти дороги.

Вот наше богатство

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. И я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Путешествие в страну Правляндию (Внеклассное мероприятие для учащихся 3-5 классов).

Цели:
– знакомство учащихся с правами человека (детей), закреплёнными в Декларации прав человека и в Конвенции о правах ребенка;
– формирование системы правовых знаний;
– воспитание правовой культуры школьников;
– воспитание уважения к правам и свободам личности, чувствам собственного достоинства, справедливости.
Перечень оборудования и материалов: мультимедийное оборудование для показа презентаций, адаптационные текстыДекларации прав человекаи Конвенции о правах ребенка.
Мероприятие проходит в актовом зале. В качестве ведущих выступают учащиеся 10 класса

Ход мероприятия.
На фоне музыки (песенка кота Леопольда из мультипликационного фильма «Кот Леопольд и мыши») ребята рассаживаются по местам. На стене плакат со словами «Ребята, давайте жить дружно!»
1-й ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем празднике – путешествии в необычную, но очень нужную и полезную для всех людей страну – страну Правляндию! Думаем, вы все с пользой и интересом для себя проведёте здесь время и наберётесь ума-разума. Сегодня наше мероприятие посвящено правовым знаниям и законам, которые будут сопровождать вас всю вашу жизнь.
2-й ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и чего не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
3-й ведущий: Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
1-й ведущий: И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
2-й ведущий: И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.
3-й ведущий: И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно не интересны!
1-й ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
2-й ведущий: Правда, только в том случае, если соблюдать… Адля этого нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми статьями.
3-й ведущий: Именно в этом мы и поможем вам сегодня. После того, как вы познакомитесь с этим серьёзным и важным документом, советуем взять любую сказку, любой рассказ, посмотреть любой фильм и поразмышлять, о нарушении или о торжестве каких Прав Человека в них идёт речь.
1-й ведущий: Заверяем вас – нет ни одной книги на свете, ни одного художественного фильма, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека!
2-й ведущий: Помните: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пушкина о Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации.
3-й ведущий: Выполнимой Декларацию сделает только работа наших с вами душ и ума!
Начнём знакомство с Декларацией с конца, с тридцатой её статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные 29 статей и пользоваться ими.

Представление презентации.
Заключение. Просмотр мультфильма«Сказка о попе и его работнике Балде».

Вопрос к учащимся: «Ребята, какое своё право реализовал Балда начав работать у попа? (право на труд).
Учитель: Чтобы побольше узнать о своих правах и обязанностях, мы приглашаем вас пройти на следующие наши занятия: «Азбука прав ребёнка» («Конвенция о правах ребёнка», каб. истории); «Закон и порядок» (инспектор ПДН, каб. №2). Спасибо всем за внимание. Всего вам доброго. Будьте любознательными, добрыми и хорошими гражданами России.

АЗБУКА ПРАВ РЕБЁНКА.
(Продолжение внеклассного мероприятия)
Добрый день дорогие ребята! Мы посвящаем нашувстречу рассказу о ваших правах.
1-й ведущий:
Вы уже знаете о том, что с древних времён люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой.
Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желавшего отстоять его права на собственность и жизнь.
2-й ведущий: Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, то у слабых, обманутых и обиженных, появился могущественный заступник.
О правах человека стали задумывать ещё в Древней Греции.
3-й ведущий: С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем, жить стало опасней.
Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильней государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы не случилось. Миссию такого защитника взяла на себя Организация Объединённых наций.
1-й ведущий: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках,поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди.
2-й ведущий: Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто не мог наказывать людей без вины. Поэтому все вместе они приняли очень важный документ, приведя в нём список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, чтобы все знали и уважали эти права.
3-й ведущий: Конвенция – это международный договор, соглашение по определённому вопросу с взаимными обязательствами. Сегодня вы познакомитесь с основными статьями Конвенции.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...